Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
О состоянии и перспективах развития судоходства
на внутренних водных путях РФ


А. Мишарин

О состоянии и перспективах развития судоходства
на внутренних водных путях РФ

  Речной транспорт обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и 41 область России, осуществляет внешнеторговые перевозки по внутренним водным путям длиной 101,6 тыс. км.

   Не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система в европейской части страны длиной 6,5 тыс. км обеспечивает транспортную связь с пятью морями и перевозки транзитных грузов. Объем перевозок грузов речными и «река-море» судами в 2006 г. составил 133,4 млн.т, что несколько выше (на 0,4 %) уровня 2005 г., перевезено более 18 млн.пассажиров, в том числе 2,6 млн.«льготников».

   В регионах Крайнего Севера, где нет железнодорожного сообщения и автомагистралей, ВВТ является жизнеобеспечивающим и часто безальтернативным при перевозках грузов и пассажиров. Себестоимость таких перевозок в десятки раз ниже, чем авиационных.

   ВВТ — один из самых «чистых» и безопасных видов транспорта. По данным специальной комиссии Евросоюза аварии на речном транспорте происходят в 178 раз реже, чем на автомобильном, и в 13 раз реже, чем на железнодорожном транспорте.

   По соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Россия взяла на себя обязательства открыть внутренние водные пути для международного судоходства, что нашло отражение в Концепции развития ВВТ России. В этом случае на внутреннем фрахтовом рынке появится сильный конкурент на часть отечественной грузовой базы. Но есть и положительные моменты.

   По оценке бизнес-сообщества, может произойти выравнивание железнодорожных тарифов на перевозку грузов в адрес морских портов и погранпереходов. Разница между стоимостью транспортировки отдельных видов грузов по реке и железной дороге станет еще существеннее. Предусмотрена перевозка грузов на двусторонней основе по Большому Европейскому воднотранспортному кольцу, включающему Единую глубоководную систему России.

   Минтранс России считает, что большая социальная значимость морских и речных пассажирских перевозок в регионах Крайнего Севера является основанием, чтобы признать их одним из приоритетных направлений бюджетных расходов Российской Федерации.

   В процессе реализации принятого курса на интеграцию транспорта России в европейскую и мировую транспортные системы и взаимного открытия внутренних водных путей требуется серьезное обновление старого флота в составе 30 тыс. судов и создание универсальных судов нового поколения.

   В 2006 г. в Российской Федерации построено 140 судов речного и смешанного «река-море» плавания при потребности ежегодного ввода около 500 судов общей грузоподъемностью 4,5 млн.т (с учетом программы реновации). Современный потенциал промышленности позволяет нам ежегодно строить до 300 судов. Однако срок окупаемости, например, 5-тысячника примерно равен расчетному сроку его службы, и судоходные компании смогут закупать ежегодно не более 150 – 160 судов.

   Интенсивное развитие судоходства зависит и от пропускной способности внутренних водных путей, от эффективности работы судоходных гидротехнических сооружений и качественных параметров ВВП.
   На реках расположено около 30 тыс. гидросооружений, в том числе 723 судоходных (на балансе организаций Росморречфлота); в их числе 108 шлюзов и Красноярский судоподъемник, 70 плотин и более 125 напорных дамб.
   Из 335 гидросооружений, подлежащих декларированию, в опасном состоянии находятся 12 объектов или 3,5 %.

   Основными причинами плохого технического состояния ряда сооружений является их возраст (75 % действующих ГТС эксплуатируются от 50 до 176 лет) и недофинансирование их содержания в 1990-х годах.

   С 2004 г. финансирование на текущее содержание гидросооружений и внутренних водных путей увеличилось в 2,7 раза, что позволило значительно улучшить техническое состояние 18 объектов гидросооружений, которое ранее оценивалось как неудовлетворительное.

   В 2006 г. на текущее содержание судоходных ГТС и ВВП из федерального бюджета было выделено более 5 млрд.руб. В 2007 г. финансирование доведено до 7 млрд.руб. (рост на 33 %), что позволит увеличить протяженность ВВП с гарантированными габаритами судовых ходов с 31,6 до 43,4 тыс. км (рост на 37 %) и повысить категории навигационной обстановки, тем самым обеспечив безопасность судоходства и прогнозируемый на среднесрочную перспективу грузооборот.

   Выделение дополнительного финансирования на реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений, предлагаемое Минтрансом России, позволит привести в нормальное техническое состояние 81 объект. Разрабатываются крупные инфраструктурные проекты по восстановлению объектов, расположенных на Единой глубоководной системе.

   Реформирование системы управления внутренними водными путями позволит решить вопросы социальной направленности, в том числе такие, как повышение уровня заработной платы, обеспечение жильем, закрепление кадров в отрасли.

   Особое значение приобретают вопросы охраны и антитеррористической защищенности судоходных ГТС, решаемые в рамках реализации принятого Федерального закона «О транспортной безопасности» — в 2007 г. предусмотрено увеличить финансирование на эти цели более чем в 2 раза (до 712 млн.руб.).

   Внутренний водный транспорт имеет существенный потенциал развития, эффективное использование которого позволит значительно улучшить условия судоходства, осуществить обновление транспортных судов и реконструкцию речных портов.

   А. Мишарин также проинформировал Морскую коллегию, как действует закон «О международном реестре судов». В целях реализации положений этого закона Минтрансом России подготовлен ряд документов, касающихся утверждения Морской флот №3, 2007. Управление и экономика перечня морских торговых портов, в которых будет осуществляться регистрация судов в этом реестре, и «Правил регистрации судов и прав на них в морских торговых портах», а также предоставления права Минтрансу России от имени Правительства РФ делегировать иностранным классификационным обществам — членам МАКО полномочий по проведению освидетельствования судов, зарегистрированных в Реестре, и выдаче на них свидетельств в соответствии с международными договорами РФ.

   Ситуация с уходом российского флота под так называемые «удобные» флаги несколько стабилизировалась. В Российском международном реестре судов на данный момент зарегистрировано более 140 судов.

   В то же время, судя по поступающим вопросам и предложениям от судоходных компаний, все еще остаются проблемы в отношении практической реализации таможенных и налоговых льгот, предусмотренных настоящим законом. Кроме того, появились дополнительные требования ФТС России по разработке проекта постановления Правительства РФ «О порядке освобождения от уплаты таможенной пошлины в отношении судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов».


Управление и экономика. Морской флот
О состоянии и перспективах развития судоходства на внутренних водных путях РФ