Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Российский институт стратегических исследований
"Научные и аналитические центры Китая"
 Справочник
 


Российский институт стратегических исследований
Научные и аналитические центры Китая
Справочник

 СОДЕРЖАНИЕ

   Предисловие
   Современное состояние МЦ-индустрии в Китае
     - Классификация китайских мозговых центров
     - Основные направления исследований
     - Стратегия развития МЦ
     - Новые моменты в работе китайских МЦ
     - Роль МЦ в концепции "мягкой силы" Китая
   Наиболее известные и влиятельные китайские think tanks
   Указатель китайских think tanks
     - Часть 1:
     - Часть 2:
     - Часть 3:
     - Часть 4:


Современное состояние МЦ-индустрии в Китае

   После образования КНР политика государства определялась исключительно Коммунистической партией Китая (КПК). В последнее время в число действующих лиц второго эшелона по праву входят МЦ, которые в последнее время получили широкое распространение в Китае. Это связано как с потребностью официальных лиц в высокопрофессиональной экспертизе в связи со сложностью и многогранностью решаемых ими задач, так и с возможностью, как отмечалось в китайской официальной печати, достойно использовать чиновников высшего звена, уходящих на пенсию со своих постов. Согласно статистическим данным в настоящее время 48 директоров МЦ являются бывшими государственными служащими 1.

   Существующие в Китае МЦ решают вполне конкретные задачи:
   – осуществляют сбор открытой информации в интересах правительственных чиновников и ведомств;
   – анализируют и дают рекомендации по вопросам новых политических тенденций, законов и положений, участвуют в разработке проектов официальных документов для руководства страны;
   – предоставляют своим "спонсорам", которыми, как правило, являются конкретные правительственные структуры, оценки новых политических установок или делают анализ последних событий;
   – выступают в качестве неофициального правительственного рупора, выражая взгляды официального Пекина по различным вопросам на конференциях, семинарах и встречах за рубежом (по мнению американских исследователей, большая часть дипломатической работы между Китаем и США осуществляется именно в процессе академического обмена между учёными МЦ двух стран 2).

   В последние два десятилетия МЦ в Китае, так же, как и в других странах мира, начинают играть всё возрастающую роль в разработке внешнеполитического курса страны и информационном анализе, а также служат важным связующим звеном между китайскими официальными лицами и зарубежными специалистами.

   Однако китайские МЦ существенно отличаются от западных, причём не только ограниченными масштабами и влиянием. Причина заключается в специфике государственного устройства страны, поскольку большинство аналитических центров в той или иной степени связаны с органами власти, которые в основном и определяют их функции и направления деятельности. Иными словами, процесс принятия политико-управленческих решений в Китае до сих пор не требовал независимой экспертизы, поэтому и аналитические МЦ не могли стать по-настоящему автономными и независимыми, хотя сами китайские учёные определяют национальные МЦ как "стабильные и автономные организации, которые проводят научные исследования и консультируют по вопросам политики, тем самым оказывая влияние на политический процесс" 3. В результате китайские МЦ обслуживают государственные органы, выполняя для них экспертно-аналитическую работу, в то время как американские функционируют как практически независимые субъекты политического процесса.

   Кроме того, американские центры ведут большую пропагандистскую работу в области исследуемых политических проблем, для чего проводят многочисленные и довольно дорогостоящие научные мероприятия – конференции, симпозиумы и пр., приглашая на них политиков, учёных и журналистов. Китайские официальные МЦ, напротив, редко озвучивают тематику своих исследований (как правило, носящих заказной характер) и тем более не обсуждают её публично. В отличие от МЦ западных стран, степень влияния китайских МЦ не зависит от бюджета организации: их влияние обусловлено иногда лишь авторитетом конкретных экспертов.

   Тем не менее с годами количество МЦ в КНР постепенно росло, причём за последнее десятилетие их возникло больше, чем за весь период независимого существования. Директор программы "Мозговые тресты и гражданские общества" Дж. Макгэнн (один из создателей вышеупомянутого справочника) выделяет три этапа становления в Китае таких центров (табл. 1).

Таблица 1. Основные этапы становления МЦ Китая

1956–1966 гг.    Создание идеологических "мозговых центров" советского типа, которые были призваны обслуживать политику правительства, построены по иерархическому принципу и входили в структуру правительственных министерств
1976–1989 гг.    Появление полуофициальных "мозговых центров" (правительственных), которые занимались экономическими вопросами, имели большую автономию и влияние на политику, но формально существовали в рамках структуры правительства
1989 – 2011 гг.    Увеличение числа "мозговых центров" после событий на площади Тяньаньмэнь, особенно гражданских (квазиправительственных) и аффилированных с университетами исследовательских организаций (в основном для исследований в сфере экономики), которые контролируются КПК и правительством, хотя и не входят в его структуру

   МЦ Китая в основном работают на правительство и поддерживаются им, но не рассматриваются в качестве правительственных организаций. По данным агентства Синьхуа, в 2008 г. в стране насчитывалось 2,5 тыс. НИИ, занимающихся политическими исследованиями, в которых работало 35 тыс. научных сотрудников 4. По мнению американских экспертов, количество китайских МЦ центрального уровня, отвечающих критериям упомянутого справочника "The Global "Go-To Think Tanks" (далее – Справочник) и оказывающих (в той или иной степени) влияние на процесс принятия политико-управленческих решений, составляет 428. Китайские же учёные считают, что в стране действует не менее 2 тыс. таких организаций 5.

   Высший уровень китайской системы МЦ образуют Академия общественных наук Китая (АОНК), Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР, Академия макроэкономических исследований Государственного комитета по развитию и реформе, а также исследовательские органы институтов, министерств и комиссий, которые помогают правительству страны при формулировании новых фундаментальных направлений политики и решении насущных проблем населения, не говоря уже об участии в разработке пятилетних планов социального и экономического развития страны 6. Данные организации оказывают реальное влияние на процесс принятия решений в Китае.

   Особенно активно китайское руководство прибегает к помощи МЦ перед партийными съездами или пленумами, на которых предполагается принять ответственные решения 7. В этом случае административному аппарату поручается передать задание на разработку конкретных тем какому-либо из вышеперечисленных МЦ. Например, АОНК принимала участие в подготовке проекта отчётного доклада 17-го съезда КПК (октябрь 2007 г.). Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР, который известен своими экономическими исследованиями, ежегодно готовит проект отчётного доклада о работе правительства за год. Академия макроэкономических исследований в последние годы тоже начала играть важную роль в процессе принятия решений правительством Китая.

   На провинциальном уровне аналогичные функции выполняют исследовательские центры по вопросам развития при провинциальных правительствах (например, Исследовательский центр по вопросам развития Народного правительства Шанхая), провинциальные академии общественных наук (Институт экономических и социальных прогнозов Тяньцзиньской академии общественных наук), институты при провинциальных университетах (Центр изучения экономического развития Центрального Китая Наньчанского университета, Центр экономического и социального развития района дельты реки Янцзы Нанкинского университета), комиссиях и т.п. Существуют МЦ и при властных структурах более низкого уровня: крупных городов (например, Шанхайский муниципальный центр международных исследований), районов и пр.

   У китайских МЦ достаточно широкий круг заказчиков (рис. 1), среди которых можно выделить три основные группы влияния: лица, ответственные за принятие решений (политические деятели из правительственных структур), социальная элита (видные учёные из академической среды), общественная элита (организации гражданского общества).


Рис. 1. Целевая аудитория МЦ Китая
(по данным McGann J. G. 2008 Global "Go-To Think Tanks".
Presentation. URL: http://www.odi.org.uk/ events/2009/03/10/443-presentation-james-mcgann.pdf)

   По данным американского Справочника 2008 г., в рейтинге 25 ведущих аналитических центров Азии:
   - Академия общественных наук Китая занимает 1-е место;
   - Китайская академия современных международных отношений (CICIR) – МЦ Министерства государственной безопасности КНР – 5-е;
   - Шанхайская академия международных исследований (SIIS) – 7-е;
   - Китайский институт международных исследований (CIIS) – МЦ МИД КНР – 11-е;
   - Институт по связям с общественностью "Катэй" – 15-е;
   - Институт экономики "Юнирул" – 22-е.

   1 Cheng Li. China’s New Think Tanks: Where Officials, Entrepreneurs, and Scholars Interact // China Leadership Monitor. 2009. № 29.
   2 Dumbaugh K, Martin M. F. Understanding China’s Political System // Congressional Research Service. CRS Report for Congress R41007. 2009. December 31. URL: http://
www.crs.gov.
   3 Zhu Xufeng, Xue Lan. Think Tanks in Transitional China // Public Administration and Development. 2007. № 27. P. 453.
  
4 The Role of China's Think Tanks in Policymaking // CBR. 2009. July-August. URL:
http://www.chinabusinessreview.com/public/0907/cmi.html.
   5 China's Think Tanks: Rising with Embarrassment // People's Daily Online. 2009. August 4. URL:
http://english.people.com.cn/90001/90776/90882/6718472.html.
   6 China’s Think Tanks Proliferate // People’s Daily on-line. 2009. July 3.
   7 A New Start of China’s Think Tank // China Business Focus. 2009. August 8. URL:
http://www.gotoread.com/mag/13136/sarticle_30847.html.


Классификация китайских мозговых центров

   По американской классификации существующие в Китае МЦ подразделяются на три типа: официальные, полуофициальные и независимые (рис. 2).

   Официальные МЦ либо информируют правительственные структуры (аффилированные с правительством) напрямую, либо, являясь структурными подразделениям государственных университетов (аффилированные с университетами), проводят исследования для разработчиков политической стратегии. К данной группе принадлежит большинство китайских МЦ, наиболее характерными примерами которых являются Академия наук Китая (АНК) и Академия общественных наук Китая. Будучи государственными организациями, они влияют на политику в областях своей специализации.


Рис. 2. Американская классификация МЦ Китая
(по данным McGann J. G. 2008 Global "Go-To Think Tanks".
Presentation. URL: http://www.odi.org.uk/ events/2009/03/10/443-presentation-james-mcgann.pdf)

   Деятельность всех МЦ высшего уровня носит административный характер: они готовят речи, доклады, документы и статьи для китайского руководства. По мнению американских аналитиков, исследования, проводимые академиями общественных наук всех уровней (от провинциального до национального), в большинстве своем носят скорее идеологическую, чем практическую направленность. Именно этим объяснялись неудачные прогнозы по глобально значимым проблемам, сделанные рядом китайских НИИ. Например, в конце 2007 г. известный экономист АОНК настаивал на том, что индекс потребительских цен не может быть больше 4 %, что, по его мнению, является пределом инфляции для Китая. Он также утверждал, что китайская экономика не подвержена сильным колебаниям. Спустя два месяца этот индекс резко вырос до 8,7 % и в декабре 2008 г. упал до 1,2 %. Другой пример: когда в США в 2007 г. возникли проблемы с ипотечными кредитами, большинство китайских ведущих НИИ было уверено в том, что американский финансовый кризис – явление временное. Более того, они призывали свернуть все связи с США и публично заявляли, что "эта чисто американская проблема не окажет никакого влияния на Китай". Позднее кризис распространился по всему миру и даже повлиял на мировые цены на нефть 8.

   К полуофициальным МЦ (квазинезависимым) относится, например, Китайский центр международных экономических обменов, созданный в марте 2009 г. для изучения современного глобального экономического кризиса и обеспечения поддержки в виде разработки ответных мер в помощь ключевым правительственным чиновникам, отвечающих за принятие решений. В эту же категорию входит Шанхайский консультационный центр по проблемам ВТО, который был образован в 2000 г. под руководством Ван Синкуя, который ранее отвечал за ведение переговоров по вступлению Китая в эту организацию. Центр готовит кадры для компаний, собирает информацию по проблемам ВТО для китайского правительства и общественности, а также изучает вопросы, относящиеся к переговорным процессам в рамках ВТО.

   Полностью независимые МЦ, финансируемые из национальных коммерческих источников или международных институтов и коммерческих организаций, по оценкам американских аналитиков, составляют лишь 5 %. Штат каждого из них не превышает 20 человек, а совокупный годовой бюджет – 450 тыс. дол.9 Поскольку они не связаны с правительственными органами, то могут более критично относиться к проводимой правительством страны политике. Первой такой организацией стал Институт социального развития, учреждённый в 1988 г. компанией Stone Electronics. Наиболее известными являются Институт по связям с общественностью "Катэй" и компания Gongmeng Consulting Co., Ltd. (её часто называют просто "Гунмэн"), расположенные в Пекине.

   По классификации Справочника в Китае существует ещё один тип МЦ, который называют "фантомом" (квазиправительственный). Эта организация должна производить впечатление неправительственной (НПО), но на самом деле является инструментом правительства. По мнению американских исследователей, такой приём часто применяют авторитарные режимы для маскировки своей диктатуры под процветающее гражданское общество. В Китае такой организацией является Китайский институт развития.

   Таким образом, большая часть китайских МЦ, по мнению американских аналитиков, находится в юрисдикции правительственных органов, и их независимость ограничена. Частные же МЦ ограничены средствами и политикой правительства, поэтому развиваются достаточно медленно.

   По китайской классификации, которая несколько отличается от американской, структура МЦ включает официальные, полуофициальные и гражданские организации. Из рис. 3 видно, какую роль играют МЦ в системе принятия политических решений правительством Китая. Поскольку в стране существует однопартийная система, то практически все китайские МЦ субсидируются правительством или поддерживают с ним те или иные связи. И если на Западе основными достоинствами МЦ считается их независимость от правительства, политических партий и групп по интересам, а также бесприбыльность, то в Китае, строго говоря, таких организаций вообще нет 10.

   Под официальными учреждениями в Китае подразумевают институты, обеспечивающие информационную поддержку правительства. По китайскому гражданскому законодательству официальные институты, проводящие политические исследования, называются правительственными. Такие структуры есть при Госсовете, местных правительствах, министерствах и комиссиях. Наиболее характерным их примером является Отдел политических исследований Государственного комитета по развитию и реформе КНР (бывшая Государственная комиссия по планированию) 11. Эти организации играют важную роль в процессе выработки правительственной политики, отвечают за разработку политического курса, распространение информации и организацию исследовательского процесса по политическим проблемам.


Рис. 3. Роль МЦ Китая в системе принятия решений
(Think Tanks in China: Growing Influence and Political Limitations / The Brookings Institution. Washington, DC. 2008. October 23. P. 2.
URL: http://www.brookings.edu/~/media/Files/ events/2008/1023_china_think_tanks/20091023_china.pdf)

   Полуофициальными МЦ по китайскому законодательству называют общественные институты, большей частью академические. Они создаются правительством и им же курируются. Ведущими МЦ этого типа являются Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР, который занимается исключительно политическими исследованиями, и АОНК, совмещающая политические исследования с академическими. Многочисленные исследовательские политические институты были созданы различными министерствами и местными правительствами после начала проведения в стране политики реформ в 1978 г.

   Полуофициальные МЦ не являются полностью независимыми. Их руководство назначается правительством, они получают средства от курирующих их правительственных организаций. В таких МЦ более независимый стиль управления, они более свободны, поскольку могут получать дополнительные средства из зарубежных фондов и выполнять заказы от других правительственных органов и организаций, даже международных. Эти МЦ являются наиболее важным компонентом в системе политических исследований и консультаций вне правительства Китая. Они выступают своего рода "информационными фильтрами", "советчиками политических идей" и "политическими интерпретаторами" в процессе разработки китайской политики.

   Ярким примером такой работы (где МЦ выступает, например, в качестве "советчика политических идей") является теоретическая разработка концепции интеграции двух городов: Благовещенска и Хэйхэ. В контексте её реализации в 2007 г. в г. Хэйхэ прошёл китайско-российский симпозиум "Строительство одного города двух государств Благовещенск − Хэйхэ". Идея была предложена муниципалитетом Хэйхэ, а основательно проработана исследовательскими институтами провинции – Академией общественных наук провинции Хэйлунцзян (ХАОН), Институтом России ХАОН, Институтом международных стратегических исследований Центральной партшколы при ЦК КПК, Институтом Северо-Восточной Азии ХАОН, Исследовательским центром по проблемам развития при правительстве провинции Хэйлунцзян, Центром изучения Северо-Восточной Азии Хэйлунцзянского университета, Институтом внешней торговли и сотрудничества провинции Хэйлунцзян и др.

   На симпозиуме были представлены 32 доклада китайских учёных, в которых обосновывалась необходимость такой интеграции, что и было скрупулезно сделано с присущей китайцам основательностью. Они предусмотрели даже "необходимость формирования у чиновников, учёных и населения двух городов осознание того, что данная концепция крайне выгодна и перспективна". При этом учитывалась необходимость "переломить мнение о том, что данная концепция выгодна только китайской стороне" 12. Предложенная формулировка очень напоминает известную формулу "одна страна – две системы", заложившую теоретические основы воссоединения Китая с Гонконгом и Макао и с успехом реализованную на практике.

   Гражданские МЦ стали активно создаваться с 1992 г. Основная сфера их деятельности во многом сходна с полуофициальными. Данные центры выполняют следующие функции:
   – предоставляют информацию, анализ и консультации руководству;
   – проводят связанные с политикой исследования;
   – ведут образовательную работу: многие видные учёные преподают в университетах, читают лекции в правительственных учреждениях, даже на заводах и фабриках, публикуют статьи в газетах, участвуют в телевизионных программах;
   – выступают инициаторами публичного обсуждения острых внутренних и политических проблем путём публикации радикальных статей в таких газетах, как "Nanfang City Daily", "Beijing News" и "China Youth Daily";
   – служат для внешнего мира "окном Китая".

   Гражданские МЦ призваны пропагандировать новый имидж реформирующегося Китая на Западе, развивая сотрудничество как с иностранными организациями, так и с отдельными зарубежными специалистами, а также участвуя в международных исследовательских проектах. Предполагается, что подобные мероприятия позволяют приглашённым иностранным учёным взглянуть на китайское общество собственными глазами и самостоятельно оценить систему принятия политических решений.

   Существует два типа гражданских МЦ. Одни создаются при университетах и колледжах и часто возглавляются учёными, вернувшимися после зарубежной стажировки. Их деятельность отличается академичностью, а аналитические продукты имеют менее прикладной характер. Эти МЦ разрабатывают новые концепции, поддерживают связи с научным сообществом, а основным источником их финансирования часто являются иностранные гранты. Примером таких МЦ служит Китайский центр экономических исследований, созданный при Пекинском университете Джастином Линь Ифу.
   Центры второго типа учреждаются отдельными лицами, которые уже стали известными специалистами. Прежде они успешно работали в полуофициальных "мозговых центрах", но покинули их, чтобы создать собственные исследовательские агентства в соответствии со своими амбициями и убеждениями. Китайские аналитики называют их "народными исследовательскими институтами" в формате бесприбыльных или коммерческих организаций. Например, Институт экономики "Юнирул" (Пекин) был основан в 1993 г. группой учёных-экономистов во главе с Мао Юйши, а Центр экономических наблюдений и исследований Дацзюня (Пекин) был основан Чжун Дацзюнем в 2000 г. в качестве акционерной компании. Такие центры работают на контрактной основе и стремятся к самоокупаемости и стараются диверсифицировать свой исследовательский продукт и клиентскую базу. Среди их клиентов значительную долю занимают бизнес-структуры.

   Общим для обеих групп гражданских МЦ является, как правило, небольшой формат исследований, но зато они привлекают к работе известных учёных, которые социально активны, имеют связи как с правительственными чиновниками, так и с теми, кто правительство критикует.

   Многие МЦ в Китае финансируются американскими и другими зарубежными фондами. Например, Центр современного Китая при Пекинском университете существует на гранты Фонда Форда, Фонда Ричарда Смита, Азиатского фонда, Японского фонда, а также международных организаций, таких как ПРООН, ВОЗ и др. Один только Фонд Форда со времени открытия своего отделения в Пекине в 1988 г. выделил 207 млн дол. различным китайским МЦ. Регулярно выделяет гранты Фонд Дж. Д. и К. Б. Макартуров. Большинство иностранных фондов оказывает поддержку развитию социальных наук и правовых исследований в Китае с середины 80-х гг. Американские эксперты с удовлетворением констатируют, что многолетние международные усилия по содействию развитию социальных наук в Китае и распространению международных норм принесли положительные результаты.


Рис. 4. Источники финансирования МЦ Китая
(по данным McGann J. G. 2008 Global "Go-To Think Tanks".
Presentation. URL: http://www.odi.org.uk/events/2009/03/10/443-presentation-james-mcgann.pdf)

   Источники финансирования гражданских МЦ достаточно разнообразны (рис. 4). Среди них можно выделить следующие:
   – поступления от предприятий;
   – средства национальных фондов (Национальный институт экономических исследований);
   – частный капитал (Центр Дацзюня) 13;
   – единовременные благотворительные пожертвования;
   – гранты международных организаций (Китайский центр экономических исследований Пекинского университета);
   – гранты зарубежных фондов (Центр современного Китая Института изучения АТР Пекинского университета, Центр китайской аграрной политики АНК);
   – государственные или частные контракты;
   – подписка на аналитические материалы;
   – продажа собственных изданий (книг, журналов и т.п.).

   Общепризнано, что оба типа гражданских МЦ оказывают мало влияния на разработку внешнеполитической стратегии в Китае, они гораздо менее влиятельны и играют весьма незначительную роль в формировании внешнеполитической повестки дня. Исследования, выполняемые институтами при университетах, в основном носят академический характер, а у самих организаций ограничены возможности быть "услышанными" Тем не менее их сильная сторона – разработка, изучение и критика теоретически возможных решений в политически значимых сферах и содействие формированию представлений о ситуации в других странах 14. Исключение составляют некоторые вузы, связанные с правительственными министерствами. Например, Китайская дипломатическая академия имеет большее влияние на МИД, чем другие подобные учреждения.

   Согласно проведённому китайскими учёными исследованию 15, главное отличие между гражданскими и полуофициальными МЦ заключается в разных механизмах, посредством которых они распространяют своё влияние.
   Во-первых, руководители гражданских МЦ (как правило, видные учёные) используют свои обширные личные связи в научном сообществе и персональные связи с лицами, принимающими решения, в то время как руководители полуофициальных МЦ действуют в основном по административным каналам.
   Во-вторых, полуофициальные МЦ оказывают влияние как на чиновников, ответственных за принятие политических решений, так и на общественное мнение, в то время как гражданские МЦ воздействуют преимущественно на социальную элиту.
   В-третьих, для гражданских МЦ существенное значение имеет их местоположение, поскольку они распространяют своё влияние главным образом через СМИ. Столичные МЦ, как правило, работают более эффективно, чем МЦ, расположенные в других городах, заведомо уступающих Пекину по уровню развития масс-медиа. Для полуофициальных МЦ месторасположение не играет существенной роли, так как они используют официальные каналы для информирования о результатах своих исследований 16.

   Важно, что китайское руководство признаёт необходимость развития гражданских "мозговых центров" в стране, считая их наиболее перспективными.

   Можно отметить следующие общие закономерности, свойственные всем типам МЦ. Так, в своей работе они используют следующие каналы влияния:
   – официальные контакты;
   – личные контакты (обеды, презентации и т.п., организуемые по инициативе МЦ);
   – распространение среди ключевых лиц небольших резюме по насущным вопросам с конкретными рекомендациями одновременно с более полным отчётом по данному исследованию;
   – средства массовой информации (регулярная публикация статей по насущным вопросам государственной политики в газетах, выступления на телевидении, интервью и т.п.);
   – публикация книг и статей в научных академических изданиях;
   – организация научных конференций с приглашением представителей академических кругов и лиц, отвечающих за выработку и реализацию государственной политики.

   В деятельности китайских МЦ прослеживается и некая конкуренция. С одной стороны, наиболее престижными считаются столичные МЦ (их большинство), которые поддерживают тесные связи с центральными правительственными органами. С другой стороны, шанхайские МЦ уже зарекомендовали себя как более динамичные и преуспевающие и постепенно начинают конкурировать со столичными. (Это несколько напоминает соревновательные отношения между вашингтонскими и нью-йоркскими МЦ.) Ещё одной особенностью китайских МЦ является их территориальная близость к объекту изучения. Например, ряд институтов провинции Хэйлунцзян, граничащей с Россией, занимается изучением нашей страны. А институты провинции Фуцзянь, расположенной в непосредственной близости от Тайваня, проводят исследования по проблемам острова (например, Институт изучения Тайваня Сямэньского университета).

     8 Wu Jiaxiang. China’s Think Tanks are Imperial Academies. URL: http://blog.sina.com. cn/s/blog_4c062a780100csgy.html. .
     9 Think Tanks in China: Growing Influence and Political Limitations // The Brookings Institution. Washington, DC. 2008. October 23. P. 36. URL: http://www.brookings. edu/~/media/Files/events/2008/1023_china_think_tanks/20091023_china.pdf.
   10 Zhu Xufeng. China’s Think Tanks: Roles and Characteristics // EAI Background Brief. 2006. № 30. October 19. URL:
http://www.eai.nus.edu.sg/BB306.pdf.
   11 Важнейший государственный орган Китая, входит в структуру Госсовета КНР, отвечает за общее планирование социально-экономического развития страны и осуществляет общую координацию проводимых в стране экономических реформ.
   12 Цюй Вэй. Реализация концепции интеграции городов Благовещенск и Хэйхэ требует прорыва в пяти областях : докл. // Строительство одного города двух государств Благовещенск − Хэйхэ : мат. симпозиума. Хэйхэ, 2007.
   13 Zhu Xufeng, Xue Lan. Think Tanks in Transitional China // Public Administration and Development. 2007. № 27. P. 452–464.
   14 Mahmood Ahmad. The Role of Chinese Think Tanks in Foreign Policy. Making: Growing Influence and Political Limitations // The Dialogue. 2009. Vol. III. № 3.
   15 Эмпирические данные получены на основе анализа статистики о деятельности 301 МЦ в 2003 г. по всей стране.
   16 Zhu Xufeng. The Influence of Think Tanks in the Chinese Policy Process // Asian Survey. 2009. Vol. XLIX. № 2. March/April. P. 355.


Основные направления исследований

   Цель создания аналитических центров в Китае – содействие выработке и реализации эффективной политики, направленной на достижение устойчивого и безопасного развития страны. Поэтому к сфере деятельности МЦ относится не только политика, экономика, международные отношения, безопасность, торговля, финансы, право, культура, образование, наука, литература, психология, религия, экология, изменение климата, но даже совсем неожиданные направления исследований, выполняемые по заказу правительства.

   Отличительной чертой последнего десятилетия стало создание МЦ, отвечающих на современные вызовы развитию общества. Например, при Китайской академии современных международных отношений в последние годы были сформированы Центр изучения процессов глобализации, Центр исследований в области управления кризисными ситуациями, Центр антитеррористических исследований (первый в Китае научный институт, занимающийся этими проблемами), Центр экономической безопасности, изучающий основные факторы экономической безопасности, включая энергетическую, финансовую, продовольственную, научно-технологическую, и возможные угрозы в отношении Китая. При Школе экономики Фуданьского университета были учреждены такие центры, как Центр по борьбе с отмыванием денег (2005 г., до сих пор является единственным исследовательским институтом, занимающимся данным вопросом в связи с противодействием финансированию терроризма в Китае); Центр ценных бумаг (2007 г., нацелен на повышение эффективности рынка ценных бумаг Китая, призванного обеспечить устойчивое и динамичное развитие национальной экономики); Государственный инновационный институт изучения международной конкурентоспособности китайской экономики (2005 г., занимается проблемами создания инновационной базы китайской экономики как основы повышения её международной конкурентоспособности). При Институте международных исследований Фуданьского университета планируется открыть Центр исследований в области международной безопасности, который будет заниматься проблемами международной и региональной безопасности.

   Очень часто МЦ создаются в связи с новыми задачами, поставленными руководством страны. Например, ряд новых центров был открыт в Китайской академии внешней торговли и экономического сотрудничества Министерства коммерции Китая.

   В 2009 г. – Центр брендинга, призванный заниматься продвижением китайских товаров на мировые рынки. Производя широкий ассортимент промышленной продукции, китайцы раньше не особенно занимались продвижением собственных брендов на мировом рынке. Нынешний финансовый кризис заставил китайских товаропроизводителей пересмотреть свою позицию: стало ясно, что без собственной торговой марки выжить на рынке достаточно трудно.

   В августе 2010 г. были созданы Центр изучения Африки и Центр азиатско-африканского развития, что связано с проводимой Китаем на африканском континенте, богатом стратегическими природными ресурсами, экономической экспансией. Тем самым руководство КНР приспосабливает внешнеполитическую стратегию к потребностям ускоренно развивающейся экономики страны. В результате в последние годы КНР фактически совершила прорыв на данном направлении, во много раз нарастив своё присутствие и заняв нишу, освободившуюся после ухода из Африки СССР.

   Некоторые новые МЦ исследуют проблемы, которые пока даже не сформулированы российской наукой, поэтому для них невозможно подобрать адекватный термин на русском языке. Например, Центр права жизни 17 Института права Шанхайской академии общественных наук КНР. Китайские учёные публикуют статьи по этой тематике в "Journal International de Bioéthique" (Париж).

   Некоторые организации, как ряд вышеперечисленных, имеют узкую специализацию и работают только в одной области, другие же, например АОНК или АНК, прорабатывают довольно широкий спектр тем от политики и экономики до социальной сферы и здравоохранения.

   Значительная часть МЦ занимается изучением международных отношений и принадлежит к одной из шести организационных структур:
   – партийной системе (Институт международных стратегических исследований Центральной партийной школы при ЦК КПК);
   – Госсовету КНР (Китайский институт международных исследований и Китайская академия современных международных отношений);
   – Академии общественных наук, в которую входят её исследовательские институты и институты провинциальных академий общественных наук;
   – национальному военному истеблишменту (научно-исследовательские институты Национального университета обороны НОАК и Академии военных наук НОАК);
   – системе высшего образования (институты, центры, школы и даже академии, например Школа международных исследований Пекинского университета или Институт изучения Юго-Восточной Азии Чжуншаньского университета);
   – средствам массовой информации (Центр мировой политики при информационном агентстве Синьхуа)
18.

   По данным китайских учёных, до последнего времени международной тематике посвящалось более половины публикаций. Большое внимание уделяется страноведческим и региональным исследованиям, при этом изучаются исторические, политические, экономические, культурные, религиозные, национальные особенности развития, современное законодательство.

   Общепризнано, что наиболее сильные позиции в этой обла- сти занимает АОНК, которая имеет в своем составе 7 институтов − США, Японии, Европы, России, Восточной Европы и Центральной Азии, Западной Азии и Африки, Азиатско-Тихоокеанского региона и Латинской Америки, которые занимаются региональными исследованиями и издают научные журналы, как правило, наиболее компетентные.

   МЦ, проводящие исследования по международной тематике, подразделяются на два типа – одни представляют собой институты, связанные с университетами и академиями общественных наук различных уровней, другие – с властными структурами. Последние в основном занимаются изучением политических вопросов и более похожи на МЦ Запада. К ним в первую очередь следует отнести Китайскую академию современных международных отношений, которая является МЦ Министерства государственной безопасности КНР, и Китайский институт международных исследований − МЦ МИД КНР.

   В настоящее время академические институты всё чаще стали сталкиваться с конкуренцией со стороны университетских исследовательских центров, которым Министерство образования выделило значительные средства, присвоив статус "ключевой базы в области международных исследований в университетах". Такими центрами являются Фуданьский университет (изучение США), Народный университет (европейские исследования), Восточнокитайский педагогический университет (исследования России), Шанхайский университет иностранных языков (изучение Ближнего Востока), Северовосточный педагогический университет (исследования Северо-Восточной Азии), Нанкайский университет (исследования АТЭС) 19.

   Основной акцент делается на изучении Европы, США и Азии (табл. 2). Всё больше внимания уделяется исследованиям Центральной (в институтах при 5 крупнейших университетах) и Южной Азии из-за повысившегося приоритета этих регионов во внешней политике Китая. Однако наибольшее развитие получило европейское направление, поскольку с 1997 г. Европейский союз инвестировал в Китае значительные средства. В ходе выполнения многолетнего проекта ЕС выделенные по этой программе деньги в основном достались шести институтам, в том числе Институту Европы АОНК и Центру европейских исследований Народного университета.

   Эту же практику используют и США, Япония, Южная Корея, частные фонды и другие организации, которые оказывают финансовую помощь китайским институтам в проведении страноведческих исследований.

   В последнее время всё больше МЦ стало заниматься экономической проблематикой, в частности изучением тенденций развития мировой экономики и двусторонних экономических отношений Китая, разработкой прогнозов экономического и социального развития городов, провинций и страны в целом. Над этими вопросами работают институты академий общественных наук центрального и провинциального уровней, а также институты при университетах (Пекинском, Шанхайском, Фуданьском, Шанхайском финансов и экономики, Наньчанском, Чжуннаньском экономики и права и пр.) и специально созданные организации, например Институт развития Китая (учреждённый как "think-tank" в сфере экономики), 

 Таблица 2. Институты/центры Китая, изучающие основные страны и регионы мира*

Стр./рег. Институты/центры
Европа    АОНК, АОН пров.: Шанхай
   Институты/центры при университетах: Фуданьском, Пекинском, Народном, Уханьском, Сычуаньском, Цинхуа, Восточно- китайском педагогическом, Шаньдунском, Гуандунском иностранных языков, Наньцзинском, Юньнаньском
США    АОНК и АОН пров.: Шанхай и Тяньцзинь
   Институты/центры при университетах: Пекинском, Пекинском иностранных языков, Гуандунском иностранных языков и внешней торговли, Нанькайском, Наньцзинском, Восточно-китайском педагогическом, Шанхайском иностранных языков, Фуданьском, Сычуаньском Институты: Китайский институт международных исследований, Китайский институт современных международных отношений, Шанхайский институт международных исследований
Япония    АОНК, АОН пров.: Шанхай, Тяньцзинь, Цзилинь, Хэйлунцзян
   Институты/центры при университетах: Фуданьском, Ляонинском, Северо-восточном педагогическом, Наньцзинском, Чжэцзянском, Шаньдунском, Хэбэйском, Нанькайском, Пекинском, Шанхайском международных исследований Институты: Шанхайский ин-т международных исследований
Южная Корея    АОН пров.: Цзилинь
   Институты/центры при университетах: Пекинском, Фуданьском, Чжэцзянском, Шаньдунском, Ляонинском
Австралия    АОНК, АОН пров.: Шанхай
   Институты/центры при университетах: Наньцзинском, Янчжоуском, Нантунском, Сучжоуском, Сюйчжоуском педагогическом, Внутренней Монголии, Цинхуа, Чжуншаньском, Сямэньском, Китайском народном, Пекинском, Пекинском иностранных языков, Восточнокитайском педагогическом, Шанхайском науки и техники, Шанхайском внешней торговли, Шанхайском, Нинбоском
Юго-Восточная
Азия
   АОНК и АОН пров.: Шанхай, Ляонин, Юньнань, Гуанси
   Институты/центры при университетах: Сямэньском, Чжуншаньском, Цзинаньском, Пекинском, Юньнаньском, Гуансиском, Сычуаньском, Ляонинском, Яньбяньском
Северо-Восточная Азия    АОН пров.: Тяньцзинь, Хэйлунцзян, Цзилинь, Ляонин
   Институты/центры при университетах: Хэйлунцзянском, Цзилиньском, Шаньдунском
* Составлено автором.

