Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Инструкция по постановке, консервации и содержанию
локомотивов и моторвагонного подвижного состава
в запасе МПС России и резерве железной дороги  
ЦТ-775


 Руководителям департаментов и управлений (по списку)
 Начальникам железных дорог
 Начальникам отделений железных дорог

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УКАЗАНИЕ № К-2503у от 02.10.2000 года
 О введении в действие Инструкции по постановке, консервации и содержанию
локомотивов и моторвагонного подвижного состава
в запасе МПС России и резерве железной дороги

    В целях повышения уровня технического состояния и степени готовности к введению в эксплуатацию локомотивного парка, содержащегося в запасе МПС России и резерве железной дороги, Министерство путей сообщения Российской Федерации приказывает:

   1. Ввести в действие с 01 января 2001 г. Инструкцию по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги, утверждённую МПС России 26 августа 2000 г. №ЦТ-115.

   2. Начальникам железных дорог, начальникам отделений железных дорог:
   2.1. Организовать изучение указанной Инструкции причастными работниками подведомственных предприятий.
   2.2. Обеспечить безусловное выполнение требований указанной Инструкции в подведомственных локомотивных хозяйствах железных дорог.

   3. Признать утратившей силу Инструкцию по постановке и содержание локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС и резерве управления дороги, утверждённую МПС России 31 января 1992 г. №ЦТ/4893.

Заместитель министра
А.Н.Кондратенко


УТВЕРЖДЕНО
Заместитель Министра
путей сообщения Российской Федерации
Ю.М.Герасимов  
от 26.08.2000 г. № ЦТ-775

 МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТРУКЦИЯ
по постановке, консервации и содержанию
локомотивов и моторвагонного подвижного состава
в запасе МПС России и резерве железной дороги

ЦТ-775 от 26.08.2000 года

СОДЕРЖАНИЕ

   I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
   1. ВВЕДЕНИЕ
   2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛОКОМОТИВАМ ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   II. ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗАХ ЗАПАСА МПС РОССИИ
   3. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ЗАПАСА
   4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАЗЕ ЗАПАСА
   5. ШТАТ И ОБОРУДОВАНИЕ БАЗЫ ЗАПАСА

   III. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, КОНСЕРВАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, РАСКОНСЕРВАЦИИ И ВВОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ЛОКОМОТИВОВ ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
   7. ПОДГОТОВКА ЛОКОМОТИВОВ К ПОСТАНОВКЕ В ЗАПАС МПС РОССИИ И РЕЗЕРВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   8. КОНСЕРВАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ
   9. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ И ПРИМЕНЕНИИ КОНСЕРВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛОКОМОТИВАХ
   10. ПРОВЕДЕНИЕ КОМИССИОННЫХ ОСМОТРОВ, ОБКАТОК И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ
   11. РАСКОНСЕРВАЦИЯ И ВВОД ЛОКОМОТИВОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

   IV. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, КОНСЕРВАЦИИ, ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ,РАСКОНСЕРВАЦИИ И ВВОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПАРОВОЗОВ ЗАПАСА МПС И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   12. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНСЕРВАЦИИ ПАРОВОЗОВ
   13. ПОДГОТОВКА ПАРОВОЗОВ К ПОСТАНОВКЕ В ЗАПАС МПС РОССИИ И РЕЗЕРВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   14. КОНСЕРВАЦИЯ КОТЛА
   15. КОНСЕРВАЦИЯ ВОДЯНОГО БАКА ТЕНДЕРА
   16. КОНСЕРВАЦИЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ПАРОВОЗОВ
   17. ОБКАТКА ПАРОВОЗОВ ЗАПАСА МПС POCCИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
   18. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ КОТЛОВ И ВОДЯНЫХ БАКОВ ТЕНДЕРОВ
   19. ПОРЯДОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПАРОВОЗОВ ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   V. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПОСТАНОВКУ В ЗАПАС МПС РОССИИ ЛОКОМОТИВОВ СЕРИЙ ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60, ТЭЗ, ТЭ7, ТЭ10Л, М62, ТЭМ1, ВЫРАБОТАВШИХ УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

   Приложение 1
   ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТА, ИНВЕНТАРЯ, СИГНАЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ОДИН ЛОКОМОТИВ, ОТСТАВЛЯЕМЫЙ В ЗАПАС МПС РОССИИ
   Приложение 2
   ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТА, ИНВЕНТАРЯ, СИГНАЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ОДИН ПАРОВОЗ, ОТСТАВЛЯЕМЫЙ В ЗАПАС МПС РОССИИ
   Приложение
   ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТА, ИНВЕНТАРЯ, СИГНАЛЬНЫХ ПРИНАДЛЕЖНОСТЕЙ И ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ НА ОДИН ПАРОВОЗ, ОТСТАВЛЯЕМЫЙ В ЗАПАС МПС РОССИИ


 I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. ВВЕДЕНИЕ

   1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок постановки в запас МПС России и резерв железной дороги (далее РД) локомотивов (электровозов, тепловозов, газотурбовозов. паровозов), и моторвагонного подвижного состава (вагонов электропоездов и дизель-поездов, автомотрис), далее именуемых локомотивами, а также порядок их содержания и ввода в эксплуатацию.

   1.2. Запас МПС России создаётся в целях пополнения эксплуатируемого парка железных дорог при увеличении размеров движения и для других нужд хозяйственной деятельности железных дорог.

   1.3. В целях снижения эксплуатационных расходов железных дорог при сокращении размеров движения, излишние локомотивы эксплуатируемого парка отставляются в запас МПС России и РД в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.

   1.4. Локомотивы отставляются в запас МПС России и вводятся в эксплуатацию из запаса МПС России по указанию Министерства путей сообщения Российской Федерации, а в РД - по указанию начальника железной дороги или его первого заместителя.

   1.5. Срок содержания локомотивов в запасе МПС России не должен превышать трёх лет, после чего они должны быть введены в эксплуатацию в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

   1.6. Срок содержания локомотивов в РД обуславливается условиями эксплуатационной работы.

   1.7. Локомотивы запаса МПС России должны быть законсервированы и содержаться в исправном состоянии. В этих целях они размещаются на специализированных базах запаса МПС России (далее - база запаса), имеющих необходимые обустройства, помещения, оборудование, инвентарь, инструменты, материалы, а также укомплектованный штат обслуживающего персонала в соответствии с Положением о базах запаса (раздел II) настоящей Инструкции.

   1.8. Локомотивы РД для длительного содержания также размещаются на базах запаса или, по указанию начальника железной дороги или его первого заместителя, - на железнодорожных станциях расположения основных локомотивных депо, на железнодорожных путях, выделенных для этих целей приказом начальника отделения железной дороги, а в случае его отсутствия - заместителя начальника железной дороги, ведающего этими вопросами. При этом подразделениями военизированной охраны должна обеспечиваться охрана и пожарная безопасность локомотивов, а также близлежащих объектов железнодорожного транспорта.

   1.9. Объёмы и порядок работ по подготовке, консервации, техническому обслуживанию при содержании, расконсервации и вводу в эксплуатацию локомотивов запаса МПС России и РД осуществляются в соответствии с разделами III и IV настоящей Инструкции.
   Подготовка, консервация и расконсервация локомотивов производятся в локомотивных депо или на базах запаса, что устанавливается приказом начальника железной дороги.

   1.10. Локомотивы, отставляемые в РД на срок до трёх суток в период с октября по март (включительно) и до 10 суток в период с апреля по сентябрь (включительно), не подлежат специальной подготовке и консервации, на них не составляются акты формы ТУ-124. Они осматриваются приёмщиком локомотивов локомотивного депо и мастером локомотивного депо. О результатах осмотра производятся записи в журналах формы ТУ-152 и ТУ-28.

   1.11. Каждый локомотив перед постановкой в запас МПС России и РД для длительного содержания осматривается комиссией в составе начальника локомотивного депо или его заместителя, ведающего вопросами ремонта, мастера по ремонту (для паровозов -котельного мастера), начальника химико-технической лаборатории, приёмщика локомотивов локомотивного депо, машиниста-инструктора локомотивного депо и начальника базы запаса. Персональный состав комиссии утверждается начальником локомотивного депо.
   На каждый локомотив, признанный комиссией годным по своему техническому состоянию к постановке в запас МПС России либо РД, составляется акт формы ТУ-124:
   для локомотивов, отставляемых в запас МПС России - в трёх экземплярах, один из которых направляется начальнику службы локомотивного хозяйства, второй - начальнику локомотивного депо, третий - начальнику базы запаса;
   для локомотивов, отставляемых в РД - в двух экземплярах, один из которых направляется начальнику локомотивного депо, второй - начальнику базы запаса (для локомотивов, размещённых на базах запаса).

   1.12. Каждый локомотив, отставленный в запас МПС России, должен быть укомплектован наборами сигнальных и светомаскировочных принадлежностей, инструмента, инвентаря и запасных частей, указанных в приложениях 1, 2 настоящей Инструкции. Сигнальные и светомаскировочные принадлежности, инвентарь, инструмент, запасные части должны храниться в кладовых баз запаса. Кочегарный инструмент хранится на паровозах.

   1.13. Для локомотивов, отставленных в РД, перечень инструмента, инвентаря и запасных частей и порядок их хранения устанавливается службой локомотивного хозяйства железной дороги.

   1.14. Локомотивы передаются на базы запаса с журналами формы ТУ-152 и актами формы ТУ-124, в которые вносятся пробеги от постройки, последних капитальных и текущих ремонтов, технических обслуживании ТО-3. Технические паспорта, журналы формы ТУ-28 хранятся в локомотивном депо приписки локомотивов.

   1.15. Учёт начального и конечного моментов подготовки и нахождения локомотивов в запасе МПС России и РД производятся в соответствии с инструкцией по учету наличия, состояния и использования локомотивов и моторвагонного подвижного состава.

