ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Организация ремонта
1.1. Организация и планирование ремонта
1.2.
Постановка тепловоза на ремонт
1.3. Приемка тепловоза из ремонта
1. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА
Настоящее Руководство по техническому
обслуживанию (ТО) и текущему ремонту (ТР, СР) тепловозов типа ТЭМ2
(далее Руководство) устанавливает общие требования организации и
планирования технических обслуживаний и ремонтов, объемы обязательных
работ, способы ремонта, браковочные признаки, допускаемые и предельные
размеры, порядок контроля и технического диагностирования состояния
деталей, сборочных единиц и испытания тепловоза в целом.
Выполнение требований и положений,
изложенных в настоящем Руководстве, обязательно для работников
локомотивных депо, пунктов технического обслуживания, дорожных ремонтных
мастерских связанных с техническим обслуживанием и ремонтом тепловозов
типа ТЭМ2, а так же при определении трудоемкости их ТО, ТР и
реконструкции, проектировании ремонтных баз.
1.1. Организация и планирование ремонта
1.1.1. Планово-предупредительная система
технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов типа ТЭМ2
устанавливается Указанием ОАО "РЖД" и предусматривает:
- техническое обслуживание ТО-1;
- техническое обслуживание ТО-2;
- техническое обслуживание ТО-3;
- техническое обслуживание ТО-4;
- техническое обслуживание ТО-5;
- текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3.
Технические обслуживания ТО-1, ТО-2
предназначены для предупреждения неисправностей тепловозов в
эксплуатации, поддержания их работоспособности и надлежащего
санитарно-гигиенического состояния, обеспечения пожарной безопасности и
безаварийной работы.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется
локомотивными бригадами при приемке, в пути следования и сдаче
тепловозов в соответствии с перечнем работ, утвержденным начальником
службы локомотивного хозяйства железной дороги, согласно требованиям
действующей Инструкции по техническому обслуживанию электровозов и
тепловозов в эксплуатации.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется
высококвалифицированными слесарями по ремонту подвижного состава
совместно с локомотивными бригадами в пунктах технического обслуживания
локомотивов (ПТОЛ), как правило, крытых и оснащенных необходимым
оборудованием, приспособлениями и инструментом согласно утвержденному
регламенту и обеспеченных технологическим запасом деталей, приборов и
материалов.
Техническое обслуживание ТО-3
выполняется комплексной бригадой слесарей по ремонту подвижного состава
на специализированном стойле цеха ремонта, оснащенного необходимым
оборудованием, приспособлениями и инструментом согласно утвержденному
регламенту.
Техническое обслуживание ТО-4
предназначено для обточки бандажей колесных пар без выкатки из-под
тепловоза с целью поддержания оптимальной величины проката и толщины
гребней и должно, как правило, совмещаться с производством текущего
ремонта ТР.
Техническое обслуживание ТО-5
предназначено для подготовки тепловоза в запас ОАО "РЖД" (с консервацией
для длительного хранения) и резерв управления железной дороги,
подготовки к эксплуатации после изъятия из запаса ОАО "РЖД" и резерва
управления железной дороги, или тепловозу прибывшему в недействующем
состоянии после постройки, ремонта или передислокации, подготовки к
отправке на капитальный и средний ремонт на другие дороги, а также для
обследования теплотехнических параметров дизеля и технического состояния
узлов, агрегатов средствами контроля и диагностики.
Текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3
предназначены для восстановления основных эксплуатационных характеристик
и работоспособности тепловоза, обеспечения безопасности движения поездов
в межремонтные периоды путем ревизии, ремонта или замены отдельных
деталей, сборочных единиц, регулировки и испытания.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется в цехах
текущего ремонта комплексными и специализированными бригадами слесарей
по ремонту подвижного состава.
1.1.2. Продолжительность работы тепловозов
между техническими обслуживаниями ТО-2, текущими и средними ремонтами
для каждого депо устанавливается начальником дороги в зависимости от
интенсивности загрузки тепловозов на основе норм действующего Указания
ОАО "РЖД" по системе технического обслуживания и ремонта локомотивов.
Разрешается производить постановку
тепловозов на текущие и средние ремонты с отклонением от установленных
норм пробега до 20%.
1.1.3. Планы текущих ремонтов ТР-1 для
отделений дороги по каждому локомотивному депо утверждаются начальником
железной дороги.
Все виды текущих ремонтов производятся в
установленные планом-графиком сроки, утвержденным начальником службы
локомотивного хозяйства.
Начальником железной дороги
устанавливается для каждого локомотивного депо:
- межремонтные периоды (пробеги), на
основании среднесетевых норм утвержденных ОАО "РЖД" без превышения их
предельных значений;
- нормы деповского процента неисправных
тепловозов, на основании норм установленных Департаментом локомотивного
хозяйства ОАО "РЖД" дороге;
- продолжительности технического
обслуживания и текущего ремонта тепловозов (в пределах нормативов
установленных ОАО "РЖД" дорогам) в зависимости от серии, технического
состояния и времени их эксплуатации от постройки и оснащенности
ремонтных цехов.
Межремонтные периоды технического
обслуживания и текущего ремонта для новых тепловозов (на период
гарантии) регламентируются техническими условиями на их поставку,
согласованными Департаментом локомотивного хозяйства. Снятые с них для
ремонта сборочные единицы должны, как правило, устанавливаться на свои
места.
В интервале ремонтного цикла после
постройки тепловоза до первого среднего ремонта СР постановка на текущие
ремонты планируется по максимально допустимым межремонтным периодам, а в
интервале от последнего среднего ремонта СР до капитального ремонта –по
минимально допустимым межремонтным периодам.
1.1.4. Объем выполняемых работ при
техническом обслуживании, текущем и среднем ремонте, необходимость
замены и способы восстановления деталей устанавливаются настоящим
Руководством.
Начальникам служб локомотивного
хозяйства разрешается
увеличивать объемы обязательных работ, регламентированные настоящим
Руководством.
Ремонт колесных пар, роликовых букс,
ударно-тяговых устройств, автотормозов, скоростемера, АЛСН, радиостанций
и другого специального оборудования тепловозов, а также контроль
качества воды для охлаждения дизеля производится согласно действующим в
ОАО "РЖД" инструкциям.
1.1.5. Качество изготовляемых для текущего
и среднего ремонта деталей, точность взаимной пригонки при установке и
сборке должны соответствовать согласованным ОАО "РЖД" техническим
условиям и нормам чертежей на изготовление для сборки новых тепловозов с
учетом последних изменений, внесенных с целью улучшения конструкции
тепловоза. Вновь изготовленные детали маркируются согласно чертежам.
Материалы, полуфабрикаты и запасные части,
поступающие в депо для ремонта, должны соответствовать Государственным
стандартам и техническим условиям, иметь сертификат. Качество
материалов, применяемых при ремонте тепловоза, периодически (в
установленный срок) проверяется в дорожных или деповских лабораториях.
1.1.6. Измерительные приборы, инструменты
и устройства, используемые для проверки и испытания тепловоза, дизеля,
сборочных единиц, агрегатов, электрических машин, деталей и материалов,
должны содержаться в постоянной исправности и подвергаться проверкам в
установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по
перечню установленному Государственным комитетом Российской Федерации по
стандартам и метрологии перечню должны проходить обязательную
государственную поверку.
1.1.7. В процессе ремонта мастера и
бригадиры соответствующих отделений, участков должны лично принимать от
исполнителей выполнение ответственных работ при ремонте и сборке узлов,
агрегатов и машин, участвовать в проверках и испытаниях.
Приемщики локомотивов депо обязаны
обеспечить контроль качества ремонта и сборки агрегатов и тепловоза в
целом, а также своевременную их приемку.
1.1.8. Ремонт сборочных единиц и агрегатов
тепловозов должен производиться в строгом соответствии с настоящим
Руководством и действующими технологическими инструкциями.