     Национальный институт экономических исследований (занимающийся изучением всех аспектов современного экономического развития Китая и политики реформ), Форум 50-и китайских экономистов (дающий рекомендации правительству по важнейшим экономическим вопросам), Китайский институт реформы и развития (осуществляющий исследования в области политики реформ и проблем переходной экономики) и др..

   Торговля и торговая политика страны также находят своё отражение в деятельности китайских МЦ. Этой тематикой занимаются Китайская академия внешней торговли и экономического сотрудничества (орган Министерства коммерции Китая, в основном ориентированный на политическую составляющую), Китайский институт ВТО Университета международного бизнеса и экономики (изучает практические вопросы разработки проблемы режима ВТО в Китае и предложений для государственных органов и предприятий), Шанхайский консультационный центр по проблемам ВТО, Шанхайский институт внешней торговли и пр.

   Характерной особенностью последних лет стало появление МЦ по проблемам экологии разного уровня и подчинения: Институт глобальных экологических проблем (НПО, занимающаяся использованием рыночных механизмов в решении экологических проблем в Китае и за рубежом), Центр политических исследований в области экономики природопользования (аффилированная структура Министерства охраны окружающей среды Китая, обеспечивает принятие макроэкономических решений в области охраны окружающей среды), Центр изучения международных рек Азии Юньнаньского университета (осуществляет исследования в области внутренней политики и экологии), Пекинский центр энергоэффективности (призван внедрять в стране передовые зарубежные технологии и опыт в области управления энергетической отраслью, энергосбережения и охраны окружающей среды), Китайский совет международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и развития (курируется Министерством охраны окружающей среды, предоставляет рекомендации правительственным деятелям всех уровней, которые занимаются разработкой и реализацией стратегии устойчивого развития и внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий), "Друзья природы" (НПО, китайский аналог "Гринпис") и др.

   Небольшая часть МЦ занимается изучением военных вопросов и безопасности. Они, как правило, подконтрольны руководящим структурам Народно-освободительной армии Китая (НОАК). НОАК имеет как свои собственные, так и аффилированные с ней исследовательские институты, выполняющие широкий спектр разведывательных и исследовательских функций. Первые МЦ в области национальной обороны и безопасности возникли в период с 1950 по 1960 г., когда политический ландшафт в мире претерпел глубокие изменения и требовался адекватный ответ на сложную международную обстановку и задачи национального экономического строительства.

   Помимо китайских правительственных агентств и департаментов есть ряд полуправительственных и неправительственных игроков, которые тоже влияют на процесс принятия решений в Китае. Они дают оценку международной и региональной безопасности, а также ситуации в области контроля над вооружениями, предоставляют консультации правительству. Среди них – Институт стратегических исследований Университета национальной обороны НОАК (занимается исследованиями в области модернизации системы национальной обороны), Фонд международных стратегических исследований (активный участник американо-китайского диалога по вопросам двусторонних отношений и безопасности по "второй дорожке"), Китайская ассоциация по контролю над вооружениями и разоружению (выполняет роль информационно-пропагандистского рупора Департамента по контролю над вооружениями и разоружению МИД КНР), Китайская народная ассоциация "За мир и разоружение" (крупнейшая национальная НПО, самая многочисленная в Китае в области контроля над вооружениями).

   Китайские военные МЦ можно разделить на три категории 20.

   К первой относятся МЦ, занимающиеся анализом разведывательной информации, наиболее известным среди которых является Китайский институт международных стратегических исследований (подчинён Второму департаменту Генштаба НОАК) – ведущий центр вооружённых сил Китая в области внешней политики и национальной безопасности 21.

   Ко второму типу относятся МЦ, занятые разработкой военной техники и вооружений, а также исследованиями в области контроля над вооружениями. Например, Академия военных наук, Китайская академия инженерной физики, Китайский центр оборонной научно-технической информации (подчинён Главному управлению вооружений Центральной военной комиссии, ЦВК) – ведущий центр в области экспертизы и исследований по вопросам контроля над вооружениями.

   В третью категорию входят отдельные академические институты, которые иногда привлекаются к решению некоторых проблем безопасности (разоружение или контроль над вооружениями), например Центр по контролю над вооружениями Института США АОНК, Университет Цинхуа, Фуданьский университет 22.

   Немногочисленные МЦ занимаются изучением проблем демократии, гражданских свобод и прав человека. Среди них в первую очередь следует назвать Институт по связям с общественностью "Катэй" (защищает гражданские свободы, содействует демократическим преобразованиям в стране), Beijing Gongmeng Consulting Co., Ltd. (способствует продвижению основополагающих ценностей: прав человека, верховенства закона и демократии), Исследовательский центр социальных наук Сыюаня (его основатель является поборником демократии и плюрализма) и некоторые другие.

   17 "Право жизни" представляет собой новое правовое понятие, сформировавшееся в результате развития современных наук о жизни и биотехнологии и основанное на биоэтике.
   18 Wang Jisi. International Relations Studies in China Today: Achievements, Trends, and Conditions / A Report to the Ford Foundation. URL: http://www.irchina.org/en/pdf/ IRSC_wang_jisi_english.pdf.
   19 Wang Jisi. International Relations Studies in China Today: Achievements, Trends, and Conditions / A Report to the Ford Foundation. URL: http://www.irchina.org/en/pdf/ IRSC_wang_jisi_english.pdf.
   20 Hayoun Jessie Ryou. What China Thinks − and How // The Pioneer. 2009. August 29. URL: http://www.dailypioneer.com/198915/What-China-thinks-%E2%80%94- and-how.html.
   21 China Unveils Top 10 Think Tanks // China News Service. 2006. November 9. URL: http://www.china.org.cn/english/government/188434.htm.
   22 Engaging China and Russia on Nuclear Disarmament, Cristina Hansell and William C. Potter, Editors, Monterey Institute of International Studies, U.S.A., April 2009. P. 5-6. URL: http://www.stand.ge/admin/uploaded_files/file_200904054115.pdf.


Стратегия развития МЦ

   В последние годы в Китае, судя по заявлениям официальных лиц, принята установка на приоритетное развитие МЦ с тем, чтобы они быстрее вышли на международную арену и стали играть более активную роль в мировом научном сообществе. Свидетельством тому стал проведённый в 2006 г. Первый национальный форум "мозговых центров", на котором были названы 10 лучших организаций подобного рода. Среди них − Академия общественных наук Китая, Исследовательский центр по вопросам развития при Госсовете КНР, Академия наук Китая, Академия военных наук НОАК, Китайский институт международных исследований, Китайская академия современных международных отношений, Китайская ассоциация по науке и технике, Китайский национальный комитет Тихоокеанского экономического сотрудничества, Китайский институт международных стратегических исследований, Шанхайский институт международных исследований. Названные организации признаны наиболее важными для центрального правительства и других органов власти, так как играют большую роль при разработке внешней и внутренней политики страны. Активная внешняя политика Китая способствует росту его международного авторитета, следовательно, и в дальнейшем внешнеполитические исследования будут оставаться приоритетными и обеспечивать интеллектуальную поддержку при разработке внешнеполитической стратегии.

   В июле 2007 г. по инициативе китайской стороны руководители МЦ десяти стран мира собрались в Шанхае для активизации обменов и сотрудничества между китайскими и зарубежными организациями. Раньше основное внимание уделялось сотрудничеству главным образом с соседними странами, такими как США, Россия и Япония. Сегодня же поставлена задача наладить связи с МЦ всех пяти континентов, причём не только с официальными, но и с общественными, с учебными заведениями и исследовательскими институтами 23.

