Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Инструкция
по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства
подвижных железных дорог

Глава
2. ПОЛНЫЙ ОСМОТР
2.1. АВТОСЦЕПКА


ОГЛАВЛЕНИЕ

   1. Общие положения
   2. Полный осмотр

       2.1. Автосцепка
       2.2. Поглощающие аппараты
       2.3. Тяговые хомуты
       2.4. Клин, валик тягового хомута, упорная плита, передние и задние упоры, поддерживающая планка
       2.5. Детали центрирующего прибора
       2.6. Расцепной привод
       2.7. Клеймение и окраска отремонтированных и проверенных узлов и деталей автосцепного устройства
       2.8. Установка автосцепного устройства
   3. Наружный осмотр 
   4. Проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании вагонов и локомотивов
   5. Срок гарантии автосцепного устройства

   Приложение 1:
Примерный перечень оборудования и рекомендуемой технологической оснастки КПА и отделений автосцепки
   Приложение 2:
Шаблоны (калибры) или другие средства измерения, применяемые при ремонте и осмотре автосцепного устройства
   Приложение 3:
Перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом
   Приложение 4:
Образец бланка донесения о саморасцепе поезда
   Приложение 5:
Образец бланка донесения об обрыве тягового хомута в поезде
   Приложение 6:
Образец бланка донесения об обрыве корпуса автосцепки в поезде
   Приложение 7:
Сроки гарантии заводов-изготовителей на детали автосцепного устройства


2. ПОЛНЫЙ ОСМОТР

   Требования, указанные и настоящей главе, относятся к осмотру, проверке и ремонту автосцепного устройства при капитальном и деповском ремонтах вагонов, капитальном и текущих ремонтах ТР-2, ТР-3 тепловозов, электровозов и вагонов дизель- и электропоездов, подъемочном ремонте паровозов и специального подвижного состава. 

2.1. АВТОСЦЕПКА

 Корпус автосцепки

   2.1.1 Ширину зева корпуса автосцепки проверяют непроходным шаблоном 821р-1 по всей высоте носка большого зуба. Шаблон прикладывают одним концом к углу малого зуба (рисунок 2.1), а другим подводят к носку большого зуба. Если кромка шаблона пройдет мимо носка большого зуба, то зев расширен и подлежит исправлению.


Рисунок 2.1. - Проверка ширины зева корпуса автосцепки шаблоном 821р-1

   2.1.2 Длину малого зуба (рисунок 2.2, а) корпуса и расстояние между ударной стенкой зева и тяговой поверхностью большого зуба (рисунок 2.2, б) проверяют шаблонами 892р, 893р и 884р в зависимости от видов ремонта подвижного состава (приложение N 2). Проверку выполняют в средней части по высоте зубьев на расстоянии 80 мм вверх и вниз от продольной оси корпуса. При этом зону тяговой поверхности большого зуба, находящуюся напротив окна для лапы замкодержателя, не проверяют, так как ударная стенка зева имеет литейный уклон.
   Если ударная стенка зева была наплавлена и обработана, то расстояние от тяговой поверхности большого зуба до ударной стенки зева должно быть проверено и в этой зоне шаблоном 884р.


Рисунок 2.2 - Проверка шаблонами 892р, 893р, 884р

   2.1.3 Контур зацепления корпуса контролируют проходным шаблоном 827р (рисунок 2.3), который перемещают в контуре зацепления по всей высоте так, чтобы направляющая труба 1 шаблона располагалась по закруглению в месте перехода малого зуба в ударную стенку 2 зева, а плоская часть проходила через зев и охватывала малый зуб. Контур годен, если шаблон свободно проходит через него по всей высоте головы корпуса.


Рисунок 2.3 - Проверка контура зацепления корпуса автосцепки проходным шаблоном 827р

   2.1.4 Если поверхности контура зацепления корпуса автосцепки или одна из них не соответствуют требованиям проверки шаблонами 892р, 893р или 827р, автосцепка должна быть отремонтирована с доведением до альбомных размеров соответственно шаблону 914р-м с профильной планкой 914/24-1м и непроходным щупом 914р/21а, проходным шаблонам 914р/22-м и 914р/25, непроходному 884р и проходному 827р шаблонам, шаблону 822р.
   При наличии на корпусе автосцепки верхнего и/или нижнего кронштейна вместо шаблонов 914р-м 914р/22-м следует использовать шаблоны 914р-2м и 914р/22-2м.

   2.1.5 Шаблоном 914р-м (914р-2м) проверяют ударную поверхность малого зуба и ударную стенку зева. Шаблон устанавливают в корпусе так, чтобы упоры с (рисунок 2.4, а) были прижаты к ударной стенке зева, а нижняя часть n основания опиралась на нижнюю перемычку малого зуба. Пружины d, опираясь на кромки окна для замка, прижимают опоры f и q основания шаблона к внутренней стенке малого зуба.
   После установки шаблона проверяют состояние ударных поверхностей контура с помощью профильной планки 914р/24-1м и непроходного щупа 914р/21а (рисунок 2.4, г).
   Профили рабочих поверхностей ребер планки соответствуют вертикальным профилям ударных поверхностей стенок зева и малого зуба.
   Ребром 1 профильной планки 3 с надписью "Зев" проверяют ударную поверхность стенки зева, а ребром 2 с надписью "Малый зуб" - ударную поверхность малого зуба.
   Для проверки ударной поверхности профильную планку прикладывают к контурным листам шаблона так, чтобы плоскость планки была перпендикулярна к проверяемой поверхности. Затем планку перемещают по кромкам контурных листов, как по копирам, по всей ширине проверяемой поверхности, а пластинку щупа вводят в зазор между ребром профильной планки и проверяемой поверхностью контура зацепления.
   Если профильная планка 3 прилегает одновременно к верхнему 4 и нижнему 5 контурным листам (рисунок 2.4, б), то проверяемая поверхность годна.
   Проверяемая поверхность будет негодна (рисунок 2.4, в), если профильная планка прилегает плотно к нижнему 5 контурному листу, но не прилегает к верхнему 4 контурному листу или наоборот. Проверяемая поверхность автосцепки годна (рисунок 2.4, г, поз. I), если щуп 6 не проходит между профильной планкой и ударной поверхностью малого зуба.
   Корпус автосцепки бракуют, если непроходной щуп по всей своей ширине проходит до упора в прилив рукоятки в зазор между профильной планкой, плотно прижатой по концам к контурным листам шаблона, и проверяемой поверхностью (поз. II).
   Разность зазоров между профильной планкой и ударными поверхностями малого зуба и зева вверху и внизу не должна превышать 2 мм.
   Зазор между профильной планкой и ударной стенкой зева в зоне, лежащей ниже носка большого зуба, не контролируется.


