Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Стандарт ОАО "РЖД": СТО РЖД 1.08.006-2009
Инновационная деятельность:
Организация технического аудита, результатов научно-исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ


 СОДЕРЖАНИЕ

   Предисловие
   Введение

   1. Область применения
   2. Нормативные ссылки
   3. Термины, определения и сокращения
   4. Состав и ответственность участников процесса проведения технического аудита результатов НИОКР 
   5. Функции и полномочия участников процесса проведения технического аудита результатов НИОКР
   6. Требования к проведению технического аудита результатов НИОКР 
   7. Порядок проведения технического аудита и анализа его результатов

   Приложение А.
Форма экспертного заключения 
   Приложение Б.
Форма задания на проведение технического аудита заявленных результатов НИОКР     
   Приложение В.
Форма отчета о техническом аудите заявленных результатов НИОКР 
   Приложение Г.
Форма задания на проведение планового технического аудита результатов выполняемых НИОКР 
   Приложение Д.
Форма специального задания на проведение технического аудита результатов выполняемых НИОКР 
   Приложение Е.
Форма отчета о техническом аудите результатов выполняемых НИОКР 
   Приложение Ж.
Форма задания на проведение планового технического аудита используемых результатов НИОКР 
   Приложение З.
Форма специального задания на проведение технического аудита используемых результатов НИОКР
   Приложение И.
Форма отчета о техническом аудите используемых результатов НИОКР 
   Приложение К.
Форма отчета о техническом аудите результатов НИОКР


Стандарт ОАО «РЖД»
 СТО РЖД 1.08.006-2009
Инновационная деятельность
ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО АУДИТА
РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ,
ОПЫТНО-КОНСТРУКТОРСКИХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ РАБОТ
Дата введения - 2010-01-01

  Введение

   Настоящий стандарт разработан и оформлен в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004, ГОСТ Р 1.5-2004, является одним из стандартов, определяющим порядок осуществления инновационной деятельности ОАО «РЖД», разработан в развитие Положения о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД» от 11 июня 2008 г. № 23. Объектом стандартизации являются процессы менеджмента в ОАО «РЖД».
   Целью создания настоящего стандарта является установление единых корпоративных требований ОАО «РЖД» к организации технического аудита результатов НИОКР.
   Технический аудит результатов научно – исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ проводится с целью подтверждения решения целевой задачи НИОКР, проверки новизны, конкурентоспособности результатов НИОКР, контроля НИОКР на разных стадиях жизненного цикла инновационных проектов.
   Стандарт вводится впервые.

1. Область применения

   1.1 Настоящий стандарт распространяется на научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, выполняемые в соответствии с планом научно – технического развития ОАО «РЖД», и предназначен для применения при проведении технического аудита результатов указанных работ.

   1.2 Настоящий стандарт применяется:
   - для выбора научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, соответствующих целям и наиболее эффективно решающих задачи ОАО «РЖД», при формировании плана научно- технического развития ОАО «РЖД»;
   - для контроля выполнения НИОКР, внесения корректировок в ход выполнении работ, а также для отказа от дальнейшего выполнения НИОКР;
   - для контроля внедрения и использования результатов НИОКР;
   - для осуществления взаимодействия между участниками процесса проведения технического аудита результатов НИОКР.

   1.3 Положения настоящего стандарта применяют структурные подразделения аппарата управления, филиалы, дочерние общества ОАО «РЖД», инициирующие инновационные проекты, Департамент технической политики, Центр инновационного развития, Центр научно- технической информации.

2. Нормативные ссылки

   В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
   ГОСТ Р 1.4-2004     Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
   ГОСТ Р 1.5-2004     Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения
   ГОСТ Р 15.011-96     Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения
   ГОСТ Р 15.201-2000     Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство
   ГОСТ 2.001-93     Единая система конструкторской документации. Общие положения
   ГОСТ 2.111.68     Единая система конструкторской документации. Нормоконтроль.

   Примечание - при пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, которые опубликованы в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом, следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3. Термины, определения и сокращения

   В настоящем стандарте применены следующие термины, сокращения с соответствующими определениями:

   3.1 технический аудит результатов НИОКР: Внутренняя проверка результатов НИОКР, выполняемых по плану НТР ОАО «РЖД», на соответствие установленным в государственных стандартах, стандартах ОАО «РЖД», техническом задании, требованиям к инновационному продукту.

   3.2 НИОКР: Экономически обоснованный комплекс научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, направленных на решение целевой задачи.

   3.3 научно-исследовательская работа: Комплекс теоретических и (или) экспериментальных исследований, проводимых с целью получения обоснованных исходных данных, изыскания принципов и путей для создания (модернизации) продукции и технологий.

   3.4. опытно-конструкторская работа: Комплекс работ, выполняемых для разработки конструкторской документации на изделие, включая изготовление и приемочные испытания опытных образцов (опытных партий), документации, регламентирующей их применение в технологических процессах, а также для разработки технической документации на вещества, материалы и т.п., включая их испытания.