   Уже в июле 2009 г. Китай инициировал проведение в Пекине Глобального саммита "мозговых центров", в котором приняли участие около 900 представителей более чем 100 МЦ и международных организаций, таких как Всемирный банк и Конференция ООН по торговле и развитию. На саммите, в котором принял участие премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, прошёл обмен мнениями по вопросам, связанным с финансовым кризисом и его влиянием на мировую экономику. По итогам встречи была обнародована "Инициатива Пекина против протекционизма", направленная на борьбу с протекционизмом и совместное экономическое развитие. Работа саммита в течение недели подробно освещалась на страницах китайских газет. Он был призван продемонстрировать миру растущее значение китайских МЦ. Присутствовавший на встрече экс-премьер-министр Италии Романо Проди заявил, что проведение данного саммита отражает желание Китая играть важную роль в мировом сообществе.

   В июне 2011 г. в Пекине прошёл уже Второй глобальный саммит на тему "Глобальное экономическое управление: общая ответственность", в котором приняли участие более 100 организаций из разных стран.

   В настоящее время в стране на официальном уровне признаётся необходимость изменения существующей системы МЦ в направлении создания полуофициальных и независимых организаций. Этому вопросу посвящено множество публикаций в китайской прессе с анализом существующего положения. В них констатируется, что, поскольку Китай в настоящее время уже активно интегрировался в мировую экономику и стал одним из ключевых её звеньев, как никогда ранее становится важным, чтобы его политическому и экономическому весу соответствовала и самая передовая система МЦ. Для осуществления поставленной задачи рекомендуется изучать опыт других стран и, в частности, США, занимающих по числу МЦ первое место в мире 24. В качестве примеров для подражания называются такие организации, как "РЭНД корпорейшн" и Институт Брукингса. По мнению китайских учёных, ведущие американские центры не только влияют на процесс принятия решений в своей стране, но и экспортируют свою концепцию, влияя на СМИ и даже публичную политику в других странах. По сравнению с ними "мозговые центры" Китая не имеют такого авторитета в мире, поэтому предстоит много сделать для достижения этой цели 25. По заявлениям китайских официальных лиц, МЦ должны стать новым каналом связи с общественностью и содействовать созданию потенциала "мягкой силы" 26 (жуань шили) страны 27. При этом признаётся, что развитию МЦ в Китае в своё время не было уделено должного внимания, но международный финансовый кризис высветил необходимость формирования современной МЦ- индустрии, особенно в экономической сфере.

   Первым шагом в направлении реформирования существующей системы МЦ стало учреждение с одобрения Госсовета КНР и в соответствии с указаниями премьера Вэнь Цзябао новой организации – Китайского центра международных экономических обменов, который должен стать той моделью, в соответствии с которой и будут в дальнейшем модернизироваться МЦ. Впервые в китайской практике при подборе кадров для данного центра был использован подход, который известен как "система вращающихся дверей", особенно характерная для западных аналитических центров. Суть её состоит в том, что на руководящие посты в МЦ приходят высокопоставленные должностные лица из политики и бизнеса, а представителей аналитических центров часто принимают на работу в органы государственной власти и промышленные корпорации. В новом Центре работает ряд высокопоставленных чиновников, таких как заместители руководителя Госкомитета по развитию и реформе Чжан Сяоцян и Чжан Гобао, председатель правления  Банка развития Китая Чэнь Юань, а также сотрудники ряда ключевых исследовательских институтов 28.

   Чтобы обеспечить большую независимость организации от правительства, сделана попытка диверсифицировать источники её финансирования: из госбюджета выделено 5 млн юаней (около 730 тыс. дол.), а также учреждён специальный фонд с капиталом в 500 млн юаней, который будет складываться из поступлений от государственных, частных и иностранных предприятий.

   Однако очевидно, что главная задача, поставленная перед этим центром, – налаживание международного сотрудничества, повышение авторитета китайских МЦ для того, чтобы распространить влияние Китая и на мировой рынок идей 29, косвенным подтверждением чему является проведение Центром Глобального саммита МЦ. По признанию китайских официальных лиц, долгие годы Китай игнорировал подобные неправительственные каналы общения и теперь нуждается в новом подходе, т.е. китайские МЦ должны стать не менее влиятельной силой в политических, коммерческих и академических кругах, чем аналогичные организации развитых стран, вносить значительный вклад в политико-управленческий процесс и влиять на общественное мнение 30.

   Большое значение для дальнейшего развития индустрии китайских МЦ сыграл 17-й съезд Коммунистической партии Китая, который прошёл в октябре 2007 г. В своём докладе генеральный секретарь КПК Ху Цзиньтао в разделе, посвящённом развитию социалистической демократии, говорил о необходимости совершенствования информации и её интеллектуальной поддержке для обеспечения научного и демократического принципа принятия решений. В частности, параграф 6 его доклада гласит: "Стимулировать научность и демократизацию разработки решений, совершенствовать систему её информационно-интеллектуальной поддержки, увеличивать прозрачность самой разработки решений и степень участия народа, а при разработке законов, правовых норм и установок общественного назначения, непосредственно затрагивающих интересы народных масс, полагается в принципе организовывать открытое заслушивание мнений" 31.

   В аналитических статьях китайских экспертов после съезда отмечалось, что лицам, ответственным за принятие решений, необходимо ввести в действие механизм систематических общественных слушаний, конструктивная роль в котором по праву должна принадлежать неправительственным аналитическим центрам 32. Такой механизм был впервые опробован в ходе развернувшейся общественной дискуссии вокруг разработки 11-го пятилетнего плана социально-экономического развития страны (2006−2010 гг.). Это был первый случай, когда китайское правительство применило метод открытой народной дискуссии, что было расценено как крупный шаг вперёд в развитии научного процесса принятия решений.

   В контексте поставленной на съезде задачи следует расценить решение правительства о создании в Китае нового МЦ, призванного оказывать помощь центральному правительству в разработке эффективной политики в области охраны окружающей среды. Как по этому поводу заявил в интервью агентству Синьхуа руководитель Государственного управления по охране окружающей среды Китая Чжоу Шэнсянь, "Китай стоит перед лицом многочисленных вызовов в области окружающей среды, и пришло время, когда демократия в процессе принятия решений становится жизненной необходимостью. Эпоха, когда Управление принимало решения монопольно, подошла к концу" 33. Большой ошибкой в работе Управления признано неиспользование "научных и демократических средств". Впредь оно должно постоянно консультироваться с новым МЦ по всем основным вопросам текущей повестки дня и не принимать политических решений без предварительных исследований, экспертных оценок и обсуждений. В штат МЦ вошли более 86 специалистов-экологов из АНК, Академии инженерных наук Китая и бывшие сотрудники Управления.

   Что касается перспектив развития, то с уверенностью можно сказать, что по ряду причин процесс распространения МЦ в Китае продолжится, и их влияние как субъектов интеллектуального обеспечения политики на китайской политической арене будет расти.
   Во-первых, остался в прошлом прежний глубоко персонифицированный характер политического руководства, а потребность в коллективном управлении вынуждает разработчиков стратегии будущего развития страны обращаться к услугам МЦ для обеспечения большей легитимности проводимого ими курса.
   Во-вторых, усиливающаяся интеграция Китая в мировую экономику требует от учёных профессиональной экспертной оценки, особенно в области иностранных инвестиций, зарубежных и международных финансов.
   В-третьих, быстрое развитие рыночной экономики в Китае не только придаёт его экономической и социально-политической структуре многовекторный характер, но и способствует созданию многочисленных групп, действующих в интересах определённых кругов, особенно бизнеса, которые пытаются оказывать влияние на политику правительства и общественное мнение 34. Не говоря ужe о том, что внешние угрозы и риски (связанные с международным терроризмом и т.п.) требуют качественной независимой политической экспертизы и анализа для выработки адекватных "ответов" в виде соответствующей внутренней и внешней политики государства.