   1.16. Время на подготовку (с момента начала подготовки) локомотивов для постановки в запас МПС России и РД и ввода в эксплуатацию из запаса МПС России и РД (с момента получения в локомотивном депо и на базе запаса приказа), устанавливается приказом начальника железной дороги или его первого заместителя в зависимости от местных условий, но не должно превышать для:
   одно-двухсекционного тепловоза - 48 часов;
   одно-двухсекционного электровоза - 36 часов;
   секции электропоезда - 24 часа;
   секции дизель-поезда и автомотрисы - 36 часов;
   паровоза - 5 суток.

   При большем количестве секций в единице подвижного состава, время его подготовки увеличивается на 12 часов для каждой дополнительной секции.
   В случае необходимости одновременного отставления в запас МПС России, РД и ввода в эксплуатацию из запаса МПС России и РД нескольких локомотивов, порядок и сроки их подготовки устанавливаются приказом начальника железной дороги или его первого заместителя исходя из производственной возможности локомотивного депо (базы запаса).


2. КОМПЛЕКТОВАНИЕ, ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ЛОКОМОТИВАМ ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   2.1. Количество и серии локомотивов, находящихся в запасе МПС России для каждой железной дороги устанавливает МПС России, а в РД для каждого отделения железной дороги и локомотивного депо - начальник железной дороги или его заместитель, ведающий вопросами локомотивного хозяйства.
   Ответственность за своевременное и полное укомплектование запаса МПС России локомотивами несут начальники железных дорог, РД - начальники отделений железных дорог, а при их отсутствии -начальники служб локомотивного хозяйства.

   2.2. В запас МПС России и РД должны отставляться локомотивы в исправном техническом состоянии, удовлетворяющие требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации.
   Колёсные пары отставляемых в РД локомотивов должны удовлетворять требованиям инструкции по формированию, ремонту и содержанию колёсных пар тягового подвижного состава железных дорог колеи 1520 мм, а пассажирских локомотивов, обращающихся со скоростными поездами, кроме того, - инструкции по техническому обслуживанию и эксплуатации сооружений, устройств, подвижного состава и организации движения на участках обращения скоростных пассажирских поездов.
   Запрещается ставить в запас МПС России паровозы, у которых до наступления срока полного освидетельствования котла осталось менее двух лет, а в РД - менее 1 года, и размеры подшипников отличаются от альбомных: буксовые - более чем на 3 мм и дышловые - на 1 мм.

   2.3. Локомотивы, находящиеся в запасе МПС России и РД на базах запаса, не реже одного раза в год подвергаются комиссионному осмотру на месте их стоянки.
   Локомотивам, находящимся в РД на путях железнодорожных станций, локомотивных депо, производится комиссионный осмотр в период сезонного комиссионного осмотра подвижного состава. Осмотр локомотивов запаса МПС России и РД производится комиссией в составе заместителя начальника службы локомотивного хозяйства, ведающего вопросами ремонта, начальника базы запаса, начальника локомотивного депо, специалистов службы локомотивного хозяйства и локомотивного депо. Персональный состав комиссии утверждается начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги.
   Комиссией проверяется техническое состояние локомотивов, соблюдение требований по их консервации и техническому обслуживанию, одновременно комиссией проверяется общее состояние базы запаса (состояние железнодорожных путей, ограждение, освещение, хранение снятого с локомотивов оборудования, запчастей, ведение документации и другое).
   Результаты осмотра оформляются актом произвольной формы, в котором указываются выводы комиссии, сроки устранения обнаруженных недостатков. Акты осмотра хранятся: у начальников базы запаса, локомотивного депо, и в службе локомотивного хозяйства железной дороги.
   В целях проверки качества содержания локомотивов на базах запаса ежегодно должна производиться обкатка локомотивов запаса МПС России, необходимость которой определяется указанной выше комиссией. При обкатке пробег локомотива должен составлять не менее 200 км в поездной работе или 3-х суток - в маневровой. В период обкатки локомотивы учитываются по соответствующему роду работы и виду движения.
   По всем выявленным при осмотре недостаткам и нарушениям руководители железной дороги и отделения железной дороги, начальниками локомотивных депо и базы запаса принимаются меры по их устранению.


II. ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗАХ ЗАПАСА МПС РОССИИ

3. НАЗНАЧЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ БАЗ ЗАПАСА

   3.1. Базы запаса предназначены для длительного содержания локомотивов, отставляемых в запас МПС России и РД. Эти базы не должны находиться на территории крупных железнодорожных станций и вблизи главных железнодорожных путей. Места расположения баз запаса определяют начальники железных дорог в порядке, установленном МПС России.

   3.2. Базы запаса разделяются на два типа:

   3.2.1. Первый тип - оснащённые для самостоятельного выполнения консервации, длительного содержания, подготовки к эксплуатации отставляемых в запас МПС России и РД локомотивов. На этих базах запаса, как правило, должно размещаться 50 - 120 единиц локомотивов. Базы запаса первого типа находятся в ведении начальника железной дороги. Приказом начальника железной дороги к ним прикрепляются локомотивные депо, обеспечивающие им техническую помощь в содержании локомотивов, выделение контингента для подготовки и ввода локомотивов в эксплуатацию.

   3.2.2. Второй тип - обеспечивающие отстой и содержание в исправном состоянии отставленных в запас МПС России и РД локомотивов, хранение инвентаря, инструментов, материалов. Эти базы запаса указанием начальника железной дороги вводятся в состав основного локомотивного депо, в котором выполняется подготовка, консервация, расконсервация и ввод в эксплуатацию локомотивов, содержащихся в запасе МПС России, причём в составе локомотивного депо может быть несколько баз запаса, если расстояние от них до локомотивного депо не превышает 100 км. На такой базе запаса может размещаться до 100 единиц локомотивов.

   3.3. Локомотивы запаса МПС России и РД на базах запаса разрешается содержать одновременно. Локомотивы могут иметь приписку к различным локомотивным депо.

   3.4. Базы запаса в основном оборудуются для длительного содержания на них отдельно тепловозов, электровозов, газотурбовозов, паровозов, электро- и дизель-поездов, автомотрис. Разрешается по указанию начальника железной дороги содержать на одной базе запаса локомотивы разных серий и видов тяги.

   3.5. На базе запаса сцепленные локомотивы расставляются группами (сплотками) по 5 единиц, вагоны электро- и дизель-поездов - по 10 - 12 вагонов, с разрывом между группами не менее 5 метров. Запрещается ставить локомотивы на железнодорожных путях, ведущих на базу запаса. Стрелки на этих железнодорожных путях должны быть заперты, а ключи от них храниться у начальника базы.

   3.6. На каждую базу запаса составляется схематический план с указанием расположения длины железнодорожных путей, размещения зданий, подсобных помещений, кладовых, постов охраны, линий водоснабжения, освещения и связи, противопожарных постов и гидравлических колонок. Один экземпляр плана должен находиться у начальника базы запаса, второй - в службе локомотивного хозяйства. Схематический план базы запаса пересматривается в случае возникновения изменений.

   3.7. База запаса должна обеспечивать исправное содержание локомотивов запаса МПС России и РД, их техническое обслуживание, обкатку и консервацию, сохранность инвентаря, инструмента, принадлежностей, технической документации.
   Базы запаса первого типа обеспечиваются необходимой технологической документацией и оснащаются необходимым оборудованием и инвентарём для выполнения консервации, расконсервации и проведения работ по техническому обслуживанию локомотивов, осуществляют производство этих работ, а также подготовку локомотивов к эксплуатации в установленные сроки.

   3.8. Все работы по содержанию локомотивов на базе запаса, а также их обкатка, техническое обслуживание, освидетельствование котлов и воздушных резервуаров, поверка манометров и другие работы, должны предусматриваться годовым планом работы, составляемым начальником базы запаса. Этот план после утверждения руководством железной дороги передаётся для исполнения начальнику базы запаса и причастным начальникам локомотивных депо. Контроль за выполнением плана осуществляется службой локомотивного хозяйства железной дороги и отделением железной дороги.

   3.9. Для каждой базы запаса разрабатываются и утверждаются начальником службы локомотивного хозяйства железной дороги или его заместителем графики технологического процесса подготовки, содержания и ввода в эксплуатацию локомотивов. В графиках предусматривается порядок выделения дополнительных технических средств, материалов и контингента, указываются конкретные предприятия, осуществляющие эти работы.

   З.10. Начальник базы запаса назначается приказом начальника железной дороги и непосредственно подчиняется следующим лицам:
   начальник базы первого типа - начальнику отделения железной дороги, а при его отсутствии - начальнику службы локомотивного хозяйства железной дороги;
   начальник базы второго типа - начальнику локомотивного депо приписки базы запаса.

   3.11. Начальником базы запаса обеспечивается:
   постановка в запас МПС России и РД локомотивов, полностью удовлетворяющих требованиям настоящей Инструкции в части технического состояния, укомплектованности и консервации, а начальником баз запаса первого типа, кроме того, - подготовка, консервация, расконсервация локомотивов запаса МПС России и РД;
   своевременное производство обкаток, передвижений, комиссионных осмотров локомотивов, проверки и возобновления их консервации;
   проверка в установленные сроки совместно с работниками химико-технической лаборатории локомотивного депо состояния консервации паровозных котлов с определением степени увлажнения заложенного в них силикагеля;
   своевременное производство поверки (калибровки) манометров, измерительных приборов, воздушных резервуаров локомотивов, освидетельствования котлов паровозов и противопожарных установок;
   содержание инвентаря, инструмента, оборудования базы в исправном и чистом состоянии;
   санитарное состояние территории базы, её зданий, помещений;
   обучение обслуживающего персонала базы, правильная организация их труда, соблюдение работниками техники безопасности и пожарной безопасности.

