Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
 Технические средства железных дорог
 Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта
СОДЕРЖАНИЕ


 Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта

 Технические средства железных дорог

 Содержание

   От автора
   Введение

   Раздел I. ВАГОНЫ И ВАГОННОЕ ХОЗЯЙСТВО

   Глава 1. Подвижной состав железных дорог
   1.1. Общие требования к подвижному составу
   1.2. Габариты на железнодорожном транспорте
   1.3. Надежность подвижного состава

   Глава 2. Общие сведения о вагонах
   2.1. Назначение и классификация вагонов
   2.2. Основные элементы вагонов
   2.3. Технико-экономические характеристики вагонов
   2.4. Пассажирский парк вагонов
   2.5. Грузовой парк вагонов
   2.6. Система нумерации подвижного состава

   Глава 3. Колесные пары вагонов
   3.1. Назначение и устройство колесных пар вагонов
   3.2. Требования к содержанию колесных пар вагонов
   3.3. Техническое обслуживание колесных пар вагонов
   3.4. Неисправности колесных пар подвижного состава

   Глава 4. Буксы и рессорное подвешивание вагонов
   4.1. Назначение и типы букс вагонов
   4.2. Буксы с подшипниками скольжения
   4.3. Буксы с подшипниками качения (роликовыми подшипниками)
   4.4. Рессорное подвешивание

   Глава 5. Тележки вагонов
   5.1. Назначение и классификация тележек вагонов
   5.2. Тележки грузовых вагонов
   5.3. Тележки пассажирских вагонов
   5.4. Рамы вагонов

   Глава 6. Автосцепные устройства
   6.1. Автосцепное устройство
   6.2. Требования, предъявляемые к устройствам автосцепки

   Глава 7. Грузовые вагоны
   7.1. Назначение кузовов вагонов
   7.2. Изотермический подвижной состав
   7.3. Вагоны промышленного транспорта
   7.4. Контейнеры

   Глава 8. Пассажирские вагоны
   8.1. Кузова пассажирских вагонов
   8.2. Отопление и водоснабжение пассажирских вагонов
   8.3. Электрооборудование пассажирских вагонов
   8.4. Система вентиляции пассажирских вагонов, их кондиционирование

   Глава 9. Вагонное хозяйство
   9.1. Основные сооружения и устройства вагонного хозяйства
   9.2. Система технического обслуживания и ремонта вагонов
   9.3. Техническое обслуживание грузовых вагонов

   Глава 10. Автотормоза
   10.1. Назначение и классификация тормозов
   10.2. Тормозное оборудование вагонов
   10.3. Система тормозов. Виды тормозов
   10.4. Полное и сокращенное опробование тормозов
   10.5. Требования к тормозному оборудованию подвижного состава

   Раздел II. ЛОКОМОТИВЫ И ЛОКОМОТИВНОЕ ХОЗЯЙСТВО

   Глава 11. Общие сведения о тяговом подвижном составе
   11.1. Сравнение различных видов тяги
   11.2. Классификация тягового подвижного состава
   11.3. Основные требования к локомотивам и моторвагонному подвижному составу
   11.4. Локомотивный парк

   Глава 12. Электровозы
   12.1. Общие сведения об электрическом подвижном составе
   12.2. Механическая часть электроподвижного состава
   12.3. Электрическое оборудование электровозов постоянного тока
   12.4. Токоприемники
   12.5. Особенности устройства электровозов переменного тока
   12.6. Вспомогательные машины электровоза
   12.7. Системы управления ЭПС
   12.8. Электрические аппараты и приборы
   12.9. Электропоезда

   Глава 13. Тепловозы
   13.1. Общие понятия об устройстве тепловоза
   13.2. Основные технические характеристики тепловозов
   13.3. Основы устройства дизеля, принцип его работы
   13.4. Вспомогательное оборудование тепловоза
   13.5. Передачи тепловозов
   13.6. Электрические машины тепловоза
   13.7. Электрические аппараты тепловоза
   13.8. Экипажная часть тепловоза
   13.9. Газотурбовозы, турбопоезда, дизель-поезда, автомотрисы, дрезины, мотовозы

