Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ


Н.М. Сон, В.А. Кинько, С.Н. Рудковская
Иркутский государственный университет путей сообщения,
Иркутск, Российская Федерация

НОВЫЙ ШЕЛКОВЫЙ ПУТЬ.
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РОССИИ И КИТАЯ

   Приоритетными целями любого государства являются поддержание роста экономики и развитие международных отношений. Как известно, доля вклада в экономику страны приходится на транспорт, поэтому развитие новых международных проектов в сфере транспортных отношений очень важно для России. К тому же, сегодня в связи со сложившейся политической ситуацией со странами Европейского Союза, США и их союзниками, Россия берет курс в восточном направлении, прежде всего, на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и участвует в широкомасштабном проекте, продвигаемом Китаем, который называется «Новый шелковый путь».

   В древние и средние века был широко известен Великий шелковый путь. На тот момент это была сухопутная дорога, связывавшая Восточную Азию со Средиземноморьем, по которой двигались караваны верблюдов. Этот путь использовался, главным образом, для перевозки шелка из Китая, поэтому и получил свое название. Шелковый путь стал широко известным торговым маршрутом, решающий важные экономические задачи многих государств.
   Шелковый путь на протяжении всего времени своего существования многократно претерпевал изменения, и каждый раз он возобновлялся под различными названиями и модернизировался. Сегодня Новый шелковый путь (НШП) – это концепция новой транспортной системы, продвигаемая Китаем и направленная на совершенствование существующих и создание новых транспортных путей, а также экономических коридоров, связывающих более чем 70 стран Центральной Азии, Европы и Африки [1]. Также, китайцы называют эту концепцию «Один пояс – один путь», которая включает в себя множество инфраструктурных проектов, которые должны в итоге опоясать всю планету. Данная концепция предполагает развитие транспортных путей между Европой и Китаем. Эксперты объединяют их в три группы: Северный путь (маршруты, проходящие по территории Китая, Казахстана и России), Морской путь (маршруты, проходящие через территорию Казахстана и использующие для транзита порты Каспийского и Черного морей) и Южный путь (маршруты, идущие к югу от территории России). НШП, объявленный в качестве широкомасштабной программы международного сотрудничества, может явиться основой системного сдвига в геополитике мира. Как известно, Си Цзиньпин высказал эту идею в сентябре 2013 г. в Казахстане [2]. Уже в мае 2015 г. Российская Федерация и Китай объявили о сотрудничестве в деле строительства Евразийского экономического союза и экономического пояса НШП.
   Среди проектов в рамках Нового шелкового пути планируются железные дороги и шоссе, морские и воздушные пути, трубопроводы и линии электропередач, и вся сопутствующая инфраструктура. По самым скромным оценкам, эта концепция втянет в свою орбиту 4,4 миллиарда человек – более половины населения Земли [3].
  В целях финансирования этого крупномасштабного проекта в Китае были созданы два финансовых института: Фонд шелкового пути (ФШП) и Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ). Капитал АБИИ составляет 100 миллиардов долл., а активы ФШП составляют 40 млрд. долл. [8]. В число учредителей банка входят 70 стран и территорий (44 из Азиатского региона и 26 стран не входящих в данный регион).

   Россия и Китай имеют свои национальные интересы, и обе страны открыто говорят о них и защищают, предпочитая развивать сотрудничество в областях, где они совпадают. Китай в рамках проекта заявил о следующих своих интересах: торговый маршрут должен сократить сроки доставки груза до 10–13 суток из Китая в Европу посредством модернизации российских железнодорожных магистралей, обеспечить удобство и быстроту транзитных маршрутов через центр Евразии, усилить экономическое развитие внутренних регионов Китая и соседних стран, создать новые рынки для китайских товаров, развить строительство железных дорог с соседними странами. Но стоит отметить, что и для нашей страны проект имеет не маловажное значение. Ниже представлены интересы России в участии в этом широкомасштабном проекте:
   1. Укрепление положения России в транспортной мировой системе, являющейся «евразийским мостом» между странами Востока и Запада.
   2. Участие России в проекте и увеличение транзита через её территорию позволит усилить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать многие регионы азиатской части России, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания, а также привлечения инвестиций.
   3. Развитие Российских железнодорожных магистралей (в первую очередь, Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей) благодаря вложению инвестиций Китаем.
   4. Развитие Российской экономики благодаря надежному способу выстраивания долгосрочного партнерства со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
   5. Расширение трансграничных связей с Китаем. Как результат – полноценное экономическое развитие регионов Сибири и Дальнего Востока. Приграничные регионы нуждаются в близких рынках для сбыта своей продукции и в потоках туристов из Китая.
   6. Установление политической стабильности в странах Центральной Азии и Ближнего Востока, а также в активном экономическом развитии этих стран [5].

