Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Инструкция
по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства
подвижных железных дорог

Глава
2. ПОЛНЫЙ ОСМОТР


ОГЛАВЛЕНИЕ

   1. Общие положения
   2. Полный осмотр

       2.1. Автосцепка
       2.2. Поглощающие аппараты
       2.3. Тяговые хомуты
       2.4. Клин, валик тягового хомута, упорная плита, передние и задние упоры, поддерживающая планка
       2.5. Детали центрирующего прибора
       2.6. Расцепной привод
       2.7. Клеймение и окраска отремонтированных и проверенных узлов и деталей автосцепного устройства
       2.8. Установка автосцепного устройства
   3. Наружный осмотр 
   4. Проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании вагонов и локомотивов
   5. Срок гарантии автосцепного устройства

   Приложение 1:
Примерный перечень оборудования и рекомендуемой технологической оснастки КПА и отделений автосцепки
   Приложение 2:
Шаблоны (калибры) или другие средства измерения, применяемые при ремонте и осмотре автосцепного устройства
   Приложение 3:
Перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом
   Приложение 4:
Образец бланка донесения о саморасцепе поезда
   Приложение 5:
Образец бланка донесения об обрыве тягового хомута в поезде
   Приложение 6:
Образец бланка донесения об обрыве корпуса автосцепки в поезде
   Приложение 7:
Сроки гарантии заводов-изготовителей на детали автосцепного устройства


2. ПОЛНЫЙ ОСМОТР
2.6. РАСЦЕПНОЙ ПРИВОД

   2.6.1 Расцепной привод осматривают на месте для определения состояния деталей. Детали снимают для ремонта при наличии повреждения или при их расположении, несоответствующем установочному чертежу. Фиксирующий кронштейн и кронштейн должны быть надежно закреплены двумя болтами диаметром 16 мм с постановкой гайки, контргайки и шплинта 4x25 мм.

   2.6.2 Изношенные места фиксирующего кронштейна и кронштейна должны быть восстановлены наплавкой, если износы нарушают действие расцепного привода или автосцепки. Трещины, если в каждой детали их не более одной, заваривают, погнутые детали выправляют. Расцепной рычаг плоской частью сечением 20x35 мм должен свободно входить в вертикальный паз фиксирующего кронштейна и иметь ограничитель от продольного перемещения.

   2.6.3 Цепи со звеньями из прутка диаметром более 9 мм или менее 7 мм необходимо заменить.

   2.6.4 Цепи расцепного привода должны быть соединены с валиком подъемника удлиненными звеньями, которые после соединения сваривают (только в КПА). Соединительное звено должно изготовляться из прутка диаметром 10 мм и иметь внутренние размеры: длину не более 45 мм и не менее 35 мм и ширину не более 18 мм и не менее 14 мм.

   2.6.5 При модернизированном расцепном приводе грузовых вагонов (наличие двух цепей) цепи должны крепиться к расцепному рычагу болтами, имеющими прорезь на головке до 2 мм. Расцепная цепь крепится к короткому плечу рычага болтом диаметром 16 мм, а блокировочная цепь - к дополнительному плечу рычага болтом диаметром 14 мм. Изогнутые болты должны быть заменены на новые. Запрещается постановка болта расцепной цепи вместо болта блокировочной цепи и наоборот.

   2.6.6 Если для регулирования длины расцепной и блокировочной цепей длина резьбы на регулировочных болтах недостаточна, то количество звеньев должно быть соответственно увеличено или уменьшено. Регулировочные болты цепей крепят к расцепному рычагу гайкой и контргайкой с постановкой шплинта.

   2.6.7 Приборы пневматического привода для расцепления автосцепок из кабины локомотива ремонтируют в сроки и порядком, установленными инструкцией по ремонту тормозного оборудования локомотивов.

