Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
СТО РЖД 1.09.003-2007 
ЛОКОМОТИВЫ.  Порядок продления назначенного срока службы


ОАО "Российские железные дороги"
РАСПОРЯЖЕНИЕ № 67р
от 21.01.2008 года
 Об утверждении стандарта ОАО «РЖД»
 «Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы»

   В целях продления назначенного срока службы локомотивов, своевременного восстановления их ресурса и принятия решения о дальнейшей эксплуатации:

   1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2008 г. стандарт СТО РЖД 1.09.003-2007 «Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы».

   2. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Ю.А.Машталеру организовать в первом квартале 2008 г. разработку и утверждение рабочих методик технического диагностирования локомотивов и исследований их базовых частей.

   3. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Ю.А.Машталеру, начальникам железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», начальнику дирекции «Желдорреммаш» С.Н.Гапееву организовать работу по продлению назначенного срока службы локомотивов с соблюдением требований стандарта.   

 Вице-президент ОАО «РЖД»                                            В.А.Гапанович


СТО РЖД 1.09.003-2007
Содержание

   1. Область применения 
   2. Термины и определения 
   3. Основные требования 
   4. Процедура продления назначенного срока службы

   Приложение А (рекомендуемое)
Структурная схема процедуры опреде - ления остаточного ресурса и продления срока службы 
   Приложение Б (обязательное)
Перечень методик исследований
   Приложение В (обязательное)
Форма заявки на проведение работ по продлению назначенного срока службы локомотивов 
   Приложение Г (обязательное)
Форма Технического решения
   Приложение Д (обязательное)
Форма Акта о проведении ремонтных работ 
   Библиография


СТО РЖД 1.09.003-2007
ЛОКОМОТИВЫ
Порядок продления назначенного срока службы
Дата введения:  2008-04-01

 1. Область применения

   Настоящий стандарт устанавливает порядок продления назначенного срока службы локомотивов (тепловозов, электровозов) парка ОАО «РЖД», который истек или истекает в течение календарного года.
   Настоящий стандарт распространяется также на локомотивы, срок службы которых продлен до введения в действие настоящего стандарта.
   Настоящий стандарт не распространяется на сменные детали локомотивов, которые проходят контроль технического состояния, техническое обслуживание и ремонт в установленном порядке.
   Настоящий стандарт предназначен для применения подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», филиалами ОАО «РЖД» и иными структурными подразделениями ОАО «РЖД».
   Применение настоящего стандарта сторонними организациями оговаривается в договорах (соглашениях) с ОАО «РЖД».


 2. Термины и определения

   В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

   2.1 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от технического состояния.
   Примечание:
   По истечении назначенного срока службы объекта должно быть принято решение — направление в ремонт, списание, уничтожение, проверка и установление нового назначенного срока службы и т.д.
[ГОСТ 27.002, пункт 4.10]

   2.2 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002, пункт 4.6]

   2.3 предельное состояние: Состояние объекта, при котором его даль- нейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно
   Примечания
   1. Признаками предельного состояния являются:
     - снижение несущей способности и коэффициента запаса сопротивления усталости ниже допускаемого уровня, обеспечивающего безопасность эксплуатации объекта за вновь назначенный срок службы;
     - исчерпание ресурса;
     - появление неустранимых дефектов в конструкции (трещины, деформации, коррозия, износ и др.);

   2. Критерии предельного состояния устанавливают по отличительным признакам, на основании которых следует считать невозможным дальнейшее использование объектов по неустранимым причинам:
     - нарушения требований безопасности;
     - выход заданных параметров за допускаемые пределы.

   2.4 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей
[ГОСТ 18322, пункт 2];

   2.5 наработка: Продолжительность или объем работы объекта.
   Примечание - Наработка может быть как непрерывной величиной (продолжительность работы в часах, километрах пробега и т.п.), так и целочисленной величиной (число рабочих циклов, запусков и т.п.).
[ГОСТ 27.002, пункт 4.1];

   2.6 остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002, пункт 4.8];

   2.7 ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
[ГОСТ 27.002, пункт 4.5];

   2.8 работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции, соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
[ГОСТ 27.002, пункт 2.3];

   2.9 базовая часть локомотива: Несущая составная часть конструкции локомотива, которая определяет срок службы локомотива и замена которой до списания локомотива невозможна или нецелесообразна.
   Примечание - Базовыми частями локомотива являются рама тележки, рама кузова, несущие элементы кузова.