Порядок и требования на испытания
отремонтированных сборочных единиц и агрегатов (объектов ремонта)
устанавливаются технологическими инструкциями, утвержденными
Департаментом локомотивного хозяйства ОАО "РЖД".
Если нормативы по ремонту отдельных
деталей и сборочных единиц не отражены в настоящем Руководстве,
начальнику депо или его заместителю совместно с приемщиком локомотивов
предоставляется право под их личную ответственность самостоятельно
решать эти вопросы, исходя при этом из технической целесообразности и
безусловного обеспечения безопасности движения поездов и маневровой
работы.
1.1.9. На тепловозы, назначенные в ремонт
в другие депо, составляются предварительные описи их технического
состояния с записью в них перечня дополнительного объема ремонтных
работ. Описи высылаются в пункты ремонта не позднее, чем за 15 дней до
постановки тепловозов в ремонт. В предварительной описи должны быть
указаны номера и наработка по пробегу дизеля, электродвигателей (остова,
якоря) от постройки и ранее выполненных ремонтов, градации коренных и
шатунных подшипников, а также толщина бандажей колесных пар.
Вместе с тепловозом направляются в пункты
ремонта заполненные технический паспорт тепловоза, формуляры (паспорта)
основных агрегатов и карты измерений.
Запрещается отправлять в ремонт
тепловоз при отсутствии технических паспортов, незаполненных паспортов
или несоответствующих действительным номерам.
Тепловоз должен быть снабжен исправным
инструментом, противопожарными средствами, инвентарем для возможности
следования в пункт ремонта и обратно в депо приписки в действующем
состоянии.
Подмена сборочных единиц, агрегатов,
электрических машин и другого оборудования тепловоза, отправляемого на
ремонт в другое депо, запрещается. Инструмент и вспомогательный
инвентарь (посуда, сигнальные и противопожарные средства),
принадлежащие данному тепловозу, пополняются и ремонтируются в депо
приписки тепловоза.
1.1.10. Каждый тепловоз должен иметь
технический паспорт, состоящий из общей части и вкладышей на основные
сборочные единицы и агрегаты и карты измерений основных деталей. В
технический паспорт тепловоза при текущем и среднем ремонтах
записывается смена основных сборочных единиц и агрегатов, объемы
основных ремонтных работ и выполнение модернизации. В технические
паспорта электрических машин также заносятся сведения о выполнении
работ, связанных с их разборкой, заменой сборочных единиц и
модернизацией.
Измерения деталей ответственных сборочных
единиц тепловоза с занесением результатов в карту измерений производится
при текущем и среднем ремонтах специалистом депо (техником по замерам),
сдавшим установленным порядком экзамен на право производства измерений.
1.1.11. Ответственность за качество работ,
обеспечивающих работоспособность тепловоза в межремонтный период после
технического обслуживания, текущего и среднего ремонта возлагается на
ремонтный персонал приемщиков и руководителей депо.
В порядке осуществления контроля за
выполнением объемов установленных работ ремонтными бригадами при
техническом обслуживании, текущем и среднем ремонтов и в целях принятия
мер по устранению недостатков в организации и технологии ремонта
начальники депо и их заместители обязаны периодически (по утвержденному
графику) лично производить осмотр (приемку) тепловозов при выпуске их из
технического обслуживания и ремонта.
Каждый случай отказа в эксплуатации
тепловоза (дизеля, вспомогательного оборудования, электрических машин и
др.) должен расследоваться в соответствии с действующей Инструкцией о
порядке расследования порч, неисправностей, непланового ремонта,
повреждений и отказов локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
Все ремонтные работы должны
производиться в строгом соответствии с Правилами техники безопасности,
производственной санитарии и пожарной безопасности.
1.2. Постановка тепловоза на ремонт
1.2.1. Тепловоз ставится на техническое
обслуживание или в ремонт прибывшим с ним из последней рабочей смены (из
поездки) машинистом (бригадой). Если у машиниста (бригады) истекло время
работы, постановка тепловоза производится экипировочной бригадой.
