|
|
||||||||||||||||||||
Тел: +7(391)254-8445
|
Статьи
технической тематики из периодических изданий
|
Показатель | 1970–1980 | 1981–1990 | 1991–2000 | 2001–2014 |
Число крупных терактов | 2 | 3 | 9 | 5 |
Потери: всего | 312 | 348 | 4609 | 25497 |
Потери: — в среднем на один теракт — в среднем за год |
156 28 |
116 35 |
512 461 |
5099 (194) 1821 (60) |
Примечание: в скобках указаны потери без учета последствий теракта 11 сентября 2001 г. в США.
Источник: рассчитано автором на основе данных сайта [16].
Все более активно проявляют себя негосударственные и международные институты (например, Бильдерберский клуб, Система глобальной идентификации юридического лица Global Legal Entity Identifi cation System), способные регулировать законодательные, финансовые, экономические и некоторые другие протекающие в мире изменения в своих интересах и в пользу своих членов и спонсоров7. Так, на заседаниях Бильдерберского клуба высказывается недовольство позицией и действиями президента России8, строительством газопровода «Южный поток», расширением Шанхайской организации сотрудничества, стремлением России объединить страны Азии и т.д.
«Клуб особо беспокоит отстаивание Россией «неприкосновенности государственного суверенитета». Другой проблемой для Бильдербергского клуба является вопрос о том, как именно следует бороться с «российской воинственностью» в отношении окружающих Россию американских баз и противоракетной обороны США, боеголовки которой нацелены на Москву. Прямолинейное путинское “no way Jose”9 повысило градус сразу на несколько делений» [19].
7 См., например, интервью С.Н. Сильвестрова журналу «Мир
новой экономики» [18].
8 «Как откровенно признал один европейский член клуба, “на
мировой арене Путин, безусловно, является одним из наиболее
грозных противников наших планов”» [19].
9 «Нет, нет и еще раз нет!» (англ., сленг).
Особые и пока неизученные угрозы таят в себе возрастающая скорость происходящих повсюду изменений, увеличивающаяся неопределенность их возникновения и последствий.
Полагаю, что кроме перечисленных выше, уже проявивших себя реально существующих угроз, в новой Стратегии желательно назвать и потенциальные угрозы, появление которых возможно (вероятно) в период действия Стратегии. Их следует выявлять заблаговременно (вероятные), классифицировать и ранжировать, оценивать взаимное влияние и синергетические эффекты. Этим надо заниматься специально; разработать соответствующий инструментарий поиска и отбора информации, ее обработки, классификации, ранжирования и оценки угроз.
Знание источников угроз и указание на них в Стратегии необходимо для мониторинга и своевременной нейтрализации угроз. От угроз надо не только защищаться, но и в упреждающем порядке устранять источники их возникновения. Особое внимание следует обратить на изучение новейших латентных инструментов разрушения (сдерживания развития) экономики страны в условиях мирного времени. Это, по сути, экономическое оружие уже применяется, но пока не имеет своего названия и не запрещено никакими международными организациями и договорами.
Цели защиты. Статья 35 Стратегии 2009 г. гласит: «Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе».
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности применительно к экономическому росту в Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года определены «вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах» (Ст. 53).
В выступлении на заседании Совета безопасности по вопросам обеспечения суверенитета и
территориальной целостности России 22 июля
2014 г. президент Российской Федерации В. В. Путин назвал несколько приоритетных задач [20]:
- «последовательная работа по укреплению
межнационального согласия, грамотная миграционная политика, жесткое реагирование на факты
бездействия должностных лиц или преступления,
которые могут быть спровоцированы конфликтами на межнациональной почве»;
- «защита конституционного строя»;
- «устойчивое и сбалансированное экономическое и социальное развитие. При этом принципиально важно учитывать территориальный,
региональный фактор. Речь идет о том, что нам
нужно обеспечить опережающее развитие стратегически важных регионов, в том числе на Дальнем
Востоке и на других территориях и одновременно
добиваться сокращения резких разрывов между
субъектами Федерации по состоянию экономической базы, по качеству жизни людей».
Считаю, что выстраивание надежной системы национальной безопасности должно сопровождаться повышением уровня благосостояния граждан. Отсутствие роста и тем более падение последнего допустимо лишь в крайнем случае и на как можно меньший срок. Думаю, что эту цель следует включить в текст Стратегии.
Применительно к субъектам Российской Федерации стратегическими целями в рассматриваемой области могут выступать укрепление их экономического потенциала, достижение устойчивого роста и на этой основе — повышение уровня и качества жизни населения.