   Глава 14. Локомотивное хозяйство
   14.1. Технические средства локомотивного хозяйства
   14.2. Обслуживание локомотивов и организация их работы
   14.3. Экипировка локомотивов
   14.4. Система технического обслуживания и ремонта локомотивов

   Раздел III. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

   Глава 15. Общие сведения об электроснабжении электрифицированных железных дорог
   15.1. Электрифицированные дороги России
   15.2. Системы тока и напряжения контактной сети
   15.4. Тяговая сеть
   15.5. Эксплуатация устройств электроснабжения

   Раздел IV. СКЛАДЫ И КОМПЛЕКСНАЯ МЕХАНИЗАЦИЯ ПЕРЕРАБОТКИ ГРУЗОВ

   Глава 16. Транспортно-складские комплексы
   16.1. Назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов
   16.2. Назначение и классификация железнодорожных складов
   16.3. Устройство крытых складов
   16.4. Повышенные пути, эстакады и другие сооружения и устройства грузового хозяйства
   16.5. Санитарно-технические устройства складов, их освещение и средства связи
   16.6. Охранная и пожарная сигнализация и противопожарное оборудование
   16.7. Элементная и комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ
   16.8. Определение основных параметров складов
   16.9. Определение длины погрузочно-выгрузочных фронтов

   Глава 17. Тарно-упаковочные и штучные грузы
   17.1. Характеристика тарно-упаковочных и штучных грузов
   17.2. Общие понятия о транспортных пакетах
   17.3. Средства и способы пакетирования
   17.4. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с тарно-упаковочными и штучными грузами
   17.5. Автоматизированные склады и их оборудование
   17.6. Пункты сортировки мелких отправок

   Глава 18. Контейнеры
   18.1. Контейнерная транспортная система, ее технические средства
   18.2. Техническое оснащение контейнерных пунктов, комплексная механизация и автоматизация переработки контейнеров
   18.3. Определение вместимости и основных размеров контейнерной площадки
   18.4. Пункты переработки крупнотоннажных контейнеров

   Глава 19. Лесоматериалы
   19.1. Характеристика и способы хранения лесных грузов
   19.2. Перевозка лесоматериалов в пакетах
   19.3. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с лесными грузами
   19.4. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия

   Глава 20. Металлы и металлопродукция
   20.1. Условия хранения металлов и металлоизделий
   20.2. Схемы комплексной механизации

   Глава 21. Грузы, перевозимые насыпью и навалом
   21.1. Характеристика грузов
   21.2. Склады для хранения грузов, перевозимых насыпью и навалом
   21.3. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ с грузами, перевозимыми насыпью и навалом
   21.4. Комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ и складских операций с цементом, минеральными удобрениями и другими пылевидными и химическими грузами
   21.5. Требования техники безопасности

   Глава 22. Наливные грузы
   22.1. Характеристика наливных грузов
   22.2. Склады нефтепродуктов
   22.3. Налив и слив груза

   Глава 23. Зерновые (хлебные) грузы
   23.1. Качественная характеристика грузов
   23.2. Склады для хранения
   23.3. Комплексная механизация погрузки и выгрузки зерна

   Раздел V. СРЕДСТВА МЕХАНИЗАЦИИ

   Глава 24. Общие сведения о погрузочно-разгрузочных машинах и устройствах
   24.1. Классификация погрузочно-разгрузочных машин и устройств
   24.2. Производительность и потребный парк погрузочно-разгрузочных машин

   Глава 25. Простейшие механизмы и устройства
   25.1. Средства малой механизации и простейшие приспособления
   25.2. Грузоподъемные устройства
   25.3. Механические тележки

   Глава 26. Погрузчики
   26.1. Классификация погрузчиков
   26.2. Электропогрузчики
   26.3. Автопогрузчики
   26.4. Рабочее оборудование погрузчиков
   26.5. Специальные вилочные погрузчики
   26.6. Ковшовые погрузчики
   26.7. Определение мощности привода и производительности электропогрузчиков

   Глава 27. Краны
   27.1. Классификация кранов
   27.2. Краны мостового типа
   27.3. Стреловые краны
   27.4. Кабельные краны
   27.5. Устойчивость кранов
   27.6. Грузозахватные приспособления к кранам
   27.7. Определение мощности приводов и производительности крана
   27.8. Подъемники

