Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Актуальность импортозамещения в России
в условиях западных санкций


Моисеев Владимир Викторович
Импортозамещение: проблемы и перспективы в России

Актуальность импортозамещения в России
в условиях западных санкций

   Импортозамещение представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства.

   Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий. Сама по себе стратегия импортозамещения опирается на развитие всего производства, повышение качества производимого товара, технологий применяемых на предприятиях, развитие инноваций. И это особенно актуально для страны, уровень производственных отраслей которой отстает от уровня государств, с которыми она взаимодействует.

   Тема импортозамещения наиболее актуальна в настоящее время в связи с западными санкциями против России. Поэтому итогом новой экономической политики в этих сложных условиях должно стать именно импортозамещение, которое позволит в значительной степени минимизировать негативный эффект от антироссийских санкций.
   Взятый США курс на изоляцию России — ограничение ее доступа к мировым рынкам, технологиям, финансовым ресурсам, а также большая вероятность дальнейшего расширения такого рода санкций могут привести к тому, что технологическое отставание России от западных стран будет нарастать. Для преодоления этих тенденций России предстоит создать новые механизмы наращивания инвестиций, модернизации технологий, повышения уровня человеческого капитала и качества институтов.

   Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью. Разумное решение этой проблемы позволит не только сократить импорт, сохранив в стране значительный объем валютных средств, но и удешевить товары, поддержать отечественного производителя, создать новые рабочие места.

   Проблема технологического отставания России сформировалась не сегодня, а на протяжении двух последних десятилетий. Одним из свидетельств нашей технологической зависимости от стран Запада является то обстоятельство, что в товарной структуре импорта из стран дальнего зарубежья на долю машин и оборудования приходится свыше 50%. Сегодня многие отрасли промышленности России очень сильно зависят от иностранного оборудования и технологий производства. Например, доля импорта
   - в тяжелом машиностроении составляет от 60 до 80%,
   - в легкой промышленности — от 70 до 90%,
   - в электронной промышленности — от 80 до 90%,
   - в фармацевтической и медицинской промышленности — 70–80%8.

   Причиной такой импортозависимости стала неверная промышленная стратегия, проводимая в постсоветский период. Достаточно сказать, что результатом такой, с позволения сказать, «стратегии» стало резкое падение объема станков и кузнечно-прессового оборудования, являющихся основой промышленного производства. Если в 1990 г. в нашей стране было произведено 129800 станков, то в 2012 г. только 3200 или всего 2,5% от дореформенного уровня. При этом рост импорта машин, оборудования и транспортных средств увеличился в 15 раз. А в СССР промышленные отрасли привилегированно получали все нужные ресурсы: необходимое оборудование, сырье, материалы и т. д. Научно-исследовательские институты были приравнены к НИИ оборонной промышленности по категориям оплаты научных сотрудников и инженеров, по обеспечению финансирования НИОКР и т. п.

   8 Сухарев О. С. Экономическая политика и условия развития технологической базы России // Экономическое возрождение России. — 2014. — № 4(42). — С. 37.

   Сегодня наша страна практически прекратила производство основных комплектующих изделий для производства станков и кузнечно-прессового оборудования. Станки с числовым программным управлением почти полностью комплектуются импортируемыми из Германии и Японии системами ЧПУ, датчиками, измерительными системами, роботами, электротехническими и электронными изделиями, гидравлическими системами и т. п. Основными поставщиками комплектующих изделий являются компании «Сименс», «Фанук», «Хайденхайн», «Бош», «Баллуф», «Ренишоу». Технологическая отсталость отечественного станкостроения происходит в первую очередь из-за отсутствия инвестиций в течение длительного времени. Иностранные инвесторы не желают вкладывать в развитие отечественных технологий, которые напрямую составляют конкуренцию их производителям. Единственным инвестором для станкои-нструментальной промышленности, как и для ВПК, может служить только государство, но оно до последнего времени уделяло этой проблеме недостаточно внимания.

   Следует отметить, что в России в последние годы немало сделано для поддержки промышленности:
   - действуют механизмы государственно-частного партнерства;
   - созданы налоговые стимулы для открытия новых производств;
   - субсидируются процентные ставки по кредитам, полученным на цели технического перевооружения;
   - софинансируются из средств федерального бюджета перспективные НИОКР и государственные капитальные вложения;
   - усовершенствована нормативная база.
Но этого недостаточно. Для преодоления технологической зависимости для нас жизненно важна последовательная политика импортозамещения.