   3.12. Начальник локомотивного депо, в состав которого входит база запаса, организует:
   передачу на базу запаса локомотивов, полностью удовлетворяющих установленным настоящей Инструкцией требованиям;
   своевременную обкатку локомотивов, техническое обслуживание, освидетельствование воздушных резервуаров, паровозных котлов, поверку (калибровку) манометров и измерительных приборов по заявкам начальника базы запаса;
   выделение в распоряжение начальника базы запаса дополнительно к имеющемуся штату необходимого количества ремонтных рабочих и локомотивных бригад для выполнения неплановых работ по содержанию локомотивов;
   предоставление в распоряжение начальника базы запаса действующих локомотивов для передвижения хранящихся локомотивов;
   по заявке начальника базы запаса производство необходимых ремонтов инвентаря и оборудования, которые не могут быть выполнены силами работников базы;
   обеспечение базы запаса необходимыми материалами, запасными частями, топливом и смазкой, а работников - спецодеждой;
   выделение в распоряжение начальника базы запаса, но его заявке, лаборанта химико-технической лаборатории, техника по замерам, мастера колёсного и автоматного цехов локомотивного депо.

   3.13. Начальник отделения железной дороги, а при его отсутствии - начальник службы локомотивного хозяйства железной дороги обеспечивает своевременный ремонт железнодорожных путей, ограждений, зданий и помещений базы запаса.
   В зимнее время территория базы запаса должна своевременно очищаться от снега силами работников, выделяемых указанием начальника отделения железной дороги по заявке начальника базы запаса.


4. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БАЗЕ ЗАПАСА

   4.1. Базы запаса должны иметь:
   необходимое путевое развитие для стоянки локомотивов. Длина железнодорожных путей должна допускать периодическую передвижку установленных на них локомотивов на 2 - 3 оборота колёсных пар. Должен быть один свободный сквозной железнодорожный путь для перестановки локомотивов с дополнительными съездами к железнодорожным путям отстоя локомотивов при длине последних более 500 метров;
   самостоятельный выход на станционные железнодорожные пути, который оборудуется охранной стрелкой с замком. Ключ от замка хранится у начальника базы запаса;
   надёжное ограждение с круглосуточными постами охраны, количество которых определяет начальник железной дороги;
   наружное освещение:
   телефонную и транспортную связь с железнодорожной станцией, локомотивным депо приписки, отделением железной дороги и управлением железной дороги;
   служебно-бытовые помещения для слесарей и других работников базы запаса, оборудованные слесарными верстаками и инструментом, приспособлениями со стендами по номенклатуре и количеству в соответствии с объёмом выполняемых на базе запаса работ. Бытовые помещения должны иметь комнату для приёма пищи, душ, раздевалку, туалеты. Помещения базы запаса для хранения технической документации локомотивов оборудуются металлическими запираемыми шкафами;
   кладовые со стеллажами для хранения инструмента, инвентаря, запасных частей, радиостанций, блоков автоматической локомотивной сигнализации и других узлов, снятых с локомотивов. На стеллажах отводится для каждого локомотива отдельная ячейка с описью хранящихся на ней предметов и указанием номера локомотива, которому они принадлежат;
   кладовые для хранения химикатов, консервирующих смазок и других материалов, применяемых для возобновления консервации и технического содержания локомотивов на базе запаса;
   помещения для сушки силикагеля с оборудованием для определения его влажности;
   противопожарные устройства на железнодорожных путях отстоя локомотивов и в помещениях, кладовых по действующим нормам и правилам; водо- и энергоснабжение от внешнего источника питания, канализацию;
   теплоснабжение для служебно-бытовых помещений;
   разводку от электросети постоянного тока с необходимым уровнем напряжения (50; 75 или 110 В) на железнодорожных путях отстоя локомотивов для опробования электроаппаратов;
   зарядные агрегаты и разводку электросети постоянного тока напряжением 50; 75 и 110В на железнодорожных путях отстоя для зарядки аккумуляторных батарей, хранящихся на локомотивах. На базах запаса, предназначенные для содержания паровозов, наличие указанных агрегатов и разводки электросетей не требуется;
   пневматическую сеть для проверки пневматического оборудования;
   смотровую канаву на свободном железнодорожном пути для осмотра механической части локомотивов.

   4.2. Базы запаса первого типа, выполняющие работы по консервации, техническому содержанию, расконсервации и вводу в эксплуатацию содержащихся в запасе МПС России локомотивов, дополнительно к обустройствам, перечисленным в пункте 4.1 настоящей Инструкции, должны иметь:

   4.3.1. Здание, оборудованное:
   стойлами со смотровыми канавами и площадками;
   краном или поворотным краном-укосиной с тельфером грузоподъёмностью не менее 0,5 т для выемки и постановки аккумуляторных батарей;
   кладовую для хранения запасных частей, инструмента, приспособлений и инвентаря для производства консервации, расконсервации и работ по техническому обслуживанию локомотивов;
   устройствами для вывода локомотивов из здания;
   устройствами для пуска дизеля от внешнего источника электроэнергии (для баз содержания тепловозов и дизель-поездов);
   воздухопроводом для сжатого воздуха;
   устройствами для сушки тяговых двигателей, котлов паровозов;
   канализацией с перекачкой стоков на очистные сооружения.

   4.3.2. Помещения для раздельного хранения кислотных и щелочных аккумуляторных батарей с необходимыми средствами механизации для складирования батарей, ёмкостями и устройствами для приготовления, заливки и слива электролита, зарядными агрегатами.

   4.3.3. Водоприготовительное отделение с ёмкостями для слива и хранения охлаждающей воды из расчёта заправки 15 единиц тепловозов, дизель-поездов в сутки (для баз запаса первого типа).

   4.3.4. Склад дизельного топлива, масел и сухого песка (без пескосушилки) и устройства для их заправки, исходя из единовременной экипировки установленного количества локомотивов, для эксплуатации (следования) до ближайшего экипировочного пункта; ёмкости для приготовления и хранения ингибированных масел, растворов для консервации.


5. ШТАТ И ОБОРУДОВАНИЕ БАЗЫ ЗАПАСА

   5.1. Затраты на содержание на базах запаса локомотивов планируются и финансируются по утверждённым службой локомотивного хозяйства нормативам трудоёмкости, расхода запасных частей и материалов, дифференцированным по типам и количеству содержащихся на базе локомотивов, объёмам выполняемых работ. Штат рабочих, выделяемых в распоряжение начальника базы запаса, устанавливается приказом начальника железной дороги или его первого заместителя.

   5.2. Базы запаса для выполнения работ по содержанию локомотивов должны быть укомплектованы необходимым оборудованием, инструментом, приспособлениями, запасными частями и материалами. Перечень промышленного и нестандартного технологического оборудования, инструмента, приспособлений, запасных частей и материалов для баз запаса в зависимости от типа содержащегося на них локомотивов, технологического процесса подготовки, содержания и ввода их в эксплуатацию, утверждается начальником железной дороги.


III. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, КОНСЕРВАЦИИ,
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ, РАСКОНСЕРВАЦИИ И ВВОДУ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ
 ЛОКОМОТИВОВ ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

6. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

   6.1. Настоящие технические указания включают перечень основных работ и технологических требований по подготовке, консервации, техническому обслуживанию, расконсервации и вводу в эксплуатацию локомотивов запаса МПС России и РД.
   По усмотрению службы локомотивного хозяйства перечень узлов, подлежащих консервации, и объемы работ по техническому обслуживанию могут быть изменены в зависимости от местных условий хранения и конструктивных особенностей локомотивов для обеспечения надлежащей их исправности и сохранности.
   По всем не оговоренным в настоящих технических указаниях вопросам следует руководствоваться требованиями по консервации и расконсервации оборудования и агрегатов, изложенными в руководствах по эксплуатации и техническому содержанию локомотивов.

   6.2. Подготовка к консервации локомотивов выполняется в локомотивных депо, консервация и расконсервация производятся на базах запаса или в локомотивном депо.

   6.3. Консервация должна выполняться в помещениях, позволяющих соблюдать установленный технологический процесс и требования техники безопасности. Помещение должно быть закрытым, сухим, хорошо вентилируемым с плюсовой температурой воздуха. Не допускается резкое колебание температур и сквозняков из-за возможности появления конденсата. Температура консервируемых поверхностей должна быть не ниже температуры помещения, в котором производится консервация.
   Помещение должно быть оборудовано смотровой канавой, грузоподъемными механизмами для снятия и установки аккумуляторных батарей.
   Должны быть предусмотрены емкости для слива топлива, масла и воды и их подогрева, для приготовления и хранения ингибированных растворов, вентили со шлангами для сжатого воздуха, слесарные верстаки, стеллажи, закрываемые ёмкости для хранения консервационных и сбора отработанных материалов, необходимые обустройства, исключающие загрязнение окружающей среды.

   6.4. Материалы, применяемые для консервации, должны отвечать требованиям стандартов.

   6.5. К проведению работ по консервации, техническому обслуживанию и расконсервации допускаются специально обученные лица, знающие технику безопасности и противопожарные правила.


7. ПОДГОТОВКА ЛОКОМОТИВОВ К ПОСТАНОВКЕ
В ЗАПАС МПС РОССИИ И РЕЗЕРВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   7.1. Локомотивы, отставляемые в запас МПС России и РД, должны удовлетворять техническим требованиям пункта 2 настоящей Инструкции.

   7.2. При подготовке в запас МПС России и РД на локомотивах выполняются работы в объеме текущего ремонта ТР-1, устраняются выявленные недостатки. При необходимости тепловозам проводятся реостатные испытания. В дополнение к перечню обязательных работ при текущем ремонте, очищаются песочные трубы, форсунки и бункеры от песка, выпускается конденсат из всех резервуаров и трубопроводов.
   На тепловозах, дизель-поездах и автомотрисах сливается дизельное масло, топливо, вода. По контрольным пробкам и краникам следует убедиться, что дизельное масло, топливо и вода слиты, трубопроводы воды и воздуха продуты (осушены) сжатым воздухом, вентили находятся в открытом положении.
   Подготовленные в техническом отношении к постановке в запас МПС России и РД локомотивы направляются на базу запаса для производства консервации. Если консервация выполняется в локомотивном депо, то локомотивы передаются на базу запаса после ее окончания.
   Локомотивы укомплектовываются и передаются на базу запаса с набором инструмента, инвентаря, сигнальных принадлежностей и запасных частей в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.


8. КОНСЕРВАЦИЯ ОБОРУДОВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ

   8.1. Рабоче-консервационные составы, материалы и их приготовление.

   8.1.1. Внутренние поверхности, омываемые моторным или трансмиссионным маслом, консервируются рабоче-консервационным маслом, далее ингибированным маслом, состоящим из смеси рабочего масла, предусмотренного картой смазки для конкретного консервируемого агрегата, узла и 10% ингибитора коррозии АКОР-1 ГОСТ 15171-78 или 3-5% ингибитора коррозии «Сламин» ТУ88БССР.35.3501.2006-88.
   После снятия машин с длительного хранения ингибированные масла в агрегатах и узлах замене не подлежат, а используются до очередной их смены.
   На локомотивах, отставляемых в РД в зимнее время на срок не более одного месяца, а в летнее время - не более 3-х месяцев, допускается производить консервацию масляных систем дизеля, узлов и деталей моторными и трансмиссионными рабочими маслами без добавления ингибитора коррозии.
   По истечении этого срока, если локомотивы не введены в эксплуатацию, они должны быть законсервированы ингибированными маслами.

   8.1.2. Внутренние поверхности, омываемые дизельным топливом, консервируются рабочим дизельным топливом с добавлением в него 10% ингибитора коррозии АКОР-1 или ингибитора коррозии «Сламин» (далее - ингибированное топливо).

   8.1.3. Внутренние поверхности, омываемые водой, консервируются раствором, приготовленным из воды (конденсата), применяемой для охлаждения, с добавлением 3-5% хромпика, или раствором нитрита натрия.

   8.1.4. Наружные неокрашенные поверхности агрегатов, узлов и деталей (кроме резиновых и резинометаллических изделий) консервируются ингибированным дизельным маслом (пункт 8.1.1 раздела 111 настоящей Инструкции) или консервирующей смесью, состоящей из 50% авиационного масла ГОСТ 21743-76 и 50% смазки пластичной. Составление смеси производится перемешиванием авиационного масла и смазки Солидол С в течение 30-40 минут при температуре 110-120°С.
   Для консервации наружных поверхностей допускается применение смазки ЖТКЗ-65.

   8.1.5. Узлы и детали (подшипники качения, подвижные шлицевые, зубчатые, контактные соединения рычажных передач и систем и другие) для смазки которых применяется пластичная смазка БУКСОЛ ТУ 32ЦТ 2154-99, ЖРО-М или универсальная смазка Солидол Ж, консервируются указанной рабочей смазкой.

   8.1.6. Технология приготовления ингибированных моторных и трансмиссионных масел.

   8.1.6.1. При приготовлении ингибированного масла вручную:
   отмеряется требуемое количество масла согласно инструкции по эксплуатации локомотивов и подогревается до температуры 60-70°С;
   отмеряется необходимое количество ингибитора коррозии и подогревается до температуры 60-70°С;
   производится разогрев масел и ингибитора коррозии в печи для обезвоживания масел или на водяной бане;
   к подогретому рабочему маслу добавляется подогретый ингибитор коррозии и интенсивно перемешивается масломешалкой до получения однородной смеси. Однородность смеси определяется по отсутствию черных или темно-коричневых разводов на струе масла, стекающего с мешалки, а также по отсутствию на дне и стенках емкости остатков ингибитора.

   8.1.6.2. При приготовлении ингибированного масла с использованием средств механизации разогрев ингибитора коррозии не обязателен.

   8.1.6.3. Приготовленное ингибированное масло заправляется в агрегаты и узлы трансмиссии с помощью штатных средств заправки.

   8.1.6.4. Запрещается ингибитор коррозии заливал, непосредственно в картер двигателя, масляный бак или картер агрегатов трансмиссии, так как в лом случае из-за большой адгезии присадки он остаётся на стенках заливной горловины или картера агрегата и не смешивается с маслом.

   8.1.7. Приготовление и применение состава для консервации внутренней поверхности системы охлаждения дизеля, отопительных и противопожарных установок.

   8.1.7.1. Консервация внутренних поверхностей системы охлаждения производится загущенным раствором нитрита натрия путем прокачки его через систему при работающем дизеле в течение 15-20 мин. Затем раствор сливается и отверстия закрываются пробками и заглушками.

   8.1.7.2. Состав загущенного раствора нитрит натрия:
   нитрит натрия ГОСТ 19906-74 - 20-25 г;
   глицерин дистиллированный по ГОСТ 6824-76
   или глицерин сырой по ГОСТ 6823-77
   или ксилит
   или ксилитан - 35-50 г;
   кальцинированная сода по ГОСТ 5100-85 - 0,5-0,6 г;
   вода дистиллированная (конденсат) - до 100 г.

   8.1.7.3. Приготовление загущенного раствора нитрита натрия производится путём растворения в отдельной емкости требуемого количества нитрита натрия в отмеренном согласно расчету количестве конденсата (питьевой воды), нагретой до температуры 50-60°С. В приготовленный раствор нитрита натрия вливается отмеренное согласно расчету количество глицерина и тщательно перемешивается с помощью мешалки до получения однородного состава. Перед применением раствор размешивается.

   8.1.7.4. Раствор нитрита натрия для консервации можно использовать многократно. Корректировка состава производится при снижении содержания компонентов ниже требуемого, что определяется анализом, проводимым в химической лаборатории. Порядок и частота проведения отбора проб для анализа определяется начальником дорожной химико-технической лаборатории.

   8.2. Консервация внутренних и наружных поверхностей систем, агрегатов и умов.
   Для консервации внутренних поверхностей дизельного оборудования необходимо:
   заправить масляную систему дизеля ингибированным дизельным маслом;
   заправить водяную систему водным раствором нитрита натрия;
   залить в топливный бак ингибировашюе топливо в количестве, обеспечивающем кратковременную работу дизеля;
   заправить ингибированным маслом агрегаты и узлы, имеющие независимую от дизеля систему смазки: тяговую гидравлическую передачу, компрессор, систему гидростатического привода холодильника, редукторы вспомогательных приводов, регулятор частоты оборотов (объединённый регулятор) дизеля и других механизмов.

   Вне помещения дизель запустить, прогреть и обкатать его на холостом ходу в течение 15-20 минут при температуре воды и масла не ниже 35"Ю°С. После остановки дизеля водный раствор, ингибированные масло и топливо из системы и узлов (кроме гидравлической передачи, осевых редукторов) слить и сохранить для повторного использования.
   Ингибированное масло из системы гидростатического привода холодильника, редукторов вспомогательных приводов разрешается не сливать.
   Спустя 8-10 часов после остановки дизеля производится дополнительная консервация цилиндропоршневой группы, для чего через отверстие под форсунку или через люки воздушного ресивера в цилиндр (в зависимости от типа дизеля) впрыскивается 300-350 см3 ингибированного масла при помощи шприца со специальным разбрызгивающим наконечником. Во время впрыскивания коленчатый вал необходимо проворачивать вручную, чтобы масляная пленка покрыла все зеркало цилиндра.

   8.2.2. Для консервации внутренних поверхностей компрессора сливается масло из картера, затем снимаются клапаны и впрыскивается в цилиндры рабочее ингибированное масло, при этом вал компрессора проворачивается вручную на полный оборот. Клапаны ставятся на место. При помощи опрыскивателя внутренние стенки картера компрессора, шатуны и подшипники, клапанные коробки, вентилятор покрываются рабочим ингибированным маслом, после чего устанавливаются крышки (люки) картера.

   8.2.3. Для консервации тяговых трансформаторов электровозов и электропоездов переменного тока оставляется рабочее масло без добавления ингибиторов коррозии. При необходимости трансформаторное масло добавляется до установленной нормы.

   8.2.4. Для консервации водяных емкостей пенного пожаротушения, а также туалетов вагонов, баки этих систем очищаются и промываются горячей водой, заполняются раствором нитрита натрия и выдерживаются 4 часа. Затем раствор сливается для повторного использования.

   8.2.5. Наружной консервации подлежат неокрашенные поверхности металлических частей локомотивов, в том числе с гальваническими и неорганическими покрытиями.
   Перед консервацией поверхности очищаются от грязи, коррозии и других наслоений, промываются бензином или уайт-спиритом и насухо протираются. Подготовленные поверхности без промедления покрываются антикоррозионной смазкой по технологии, приведённой в пункте 8.1.4 главы III настоящей Инструкции при помощи пульверизатора или волосяной кисти равномерным слоем.
   Поверхности с лакокрасочными покрытиями консервации не подлежат. Поврежденные покрытия восстанавливаются красками установленного цвета.

   8.2.6. При консервации тормозного оборудования трущиеся узлы смазываются согласно требованиям Инструкции по ремонту и испытанию тормозного оборудования локомотивов и МВПС.
   Продуваются воздушные резервуары и отстойники холодильника компрессора. Спускные краники из воздушной системы оставляются в открытом положении. Наружные неокрашенные поверхности кранов машиниста и вспомогательного тормоза покрываются техническим вазелином.

   8.3. Консервация электрического оборудования.

   8.3.1. Щётки вспомогательных электрических машин не снимаются.
   При пересылке локомотивов на расстояние более 500 км в холодном состоянии рекомендуется щётки тяговых двигателей снять, пронумеровать и упаковать в ящик, который установить в кабине машиниста. Маркировка щёток производится с указанием номера щёткодержателя и тягового двигателя.
   Тяговые двигатели, при необходимости, просушиваются калориферами. Коллекторные люки плотно закрываются крышками, предварительно проверяется состояние уплотнений. Заклеиваются мешковиной (или бязью суровой) вентиляционные патрубки выброса воздуха.
   На электровозах вставляются деревянные или капроновые пробки в вентиляционные отверстия в корпусе тягового двигателя.