   3.5 технологическая работа: Разработка новых и корректировка существующих технологических процессов.

   3.6 жизненный цикл НИОКР: Период времени от предпроектных исследований до прекращения НИОКР.

   3.7 выделенная НИОКР: НИОКР, имеющая особый статус в связи с важностью и масштабностью его результатов для ОАО «РЖД».

   3.8 целевая задача НИОКР: Разработка инновационного продукта, обеспечивающего получение дохода (прибыли), преимущества на рынке оказания услуг в сфере железнодорожного транспорта.

   3.9 заявленный результат НИОКР: Результат выполнения НИОКР, который предлагается ОАО «РЖД» при инициировании включения работы в план научно-технического развития ОАО «РЖД».

   3.10 инновационный продукт: Результат научной, научно- технической и (или) интеллектуальной деятельности в виде технической (технологической, конструкторской, проектной) документации; проекта нормативно-методического документа; экспертного заключения; концепции; прогноза (оценки) ресурсов; программного продукта; баз данных; результатов патентных исследований; результатов промышленного испытания; результатов авторского надзора; изобретения; «ноу-хау», охраняемого в режиме коммерческой тайны, и др.

   3.11 план НТР ОАО «РЖД»: План научно-технического развития ОАО «РЖД».

   3.12 функциональный заказчик: Структурное подразделения аппарата управления, филиал, дочернее общество ОАО «РЖД», инициирующее выполнение научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ.

   3.13 договор: Письменное соглашение ОАО «РЖД» и исполнителя на выполнение научно-исследовательской, опытно-конструкторской и технологической работы.

   3.14 исполнитель: Сторона договора, обязанная выполнить научно- исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы, либо филиал или другое структурное подразделение ОАО «РЖД», выполняющее работы на основании заказ – наряда.

   3.15 место использования: Филиал или другое структурное подразделение ОАО «РЖД», использующее результаты научно – технических работ.

   3.16 техническое задание: Обязательное приложение к договору, составленное в соответствии с ГОСТ Р 15.201-2000.

   3.17 план работ (календарный план): Обязательное приложение к договору, содержащее наименование работ по договору и их основных этапов со сроками выполнения этапов.

   3.18 эксперт: Физическое лицо, либо научная, учебная, иная организация, обладающие квалификацией, опытом, научной базой, необходимыми для выражения мнения по вопросам, возникающим в ходе технического аудита результатов НИОКР.

4. Состав и ответственность участников процесса
проведения технического аудита результатов НИОКР

   4.1 Технический аудит результатов НИОКР осуществляется работниками центрального аппарата, филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД» без создания каких-либо специально предназначенных для проведения технического аудита результатов НИОКР подразделений. Участие работников в проведении технического аудита осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов руководителей департаментов, филиалов (иных структурных подразделений).
   При проведении технического аудита результатов НИОКР могут использоваться экспертные заключения. В качестве экспертов могут привлекаться как работники ОАО «РЖД» на основании запросов участников процесса проведения аудита, так и сторонние лица и организации, привлекаемые на основании соответствующих договоров установленным ОАО «РЖД» порядком.
   Не допускается привлечение в качестве экспертов:
   -лиц, являющихся работниками Департамента технической политики, Центра инновационного развития, Центра научно-технической информации, функционального заказчика;
   -организаций, являющихся конкурентами организации - исполнителя. Экспертное заключение оформляется в соответствии с приложением А.

   4.2 Технический аудит результатов НИОКР производится на следующих стадиях жизненного цикла инновационных проектов:
   -инициирование инновационного проекта;
   -выполнение НИОКР;
   -внедрение и использование инновационного продукта - результата НИОКР.

   4.3 Участниками процесса проведения технического аудита на стадии инициирования инновационного проекта являются:
   -Департамент технической политики;
   -функциональные заказчики;
   -Центр инновационного развития;
   -Центр научно – технической информации;
   -эксперты.
   Ответственность за проведения технического аудита результатов НИОКР на стадии инициирования инновационного проекта несет Центр инновационного развития.

   4.4 Участниками процесса проведения технического аудита результатов НИОКР на стадии выполнения научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ являются:
   -Департамент технической политики;
   -функциональные заказчики;
   -Центр инновационного развития;
   -Центр научно – технической информации;
   -филиалы, иные структурные подразделения ОАО «РЖД», принимающие результаты НИОКР;
   -эксперты.
   Для проведения технического аудита распоряжениями руководителей филиалов, иных структурных подразделений, принимающих и использующих результаты НИОКР, создаются постоянно действующие группы технического аудита из работников указанных подразделений.
   Ответственность за проведение технического аудита результатов НИОКР на стадии выполнения научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ несут функциональные заказчики.

   4.5 Участниками процесса проведения технического аудита результатов НИОКР на стадии внедрения и использования инновационного продукта – результата НИОКР являются:
   -Департамент технической политики;
   -Центр инновационного развития;
   -функциональные заказчики;
   -филиалы, иные структурные подразделения ОАО «РЖД»,
   использующие результаты НИОКР;
   -эксперты.
   Ответственность за проведение технического аудита результатов НИОКР на стадии внедрения и использования инновационного продукта несут функциональные заказчики.