   В мае 2014 года на Петербургском экономическом форуме Президент Российской Федерации В. В. Путин заявил, что Россия будет проводить активную политику импортозамещения в соответствии с нормами ВТО и обязательствами перед партнерами Евразийского экономического союза. При этом глава государства поставил задачу в короткие сроки проанализировать возможности конкурентного импортозамещения в промышленности и сельском хозяйстве и определить, какие товары для государственных и муниципальных нужд необходимо закупать исключительно или преимущественно у российских производителей, а также у компаний государств — членов Таможенного союза.

   В сложившихся обстоятельствах принципиально важным является верное определение приоритетов импортозамещения и концентрация финансовых ресурсов на наиболее перспективных направлениях. Импортозамещение в России не должно сводиться к поддержке «вчерашних технологий» и консервации отставания. Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий — электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. Не менее важны меры организационного характера — создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научно-технической политики. Для успешной реализации этих задач требуется эффективная долгосрочная государственная промышленная политика, первоочередной задачей которой является разработка мер законодательного, финансового, организационного и кадрового обеспечения реиндустриализации. Верным шагом в этом направлении является внесение Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроекта «О промышленной политике в Российской Федерации». Законопроектом предусмотрены новые, не применявшиеся ранее меры, в том числе: налоговые льготы для проектов, включенных в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, обеспечение доступа промышленных предприятий к долгосрочному заемному финансированию на конкурентоспособных условиях, установление специальных налоговых режимов или льгот промышленным кластерам и индустриальным паркам.

   Важнейшим новшеством законопроекта является возможность заключения специального инвестиционного контракта между Российской Федерацией и инвестором. При этом инвестор получает широкий пакет льгот и ему гарантируется неизменность условий ведения бизнеса на время действия контракта.

   В условиях, связанных с введением санкций, необходимо также найти новые подходы к реализации политики импортозамещения. Так, например, особое внимание необходимо уделять внутренним источникам совершенствования технологий — перспективным разработкам отечественной науки, достижениям лучших отечественных предприятий и отдельных регионов. Необходимо также сопроводить программу импортозамещения принципиально новыми механизмами господдержки.

   Создание в сентябре 2014 года фонда развития промышленности для финансирования технического перевооружения ряда отраслей отечественной промышленности — один из многих необходимых шагов в этом направлении. Этот Фонд, нацеленный на модернизацию и строительство новых предприятий в рамках политики импортозамещения, будет получать из бюджета 15–20 млрд.рублей в год.
   Основное внимание будет уделено созданию отечественных образцов в приоритетных и критических видах продукции и технологий.
   Во-вторых, необходимо наладить проектное финансирование новых производств с долей участия инициатора проекта не больше 15% от его стоимости. Сам проект при этом должен стать предметом залога.

   В ряде отраслей, прежде всего в машиностроении, действенными мерами по содействию импортозамещению могут стать госзакупки и стандартизация. Развитие национальных стандартов позволит сократить импорт некачественной продукции, а также мотивировать отечественные предприятия на производство конкурентоспособной продукции. Что касается госзакупок, то федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» разрешается устанавливать запреты и ограничения на закупку импортной продукции, а также преференции для отечественных производителей.

   По оценке Правительства России, в случае реализации продуманной политики импортозамещения к 2020 году можно рассчитывать на снижение импортозависимости по разным отраслям промышленности с уровня 70–90% до уровня 50–60%. А в ряде отраслей возможен выход на более низкие показатели. В целом, российским промышленникам понадобится от 6 месяцев до 2,5 лет, чтобы наладить выпуск импортозамещающей продукции.

   Реализация программы импортозамещения, по оценкам Минпромторга, позволит российским предприятиям сформировать дополнительный объем производства на сумму свыше 30 млрд.рублей ежегодно, начиная с 2015 года.

   С 2016 года Минпромторг России планирует внедрять комплексный проектный подход, который обеспечит создание полного цикла разработки готового продукта: от проведения научно-исследовательских работ до запуска в серийное производство востребованного рынком продукта.

   В области программного обеспечения:

   В соответствии с поручением Председателя Правительства России Д. Медведева, Минпромторг России совместно с Минкомсвязью России приступили к разработке подпрограммы «Разработка отечественного инженерного программного обеспечения». Документ должен быть подготовлен до 2 июня 2016 года.

   Кроме этого, Минпромторг России совместно с другими ведомствами должен представить в Правительство России:
   - к 11 февраля 2015 года предложения по организации на территории Российской Федерации производства новых материалов, используемых для изготовления изделий с помощью аддитивных технологий;
   - до 31 декабря 2015 года проект национальной технологической инициативы «Новые производственные технологии»;
   - до 2 июня 2016 года предложения по созданию проектных консорциумов с международным участием, ориентированных на внешние и внутренние рынки и состоящих, в том числе, из крупных компаний с государственным участием;
   - до 2 июня 2016 года подпрограмму «Производство средств производства» в рамках Государственной программы «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности», предусмотрев мероприятия по развитию робототехники, цифрового производства и аддитивных технологий.

   В области технологического оборудования в машиностроении (станкостроения):

   Одной из задач, стоящих перед российской промышленностью, является возрождение отечественного станкостроения. Важное значение по содействию импортозамещению имеет принятое в декабре 2013 года постановление Правительства Российской Федерации № 1224, в соответствии с которым Минпромторгом России разработан механизм повышения технологической независимости машиностроительных предприятий от импортного оборудования9. Документ предусматривает введение требований по достижению установленных показателей импортозамещения в рамках реализации проектов техперевооружения.

   Принято решение, что с 2014 года оборонные предприятия, получающие бюджетные средства, должны быть оснащены отечественным оборудованием. Минимальный уровень оснащенности промышленных оборонных предприятий технологическим оборудованием российского производства за ближайшие пять лет должен вырасти с минимальных 10% до 60%. С этой целью во всех интегрированных структурах планируется создание своих сертифицированных центров для приобретения станочного оборудования и организации скоординированной системы закупок.

   В последние четыре года благодаря госпрограмме «Развитие станкостроения и инструментальной промышленности на 2011-2016 годы» было создано свыше ста образцов новых станков и высокотехнологичного твердосплавного сбора инструмента, которые полностью готовы к внедрению в серийное производство.

   9 Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 1224 «Об установлении запрета и ограничений на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства».

   Таким образом, благодаря указаниям Президента России В. В. Путина в нашей стране, несмотря на трудное экономическое положение и ограниченные финансы в условиях западных санкций начался процесс импортозамещения. Принятые программы в этой области стали реализовываться. Предстоит большая работа по импортозамещению в отраслях российской экономики. При решении проблемы импортозамещения требуется комплексный подход с учетом всех факторов и особенностей страны. Реализовываться эта программа должна по трем направлениям.

   Первое должно охватывать импортные товары, аналоги которых производятся в РФ в недостаточном количестве. С этой целью необходимо ставить задачу модернизации действующих производств таким образом, чтобы увеличить выпуск потребной продукции.

   Второе направление охватывает импортные товары, которые в стране не производятся, но выпуск которых можно и нужно освоить в сжатые сроки. Соответственно, на этом уровне целесообразна постановка задач создания новых современных импортозамещающих производств с гарантией конкурентоспособности, как минимум, на внутреннем рынке.

   Наконец, третье направление включает изделия и товары, не производимые в РФ, поскольку их импортозамещение экономически невыгодно или невозможно в силу объективных причин. Такие товары необходимо относить к так называемому критическому импорту, и главная задача на этом направлении — сократить потребление такой группы товаров, изучить и применять возможности непрямого замещения.

   Основными критериями процесса импортозамещения должны служить экономическая, социальная и стратегическая целесообразности. Если западные страны в качестве санкций запретят экспорт жизненно важных лекарств в Россию, что станет с российскими больными, страдающими сахарным диабетом, сердечнососудистыми, раковыми и другими заболеваниями? По статистике, в нашей стране необходимых лекарств производится менее четверти от потребности!


Актуальность импортозамещения в России в условиях западных санкций
Моисеев Владимир Викторович. Импортозамещение: проблемы и перспективы в России