Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Стратегия экономического партнерства БРИКС
(Неофициальный перевод)


Неофициальный перевод
Стратегия экономического партнерства БРИКС

Содержание

   1. ПРЕАМБУЛА
   1.1 Цели
   1.2 Основные принципы

   2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
   2.1 Торговля и инвестиции
   2.2 Производство и переработка минерального сырья
   2.3 Энергетика
   2.4 Сотрудничество в сфере сельского хозяйства
   2.5 Наука, технологии и инновации
   2.6 Финансовое сотрудничество
   2.7 Взаимосвязанность
      2.7.1 Институциональная взаимосвязанность
      2.7.2 Физическая взаимосвязанность
      2.7.3 Контакты между людьми
   2.8 Сотрудничество в сфере ИКТ

   3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ И РЕГИОНАЛЬНЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ФОРУМАМИ
   3.1 БРИКС и ВТО
   3.2 БРИКС и "Группа двадцати"

   4. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ БРИКС


 Неофициальный перевод
СТРАТЕГИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА БРИКС

1. Преамбула

   БРИКС – это платформа для развития диалога и сотрудничества между государствами-членами (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), которые в совокупности занимают 30 % суши и на долю которых приходится 43 % населения планеты, 21 % мирового валового внутреннего продукта (ВВП), 17,3 % мировой торговли товарами1, 12,7 % мировой торговли услугами2 и 45 % мирового сельскохозяйственного3. Цель этой платформы – содействовать безопасности, процветанию и развитию в условиях многополярного, взаимосвязанного и глобализованного мира. Страны БРИКС представляют Азию, Африку, Европу и Латинскую Америку, что обусловливает трансконтинентальное измерение их сотрудничества и придает ему особую ценность и значимость.

   БРИКС играет жизненно важную роль в мировой экономике с точки зрения общего объема производства, получения инвестиционного капитала и расширения потенциальных потребительских рынков. Широко распространено мнение, что экономики стран БРИКС являются движущей силой восстановления глобальной экономики, что подчеркивает меняющуюся роль этих экономик в мире. На встречах "Группы двадцати" страны БРИКС оказали значительное влияние на формирование макроэкономической политики после окончания недавнего финансового кризиса.

   На саммитах в Санье, Дели, Дурбане и Форталезе лидеры БРИКС договорились о создании партнерства в интересах повышения стабильности, активизации роста и развития. В этой связи странам БРИКС следует развивать прагматичное экономическое сотрудничество и создавать более тесное экономическое партнерство в целях содействия восстановлению глобальной экономики, снижения потенциальных рисков на международных финансовых рынках и активизации экономического роста в странах-членах.

   1 База статистических данных ВТО
   2 База статистических данных ВТО производства
   3 База статистических данных "ФАО Стат"


1.1 Цели

Сотрудничество в рамках БРИКС призвано дополнить и укрепить существующие двусторонние и многосторонние связи между государствами-членами. Стратегия экономического партнерства БРИКС  (далее – Стратегия БРИКС) будет способствовать укреплению экономического роста и повышению уровня конкурентоспособности экономик БРИКС на международной арене. Цели Стратегии БРИКС являются следующими:
   – расширение возможностей доступа на рынки и содействие развитию связей между рынками;
   – содействие взаимной торговле и инвестициям и создание благоприятной среды для инвесторов и предпринимателей во всех странах БРИКС;
   – расширение и диверсификация торгового и инвестиционного сотрудничества в целях повышения доли товаров и услуг с высокой добавленной стоимостью в торговле между странами БРИКС;
   – углубление координации макроэкономической политики и повышение устойчивости к внешним экономическим потрясениям;
   – стремление к обеспечению инклюзивного экономического роста в целях искоренения бедности, решения проблемы безработицы и содействия социальной вовлеченности;
   – содействие обмену информацией через Виртуальный секретариат БРИКС и Платформу БРИКС для обмена экономической информацией, а также другие согласованные платформы;
   – консолидация усилий для обеспечения более качественного роста путем ускорения инновационного экономического развития, основанного на развитии новейших технологий и навыков, в целях создания экономики знаний;
   – наращивание дальнейшего взаимодействия и сотрудничества с государствами, не входящими в БРИКС, а также с международными организациями и форумами. Члены БРИКС будут взаимодействовать с бизнес-сообществами своих стран в целях реализации Стратегии. Они будут содействовать налаживанию более тесного взаимодействия между бизнес-сообществами стран БРИКС.


1.2 Основные принципы

   В основе Стратегии БРИКС лежат следующие принципы:
   – полное уважение суверенитета государств-членов;
   – приверженность принципам международного права и признание центральной роли Организации Объединенных Наций в вопросах мира, безопасности и развития;
   – учет национальных интересов, приоритетов, темпов роста и стратегий развития государств-членов;
   – открытость, обмен информацией и принятие решений на основе консенсуса;
   – приверженность правилам и принципам многосторонней торговой системы, воплощением которой является Всемирная торговая организация (ВТО);
   – признание полицентризма мировой финансово-экономической системы;
   – содействие более активному обмену передовой практикой в сфере развития деловой среды;
   – обеспечение транспарентности и предсказуемости инвестиционной среды в соответствии с национальной политикой и приоритетами;
   – поддержка устойчивого развития, уверенного, сбалансированного и инклюзивного роста, финансовой стабильности и принятие сбалансированных мер, направленных на обеспечение социально-экономического развития и охраны окружающей среды;
   – приверженность взаимовыгодному сотрудничеству с другими странами;
   – неприемлемость односторонних экономических санкций в нарушение общепризнанных норм международных отношений.