   8.3.2. Подвижные соединения, силовые и блокировочные контакты электрических аппаратов смазываются тонким слоем технического вазелина.
   Шприцеванием через отверстия смазываются манжеты электропневматических контакторов, пневматического поршневого привода реверсора рабочей смазкой в количестве, предусмотренном картой смазки.
   Контактные соединения оборудования и шин, расположенных на крыше и под кузовом электровозов, электропоездов, покрываются консервационной смазкой.

   8.3.3. Все плавкие предохранители снимаются и укладываются в ящик, который устанавливается в кабине машиниста.

   8.3.4. Аккумуляторные батареи должны храниться в соответствии с инструкцией завода-изготовителя. На базах запаса, оборудованных разводкой кабелей для подзарядки на местах стоянки локомотивов, по разрешению службы локомотивного хозяйства железной дороги, допускается хранение аккумуляторных батарей в их отсеках (ящиках) на локомотивах при постоянном контроле за их состоянием. Перед постановкой на хранение аккумуляторные батареи подзаряжаются.
   Новые, не залитые электролитом (сухие) аккумуляторные батареи, могут быть переданы с локомотивом на базу; снятые -использованы на эксплуатируемых локомотивах.

   8.4. Консервация экипажной части.

   8.4.1. Консервация буксовых узлов производится в следующем порядке:
   для буксовых узлов, в которых применяется пластичная смазка, производится анализ смазки. Порядок отбора проб смазки и дальнейшие действия определяются Инструкцией по применению смазочных материалов на локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
   у букс с торцевым упором скольжения передняя полость заполняется до нормы ингибированным маслом (осевое масло марки Л, 3 или С);
   у букс, работающих на жидком минеральном масле, рабочее масло сливается, а затем заправляется полная норма масла этой марки, содержащего ингибитор коррозии.

   После постановки локомотивов на железнодорожные пути базы запаса, у букс с жидкой минеральной смазкой места соединения крышек с корпусом буксы и торец лабиринтного кольца обмазываются техническим вазелином.

   8.4.2. Сливается рабочее масло из моторно-осевых подшипников и они заправляются по установленной норме ингибированным осевым маслом.

   8.4.3. Тяговый редуктор, работающий на смазке ОСп, очищается от смазки и заправляется по установленной норме ингибированной рабочей смазкой.
   Допускается оставлять без замены рабочую смазку ОСп без добавления ингибитора коррозии с последующей (весной и осенью) выборочной проверкой технического состояния деталей на отсутствие коррозии.

   8.4.4. У тяговых редукторов, работающих на жидком минеральном масле, осевых редукторах, рабочее масло сливается и производится заправка по установленной норме ингибированным маслом.

   8.4.5. Шкворневой узел, опоры рамы с опорно-возвращающими устройствами заправить до нормы ингибированным осевым маслом по ГОСТ 619-72. Подвижные соединения (шлицевые, зубчатые, контактные, шарнирные рычажных передач и систем, приводные цепи) карданных валов, соединительных муфт, привода управления жалюзи, ручного тормоза и других аналогичных узлов смазываются рабочей смазкой согласно картам смазок.

   8.4.6. Кузов и рама тепловоза, дизель-поезда и автомотрисы, рамы тележек консервации не подлежат. Все части, расположенные на раме кузова, а также трубопроводы, тормозная передача и экипажная часть очищаются от загрязнений и протираются насухо. Повреждённая окраска восстанавливается. На отставляемых в запас МПС России локомотивах, при необходимости, должны быть выкрашены крыша, кузов, экипажная часть в соответствующие цвета.

   8.4.7. На кузове локомотива рубероидом (пергамином), картоном или материей закрываются все всасывающие и выпускные, а также вентиляционные отверстия.
   Закрываются все жалюзи холодильника; верхние жалюзи и сетки над вентиляторами закрываются деревянными крышками или рубероидом (пергамином) на деревянных рамах.
   Мягкие чехлы боковых жалюзи снимаются и хранятся в сухом помещении.
   Прожекторы и буферные фонари закрываются дисками из фанеры. Их необходимо надежно защитить от попадания внутрь воды, снега и песка.

   8.4.8. Тифон, заправочные и сливные трубы масла, топлива оборачиваются рубероидом (пергамином), полиэтиленом и обвязываются.

   8.4.9. В пассажирских салонах вагонов электро- и дизель-поездов туалетные помещения и унитазы промываются и дезинфицируются. Окна в кабине машиниста, машинном помещении и вагонах закрываются, двери запираются. Двери в кабине машиниста, машинном помещении пломбируются. Стеклоочистители снимаются и хранятся в кладовой базы запаса или в кабине машиниста.

   8.4.10. Огнетушители локомотивов снимаются и хранятся в отапливаемом помещении базы с соблюдением сроков их зарядки.


9. ТРЕБОВАНИЯ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРИГОТОВЛЕНИИ
И ПРИМЕНЕНИИ КОНСЕРВАЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ НА ЛОКОМОТИВАХ

   9.1. Приготовление консервационных растворов должно производиться в помещениях, оборудованных приточно-вытяжной вентиляцией, с использованием средств механизации налива ингредиентов.

   9.2. Введение консерванта в узлы и агрегаты локомотивов производится приспособлениями, максимально исключающими попадание их на руки и спецодежду работающих.

   9.3. При работе с легковоспламеняющимися и горячими жидкостями, входящими в состав консервантов (бензином, уайт-спиритом, дизельным топливом, маслами и смазками), необходимо соблюдать требования пожарной безопасности.
   Рабочие, проводящие консервацию, должны пройти инструктаж по работе с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
   На каждом рабочем участке должны быть инструкции по технике безопасности и журнал проведения инструктажа рабочих.

   9.4. Помещение для консервации должно быть снабжено приточно-вытяжной вентиляцией, обеспечивающей содержание токсичных веществ в воздухе, не превышающее ПДК по ССБТ ГОСТ 12.1.005-76.

   9.5. В помещении для консервации должно быть не менее двух выходов. В помещении запрещается курить, пользоваться открытым огнем, принимать и хранить пищу. Посторонним вход в помещение запрещается.

   9.6. Помещение или участок, где производится консервация, обеспечивается противопожарными средствами, на видном месте должна находится аптечка с необходимыми медикаментами для оказания первой помощи.
   Противопожарное состояние этого помещения и на локомотивах во время консервации контролируется ответственным лицом, назначаемым начальником локомотивного депо или базы запаса.

   9.7. Па полу, в смотровой канаве, на платформах, верстаках и других местах не допускается наличие пролитого масла, топлива, консервационных материалов и прочих горючих жидкостей, а также использованного обтирочного материала. Отходы консервационных материалов необходимо убирать в закрытые ящики для последующего сжигания или переработки. Уборка помещения производится влажным способом.

   9.8. Хранить консервационные материалы необходимо в запирающихся шкафах и в герметично закрытых железных бидонах.

   9.9. К работам по консервации не допускаются лица моложе 18 лет, а также беременные женщины и кормящие матери.

   9.10. Лица, непосредственно работающие с консервационными материалами, должны пользоваться спецодеждой (халатами, резиновыми перчатками, прорезиненными фартуками, защитными очками). Спецодежду следует хранить в закрытых шкафах.

   9.11. После окончания работы по консервации и перед принятием пищи необходимо тщательно промыть руки и лицо мылом.

   9.12. Рабочие, занятые консервацией или переконсервацией, должны быть обеспечены спецодеждой и индивидуальными средствами защиты кожи, глаз в соответствии с утвержденными МПС России перечнями и нормами.


10. ПРОВЕДЕНИЕ КОМИССИОННЫХ ОСМОТРОВ, ОБКАТОК
И ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛОКОМОТИВОВ

   10.1. Локомотивы, находящиеся в запасе МПС России или РД, подвергаются комиссионному осмотру и обкатке в сроки и порядке, предусмотренными разделом II настоящей Инструкции.

   10.2. В период нахождения локомотивов в запасе МПС России и РД производятся периодические технические обслуживания с выполнением следующих работ.

   10.2.1. На тепловозах, дизель-поездах и автомотрисах через 15 суток производится проворот коленчатого вала дизеля вручную на 1-2 оборота. На дизелях, у которых вкладыши подшипников коленвала залиты сплавом БК-2, через каждые 6 месяцев производится прокачка ингибированным маслом через подшипники при помощи отдельною насоса. Один раз в месяц по графику, разрабатываемому службой локомотивного хозяйства железной дороги, проводится выборочная проверка дизелей тепловозов базы запаса на предмет выявления коррозии с открытием люков блока. График проверок должен быть составлен с таким условием, чтобы каждый дизель был проверен на предмет выявления коррозии не реже, чем через 3 месяца. Если детали недостаточно смазаны, то следует их дополнительно смазать тем же маслом, которое применялось при антикоррозионной обработке.

   10.2.2. Аккумуляторные батареи следует содержать в соответствии с руководством по техническому обслуживанию конкретного типа аккумуляторной батареи, производя дополнительно через каждые 30 суток хранения их подзаряд.
   Хранение кислотных аккумуляторных батарей допускается не более одного года, после чего они должны быть переданы в эксплуатацию или проведена их ревизия и ремонт в объеме текущего ремонта ТР-3.

   10.2.3. Локомотивы, находящиеся в запасе МПС России или РД, следует передвигать по железнодорожным путям не реже одного раза в два месяца на расстояние не менее 3 м с целью изменения точек контакта роликов и беговых дорожек подшипников, а также проворачивать вручную все вспомогательные электрические машины и агрегаты с подшипниками качения, не имеющие связь с дизелем. При установке локомотивов на место дальнейшего отстоя необходимо следить, чтобы колёсные пары находились в положении, отличном от первоначального.