   4.6 Пользователями результатов технического аудита являются
   Старший вице – президент, курирующий научно – технический комплекс,
   Совет главных инженеров,
   Научно – технический совет,
   Департамент технической политики,
   Центр инновационного развития,
   функциональные заказчики.

5. Функции и полномочия участников процесса
проведения технического аудита результатов НИОКР

   5.1 На стадии инициирования инновационного проекта технический аудит проводится Центром инновационного развития по заданиям Департамента технической политики, функциональные заказчики обеспечивают предоставление необходимых для проведения аудита информации, документов и пояснений, отчет о проведенном аудите формирует Центр инновационного развития.
   Участники процесса проведения технического аудита результатов НИОКР выполняют следующие функции и осуществляют следующие полномочия:
   5.1.1 Департамент технической политики:
      - выбирает работы для проведения технического аудита заявленных результатов НИОКР;
      - выдает Центру инновационного развития задания на проведение технического аудита заявленных результатов НИОКР;
      - анализирует результаты проведенного Центром инновационного развития технического аудита результатов НИОКР и учитывает их при формировании плана НТР ОАО «РЖД».
   5.1.2 Центр инновационного развития:
      - получает задание на проведение технического аудита результатов НИОКР от Департамента технической политики;
      - проводит технический аудит заявленных результатов НИОКР;
      - запрашивает у функциональных заказчиков все необходимые для проведения технического аудита информацию, документы, пояснения;
      - формирует отчет о проведенном техническом аудите заявленных результатов НИОКР и представляет его Департаменту технической политики;
      - предоставляет Департаменту технической политики всю необходимую для анализа результатов технического аудита информацию;
      - привлекает экспертов для проведения технического аудита.
   5.1.3 Функциональные заказчики:
      - запрашивают у исполнителей документы, информацию, пояснения, необходимые для проведения технического аудита;
      - предоставляют Центру инновационного развития все необходимые для проведения технического аудита информацию, документы, пояснения, в том числе полученные от исполнителей;
      - предоставляют Департаменту технической политики всю необходимую для анализа результатов аудита информацию; НИОКР (корректировке НИОКР, отказе от инициирования НИОКР).
   5.1.4 Центр научно-технической информации предоставляет функциональным заказчикам и Центру инновационного развития на основании письменных запросов документы и информацию, необходимые для проведения технического аудита заявленных результатов.

   5.2 На стадии выполнения научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ технический аудит проводится совместно Центром инновационного развития, функциональными заказчиками и филиалами, другими структурными подразделениями, принимающими и использующими результаты НИОКР.
   Участники процесса проведения технического аудита результатов НИОКР выполняют следующие функции и осуществляют следующие полномочия:
   5.2.1 Департамент технической политики:
      - выбирает результаты НИОКР из плана НТР ОАО «РЖД» отчетного года для проведения планового технического аудита;
      - получает планы проведения технического аудита отчетного года от функциональных заказчиков;
      - составляет сводный план проведения технического аудита отчетного года на основании плана НТР ОАО «РЖД» отчетного года (план технического аудита результатов выполняемых НИОКР);
      - выбирает результаты НИОКР, не вошедшие в сводный план проведения технического аудита отчетного года, для проведения технического аудита по специальным заданиям;
      - выдает Центру инновационного развития задания на проведение технического аудита результатов НИОКР по специальным заданиям;
      - анализирует результаты проведенного технического аудита и учитывает их при корректировке плана НТР ОАО «РЖД», принятии решений о внесении изменений в ход выполнения работ (прекращении выполнения работ);
      - формирует отчет о проведении технического аудита результатов выполняемых НИОКР за отчетный год и представляет его Старшему вице – президенту, курирующему научно – технический комплекс, Совету главных инженеров, Научно – техническому совету ОАО «РЖД».
   5.2.2 Центр инновационного развития:
      - получает специальные задания на проведение технического аудита результатов НИОКР от Департамента технической политики;
      - проводит плановый технический аудит результатов НИОКР и аудит по специальным заданиям совместно с функциональными заказчиками и постоянно действующими группами для проведения технического аудита результатов НИОКР филиалов, иных структурных подразделений ОАО «РЖД», принимающих результаты НИОКР;
      - представляет отчеты о проведении аудита по специальным заданиям в Департамент технической политики;
      - представляет Департаменту технической политики все необходимые для анализа результатов технического аудита по специальным заданиям информацию, документы, пояснения;
      - привлекает экспертов для проведения технического аудита по специальным заданиям в соответствии с 4.1.
   5.2.3 Функциональные заказчики:
      - выбирают объекты аудита из плана НТР ОАО «РЖД» отчетного года и составляют планы проведения технического аудита результатов выполняемых НИОКР отчетного года;
      - передают планы проведения технического аудита в Департамент технической политики;
      - составляют задания на проведение планового технического аудита;
      - проводят технический аудит результатов НИОКР совместно с Центром инновационного развития и постоянно действующими группами для проведения технического аудита филиалов, иных структурных подразделений, принимающих результаты НИОКР;
      - представляют отчеты о проведении планового технического аудита в Департамент технической политики;
      - привлекают экспертов для проведения планового технического аудита в соответствии с 4.1;
      - предоставляют Департаменту технической политики все необходимые для анализа результатов технического аудита информацию, документы, пояснения;
      - учитывают результаты проведения технического аудита при корректировке хода выполнения НИОКР (отказе от дальнейшего выполнения НИОКР).

   5.3 Отчеты о техническом аудите на стадии выполнения НИОКР составляются:
      - функциональными заказчиками при проведении планового технического аудита;
      - Центром инновационного развития при проведении аудита по специальным заданиям.

   5.4 Функциональные заказчики при проведении аудита на стадии выполнения НИОКР запрашивают у исполнителей пояснения и разъяснения, касающиеся результатов НИОКР, необходимые для проведения технического аудита. Участники процесса проведения технического аудита не могут требовать проведения исполнителями дополнительных, не обусловленных техническим заданием испытаний результатов НИОКР для целей проведения технического аудита.

   5.5 На стадии внедрения и использования результатов научно – исследовательских, опытно – конструкторских и технологических работ участники процесса проведения технического аудита результатов НИОКР выполняют следующие функции и осуществляют следующие полномочия:
   5.5.1 Департамент технической политики:
      - выбирает результаты НИОКР для проведения технического аудита;
      - формирует план проведения технического аудита используемых результатов НИОКР отчетного года;
      - получает планы проведения технического аудита используемых результатов НИОКР от функциональных заказчиков;
      - составляет сводный план проведения технического аудита отчетного года (сводный план технического аудита используемых результатов НИОКР);
      - выдает Центру инновационного развития специальные задания на проведение аудита используемых результатов, не вошедших в план проведения технического аудита отчетного года;
      - анализирует результаты проведенного технического аудита, и учитывает их при корректировке хода реализации инновационных проектов (отказе от дальнейшей реализации инновационных проектов);
      - формирует отчет о проведении технического аудита используемых результатов НИОКР за отчетный год и представляет его Старшему вице – президенту, курирующему научно – технический комплекс, Совету главных инженеров, Научно – техническому совету ОАО «РЖД».
   5.5.2 Центр инновационного развития:
      - получает специальные задания на проведение аудита от Департамента технической политики;
      - проводит плановый технический аудит и аудит по специальным заданиям результатов НИОКР совместно с функциональными заказчиками и постоянно действующими группами для проведения технического аудита филиалов, иных структурных подразделений, внедряющих и использующих результаты НИОКР;
      - формирует отчет о проведенном техническом аудите по специальным заданиям;
      - представляет отчеты о проведении технического аудита по специальным заданиям Департамент технической политики;
      - привлекает экспертов для проведения технического аудита по специальным заданиям.
   5.5.3 Функциональные заказчики:       - выбирают результаты НИОКР для проведения технического аудита, составляют планы проведения технического аудита используемых результатов НИОКР отчетного года и представляют их в Департамент технической политики;
      - составляют задания на проведение планового технического аудита используемых результатов НИОКР;
      - проводят технический аудит используемых результатов НИОКР совместно с Центром инновационного развития и постоянно действующими группами для проведения технического аудита филиалов, иных структурных подразделений, принимающих и использующих результаты НИОКР;
      - привлекают экспертов для проведения планового технического аудита в соответствии с 4.1;
      - представляют Департаменту технической политики все необходимые для анализа результатов технического аудита информацию, документы, пояснения;
      - учитывают результаты проведения технического аудита используемых результатов при корректировке хода реализации инновационных проектов (отказе от дальнейшей реализации инновационных проектов);
      - формируют отчет о проведенном плановом техническом аудите используемых результатов;
      - представляют отчет о проведении планового технического аудита используемых результатов НИОКР в Департамент технической политики.

   5.6 Департамент технической политики:
      - контролирует процесс формирования филиалами, иными структурными подразделениями, принимающими и использующими результаты НИОКР, постоянно действующих групп для проведения технического аудита результатов НИОКР и участие в проведении технического аудита представителей Центра инновационного развития и функциональных заказчиков;
      - разрабатывает и утверждает установленным ОАО «РЖД» порядком положения о постоянно действующих группах для проведения технического аудита результатов НИОКР филиалов, иных структурных подразделений;
      - организует, контролирует и координирует проведение технического аудита на всех стадиях жизненного цикла инновационных проектов.