Защищающие и их ответственность. Достижение поставленных целей в обществе зависит от качества управления и профессионализма лиц, занятых реализацией целей. Поэтому в Стратегии желательно охарактеризовать систему организации выполнения сформулированных в ней целей; институты, механизм и инструменты управления; ответственных за реализацию целей, обеспечение безопасности каждого защищаемого объекта, их права и обязанности. В Законе о безопасности 1992 г. эти аспекты частично затрагивала ст. 2 «Субъекты обеспечения безопасности». Глава 2 Закона о безопасности 2010 г. устанавливает полномочия федеральных органов государственной власти, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности.
В Стратегии 2009 г. субъектами обеспечения
национальной безопасности названы военные и
правоохранительные структуры, органы государственной власти, институты гражданского общества. Координатором работы этих органов выступает Совет безопасности Российской Федерации.
Их защитные действия могут быть:
1) превентивными — осуществляются в упреждающем порядке, до реализации угроз;
2) реактивными — осуществляются во время
реализации угроз;
3) рекреационными — устраняют последствия
реализации угроз и восстанавливают функционирование объекта.
Перед субъектами обеспечения национальной
безопасности могут стоять следующие задачи:
- защита объекта;
- защита выполняемых объектом функций;
- защита объекта и выполняемых им функций.
В новой стратегии этим вопросам можно посвятить отдельный раздел: «Силы и средства обеспечения национальной безопасности».
Коллективная защита. Опыт последних лет,
начиная с разрушения Социалистической Федеративной Республики Югославии, показывает, что
как военные, так и невоенные действия против
неугодного некоторым странам (стране) государства осуществляются совместно и одновременно
группой стран.
Тем самым они, во-первых, осуществляют международную изоляцию атакуемого
государства.
Во-вторых, обеспечивают огромный
перевес в соотношении сил с этим государством.
В-третьих, одновременно распределяют затраты
на борьбу с ним и потери от этой борьбы между
собой, тем самым уменьшая для каждой страны альянса собственное бремя борьбы. Последнее
позволяет развивать экономику и не вызывать недовольства населения как борьбой, как и обуславливаемыми ею экономическими невзгодами.
На коллективные действия следует давать коллективный ответ: целесообразно для выявления угроз в целях нейтрализации и обеспечения безопасности привлекать союзников в лице других государств, международных организаций, хозяйствующих субъектов и т.д. То есть искать союзников и создавать систему коллективной защиты. «Рост угроз в современном мире, — сказал в интервью газете «Коммерсант» секретарь Совета безопасности РФ Н. П. Патрушев, — требует совместных усилий разных стран для противодействия вызовам безопасности. В одиночку с ними не справиться» [21].
В Законе о безопасности 2010 г. международное сотрудничество в целях обеспечения безопасности отмечено как составная часть деятельности по обеспечению безопасности (Ст. 3), в статье 7 перечислены основные цели международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Возможно, дополнение о коллективной защите следует вставить в подраздел 9 «Стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство» раздела IV «Обеспечение национальной безопасности».
Понятийный аппарат. Для обеспечения системности и взаимосвязи понятий «безопасность», «защищенность» и «угроза», возможно, стоит несколько изменить данное в Законе Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-I понятие национальной безопасности и дать следующую группу определений в п. 6 Стратегии.
Национальная безопасность — защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, позволяющая обеспечить конституционные права, свободы, высокое качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, ее надежную обороноспособность.
Защищенность — состояние, исключающее (полностью или частично) возможность нанесения ущерба личности, обществу и государству, конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
Угроза национальной безопасности — состояние и изменение международной обстановки и ситуации внутри страны, межгосударственных и внутригосударственных отношений, которые способны нанести ущерб личности, обществу и государству, конституционным правам, свободам, качеству и уровню жизни граждан, суверенитету, территориальной целостности и устойчивому развитию Российской Федерации, ее обороноспособности.
Индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности. В число показателей уровня национальной
безопасности, предназначенных для ее оценки
(Ст. 114 Стратегии 2009 г.), предлагаю добавить
следующие:
- состояние государственного бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской
Федерации;
- соотношение объемов инвестиций в экономику страны из внутренних и внешних источников;
- доля импорта товаров из специально выбранного перечня в общем объеме потребления в
стране этих товаров.
Мониторинг. При мониторинге состояния и прогнозировании уровня безопасности представляется целесообразным выделять следующие уровни защищенности объекта (группы объектов, системы).
Исходный — то есть уже имеющийся, существующий уровень.
Желаемый — уровень, к которому стремятся.
Достижимый — уровень, который позволяет иметь доступные средства, меры и механизмы осуществления защиты.
Достигнутый — уровень, полученный в результате выполнения намеченных мер и проведения задуманных мероприятий.