2. Приоритетные направления сотрудничества

2.1 Торговля и инвестиции

   Чтобы достичь устойчивого, инклюзивного и динамичного роста, странам БРИКС следует использовать возможности международного экономического сотрудничества, включая углубление торгово-инвестиционных связей как внутри БРИКС, так и с другими членами международного сообщества. Более активное торгово-инвестиционное сотрудничество внутри БРИКС будет способствовать экономическому росту и использованию существующих возможностей для экономической взаимодополняемости в рамках БРИКС. Оно также позволит укрепить позиции государств-членов в глобальной экономике и будет содействовать решению внутренних социально-экономических задач, включая создание рабочих мест и обеспечение сплоченности общества.

   Сотрудничество в рамках БРИКС должно быть соизмеримо с потенциалом и ориентировано на широкое использование возможностей его членов, а также содействие росту и устойчивому развитию их экономик. Сотрудничество в рамках БРИКС будет способствовать решению возникающих проблем в сфере торговли и инвестиций в условиях низких темпов глобального восстановления и с учетом других возможных рисков. Особое значение имеет потребность развивать торговлю товарами и услугами с высокой долей добавленной стоимости между странами БРИКС посредством использования результатов Совместного исследования по вопросам торговли.

   В целях расширения торгово-инвестиционного сотрудничества следует сосредоточиться на достижении следующих целей:
   - расширение консультаций по макроэкономическим и торговым вопросам;
   - содействие налаживанию торгово-инвестиционных связей между странами БРИКС с упором на расширение доступа на рынок товаров и услуг для стран БРИКС и поддержку взаимодополняемости, устойчивого развития и инклюзивного роста;
   - упрощение и повышение эффективности административных процедур в целях содействия ускорению взаимной торговли и инвестиций;
   - повышение прозрачности торгово-инвестиционной среды в рамках международных обязательств и национального законодательства;
   - создание благоприятных условий в странах БРИКС для развития взаимной торговли и прямых иностранных инвестиций в целях диверсификации отраслевой структуры производства и экспорта;
   - содействие более активному сотрудничеству и торговле в сфере услуг с учетом их положительного воздействия на производительность и эффективность, в том числе в производственном секторе;
   - обмен информацией о политике, влияющей на торговлю и инвестиции;
   - увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью в ВВП стран БРИКС, повышение их устойчивости к колебаниям конъюнктуры мировых сырьевых рынков;
   - содействие взаимодополняемости производственных факторов, таких как капитал, труд, технологии и природные ресурсы;
   - активное использование механизмов подготовки кадров с целью наращивания производственного потенциала и объема экспорта государств-членов;
   - содействие созданию и развитию высокотехнологичных производств, соответствующих тенденциям и потребностям экономического роста в ХХI веке;
   - развитие сотрудничества в сфере социально-экономической политики и политики в области конкуренции;
   - содействие обмену передовым опытом обеспечения корпоративной социальной ответственности;
   - укрепление таможенного сотрудничества, в том числе упрощение процедур таможенной очистки, обмен информацией по национальному таможенному законодательству, а также обмен передовым опытом;
   - сотрудничество в области стандартизации и оценки соответствия посредством обмена информацией, проведения консультаций и направления запросов, построенное на основе норм, опыта и методов международных организаций, а также обеспечение координации работы в рамках этих организаций;
   - привлечение инвесторов и поиск возможностей для реализации софинансируемых проектов в сфере инфраструктуры, обрабатывающей и добывающей промышленности, включая региональные проекты;
   - создание компаниям стран БРИКС (особенно для микро-, малых и средних предприятий (ММСП)) условий для более эффективной интеграции в глобальные стоимостные цепочки с более высокой долей добавленной стоимости;
   - содействие сотрудничеству между ММСП, включая рассмотрение возможности заключения Соглашения БРИКС о сотрудничестве между ММСП, обмену информацией и передовым опытом в области регулирования и поддержки ММСП, а также содействие доступу ММСП к государственным услугам, финансированию, экспорту и международным проектам;
   - привлечение инвестиций в специальные экономические зоны стран БРИКС;
   - развитие сфер сотрудничества по линии пилотных проектов с участием предпринимателей из стран БРИКС;
   - обмен опытом по программам, направленным на интеграцию целевых групп (таких как молодежь, женщины, социально и экономически не защищенные слои населения и люди с ограниченными возможностями) и сельских общин в основное русло экономической деятельности;
   - содействие деловому сотрудничеству через соответствующие каналы, в том числе через Деловой совет БРИКС, ежегодные деловые форумы, Биржевой альянс и Форум межбанковского сотрудничества;
   - расширение взаимодействия, сотрудничества и обмена информацией в том, что касается нормативно-правовой базы, правоприменения и других аспектов прав интеллектуальной собственности (ПИС);
   - содействие развитию электронной торговли и сотрудничества в данной сфере.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - развивать диалог по вопросам внутренней инвестиционной политики стран БРИКС и подходам к инвестиционным соглашениям;
   - укреплять сотрудничество между организациями, ответственными за стимулирование инвестиций;
   - развивать государственно-частное партнерство, как инструмент привлечения дополнительных ресурсов; сочетать возможности государственного и частного секторов стран БРИКС в целях реализации технологически сложных проектов, включая инфраструктурные проекты;
   - изучать возможности реализации совместно финансируемых проектов, в том числе региональных проектов, направленных на развитие инфраструктуры;
   - содействовать сотрудничеству между таможенными органами;
   - налаживать связи и координировать сотрудничество между портовыми администрациями;
   - изучать возможности для выявления и использования морской и прибрежной экономической деятельности, которая может оказаться экономически целесообразной, социально приемлемой и экологически устойчивой;
   - развивать обмен информацией об имеющихся возможностях торгово-инвестиционного сотрудничества при обеспечении доступности этой информации для бизнес-сообщества; создавать инфраструктуру для распространения информации об инвестиционных возможностях;
   - расширять сотрудничество между национальными статистическими органами в области обмена, сбора и анализа данных с помощью соответствующих механизмов, таких как встреча глав национальных статистических ведомств стран БРИКС;
   - налаживать сотрудничество между соответствующими министерствами, ведомствами и организациями, отвечающими за ММСП, в частности, в целях содействия взаимному обмену информацией между ними и сотрудничеству в сфере развития инноваций, передачи технологий, исследований и разработок, включая организацию совместных семинаров, форумов, конференций, выставок и т.д.;
   - использовать возможности Делового совета БРИКС для развития существующего портала ММСП в целях обеспечения доступа ММСП к информации и различным услугам;
   - разработать краткосрочную программу мобильности для молодых предпринимателей и ученых из стран БРИКС, в частности занимающихся технологическими и инновационными проблемами;
   - на регулярной основе координировать усилия при организации выставок, отраслевых конференций, круглых столов и бизнес-миссий в целях налаживания партнерских отношений, запуска проектов и информирования партнеров о существующих деловых возможностях, включая изучение возможности организации совместной экспозиции стран БРИКС на международных торгово-промышленных выставках и проведения ежегодных торгово-промышленных выставок БРИКС;
   - расширять сотрудничество по вопросам интеллектуальной собственности;
   - активизировать сотрудничество и торговлю, охватывающие ключевые виды услуг.