 6. Требования к проведению технического аудита результатов НИОКР

   6.1 Организация технического аудита результатов НИОКР должна сочетать проведение планового технического аудита и внепланового аудита - аудита по специальным заданиям. И плановый аудит, и аудит по специальным заданиям проводится на выборочной основе.
   6.1.1 На стадии инициирования инновационных проектов:
      -план технического аудита не составляется;
      -техническому аудиту подлежат результаты всех выделенных НИОКР и комплексных научно-технических проектов;
      -результаты для проведения технического аудита выбираются исходя из значимости целевой задачи НИОКР, подтвержденной отдельными решениями руководителей, Совета главных инженеров, Научно- технического совета ОАО «РЖД»;
      -проверке подлежат заявленные результаты инициируемых НИОКР, цена выполнения которых не менее определенного в соответствии с 6.1.8 стоимостного критерия.
   6.1.2 Технический аудит результатов конкретной НИОКР на стадии инициирования поводится также вне зависимости от значимости и стоимости работы при наличии у Департамента технической политики документов и информации, свидетельствующих:
      -о существовании аналогов результатов;
      -о невозможности правовой охраны результатов;
      -о существовании выполненных по плану НТР ОАО «РЖД» работ по тематике инициируемой НИОКР с получением аналогичных результатов;
      -о невозможности изменения натуральных показателей ОАО «РЖД» как следствия массового внедрения результатов НИОКР;
      -о практической неосуществимости мероприятий, необходимых для внедрения результатов НИОКР.
   6.1.3 На стадии выполнения работ:
      -план технического аудита формируется по функциональным заказчикам с указанием наименований, шифров, функциональных заказчиков, исполнителей, цены НИОКР, результаты которых подлежат плановому техническому аудиту, сроков проведения технического аудита;
      -плановому техническому аудиту подлежат результаты всех выделенных НИОКР и комплексных научно-технических проектов;
      -результаты включаются в план исходя из значимости целевой задачи НИОКР, подтвержденной отдельными решениями руководителей ОАО «РЖД»;
      -в план включаются результаты, полученные при выполнении НИОКР, цена которых не менее определенного в соответствии с 6.1.8 стоимостного критерия.
   6.1.4 Технический аудит по специальным заданиям на стадии выполнения работ проводится при наличии у Департамента технической политики информации и документов, свидетельствующих:
      -о невозможности достижения результатами НИОКР параметров, заявленных при инициировании работы;
      -о несоответствии результатов НИОКР государственным стандартам, стандартам ОАО «РЖД», техническому заданию, технико- экономическому обоснованию;
      -о неактуальности получаемых при выполнении НИОКР результатов, выявившейся в период выполнения работ;
      -о нарушении сроков передачи исполнителем результатов работ;
      -о не приятии филиалами, другими структурными подразделениями результатов работ.
   6.1.5 На стадии внедрения и использования результатов НИОКР:
      -план технического аудита формируется по филиалам, иным структурным подразделениям, использующим результаты НИОКР с указанием наименований, шифров, функциональных заказчиков, исполнителей, цены работ, результаты которых подлежат плановому техническому аудиту, сроков проведения работ;
      -в план включаются результаты исходя из значимости НИОКР, подтвержденной отдельными решениями руководителей, Совета главных инженеров, Научно-технического совета ОАО «РЖД» и цены НИОКР в соответствии с 6.1.8;
      -результаты включаются в план вне зависимости от того, проверялись ли они на стадии выполнения работ;
      -один и тот же результат может проверяться как один раз (по плану одного отчетного года), так и несколько раз (по планам нескольких отчетных лет) в течение расчетного периода;
      -один и тот же результат может проверяться как по плану технического аудита, так и по специальным заданиям в разные отчетные годы.
   6.1.6 Технический аудит используемых результатов проводится на основании специальных заданий при наличии у Департамента технической политики информации и документов, свидетельствующих:
      -о не достижении результатами при внедрении и использовании параметров, заявленных при инициировании НИОКР;
      -о не соответствии объемов внедрения результатов НИОКР объемам, заявленным при инициировании НИОКР;
      -о не совместимости результатов НИОКР с существующей техникой, технологиями и фактическом не использовании результатов.
   6.1.7 Специальные задания на проведения технического аудита составляются на каждую НИОКР, аудит по специальным заданиям может проводиться:
      -по отдельным работам;
      -по группам работ;
      -по филиалам, другим структурным подразделениям.
   6.1.8 Старший вице-президент, курирующий научно-технический комплекс, внутренним распорядительным документом устанавливает стоимостные критерии каждого года для стадии инициирования инновационного проекта и для стадий выполнения НИОКР и внедрения и использования результатов НИОКР, с тем, чтобы техническому аудиту подлежали результаты НИОКР, цена выполнения (без налога на добавленную стоимость) которых не менее установленного стоимостного критерия на соответствующий год.

   6.2 Выводы и заключения, сделанные по результатам технического аудита должны быть объективны и обоснованы. К отчету о проведенном техническом аудите должны быть приложены документы, собранные и полученные в процессе проведения технического аудита, включая экспертные заключения, а также - письменные обоснования сделанных участниками процесса проведения технического аудита выводов и заключений.

   6.3 Технический аудит не должен подменять процедуры рассмотрения заявок для включения НИОКР в план НТР ОАО «РЖД», а также - процедуры приемки результатов НИОКР.