Тепловозы приписки других депо принимаются мастером у прибывшего
машиниста (бригады), с последующим оформлением акта.
Окончательный объем работ по каждому
тепловозу определяется с учетом перечня работ, составленного мастером,
принимавшим тепловоз, замечаний сдающего в ремонт машиниста (бригады),
записей в журнале технического состояния тепловоза и утверждается
руководством депо.
1.2.2. Во всех случаях постановки на
плановые виды текущего и среднего ремонтов дежурным работником
инструментального отделения депо принимается от прибывшего машиниста или
экипировочной бригады инструмент и инвентарь.
1.2.3. До постановки тепловоза на
ремонтное стойло выполняются следующие работы:
- продуваются электрические машины и
аппараты сухим сжатым воздухом давлением не более 0,20-0,35 МПа (2-3,5
кгс/см2);
- проверяется статический набор воздуха
охлаждения тяговых электродвигателей, показания измерительных приборов
при работающем дизеле, действие тормозов, песочниц, звуковых сигналов;
- в летнее время продуваются секции
холодильника при открытых боковых и верхних жалюзи и включенном
вентиляторе холодильника;
- сливается масло из картера дизеля при
постановке тепловоза на текущие ремонты ТР-2, ТР-3 и в случаях его
браковки лабораторией депо по результатам анализа или необходимости
демонтажа более двух цилиндров дизеля при ТО-3. Дальнейшее использование
для работы дизельного масла, слитого при необходимости демонтажа,
допускается по заключению химической лаборатории;
- сливается вода из системы охлаждения при
всех видах текущих ремонтов, топливо - только при постановке тепловоза
на текущий ремонт ТР-3;
- отключается рубильник аккумуляторной
батареи, принимаются меры предотвращающие случайный пуск дизеля.
1.2.4. Технические обслуживания и ремонты
производятся с соблюдением норм и требований, приведенных в приложениях
1, 2 настоящего Руководства.
1.3. Приемка тепловоза из ремонта
1.3.1. После среднего ремонта тепловозу
производятся полные реостатные испытания (обкаточные и сдаточные)
согласно техническим требованиям приложения 2 настоящего Руководства.
Регулировка дизеля, электрической схемы (аппаратов) при проверке их
параметров работы возлагается на мастера реостатных испытаний и инженера
(техника) диагноста, в помощь которым выделяются слесари ремонтной
бригады требуемой специализации (дизелист или электрик).
При сдаточных реостатных испытаниях
тепловоз должен приниматься приемщиком локомотивов депо в присутствии
мастера ремонтной бригады. Необходимость выполнения контрольных
реостатных испытаний после текущего ремонта ТР определяется п. 1.3
приложения 2 настоящего Руководства.
После реостатных испытаний тепловозы,
прошедшие текущий ремонт ТР-3, подвергаются путевым испытаниям на
расстояние одного-двух перегонов (но не менее 40 км) с участием одного
из руководителей депо и приемщика локомотивов. Запрещается производить
путевые испытания тепловозов до окончания всех ремонтных работ.
Ответственность за устранение неисправностей, выявленных в процессе
испытаний, возлагается на мастера ремонтной бригады, производившей
ремонт тепловоза.
1.3.2. Готовность тепловоза к эксплуатации
после технического обслуживания ТО-2 удостоверяется мастером ПТОЛ
записью в книге учета установленной формы и журнале технического
состояния локомотива (ТУ-152). Готовность тепловоза после текущего и
среднего ремонта - подписями начальника депо или его заместителя,
приемщика локомотивов депо в книге ремонта (ТУ-28) и оформлением акта
установленной формы по тепловозам, прибывшим на ремонт из других
депо.
1.3.3. Контроль за качеством выполненных
слесарями работ по ремонту оборудования тепловоза возлагается на
руководителей бригад, участвующих в осмотре и ремонте тепловоза.
Проверка наиболее ответственных сборочных единиц возлагается
непосредственно на приемщика, мастера или освобожденного бригадира
ремонтной бригады.