   Глава 28. Машины и механизмы непрерывного действия
   28.1. Назначение и классификация конвейеров
   28.2. Ленточные конвейеры
   28.3. Конвейеры с цепным тяговым органом
   28.4. Винтовые и инерционные конвейеры
   28.5. Элеваторы
   28.6. Механические погрузчики непрерывного действия
   28.7. Пневматические и гидравлические установки

   Глава 29. Специальные вагоноразгрузочные машины и устройства
   29.1. Вагоноопрокидыватели
   29.2. Машины с подъемным элеватором для разгрузки полувагонов и платформ
   29.3. Машины для очистки вагонов и рыхления смерзшихся грузов

   Глава 30. Техническое обслуживание и ремонт погрузочно-разгрузочных машин
   30.1. Технический надзор и содержание погрузочно-разгрузочных машин и устройств
   30.2. Основные положения о планово-предупредительном техническом обслуживании и ремонте погрузочно-разгрузочных машин

   Глава 31. Технико-экономическое сравнение вариантов механизации погрузочно-разгрузочных работ
   31.1. Принципы сравнения вариантов
   31.2. Капитальные вложения
   31.3. Эксплуатационные расходы и себестоимость переработки грузов

   ПРИЛОЖЕНИЕ

   Список литературы


 ОТ АВТОРА

   Учебник написан в соответствии с требованиями программы дисциплины «Технические средства железных дорог» по специальности Организация перевозок и управление движением на железнодорожном транспорте для техникумов и колледжей МПС России. Для выполнения перевозочного процесса железные дороги имеют технические средства, состоящие из подвижного состава, железнодорожных сооружений и устройств, к которым относятся:
   — железнодорожный путь с необходимым путевым развитием на раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформирования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;
   — сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажиров;
   — устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;
   — устройства автоматики, телемеханики и связи для обеспечения безопасности движения поездов и ускорения производственных процессов;
   — сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и вагонов;
   — устройства электроснабжения, включая тяговые подстанции и контактную сеть на электрифицированных линиях;
   — устройства водоснабжения;
   — устройства материально-технического снабжения.

   В книге рассмотрены:
   — общие требования к подвижному составу железных дорог России;
   — назначение и типы грузовых и пассажирских вагонов;
   — основные элементы вагонов, их назначение и устройство;
   — назначение и классификация тормозов подвижного состава;
   — классификация локомотивов, их назначение и устройство;
   — система электроснабжения железных дорог и требования, предъявляемые к устройствам электроснабжения;
   — назначение и техническое оснащение транспортно-складских комплексов;
   — типы складов и их назначение;
   — комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ при переработке различных грузов;
   — классификация, назначение и устройство различных погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, области их применения.

   Представлены технические характеристики универсальных и специализированных вагонов, вагонов промышленного транспорта, локомотивов, машин и механизмов, используемых при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
   Приведенные формулы рекомендуется использовать при выполнении практических работ по данной дисциплине, а также при выполнении расчетов по дипломному проектированию.
   Вопросы, отражающие структуру управления на железнодорожном транспорте, рекомендуется преподавателям давать самостоятельно с учетом проводимой реорганизации (на момент изложения данного материала).
   Автор выражает благодарность за объективную оценку рукописи учебника рецензентам — заместителю руководителя Департамента грузовой и коммерческой работы МПС России А.А. Годовикову, кандидату технических наук, доценту кафедры «Управление эксплуатационной работой» Российского государственного открытого технического университета путей сообщения А.М. Орлову, заместителю начальника технического отдела Брянского филиала ФГУП «Московская железная дорога» А.И. Бадееву, преподавателю Санкт-Петербургского техникума железнодорожного транспорта Е.П. Кудрявцевой.