2.2 Производство и переработка минерального сырья

   Страны БРИКС рассматривают производственный сектор как один из важнейших источников роста: благодаря ему может меняться структура экономики, создаваться рабочие места, повышаться качество трудовых ресурсов и уровень жизни населения. Рост производства и экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью даст экономикам БРИКС возможность получения более значительных выгод от международного сотрудничества, укрепления своей роли в глобальных производственно-сбытовых цепочках и повышения уровня своей конкурентоспособности.

   Экономический рост, обусловленный развитием промышленности и добычи минеральных ресурсов, будет способствовать укреплению экономических связей между странами БРИКС. В его основе будет лежать разработка новейших технологий, инновации и создание добавленной стоимости на стадии переработки за счет привлечения по мере необходимости государственного и частного секторов к реализации национальных программ развития, а также наращивания международного промышленного сотрудничества и партнерских связей в странах БРИКС.

   Взаимодействие стран БРИКС в интересах технического прогресса и промышленного развития должно включать:
   - содействие диалогу и практическому сотрудничеству по вопросам оптимального использования производственно-сбытовых цепочек;
   - сотрудничество в целях повышения уровня технического развития традиционных отраслей;
   - сотрудничество в деле развития новых высокотехнологичных производств и в области инноваций;
   - сотрудничество в процессе разработки технологий, товаров производственно-технического назначения и оборудования в сфере производства и обработки минерального сырья, создание благоприятных условий для наращивания странами БРИКС взаимных поставок современного оборудования, необходимого для развития высокотехнологичных отраслей, в том числе использующих минеральное сырье;
   - привлечение инвестиций государств-членов БРИКС в сферу переработки минеральных ресурсов и производства оборудования;
   - сотрудничество в области создания и использования промышленных парков и кластеров БРИКС;
   - совместная разработка и применение чистых и экологически безопасных промышленных технологий;
   - содействие обогащению минеральной и металлической руды у источника сырья для их использования в традиционных и новейших высокотехнологичных отраслях.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - расширять сотрудничество в области профессионально-технического образования и подготовки (ПТОП), включая обмены учащимися, обучение на месте, совместные программы, в том числе в высокотехнологичных областях техники и производства, а также управления в целях накопления совместного опыта в области управления и технических исследований в рамках мультикультурной среды с учетом потребностей в укреплении доверия и передачи знаний и навыков;
   - поощрять развитие консолидированной технологической платформы БРИКС в рамках проекта ЮНИДО/БРИКС в целях содействия устойчивому экономическому развитию.


2.3 Энергетика

   Для экономического развития стран БРИКС жизненно важно содействовать устойчивому потреблению и производству энергии. В силу неравномерного распределения традиционных источников энергии и ограниченности их запасов, а также значительного роста энергопотребления в развивающихся странах задачей первостепенной важности становится обеспечение баланса интересов, транспарентности и предсказуемости спроса и предложения.

   Учитывая растущий спрос на энергоресурсы и энергоэффективные, чистые и экологически безопасные технологии, страны БРИКС подчеркивают важность обмена опытом в областях, связанных с планированием энергетики, производством и потреблением энергии, а также содействия энергетическому сотрудничеству.