   2.10 объект продления назначенного срока службы (объект ПНСС): Локомотив эксплуатируемого парка ОАО «РЖД», назначенный срок службы которого истек или истекает в течение календарного года.

   2.11 дополнительный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации сверх назначенного срока службы.

   2.12 заявитель на продление назначенного срока службы (заявитель или предприятие-заявитель): Структурное подразделение ОАО «РЖД»- балансодержатель объекта ПНСС.

   2.13 функциональный заказчик: Структурное подразделение аппарата управления ОАО «РЖД», в круг ведения которого входит контроль за эксплуатацией и техническим состоянием парка локомотивов.

   2.14 обследование технического состояния: Обследование несущих конструкций объекта ПНСС в эксплуатации с документированием имеющихся повреждений, в том числе коррозионных.

   2.15 контроль технического состояния: Проверка соответствия пара- метров объекта ПНСС технической документации (конструкторской, в том числе ремонтной, эксплуатационной), выполняемая в процессе реализации технического решения специализированным персоналом при плановых видах ремонта локомотива.

   2.16 техническое решение: Документ, содержащий техническое обоснование и условия продления назначенного срока службы локомотива, разработанный технически компетентной организацией и согласованный с функциональным заказчиком.

   2.17 ТО-6: Работы по реализации Технического решения, совмещаемые с плановыми видами ремонта ТР-3, СР, КР.

   2.18 технически компетентная организация: Организация, привлекаемая для проведения работ по определению наличия остаточного ресурса и разработке методики обследования для объекта ПНСС, имеющая опыт не менее 10 лет в научно-исследовательской деятельности (в области исследования динамико-прочностных качеств подвижного состава железнодорожного транспорта), разработке нормативной, технической и методической документации и испытаниях тягового подвижного состава железных дорог, обладающая комплектом нормативно-технической документации [1-14], имеющая аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений.

   2.19 технически компетентная проектная организация: Проектная организация или структурное подразделение ОАО «РЖД», привлекаемая для разработки проектов ремонта объекта ПНСС с целью продления назначенного срока службы, имеющая опыт не менее 5 лет в разработке проектно- конструкторской документации.


3. Основные требования

   3.1 Продление срока службы локомотивов осуществляют исходя из ус- ловия, что срок службы локомотива в целом определяют ресурсы его базовых частей (рама тележки, рама кузова, несущие элементы кузова).

   3.2 Срок службы локомотивов (с учетом дополнительного) не должен превышать 45 лет и ресурса их базовых частей.

   3.3 Возможность продления назначенного срока службы объекта ПНСС определяют наличием у него остаточного ресурса. Наличие остаточного ресурса у базовых частей локомотивов, отработавших назначенный срок службы, устанавливают по результатам проведенных научно-исследовательских работ (далее - НИР).

   3.4 Необходимость проведения и объем НИР определяет технически компетентная организация.

   3.5 Объем НИР и процедура их выполнения приведены на структурной схеме (приложение А) и в общем случае включает:
     а) анализ технической документации и информацию об условиях использования локомотивов;
     б) обследование технического состояния, сбор и анализ эксплуатационных данных о повреждениях базовых частей локомотивов данной серии;
     в) динамико-прочностные испытания локомотива;
     г) стендовые испытания базовых частей локомотива по оценке их сопротивления усталости;
     д) расчетные исследования напряженно-деформированного состояния (НДС), усталостной долговечности и живучести базовых частей локомотива;
     е) выбор критериев и формирование заключения о величине остаточного ресурса;
     ж) разработку рекомендаций по конструкторским и технологическим мероприятиям для обеспечения необходимого ресурса;
     з) принятие решения о прекращении или продолжении эксплуатации с установлением дополнительного срока службы.