Рисунок 2.4 - Проверка ударных поверхностей зева и малого зуба
автосцепки профильной планкой 914р/24-1м шаблона 914р-м

   2.1.6 Шаблонами 914р/22-м (914р/22-2м) и 914р/25 проверяют тяговые поверхности малого и большого зубьев корпуса. При этом шаблон 914р/22-м (914р/22-2м) должен свободно надеваться на малый зуб до упора в его боковую поверхность (рисунок 2.5, а), а шаблон 914р/25 - свободно проходить между ударной стенкой зева и тяговой поверхностью большого зуба в зоне 3 до упора ограничителей (рисунок 2.5, б) в боковую поверхность этого зуба, при этом выступ 1 шаблона должен опираться на кромку большого зуба 2.


Рисунок 2.5 - Проверка малого зуба проходным шаблоном 914р/22-2м (а)
и тяговой поверхности большого зуба шаблоном 914р/25

   2.1.7 Если при проверке корпуса установлено, что профильная планка своими концами прилегает к контурным поверхностям шаблона неплотно, или проходной шаблон для малого зуба полностью на него не находит, или проходной шаблон для большого зуба не проходит до упора в его боковую поверхность, значит на проверяемых поверхностях имеется лишний металл, который необходимо снять до плотного прилегания профильной планки к контурным поверхностям или до свободного прохода проходных шаблонов на малый и большой зубья.
   Если необходимо наплавить ударные поверхности зева и малого зуба корпуса автосцепки, то толщину наплавляемого слоя определяют по зазорам а и б (рисунок 2.6) между наплавляемой поверхностью и ребром профильной планки 914р/24-1м.
   Для определения наибольшей допускаемой толщины наплавки тяговой поверхности малого зуба нужно из значения зазора в между ребром шаблона 914р/22-м, плотно прижатого к ударной поверхности малого зуба, и тяговой поверхностью вычесть значение ранее определенного с помощью шаблона 914р-м зазора а.
   Для определения толщины слоя наплавки тяговой поверхности большого зуба надо из значения зазора г между ребром шаблона 914р/25, плотно прижатого к ударной поверхности зева, и тяговой поверхностью вычесть значение ранее определенного с помощью шаблона 914р-м зазора б.


Рисунок 2.6 - Зазоры для определения толщины слоя наплавки поверхностей
по контуру зацепления корпуса автосцепки

   2.1.8 После ремонта поверхности контура зацепления корпуса должны быть параллельны кромкам шаблона 827р.

   2.1.9 Углы зева и малого зуба корпуса проверяют шаблоном 822р (рисунок 2.7).


Рисунок 2.7 - Проверка закруглений углов зева 1 и малого зуба 2 шаблоном 822р:
I1 - угол зева годен, II1; - угол зева негоден;
I2 - угол малого зуба годен; II2 - угол малого зуба негоден

   2.1.10 При ремонте поверхностей контура зацепления корпуса не разрешается накладывать сварные швы ближе 15 мм к местам закруглений (рисунок 2.8, а). Переход от наплавленной ударной поверхности стенки зева к неизнашиваемой должен быть плавным на длине не менее 15 мм для беспрепятственного скольжения автосцепок друг по другу в момент сцепления. Кромка угла, образуемого наплавленной ударной поверхностью малого зуба и поверхностью, к которой прилегает замок, должна быть без закруглений по всей высоте (рисунок 2.8, б). Твердость наплавляемого металла ударно-тяговых поверхностей для грузового подвижного состава должна быть не менее НВ 250, для пассажирского подвижного состава, рефрижераторных вагонов и вагонов электропоездов - не менее НВ 450.


Рисунок 2.8 - Требования к поверхностям контура
зацепления корпуса автосцепки после их наплавки

   2.1.11 Ширина кармана для замка в корпусе считается увеличенной, если при вращении валика подъемника подъемник замка проходит мимо нижнего плеча предохранителя, не задевая его своим верхним широким пальцем. В этом случае соосно с малым отверстием для валика подъемника должна быть приварена шайба такой толщины, чтобы ширина исправленного кармана отвечала требованиям проверки непроходным шаблоном 845р и проходным 848р.
   Для проверки шаблон 845р вводят в карман корпуса автосцепки через большое отверстие для валика подъемника до упора во внутреннюю стенку кармана так, чтобы шаблон касался стенки корпуса всей торцовой поверхностью (рисунок 2.9, а). При этом цилиндрическая часть шаблона не должна проходить между стенками кармана. Шаблон 848р вводят внутрь головы корпуса через окно для замка и пропускают между стенками кармана. Ширина кармана признается правильной, если мерительная полоса шаблона свободно проходит между стенками по всей ширине кармана (рисунок 2.9, б).
   Шаблоном 845р также контролируют расстояние от передней кромки отверстия для валика подъемника до стенки отверстия для запорного болта (рисунок 2.10). Для этого шаблон устанавливают так, чтобы прямолинейная поверхность а непроходной его планки входила в паз для запорного болта, при этом полукруглая поверхность б шаблона не должна проходить мимо передней кромки отверстия для валика подъемника (положение I). Если поверхность б проходит мимо передней кромки отверстия для валика подъемника (положение II), то необходимо наплавить стенку паза для запорного болта, а затем обработать ее заподлицо с поверхностью задней кромки отверстия для валика подъемника.