   10.2.4. У букс, моторно-осевых подшипников, тяговых редукторов, гидравлических передач, осевых редукторов, тяговых трансформаторов и других узлов, работающих на жидком минеральном масле, в конце весеннего и осеннего периода производится проверка на содержание в них воды, для чего отворачивается пробка сливного отверстия и сливается вода (при ее наличии) до появления чистого масла, после чего в узел добавляется ингибированное масло до нормы.

   10.3. Для проведения обкатки локомотивы подлежат расконсервации и подготовке к работе в соответствии с п. 11 раздела III настоящей Инструкции. После обкатки и устранения выявленных при обкатке неисправностей на локомотивах производится консервация в соответствии с требованиями раздела III настоящей Инструкции с составлением акта формы ТУ-124.


11. РАСКОНСЕРВАЦИЯ И ВВОД ЛОКОМОТИВОВ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ

   11.1. Для расконсервации локомотивов и ввода их в эксплуатацию:

   11.1.1. Локомотив устанавливается на смотровую канаву. Очищается от загрязнений оборудование, агрегаты и помещения (дизель-генератор, вспомогательные электрические машины и аппараты, высоковольтная камера, компрессор, машинное отделение, кабина машиниста, пульт управления, тяговые двигатели, гидравлическая передача, осевые редукторы и другое оборудование, пассажирские салоны вагонов). Очистка производится методами и средствами, применяемыми при техническом обслуживании локомотивов.

   11.1.2. Аккумуляторные батареи подзаряжаются в соответствии с руководством по техническому обслуживанию батарей. Сухие батареи заливаются электролитом и подготавливаются к эксплуатации согласно инструкции по эксплуатации аккумуляторных батарей. Батареи устанавливаются на локомотивы, если они снимались.
   Щётки устанавливаются на тяговые двигатели согласно маркировке, если они снимались.

   11.1.3. Снимается полиэтилен, рубероид (пергамин), ткань и щитки, заглушки со всех обернутых и закрытых ими деталей, всасывающих и выпускных отверстий для вентиляции оборудования. Заправляются установки пенного пожаротушения, устанавливаются огнетушители.

   11.1.4 Закрываются сливные краны, снимаются заглушки, заправляются системы локомотивов штатным топливом, маслом, водой и песком. Проверяется наличие масла в агрегатах и узлах (кроме узлов, связанных с системой смазки дизеля на тепловозах, дизель-поездах, автомотрисах), при необходимости дозаправляется рабочим маслом до установленной нормы. При этом не производится удаление рабоче-консервационных (ингибированных) масел и составов с внутренних поверхностей дизеля, топливной, масляной, водяной систем, компрессора, моторно-осевых и буксовых подшипников, гидравлических передач, осевых редукторов, а также со всех узлов с подшипниками качения.

   11.1.5. Ветошью, смоченной в уайт-спирите, бензине, дизельном топливе с наружных поверхностей узлов и агрегатов удаляется антикоррозионная смазка, после чего указанные поверхности протираются насухо.
   В зимнее время эти работы рекомендуется провести после прогрева локомотивов до температуры помещения, а на тепловозах, дизель-поездах и автомотрисах после прогрева дизеля.

   11.1.6. Проверяется сопротивление изоляции электрических машин и оборудования и при необходимости осуществляется её сушка.

   11.1.7. Промываются и заправляются водой баки туалетов в вагонах дизель-поездов, электропоездов, автомотрис, проверяется работа вентиляционных и отопительных систем.

   11.1.8. После расконсервации локомотивы осматриваются, испытываются; выполняются работы в объеме текущего ремонта ТР-1 согласно Правилам ремонта локомотивов, выявленные неисправности устраняются.


IV. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ, КОНСЕРВАЦИИ,
ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ,РАСКОНСЕРВАЦИИ И ВВОДУ
В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПАРОВОЗОВ ЗАПАСА МПС И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

12. ТЕХНИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К КОНСЕРВАЦИИ ПАРОВОЗОВ

   12.1. Настоящие технические указания включают перечень основных работ и технологических требований по подготовке, консервации, техническому обслуживанию, расконсервации и вводу в эксплуатацию паровозов запаса МПС России и РД.

   12.2. Подготовка к консервации, ремонт и обкатка паровозов выполняются в локомотивных депо. Консервация и расконсервация паровозов производится на базах запаса или в локомотивных депо.

   12.3. Консервация должна выполняться в помещениях, позволяющих соблюдать установленный технологический процесс и требования техники безопасности. Помещения должны быть закрытыми, хорошо вентилируемыми и оборудованы смотровой канавой, иметь напорную воздушную сеть, закрытые ящики для хранения консервирующих и сбора отработанных материалов, необходимые обустройства, исключающие загрязнения окружающей среды. Материалы, применяемые для консервации, должны отвечать требованиям стандартов.

   12.4. К проведению работ по консервации, техническому обслуживанию, расконсервации допускаются специально обученные лица. Подготовку к консервации, качество консервации и расконсервации, технику безопасности и противопожарное состояние контролирует начальник локомотивного депо и начальник базы запаса или иные лица, назначенные ответственными за проведение указанных работ.


13. ПОДГОТОВКА ПАРОВОЗОВ К ПОСТАНОВКЕ
В ЗАПАС МПС РОССИИ И РЕЗЕРВ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   13.1. Отставляемые в запас МПС России и РД паровозы должны удовлетворять техническим требованиям пункта 2 раздела I настоящей Инструкции.
   Паровозы укомплектовываются и передаются на базу запаса с набором сигнальных и светомаскировочных принадлежностей, инструмента, инвентаря и запасных частей в соответствии с рекомендуемым перечнем, приведённым в приложении 2 к настоящей Инструкции.

   13.2. Перед постановкой паровоза в запас МПС России и РД огневая и дымовая коробки, а также зольник тщательно очищаются и промываются от шлака и золы, жаровые и дымогарные трубы продуваются и промываются, тендер освобождается от угля, а у паровозов с нефтяным отоплением топливный бак очищается, пропаривается и промывается после предварительного слива из пего остатков мазута. Водяной бак тендера после спуска воды очищается, промывается и осушается. Удаляется топочный свод, а у паровозов нефтяного отопления удаляется обмуровка стенок огневой коробки.

   13.3. Котёл подвергается промывке с тщательной очисткой внутренней поверхности от накипи. Контрольные отверстия связей и анкерных болтов прочищаются.

   13.4. Огневая коробка, жаровые и дымогарные трубы, колосниковая решетка обмываются тёплой водой и очищаются от сажи. Разбирается колосниковая решетка с отъёмкой от места колосниковых балок.

   13.5. Осматривается топка, ставится на место колосниковая решетка. После осушки топки газовые поверхности огневой коробки, жаровые и дымогарные трубы консервируются смесью топочного мазута и осевого масла. Устанавливается топочный свод, а на паровозах нефтяного отопления также и обмуровка стенок огневой коробки.

   13.6. После промывки котла через подбрюшные и угловые люки удаляется вода из низа цилиндрической части котла и топочной рамы, котёл тщательно осматривается на предмет отсутствия накипи и коррозии. После осмотра котла устанавливаются на место все люки и пробки. Результаты осмотра котла записываются в журнал формы ТУ-126.

   13.7. Полностью удаляются остатки воды из арматуры котла, элементов пароперегревателя, насосов, машины углеподатчика и всех трубопроводов, для чего котёл наполняется воздухом до давления 0,5 МПа (5 кгс/см2) и указанные узлы продуваются. Продувка элементов пароперегревателя осуществляется повторным открытием регулятора. Поршни и золотники вынимаются.

   13.8. После продувки элементов пароперегревателя и выпуска из котла воздуха в течение 3 - 4 ч отстоя паровоза следует дать возможность стечь остаткам воды с внутренней поверхности цилиндрической части, со стенок огневой коробки, с анкерных болтов и связей, жаровых и дымогарных труб и нижней части котла. Затем открываются все нижние люки и повторно удаляются остатки воды, скопившейся внизу цилиндрической части котла и на топочной раме, с помощью спринцовок и хлопчатобумажных концов. Нижние части котла проверяются на предмет отсутствия воды, после чего устанавливаются на место все промывательные люки и пробки, закрываются спускные краны котла и вентиль тёплой промывки, а также все паровые и воздушные вентили. Без выполнения всех требований этого пункта приступать к консервации котла запрещается.


14. КОНСЕРВАЦИЯ КОТЛА

   14.1. Консервация котла осуществляется под непосредственным контролем начальника базы запаса и руководителя химико-технической лаборатории локомотивного депо. Выполнение работ по консервации котла в обязательном порядке регистрируется в журнале формы ТУ-126.

   14.2. Консервация котла после его промывки и очистки состоит из следующих этапов:

   14.2.1 Для котлов с люком-лазом: искусственная осушка; проверка котла на герметичность; закладка силикагеля в котёл.

   14.2.2. Для котлов без люка-лаза:
   проверка котла на герметичность;
   консервация раствором нитрита натрия;
   искусственная осушка;
   закладка силикагеля в котёл.

   14.3.Искусственная осушка котла.

   14.3.1. Искусственная осушка является основным этапом консервации котла и обязательна во всех случаях:
   при постановке паровозов в запас МПС России и РД;
   при временном отставлении паровозов от работы на срок до одного месяца без консервации котла;
   после очередных и внеочередных обкаток паровозов, находящихся в запасе МПС России и РД;
   при обнаружении во время любых видов осмотров влаги на внутренней поверхности котла, жаровых и дымогарных труб.

   14.3.2. Искусственная осушка котла должна осуществляться продувкой через котёл горячего воздуха при помощи электрокалорифера мощностью не менее 100 кВт или установкой типа ПЗСМ.
   Искусственная осушка котла продолжается до тех пор, пока относительная влажность воздуха в котле, замеряемая работниками химико-технической лаборатории локомотивного депо аспирационным психрометром Асмана, не будет доведена до установленной нормы - не более 30%. Во время осушки для выхода воздуха и влаги из котла должен быть открыт люк в передней решетке и задний люк у топочной рамы. Температура воздуха на выходе из заднего люка у топочной рамы должна быть не менее 90-100°С (после 2-х часов осушки котла).
   После осушки котла закрываются люки, открывается регулятор и горячий воздух в течение 2 часов пропускается через элементы пароперегревателя с выходом в золотниковую камеру цилиндров (при вынутых золотниках).