   В целях укрепления энергетической безопасности странам БРИКС следует сосредоточить свои усилия в следующих приоритетных областях:
   - повышение уровня информированности о потребностях стран-производителей и стран-потребителей энергии;
   - оказание взаимной поддержки в целях диверсификации источников энергии;
   - развитие энергетической инфраструктуры;
   - содействие всеобщему доступу к энергии;
   - повышение уровня энергоэффективности, в том числе совместная разработка энергоэффективных и более чистых энерготехнологий и обмен ими;
   - внедрение экологически безопасных технологий производства, хранения и потребления энергоресурсов;
   - содействие использованию возобновляемых источников энергии;
   - повышение эффективности использования чистых источников энергии, таких как природный газ.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - способствовать эффективному и экологически безопасному использованию ископаемых видов топлива в странах БРИКС, в том числе путем сотрудничества в области разведки трудноизвлекаемых запасов полезных ископаемых и разработки технологий для их добычи;
   - расширять долгосрочные поставки энергии;
   - наладить регулярный диалог по вопросам энергетики между странами БРИКС в целях обсуждения долгосрочных и среднесрочных стратегий и вопросов энергетической безопасности;
   - содействовать сотрудничеству в целях обеспечения инвестиций в энергетические проекты в странах БРИКС, включая проекты в области добычи нефти и газа и развития энергетической инфраструктуры;
   - поощрять исследования, касающиеся практической реализации инициатив в области устойчивого развития в странах БРИКС с учетом национальных интересов, в том числе силами Совета экспертных центров стран БРИКС и Академического форума БРИКС;
   - создавать условия для разработки и передачи энергоэффективных и экологически безопасных технологий и оборудования и стимулировать такие разработку и передачу;
   - наращивать сотрудничество между государственным и частным секторами в целях стимулирования инвестиций в энергоэффективные технологии;
   - проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в области передовых технологий, способствующих повышению энергоэффективности, в сферах, представляющих взаимный интерес, и изучать такие технологии;
   - расширять сотрудничество в сфере образовательных программ, обмена информацией о национальных политиках и практиках путем проведения совместными усилиями конференций, выставок, практикумов и семинаров;
   - обмениваться статистическими данными и прогнозами развития национальных энергосистем, а также информацией о передовой практике и нормативных базах в сфере энергетики.


2.4 Сотрудничество в сфере сельского хозяйства

   Страны БРИКС, как крупные производители сельскохозяйственной продукции, играют важную роль на мировом продовольственном рынке. Страны БРИКС также вносят фундаментальный вклад в обеспечение продовольственной безопасности и качества питания, учитывая, что подавляющее большинство из 209 миллионов человек, которым была обеспечена продовольственная безопасность в последние два десятилетия, проживают в странах БРИКС4.

   Сотрудничество между странами БРИКС послужит укреплению глобальной продовольственной безопасности путем устойчивого увеличения объемов сельскохозяйственного производства и повышения производительности аграрного сектора, создания более благоприятных условий для инвестирования и обеспечения большей прозрачности рынков, а также путем способствования повышению уровня жизни и доступности продовольствия.

   Пять приоритетных областей сотрудничества в рамках БРИКС в сфере обеспечения продовольственной безопасности, качества питания и развития сельского хозяйства будут включать в себя:

   Разработка общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уязвимых групп населения
   - обмен опытом в области государственной политики и реализации программ по обеспечению продовольственной безопасности и качества питания, а также развитие семейных фермерских хозяйств;
   - разработка Общей стратегии обеспечения доступа к продовольствию наиболее уязвимых групп населения стран БРИКС и других развивающихся стран, в том числе посредством эффективной политики создания государственных запасов;
   - поддержка координации и диалога по вопросам, обсуждаемым руководящими органами Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО) и касающимся информационных систем, например, Системы информационного обеспечения рынков сельскохозяйственной продукции (AMIS), вопросам сотрудничества по гуманитарному аспекту предоставления продовольственной помощи, а также по вопросам, обсуждаемым Комитетом по всемирной продовольственной безопасности;
   - сотрудничество в целях повышения производительности и устойчивости сельскохозяйственного производства;

   4 Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций "Положение дел в связи с отсутствием продовольственной безопасности в мире в 2014 году".

   Содействие торговле и инвестициям
   - содействие торговле и инвестициям в аграрном секторе посредством участия в выставках, торгово-промышленных ярмарках и инвестиционных форумах;
   - создание условий для более эффективного доступа на рынок, устранение экспортных субсидий и значительное снижение уровня внутренней поддержки, создающей препятствия для торговли;
   - обеспечение безопасности продуктов питания;
   - заключение соглашений и договоренностей о сотрудничестве между странами БРИКС для содействия расширенному доступу к их сельскохозяйственным рынкам;
   - укрепление продовольственной безопасности, в том числе посредством обмена соответствующей информацией;
   - сотрудничество между ведомствами, отвечающими за санитарный и фитосанитарный контроль;
   - обмен мнениями по вопросам правил маркировки;
   - реализация совместных инвестиционных проектов в сфере сельского хозяйства с учетом политики в области прямых иностранных инвестиций государств-членов.

   Система обмена базовой сельскохозяйственной информацией
   - работа по созданию Системы обмена базовой сельскохозяйственной информацией между странами БРИКС с учетом возможных взаимосвязей с AMIS в целях недопущения дублирования работы.

   Сотрудничество в области сельскохозяйственных технологий и инноваций
   - активизация сотрудничества в области сельскохозяйственных наук, технологий, инноваций и наращивания потенциала, включая технологии для мелкого фермерства.

   Сокращение негативного воздействия изменения климата на продовольственную безопасность и адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям
   - содействие сотрудничеству и дальнейший обмен информацией и опытом в области соответствующих национальных политик, программ, планов и стратегий адаптации и смягчения последствий изменения климата.


2.5 Наука, технологии и инновации

   Наука, технологии и инновации играют ключевую роль в содействии инклюзивной макроэкономической и социальной политике и в преодолении вызовов, с которыми сталкивается человечество в силу стремления одновременно обеспечить рост, инклюзивность, защиту окружающей среды и ее сохранение. БРИКС следует использовать синергию двустороннего взаимодействия в целях устойчивого развития каждой из пяти стран-участниц объединения. Основными механизмами такого сотрудничества должны быть обмен и предоставление информации, касающейся политики и стратегий в области науки, технологий и инноваций; взаимовыгодное использование контактов и программ, направленных на развитие проектов в области инновационного сотрудничества между странами БРИКС, а также формулирование долгосрочных совместных программ, направленных на решение конкретных проблем. Их взаимодействие должно основываться на таких принципах, как добровольное участие, равенство, взаимная выгода, взаимность, и осуществляться с учетом доступности ресурсов для такого сотрудничества в каждой стране, а также с учетом варьирования ("переменной геометрии") систем НИОКР в странах-членах БРИКС.

