Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
СРАВНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПУТЕЙ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И КИТАЕМ
И ВЫБОР МЕЖДУ ПОЕЗДАМИ КИТАЙ — ЕВРОПА、СЕВЕРНЫМ КАНАЛОМ И
ТРАДИЦИОННЫМ МОРСКОМ МАРШРУТОМ
ПРИ ТОРГОВЛЕ КИТАЯ С ЕВРОПОЙ


Луо Цзюй
Высшая школа экономики
Национальный исследовательский университет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Член «China society of logistics»

СРАВНЕНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКИХ ПУТЕЙ МЕЖДУ ЕВРОПОЙ И КИТАЕМ
И ВЫБОР МЕЖДУ ПОЕЗДАМИ КИТАЙ — ЕВРОПА、СЕВЕРНЫМ КАНАЛОМ И
ТРАДИЦИОННЫМ МОРСКОМ МАРШРУТОМ
ПРИ ТОРГОВЛЕ КИТАЯ С ЕВРОПОЙ

   Сегодня в Китае быстро развиваются разные виды транспорта, что предоставляет новые варианты транспортирования для развития торговли с Европой. В данной статье рассмотрены три главных маршрута, именно Китайско-Европейский экспресс、Северный канал и традиционный южный маршрут, определены их относительные преимущества, что помогает решить, какой маршрут целесообразно выбрать при доставке товара из Китая в Европу для разных регионов.
   Abctract: Today, different types of transportation and transportation routes are rapidly developing in China, which provides new transportation options for the development of trade with Europe. In this article, we will discuss the three main modes of transport, namely, the Sino-European Express the Northern Canal and the traditional southern route, and try to compare their relative advantages, and help decide which type of transport to choose when delivering goods from China to Europe for different regions.

 Введение

   В 2018 году Китай экспортировал в ЕС 408,6 млрд. долларов. Основными товарными позициями были: электронное оборудование (мобильные телефоны, мобильные телефоны), текстиль 48,1 млрд. долл., прочие товары, такие как мебель и игрушки, 36,7 млрд. долл., не драгоценные металлы 26,8 млрд. долл., химические продукты 22,4 млрд. Долл [MINISTRY OF COMMERCE PRC, 2018]. Именно на фоне большого объема торговли, Китай выдвинул концепцию Экономического пояса Шёлкового пути, Ледяного шёлкового пути, вследствие чего бурно развиваются Китайско - Европейский экспресс и Северно - восточного канала Ледяного шёлково пути.

Развитие морской перевозки, преимущества и недостатки

   Морские перевозки являются наиболее важным видом транспорта в международной логистике, и около 90 % от общего объема импортных и экспортных перевозок Китая осуществляется морским транспортом.
   Но, традиционный морской маршрут очень длинный. Согласно традиционным маршрутам, если Китай хочет торговать с Европой и другими странами, он должен пройти через Малаккский пролив, Индийский океан и Суэцкий канал, чтобы добраться до европейских портов. Если вес нефтеналивных танкеров превышает предельную нагрузку Суэцкого канала (210 000 тонн), он должен попасть с мыса Доброй Надежды в Африке. Например, выезд из порта Далянь в порт Роттердам (Нидерланды), требует 36-дневного плавания.

Развитие железнодорожного маршрута Китай–Европа, преимущества и недостатки

   Поезда Китай – Европа — это контейнерные поезда транзитных железнодорожных перевозок по маршруту Китай – Европа — Китай. Это ключевая составляющая концепции экономического развития.
   С момента предложения Стратегии экономического пояса Шелкового пути в 2013 году, правительство оказывает большую поддержку железнодородным поездам, поезд Китай-Европа быстро развивался в течение последних шести лет. Только в 2017 году было 3673 поездов, в 2018 году запустили 6300 поездов, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 72 %, до конца 2018 года запустили всего 12 000 поездов. В настоящее время 56 городов Китая отправляют китайско — европейский экспресс, которые могут охватить 49 городов в 15 странах Европы[STATE COUNCIL Portal,2018].
   Изначально маршрут имеет только один выход — Алашанькоу, а теперь образовали четыре основных прохода в восточном, среднем, западном и южном направлениях, а именно Маньчжурии, Эрлианхота и Алашанкоу соответственно. Прямые зарубежные станции увеличились с начальных нескольких мест в Гамбурге, Дуйсбурге, Марашевиче, Варшаве и т. д. в начале 2013 года, а в настоящее время открывают зарубежные станции в таких городах, как Мюнхен, Бельгия, Льеж, Тилбург, Мадрид, Будапешт, Брест, Минск, Москва, Прага, Париж, Милан, Коувола, Алматы и Ташкент, расположенные в Западной Европе, Центральной и Восточной Европе.

Рисунок. Количества железнодорожного поездов с Китая в Европу и обратно

   Время доставки с помощью нового железнодорожного маршрута сократилось почти на месяц по сравнению с медленной транспортировкой морем. Этот маршрут открывает и предоставляет новые возможности логистическим рынкам множества стран, находящихся между Китаем и Европой.