Рисунок 2.9 - Проверка ширины кармана корпуса автосцепки:
а- непроходным шаблоном 845р; б- проходным шаблоном 848р;
I- корпус годен; II - корпус негоден


Рисунок 2.10 - Проверка положения отверстия
для запорного болта валика подъемника шаблоном 845р

   После обработки отверстие проверяют шаблоном 845р с установкой запорного болта, который должен свободно входить на свое место и легко извлекаться.

   2.1.12 Диаметры и соосность малого и большого отверстий для валика подъемника проверяют шаблоном 797р (рисунок 2.11), а положение отверстий относительно контура зацепления автосцепки - шаблонами 937р и 797р (рисунок 2.12).


Рисунок 2.11 - Проверка диаметров и соосности малого и большого отверстий
для валика подъемника в корпусе автосцепки шаблоном 797р

   Корпус считается годным, если проходная часть шаблона 797р свободно входит в соответствующее отверстие, а непроходная часть шаблона не входит в отверстие до упора в торец прилива корпуса.
   Если непроходные части шаблона входят в соответствующие отверстия, значит стенки отверстий изношены и их надо отремонтировать наплавкой с последующей обработкой. После ремонта положение отверстий проверяют шаблонами 937р и 797р (см. рисунок 2.12). Для проверки шаблон 937р вводят в карман корпуса, а через отверстие этого шаблона пропускают шаблон 797р. Затем, прижимая шаблон к внутренней стенке и нижней перемычке малого зуба, перемещают его по направлению стрелки А, проверяя при этом зазор а между упором 1 и ударной стенкой 2 зева. Положение отверстий признается правильным, если этот зазор составляет не более 4 мм.


Рисунок 2.12 - Проверка положения отверстий для валика подъемника
относительно контура зацепления автосцепки шаблонами 937р и 797р

   2.1.13 Размеры шипа для замкодержателя и его положение относительно контура зацепления корпуса автосцепки проверяют шаблонами 849р-1, 806р и 816р.
   Шаблоном 849р-1 контролируют высоту шипа (рисунок 2.13). Если в пространство между стенкой со стороны малого зуба и торцом шипа проходит проходная часть шаблона и не проходит непроходная, значит высота шипа соответствует требованиям. Если в это пространство проходит непроходная часть шаблона (шип короткий) или не проходит проходная (шип длинный), то шип должен быть отремонтирован. Проверка производится по всей поверхности торца шипа.


Рисунок 2.13 - Проверка высоты шипа для замкодержателя шаблоном 849р-1:
I- шип годен; II - шип негоден

   Диаметр и состояние кромки торца шипа проверяют шаблоном 806р (рисунок 2.14). С этой целью шаблон плотно прижимают к торцу шипа и перемещают вдоль рукоятки (показано стрелками), последовательно поворачивая рукоятку в зоне А. Если при этом шип проходит в проходной вырез шаблона и не проходит в непроходной, то он считается исправным (годным). В противном случае шип должен быть отремонтирован.


Рисунок 2.14 - Проверка диаметра и состояния
кромки торца шипа для замкодержателя шаблоном 806р

   Положение передней поверхности шипа относительно контура зацепления автосцепки проверяют шаблоном 816р (рисунок 2.15). Для проверки шаблон вводят в карман корпуса автосцепки и устанавливают так, чтобы опоры 4 были прижаты к внутренней стенке малого зуба, опоры 5 упирались в ударную стенку зева, а внутренняя опора 3 своей нижней плоской частью опиралась на верх шипа для замкодержателя. Удерживая шаблон в таком положении, поднимают заостренный конец стрелки 1 до тех пор, пока выступ 2 на другом ее конце не упрется в переднюю часть поверхности шипа.


Рисунок 2.15 - Проверка положения шипа для замкодержателя
относительно контура зацепления автосцепки шаблоном 816р

   Положение шипа считается правильным, если заостренный конец стрелки 1 не выходит за пределы контрольного выреза б в листе шаблона. Шип негоден, если острие стрелки выходит за пределы выреза.
   Если шип не удовлетворяет требованиям проверки хотя бы одного из шаблонов 849р-1, 806р и 816р, то его необходимо отремонтировать и затем проверить вышеуказанным порядком. Но в этом случае к шипу предъявляется более жесткое требование: конец стрелки 1 не должен выходить за пределы более глубокого выреза а шаблона.
   Кроме того, нужно проверить положение отремонтированного шипа относительно отверстия для валика подъемника шаблоном 938р (рисунок 2.16). Это положение считается правильным, если шаблон отверстием а надевается на шип, а выступом б входит в малое отверстие для валика подъемника. Как у отверстия, так и у шипа шаблон должен прилегать к плоскости кармана корпуса.


Рисунок 2.16 - Проверка положения шипа для замкодержателя
относительно отверстия для валика подъемника шаблоном 938р

   2.1.14 Положение полочки для верхнего плеча предохранителя в корпусе относительно шипа для замкодержателя и контура зацепления проверяют шаблоном 834р (рисунок 2.17), после того, как будет установлено, что шип для навешивания замкодержателя удовлетворяет требованиям проверки шаблонами 849р-1, 806р и 816р.