   Проект «Нового шёлкового пути» в этом плане может сыграть исключительно важную роль, став стимулом и инструментом для установления мира и экономического процветания в Евразии.
   В рамках взаимодействия Китая со странами шелкового пути в Узбекистане подписан 31 контракт на 15,5 млрд. долл. в области добычи газа, нефти и золота. В Туркмении подписаны 8 соглашений на 7,6 млрд. долл., в большей степени в области добычи газа [4]. Также, Италия и Китай подписали меморандум о взаимопонимании в рамках китайской экономической инициативы «Один пояс – один путь», и представители правительств обеих стран подписали 29 торговых соглашений [10].
   На форуме «Один пояс – один путь», который проходил в Пекине с 25 по 27 апреля, участниками были подписаны контракты на общую сумму свыше 64 млрд. долл. К тому же, Россия и Китай обсуждают более 70 инвестиционных проектов, один из них проект «Интергео» по производству никеля, меди, молибдена и других ценных металлов на $2,5 млрд. в Красноярском крае и Тыве.
   Двусторонние отношения России с Китаем начали активно развиваться с 1989 г., и по сей день они характеризуются высокой динамикой развития. В Российской внешней торговле уже несколько лет Китай занимает первое место. Ниже представлена таблица 1, в которой показан товарооборот России с Китаем и некоторыми западными странами.

Таблица 1
Товарооборот между Россией и другими странами за период январь 2018 г – январь 2019 г

Экспорт/Импорт Товарооборот между странами
Россия-Китай Россия-США Россия-Турция Россия-Украина
Из России 60,1  млрд.$ 13,2 млрд.$ 23,00 млрд.$ 9,98 млрд.$
В Россию 56,1 млрд.$ 13,2 млрд.$ 4,51 млрд.$ 5,79 млрд.$
Общий товарооборот 116,2 млрд.$ 26,4 млрд.$ 27,51 млрд.$ 15,70 млрд.$

   Из приведенной таблицы видно, что отношения России с Китаем имеют ярко выраженный характер, в то время как отношения России и Украины, а также Турции, находятся в режиме «малого взаимодействия», о чем свидетельствует политическая обстановка сегодня (различного рода санкции в отношении России).
   Для вовлечения Китая в Российскую экономику с целью обеспечения надежного партнерства, производятся встречи на уровне глав государств и правительств 2–3 раза в год, где стороны проявляют желание расширить сотрудничество в экономической области. Также, Россия ежегодно организовывает во Владивостоке экономический форум Азиатско-Тихоокеанского региона, активное участие в котором традиционно принимают китайские бизнесмены и инвесторы. Здесь подписываются важнейшие договоры, укрепляющие позиции общего сотрудничества в АТР и монгольском пространстве. Саммит БРИКС вливает новые силы в развитие российско-китайского стратегического партнерства. Поэтому сегодня мы имеем множество площадок для поддержания и развития торгово-экономических отношений.
   Помимо плюсов существует и проблемы, связанные с перевозками по Новому шелковому пути, как для Китая, так и для России. Основной проблемой Китая является простаивание поездов с китайскими грузами на пограничных пунктах. В связи с массовостью перевозок из Китая, пограничные пункты не успевают пропускать большой поток товаров, из-за этого китайские поезда простаивают на границе в Белоруссии по 5-6 суток, а Польша не планирует расширять сеть путей. Но также, можно выделить и проблему для России: если принять во внимание такой фактор как «конкуренция», то в выборе маршрута для осуществления перевозок конкурентом России может стать Казахстан, в случае скорейшего развития своей железнодорожной сети и предоставления выгодных тарифов на транзит грузов. К тому же, существует альтернативный транзитный путь в обход России через Казахстан.

   Для решения проблем, можно выделить следующие предложения:
   1. Простой китайских поездов на границе в Белоруссии можно снизить путем альтернативного варианта маршрута – направление контейнеров в Евросоюз через Санкт-Петербург и Калининградскую область.
   2. Снижение Россией тарифов на транзитные перевозки снизит риск заинтересованности Китая в выборе маршрута через Казахстан.
   3. Усиленная модернизация российских железнодорожных путей.
   4. Объединение таможенных пунктов позволит ускорить процесс выполнения таможенных операций.