ВВЕДЕНИЕ

   Наша страна располагает мощной транспортной системой, в состав которой входит несколько взаимодействующих видов современного транспорта. Основу транспортной системы составляет железнодорожный транспорт, обладающий огромным перевозочным потенциалом. Железные дороги способны осуществлять регулярные перевозки грузов и пассажиров на различные расстояния, независимо от времени года и суток, при любых погодных и климатических условиях при безусловном обеспечении безопасности движения, сохранности перевозимых грузов и безопасности пассажиров.
   История развития Российских железных дорог начинается с момента открытия в 1837 г. первой однопутной железной дороги общего пользования протяженностью 27 км между Петербургом и Царским Селом. Дорога не имела существенного экономического значения, однако показала целесообразность и возможность применения в России нового вида транспорта (для того времени) — железнодорожного. Крупнейшим достижением русского инженерного искусства была постройка в 1851 г. Петербурго-Московской железной дороги — первой по длине двухпутной магистрали в мире протяженностью 650 км.
   Отмена в 1861 г. крепостного права и последующие экономические реформы обусловили необходимость создания в России эффективной транспортной системы, которая бы способствовала развитию промышленности и сельского хозяйства, освоению новых районов и укреплению связей между ними. В этот период времени началось формирование железнодорожной сети. Были построены железные дороги: Московская, Транссибирская, Закаспийская, Мурманская; в Европейской части страны была создана разветвленная сеть железных дорог в единой технологической системе. К началу ХХ века по протяженности железных дорог Россия занимала второе место в мире. Важнейшим этапом в развитии сети железных дорог России стало строительство Великой Транссибирской магистрали (в период с 1891 по 1916 гг.), протянувшейся от Урала до Тихого океана.
   На всех этапах развития железнодорожного транспорта изменялось его техническое оснащение. Основным тяговым подвижным составом на сети дорог России до 1920-х гг. ХХ века были паровозы. В 1924 г. было освоено производство первого в мире отечественного тепловоза с электрической передачей Щэл-1, а в 1932 г. был выпущен первый советский электровоз постоянного тока ВЛ19, построенный на Московском заводе «Динамо».
   В 1926 г. были электрифицированы первые пригородные участки железных дорог в Москве и Баку, а к 1940 г. электрифицировано было уже 1870 км железнодорожных линий.
   В России первые серийные грузовые вагоны начали выпускать в 1846 г. Они были четырехосными на двух двухосных тележках, но рамы и кузова вагонов были деревянными, что значительно снижало их грузоподъемность, поэтому было решено перейти на бестележечные двухосные вагоны. С 1928 г. промышленность начинает выпуск четырехосных грузовых вагонов. Только в 1965 г. двухосные вагоны были исключены из обращения на железных дорогах нашей страны.
   В 1930—1940 гг. создаются и внедряются автосцепка СА-3 и пневматические тормоза отечественных конструкций. В 1940 г. половина вагонного парка была оборудована автосцепкой, а новые вагоны выпускались только с такой автосцепкой. Одновременно развернулось строительство четырехосных пассажирских вагонов.
   В годы Великой Отечественной войны и послевоенный период железнодорожный транспорт прошел большой и сложный путь военных потрясений, разрухи и восстановления. Послевоенная реконструкция железнодорожного транспорта осуществлялась на основе широкого внедрения электрической и тепловозной тяги, обновления парка подвижного состава, усиления железнодорожного пути, механизации работы сортировочных станций, внедрения новейших средств автоматики, телемеханики и связи.
   Локомотивный парк регулярно обновляется за счет внедрения электровозов ВЛ23, ВЛ60, ВЛ80 (различных модификаций), ВЛ65, тепловозов ТЭ2, ТЭ3, 2ТЭ10Л, ТЭП60 и др. Вагоностроительные заводы выпускают новые четырехосные, восьмиосные грузовые вагоны, увеличивается парк специализированных вагонов и контейнеров. К 1957 г. весь вагонный парк оборудуется автосцепкой, а к 1959 г. — автотормозами. Значительная доля грузовых вагонов производится с металлическим кузовом.
   В настоящее время протяженность Российских железных дорог составляет 86 тыс. км. Основными задачами железнодорожного транспорта являются: обеспечение перевозочного процесса и сокращение транспортных затрат, а также ускорение доставки груза от производителя к потребителю при условии обеспечения сохранности перевозимых грузов, сокращение времени поездки пассажиров при улучшении комфортности поездки и культуры обслуживания.