   23 "Мозговые центры" Китая активизируют внешние обмены // Китайский ин- формационный Интернет-центр. 2007. 31 июля. URL: http://russian.dbw.cn/system/ 2007/07/31/000019143.shtml.
   24 Li Hongmei. China's Think-tank Needs to Go Global // People's Daily Online. 2009. April 20. URL: http://english.peopledaily.com.cn/90002/96417/6640731.html.
   25 Китайским "мозговым центрам" необходимо повышать свою международную репутацию // Китайский информационный Интернет-центр. 2009. 27 июля. URL: http://russian.china.org.cn/china/txt/2009-07/27/content_18212471.htm.
   26 По определению газеты Жэньминь жибао, "мягкая сила" отражает совокупную влиятельную силу страны в политике, экономике, дипломатии, культуре и других сферах (см.: Жэньминь жибао. 2007. 15 мая. URL: http://russian.people.com.cn/ 31521/5734083.html). Само понятие было впервые сформулировано в 90-е гг. прошлого века американским исследователем Дж. Наем. Тогда традиционные источники мощи – сильная армия, процветающая экономика, технологическое доминирование – перестали способствовать росту политического влияния в мире, на который рассчитывала американская политическая элита. Эксперты пришли к заключению, что это возможно лишь тогда, когда другие хотят того же, чего вы ждёте от них. Следовательно, рост влияния США в глобальном масштабе должен опираться прежде всего на привлекательность общественно-государственной составляющей американской модели развития (см.: Бирюков А. В. Духовные основы развития страны. 2008. 20 марта. URL: http://www.cscp.ru/clauses/5/c/3020).
   27 China’s Think Tanks Proliferate. 2009. July 3. URL: http://chinanewswrap.com/ 2009/07/03/chinas-think-tanks-proliferate.
   28 Китай создаёт "супермозговой центр" для развития экономической дипломатии // Китайский информационный Интернет-центр. 2009. 14 июля. URL: http:// russian.dbw.cn/system/2009/07/14/000145080.shtml.
   29 Erdong Chen. Think-tanks with Chinese Characteristics // Asia Times online : интернет-портал. URL: http://www.atimes.com/atimes/China/KG18Ad03.htm.
   30 Лучший "мозговой центр" Китая объясняет свою роль // Китайский информационный Интернет-центр. 2009. 25 июня. URL: http://russian.china.org.cn/china/ txt/2009-06/25/content_18011346_2.htm.  
   31 Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК "Высоко неся великое знамя социализма с китайской спецификой, бороться за новую победу в деле полного построения среднезажиточного общества". 2007. 15 октября. URL: http://russian.people.com. cn/31521/6290591.html.
   32 Chen Xia, Yang Xi. China's Non-governmental Think Tanks // Xinhua News Agency. 2007. December 2. URL: http://www.china.org.cn/english/China/234084.htm.
   33 Gov't Sets Up Environment Think Tank // Xinhua News Agency. 2006. August 21. URL: http://www.china.org.cn/english/government/178646.htm.


Новые моменты в работе китайских МЦ

   В настоящее время китайские МЦ становятся более независимыми, чем раньше. Они существенно расширяют сферу своих интересов, оказывают большее влияние на процесс принятия решений и начинают конкурировать с правительственными организациями в традиционной сфере политических консультаций.

   Если тенденция к появлению более независимых аналитических центров, специализирующихся в таких областях, как экономика и окружающая среда, проявляется достаточно отчётливо, то этого нельзя сказать о МЦ, занимающихся внешнеполитическими проблемами. Однако и здесь наблюдаются перемены. С начала нынешнего века китайская внешняя политика, как считают западные эксперты, становится более прагматичной, а всё более бюрократический процесс выработки политической линии заметно увеличивает возможности МЦ влиять на внешнюю политику страны 35. Кроме того, возможности правительственных чиновников по решению некоторых сложных вопросов внешней политики не безграничны, поэтому они вынуждены прибегать к услугам МЦ. Например, значительную часть китайской официальной делегации на Конференции ООН по климату в Копенгагене в декабре 2009 г. составляли сотрудники МЦ. В других национальных делегациях тоже были неправительственные эксперты, но в китайской их было намного больше, чем в любой другой.

   Гражданские МЦ начинают конкурировать с традиционной системой политических консультаций, в которой обычно доминировали полуофициальные МЦ. Официальные лица стали уделять больше внимания мнению, выражаемому гражданскими МЦ. Это особенно заметно в области международных отношений. Институты, занимающиеся изучением гражданских (не военных) международных отношений, начинают играть важную роль во внешнеполитических решениях китайского правительства и информационном анализе 36.

   С углублением реформ расширяются исследовательские интересы МЦ. На повестку дня встают новые актуальные задачи, и в результате тематика МЦ не ограничивается только проблемами международных отношений и макроэкономики. Появляются МЦ, занимающиеся вопросами экологии, энергоэффективности, водных ресурсов, традиционных и нетрадиционных угроз безопасности, терроризма.

   МЦ начинают принимать активное участие в открытых политических дискуссиях. Например, в дебатах по проблемам энергетической безопасности Китая участвовали эксперты Исследовательского центра по вопросам развития при Госсовете КНР, Китайского института международных исследований, Шанхайского института международных исследований, Института энергетики Академии макроэкономических исследований Государственного комитета по развитию и реформе, а также исследовательских институтов при Пекинском и Нанкайском университетах, Университете Цинхуа, Китайского университета нефти 37.

   В последние годы помимо традиционных в Китае стали появляться МЦ нового типа. Так, в сентябре 2009 г. в связи с 60-летием установления дипломатических отношений между Китаем и Пакистаном для дальнейшего укрепления и расширения сотрудничества между этими странами в различных областях в Исламабаде был создан Пакистанский институт Китая (The Pakistan China Institute) – первая неправительственная неполитическая организация, в которой представлено равное количество китайских и пакистанских экспертов. По словам возглавившего институт бывшего министра информации Пакистана М. Хусейна, это будет пакистанский МЦ, работающий для ключевых государственных и общественных структур, включая политические партии, организации гражданского общества, учебные заведения, медиа- и бизнессообщество. Деятельность этого МЦ должна содействовать развитию пакистано-китайского сотрудничества в области безопасности, торговли, энергетики, образования и культуры. Институт планирует регулярно проводить "круглые столы" и брифинги по наиболее важным событиям в двусторонних отношениях, а также открыть свой интерактивный веб-сайт 38.

   Планируется создание первого транснационального МЦ между Китаем и АСЕАН, цель которого − содействие экономическому развитию зоны Тонкинского залива. На первом Форуме экономического сотрудничества стран Тонкинского залива, состоявшемся в 2006 г., китайская сторона предложила создать Зону экономического сотрудничества Тонкинского залива (ЗЭСТЗ) 39. С тех пор Форум, девиз которого – "Совместное формирование нового полюса роста "Китай − АСЕАН" − собирается ежегодно.

   Поскольку в Китае в январе 2008 г. была принята Программа развития экономической зоны залива Бэйбу (Тонкинского) на территории Гуанси-Чжуанского автономного района (ГЧАР), то открытие и освоение ЗЭСТЗ стало одним из направлений государственной стратегии развития страны. Для реализации поставленной задачи планируется наладить экономическое сотрудничество между странами, расположенными в районе Тонкинского залива: Китаем, Вьетнамом, Малайзией, Сингапуром, Индонезией, Филиппинами и Брунеем. Руководство ГЧАР провело предварительные переговоры со всеми заинтересованными сторонами. Пока создана совместная рабочая группа экспертов, которая разрабатывает предложения по реализации планов сотрудничества 40. На последнем заседании представителей МЦ стран − участниц Форума в августе 2011 г. была принята декларация, в которой признавалась необходимость ускорить строительство "экономического коридора Наньнин − Сингапур" (система шоссейных и железных дорог, соединяющих Ханой, Вьентьян, Пномпень, Бангкок и Куала-Лумпур), который является неотъемлемой частью планов субрегионального экономического сотрудничества 41.

   Получает распространение практика создания временных МЦ под определённый проект. Летом 2009 г. муниципальное правительство Пекина объявило о создании Комитета экспертов пекинской законодательной рабочей группы, в состав которой вошли 30 специалистов разного профиля (юриспруденции, конституционного, административного, гражданского и торгового права) из университетов, НИИ и общественных организаций. Этот комитет в течение 5 лет должен проводить всестороннюю экспертизу проектов законов и постановлений, прежде чем они будут предлагаться для рассмотрения и утверждения Собранию народных представителей Пекина. Руководитель комитета Чжоу Цзидун заявил в связи со своим назначением, что этот инновационный метод позволит экспертам непосредственно участвовать в законотворческом процессе. "Эта работа не идёт ни в какое сравнение с теми редкими обсуждениями законодательных проблем, на которые раньше они изредка приглашались" 42. Комитет даст возможность специалистам вносить поправки на самой ранней стадии рассмотрения законопроектов. Все эксперты Комитета в обязательном порядке давали подписку о неразглашении, чтобы до официального обнародования проектов законов информация не попадала в СМИ.

   Для повышения международного авторитета Шанхая как регионального финансового центра Шанхайская финансовая ассоциация летом 2011 г. (после почти целого года подготовительной работы) объявила о создании двух МЦ − финансового и транспортного комитета и экспертного комитета, которые будут претворять в жизнь поставленную задачу43.