   6.4 Участники процесса проведения технического аудита не должны требовать от исполнителей проведения каких-либо дополнительных испытаний, представления дополнительных документов, не обусловленных техническим заданием.

  7. Порядок проведения технического аудита результатов НИОКР

   7.1 На стадии инициирования инновационного проекта проверяются результаты НИОКР, заявленные при инициировании включения работы в план НТР ОАО «РЖД» (технический аудит заявленных результатов). Целью технического аудита заявленных результатов НИОКР является подтверждение конкурентоспособности, новизны результатов, отсутствия аналогов, возможности решения задач инновационного развития ОАО «РЖД» на основании использования результатов НИОКР. Следствием технического аудита заявленных результатов является включение работы в план НТР ОАО «РЖД» либо отклонение работы с соблюдением всех требований Положения о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД» от 11 июня 2008 г. № 23.
   7.1.1 Заявленные результаты НИОКР для проверки выбираются Департаментом технической политики, проверяются Центром инновационного развития. Технический аудит заявленных результатов НИОКР проводится Центром инновационного развития на основании заданий Департамента технической политики по отдельной работе, оформленных в соответствии с приложением Б. О результатах технического аудита заявленных результатов НИОКР Центр инновационного развития отчитывается перед Департаментом технической политики в соответствии с приложением В.
   7.1.2 При техническом аудите заявленных результатов Центр инновационного развития собирает, анализирует и проверяет следующую информацию:
      - о результатах патентных исследований, в том числе о соответствии представленных патентных исследований ГОСТ Р 15.011-96;
      - о выполненных по плану НТР ОАО «РЖД» работах по тематике инициируемого инновационного проекта;
      - об аналогах заявленной новой техники (новизне заявленных результатов), в том числе об имеющихся серийных аналогах заявленных результатов и возможности их приобретения ОАО «РЖД» без выполнения НИОКР;
      - о предполагаемом использовании результатов уже выполненных по плану НТР (переходящих) работ;
      - о технике, технологиях, заменяемых (совершенствуемых) в результате выполнения НИОКР;
      - о натуральных показателях предприятия, хозяйства, сети железных дорог, изменяемых в результате массового внедрения результатов НИОКР.
   7.1.3 Центр инновационного развития проверяет:
      - корректность, новизну и перспективность научно – технических решений, качественные и количественные характеристики результатов (за исключением стоимостных показателей), классифицируя заявленные результаты как уникальные или имеющие аналоги;
      - обоснование объемов внедрения заявленных результатов НИОКР в натуральных единицах;
      - возможности массового внедрения результатов работ, включая сведения о потенциальных изготовителях массовых образцов новой техники;
      - осуществимость мероприятий, необходимых для внедрения результатов НИОКР, таких как: приобретение, монтаж, установка, использование в хозяйственной деятельности заявленного в технико- экономическом обосновании количества новой (усовершенствованной) техники, приобретение (выделение имеющегося) необходимого для внедрения и использования результатов НИОКР оборудования, материалов, подготовка зданий, сооружений к внедрению и использованию результатов НИОКР.
   7.1.4 При проведении технического аудита заявленных результатов Центр научно-технической информации представляет Центру инновационного развития на основании письменных запросов необходимую для проведения технического аудита научно – техническую информацию, аналитические обзоры относительно:
      - выполненных работ по тематике НИОКР, в том числе – по плану НТР ОАО «РЖД»;
      - аналогов заявленных результатов НИОКР (образцов новой техники, технологий), в том числе и полученных при реализации планов НТР ОАО «РЖД;
      - существующих технических решений поставленной при инициировании инновационного проекта научно-технической задачи.
   7.1.5 По результатам проведенного технического аудита заявленных результатов Центр инновационного развития делает выводы:
      - о соответствие заявленных результатов НИОКР стратегическим целям и задачам ОАО «РЖД»;
      - о возможность инновационных преобразований на основе внедрения результатов НИОКР;
      - об актуальности заявленных результатов НИОКР;
      - о реальности массового внедрения результатов НИОКР в указанном в технико – экономическом обосновании объеме. К отчету о проведенном техническом аудите Центр инновационного развития прилагает все документы, на основании которых были сделаны указанные выводы, включая экспертные заключения, а также обоснования каждого вывода.
   7.1.6 Центр инновационного развития по итогам проведенного технического аудита делает подтвержденное собранными и полученными документами и составленными Центром инновационного развития обоснованиями заключение о признании заявленных результатов достоверными или не достоверными.
      Не достоверными заявленные результаты НИОКР признаются в следующих случаях:
      - внедрение заявленных результатов не позволяет решить задачи инновационного развития ОАО «РЖД»;
      - заявленные результаты не имеют достаточной новизны либо имеют аналоги;
      - заявленные результаты НИОКР могут быть приобретены ОАО «РЖД» без выполнения НИОКР;
      - установлена невозможность массового внедрения результатов НИОКР в заявленных объемах;
      - не подтверждение соответствующими расчетами экономической эффективности для ОАО «РЖД» результатов реализации (внедрения) НИОКР.
   7.1.7 Результаты технического аудита используются Департаментом технической политики на стадии инициирования инновационного проекта для первоначальной экспертизы заявки. Технический аудит не подменяет процедур формирования плана НТР и включение НИОКР в план НТР ОАО «РЖД» производится на основании Положения о формировании и реализации плана научно-технического развития ОАО «РЖД» от 11 июня 2008 г. № 23.