   Примечание - Необходимость выполнения и объем работ по перечислениям в, г, д, ж определяет технически компетентная организация по согласованию с функциональным заказчиком в зависимости от результатов работ по перечислениям а, б и получения искомых данных по ранее выполненным работам:

   3.5.1 По результатам анализа технической документации и информации об условиях использования локомотивов устанавливают конструктивные особенности, внесенные изменения, проведенные плановые и неплановые ремонты и их причины, пробеги с начала эксплуатации.

   3.5.2 Обследование технического состояния базовых частей локомотивов данной серии (далее - обследование) выполняют по методике 1 (приложение Б), которая должна содержать:
     - область применения и цель обследования;
     - характеристику локомотива и условий его эксплуатации;
     - узлы локомотива, подвергаемые обследованию и виды их возможных повреждений и отказов, которые подлежат выявлению при обследовании технического состояния (трещины, остаточные деформации и коррозия в элементах базовых частей; нарушение соединения кузова с рамой);
     - способы и средства обследования и контроля состояния локомотива;
     - формы отчетной документации, оформляемой по результатам обследования.

   Примечание - Обследование выполняют в локомотивных депо (ЛД) железных дорог, осуществляющих текущий ремонт вида ТР-3 и (или) на локомотиворемонтных за- водах (ЛРЗ), осуществляющих средний (СР) и капитальный (КР) ремонты. Обследованию подвергают выборочную партию локомотивов в количестве от 3 % до 5% приписного парка депо и от 3% до 5% годового плана ремонта локомотивов на ЛРЗ. Объем обследования технического состояния, количество и наименование ЛД и ЛРЗ устанавливают в рабочих методиках обследования, разработанных технически компетентной организацией на основе типовой методики 1 (таблица Б.1, приложение Б), применительно к конкретным сериям локомотивов.

   3.5.3 Динамико-прочностные испытания локомотива проводят по типовым методикам 5-7, 10 (таблица Б.1, приложение Б) на локомотиве- представителе, выбранном из числа локомотивов со сроком службы не менее назначенного.

   3.5.4 Стендовые испытания базовых частей локомотива по оценке их сопротивления усталости проводят по методикам 5-9 (таблица Б.1, приложение Б) на базовых частях со сроком службы не менее назначенного.

   3.5.5 Расчетные исследования напряженно-деформированного состояния (НДС), усталостной долговечности и живучести базовых частей локомотива выполняют по методикам 2-4 (таблица Б.1, приложение Б).

  3.5.6 Конструкторские и технологические мероприятия для обеспечения необходимого ресурса реализуют по проекту, разработанному в установленном порядке технически компетентной проектной организацией.

   3.5.7 Расчетные исследования НДС должны выполняться методом конечных элементов в объеме:
     а) расчет рамы тележки под действием нормативных вертикальных и горизонтальных статических и динамических нагрузок;
     б) расчет с исследованием остаточных деформаций в элементах концевых частей рамы (кузова) локомотива под действием нормативных продольных сил, в том числе ударных нагрузок;
     в) расчеты с исследованием остаточных деформаций в элементах шкворневых узлов рамы локомотива под действием продольных сил инерции тележки при соударении с нормативной силой и при движении с конструкционной скоростью.

   Примечание - НИР по перечислениям б, в выполняют в тех случаях, если в эксплуатации были отмечены дефекты указанных элементов рамы кузова.

   3.6 НИР выполняет технически компетентная организация.

   3.7 Результаты НИР распространяют на серию локомотивов.


4. Процедура продления назначенного срока службы

   4.1 Процедура продления назначенного срока службы включает следующие действия:

   4.1.1 Заявитель представляет функциональному заказчику заявку на продление назначенного срока службы по форме, установленной в приложении В. Одновременно заявитель представляет проект графика обследования объектов ПНСС.

   4.1.2 Функциональный заказчик формирует задание технически компетентной организации с указанием серий локомотивов, срок службы которым должен быть продлен.

   4.1.3 ОАО «РЖД» заключает договор с технически компетентной организацией на проведение НИР.