2.7. Клеймение и окраска отремонтированных и проверенных
узлов и деталей автосцепного устройства

   2.7.1 После ремонта и проверки обязательному клеймению ударным способом подлежат: замок, замкодержатель, предохранитель, подъемник, валик подъемника, тяговый хомут, валик, клин тягового хомута, ударная розетка, балочка центрирующего прибора, маятниковые подвески, упорная плита, поглощающий аппарат, собранная автосцепка, вкладыш и поддерживающая плита центрирующего прибора. Места расположения клейм на деталях автосцепного устройства показаны на рисунках 2.71, 2.72.

   2.7.2 Клейма набивают на хорошо зачищенных местах деталей, четко обозначая номер ремонтного пункта, месяц и год ремонта цифрами высотой не менее 6 мм и глубиной 0,25 мм (например, 375.05.08); старые клейма должны быть зачищены.

   2.7.3 Клейма ставят на деталях автосцепного устройства после ремонта или проверки в контрольном пункте или отделении по ремонту автосцепки. Устанавливать на подвижной состав детали и узлы без читаемых клейм не разрешается.


 Рисунок 2.71 - Детали автосцепного устройства (заштрихованы места расположения клейм)


Рисунок 2.72 - Детали автосцепного устройства
Поглощающие аппараты (заштрихованы места расположения клейм)

   2.7.4 Все детали, поступившие в качестве запасных частей, должны иметь паспорта (сертификаты) качества завода-изготовителя. Новые поглощающие аппараты и автосцепки, поступившие в собранном виде, не разбирают и не клеймят.

   2.7.5 Входной контроль автосцепок в сборе, поступивших на ремонтное предприятие в качестве запасных частей, следует производить шаблонами 828р, 820рк, 787р. При несоответствии - составляется акт-рекламация формы, принятой железнодорожной администрацией.

   2.7.6 При замене неисправных деталей механизма сцепления новые детали, не бывшие в ремонте и эксплуатации и предназначенные для комплектовки выпускаемых из ремонта автосцепок, должны быть проверены шаблонами. Если детали соответствуют шаблонам, то на них наносят клейма контрольного пункта, если не соответствуют, то на них составляется акт- рекламация формы, принятой железнодорожной администрацией.

   2.7.7 До установки на подвижной состав детали автосцепного устройства окрашивают черной краской, за исключением стенок отверстия под клин, кармана для размещения деталей механизма сцепления и зева корпуса автосцепки, а также деталей механизма сцепления. Сигнальный отросток замка окрашивают красной краской. Допускается окрашивать корпус автосцепки для установки на локомотивы и пассажирские вагоны в серый цвет в соответствии с утвержденной нормативной документацией на ремонт указанного подвижного состава.

   2.7.8 Запрещается смазывать детали механизма автосцепки и трущиеся части фрикционного поглощающего аппарата.

2.8. УСТАНОВКА АВТОСЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА

   2.8.1 Для установки на грузовой вагон или локомотив при выпуске из плановых видов ремонта допускаются поглощающие аппараты одного класса, соответствующие требованиям ОСТ 32.175- 2001 "Аппараты поглощающие автосцепного устройства грузовых вагонов и локомотивов. Общие технические требования". Аппараты, не подвергавшиеся разборке в условиях ремонтных предприятий, считаются годными к установке согласно паспорту завода-изготовителя.