   14.4. Проверка котла на герметичность.
   После окончания искусственной осушки котла закрываются главный запорный и регуляторный клапаны. Предохранительные клапаны котла должны иметь затяжку пружины не менее, чем на 6 кгс/см2.
   Через спускной кран котёл наполняется воздухом. При достижении давления воздуха в котле 5 кгс/см2 спускной кран необходимо закрыть. Падение давления воздуха в котле должно быть не более 0,3 кгс/см2 в течение 20 мин.
   При наличии машины ПЗСМ проверка котла на герметичность производится вакуум-насосом машины ПЗСМ, для чего подсоединяется вакуум-насос, создаётся разрежение в котле до 400-450 мм рт. ст. и перекрывается кран на воздухопроводе до вакуумметра, повышение давления в котле при этом должно быть не более 0,1 кгс/см2 за 10 мин.

   14.5. Закладка силикагеля в котёл.

   14.5.1. Для консервации котлов применяется кусковой мелкопористый силикагель марок МСМ и КС.'М (ГОСТ 3056-76) с величиной зерна 0,2-3,5 мм.
   Перед закладкой в котёл силикагель (как свежий, так и бывший в употреблении) необходимо просушить и печи при температуре ISO-200 С до достижения влажности не более 2%.

   14.5.2. Высушенный н охлажденный до 35-50°С силикагель расфасовывается но 0,5-1 кг в мешочки, изготовленные из хлопчатобумажной ткани, которые помешаются в герметично закрываемую тару для предотвращения поглощения плат, после чего они немедленно доставляются к паровозу и закладываются в котёл. Масть высушенного силикагеля закладывается в противни, которые до постановки в котёл должны быть плотно закрыты крышкой.
   Противни изготавливаются размером по ширине в зависимости от диаметра люка-лаза, высотой 70-80 мм и длиной 500-600 мм, и размещаются по 2-3 кг силикагеля в каждом из них.
   Осушка котла и закладка в него силикагеля производятся в одном пункте (на базе запаса или в локомотивном депо).

   14.5.3. Закладывается силикагель после окончания проверки котла на герметичность. В процессе консервации котла необходимо поочередно открывать только по одному люку, которые после закладки в него мешочков и противней с силикагелем немедленно закрываются.
   Силикагель укладывается в котле равномерно по всей поверхности, в цилиндрическую часть котла - через подбрюшные люки, на топочную раму - через нижние угловые люки, на потолок огневой коробки - через верхние накладные люки и люки пробки. Кроме того, мешочки с силикагелем подвешиваются на связях при помощи проволочных крючков между стенками кожуха топки н огневой коробки через промывательные люки. Для последующего контроля степени увлажнения силикагеля один мешочек, закладываемый на топочную раму через угловой люк, и другой - в цилиндрическую часть котла через передний подбрюшный люк, взвешивается и результаты записываются в журнал формы ТУ-126. Силикагель укладывается в котёл в зависимости от серии паровозов в следующем количестве: Л - 30 кг, Э - 24 кг, Е, ТЭ - 40 кг.
   В котлы паровозов, имеющих люк-лазы, дополнительно вводится спликагель на трех железных противнях (по 2-3 кг в каждом), и размещается па верхние ряды труб. О проделанной консервации делается отметка в акте ТУ-124. Кроме того, в будке машиниста на водопроводном кране вывешивается трафарет с надписью («законсервировано», число, месяц и год) и указанием количества мешочков и противней с силикагелем, введенных в котёл.

   14.6. Консервация котлов, не имеющих люка-лаза, раствором нитрита натрия с дополнительной укладкой силикагеля:

   14.6.1. Паровоз перед консервацией котла раствором нитрита натрия подготавливается в порядке, указанном в пункте 13 раздела IV настоящей Инструкции.

   14.6.2. Для консервации котлов в отдельном баке приготавливается раствор с содержанием 30% нитрита натрия, каустической соды и тринатрийфосфата по 0,7-0,8%. При приготовлении раствора температура воды должна быть 35-40°С.

   14.6.3. Подготовленный для консервации котёл полностью заполняется указанным в пункте 14.6.2 раздела IV настоящей Инструкции раствором, который выдерживается в нем от 24 до 36 часов.
   Раствор из котла выпускается в специальную емкость через шайбу с калиброванным отверстием диаметром 8 мм, установленным на спускном кране, и продолжается до тех пор, пока уровень его в котле не понизится до указателя низшего уровня воды по водомерному стеклу или уровня нижнего водопробного краника. Обнажение потолка огневой коробки и труб не допускается.
   Дальнейший выпуск раствора разрешается производить только тогда, когда с верхней цилиндрической части котла и потолка кожуха топки стекут последние капли раствора. Такой порядок выпуска раствора из котла устанавливается для того, чтобы стекающие капли раствора не смыли свежую нитритную пленку с верхнего ряда труб.

   14.6.4. Раствор нитрита натрия, выпускаемый из котла, собирается в тот же бак, в котором приготовлялся раствор для консервации котла для дальнейшего его использования. Бак с раствором нитрита натрия закрывается на замок и пломбируется.
   Повторное использование раствора нитрита натрия, слитого из котла, допускается с предварительной проверкой его концентрации и добавлением в бак при необходимости потребного количества нитрита натрия, каустической соды и тринатрийфосфата для доведения раствора до требуемой концентрации объема.

   14.6.5. При обращении с нитритом натрия, каустической содой и тринатрийфосфатом, а также с их раствором необходимо соблюдать особую предосторожность, как это предусмотрено при обращении с едкими и ядовитыми веществами.

   14.6.6. После спуска раствора из котла открываются нижние угловые люки на топочной раме, а также подбрюшные люки на цилиндрической части котла и через них удаляются остатки раствора из всех мест, где возможен его застой.

   14.6.7. В дальнейшем котёл подготавливается к искусственной осушке, как указано в пункте 13.8 раздела IV настоящей Инструкции.

   14.6.8. Искусственная осушка котла после спуска раствора нитрита натрия производится в соответствии с пунктом 14.3 раздела IV настоящей Инструкции. При осушке котла горячим воздухом должна быть обеспечена сохранность нитритной пленки на внутренних поверхностях котла и труб.

   14.6.9. Убедившись в качественной осушке котла, необходимо приступить к закладке в котёл мешочков с подготовленным в соответствии с пунктами 14.5.1, 14.5.2, 14.5.3 раздела IV настоящей инструкции силикагелем в следующем количестве:
   по четыре - по низу цилиндрической части через каждый подбрюшный люк;
   по два - на топочную раму в каждый нижний угловой люк;
   по два - на потолок огневой коробки через каждый верхний боковой люк кожуха топки;
   по одному подвешенному на крючке между стенками кожуха топки и огневой коробки в каждый промывательный люк и люк-пробку.

   14.6.10. Осмотр котла, законсервированного с применением нитрита натрия, проверка увлажнения и при необходимости замена силикагеля и их регистрация в журнале формы ТУ-126 должны производиться в сроки и порядке, предусмотренные настоящими Техническими указаниями, как для паровозов, консервируемых одним силикагелем.
   Элементы пароперегревателя консервируются после их продувки и искусственной осушки. Наружные поверхности элементов предохраняются от коррозии путем напыления смеси топочного мазута и ингибированного осевого масла или отработанным дизельным маслом с присадкой ингибитора коррозии, осуществляемого пульверизатором из огневой и дымовой коробки. Приготовление ингибированного масла осуществляется в соответствии с пунктом 8.1.6. раздела III настоящей Инструкции.


15. КОНСЕРВАЦИЯ ВОДЯНОГО БАКА ТЕНДЕРА

   15.1. Наружная поверхность водяного бака тендера должна быть очищена, загрунтована и окрашена.

   15.2. Палуба и стенки угольной ямы после тщательной очистки от изгари, пыли и ржавчины консервируются методом напыления смеси смазок ПВК ГОСТ 19537-74 и ПП95/5 ГОСТ 4113-48 или смеси топочного мазута с осевым маслом.

   15.3. Внутренняя поверхность водяного бака после промывки очищается от старой отслоившейся краски, ржавчины, просушивается, после чего окрашивается железным суриком. После консервации водяного бака тендера вентили водозапорных клапанов, спускные люки крышки горловин для набора воды плотно закрываются с дополнительным накрытием влагонепроницаемым материалом или специально изготовленными кожухами.


16. КОНСЕРВАЦИЯ УЗЛОВ И ДЕТАЛЕЙ ПАРОВОЗОВ

   16.1. До проверки котла на герметичность притирочные поверхности арматуры смазываются графитовой смазкой. Промазывается резьба нажимных гаек, пробок, вентилей и клапанов. После консервации вентилей клапаны плотно закрываются.

   16.2. Контрольные пробки заново заливаются применяемым для этих целей сплавом, испытываются, клеймятся.

   16.3. Предохранительные клапаны котла и цилиндров разбираются, осматриваются и консервируются графитовой смазкой. Чтобы не допустить поступления в котёл влажного воздуха, пружины незначительно затягиваются для плотного прижатия клапана к гнезду.

   16.4. Вода и эмульсионная смазка из пресс-масленки удаляются, трубки маслопроводов заполняются ингибированным рабочим маслом путем прокачки пресс-масленки до появления масла из контрольных отверстий обратных клапанов. Загрязненная и обводнённая смазка редуктора и картера машины углеподатчика заменяется. Вода из воздушных резервуаров, тормозных цилиндров, насосов, пылеловок, трубопроводов и других мест удаляется, трущиеся части смазываются графитовой смазкой.