   7.2 На стадии выполнения НИОКР технический аудит результатов проводится на выборочной основе на основании сводного плана технического аудита по соответствующим заданиям в соответствии с приложением Г и по специальным заданиям в соответствии с приложением Д совместно Центром инновационного развития, функциональными заказчиками и филиалами, иными структурными подразделениями ОАО «РЖД», принимающими результаты работ. Задания на проведение технического аудита составляются по каждой работе отдельно.
   7.2.1 Проведение технического аудита по специальным заданиям инициируется функциональными заказчиками путем соответствующего обращения в Департамент технической политики либо непосредственно Департаментом технической политики. Отчет о проведении аудита по специальным заданиям представляется Центром инновационного развития в Департамент технической политики в соответствии с приложением Е для анализа и принятия соответствующих решений.
   7.2.2 Технический аудит на стадии выполнения НИОКР производится при проведении работ и приемке их результатов - отчетов о научных исследованиях, конструкторской документации, опытных образцов, технологической документации, технологических процессов. Проверке подлежат также программы и методики испытаний.
   7.2.3 Целью технического аудита на стадии выполнения НИОКР является проверка соответствия сдаваемых исполнителями и принимаемых ОАО «РЖД» результатов научно – исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ:
      - государственным стандартам;
      - стандартам ОАО «РЖД»;
      - параметрам, заявленным при инициировании работы;
      - техническому заданию;
      - технико-экономическому обоснованию.
      7.2.4 При проведении технического аудита на этапах выполнения опытно – конструкторских работ проверке подлежат:
   а) техническое предложение (основание для корректировки технического задания и выполнения эскизного проекта), результатом которого является выявление дополнительных или уточненных требований к образцу новой техники, его техническим характеристикам и показателям качества, которые не могут быть указаны в техническом задании:
      1) проработка результатов научно – исследовательских работ;
      2) проработка результатов прогнозирования;
      3) изучение научно-технической информации;
      4) предварительные расчеты и уточнение требований технического задания;
   б) эскизное проектирование (основание для технического проектирования) - разработка принципиальных технических решений:
      1) выполнение работ по этапу технического предложения, если этот этап не выполняется;
      2) выбор элементной базы разработки;
      3) выбор основных технических решений;
      4) разработка структурных и функциональных схем образца;
      5) выбор основных конструктивных элементов;
      6) метрологическая экспертиза проекта;
      7) разработка и испытание макетов;
   в) техническое проектирование - окончательный выбор технических решений по образцу в целом и по его составным частям:
      1) разработка принципиальных электрических, кинематических, гидравлических и других схем;
      2) уточнение основных параметров изделия;
      3) проведение конструктивной компоновки изделия и выдача данных для его размещения на объекте;
      4) испытание макетов в натурных условиях;
   г) разработка рабочей документации для изготовления и испытания опытного образца - формирование комплекта конструкторских документов:
      1) разработка полного комплекта рабочей документации;
      2) проверка конструкторской документации на унификацию и стандартизацию;
      3) изготовление в опытном производстве опытного образца;
      4) настройка и комплексная регулировка опытного образца;
   д) предварительные испытания - проверка соответствия опытного образца требованиям технического задания и возможностям его предъявления на приемочные испытания:
      1) стендовые испытания;
      2) предварительные испытания на объекте;
   е) приемочные испытания - оценка соответствия техническому заданию и возможности организации серийного производства:
      1) испытания на надежность;
      2) доработка документации по результатам испытаний;
      3) внесение необходимых уточнений и изменений в документацию.
   7.2.5 В отношении конструкторской документации проверяется соблюдение требований Единой системы конструкторской документации (ЕСКД) – по ГОСТ 2.011-93 на оформление конструкторской документации, ее технологическая пригодность для предполагаемых производственных возможностей, корректность документации - отсутствие отклонений в размерах, компоновка узлов и систем. Некорректность конструкторской документации выявляется, в том числе, проведением нормоконтроля в соответствии с ГОСТ 2.111-68.
   7.2.6 При техническом аудите опытного образца выявляются принципиальные крупные несоответствия деталей, узлов, образца в целом конструкторской документации, а также - эргономичность образца (технологичность операций использования и обслуживания опытного образца).
   7.2.7 При доработке конструкторской документации проверяется соответствие полученных результатов заданным в техническом задании требованиям по проверяемым и уточняемым параметрам, полнота и качество программ и методик испытаний.
   7.2.8 При проведении технического аудита результатов выполняемых НИОКР производится проверка установки, монтажа, пусконаладки, включения в технологические цепочки опытных образцов в филиалах, других структурных подразделениях, осмотр, обследование, пуск опытных образцов, являющихся результатами работ в соответствии с техническим заданием и планом работ, проверка фактического использования филиалами, другими структурными подразделениями технологий, являющихся результатами НИОКР.