   2.8.2 Поглощающие аппараты: Ш-2-В, Ш-6-ТО-4У-120, ПМК-ПОК-23 (класс Т0); ПМКП-110, РТ-120 (класса Tl); 73ZW, 73ZWy, АПЭ-95-УВЗ, АПЭ-90-А (класса Т2) и 73ZWy2, АПЭ-120-И (класса ТЗ) устанавливаются на грузовой подвижной состав, имеющий розетку, выступающую от концевой балки на 130 мм. Для этих аппаратов расстояние от упора головы автосцепки до грани розетки должно быть не менее 120 мм при утопленном положении автосцепки и не более 140 мм при выдвинутом. Поглощающие аппараты Ш-1-ТМ (класс Т0) устанавливаются на грузовые вагоны и локомотивы, имеющие розетку, выступающую от концевой балки на 185 мм, при этом расстояние от упора головы корпуса автосцепки до грани розетки было не менее 70 мм при полностью утопленном положении автосцепки и не более 90 мм при выдвинутом положении. Для аппарата Ш-2-Т (класс ТО), устанавливаемого на подвижной состав с розеткой, выступающей на 95 мм, эти расстояния должны быть соответственно не менее 110 и не более 130 мм. Расстояние от упора головы автосцепки до розетки при установке поглощающих аппаратов на пассажирский подвижной состав должно быть для аппаратов Р-2П и ЦНИИ-Н6 не менее 70 мм при утопленном и не более 90 мм при выдвинутом положениях автосцепки, а для аппарата Р-5П - соответственно не менее 80 мм и не более 100 мм. Указанные в этом подпункте расстояния проверяют, когда аппарат плотно прилегает дном корпуса к задним упорам, а через упорную плиту - к передним упорам.

   2.8.3 На грузовые вагоны, оборудованные передним упором 1 (рисунок 2.73, а) с размером 75 мм от фланца (привалочной плиты) до внутренней кромки отверстия в ударной розетке под стержень маятниковой подвески, устанавливают центрирующую балочку 2 с ограничителем (крюком) длиной 60+/-2 мм. На вагоны с передним упором 3 (рисунок 2.73, б), имеющим размер от фланца до внутренней кромки отверстия в ударной розетке 55 мм, устанавливают центрирующую балочку 4 с ограничителем длиной 40+/-2 мм.


Рисунок 2.73 - Установка центрирующей балочки на грузовые вагоны
с различными типами передних упоров

   2.8.4 Высоту автосцепки над уровнем головок рельсов измеряют на горизонтальном и прямом участке пути с помощью специального устройства (приложение N 2) или с помощью рейки. Эта высота должна соответствовать данным, указанным в таблице 2.1. Устройство или основание рейки устанавливают на обе головки рельсов. Измерения производятся от литейного шва, проходящего вдоль хвостовика корпуса автосцепки. Если шов плохо заметен, через середину хвостовика проводят продольную линию. В случае использования специального устройства высота измеряется при помощи указателя, перемещающегося в вертикальном направлении, при использовании рейки -стойки с делениями (линейки). Высоту автосцепки измеряют в месте выхода хвостовика автосцепки из ударной розетки по передней плоскости центрирующей балочки (рисунок 2.74, точка а).

Таблица 2.1

 Подвижной состав  Высота оси автосцепки над головками рельсов, мм, при выпуске из ремонта
 капитального  вагонов из деповского; тепловозов, электровозов и вагонов, электро-и дизель-поездов из текущих ТР-2, ТР-3; паровозов из подъемочного
 Грузовые вагоны 1080-1020 1080-1000
 Пассажирские вагоны на тележках:
   - КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ
   - остальных типов
1080-1030
1080-1020
1080-1020
1080-1010
 Рефрижераторные вагоны 1080-1030 1080-1020
 Электровозы 1080-1000 1080-  990
 Тепловозы, паровозы, тендеры, дизель-поезда серий Д1, ДР1 1080-1020 1080-1010
 Вагоны промежуточные электропоездов серий:
   - ЭД
   - ЭМ, ЭТ
   - остальных серий
1152-1102
1170-1120
1160-1090
1152-1102
1170-1110
1160-1080
 Вагоны головные электропоездов 1080-1010* 1080-1000*

Примечание.
   У паровозов и тендеров с полным запасом воды и топлива при выпуске из ремонта высота автосцепки допускается не менее 990 мм.
   * 3начения указаны для автосцепок, расположенных со стороны кабин.

   2.8.5 Разница между высотами осей автосцепок по обоим концам вагона, тепловоза или электровоза (одной секции), вагона электро- или дизель-поезда при выпуске из капитального ремонта должна быть не более 15 мм, а при выпуске из других видов ремонта - более 20 мм (для грузового вагона - не более 25 мм).