Рисунок 2.17 - Проверка положения полочки для верхнего плеча предохранителя
относительно шипа для замкодержателя и контура зацепления автосцепки шаблоном 834р

   Для проверки шаблон 834р нужно взять за основание б, ввести в карман корпуса и установить так чтобы упоры 3 и выступы 4 были плотно прижаты к неизнашиваемой части ударной поверхности зева и внутренней стенке малого зуба, а прямоугольная опора 1 опиралась на шип для замкодержателя.
   После такой установки шаблона положение полочки по вертикали проверяют поворотом стрелки 2, заостренный конец которой поднимают вверх до тех пор, пока ее задний конец не упрется в верхнюю поверхность полочки. Положение полочки по горизонтали проверяют с помощью движка 5, который передвигают до упора в переднюю кромку полочки. Если острие стрелки 2, опирающейся другим своим концом на рабочую поверхность полочки, располагается вне пределов обеих ступеней контрольного выреза б, значит положение полочки по вертикали неправильное (поз. А). Если указатель движка 5, упирающегося в полочку, располагается вне пределов обеих ступеней контрольного выреза г, то это указывает на неправильное положение полочки по горизонтали (поз. Б).
   Для правильного показания шаблона при проверке положения полочки по вертикали необходимо поворачивать стрелку 2 при полностью выдвинутом на себя движке 5, а положение полочки по горизонтали проверять при крайнем нижнем положении указателя стрелки 2.
   Полочка, не удовлетворяющая требованиям проверки шаблоном 834р, должна быть отремонтирована или заменена новой.
   Новую или отремонтированную полочку также проверяют шаблоном 834р, как описано выше. Но при этом предъявляются повышенные требования, а именно: положение полочки считается правильным, когда указатели стрелки и движка располагаются соответственно в пределах более глубоких вырезов а и в.

   2.1.15 Толщина перемычки хвостовика автосцепки СА-3 должна отвечать требованиям проверки непроходным шаблоном 897р-1 или 898р-1 в зависимости от видов ремонта и подвижного состава (приложение N 2) как со стороны верхней, так и со стороны нижней плоскости (рисунок 2.18, а). Перемычка считается годной, если шаблон не надевается на нее полностью (поз. I); если шаблон доходит до упора в перемычку, то она негодна (поз. II).
   Перемычка, изношенная клином тягового хомута и имеющая размеры менее допустимых, подлежит наплавке. Изношенную торцовую часть хвостовика восстанавливают наплавкой в случае, если длина хвостовика автосцепки менее 645 мм, а для автосцепки СА-ЗМ (*) - менее 654 мм.

--------------------------------
   (*) Автосцепка СА-ЗМ устанавливается на 8-осных и некоторых специальных вагонах, а также маневровых 8-осных локомотивах. Допускается при ремонте производить замену автосцепки СА-ЗМ на автосцепку СА-3 с нижним кронштейном (ограничителем вертикальных перемещений) при одновременной замене упряжного устройства (тяговый хомут, поглощающий аппарат, клин тягового хомута, плита упорная) в соответствии с проектом ПКБ ЦВ N М 1497.00.000

   Толщина перемычки хвостовика автосцепки СА-ЗМ, измеренная в средней части и на расстоянии 35 мм от верхней и нижней кромок, должна быть не менее 44 мм при всех видах периодического ремонта подвижного состава. Измерение производится кронциркулем, снабженным мерительной планкой.


Рисунок 2.18 - Проверка толщины перемычки хвостовика автосцепки СА-3:
а-непроходным шаблоном 897р-1 или 898р-1; б- непроходным шаблоном 900р-1;
в- проходным шаблоном 46г (I- перемычка годна; II -перемычка негодна)

   2.1.16 Перемычка хвостовика автосцепки СА-3 со стороны клина должна быть обработана таким образом, чтобы получилась ровная цилиндрическая поверхность с радиусом кривизны от 18 до 20 мм, с плавным переходом в боковые поверхности стенок отверстия.
   После ремонта перемычку хвостовика проверяют непроходным 900р-1 (рисунок 2.18, б) и проходным 46г (рисунок 2.18, в) шаблонами.
   Поверхности хвостовика корпуса, соприкасающиеся с тяговым хомутом, центрирующей балочкой, стенками ударной розетки и клином тягового хомута (боковые стенки отверстия), изношенные на глубину от 3 до 8 мм, должны быть наплавлены, а затем обработаны заподлицо с литейной поверхностью.

   2.1.17 Погнутый хвостовик автосцепки должен быть выправлен в том случае, если его изгиб г (рисунок 2.19), измеряемый от первоначальной продольной оси корпуса в средней части, превышает 3 мм.
   Разметка корпуса для определения изгиба в горизонтальной плоскости производится, как показано на рисунке 2.19, а. Сначала находят и обозначают середину хвостовика на расстоянии 20 мм от упора головы, а также на торце и в средней части. После этого соединяют линией точки, обозначающие середину хвостовика в начале и в конце. Изгиб определяют как отклонение указанной линии от середины хвостовика в его средней части.


Рисунок 2.19 - Разметка корпуса автосцепки для определения изгиба хвостовика
в горизонтальной (а) и вертикальной (б) плоскостях:
а - ширина хвостовика у основания; б - ширина хвостовика у торца; в -ширина хвостовика в середине;
г - изгиб хвостовика; д - высота хвостовика; L - длина хвостовика

   Изгиб г в вертикальной плоскости отсчитывают в средней части хвостовика от первоначальной продольной оси корпуса, которая является продолжением литейного шва на большом зубе (рисунок 2.19, б).
   Не разрешается выправлять хвостовик автосцепки с заваренными или незаваренными трещинами в зоне выправляемых мест.