   7.3 На стадии внедрения и использования результатов НИОКР технический аудит проводится на выборочной основе по плану технического аудита используемых результатов НИОКР на основании заданий, составляемых функциональными заказчиками в соответствии с приложением Ж и на основании специальных заданий Департамента технической политики в соответствии приложением З совместно Центром инновационного развития, функциональными заказчиками с привлечением специалистов филиалов, иных структурных подразделений, использующих результаты НИОКР. Задания составляются по каждой НИОКР отдельно.
   7.3.1 Отчет в соответствии с приложением И о проведенном плановом техническом аудите используемых результатов НИОКР и аудите по специальным заданиям представляется функциональными заказчиками и Центром инновационного развития соответственно в Департаментом технической политики. К отчету о проведенном техническом аудите прилагаются все документы, полученные на основании которых было сделано заключение по результатам аудита, а также обоснования заключения.
   7.3.2 На стадии внедрения и использования результатов НИОКР проверяется:
      - соответствие заявленных исполнителями в технико – экономических обоснованиях показателей объема массового внедрения результатов НИОКР фактическим объемам внедрения;
      - соответствие массовых серий новой техники техническим условиям, утвержденным образцам, нормам, конструкторской и технологической документации;
      - соответствие параметров массовых образцов новой техники параметрам, заявленным исполнителем при инициировании и выполнении НИОКР;
      - включение новой техники, технологий в технологические цепочки, совместимость новой техники, технологий с существующей техникой техники;
      - достижение заявленного инициатором научно-технической разработки (исполнитель, функциональный заказчик) эффекта (экономического, технологического и т.д.) при его реализации;
      - решение целевой задачи НИОКР;
      - соблюдение эксплуатирующими подразделениями утвержденных руководств по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту.

   7.4 Департамент технической политики проводит анализ отчетов и проведенном техническом аудите, и, в случае необходимости получения дополнительной информации, направляет функциональным заказчикам запросы о предоставлении документов и информации.

   7.5 Департамент технической политики на основании полученных отчетов формирует сводный отчет в соответствии с приложением К о проведенном техническом аудите и представляет указанный отчет не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом, Старшему вице – президенту, курирующему научно – технический комплекс, Совету главных инженеров, Научно – техническому совету ОАО «РЖД».

   7.6 При планировании технического аудита и формировании заданий на проведение аудита Департамент технической политики и функциональные заказчики устанавливают следующие предельные сроки проведения аудита:
   а) аудит заявленных результатов НИОКР – не более 7 рабочих дней на одну работу;
   б) аудит результатов НИОКР на стадии выполнения НИОКР – не более 7 рабочих дней на одну работу;
   в) технический аудит на стадии внедрения и использования результатов НИОКР:
      1) не более 3 рабочих дней на одну работу при проведении технического аудита по специальным заданиям;
      2) суммарно не более 30 рабочих дней на один филиал, другое структурное подразделение при проведении планового технического аудита.

   7.7 Департамент технической политики по результатам технического аудита принимает решения:
   а) на стадии инициирования инновационного проекта:
      1) о принятии заявки на включение НИОКР в план НТР ОАО «РЖД»;
      2) о предложении функциональному заказчику скорректировать работу в случае возможного получения достоверных результатов;
      3) о мотивированном отказе в принятии заявки на включение в план НТР ОАО «РЖД» при невозможности получения достоверных результатов;
   б) на стадии выполнения НИОКР:
      1) о предложении функциональному заказчику скорректировать ход выполнения работы;
      2) о прекращении выполнения работы с выявлением виновных лиц, расторжением договора на выполнение НИОКР, инициированием мер административного воздействия в отношении виновных лиц - работников ОАО «РЖД»;
   в) на стадии использования результатов НИОКР:
      1) о внесении изменений в ход реализации инновационного проекта;
      2) об отказе от дальнейшей реализации инновационного проекта с выявлением виновных лиц и инициированием мер административного воздействия в отношении виновных лиц - работников ОАО «РЖД». Указанные решения оформляются, согласуются, оспариваются, утверждаются установленным ОАО «РЖД» порядком.

   7.8 Центр инновационного развития обеспечивают хранение в течение жизненного цикла НИОКР отчетов о проведенном техническом аудите на стадии инициирования инновационных проектов и по специальным заданиям, а также всех документов и обоснований, полученных и составленных при проведении технического аудита.

   7.9. Функциональные заказчики обеспечивают хранение в течение жизненного цикла НИОКР отчетов о проведенном плановом техническом аудите, а также всех документов, обоснований, полученных и составленных при проведении планового технического аудита.

 


 


Предисловие
СТО -2009

Разработан ЗАО "ПрофАудит"
Внесен Департаментом технической политики
Утвержден и
введен в действие
Распоряжением ОАО "РЖД"
от 31 августа 2009 года № 1810р
Введен впервые