ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 7. Текущий ремонт ТР-1
7.1. Общие требования
7.2.
Дизель
7.2.1. Блок и рама дизеля
7.2.2. Коленчатый вал и его подшипники
7.2.3. Цилиндро-поршневая группа дизеля
7.2.4. Цилиндровые крышки и привод клапанов
7.2.5. Топливная аппаратура и регулятор частоты вращения
7.2.6. Привод масляного насоса
7.2.7. Водяной насос
7.2.8. Турбокомпрессор
7.2.9. Выхлопная система
7.3. Вспомогательное оборудование
7.3.1. Привод вспомогательных агрегатов
7.3.2. Секции холодильника
7.3.3. Контрольно-измерительные приборы
7.3.4. Реле давления масла, термореле
7.3.5. Фильтры
7.3.6. Трубопроводы топливной, масляной, водяной и воздушной систем
7.3.7. Подшипники качения
7.3.8. Содержание и ремонт средств пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации
7.4. Электрическое оборудование
7.4.1. Электрические машины
7.4.2. Электроаппаратура и электрические цепи .
7.4.3. Аккумуляторная батарея..
7.5. Экипажная часть
7.5.1. Колесные пары
7.5.2. Тележки
7.5.3. Рессорное подвешивание
7.5.4. Буксы
7.5.5. Моторно-осевые подшипники (МОП)
7.5.6. Пружинная подвеска тяговых электродвигателей
7.5.7. Кожухи тягового редуктора
7.5.8. Путеочистители
7.5.9. Кузов тепловоза
7.5.10 Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей и воздухопроводы
7.5.11 Автотормозное оборудование
7.5.12 Ударно-сцепное устройство
7.5.13 Система пескоподачи
7.6. Испытание тепловоза
7. ТЕКУЩИЙ РЕМОНТ ТР-1
7.1. Общие требования
Перед
постановкой тепловоза в ремонт производятся работы согласно п.4.1.2,
4.1.3 настоящего Руководства.
При текущем ремонте ТР-1 тепловозов должны
производиться следующие основные работы:
- по дизелю и вспомогательному оборудованию — проверка (без разборки узлов) состояния картера,
цилиндро-поршневой группы и распределительного механизма дизеля;
измерение зазоров в подшипниках коленчатого вала, рабочих клапанов
дизеля, воздушных нагнетателей, ревизия состояния форсунок, очистка и
замена элементов
фильтров — масла,
топлива и воздуха;
- по электрическому оборудованию
– проверка (без разборки узлов) тяговых электродвигателей, тяговых
генераторов, вспомогательных машин и электроаппаратуры, а также проверка
правильности работы всех электрических цепей;
- по экипажной части и
тормозу – ремонт и
проверка (без разборки узлов) деталей ходовых частей, сочленения
тепловозов, рессорного подвешивания, рычажной тормозной передачи, автосцепных устройств, песочниц; ревизия автотормозного оборудования и
компрессора, текущий ремонт скоростемеров;
контрольные реостатные испытания
дизель-генераторной установки с частичной регулировкой
электроаппаратуры.
7.2. Дизель
7.2.1.
Блок и рама дизеля
По блоку и раме дизеля
выполняются работы, предусмотренные п.4.2.1 настоящего Руководства.
Как исключение, допускается оставлять без замены до двух оборванных
шпилек крепления рамы дизеля (со стороны генератора) к раме тепловоза и
одну оборванную анкерную шпильку. При осмотре рамы дизеля убедиться, нет
ли трещин: в местах перехода поперечных перегородок с продольными
стенками и вертикальных ребер с постелями подшипников; в местах
перехода от боковых стенок к лапам для крепления в верхних углах
смотрового люка картера у второй и четвертой опор.
7.2.2.
Коленчатый вал и его подшипники
По коленчатому валу и его
подшипникам выполняются работы, предусмотренные в п.4.2.2 настоящего
Руководства и, кроме того, измеряется расхождение щек коленчатого вала
по шестой шатунной шейке и зазоры во всех подшипниках ("на масло" и
провисание). Замена, ремонт вкладышей и устранение расхождения щек
производится с соблюдением требований п.8.2.2.
настоящего Руководства.
7.2.3.
Цилиндро-поршневая группа дизеля
Через картерные люки
проводится осмотр видимых рабочих поверхностей цилиндровых втулок при
установке поршней в верхние мертвые точки. Цилиндровые втулки, имеющие
задиры, заменяются.
7.2.4.
Цилиндровые крышки и привод клапанов
Люки ванны распределительного
вала и крышки клапанных коробок открываются. Путем обстукивания
проверяется крепление гаек цилиндровых крышек и осей рычагов.
Проверяется состояние рычагов, пружин, роликов, штанг, маслоподводящих и
топливных трубок, шплинтовка всех гаек. Негодные детали заменяются. Особое внимание обращается на исправность жиклеров рычагов.
Измеряются зазоры между
бойками ударников и колпачками клапанов. Зазоры должны быть в пределах
допускаемых размеров. В случае необходимости производится регулировка
зазоров. Проверяется зазор между крышками цилиндров и блоком дизеля. При
необходимости производится ремонт.
Цилиндровые крышки, имеющие
пропуск газов и воды при работе дизеля, переставляются с заменой
резиновых уплотнительных колец. Крепление отдельных гаек крышек при
пропуске газов и воды запрещается.
Путем обстукивания проверяются
гайки крепления выпускных и впускных коллекторов. Утечка воздуха и
газов в соединениях коллекторов не допускается. После запуска дизеля
регулируется подача масла жиклерами клапанов.
7.2.5.
Топливная аппаратура и регулятор частоты вращения
Форсунки дизеля снимаются. На
штуцера сливной и нагнетательной трубок наворачиваются защитные
колпачки. Перед выемкой форсунки протираются насухо салфеткой крышки
цилиндров, чтобы предотвратить попадание масла в цилиндр. Отверстия в
крышке цилиндра закрываются чистым картоном или бумагой и прижимаются
сверху накидным фланцем.
Снятые форсунки испытываются
на стенде. Форсунки должны удовлетворять требованиям п.8.2.8
настоящего Руководства. Неисправные форсунки заменяются
отремонтированными. В гнездо цилиндровой крышки под форсунку допускается
устанавливать не более двух медных прокладок, обеспечивающих нормальный
выход носка распылителя из крышки. Подгонка топливных трубок высокого
давления при подсоединении к корпусу форсунки разрешается подгибкой.
Перед закреплением трубок, проверяется совпадение конусов трубок и
штуцеров корпусов форсунок. Гайки трубки должны свободно наворачиваться
на штуцер и иметь достаточный натяг. После крепления трубка не должна
пружинить.
После запуска дизеля
проверяется плотность соединения трубок к форсунке. Утечки топлива во
всех соединениях топливопровода не допускаются. Трубки форсунок
крепятся скобами к блоку дизеля.
Нижний люк картера топливного
насоса открывается. Осматривается привод регулятора частоты вращения
вала дизеля и кулачки вала насоса.
Трубка и тройник, подводящие смазку к кулачковому валу
топливного насоса снимаются. Тройник и трубка очищаются в эмульсии с
применением ПАВ и продуваются сжатым воздухом. Допускается промывать
осветленным керосином под давлением. У двигателей, имеющих встроенный в
тройник сетчатый фильтр, кроме того, выворачивается фильтр, вынимается
из него пробка, после чего все детали очищаются в эмульсии с применением
ПАВ и продуваются сжатым воздухом (фильтр продувается изнутри).
Допускается промывать в осветленном керосине.
Включается электродвигатель и
проверяется работа топливоподкачи-вающего насоса. Подсос воздуха через
соединения трубопровода устраняется. Клапаны топливной системы при
необходимости регулируются.
Заменяется масло в регуляторе
частоты вращения вала дизеля. Замена масла в регуляторе производится
установленным руководством по эксплуатации и обслуживанию тепловозов
ТЭМ2 порядком. Проверяются и при необходимости устраняются неисправности
в рычажной системе регулятора и приводе секций топливного насоса.
Суммарный зазор в звеньях рычажной системы, измеренный у рейки шестого
насоса, допускается не более 0,5 мм. Производится смазка всех соединений
рычажной системы маслом, применяемым для смазки дизеля. Проверяется
наличие пломб в установленных местах.
7.2.6.
Привод масляного насоса
Верхний лючок конической
передачи масляного насоса открывается. Осматриваются зубья шестерен и
проверяются зазоры в их зацеплении. Путем обстукивания проверяются
гайки крепления корпуса конической передачи. Ослабшие гайки крепятся.
Сливные трубки очищаются и продуваются без съемки. Снимаются и
продуваются воздухом маслоподводящая трубка и каналы в корпусе привода.
Осматривается масляный насос центробежного фильтра, неисправности
устраняются.
7.2.7.
Водяной насос
У водяных насосов открытого
типа добавляется сальниковая набивка. При осмотре насосов
руководствуются требованиями п.8.2.16 настоящего Руководства.
Осматривается эластичная муфта привода водяного насоса, при
необходимости ремонтируется.
7.2.8.
Турбокомпрессор
Отсоединяются трубопровод подвода масла к подшипникам
турбокомпрессора и снимаются крышки подшипников. Осматриваются концы
вала ротора и подшипники, проверяется плавность вращения ротора от руки.
Проверяется радиальный зазор в подшипниках, осевой разбег ротора при
помощи индикаторного приспособления. Зазоры должны быть в пределах норм
допускаемых размеров согласно приложению 1 настоящего Руководства.
Вскрывается масляный фильтр
турбокомпрессора, снимается фильтрующий элемент, очищается корпус
фильтра и фильтрующий элемент от загрязнения. Трубки, подводящие смазку
к подшипникам вала ротора, снимаются, очищаются в эмульсии с
применением ПАВ и продуваются воздухом. Допускается промывать в
керосине под давлением. Выворачиваются дросселезапорного воздуха,
подаваемого на уплотнения, со стороны турбины и (там, где они имеются)
со стороны компрессора, очищаются дроссельные отверстия от загрязнений.
Очищенный масляный фильтр собирается и устанавливается на место, приняв
меры против случайного попадания грязи в масляный трубопровод.
Очищенные дроссели вворачиваются на место.
7.2.9. Выхлопная система
Осматривается внутренняя
полость экрана глушителя. Очищается поверхность перфорированного листа
от наличия масляных отложений и проверяется действия механизма установки
экрана в положение "открыто" или "закрыто". В положении "открыто" зазор
между рамкой перфорированного листа и корпусом должен быть 40 мм.
Осматривается внутренняя
полость корпуса искрогасителя, при наличии нагарообразования и отложений
очищается. Проверяется зазор между соплом выпускного патрубка и
направляющим устройством, который должен быть 3-4 мм.
7.3.
Вспомогательное оборудование
7.3.1.
Привод вспомогательных агрегатов
Выполняются работы в
соответствии с п. 4.3.1 настоящего Руководства.
7.3.2.
Секции холодильника
Наружные поверхности масляных
и водяных секций холодильника обдуваются сжатым воздухом, погнутые
охлаждающие ребра секции холодильника выправляются. Течь масла и воды в
соединениях секций не допускается. Проверяется действие и плотность
закрытия жалюзи.
7.3.3.
Контрольно-измерительные приборы
По контрольно-измерительным
приборам производятся работы в соответствии с требованиями п.4.3.2
настоящего Руководства.
7.3.4.
Реле давления масла, термореле
Термореле необходимо проверить
на стенде или непосредственно на тепловозе при помощи переносных
контрольных приборов.
Реле давления масла снимается
для осмотра и проверки работы на стенде. Негодный сильфон, пружины и
контакты заменяются. Реле регулируется на включение при давлении 0,17
МПа (1,7кгс/см2) и 0,15 МПа (1,5кгс/см2)
на выключение.
Пломбируется регулировочный
болт и винт крепления крышки.
7.3.5. Фильтры
По фильтрам выполняются работы
в соответствии с требованиями п.4.3.3 настоящего Руководства. Кроме
того, производится один раз между текущими ремонтами ТР очистка корпуса
центробежного фильтра масла. После очистки корпуса все детали очищаются
в эмульсии с применением ПАВ. Допускается промывать в осветленном
керосине. Во избежание нарушения балансировки при сборке ротора
обязательно совмещаются метки на крышке и его корпусе.
Воздушный фильтр и сапун
компрессора снимаются, разбираются, очищаются от грязи и продуваются
сжатым воздухом. Капроновое волокно фильтра промывается в керосине,
просушивается и промасливается дизельным маслом. Проверяется состояние
обратного клапана сапуна, компрессора КТ6.
7.3.6. Трубопроводы
топливной, масляной, водяной и воздушной систем
По трубопроводам топливной,
масляной, водяной и воздушной систем производятся работы в соответствии
с требованиями п.4.3.4 настоящего Руководства. При необходимости
производится притирка клапанов вентилей и ремонт труб. Изменение
проходного сечения трубопроводов и вентилей запрещается. Уплотнительные
прокладки, устанавливаемые во фланцевых соединениях трубопроводов,
должны иметь размеры проходных сечений согласно чертежам.
7.3.7.Подшипники качения
По подшипникам качения
выполняются работы в соответствии с требованиями п.4.3.5 настоящего
Руководства.
7.3.8. Содержание и ремонт
средств
пожаротушения и автоматической пожарной
сигнализации
По средствам пожаротушения выполняются работы согласно
требованиям действующей Инструкции по обеспечению пожарной безопасности
на локомотивах и моторвагонном подвижном составе.
7.4. Электрическое
оборудование
7.4.1.Электрические машины
Выполняются работы в
соответствии с требованиями п.4.4.1 настоящего Руководства.
7.4.2.
Электроаппаратура и электрические цепи
Выполняются работы в
соответствии с требованиями п.4.4.2. настоящего Руководства и, кроме
того, проверяется работа регулятора напряжения, производится прожировка
кожаных манжет электропневматических приводов (реверсора, контакторов,
регулятора частоты вращения вала дизеля, муфты вентилятора и жалюзи).
Резиновые манжеты смазываются согласно Приложению 3 настоящего
Руководства.
7.4.3. Аккумуляторные
батареи
По аккумуляторной батарее
производятся работы в соответствии с требованиями п.4.4.3 настоящего
Руководства и, кроме того, измеряется сопротивление изоляции всей
батареи, которое должно быть не менее 15000 Ом. В случае меньшего
сопротивления устраняются причины утечки тока (наличие пролитого
электролита или воды, касание межэлементных соединений к стенкам
деревянных ящиков и т.д.).
При обязательном соблюдении условий п.4.4.3 настоящего
Руководства и удовлетворительном состоянии аккумуляторной батареи при
текущем ремонте ТР восстановительный заряд разрешается не производить.
Запрещается выпуск тепловоза
из текущего ремонта ТР с отключенным хотя бы одним элементом
аккумуляторной батареи. Аккумуляторы с неисправными элементами
заменяются.
7.5.
Экипажная часть
7.5.1.
Колесные пары
По колесным парам выполняются
работы в соответствии с требованиями п.4.5.1. настоящего Руководства.
7.5.2. Тележки
По тележкам производятся
работы в соответствии с требованиями п.4.5.2. настоящего Руководства.
7.5.3.
Рессорное подвешивание
По рессорному подвешиванию
выполняются работы в соответствии с требованиями п.4.5.3. настоящего
Руководства.
7.5.4.
Буксы
По буксам производятся работы
в соответствии с требованиями п.4.5.4. настоящего Руководства и, кроме
того, измеряется поперечный разбег колесных пар. Разбеги колесных пар
должны соответствовать нормам допускаемых размеров согласно приложению 1
настоящего Руководства.
7.5.5.
Моторно-осевые подшипники (МОП)
Выполняются работы согласно
п.4.5.5 настоящего Руководства.
Кроме того, со стороны тяговой
передачи вынимаются польстерные пакеты фитилей. Осматривается состояние
пластинчатых пружин, рычагов и других деталей польстера. Изломанные
детали польстера заменяются.
Через окна вкладышей
осматривается состояние шеек осей колесных пар. При обнаружении задиров
на шейке колесной пары, колесная пара ремонтируется с выкаткой из-под
тепловоза. Измеряются зазоры в моторно-осевых подшипниках, которые
должны быть в пределах допускаемых размеров. Остукиванием проверяется
плотность посадки вкладышей в моторно-осевых горловинах остова. При
потере натяга по месту посадки вкладыши заменяются.