   2.1.18 Трещины в хвостовике корпуса автосцепки глубиной до 5 мм допускается вырубать с плавным переходом на литейную поверхность без последующей заварки. Мелкие трещины (сетчатые) глубиной не более 8 мм в перемычке хвостовика разрешается вырубать с последующей заваркой при условии, что после их вырубки толщина перемычки будет не менее 40 мм.

   2.1.19 Верхний и/или нижний кронштейны (ограничители вертикальных перемещений) пассажирских вагонов, вагонов электропоездов, рефрижераторных, восьмиосных и других грузовых вагонов, на которые предусмотрена постановка кронштейнов, не должны иметь изгибов, износов более 5 мм. Расстояние от продольной оси (литейного шва) корпуса автосцепки до горизонтальной полки ограничителя должно быть 280+5 мм (рисунок 2.20, а). Автосцепки вагонов для перевозки опасных грузов должны иметь как нижний, так и верхний кронштейн (рисунок 2.20, б).


Рисунок 2.20 - Автосцепка СА-3 с кронштейнами

   2.1.20 Износ стенок отверстия в хвостовике паровозной автосцепки более 4 мм по диаметру по сравнению с номинальным (альбомным) размером не допускается. Изношенные поверхности стенок отверстия восстанавливают наплавкой с последующей расточкой до альбомного размера.
   Разрешается изношенные стенки отверстия растачивать до диаметра 86Н8 мм с последующей запрессовкой в него стальной втулки с внутренним диаметром 76 мм и наружным 86X8 мм. Выступы а (рисунок 2.21) при износе на глубину более 5 мм допускается наплавлять с последующей обработкой до альбомных размеров.


Рисунок 2.21 - Паровозная автосцепка

   Предохранительный крюк паровозной автосцепки не должен иметь трещин, изгибов и износов более 5 мм.

Детали механизма сцепления

Замок

   2.1.21 Замок считается неисправным, если:
     а) он не проходит в проходной вырез шаблона 852р и проходит после ремонта в непроходной вырез;
     б) рабочая замыкающая часть замка входит в непроходной шаблон 899р;
     в) положение задней кромки овального отверстия относительно торца замка не соответствует шаблону 839р;
     г) положение шипа, его диаметр и кромка прилива не соответствуют шаблону 833р;
     д) направляющий зуб не соответствует шаблону 943р;
     е) имеются трещины, изломы.

   2.1.22 Замок проверяют проходной частью шаблона 852р (рисунок 2.22, а) и признают годным, если он свободно проходит через вырез а этого шаблона.

   2.1.23 Толщину замыкающей части замка по всей ее высоте проверяют после ремонта непроходным вырезом б шаблона 852р, а до ремонта - шаблоном 899р (рисунок 2.22, б). Замок признают годным, если замыкающая часть его не входит в вырез шаблона (поз. 7) и негодным, если она входит в вырез шаблона (поз. II). Замки автосцепок, устанавливаемых на пассажирских вагонах, должны иметь толщину замыкающей части, соответствующую требованиям проверки шаблоном 852рп независимо от вида периодического ремонта. Замыкающая поверхность замка после наплавки и обработки должна иметь угол наклона 5° и твердость не менее НВ 450 для пассажирского подвижного состава, рефрижераторных вагонов и вагонов электропоездов и не менее НВ 250 для грузовых вагонов и локомотивов.


Рисунок 2.22 - Проверка толщины замка:
а - проходным шаблоном 852р; б - непроходным шаблоном 899р

   2.1.24 Положение задней кромки к овального отверстия относительно торцовой части замка проверяют шаблоном 839р (рисунок 2.23), который накладывают на замок так, чтобы шаблон своим основанием 2 плотно прилегал к плоскости замка. Затем перемещением шаблона за рукоятку 3 в направлении стрелки А обеспечивают плотное прилегание опорных площадок 4 к торцовой поверхности замка, а угольника 5 - к его нижней опорной части.

Рисунок 2.23 - Проверка задней кромки овального отверстия в замке шаблоном 839р:
I - замок годен; II- замок негоден

   Удерживая шаблон в таком положении, поворачивают за рукоятку мерительный сектор 1 по часовой стрелке. Замок считают годным, если проходная часть мерительного сектора 1 свободно проходит мимо кромки отверстия замка, а непроходная часть не проходит (упирается в кромку отверстия).

   2.1.25 Положение и диаметр шипа замка проверяют шаблоном 833р.
   При проверке расстояния от торцовой поверхности замка до задней боковой кромки шипа для предохранителя шаблон надвигают на замок сверху так, чтобы опорная поверхность угольника 1 (рисунок 2.24), была прижата к торцовой поверхности замка, а основание 2 шаблона прилегало к боковой поверхности замка. Замок признают годным, если при перемещении шаблона вниз проходная часть гребенки 3 проходит мимо шипа для предохранителя, а непроходная не проходит.

Рисунок 2.24 - Проверка положения шипа замка шаблоном 833р

   Диаметр шипа замка для предохранителя проверяют непроходным и проходным стаканами этого шаблона (рисунок 2.25).


Рисунок 2.25 - Проверка диаметра шипа замка шаблоном 833

   Шип 1 считают годным, если проходной стакан 2 свободно надевают на него до упора торцом в замок у основания шипа, а непроходной стакан 3 не надевается или надевается частично так, что торец шипа не выступает за верхнюю кромку кольца непроходного стакана.
   Износ прилива для шипа по поверхности, очерченной радиусом 24 мм, проверяется шаблоном 833р как показано на рисунке 2.26. Зазор а более 3 мм не допускается.


Рисунок 2.26 - Проверка износа прилива для шипа шаблоном 833р

   Направляющий зуб замка должен соответствовать очертаниям шаблона 943р (рисунок 2.27). Шаблон своим вырезом должен проходить по всей ширине зуба, причем суммарный зазор между кромками зуба и шаблоном не должен превышать 2 мм.