   Сотрудничество в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций будет осуществляться в соответствии с положениями согласованного "Меморандума о сотрудничестве в сфере науки, технологий и инноваций " и всеобъемлющей концепцией выполнения этого Меморандума, выработанной в рамках министерских встреч по вопросам науки, технологий и инноваций БРИКС.

   Основными направлениями сотрудничества в рамках БРИКС в сфере науки, технологий и инноваций должны быть, в том числе, следующие:
   - обмен информацией о стратегиях и программах, а также содействие инновациям и передаче технологий;
   - продовольственная безопасность и устойчивое сельское хозяйство;
   - стихийные бедствия;
   - новые и возобновляемые источники энергии, сохранение энергии;
   - нанотехнологии;
   - высокопроизводительные компьютерные вычисления;
   - фундаментальные исследования;
   - исследование и освоение космоса, авиационная наука, астрономия и наблюдения Земли;
   - медицина и биотехнологии;
   - биомедицина и науки о жизни (биомедицинская инженерия, биоинформатика, биоматериалы);
   - водные ресурсы и нейтрализация загрязнений;
   - высокотехнологичные зоны/научные парки и инкубаторы;
   - передача технологий;
   - популяризация науки;
   - информационно-коммуникационные технологии;
   - экологически чистые технологии использования угля;
   - природный газ и нетрадиционные источники газа;
   - исследования океанов и полярных регионов;
   - геопространственные технологии и виды их применения.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - содействовать проведению исследований в сферах, представляющих общий интерес для стран БРИКС;
   - создать стратегический механизм сотрудничества в сфере науки, технологий и инноваций между странами БРИКС при поддержке соответствующих финансовых механизмов, документов и национальных правил стран БРИКС; кроме того, организовать учебные программы для поддержки развития человеческого капитала в сфере науки, технологий и инноваций, включая краткосрочные программы обмена для ученых, исследователей и технических экспертов;
   - организовать в согласованных областях рабочие группы, семинары и конференции по вопросам науки, технологий и инноваций;
   - упростить доступ к научно-технологической инфраструктуре в странах БРИКС;
   - обеспечить участие в сотрудничестве, осуществляемом соответствующими национальными институтами науки, технологий и инноваций, в исследованиях, разработках и проектировании в целях создания новой индустрии знаний и инноваций, инновационных продуктов, услуг и процессов в странах-членах БРИКС;
   - обмениваться информацией по научно-технологической политике и программам;
   - содействовать разработке экологически чистых технологий;
   - создать совместную Платформу сетевого взаимодействия в сфере исследований и инноваций, нацеленную, в частности, на содействие сотрудничеству при проведении исследований;
   - рассмотреть возможности создания сети БРИКС по передаче технологий;
   - оказывать поддержку ММСП в деятельности, связанной с технологиями и инновациями;
   - оказывать содействие формированию общих технологических платформ и инновационно-технологических кластеров; совместное создание высокотехнологичных зон/научных парков и инкубаторов; создание исследовательских и инновационных центров БРИКС;
   - организовать Форум молодых ученых БРИКС и содействовать участию молодежи в инновационном сотрудничестве;
   - обмен опытом и практиками в области управления водными ресурсами, включая сбор дождевой воды, повторное использование и утилизацию сточных вод;
   - наращивать сотрудничество между странами БРИКС в области разработки технологий и создания инноваций, связанных с устранением последствий стихийных бедствий;
   - создание Центра управления в кризисных ситуациях для упрощения обмена информацией/данными о чрезвычайных ситуациях и технологиях их прогнозирования.


2.6 Финансовое сотрудничество

   Финансовые вопросы – это важная сфера сотрудничества между странами БРИКС: большая часть данных вопросов рассматривается в ходе заседаний министров финансов и управляющих центральными банками стран БРИКС. Сферы сотрудничества включают в себя:
   - создание Нового банка развития (НБР) в целях мобилизации ресурсов для проектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в странах БРИКС, в других странах с формирующимися рынками и в развивающихся странах, а также в целях дополнения существующих усилий со стороны многосторонних и региональных финансовых учреждений по поддержке глобального роста и развития;
   - создание Пула условных валютных резервов (ПВР) в целях содействия укреплению глобальной сети финансовой безопасности и дополнения действующих международных валютных и финансовых механизмов;
   - обмен мнениями и точками зрения по основным вопросам повестки дня "Группы двадцати", включая меры по минимизации негативных побочных эффектов в мировой экономике, а также шаги, направленные на обеспечение роста и создание рабочих мест, стимулирование инвестиций и развитие инфраструктуры, укрепление финансовой системы и сотрудничества в налоговых вопросах и т. д.;
   - продвижение реформ международных финансовых институтов (МФИ), в частности, Международного валютного фонда (МВФ) и Группы Всемирного банка (ВБ);
   - обсуждение новых тем, представляющих взаимный интерес, которые могут включать в себя сотрудничество в сфере платежных систем, в частности, надзор за платежными системами и стандарты финансовых сообщений.

   Кроме того, банки развития стран БРИКС будут сотрудничать в рамках Финансового форума.


2.7 Взаимосвязанность

   Взаимосвязанность – это неотъемлемое условие повышения конкурентоспособности. Укрепление взаимосвязанности является общей потребностью всех стран БРИКС. Инициативы стран БРИКС играют важную роль для развития взаимодействия в области взаимосвязанности. Взаимосвязанность в ключевых областях, в число которых входят координация политики, инфраструктурные связи, торговля, финансовая интеграция и контакты между людьми, следует укреплять всесторонне, комплексно и систематично.