   4.1.4 Технически компетентная организация после заключения договора выполняет НИР по методикам, разработанным и утвержденным в установленном порядке, перечень которых приведен в таблице Б.1, приложение Б.

   4.1.5 По результатам выполненных НИР технически компетентная организация подготавливает Техническое решение о продлении назначенного срока службы локомотивов определенной серии по форме приложения Г и согласовывает его с функциональным заказчиком.

   4.1.6 Техническое решение разрабатывают на серию локомотивов (или на серии, в случае если техническое решение распространяется на модификации локомотивов данной серии) и реализуют на каждом локомотиве дан- ной серии с проведением контроля его технического состояния и оформлением Акта (приложение Д).

   4.1.7 При формировании годового плана ремонта локомотивов видов ТР-3, СР, КР функциональный заказчик направляет копии Технического решения на ремонтные предприятия.

   4.1.8 Ремонтное предприятие, получив Техническое решение и выполнив указанные в нем мероприятия (контроль технического состояния, ремонтные работы), составляет Акт о проведении ремонтных работ по форме приложения Д.

   4.1.9 Технические решения реализуют на плановых видах ремонта ТР-3,СР,КР.
   В случае, если срок службы локомотива истекает в период между плановыми видами ремонта, работы по реализации Технического решения проводят при текущем обслуживании вида ТО-6.

   4.1.10 Техническое решение вступает в силу с момента его реализации с соответствующей регистрацией в паспорте локомотива.

   4.1.11 Оригинал Технического решения хранится у функционального заказчика.

   4.1.12 Копия Технического решения и оригинал Акта о проведении ремонтных работ должны храниться на ремонтном предприятии до истечения дополнительного срока службы локомотива.

   4.1.13 Отсчет дополнительного срока службы локомотива проводят с момента реализации Технического решения с соответствующей записью в паспорте локомотива.

Приложение А
(рекомендуемое)
Структурная схема процедуры определения
остаточного ресурса и продления срока службы

 


Приложение Б
 (обязательное)
Перечень методик исследований

Таблица Б1

 


 Приложение В
 (обязательное)
Форма заявки на проведение работ по продлению
назначенного срока службы локомотивов

 


 Приложение Г
 (обязательное)
Форма Технического решения

 


Приложение Д
(обязательное)
Форма Акта о проведении ремонтных работ

 


 Библиография

   [1] Нормы для расчета и оценки прочности несущих элементов, динамических качеств и воздействия на путь экипажной части локомотивов железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм. Утв. МПС РФ 12.01.98 (изд. М. «Транспорт» 1998)

   [2] Правила капитального ремонта тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2 (ЦТВР-205)

   [3] Руководство на разборку, ремонт и сборку унифицирован- ной тележки при капитальных ремонтах тепловозов ТЭЗ, 2ТЭ10Л, М62, 2М62, ТЭМ1, ТЭМ2. 105.80700.11288. - ПКТБЛ, г. Полтава, 1988 г.
   Утверждено главным инженером Главного управления по ремонту подвижного состава и производству запасных частей.

   [4] Правила капитального ремонта тепловозов ЧМЭ2, ЧМЭЗ (ЦТ-ЦТВР-3963)

   [5] Правила капитального ремонта тепловоза ТЭ10. Утверждены МПС РФ 24.12.88. (ЦТВР-ЦТ/4662)

   [6] Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель- поездов. Утверждена МПС РФ11.08.95. (ЦТ/336)

   [7] Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава. Утвержден (ОСТ 32.53-96)

   [8] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов 2ТЭ116 (РК 103.11-305-2003)

   [9] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов типа ТЭМ2 (РК 103.11-304-2003)

   [10] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭ10 (РК 103.11-302-2003)

   [11] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ЧМЭЗ (РК 103.11-307-2003)

   [12] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭП70 (РК 103.11-306-2003)

   [13] Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии ЧС (РК 103.11-303-2003)

   [14] Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока (РК 103.11-308-2003)


 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно- исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» ((((ава» (ОАО «ВНИКТИ»)
2 ВНЕСЕН Департаментом локомотивного хозяйства ОАО «РЖД»
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Распоряжением ОАО «РЖД» от №
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