Рисунок 2.27 - Проверка направляющего зуба замка шаблоном 943р

   2.1.26 Замок со вставкой автосцепки СА-ЗМ считают неисправным, если:
     а) диаметр отверстия в замке для валика более 17 мм, а отверстия вставки более 17,5 мм. Такие отверстия надо заварить и просверлить вновь с соблюдением размеров, указанных на рисунке 2.28;
     б) замыкающая поверхность вставки не отвечает требованиям проверки шаблонами 852р и 899р. В этом случае замыкающая часть должна быть восстановлена наплавкой с последующей обработкой и проверкой указанными шаблонами;
     в) диаметр валика замка менее 15,5 мм или на нем имеются трещина или изгиб, препятствующий свободному перемещению вставки в замке. Валик с любым из этих дефектов надо заменить новым.
   В остальном замок со вставкой должен отвечать тем же требованиям, что и замок автосцепки СА-3.


Рисунок 2.28 - Вставка к замку автосцепки:
1 - замок, 2 - валик, 3- вставка замка

   2.1.27 После ремонта замок проверяют шаблонами 852р, 839р, 833р и 943р, как указано выше. Замкодержатель

   2.1.28 Замкодержатель признают неисправным и направляют в ремонт, если:
     а) он погнут или его толщина и ширина лапы не соответствуют очертаниям вырезов шаблона 841р;
     б) овальное отверстие, расцепной угол, упорная часть противовеса не соответствуют требованиям проверки шаблоном 826р;
     в) наружное очертание (контур) замкодержателя не соответствует шаблону 916р; г) имеется трещина.

   2.1.29 Толщину замкодержателя и возможные изгибы проверяют шаблоном 841р (рисунок 2.29), который надевают на замкодержатель вначале вырезом, охватывающим противовес и стенку замкодержателя. Шаблон должен дойти до верхней плоскости лапы (положение I), затем его поворачивают наклонно (положение II) так, чтобы лапа замкодержателя вошла в соответствующий вырез шаблона. Замкодержатель годен, если он свободно проходит через вырез шаблона. Далее проверяют ширину лапы замкодержателя непроходным вырезом этого шаблона, который надвигают на лапу. Рабочая поверхность лапы должна быть параллельна кромке шаблона (положение III). Лапа не должна входить в непроходной вырез.


Рисунок 2.29 - Проверка толщины замкодержателя
автосцепки и ширины его лапы шаблоном 841р

   2.1.30 Расстояние а (рисунок 2.30, а) от передней боковой поверхности стенки овального отверстия до упорной поверхности противовеса замкодержателя проверяют шаблоном 826р. Для этого замкодержатель навешивают овальным отверстием на опору 1 так, чтобы противовес его был обращен вниз, и поворотом замкодержателя против часовой стрелки подводят противовес к сухарю 2. Замкодержатель считают годным, если упорная поверхность противовеса проходит мимо проходной части сухаря 2 и не проходит мимо непроходной (поз. I), и негодным, если противовес проходит мимо непроходной части сухаря или не проходит мимо проходной (поз. II). Высоту угла противовеса замкодержателя 9 проверяют этим же шаблоном (рисунок 2.30, б). Замкодержатель навешивают овальным отверстием на опору 1 так, чтобы лапа замкодержателя прилегала к угольнику 7, а боковая поверхность была прижата к поверхности фланца опоры 1 и опорной планке 8 шаблона.
   Высота угла противовеса считается правильной, если проходная часть планки 5, поворачиваемой по часовой стрелке, проходит мимо угла противовеса замкодержателя, а непроходная не проходит (замкодержатель годен, поз. I). Если проходная часть сухаря не проходит или непроходная часть проходит мимо противовеса, то высота считается неправильной, замкодержатель негоден (поз. II). При этой же установке производят проверку расцепного угла замкодержателя. Проходная часть планки 6, поворачиваемой против часовой стрелки, должна пройти мимо угла, а непроходная не должна (замкодержатель годен, поз. I). Если проходная часть планки 6 не проходит мимо расцепного угла или непроходная проходит, замкодержатель негоден (поз. II).

Рисунок 2.30 - Проверка противовеса, расцепного угла
и отверстия замкодержателя шаблоном 826р

   Для проверки размеров овального отверстия замкодержателя используют пробки 3 и 4 шаблона 826р (рисунок 2.30, в). Ширину овального отверстия считают правильной (поз. I), если замкодержатель не надевается на непроходную пробку 4 или надевается частично, но не доходит до упора в лист шаблона. Ширина овального отверстия бракуется, если замкодержатель надевается на непроходную пробку 4 (поз. II).
   Длину овального отверстия считают правильной (поз. III), если замкодержатель не надевается на непроходную часть пробки 3.
   Длину овального отверстия бракуют, если:
     - замкодержатель не надевается на верхнюю удлиненную часть пробки шаблона (поз. IV);
     - стержень пробки не проходит по всей длине отверстия (поз. V);
     - замкодержатель не надевается (поз. VI) на проходную часть или надевается (поз. VII) на непроходную часть пробки шаблона.

   2.1.31 Наружное очертание замкодержателя проверяют шаблоном 916р, как показано на рисунок 2.31. Замкодержатель годен, если его боковая стенка плотно лежит на плите шаблона, а профильная призма а шаблона своим выступом касается упора б или зазор между ними не превышает 1 мм.

Рисунок 2.31 - Проверка наружного очертания замкодержателя шаблоном 916р

   2.1.32 После ремонта замкодержатель должен быть проверен шаблонами 841р, 826р, 916р, как указано выше.