   Говоря о курсе России на восточное направление, как отмечает председатель Правительства Д.А. Медведев, здесь, нужно иметь в виду не столько «переориентацию» имеющихся связей, а сколько об их «активизации» [9]. Поэтому Россия активно сотрудничает с Китаем и рядом других стран. И для того, чтобы принимать участие в таких крупномасштабных проектах, а далее создавать свои, укреплять международное сотрудничество, увеличивать объем перевозок, обеспечивать рост экономики, обслуживать транспортную инфраструктуру – для этого всего нам необходимы высококвалифицированные кадры, нам необходимы экономисты, дипломаты, ученые, практики-эксперты, специалисты в области транспорта, инженеры. Сегодня наше государство расставляет акценты на развитии науки, обучении, осуществляет переподготовку сотрудников, «вкладывается» в молодежь, содействует в работе молодым специалистам, повышает их грамотность и многое другое.
   Иначе говоря, стратегический курс геополитического взаимодействия требует значительных усилий специалистов различных областей. Поэтому Россия готовит высококвалифицированных специалистов. Для осуществления вышеуказанных целей Россия с Китаем производят обмен студентов для получения знаний в каждой из стран. Также, на территории ближних стран строятся транспортные университеты, как например, филиал Иркутского государственного университета путей сообщения в Монголии.
   Ниже представлена таблица 2, в которой приведены данные по обмену студентов в рамках сотрудничества с Китаем, Монголией и другими странами.

Таблица 2
Количество учащихся иностранных студентов в ИрГУПС и
количество студентов, уезжающих в зарубежные страны

 Количество обучающихся
иностранных студентов
в ИрГУПС
 Количество обучающихся
иностранных студентов
в ИрГУПС
 Количество студентов
ИрГУПС,
направленных за рубеж
2017-2018 учебный год 2018-2019 учебный год 2018-2019 учебный год
Из Китая 20 Из Китая 27 В Китай 13
Из Монголии 215 Из Монголии 122
Из Узбекистана 12 Из Узбекистана 10 В Польшу 2
Всего 247 Всего 159 Всего 15

   Анализируя данные таблицы, можно сделать вывод о том, что российско-китайские отношения, в рамках студенческого обмена, достаточно неплохо развиваются, и можно говорить о дальнейших перспективах их развития. Но заметны как точки роста, так и «падения», если сравнивать студенческий обмен с Монголией за отчетный период этого года и предыдущего, то количество студентов снизилось практически вдвое. Таким образом, сегодня важной целью является – не только развитие экономических отношений, но и поддержание доверительных со странами Востока. В данном случае «Новый шелковый путь» можно рассматривать как способ реализации этой задачи.
   Таким образом, огромное значение для каждой страны имеет степень развития экономики. Китай является важнейшим экспортером, и во многом влияет не только на Российскую, но и на мировую экономику в целом. Одной из основополагающих партнерских российско-китайских отношений является построение и модернизация Нового шелкового пути. В настоящее время торговый маршрут по северному пути используется только на 20% [7]. Но в перспективе, мы можем говорить о больших размерах грузо- и пассажирооборота, в связи с развитием международных отношений. А как показывает практика, они именно развиваются, что дает толчок росту экономики не только внутри страны, но и поддержания ее позиций на международном транспортном рынке.

Библиографический список

   1. Стратегия экономического развития «Один пояс – один путь» // РИА Новости URL: https://ria.ru/20170514/1494097368.html (дата обращения: 15.03.2019).
   2. Идея «Экономического шелкового пути» и евразийская интеграция // IGRUNOV.RU URL: http://igpi.ru/bibl/other_articl/1406820606.html (дата обращения: 15.03.2019).
   3. Место России в реализации Нового шелкового пути // Логистическая компания ABL URL: https://www.ablcompany.ru/news/mesto-rossii-v-realizacii-novogoshelkovogo-puti (дата обращения: 14.03.2019).
   4. Два подхода к шелковому пути, как наглядное различие между Востоком и Западом // LIVEJOURNAL URL: https://alex-leshy.livejournal.com/474140.html (дата обращения: 04.03.2019).
   5. Новый шелковый путь // Интернет-энциклопедия Википедия URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_шёлковый_путь (дата обращения: 26.02.2019).
   6. Основные страны покупатели. Основные страны поставщики // Экспорт и импорт России по товарам и странам Ru-Stat URL: https://ru-stat.com/ (дата обращения: 12.03.2019).

 


Н.М. Сон, В.А. Кинько, С.Н. Рудковская
Иркутский государственный университет путей сообщения, Иркутск, Российская Федерацияя
 Новый шелковый путь. Экономическое взаимодействие взаимодействие России и Китая