2.7.1 Институциональная взаимосвязанность

   Институциональная взаимосвязанность будет способствовать сотрудничеству и обеспечению единообразия относительно регулирования и процедур в странах БРИКС посредством упрощения торговли и повышения уровня согласованности и оперативной совместимости учреждений, механизмов и процессов. Сотрудничество БРИКС в данной области должно быть сосредоточено на следующих вопросах:
   - укрепление взаимодействия между таможенными и пограничными ведомствами;
   - обмен мнениями и опытом по вопросам развития системы "одного окна";
   - улучшение взаимосвязанности цепей поставок посредством выявления "узких мест" в региональных цепях поставок в целях обеспечения их более эффективного и оперативного функционирования;
   - содействие усилению согласованности в вопросах регулирования и наращиванию сотрудничества посредством сближения стандартов регулирования и координации работы торговых представительств, а также оценки влияния подобных мер по регулированию.

2.7.2 Физическая взаимосвязанность

   Создание безопасных, сбалансированных и динамичных транснациональных транспортно-логистических систем является важнейшим фактором экономического роста стран БРИКС. Эффективное функционирование транспортной системы имеет ключевое значение для международной торговли и интеграции в глобальные производственные цепочки. Коммуникационная инфраструктура, информационные и телекоммуникационные технологии как ключевой инструмент логистической системы также в значительной мере способствуют ускорению роста и снижению издержек.

   Сотрудничество стран БРИКС в этих областях нацелено на развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры, а также сопутствующих механизмов, включая:
   - обмен информацией о мерах и программах в области транспортно-логистической политики, утверждение соответствующих долгосрочных программ сотрудничества;
   - налаживание бизнес-диалога в целях разработки механизмов сотрудничества и обмена лучшими практиками;
   - содействие развитию инфраструктуры транспорта и коммуникации; поиск технологических, проектировочных и правовых решений в целях создания новых международных транспортных коридоров на территории стран БРИКС;
   - применение инновационных технологий в целях повышения эффективности транспортно-логистических систем;
   - стимулирование энергоэффективности и снижения объема вредных выбросов в транспортном секторе;
   - создание условий для использования стандартизированных электронных систем обмена данными в логистике для упрощения мультимодальных и интермодальных перевозок в странах БРИКС;
   - сотрудничество и стимулирование использования технологий обеспечения безопасности движения, транспортировки и инфраструктурного проектирования, функционирования и мониторинга;
   - обмен опытом в сфере разработки и использования инновационного коммуникационного оборудования, особенно интеллектуальных транспортных систем и спутниковых навигационных систем;
   - развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в области строительства автодорог, портов, аэропортов, развития городской транспортной и железнодорожной инфраструктуры при проведении надлежащей оценки коммерческой целесообразности и степени риска;
   - привлечение малых и средних предприятий к строительству, оказанию услуг по логистике, обслуживанию транспортных и инфраструктурных объектов в целях решения социальных задач и задач развития;
   - согласование систем и порядка работы транспортно-логистических систем в целях беспрепятственного перемещения грузов и пассажиров между странами БРИКС, в том числе посредством использования инструментов ИКТ;
   - сотрудничество в области развития навыков проектирования, строительства и обеспечения функционирования объектов инфраструктуры, реализации совместных исследовательских программ в областях разработки контента и приложений, создания сетей учебных центров в сфере информационно-коммуникационных технологий;
   - обмен опытом и лучшими практиками относительно эффективных городских транспортных систем, динамических систем контроля движения, эффективных систем грузовых перевозок, предоставления качественных услуг для пассажиров и т.д.

   Для достижения данных целей странам БРИКС следует:
   - провести при необходимости встречи высокопоставленных официальных лиц из государственного и частного секторов в целях решения текущих и возникающих вопросов, связанных с деятельностью БРИКС в области транспортной инфраструктуры, логистики и коммуникации, направленной на оптимизацию цепей поставок;
   - содействовать сотрудничеству и обмену профессиональными специалистами в сфере средств массовых коммуникаций стран БРИКС;
   - содействовать сотрудничеству между воздушными перевозчиками стран БРИКС в целях повышения транспортной эффективности и увеличения числа прямых перелетов;
   - способствовать участию предприятий стран БРИКС в конкурсных торгах, связанных с развитием инфраструктуры, включая подачу совместных заявок;
   - способствовать ведению диалога и обмену информацией по вопросам повышения эффективности железнодорожной инфраструктуры;
   - осуществлять обмен мнениями по вопросам обеспечения городской мобильности.

2.7.3 Контакты между людьми

   Укрепление контактов между людьми будет и впредь способствовать взаимодействию между странами БРИКС, людьми и обществами, повышению мобильности деловых кругов, трудовых ресурсов и научного сообщества, развитию туризма и упрочению взаимопонимания и дружбы.

   Образование

   Образование играет стратегически важную роль в обеспечении устойчивого развития и инклюзивного экономического роста. Благодаря ускоренному развитию в сфере образования страны БРИКС намерены достичь целей и задач Повестки дня в области развития на период после 2015 года в сфере образования и связанных с образованием целей устойчивого развития, чтобы обеспечить для всех равное, инклюзивное и качественное образование и возможности для обучения на протяжении всей жизни. Страны БРИКС признают, что профессионально-техническое образование способствует решению задачи интеграции молодежи на рынке труда и играет ключевую роль в подготовке квалифицированной рабочей силы, которая необходима в современном мире.