Предохранитель

   2.1.33 Предохранитель признают неисправным и направляют в ремонт, если: а) он погнут; б) диаметр отверстия, длина верхнего плеча, высота его торца или очертания верхнего и нижнего плеч не соответствуют шаблону 800р-1.
   Наличие изгиба предохранителя определяют, пропуская его в вырезы а и б шаблона 800р-1 (рисунок 2.32). Если предохранитель не проходит в вырезы, то его надо выправить. Пропуская предохранитель через вырез а, надевают его отверстием на шип 1, укрепленный в обойме 2, до упора в основание. Предохранитель годен, если он свободно проходит через вырез в листе шаблона и располагается заподлицо с верхней плоскостью листа или ниже ее.
   При проверке толщины плеч в вырезе б через отверстие предохранителя пропускают стержень 3 и затем поворачивают предохранитель на нем по часовой стрелке и обратно настолько, чтобы верхнее и нижнее плечи полностью прошли через соответствующие ветви выреза в шаблоне.
   Диаметр отверстия в предохранителе проверяют непроходной пробкой 4 шаблона. Предохранитель считается годным, если он не надевается на пробку с обеих сторон, или надевается на нее, но не доходит до упора в лист шаблона.
   Для проверки длины верхнего плеча предохранитель надевают на опорный шип 5 шаблона и поворачивают на нем против часовой стрелки. Предохранитель годен, если нижний угол торца верхнего плеча проходит мимо проходной части сухаря 6 и не проходит мимо непроходной.
   Высоту торцовой поверхности верхнего плеча предохранителя проверяют непроходным вырезом 7 шаблона. Предохранитель исправен, если торцовая часть его верхнего плеча не полностью входит в вырез, т.е. остается зазор в.


Рисунок 2.32 - Проверка предохранителя замка шаблоном 800р-1:
I-предохранитель годен; II-предохранитель негоден

   2.1.34 После ремонта предохранитель проверяют шаблоном 800р-1, как указано выше. Подъемник замка

   2.1.35 Подъемник замка признают неисправным и направляют в ремонт, если любой из его проверяемых размеров не соответствует требованиям проверки шаблоном 847р (рисунок 2.33), и исправным, если:
     а) подъемник, надетый на пробку 2, входит в обойму 5;
     б) проходит в вырез 7;
     в) буртиком входит в вырез 6;
     г) отверстием не надевается на пробку 1;
     д) надетый на пробку 3, не подходит широким пальцем под шляпку стойки 4, а узким пальцем проходит мимо проходной части сухаря 8 и не проходит мимо непроходной.


Рисунок 2.33 - Проверка подъемника шаблоном 847р:
I -подъемник годен; II- подъемник негоден

   После ремонта подъемник замка проверяют шаблоном 847р, как указано выше.

Валик подъемника

   2.1.36 Валик подъемника признают неисправным и направляют в ремонт, если любой из его проверяемых размеров не соответствует требованиям проверки шаблоном 919р (рисунок 2.34), и исправным, если:
     а) цилиндрические части стержня проходят в соосно расположенные большое 2 и малое 7 кольца шаблона и вращаются в них;
     б) стержень валика не проходит цилиндрической частью большего диаметра в вырез 8, а меньшего диаметра - в вырез 1;
     в) цилиндрическая часть большего диаметра не проходит по длине в вырез б и проходит в вырез 4;
     г) паз для крепящего болта, установленный на контрольный буртик 3, полностью закрывает его;
     д) квадратная часть стержня проходит в отверстие 5 и не проходит в вырез 1.

Рисунок 2.34 - Проверка валика подъемника шаблоном 919р

   После ремонта валик подъемника проверяют шаблоном 919р, как указано выше. Аналогичным образом проверяется и ремонтируется валик подъемника с двумя цепями.

Проверка собранной автосцепки

   2.1.37 Контур зацепления собранной автосцепки проверяют проходным шаблоном 828р, при этом лапу замкодержателя вжимают заподлицо с ударной поверхностью зева корпуса (рисунок 2.35).
   Шаблон должен свободно проходить по всей высоте головы автосцепки. При этом плоскость шаблона должна быть перпендикулярна к ударной стенке зева. Зазоры между шаблоном и проверяемыми поверхностями не контролируются.


Рисунок 2.35 - Проверка контура зацепления собранной автосцепки шаблоном 828р

   2.1.38 Проверку действия механизма автосцепки выполняют в следующем порядке:
     - проверяют действие предохранителя замка от саморасцепа;
     - убеждаются в отсутствии преждевременного включения предохранителя;
     - контролируют обеспечение удержания механизма в расцепленном положении;
     - выявляют возможность расцепления сжатых автосцепок (т.е. когда лапа замкодержателя прижата заподлицо с ударной стенкой зева);
     - проверяют уход замка от вертикальной кромки малого зуба при включенном предохранителе;
     - контролируют расстояние от вертикальной кромки малого зуба до кромки замка в его нижнем свободном положении и от кромки замка до кромки лапы замкодержателя по горизонтали;
     - проверяют положение лапы замкодержателя относительно ударной стенки зева, когда замок находится в заднем крайнем положении.

   А. Для проверки действия предохранителя от саморасцепа шаблон 820р (рисунок 2.36, а) устанавливают в зеве собранной автосцепки так, чтобы он ребром со стороны непроходного выреза 27 нажимал на лапу замкодержателя и своим листом прилегал к носку большого зуба (рисунок 2.36, б). При этом упоры а должны быть прижаты к ударной стенке зева. Для определения правильного положения шаблона служит выступ в. При капитальном ремонте вагонов и локомотивов используется аналогичный шаблон, но с вырезом 29.
   Предохранитель считают действующим, если при указанном положении шаблона замок от нажатия на его торец уходит внутрь кармана корпуса только до упора предохранителя в противовес замкодержателя (поз. I). Если же замок уходит внутрь кармана полностью (поз. II), значит механизм автосцепки неисправен.