Вынутые польстерные пакеты
фитилей очищаются от загрязнений и промываются в горячем масле при
темепературе 80-900С в течение 1 часа. В случае засаливания
торца пакета фитилей он подрезается. Проверяется выступание фитилей из
коробки, которое должно быть не менее 13 мм. При меньшем выступании
пакет фитилей подтягивается до чертежного размера, при этом укорачивании
общей длины фитилей допускается не более 40 мм. Проверяется крепление
корпуса польстера к дну масляной ванны.
7.5.6.
Пружинная подвеска тяговых электродвигателей
По пружинной подвеске тяговых
электродвигателей производятся работы в соответствии с требованиями
п.4.5.6 настоящего Руководства. Ослабшие сменные пластины носиков остова
тягового электродвигателя привариваются, изношенные заменяются. Текущий
ремонт ТР пружинной подвески производится в соответствии с
инструктивными указаниями Луганского завода №
ТЭ.00.00.000.Д32–01.
7.5.7.
Кожухи тягового редуктора
По кожухам зубчатых передач
выполняются работы согласно требованиям п.4.5.7. настоящего
Руководства. Кроме того, нижние
половины кожухов зубчатых передач снимаются, очищаются и осматриваются.
При наличии трещин в листах и сварных швах, трещины завариваются с
приваркой накладок. Контрольные пробки, имеющие сорванную резьбу или
другие дефекты, заменяются новыми. После ремонта обе половины кожуха
проверяются на прилегание друг к другу. Дефектные уплотнения заменяются.
После установки кожуха односторонний зазор между кромкой отверстия
кожуха и цилиндрической частью зубчатого колеса допускается не менее
0,75 мм и не более 2,5 мм. Зазор между закрепленным кожухом и торцевой
поверхностью шестерни при крайнем положении должен быть не менее 4 мм.
При снятых
нижних половин кожухов проверяются шестерни тяговых двигателей и
зубчатые колеса колесных пар (визуально с использованием лупы) на
отсутствие трещин, предельного износов зубьев. Зубчатые колеса должны
удовлетворять требованиям действующей Инструкции по
освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар тягового
подвижного состава.
Запрещается оставлять в эксплуатации
зубчатые передачи с трещиной или изломом хотя бы одного зуба.
Разрешается оставлять в эксплуатации
шестерни с раковинами, вмятинами и выкрашивавшем глубиной до 2 мм и
общей их площадью до 25 %, а также с отколами от края зуба длиной до 15
мм. При большей величине дефектов, износах зубьев по толщине 4 мм
и более, а также износе их вершин "на нож" шестерня изымается из
эксплуатации.
7.5.8.
Путеочистители
По путеочистителям
производятся работы в соответствии с п.4.6.8. настоящего Руководства.
7.5.9.
Кузов тепловоза
По кузову и опорам рамы тепловоза:
- осматривается рама тепловоза,
проверяется состояние стяжных ящиков, а также шкворней;
- осматриваются скользящие опоры
рамы, их армированные гнезда (подпятники) и опорные плиты. Проверяется
состояние масленок, трубок подвода смазки в опоры и поступление смазки
в опоры;
- проверяется крепление кузова к
раме тепловоза. Устраняются неплотности дверей и окон кабины машиниста,
а также неисправности их запоров и замков. Устраняются неплотности
стекол в оконных и дверных рамах. Проверяется состояние полов, сидений,
ящиков, стеклоочистителей в кабине машиниста. Осматривается состояние
люков крыши и дверей кузова. Все люки крыши и двери кузова должны быть
хорошо пригнаны по местам и плотно закрываться. Осматриваются лестницы,
поручни, производится их ремонт и проверяется крепление.
7.5.10.
Вентиляторы охлаждения тяговых электродвигателей и воздухопроводы
По вентиляторам охлаждения
тяговых электродвигателей и воздухопроводам производятся работы в
соответствии с требованиями п. 4.5.9. настоящего Руководства.