   Как стратегическим партнерам в этой области, странам БРИКС следует налаживать тесные связи в целях повышения качества образования на всех уровнях от начального до наивысшего.

   Основные направления сотрудничества в рамках БРИКС в сфере образования должны включать следующие:
   - разработку общих методологических принципов формирования показателей в области образования;
   - обмен передовой практикой в области оценки результатов обучения;
   - обмен концепциями, методами и аналитическим инструментарием в целях обеспечения спроса и предложения в сфере профессионально-технического образования;
   - развитие высшего образования с особым вниманием к вопросу повышения мобильности слушателей аспирантуры и докторантуры, а также исследовательской деятельности;
   - создание сетей исследователей и разработка совместных проектов в областях, представляющих взаимный интерес;
   - учреждение лиги университетов БРИКС (ассоциации университетов стран БРИКС) и сетевого университета БРИКС;
   - обмен опытом и передовой практикой в сфере образования;
   - подготовка квалифицированной рабочей силы, необходимой в различных областях промышленности стран БРИКС;
   - наращивание сотрудничества в сфере образования в целях укрепления региональных связей и содействия экономическому развитию посредством передачи знаний и навыков;
   - содействие повышению мобильности научного сообщества, включая студенческие обмены между странами БРИКС;
   - обмен опытом в сфере взаимного признания научных степеней и дипломов странами БРИКС;
   - укрепление системы высшего образования, а также профессионально-технического образования и подготовки (ПТОП);
   - обмен данными в целях оценки прогресса в области обеспечения социального равноправия, социальной интеграции и качества жизни, в первую очередь на основе национальных статистических исследований, административных данных и данных национальных исследований домохозяйств, а также других данных;
   - разработка общих методологических принципов формирования показателей в области образования в целях содействия процессу принятия решений в странах БРИКС и оказания технической поддержки национальным статистическим институтам.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - проводить совместные научные исследования и подготовку сотрудников;
   - обмениваться передовой практикой в области оценки результатов обучения и представлять соответствующие отчеты для их использования директивными органами, университетами и школами;
   - обмениваться техническими экспертными знаниями, укреплять связи, а также выявлять "слабые места" в сфере развития навыков, составления учебных планов и реформирования и сотрудничать с целью их устранения;
   - обмениваться сравнительными оценками, стандартами аккредитации, методами сертификации и обучения;
   - обмениваться передовой практикой в таких сферах, как политика в области развития навыков, разработки системы учебных кредитов, профессиональных стандартов и моделей стажировки;
   - осуществлять подготовку квалифицированной рабочей силы, необходимой на рынке труда, в том числе посредством ПТОП;
   - создать рабочую группу для подготовки отчета о состоянии профессионально-технического образования и обмена концепциями, методами и инструментами анализа для обеспечения спроса и предложения в сфере профессионально-технического образования в странах БРИКС;
   - создать сети исследователей и разрабатывать совместные проекты;
   - учредить лигу университетов БРИКС;
   - учредить сетевой университет БРИКС;
   - осуществлять совместную деятельность по подготовке преподавателей, в том числе с помощью ИКТ, массовых открытых дистанционных курсов (МОДК) и других инициатив, основанных на использовании цифровых технологий;
   - учредить механизмы долгосрочного сотрудничества в сфере образования, включая встречу министров образования БРИКС;
   - рассмотреть вопрос возможности перезачета учебных кредитов между университетами стран БРИКС.

   Туризм

   - создавать благоприятные условия для долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества государств – участников БРИКС в сфере туризма с учетом их национального законодательства и норм регулирования;
   - участвовать в инициативах по развитию людских ресурсов и сотрудничать в сфере разработки, повышения качества и расширения возможностей и спектра услуг в сфере туризма и путешествий в странах БРИКС;
   - вести работу по созданию благоприятных условий для большего привлечения инвестиций государственного и частного сектор в развитие туризма и путешествий в странах БРИКС;
   - завершить работу над меморандумом о взаимопонимании по вопросам туризма.

   Мобильность деловых кругов и трудовых ресурсов

   - содействовать упрощению процедур выдачи виз;
   - содействовать улучшению охраны труда;
   - инициировать модернизацию предприятий и отраслей, в том числе с использованием новых технологий, направленных на создание благоприятных условий труда;
   - обеспечивать защиту и соблюдение прав трудящихся;
   - поощрять обмены между различными областями культуры в странах БРИКС;
   - способствовать большей информированности, пониманию и положительному восприятию культуры друг друга; рассмотреть в этой связи направления практического сотрудничества, включая осуществление соглашения о сотрудничестве в области культуры.


2.8 Сотрудничество в сфере ИКТ

   Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и, в частности, Интернет и другие средства массовой информации, могут быть мощным средством обеспечения устойчивого экономического роста и социальной вовлеченности. Странам БРИКС следует укреплять сотрудничество и содействовать совместным видам деятельности и инициативам по решению общих проблем в сфере ИКТ. Основные сферы сотрудничества в рамках БРИКС в области ИКТ будут включать следующее:
   - сотрудничество в сфере цифровой экономики;
   - развитие контактов между отраслями стран БРИКС, связанными с ИТ/услугами на основе ИТ, в целях укрепления сотрудничества между частными и государственными структурами;
   - использование в полной мере потенциала ИКТ, включая Интернет, для достижения целей сотрудничества в рамках БРИКС;
   - взаимодействие и сотрудничество в рамках БРИКС в области реагирования в случае чрезвычайных ситуаций, связанных с вопросами информационной безопасности;
   - сотрудничество в рамках БРИКС и других соответствующих международных форумов в области борьбы с использованием ИКТ в преступных и террористических целях;
   - обеспечение охраны критической инфраструктуры ИКТ и личной информации;
   - проведение совместных исследований в области новых технологий и услуг, связанных с информационной безопасностью;
   - координацию в сфере согласованных вопросов ИКТ и вопросов безопасности, связанных с ИКТ, в рамках соответствующих международных организаций и форумов;
   - содействие диалогу в сфере развития электронных правительств;
   - содействие обеспечению мирного, безопасного, открытого, основанного на доверии и сотрудничестве характера цифрового и Интернет-пространства;
   - сотрудничество стран БРИКС в совместной разработке программного обеспечения и оборудования в сфере ИТ, а также содействие реализации проектов в этой области,
   - рассмотрение инициатив, направленных на привлечение в страны БРИКС инвестиций и производства глобальных производителей ИТ, и решение проблемы кадровых ресурсов и технологического разрыва с помощью системы международного научно-технологического сотрудничества;
   - продвижение использования инновационного телекоммуникационного оборудования, разработку и внедрение новых стандартов и технологий связи в целях развития информационного/цифрового общества и противостояния киберугрозам;
   - развитие сотрудничества в целях снижения затрат на голосовую связь, Интернет и широкополосную связь; обмен информацией и опытом в целях содействия снижению расходов, в том числе за счет реализации соответствующих регуляторных мер;
   - сотрудничество в развитии навыков в сфере проектирования, строительства и обеспечения функционирования инфраструктурных объектов, реализации совместных исследовательских программ в области разработки контента и приложений к нему, создания сетей учебных центров в области информационно-коммуникационных технологий;
   - расширение возможностей для внедрения и использования технологий посредством обмена информацией, а также совместных проектов в области НИОКР в целях содействия росту ИТ-производства, в том числе за счет инноваций.

   Для достижения этих целей странам БРИКС следует:
   - создать рабочую группу по сотрудничеству в области ИКТ в целях рассмотрения, в том числе путей и способов продвижения вопросов ИКТ и активизации регулярных контактов на министерском и официальном уровнях;
   - разработать обучающие программы для содействия развитию человеческого капитала в сфере информационных технологий и инноваций;
   - осуществлять обмен экспертными знаниями в области политики и программ, связанных с информационным обществом, в целях равного распределения выгод, получаемых от новых технологий и услуг.


3. Взаимодействие с международными и региональными
экономическими организациями и форумами

   Развитие сотрудничества между странами БРИКС в рамках различных международных и региональных платформ имеет ключевое значение для продвижения общих интересов в сфере международной торговли, инвестирования, промышленного и научно-технического сотрудничества. БРИКС будет и впредь стремиться к укреплению своей роли на мировой арене путем представления своих оценок глобальной макроэкономической ситуации и торговой политики в рамках действующих механизмов, координируя свои позиции в международных и региональных организациях, ассоциациях и форумах, развивая форматы взаимодействия с другими субъектами. Сотрудничество в рамках многосторонних органов и организаций будет дополнять двусторонние экономические связи между странами БРИКС.

   Страны БРИКС будут продолжать развивать сотрудничество в рамках системы ООН, а также с другими международными экономическими организациями в соответствии с основополагающими принципами Устава ООН.

   Страны БРИКС будут продолжать поддерживать реформирование институтов, занимающихся глобальным экономическим регулированием, и отстаивать интересы стран БРИКС и других развивающихся стран и стран с формирующейся рыночной экономикой.

   Участие стран БРИКС в деятельности региональных организаций укрепит их роль как региональных лидеров, будет способствовать развитию, устойчивому росту и межрегиональному сотрудничеству.


3.1 БРИКС и ВТО

   Страны БРИКС признают значимость международной торговли как основы создания рабочих мест, устойчивого экономического восстановления, а также сбалансированного роста и развития. Участники объединения вновь подтверждают ценность, центральную и первостепенную роль многосторонней торговой системы в деле регулирования мировой торговли и свою приверженность задачам укрепления открытой, транспарентной, недискриминационной, инклюзивной и подчиняющейся установленным правилам многосторонней торговой системы, воплощением которой является ВТО.

   Поэтому страны БРИКС призывают остальные страны противодействовать всем формам торгового протекционизма и скрытым ограничениям в торговле, обеспечивая поддержку работе ВТО и других международных организаций.

   Страны БРИКС будут стремиться к углублению своего сотрудничества в целях создания условий для расширения и диверсификации участия стран БРИКС в глобальной торговле. Они подчеркивают необходимость координировать свою деятельность и сотрудничать в рамках ВТО по вопросу разработки постбалийской программы действий и выражают решительную поддержку задаче завершения Дохинского раунда.


3.2 БРИКС и "Группа двадцати"

   Страны БРИКС привержены задаче укрепления роли "Группы двадцати" как основного форума международного экономического сотрудничества. Они будут продолжать активное участие в работе "Группы двадцати", обмене мнениями в целях дальнейшего укрепления международной финансовой и экономической архитектуры и обеспечения сильного, устойчивого, сбалансированного и всеобъемлющего роста.

Страны БРИКС продолжат координацию и проведение подготовительных заседаний в преддверии основных мероприятий в рамках "Группы двадцати".


4. Реализация Стратегии БРИКС

   Стратегия БРИКС принята лидерами стран БРИКС в 2015 году в г. Уфа (Российская Федерация). Шерпы будут пересматривать Стратегию БРИКС раз в пять лет или чаще, если это необходимо. Шерпы будут ежегодно предоставлять лидерам стран БРИКС отчет о ходе реализации Стратегии БРИКС.


ОГЛАВЛЕНИЕ


Неофициальный перевод:
Стратегия экономического партнерства БРИКС