Рисунок 2.36 - а) общий вид шаблона 820р;
б) проверка действия предохранителя замка от саморасцепа автосцепки шаблоном 820р

   Б. Для выявления возможности опережения, т.е. преждевременного включения предохранителя при сцеплении, шаблон 820р устанавливают так, чтобы он ребром со стороны проходного выреза 35 нажимал на лапу замкодержателя и своим листом прилегал к носку большого зуба (рисунок 2.37). При этом упоры б должны быть прижаты к ударной стенке зева. Механизм автосцепки считают годным, если при нажатии на торец замок беспрепятственно уходит в карман корпуса на весь свой ход (поз. I). Если же замок при нажатии на него не уходит полностью внутрь корпуса (поз. II), то автосцепка негодна.


Рисунок 2.37 - Выявление возможности преждевременного
включения предохранителя шаблоном 820р

   В. Для проверки надежности удержания замка в расцепленном положении до разведения вагонов шаблон 820р устанавливают так, чтобы на лапу замкодержателя нажимало ребро со стороны выреза 25 (рисунок 2.38). Удерживая шаблон в таком положении, поворотом валика подъемника уводят замок до отказа внутрь кармана корпуса, а затем освобождают валик. Автосцепка считается годной (поз.I), если замок удерживается в верхнем положении до тех пор, пока лапа замкодержателя прижата ребром шаблона, и если он опускается под действием своего веса после прекращения нажатия, причем другие детали механизма беспрепятственно возвращаются в исходное положение. Автосцепка негодна (поз. II), если замок, уведенный валиком подъемника, не удерживается в расцепленном (поднятом) положении.


Рисунок 2.38 - Проверка шаблоном 820р надежности удержания замка
в расцепленном состоянии при выходе лапы замкодержателя в зев на 25 мм

   Г. Для определения возможности расцепления автосцепок, когда лапа замкодержателя прижата заподлицо со стенкой зева (положение в сжатом составе), нужно прямолинейным ребром шаблона 820р нажать на лапу замкодержателя так, чтобы ребро по всей длине прилегало к ударной стенке зева автосцепки, причем лист шаблона должен быть прижат к носку большого зуба (рисунок 2.39).


Рисунок 2.39 - Проверка шаблоном 820р возможности расцепления механизма автосцепки
при вжатой заподлицо со стенкой зева лапе замкодержателя

   Удерживая шаблон в таком положении, поворачивают валик подъемника до отказа, чтобы увести замок на весь ход и поставить механизм в расцепленное положение.
   Автосцепка годна, если при движении замка лапа замкодержателя не отжимает шаблон от ударной стенки зева, механизм удерживается в положении расцепления и все детали его после отвода шаблона беспрепятственно возвращаются в исходное положение.
   Если лапа замкодержателя отталкивает шаблон, значит проход для верхнего плеча предохранителя между потолком корпуса автосцепки и противовесом замкодержателя недостаточен, т.е. механизм автосцепки неисправен.

   Д. Величину отхода замка от вертикальной кромки малого зуба проверяют шаблонами 820р и 787р (рисунок 2.40). Для проверки нажимают на лапу замкодержателя непроходной стороной шаблона 820р со стороны выреза 27. Сохраняя такое положение, нажимают шаблоном 787р на торец замка вверху и у начала скоса вертикальной кромки сначала проходной стороной с цифрой 7 (положение I), а затем непроходной с цифрой 16 (положение III).
   Автосцепка считается исправной, если в положении I замок уходит в карман корпуса до упора шаблона в ударную поверхность малого зуба, а в положении III между шаблоном и поверхностью малого зуба остается зазор.
   Если шаблон 787р располагается относительно ударной поверхности малого зуба так, как показано в положениях II и IV, то механизм автосцепки негоден.


Рисунок 2.40 - Проверка величины отхода замка
от кромки малого зуба шаблонами 787р и 820р

   Е. Расстояние от вертикальной кромки малого зуба автосцепки до вертикальной кромки замка в его крайнем нижнем положении должно быть 2-8 мм; от кромки замка до кромки лапы замкодержателя по горизонтали - не менее 20 мм (рисунок 2.41). Замеры производят линейкой при свободном положении замка.


Рисунок 2.41 - Положение замка и замкодержателя в собранной автосцепке

   Ж. Для проверки положения лапы замкодержателя относительно ударной стенки зева нажимают на замок, устанавливая его в заднее крайнее положение. После этого нажимают на лапу, утапливая ее внутрь кармана корпуса (она не должна выходить в зев от ударной стенки). 2.1.39 После проверки автосцепки в собранном состоянии при соответствии ее требованиям, изложенным в п. п. 2.1.37 и 2.1.38, валик подъемника закрепляют болтом 1 (рисунок 2.42) М10х90 с гайкой 3, под головку болта и гайку ставят фасонные шайбы 2, которые загибают на головку болта и гайку.


Рисунок 2.42 - Типовое крепление валика подъемника

   2.1.40 Автосцепка паровозного типа должна иметь предохранительный крюк (рисунок 2.43). Предохранительный крюк 1 изготавливается из стальной полосы толщиной 18-20 мм, устанавливается в технологическое отверстие малого зуба автосцепки 2 и имеет ограничители 3 и 4, препятствующие перемещению крюка. Ограничитель 4 приваривается к предохранительному крюку после его установки на автосцепку.


Рисунок 2.43 - Паровозная автосцепка с предохранительным крюком

   2.1.41 Автосцепка вагонов рефрижераторных секций, кроме концевой, должна иметь стопорный болт М16х60, препятствующий ее расцеплению.


АВТОСЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА и ПОГЛОЩАЮЩИЕ АППАРАТЫ


Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог
Утверждена распоряжением от 28 декабря 2010 г. N 2745р