Развитие Северно-восточного канала, преимущества и недостатки

   Северно-восточного канал начинается с северо-западного моря Северо-Западной Европы и идет на восток до Владивостока, далее через Баренцево море, Карское море, море Лаптевых, Новосибирское море и Берингов пролив. Это самый короткий морской путь между Северо-Восточной Азией и Западной Европой.
   Через Арктику проходит кратчайший путь между крупнейшими рынками Европы и Азиатско-Тихоокеанского региона, этот путь практически на треть короче традиционного южного маршрута, это отличная возможность оптимизировать транспортные расходы, поэтому государства, частные компании, которые выберут арктические перевозки, без сомнения, получат весомые экономические преимущества и дивиденды.
   Но, надо учитывать слабую инфраструктуру в Арктических странах. Хотя сегодня Китай и Россия совместно строят железные дороги и порты. Внизу приведены два примера.
   В начале 2017 года российское правительство одобрило концепцию развития Международного коридора «приморье-1» и «приморье-2». Оно планирует модернизировать пограничную инфраструктуру, такую, как порты, автострады и железные дороги, а также значительно упростить китайско-российские процедуры транзита грузов. Международные транспортные коридоры «приморье-1» и «приморье-2» проходят через территорию Свободного порта Владивосток, связывающую провинции Хэйлунцзян и Цзилинь Китая с морскими портами Приморского края [Российско-китайский информационный портал,2018].
   Второй пример, строительство порта Зарубино. Зарубино находится на Дальнем Востоке, в 18 км от китайской границы, является естественным свободным ото льда портом на Дальнем Востоке России, железнодорожные, автомобильные и внутренние Россия и Китай Хуньчунь подключен. Из-за старения инфраструктуры порта он не смог удовлетворить требования. Китайская и российская стороны решили сотрудничать в реконструкции порта. Строительство порта Зарубино расширит доступ к Азиатско-Тихоокеанскому региону, Европе и Центральной Азии, будет способствовать российско-китайскому сотрудничеству на Дальнем Востоке и в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а также решит проблему отсутствия доступа к морю в провинции Цзилинь. Кроме того, Зерновой терминал является важной частью порта Зарубино [Портал официальный сайт Администрации Приморского края, 2017], и он станет отличной транспортной базой для российско-китайской торговли продовольствием и обеспечения продовольственной безопасности в Китае и Азии.

Заключение

   Мы сравнили преимущества и недостатки трех основных маршрутов. В таблице приведены факторы, влияющие на выбор вид транспортировки.

 Таблица 1. Факторы, влияющие на выбор маршрута доставки

 Виды маршрута
факторы   
Традиционный маршрут Железнодорожного маршрута Китай - Европа Северный канал
Общая протяженность 20000 км 12451 км на треть короче традиционного южного маршрута  
Время
доставки
31-40 дней и больше сократиться почти на месяц, то есть 15 дней По сравнению с традиционным морском маршрутом, сэкономит девять дней, то есть 30 дней
Место отправления Прибрежные города южного региона Центральные регионы и западные регионы   Прибрежные города, находящиеся в севере Китая, особенно в северо - восточном регионе.
Номенклатура грузов Одежда, сумки и прочие товары широкого потребления и др. Шины, канцелярские принадлежности, запчасти для машин, ноутбуки и аксессуары, одежда, сумки и прочие товары широкого потребления и др. LNS, промышленные продукции.
Стоимость перевозки 6000 2000-2500 долларов /контейнер  долларов /контейнер Информация недоступна

   Видно, что для прибрежных городов южного региона, лучше выбрать традиционные маршруты, для центральных регионов, лучше выбрать железные дороги, для портов северного регионов, более выгодно выбрать северный канал.
   Из вышесказанного следует, что железнодорожный маршрут Китай — Европа и Северный канал предоставляют еще два варианта для перевозки грузов между Китаем и Европой, в дополнение к традиционному морскому маршруту. Однако, если говорить объективно, железнодорожный маршрут Китай — Европа и Северный канал не являются основными способами перевозки грузов между Китаем и Европой, даже если его сравнивать с более дорогостоящим воздушным транспортом.

Список литературы

   1. MINISTRY OF COMMERCE PEOPLE’S REPUBLIC OF CHINA Country Report, https://countryreport.mofcom.gov.cn/record/view110209.asp? news_id=53882.
   2. STATE COUNCIL Portal, 2018-08-28, http://www.gov.cn/shuju/2018-08/28/content_5317228.htm.
   3. Российско-китайский информационный портал, http://russiachina-eastcargo.com/ru/transport-corridors.
   4. Портал официальный сайт Администрации Приморского края, 2017, https://primorsky.ru/news/132510/.


Луо Цзюй
Высшая школа экономики
Национальный исследовательский университет САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Член «China society of logistics»
Сравнение логистических путей между Европой и Китаем и выбор между поездами Китай — Европа,
северным каналом и традиционным морском маршрутом при торговле Китая с Европой