Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РИСКИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ


 А. Г. Гетман, к.э.н.,
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления– филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и
государственной службы при Президенте Российской Федерации» (СЗИУ РАНХИГС)

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РИСКИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

   В данной статье рассмотрена проблема учета специфического товара при рассмотрении логистических рисков. Товар, содержащий объект интеллектуальной собственности характеризуется сложностью учета интеллектуальных прав при организации внешнеторговой деятельности. Выделены основные риски, с которыми сталкиваются как участник внешнеторговой деятельности, так и представитель таможенных органов при осуществлении таможенного контроля и предложены пути их минимизации.

   Согласно официальным статистическим данным в нашей стране доля импортной продукции составляет, в зависимости от категории товаров, от 15 % до 90 % [1]. Так, по рынку одежды эта цифра достигает 81 %, а на рынке бытовых пылесосов доходит до 95 %.

   Это свидетельствует о большом объеме перемещаемых через таможенную границу товаров и необходимости для продавцов исследования вопросов логистической цепи поставки своего товара. Ключевой целью данных исследований должны выступать логистические риски и вероятность их наступления.

   В настоящее время целевые исследования рисков в цепях поставок товаров, в том числе, логистических рисков, в России проводится слабо [2].

   В общем понимании логистические риски состоят из таможенных рисков, рисков срывов поставок, ущербов при выполнении логистических операций для каждого звена цепи поставок и т.д. По одному из мнений [3] «логистические риски» — это риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций».

   При этом, все чаще говорится [4] о необходимости ухода от термина «логистический риск» и использование термина «риск в системах поставок» как «фактор деятельности, характеризующийся определенными условиями возникновения, силой действия и ресурсного потенциала, выступающий одновременно индикатором, интегратором и регулятором состояния системы поставок [5]. Вместе с тем, область применения остается прежней–анализ цепей поставок.

   При исследовании рисков особое внимание следует уделить учету затрат на выполнение логистических операций в цепях поставок внешнеторговых грузов. При этом, отдельными авторами уже отмечается необходимость учитывать затраты на таможенную обработку и оформление грузов [с. 123, 6].

   Так, в контексте концепции совокупных логистических издержках выделяют в таможенной сфере следующие затраты:
   – таможенное оформление (совершение таможенных операций), включающее в себя декларирование и временное хранение товаров;
   – доставку товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
   – таможенные платежи.

   Множество существующих классификаций логистических рисков касаются движения цепи поставок товара, практически и не учитывают специфические товары. Отдельными учеными выделяются риски, свя-занные с особенностями продукта. Такие риски отличаются специфическими свойствами продуктов, которые делают цепь поставок уязвимой с точки зрения неопределенности [7].

   Однако же, в доступных источниках не удалось найти материалов, рассматривающих специфику цепей поставок товаров, содержащих ОИС и, как следствие, специфику рисков, которые могут возникнуть.

   Вместе с тем, нарушение прав интеллектуальной собственности (при перемещении через таможенную границу контрафактных товаров) относится к таможенному риску. Тем самым, перемещение любого товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, сопровождается специальными процедурами со стороны таможенных органов и возможными издержками со стороны получателя товара [8].

   Рассмотрим возможные риски в отношении перемещаемого через таможенную границу товара, содержащего объект интеллектуальной собственности.

   1. Риск задержки сроков выпуска. Перемещаемый товар может содержать объект интеллектуальной собственности (далее — ОИС) с признаками контрафактного (например, сходство до степени смешения). Это приведет (при условии, что ОИС внесен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) в соответствии с ТК ЕАЭС к приостановлению выпуска товара до 20 рабочих дней.

   2. Риск уплаты лицензионных платежей.

   В соответствии Решением коллегии ЕврАзЭС от 16 октября 2018 г. N 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости» в отдельной графе (графа № 15) указывается величина лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, относящихся к ввозимому товару, либо суммарная величина лицензионных и иных подобных платежей в установленных случаях. Эта информация не указывается в отношении ввозимого товара в случае, если суммарная величина лицензионных и иных подобных платежей добавлена к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за иной товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины или наибольший уровень налогообложения.

   Несмотря на то, что порядок учета интеллектуальных прав ни в одном правовом документе в принципе не раскрыт, при неверном заявлении стоимости за передачу прав на интеллектуальную собственность (лицензионные платежи), возможно проведение дополнительной проверки по контролю таможенной стоимости (и учета в ней суммы платежей за использование интеллектуальных прав), что приведет также к задержке сроков выпуска товара.

   3. Риск привлечения к административной ответственности.

   В случае выявления таможенными органами товара, обладающего признаками контрафактного, после подтверждения наличия этих при-знаков правообладателем, в отношении получателя товара возбуждается дело об АП (ч.1. ст.14.10, ч.1 ст.7.12 КоАП РФ),

   4. Риск конфискации товара.