   2.8.6 Положение автосцепки относительно горизонтали определяют по разности между значениями ее высоты от головок рельсов до литейного шва, измеренной в двух местах: у входа хвостовика в ударную розетку и по линии зацепления (см. рисунок 2.74, точки а и б). Отклонение автосцепки вниз (провисание) допускается у вагонов и локомотивов не более чем на 10 мм, отклонение вверх - не более чем на 3 мм. У вагонов моторвагонного подвижного состава провисание допускается не более чем на 3 мм, а отклонение вверх - не более чем на 5 мм.


Рисунок 2.74 - Способ измерения высоты автосцепки над головками рельсов

   2.8.7 При центрирующем приборе с маятниковом подвешиванием зазор между верхней плоскостью хвостовика и потолком ударной розетки на расстоянии 15-20 мм от наружной ее кромки должен быть не менее 25 мм и не более 40 мм, а между этой же плоскостью хвостовика и верхней кромкой окна в концевой балке - не менее 20 мм. При центрирующем приборе с подпружиненной опорой для хвостовика автосцепки указанный зазор не контролируется.

   2.8.8 Автосцепка должна свободно перемещаться из среднего положения в крайнее от усилия, приложенного человеком, и возвращаться обратно под действием собственного веса. Проверку этого требования выполняют, когда аппарат плотно прилегает дном корпуса к задним упорам и через упорную плиту к передним упорам.

   2.8.9 Длина цепи расцепного привода должна быть отрегулирована. Рукоятка расцепного рычага 1 (рисунок 2.75) должна укладываться на полочку фиксирующего кронштейна так, чтобы нижняя часть замка не выступала наружу от вертикальной стенки зева. При модернизированном приводе перед регулированием длины расцепной цепи предварительно проверяют длину короткого плеча рычага 2 от оси стержня до центра отверстия, которая должна составлять от 190 до 200 мм, и длину дополнительного плеча 3 для крепления блокировочной цепи - от 200 до 210 мм.


Рисунок 2.75 - Расцепной привод автосцепки

   2.8.10 Для проверки работы модернизированного расцепного привода автосцепка с помощью подъемного устройства горизонтально перемещается из вагона. Первой должна натянуться расцепная цепь 7(рисунок 2.76). Блокировочная цепь 2 должна натянуться, когда расцепная цепь повернет валик подъемника от его нормального положения против часовой стрелки на расстояние от 20 до 30 мм, измеренное по верхней кромке отверстия для крепления цепи в валике подъемника. Если блокировочная цепь натянулась раньше, чем валик подъемника повернется на указанное расстояние, то необходимо отрегулировать длину блокировочной цепи в соответствии с п. 2.6.6. После регулировки блокировочная цепь закрепляется на рычаге, автосцепку устанавливают на место и закрепляют на вагоне установленным порядком.


Рисунок 2.76 - Положение валика подъемника при проверке
работы модернизированного расцепного привода

    2.8.11 Ограничительную планку или скобу на хребтовой балке (или другое ограничительное устройство), предохраняющую тяговый хомут от поднятия и автосцепку от провисания, необходимо заменить, если она погнута или в ней имеются трещины.

   2.8.12 Поглощающий аппарат должен прилегать к задним упорам и через упорную плиту к передним упорам. Ослабленные заклепки упоров и ударной розетки должны быть переклепаны, болтовые соединения закреплены.

   2.8.13 Не допускается устанавливать при капитальном ремонте грузовых вагонов и локомотивов автосцепки со сроком службы 30 лет и более. 2.8.14 Не допускается постановка на пассажирские вагоны постройки ОАО "ТВЗ" поглощающих аппаратов ЦНИИ-Н6 взамен поглощающих аппаратов Р-2П и Р-5П. 


АВТОСЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА и ПОГЛОЩАЮЩИЕ АППАРАТЫ


Инструкция по ремонту и обслуживанию автосцепного устройства подвижного состава железных дорог
Утверждена распоряжением от 28 декабря 2010 г. N 2745р