   16.5. Рессоры, подвески и валики консервируются смесью топочного мазута с осевым маслом или окрашиваются, поршневые дышла снимаются, очищаются, подвергаются дефектоскопии и покрываются смесью топочного мазута с осевым маслом, после чего хранятся на паровозе. Сцепные дышла смазываются техническим вазелином, но оставляются в навешенном состоянии на паровозе.
   Дышловые масленки заполняются рабочей смазкой. Параллели, скалки и пальцы кривошипов, внутренняя поверхность цилиндров, золотники, поршни и скалки очищаются, смазываются техническим вазелином. Параллели и скалки закрываются мягким водонепроницаемым защитным кожухом.

   16.6. Песочница освобождается от песка, очищается внутри и окрашивается. Зольник и внутренняя поверхность дымовой коробки консервируются смесью топочного мазута с осевым маслом. Клапаны зольника плотно закрываются. Обшивка котла, будка, контробудка и наружные части тендера тщательно очищаются и окрашиваются. Дымовая труба, свисток, предохранительные клапаны, турбогенераторы освещения и автоматической сигнализации плотно закрываются кожухами от попадания влаги. Буферные фонари снимаются и хранятся на базах. Стекло прожектора закрывается щитом.

   16.7. Приборы автоматической сигнализации, блоки и пульты управления радиостанцией, скоростемеры, манометры снимаются с паровоза и хранятся в отапливаемом помещении на базах. Манометры подлежат поверке в установленном порядке.

   16.8. Буксы с роликовыми подшипниками тендеров консервируются, если после ревизии второго объёма паровоз выполнил пробег 30 тыс. км и более. При консервации вся смазка из передней полости буксы удаляется, заполняется до краев свежей консистентной рабочей смазкой ЖРО-М и устанавливается на место так, чтобы находящаяся в ней смазка запрессовывалась в подшипники. Если на буксе установлен специальный штуцер, смазка запрессовывается через него после снятия крышки и очистки передней полости буксы от старой смазки. Смазка запрессовывается до появления ее в переднем подшипнике. Буксы паровозов и тендеров с подшипниками скольжения заправляются ингибированным осевым маслом марок Л, 3 или С. Крышки букс тендеров пломбируются.

   16.9. Не реже одного раза в три месяца паровозы необходимо передвигать по железнодорожным путям базы на 1-2 оборота колеса для обновления смазочного слоя на подшипниках скольжения.

   16.10. После окончания всех работ на паровозе будка машиниста закрывается и пломбируется. Утепление с паровоза снимается и хранится в кладовых на базах.

   16.11. При консервации тормозного оборудования трущиеся узлы смазываются согласно требованиям инструкции по эксплуатации тормозов подвижного состава железных дорог.

   16.12. Продуваются воздушные резервуары. Спускные краники из воздушной системы оставляются в открытом положении. Наружные неокрашенные поверхности кранов машиниста и вспомогательного тормоза покрываются техническим вазелином.

   16.13. Турбогенератор осматривается со снятием крышки паровой части. Проверяется состояние регулятора оборотов. Турбинное колесо, пружина редуктора и паровое сопло консервируется осевым маслом, крышка устанавливается на место. Клеммы распределительного щитка очищаются от окиси и консервируются техническим вазелином. Проверяется сопротивление изоляции электропроводки, которое должно быть не менее 0,5 МОм.


17. ОБКАТКА ПАРОВОЗОВ ЗАПАСА МПС POCCИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   17.1. Обкатка паровозов производится в следующих случаях:
   при постановке в запас МПС России и в РД - после выхода их из заводского и подъемочного ремонтов;
   при нахождении в запасе МПС России и РД в сроки согласно настоящей Инструкции;
   после полного освидетельствования котла.


18. КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ КОТЛОВ И ВОДЯНЫХ БАКОВ ТЕНДЕРОВ

   18.1. Котлы и тендерные водяные баки паровозов запаса МПС России и РД подлежат следующим осмотрам:
   осмотр котла и тендерного бака перед постановкой в запас МПС России или РД;
   осмотр котла и тендерного бака после каждой очередной или внеочередной обкатки. Осмотры производятся комиссией в составе заместителя начальника локомотивного депо, ведающего вопросами ремонта (председатель), начальника базы запаса, приемщика локомотивов локомотивных депо, котельного мастера или бригадира и начальника химико-технической лаборатории локомотивного депо;
   осмотр котла и тендерного бака с проверкой состояния их консервации при годовом комиссионном осмотре. При годовом осмотре котлов паровозов запаса МПС России и РД котлы подвергаются обследованию с тщательной проверкой их технического состояния. При обследовании производится проверка относительной влажности воздуха в котле и увлажнения силикагеля.

   Результаты этих осмотров заносятся в журнал формы ТУ-126.
   Результаты проверки состояния внутренних поверхностей котлов, жаровых дымогарных труб и элементов пароперегревателя сравниваются с предыдущими результатами по записям в актах 'ГУ-124 и в журнале ТУ-126. Журнал хранится у начальника базы запаса, а при его отсутствии - у начальника локомотивного депо приписки паровозов. Эти лица контролируют правильность и своевременность ведения журнала.

   18.2. Состояние консервации котла проверяется по истечении одного месяца после консервации путем определения степени увлажнения силикагеля. Для этой цели открывается подбрюшный люк на цилиндрической части котла и угловой люк на топочной раме, через которые извлекаются по одному ранее взвешенному мешочку силикагеля. На мешочках производится отметка номера паровоза, из какой части котла они изъяты. Эти мешочки укладываются в герметически закрывающуюся тару и быстро доставляют к весам на базу запаса или химико-техническую лабораторию локомотивного депо и немедленно взвешиваются.
   Увлажнение силикагеля в процентах определяется путем деления величины привеса мешочка на первоначальный вес в граммах и умножение частного на 100.
   Для контроля этого приближенного способа оценки степени увлажнения силикагеля каждый пятый из таких мешочков после взвешивания направляется в химико-технологическую лабораторию локомотивного депо для определения по стандартной методике истинного содержания влаги в силикагеле.
   При постоянном совпадении величин увлажнения силикагеля, определенных ускоренным и стандартными способами, число контрольных анализов может быть уменьшается вдвое.

   18.3. При увлажнении силикагеля:
   до 10% замена его не производится;
   от 10 до 16% силикагель заменяется на просушенный;
   свыше 16% и наличие на стенках котла и трубах влаги котёл повторно искусственно просушивается горячим воздухом с последующей проверкой герметичности котла.

   18.4. При полном освидетельствовании котлов паровозов полностью снимается обшивка с потолка кожуха топки, удаляется изоляция и определяется состояние колпачков подвижных связей и анкерных болтов

   18.5. С целью недопущения увлажнения изоляции котлов и коррозийных повреждений металла, при очередных осмотрах и обкатках паровозов производится тщательная проверка состояния обшивы котлов. При обнаружении повреждения обшивы, она ремонтируется или заменяется.


19. ПОРЯДОК ВВОДА В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ПАРОВОЗОВ
ЗАПАСА МПС РОССИИ И РЕЗЕРВА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ

   19.1. Из котла, законсервированного силикагелем, вынимаются мешочки и противни, их количество сверяется с количеством заложенных при последней консервации паровоза.

   19.2. Навешиваются дышла и устанавливается на место всё снятое оборудование. Контрольные пробки осматриваются, испытываются на прессе, наносятся клейма и регистрируются в книге регистрации периодических освидетельствований контрольных пробок ТКУ-9. Предохранительные клапаны котла регулируются на пару и пломбируются. Манометры поверяются на прессе и при правильном их показании на внешней стороне стекла наносится дата проверки.

   19.3. Паровоз экипируется установленным для локомотивного депо способом. При температуре наружного воздуха ниже 0°С паровоз заправляется после предварительного обогрева котла до температуры не ниже 0°С.

   19.4. Маслопроводы от пресс-масленки до обратных клапанов заполняются рабочей смазкой согласно карте смазки путем прокачки пресс-масленки вручную до появления смазки в контрольных отверстиях в концах трубок маслопровода.

   19.5. Добавляется рабочая смазка в буксы паровоза, тендера, проверяется наличие смазки в масленках ползунов, валиках дымового и парораспределительного механизмов.

   19.6. Регулируются обороты турбогенератора, проверяется работа паровоздушных насосов и автотормозного оборудования.

   19.7. Паровоз осматривается, испытывается и выполняются работы в объеме профилактического осмотра согласно правилам ремонта паровозов. Выявленные неисправности устраняются.

   19.8. Паровоз вводится в эксплуатационную работу в установленном порядке.


V. ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПОСТАНОВКУ В ЗАПАС МПС РОССИИ
ЛОКОМОТИВОВ СЕРИЙ ВЛ22, ВЛ23, ВЛ8, ВЛ60, ТЭЗ, ТЭ7, ТЭ10Л, М62, ТЭМ1,
ВЫРАБОТАВШИХ УСТАНОВЛЕННЫЙ СРОК СЛУЖБЫ

   При постановке в запас МПС России локомотивов, выработавших установленный срок службы, в дополнение к настоящей Инструкции должны соблюдаться следующие условия:
   - время от производства последнего капитального ремонта КР-2 не должно превышать 12 лет для электровозов и 9 лет для тепловозов;
   - рама кузова локомотива не должна иметь трещин или требовать повторного усиления;
   - рама тележки локомотива не должна иметь трещин или требовать повторного усиления;
   - толщина бандажей колёсных пар должна быть не менее 50 мм для электровозов и 40 мм для тепловозов.

   Разрешается при консервации этих локомотивов не производить работы, предусмотренные в пункте 8.4.3 раздела III настоящей Инструкции.


  


ЦТ-775
 Инструкция по постановке, консервации и содержанию локомотивов и моторвагонного подвижного состава в запасе МПС России и резерве железной дороги
  Утверждено Заместителем министра путей сообщения  от 26.08.2000 г. № ЦТ-775-775