   По результатам рассмотрения возбужденного дела об АП в суде вы-носится решение. В случае подтверждения контрафактности товара–продукция конфискуется и уничтожается.

   5. Риск лишения участника ВЭД статуса: «добросовестного».

   Таможенный кодекс ЕАЭС построен по принципу содействия внешнеторговой деятельности добросовестным участникам ВЭД–с одной стороны и применения необходимых инструментов для недопущения правонарушений–с другой. Получение статуса уполномоченного экономического оператора как добропорядочного участника ВЭД дает ряд льгот (упрощений) при осуществлении таможенного контроля (например, совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, таможенным декларированием и выпуском в первоочередном порядке). Возбуждение в отношении уполномоченного экономического оператора дела об АП является основанием для приостановления действия статуса уполномоченного экономического оператора.

   6. Риск невыполнения условий контракта по доставке товара.

   В случае признания товара контрафактным по результатам вынесения решения суда–товар не возвращается, а подлежит уничтожению и условия сделки по передаче товара выполнены не будут.. Кроме того, при приостановлении выпуска товара (от 10 до 20 рабочих дней), являющимся скоропортящимся, он может прийти в негодность и не соответствовать требованиям контракта, что фактически так же приведет к его неисполнению.

   В таблице 1 раскрыта причинно-следственная связь возникновения специфических рисков. С помощью применения определенных мер по минимизации рассмотренных рисков возможно сократить логистические издержки на этапе планирования внешнеторговой деятельности в отношении товара, содержащего ОИС.

 Наименование риска 

Возможные последствия Минимизация рисков
со стороны
таможенных органов
со стороны
правообладателей
 Риск задержки сроков выпуска товаров Приостановление выпуска товаров до 20 рабочих дней Проверка документов и сведений, в части подтверждения законного использования ОИС  Наличие разрешение правообладателя
Риск уплаты лицензионных платежей Корректировка таможенной стоимости  Проверка наличия лицензионного договора или иного документа, подтверждающего законность использования ОИС Включение е лицензионных платежей в таможенную стоимость товара
 Риск привлечения к административной ответственности Срок задержки выпуска товаров может увеличиться до 1 года (суммарное время проведения административного расследования и рассмотрения дела в суде) Запрос правообладателю и участнику ВЭД на предмет наличия разрешительного документа Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до подачи декларации на товары
Риск конфискации товара Потеря товара  - Получение разрешения правообладателя
 Риск лишения участника ВЭД статуса: «добросовестного» Исключение из «зеленого сектора», лишение статуса «уполномоченного экономического оператора», лишение льготного порядка уплаты таможенных платежей и неприменение выборочности контроля при применении системы управления рисками  Анализ фактов перемещения через таможенную границу и наличие/отсутствия возбужденных дел об АП. Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до заключения внешнеторговой сделки и учет лицензионных платежей в таможенной стоимости товара
Риск невыполнения условий контракта по доставке товара  Невыполнение условий контракта - Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до заключения внешнеторговой сделки

   Таким образом, изучение специфических рисков, связанных с перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, позволит их идентифицировать и принять своевременные меры к их минимизации в целях сокращения логистических издержек.

 Список литературы

   1. https://www.fedstat.ru/indicator/37191.do
   2. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Юрайт, 2014, с.379.
   3. Плетнева Н. Г. Анализ рисков логистики и цепей поставок: подход к классификации и алгоритм принятия решений // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. Вып. 4(13). — СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — с. 213–220.
   4. Левина Т. В. Актуальные вопросы управления логистическими рисками. //Логистика и управление цепями поставок № 4 (63) август 2014 г.
   5. Cavinato, Joseph L. (2004). Supply chain logistics risks; From the back room to the board room. International Journal of Physical Distribution & Logistics Manage-ment; 34, 5; ABI/INFORM Global, pp. 383–387.
   6. В. В. Лукинский, Ю. В. Малевич, И. А. Пластуняк. Модели и методы управления транспортно-терминальными и таможенными операциями в цепях поставок. — СПб.: СПбГИЭУ, 2012. — 140 С.
   7. Singhal, P., Agarwal, G., & Mittal, M.L. (2011). Supply chain risk manage-ment: review, classification and future research directions/ International Journal of Business Science and Applied Management, Volume 6, Issue 3, pp. 15-42.
   8. А. Г. Гетман. Актуальные вопросы управления рисками в международ-ных цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собствен-ности. Управленческое консультирование. №10 (118), 2018.


А. Г. Гетман, к.э.н., доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления– филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства
 и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (СЗИУ РАНХИГС)
Специфические риски в цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности