Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
ЛОКОМОТИВЫ БУДУТ СЛУЖИТЬ ДОЛЬШЕ


Оганьян Э.С. (ДТН)
Шевченко В.Г. (КТН)
ЛОКОМОТИВЫ БУДУТ СЛУЖИТЬ ДОЛЬШЕ

   Приведены нормативно правовая база и методическое обеспечение работ по оценке остаточного и ресурса и продлению сроков службы локомотивов.
   Показана практическая реализация по продлению срока службы локомотивов.

   По требованиям ГОСТ 27.002-89 «Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения» при истечении назначенного срока службы эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния. Решение о дальнейшем использовании объекта – направление в ремонт, списание, проверка и установление нового назначенного срока должно быть принято в соответствии с нормативно-технической документацией.

   Для определения возможности и обеспечения дальнейшей надежной эксплуатации локомотива сверх срока, установленного Техническими условиями, необходима оценка остаточного ресурса его базовых частей (кузова, главной рамы, рам тележек) с определением объема дополнительных работ при проведении текущего (ТР-3), среднего или капитального ремонтов.

   Эти задачи решаются расчетно-экспериментальными методами на основе накопленных опытных данных о характеристиках нагруженности и сопротивления усталости рам, эксплуатировавшихся более 20-25 лет , с последующим расчетом их долговечности. Концепция определения остаточного ресурса, в качестве которого в соответствии с ГОСТ 27.002-89 принята наработка объекта от момента контроля до перехода в неработоспособное, или предельное, состояние, основана на принципе «безопасной эксплуатации по техническому состоянию». В соответствии с принятыми критериями предельного состояния и учитывая условия эксплуатации локомотивов, показателями их технического состояния являются:
   - механические характеристики материалов (предел текучести, предел прочности, предел выносливости, твердость, характеристики микроструктуры материала);
   - коэффициенты запаса прочности (по числу циклов до разрушения или напряжениям при расчетах на усталостную прочность);
   - эксплуатационные параметры (режимы работы, вибрации, деформации и др.).

   Анализ ранее проведенных результатов стендовых испытаний показал, что пределы выносливости вновь изготовленных челюстных рам тележек (тепловозов ТЭМ2, М62 и др.) составляют 30 МПа, после 20-25 лет эксплуатации - 27,5 МПа, бесчелюстных рам – 40 и 37 МПа соответственно. Это приводит к существенному снижению сопротивления усталости несущих элементов и долговечности конструкции в целом. Поэтому только контроль визуальный или неразрушающими методами, даже если при этом не обнаружены дефекты, не является основанием для прогнозирования работоспособности и длительной безопасной эксплуатации конструкции. В этом случае должны разрабатываться технические решения по технологической или конструкторской доработке отдельных элементов конструкций (шкворневой узел, концевые части рамы и др.). При необходимости выполняется расчетная или экспериментальная проверка внесенных изменений.

   Порядок выполнения работ, связанных с продлением сроков службы локомотивов, приведен на рисунке. Он построен с учетом разработок и требований научно-технических и надзорных организаций к прогнозированию ресурса потенциально опасных объектов. При этом учитывается также, что экипажные части локомотивов в эксплуатации испытывают интенсивные динамические циклические нагрузки, которые способствуют накоплению усталостных повреждений в высоконагруженных элементах конструкций экипажа, изменению свойств их материалов.

   Для правового и методического обеспечения работ по продлению сроков службы локомотивов Всероссийским научно-исследовательским и конструкторско-технологическим институтом (ВНИКТИ) разработан отраслевой стандарт СТО РЖД 1.09.003-2007 «Локомотивы. Порядок продления наз-наченного срока службы» (утвержден 21.01.2008 г. № 67р). В стандарте даны вновь установленные или заимствованные из ГОСТ 27.002-89 и ГОСТ 18322-78, а также других нормативных документов термины и определения, изложена процедура продления назначенного срока службы, указаны методы и приведен перечень типовых методик технического диагностирования и необходимых для исследований напряженно-деформированного состояния и определения остаточного ресурса конструкций, которые разрабатывались во ВНИКТИ, ВНИИЖТе и в Институте машиноведения Российской академии наук.

   В соответствии с этим стандартом работы по продлению сроков службы локомотивов выполняет организация, которую на основании приказа Минтранса РФ от 27.12.2006 г., № 170 определяет Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор). Конечным результатом работы является согласованное Техническое решение, где указан необходимый объем работ (ремонт, модернизация), выполняемый по действующим или специально разработанным нормативно-техническим документам, а также предельный срок службы локомотива.

   К настоящему времени технические решения, разработанные ОАО «ВНИКТИ» и согласованные Федеральным агенством ж.д. транспорта для локомотивов серий ВЛ, ЧС2, ЧС4, ЧС200, ЧС6, ЧМЭ3, ТЭ10, ТЭМ2, ТЭП70, 2ТЭ116 , М62, ТГ16, ТГМ4(6), переданы ОАО «РЖД» для практического использования в базовых ремонтных локомотивных депо , осуществляющих с 2009 года проведение деповских видов ремонтов с продлением сроков службы локомотивов.

   Работы по продлению срока службы предусмотрено производить при специальном виде технического обслуживания –ТО-6 и допускается совмещать с ремонтами в объеме КР, СР, ТР-3, после чего в паспорт локомотива должна быть внесена запись : «Продлен срок службы в соответствии с техническим решение № ______ до … лет от даты постройки».

  Указанный алгоритм продления сроков службы распространяется и на локомотивы, находящиеся в эксплуатации на промышленных предприятиях, карьерах и других организациях с разной формой собственности.

   С 2009 года ОАО «ВНИКТИ» начата практическая реализация работ, связанных с продлением сроков службы локомотивов. Так за период с 2009 по первый квартал 2010 г.г. специалистами ОАО «ВНИКТИ» было проведено техническое диагностирование технического состояния экипажной части: 2 тепловозов 2ТЭ10М, 25 тепловозов ТЭМ2 и 5 тепловозов ТГМ4, ТГМ6, принадлежащих организациям, не входящим в систему ОАО «РЖД». По результатам оценки технического состояния экипажа и после выполнения соответствующего объема работ были выданы технические решения на продления срока службы данных локомотивов.


   Выводы.

   1. В условиях сокращения производства новых и старения парка эксплуатирующихся локомотивов актуальным является продление их сроков службы, которые лимитируются остаточным ресурсом их базовых частей (кузов и рама локомотива, рамы тележек).

   2. Для решения этого вопроса создана техническая и правовая база, определяющие возможность и процедуру выполнения работ, дополнительных к объемам плановых видов ремонта, обеспечивающих дальнейшую надежную эксплуатацию локомотивов.  


Положение о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов вов ОАО «РЖД»
  Утверждено распоряжением ОАО «РЖД» от 17.01.2005 г. № 3р