7.5.11.
Автотормозное оборудование
Ревизия и ремонт
автотормозного оборудования производится в объеме и порядком,
установленным действующей Инструкцией по техническому обслуживанию,
ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
7.5.12. Ударно-сцепное
устройство
Ударно-сцепные устройства
осматриваются без снятия с тепловоза. При наружном осмотре проверяется
действие автосцепки и износ головки автосцепки шаблоном, нет ли
заедания поглощающего аппарата. Измеряются зазоры между хвостовиком
автосцепки и ударной плитой, хвостовиком и верхней кромкой окна в
буферном брусе, высота продольной оси автосцепки над головками рельсов и
положение продольной оси автосцепки относительно горизонтали.
Обнаруженные дефекты устраняются и производится крепление деталей
ударно-сцепного устройства.
Работы по ударно-сцепным
устройствам производятся в полном соответствии с действующей
Инструкцией по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства
подвижного состава железных дорог.
7.5.13. Система пескоподачи
По песочницам и их трубам
выполняются работы в соответствии с требованиями п. 4.5.12. настоящего
Руководства.
Подача песка под бандажи
колесных пар проверяется весовым способом.
7.6.
Испытание тепловоза
Перед выпуска тепловоза из
текущего ремонта ТР-1 производятся контрольные реостатные испытания
согласно требованиям приложения 2 настоящего Руководства.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1.
Организация ремонта
Глава 2.
Общие указания по ремонту тепловозов
Глава 3. Техническое обслуживание ТО-2
Глава 4. Техническое обслуживание ТО-3
Глава 5. Техническое обслуживание ТО-4
Глава 6. Техническое обслуживание ТО-5
Глава 7. Текущий ремонт ТР-1
Глава 8. Текущий ремонт ТР-2
Глава 9.
Текущий ремонт ТР-3
Приложение 1.
Нормы допускаемых размеров и износов
деталей при выпуске тепловозов типа ТЭМ2 из технического обслуживания и текущих
ремонтов.
Приложение 2.
Технические требования на реостатные испытания тепловозов ТЭМ2
при выпуске из текущих ремонтов.
Приложение 3.
Смазка сборочных единиц тепловоза ТЭМ2 при технических
обслуживаниях и ремонтах.
Приложение 4.
Перечень деталей, подлежащих дефектоскопии при текущем ремонте
ТР-3, ТР-2 тепловоза типаТЭМ2.
Приложение 5.
Перечень ответственных деталей, узлов, подлежащих контролю их
установки и сборки мастерами, приемщиками локомотивов при производстве
обслуживания и ремонтов тепловоза типа ТЭМ2.
Приложение 6.
Перечень основных правил, приказов,
инструкций, инструктивных указаний, определяющих требования к техническому
обслуживанию и ремонту тепловозов.
Приложение 7.
Перечень основной технологической документации по техническому
обслуживанию и ремонту тепловозов типа ТЭМ2.
Приложение 8.
Перечень оборудования (узлов, агрегатов, систем), обеспечивающего
эксплуатационную надежность тепловоза и безопасность движения, подлежащего
диагностированию.
Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа ТЭМ2
разработано отделом ремонта тягового подвижного состава
Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
При разработке Руководства учтены накопленный опыт ремонта тепловозов типа ТЭМ2
локомотивных депо сети железных дорог России, локомотиворемонтных заводов "Желдорреммаш" ОАО "РЖД",
разработки ПКБ ЦТ, ис-следования ФГУП ВНИИЖТ.
Руководство предназначено для работников локомотивного хозяйства связанных с ремонтом
и техническим обслуживанием тепловозов типа ТЭМ2,
может быть полезным для учащихся высших учебных заведений, техникумов,
профессионально-технических училищ при изучении вопроса ремонта тепловозов.
Коллектив авторов выражает благодарность за активное участие в подготовке
Руководства технологам локомотивных депо железных дорог:
Ульяновск Куйбышевской, Петрозаводск Октябрьской, Тында Дальневосточной.
Ответственные за выпуск заведующий отделом ремонта ТПС А.Т.Осяев,
заместитель заведующего отделом ремонта ТПС А.В.Чистяков.
.