   В организационной структуре некоторых китайских МЦ в последние годы появилась интересная особенность: для финансирования некоммерческих политических исследований многие МЦ стали регистрировать компании под теми же названиями. В результате появляются две организации с одинаковым названием: одна − некоммерческая структура, находящаяся в подчинении профильного министерства; другая – коммерческая, как правило, акционерная компания, являющая дочерним предприятием МЦ. Китайские учёные для обозначения таких организаций предложили ёмкое название − "одно руководство − две сущности". В акционерную компанию могут входить самые разные организации от средств массовой информации и веб-сайтов до консалтинговых и инвестиционных компаний. Примером может служить структура Китайского центра развития информатики (CCID) при Министерстве информатики Китая. При этом центре создана одноимённая компания – CCID Consulting Co., Ltd., которая зарегистрирована на Гонконгской фондовой бирже. Располагая мощными производственными ресурсами и каналами передачи данных, она ведёт исследования, занимается консультационной деятельностью и предоставляет услуги ИТ-аутсорсинга. Имеет в штате более 300 консультантов, которые обслуживают около 200 городов Китая 44. А Институт экономики "Юнирул" ведёт академические исследования за счёт 10 % акций своего коммерческого подразделения The Unirule Consulting Firm.

   34 Think Tanks in China: Growing Influence and Political Limitations // The Brookings Institution. Washington, DC. 2008. October 23. URL: http://www.brookings.edu/~/ media/Files/events/2008/1023_china_think_tanks/20091023_china.pdf.
   35 Bondiguel Th., Kellner Th. The Impact of China’s Foreign Policy Think Tanks // Brussels Institute of Contemporary China Studies. BICCS Asia Paper. 2010. Vol. 5 (5). URL:http://www.vub.ac.be/biccs/site/assets/files/apapers/Asia papers/201004 05 – Bondiguel Kellner.pdf.
   36 Shambaugh D. China's International Relations Think Tanks: Evolving Structure and Process // The China Quarterly. 2002. Vol. 171 (2002). Р. 575−596; Glaser B. S., Saunders P. C. Chinese Civilian Foreign Policy Research Institutes: Evolving Roles and Increasing Influence // The China Quarterly. 2002. Vol. 171 (2002). Р. 597−616.
   37 Downs E. S. The Chinese Energy Security Debate // The China Quarterly. 2004. Vol. 177 (2004). Р. 21−41.
   38 Pakistan, China Launch Joint Think Tank. 2009. September 19. URL: http://despardes. com/?p=7378.
   39 Think-tank for Pan Beibu Gulf Zone to Set up Soon. 2007. October 30. URL: http:// english.cri.cn/2946/2007/10/30/48@289228.htm.
   40 Fan Junmei. Expert Session 'Highlight' of Pan-Beibu Gulf Forum. 2009. August 6. URL: http://www.china.org.cn/business/news/2009-08/06/content_18289093.htm.
   41 Think-tanks of China, ASEAN urge efforts to speed up transport network construction // Xinhua News Agency. 2011. August 21. URL: http://www.globaltimes.cn/ NEWS/tabid/99/ID/ 671856/Think-tanks-of-China-ASEAN-urge-efforts-to-speed-uptransport- network-construction.aspx.
   42 Beijing Sets up Legislation Think Tank. 2009. August 13. URL: http://www.china.org. cn/government/local_governments/2009-08/13/content_18330844.htm.
   43 How can think tanks boost China's development? // People's Daily. 2011. June 10. URL: http://www.china.org.cn/opinion/2011-06/10/content_22751723.htm.
   44 CCID Consulting: China’s IC Industry to Embrace a Golden Age. 2011. May 17. URL: http://www.businesswire.com/news/home/20110517005826/en/CCID-Consulting- China%E2%80%99s-IC-Industry-Embrace-Golden.


Роль МЦ в концепции "мягкой силы" Китая

   Современный этап развития государства в условиях глобализации требует от руководителей высшего звена постоянного внимания к различным аспектам политической, экономической и социальной жизни страны. Аппарат высшего руководства нуждается не только в традиционных системах сбора и обработки информации. Необходима также разработка аналитических моделей, позволяющих оперативно оценивать реальное состояние дел, предусматривать тенденции развития, анализировать возможные последствия принимаемых управленческих решений. Этот комплекс задач призваны решать информационно-аналитические институты, часто называемые "мозговыми центрами" 45.

   В настоящее время в Китае, по оценкам разных специалистов, насчитывается от 500 до 2,5 тыс. таких центров, хотя, строго говоря, в стране нет организаций западного образца, т.е. независимых от правительства, политических партий и групп по интересам. Существует следующая классификация аналитических центров:
   официальные – правительственного подчинения;
   полуофициальные – общественные институты, большей частью академические;
   гражданские – университетские и частные центры.
Первые два типа играют ведущую роль при разработке внешнеполитического курса страны. Наблюдаемые серьёзные успехи в политической стратегии китайского руководства свидетельствуют о значительной интеллектуальной подготовительной работе, проводимой МЦ в последние годы.

   Исследовательская сфера МЦ достаточно широка, но в основном сосредоточена на изучении различных экономических проблем и международных отношений. Лишь небольшая их часть осуществляет исследования в области внутренней политики и военных вопросов. "Мозговые центры" всё больше специализируются по конкретным тематикам, между ними складывается своеобразное разделение труда. Качество исследований постепенно улучшается благодаря использованию зарубежного опыта, который приобретают многие эксперты, а также растущей конкуренции между ними и возможности ведения открытой дискуссии. Хотя, по мнению зарубежных аналитиков, основное взаимодействие между МЦ и политическими деятелями, ответственными за принятие решений, по-прежнему основывается на сложной системе гуаньси 46 и сеньората.

   Китай, в настоящее время уже по многим показателям вышедший на первые места в мире, начинает играть важную роль и в мировой политике, однако развитию деятельности МЦ до последнего времени не уделялось должного внимания, и как следствие, китайские МЦ пока не пользуются соответствующим авторитетом на международной арене. В связи с этим правительство КНР поставило задачу кардинальным образом изменить ситуацию. Конкретным шагом в этом направлении стало создание в 2009 г. нового аналитического суперцентра, работа которого строится на новых для китайских МЦ принципах. Он станет моделью, в соответствии с которой будет модернизироваться вся система китайских МЦ. Кроме того, хотя официальные и полуофициальные МЦ по-прежнему останутся наиболее влиятельными действующими лицами на политической сцене Китая, акцент будет делаться на развитие гражданских МЦ, что должно привести к повышению их качественного уровня и влияния.

   Помимо того что китайские МЦ должны занять достойное место среди мировой научной элиты, правительство возложило на них решение ряда важных стратегических задач политического характера. Быстрый рост экономической и военной мощи КНР вызвал опасения мирового сообщества перед возможной "китайской угрозой", причём в последние годы эти опасения распространились и на другие сферы безопасности, в том числе энергетическую, экологическую, продовольственную (например, рост цен на зерно на мировом рынке объяснялся его возросшим потреблением в Китае). В настоящее время именно на китайские МЦ, которые должны активно участвовать в широком международном сотрудничестве, руководство страны возложило задачу обеспечения достойной контрпропаганды, чтобы противостоять теоретическим "измышлениям" о таких угрозах, наносящим ущерб имиджу Китая 47. МЦ должны также содействовать совершенствованию "мягкой силы", т.е. "жизнестойкости политического и экономического строя и внешнеполитической системы страны" 48, которая в современном мире имеет не меньшее значение, чем в былые времена экономическая или военная мощь. Для этого МЦ призваны активно пропагандировать "китайскую модель развития", особенно в развивающихся странах, как это делают крупнейшие аналитические центры США.

   Представляется, что опыт Китая по использованию МЦ в соответствии с новыми требованиями времени может быть полезен и для России. Перед нашей страной стоят не только внешние угрозы и риски, но и внутренние вызовы (задачи модернизации, масштабные реформы социально-политической и экономической систем и т.п.). Модернизация страны обусловливает необходимость полноценной интеграции отечественной экономической и политической систем в глобальные процессы. В таких условиях совершенствование системы МЦ представляет значительный потенциал для развития России.

   45 Филиппов В. А. Аналитические центры – стратегический интеллектуальный ресурс. М. : Ленанд, 2007.
   46 Понятие китайской культуры и этики, означающее прочные связи в деловом мире, возникающие на основе общего места рождения или диалекта, фиктивного и прямого родства, общего места учёбы или работы, принадлежности к одной торговой ассоциации. Существует мнение, что вне системы гуаньси ведение бизнеса в Китае практически невозможно.
   47 Ge Qing Zhongguo zuigao jibie’ xin zhiku; yu jian daguo jingji ruan shili (‘China's highest level’ new thinktank seeks to build great economy soft power), Nanfang zhoumo, April 15, 2009. URL: http://www.infzm.com/content/27036.
   48 Е Цзычэн. Большая стратегия Китая: главные проблемы на пути становления Китая как великой мировой державы и стратегический выбор. Пекин: Чжунго шэхуй кэсюэ чубаньше, 2003. С. 442.


РАНЕЕ | ОГЛАВЛЕНИЕ | ДАЛЕЕ
Указатель китайских think tanks


Комиссина И.Н. Справочник
Научные и аналитические центры Китая
Российский институт стратегических исследований