   Для совершенствования работы железнодорожного транспорта разработана Комплексная программа реорганизации отрасли на период до 2010 г. Важной составной частью данной программы являются подпрограммы «Локомотивы» и «Грузовые вагоны», которые предусматривают системный подход к обеспечению нарастающих объемов перевозок тяговыми и вагонными ресурсами. Эксплуатируемые сегодня на сети дорог локомотивы и грузовые вагоны построены по техническим требованиям 1960-х гг. и по существу являются подвижным составом старого поколения, для которого характерны высокие затраты на обслуживание и ремонт, а также недостаточный уровень надежности.
   При освоении современных технологий по выпуску локомотивов (тепловозов и электровозов) нового поколения предусмотрено увеличение мощности тяговых двигателей, срока службы, пробега до списания, а также использование микропроцессорных систем управления с энергооптимальным автоведением и диагностикой, а для вагонов нового поколения — повышение грузоподъемности, конструктивной скорости, срока службы. Для локомотивов и вагонов нового поколения предусмотрено увеличение межремонтного пробега.
   Основой для разработок подвижного состава нового поколения является принцип модульной компоновки с рациональной унификацией узлов и систем, снижающей стоимость этой техники и ее разработки. Локомотивы и грузовые вагоны нового поколения следует создавать на основе унифицированных базовых проектов. Базовыми электровозами нового поколения должны стать опытные электровозы ЭП10 и ЭП200, созданные в последние годы отечественной промышленностью. Производство шестиосного электровоза ЭП10 двойного питания осваивается совместно с фирмой «Адтранц» (Швейцария). Проверенные на этом локомотиве решения по двум системам тока (3 кВ постоянного и 25 кВ переменного) станут основой для электровозов переменного и постоянного тока.
   Электровоз ЭП200 создан на Коломенском локомотивостроительном заводе на базе экипажной части тепловоза ТЭП80, испытанной на скорости более 270 км/ч и показавшей вдвое меньшее динамическое воздействие на путь по сравнению с электровозом ЧС200. На этой основе будут позднее созданы мощные скоростные электровозы с максимальной скоростью до 250 км/ч.
   Ведется работа по созданию и освоению выпуска конструкций для грузовых вагонов нового поколения. Разрабатываются конструкционные материалы для кузовов вагонов нового поколения в соответствии с родом перевозимого груза и специализацией вагонов. Исследуются направления повышения хладостойкости и трещиностойкости стального литья для тележек грузовых вагонов. Произведена выплавка опытных образцов стали и оценено влияние содержания углерода и легирующих элементов в ней. Выпущена уже опытная партия вагонных осей из непрерывно литой вакуумированной стали.
   На Уралвагонзаводе изготовлено два опытных полувагона нового поколения: с глухим кузовом и универсальный. На Брянском машиностроительном заводе построена скоростная платформа (на 140 км/ч) для перевозки двух 40-футовых контейнеров на направлении Находка—Москва—Брест. На Великолукском локомотиворемонтном заводе работают над созданием хопперов для инертных строительных материалов и окатышей с новыми разгрузочными устройствами.
   Для выполнения требований по сохранности перевозок грузов, механизации погрузочно-разгрузочных работ используются специализированные вагоны и современные средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ.  


Гундорова Е.П.
Технические средства железных дорог:
Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта

   Дано описание основных устройств вагонов, электровозов, тепловозов; приведены основные сведения о системах обслуживания и ремонта подвижного состава; сооружениях и устройствах вагонного и локомотивного хозяйства, а также о системе электроснабжения железных дорог. Изложены вопросы комплексной механизации переработки различных грузов, их типовые схемы. Рас- смотрены простейшие приспособления, устройства, машины и механизмы, используемые для переработки различных грузов.
   Предназначен для студентов техникумов и колледжей железнодорожного транспорта, будет полезен также специалистам в области организации перевозочного процесса.

 УДК 629.4+0.75+621.331+0.75+656.2.073.28(0.75)
 ББК 39.22
 Г 948


Технические средства железных дорог::
 Учебник для техникумов и колледжей ж.-д. транспорта