1.3.4. Ответственность за качественное
выполнение в полных объемах технического обслуживания и текущего ремонта
тепловоза возлагается на мастеров, технологов, приемщиков локомотивов и
руководителей депо.
1.3.5. При выпуске тепловоза из текущего
ремонта дежурный работник инструментального отделения должен выдать
локомотивной бригаде, принимающей тепловоз проверенный
(отремонтированный) комплект инструмента в соответствии с описью.
1.3.6. Все неисправности, являющиеся
результатом некачественного выполнения работ при текущем ремонте,
обнаруженные на тепловозе приписки другого депо, в течение срока работы
3 месяца со дня выхода из ремонта, устраняются средствами
локомотивного депо приписки или депо, производившего ремонт, с
составлением акта рекламации и отнесением расходов за счет пункта
(депо), ремонтировавшего тепловоз. Для решения спорных вопросов по
объему и качеству выполненного ремонта в отдельных случаях допускается
вызов представителя из пункта (депо) ремонта тепловоза.
Разногласия о виновности заинтересованных
сторон (депо) рассматриваются и решаются начальником службы
локомотивного хозяйства дороги.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.
Организация ремонта
Глава 2.
Общие указания по ремонту тепловозов
Глава 3. Техническое обслуживание ТО-2
Глава 4. Техническое обслуживание ТО-3
Глава 5. Техническое обслуживание ТО-4
Глава 6. Техническое обслуживание ТО-5
Глава 7. Текущий ремонт ТР-1
Глава 8. Текущий ремонт ТР-2
Глава 9.
Текущий ремонт ТР-3
Приложение 1.
Нормы допускаемых размеров и износов
деталей при выпуске тепловозов типа ТЭМ2 из технического обслуживания и текущих
ремонтов.
Приложение 2.
Технические требования на реостатные испытания тепловозов ТЭМ2
при выпуске из текущих ремонтов.
Приложение 3.
Смазка сборочных единиц тепловоза ТЭМ2 при технических
обслуживаниях и ремонтах.
Приложение 4.
Перечень деталей, подлежащих дефектоскопии при текущем ремонте
ТР-3, ТР-2 тепловоза типаТЭМ2.
Приложение 5.
Перечень ответственных деталей, узлов, подлежащих контролю их
установки и сборки мастерами, приемщиками локомотивов при производстве
обслуживания и ремонтов тепловоза типа ТЭМ2.
Приложение 6.
Перечень основных правил, приказов,
инструкций, инструктивных указаний, определяющих требования к техническому
обслуживанию и ремонту тепловозов.
Приложение 7.
Перечень основной технологической документации по техническому
обслуживанию и ремонту тепловозов типа ТЭМ2.
Приложение 8.
Перечень оборудования (узлов, агрегатов, систем), обеспечивающего
эксплуатационную надежность тепловоза и безопасность движения, подлежащего
диагностированию.
Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа ТЭМ2
разработано отделом ремонта тягового подвижного состава
Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
При разработке Руководства учтены накопленный опыт ремонта тепловозов типа ТЭМ2
локомотивных депо сети железных дорог России, локомотиворемонтных заводов "Желдорреммаш" ОАО "РЖД",
разработки ПКБ ЦТ, ис-следования ФГУП ВНИИЖТ.
Руководство предназначено для работников локомотивного хозяйства связанных с ремонтом
и техническим обслуживанием тепловозов типа ТЭМ2,
может быть полезным для учащихся высших учебных заведений, техникумов,
профессионально-технических училищ при изучении вопроса ремонта тепловозов.
Коллектив авторов выражает благодарность за активное участие в подготовке
Руководства технологам локомотивных депо железных дорог:
Ульяновск Куйбышевской, Петрозаводск Октябрьской, Тында Дальневосточной.
Ответственные за выпуск заведующий отделом ремонта ТПС А.Т.Осяев,
заместитель заведующего отделом ремонта ТПС А.В.Чистяков.
.