В новой Стратегии все сказанное определяет
структуру подразделов самого большого раздела
IV «Обеспечение национальной безопасности»10:
1) защищаемый объект;
2) угрозы, от которых объект следует обезопасить;
3) источники этих угроз;
4) цель защиты;
5) защищающие и их ответственность;
6) силы, средства, приемы, методы защиты; условия и время их
применения;
7) индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности;
8) мониторинг угроз и обеспечения безопасности.
Материал пунктов 6 и 7 полностью или частично может быть закрытым.
10 В Стратегии 2009 г. он содержит 70 статей из 114 (61%).1%).
Приложение
Перечень внутренних и внешних угроз Российской Федерации есть и в ряде государственных доктрин (cм., например: [22], [23]). Читатель найдет их также в научных работах, посвященных вопросам экономической безопасности.
1. Равноправие без торга // Российская газета.
Федеральный выпуск. 2015. № 145. С. 2.
2. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446–1. URL:
http://base.garant.ru/10136200/.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г.
№ 390-ФЗ «О безопасности». URL:
http://www.rg.ru/2010/12/29/bezopasnost-dok.html/.
4. Государственная стратегия экономической
безопасности Российской Федерации (Основные положения) (Одобрена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996 г. № 608). URL:
http://www.scrf.gov.ru/documents/23.html
(дата обращения: 17.02.2011 г.).
5. Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года. URL:
http://www.scrf.gov.ru/documents/99.htm.
6. Купрещенко Н. П. Экономическая безопасность: Учебное пособие. М.: Академия экономической безопасности МВД России,
2005. 228 с.
7. Клепач А. Н. Международные санкции и ответные меры: возможен ли позитив для российской экономики? Заседание диспут-клуба Ассоциации независимых центров экономического анализа // Мир новой экономики.
2015. № 1. С. 6–12.
8. Экономические санкции США и Евросоюза в отношении Российской Федерации
и ее ответные меры. URL: http://refleader.ru/rnaqasyfsbew.html (дата обращения:
10.04. 2015 г.).
9. Казанцев С. В. Защищенность экономики
регионов России. Новосибирск: ИЭОПП СО
РАН, 2014. 180 с.
10. Казанцев С. В. Три угрозы современной экономике России. Новосибирск: ИЭОПП СО
РАН, 2013. 52 с.
11. Егоров И. Блок нам в помощь // Российская газета. Федеральный выпуск. 2015. № 112. С. 2.
12. Елисеев И. Забил я цифрой пушку туго // Российская газета. Неделя. 2013. № 109. С. 26.
13. Баженова Е. С. Миграционная ситуация в приграничных районах КНР: перспективы миграции в регионы Сибири и дальнего Востока России // Миграционное право.
2014. № 2. С. 27–31.
14. Самая интересная история в истории человечества // Аргументы недели. 2014. № 14.
С. 1, 8–10.
15. The Global Terrorism Index 2014. Measuring and Understanding the Impact of Terrorism. Institute for Economics and Peace.
2014. 91 р. URL: http://www.slideshare.net/pierre969/global-terrorism-index-report-2014 (дата обращения: 08.07.2015 г.).
16. Worst terrorist acts from 1970 to 2014, by insured property losses (in 2013 million
U. S. dollars)» // URL: http://www.statista.com/statistics/216901/insured-property-losses-due-to-terrorist-acts/ (дата обращения:
08.07.2015 г.).
17. Встреча с представителями государств БРИКС, курирующими вопросы безопасности. 26.05.2015. URL: http://www.scrf.gov.ru/news/906.html. (дата обращения:
01.06.2015 г.).
18. Выбор в условиях глобальной неопределенности // Мир новой экономики. 2015. № 2.
С. 6–19.
19. Daniel Estulin. Bilderberg Report 2012 // URL:
http://www.danielestulin.com/bilderbergreportinforme-2012/.
20. Стенограмма выступления президента . URL:
http://www.kremlin.ru/events/president/news/46305.
21. «За дестабилизацией Украины скрывается попытка радикального ослабления России».
Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев о главных угрозах для безопасности России //Коммерсант.ru — 22.06.2015 г. URL:
http://www.kommersant.ru/doc/2752250.
22. Доктрина продовольственной безопасности РФ (Утверждена Президентом Российской Федерации Д. Медведева 30 февраля 2010 г.
№ 120). URL: http://text.document.kremlin.ru/SESSION/PILOT/main.htm. (дата обращения: 30.01.2014 г.).
23. Доктрина информационной безопасности
РФ (Утверждена Президентом Российской
Федерации В. Путиным 9 сентября 2000 г.,
№ Пр-1895). URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/5.html.
КАЗАНЦЕВ СЕРГЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
О новой Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
Журнал "МИР НОВОЙ ЭКОНОМИКИ"