|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тел: +7(391)254-8445
|
Статьи
технической тематики из периодических изданий
|
№ | Название центра | Год основания |
1 | Academia Sinica | 1928 |
2 | Institute of International Relations | 1953 |
3 | Ricci Institute of Taipei | 1966 |
4 | Taiwan Economic Development and Research Academy | 1970 |
5 | Industrial Technology Research Institute of Taiwan | 1973 |
6 | Science & Technology Policy Research and Information Center | 1974 |
7 | World Economics Society | 1974 |
8 | Taiwan Institute for Economic Research (TIER) | 1976 |
9 | Institute for Information Industry | 1979 |
10 | Society For Strategic Studies | 1979 |
11 | Sun Yat-Sen Institute for Social Sciences and Philosophy | 1981 |
12 | Taiwan Construction Research Institute | 1981 |
13 | Chung-Hua Institution for Economic Research (CIER) | 1981 |
14 | 21st Century Foundation 1988 | 1988 |
15 | Institute of National Policy Research | 1989 |
17 | Mainland Affairs Council | 1991 |
18 | Chinese Council of Advanced Policy Studies | 1992 |
19 | Foundation on International and Cross-Strait Studies | 1994 |
20 | Taiwan Research Institute | 1994 |
21 | National Health Research Institute | 1995 |
22 | Cross-Strait Interflow Prospect Foundation | 1997 |
23 | Taiwan Security Research | 1997 |
24 | European Union Study Association-Taiwan 1998 | 1998 |
25 | Taiwan Watch Institute | 1998 |
26 | Asian Barometer Survey | 2000 |
27 | National Policy Foundation | 2000 |
28 | Taiwan Think tank | 2000 |
29 | Taiwan Advocates | 2001 |
30 |
Southern Think Tank | 2002 |
Практически все из выявленных «мозговых центров» Тайваня в качестве канала своего влияния рассматривают исследовательскую и издательскую деятельность. Анализ веб-сайтов центров указывает на факт пристального внимания именно к этому роду деятельности. 21 из 30 мозговых центров «зарабатывают» себе известность путем распространения статей, книг, научных докладов. 7 из 30 центров на постоянной основе организуют специальные мероприятия по продвижению результатов своей деятельности. Реже используются средства массовой информации, периодические журналы, пресс-релизы. В целом на издательскую продукцию ложится львиная доля результатов деятельности аналитических центров Тайваня, что в свою очередь детерминирует специфическую целевую аудиторию. Аудитория главным образом состоит из ученых, политиков и высокообразованных людей, которые готовы и способны «потреблять» интеллектуальный продукт «мозговых центров».
Большинство тайваньских центров готовы предоставить анали- тику и экспертное заключение своим клиентам по различным темам. 26 центров сосредоточили свое внимание на проблеме взаимоотношений со своим соседом на континенте, т.е. с КНР. 11 центров сосредоточились на внутриэкономической проблематике, а 9 центров свое внимание отдают вопросам международной торговли.
Региональные исследования, социальная политика, и внутренняя политика также играют немаловажную роль в приоритетах «мозговых центров» острова. Сегодня 8 исследовательских центров сконцентрировались на региональных исследованиях, 7 на социальной политике, а также 6 сделали акцент на внутриполитических вопросах. Только 2 «мозговых центра» уделяют внимание международным отношениям и окружающей среде.
Особое внимание в проблематике «мозговых центров» Тайваня отводится теме диалога с КНР по причине того, что напряженные отношения между Тайванем и КНР сохраняются и по настоящий день. Нынешнее руководство в лице президента Ма Инцзю всячески поощряет работу аналитических центров в этом стратегически важном для острова направлении. Избрание Ма Инцзю в 2008 году президентом Тайваня способствовало быстрому улучшению отношений между Тайванем и материковым Китаем. По инициативе Ма было впервые установлено прямое чартерное авиасообщение между Тайванем и Китаем, Тайвань был открыт для туристов из КНР, были ослаблены ограничения на тайваньские инвестиции в китайскую экономику и приняты меры, которые могут позволить инвесторам из КНР покупать активы тайваньских компаний. Он также неоднократно подчеркивал, что Гоминьдан продолжает выступать за статус-кво, и говорил, что его партия поддерживает политику единого Китая. Эксперты из «мозговых центров» практически единодушны во мнении, что националистическая администрация Ма Инцзю проводит политику по снижению уровня военного противостояния в Тайваньском проливе, а также выступает за максимально долгое сохранение нынешнего «специфического» статуса Тайваня и дальнейшее развитие в этих условиях крайне выгодных торгово–экономических связей с КНР. «За период с 1998 по 2008 гг. эти связи уже достигли впечатляющих масштабов. Объём двусторонней торговли возрос с 10 до 100 млрд. долл., а доля в нём экспорта Тайваня держится на уровне 70%, что особенно важно для тайваньской (экспортно-ориентированной) экономики. Оценки прямых инвестиций Тайваня в Китае колеблются (в зависимости от степени учёта «теневых» денежных потоков) в пределах 50-150 млрд. долл. Это означает, что тайваньская доля в иностранных инвестициях в китайскую экономику может находиться в пределах 8-25%. В целом КНР занимает первую строчку в списке торгово-экономических партнёров Тайваня (на втором и третьем местах находятся Япония и США). Вклад Китая во внешний товарооборот Тайваня сегодня составляет 20%.» [2].
К группе влиятельных «мозговых центров» по теме «диалога через пролив» можно отнести «Фонд Проспект» («Cross-Strait Interflow Prospect Foundation»), который был основан 3 марта 1997 года [9]. Фонд является некоммерческим, частным научно-исследовательским учреждением в области исследований отношений между Тайванем и КНР, в области внешней политики и глобальных проблем современности, а также в сфере международной безопасности. Фонд стремится быть востребованным правительством острова в качестве исследовательской лаборатории по проблеме отношений в тайваньском проливе. Фонд содействует развитию сотрудничества и научному обмену с ведущими аналитическими центрами по всему миру, в том числе в материковом Китае. «Совет по делам материкового Китая» (Mainland Affairs Council) является еще одним примером аналитического центра, который исследует отношения в Тайваньском проливе [10]. Его цель заключается в предоставлении политического анализа по вопросу отношений между Китаем и Тайванем в правительство острова. Другой из его целей является оказание помощи правительству в поддержании стабильных и мирных отношений с материком.
Иные аналитические центры концентрируют внимание на вопросах безопасности в проливе. В отличие от «мозговых центров», которые выбирают дипломатические аспекты отношений между Тайванем и КНР, мозговой центр «Taiwan Security Research» генерирует и распространяет информацию, которая имеет отношение к военной безопасности Тайваня и вопросам региональной безопасности [11]. Есть даже некоторые мозговые центры, такие как «Taiwan Advocates», ведущие исследования по проблеме безопасности в проливе, но при этом активно пропагандирующие идею национального самоопределения от Китая в целом [12].
Особое место в ряду «мозговых центров» занимает «Институт международных отношений» (IIR) [13]. Институт является крупнейшим научно-исследовательским учреждением Тайваня, посвятившим все свои усилия исследованию внешней политики, международных отношений и национальной безопасности. IIR начал свою деятельность 1 апреля 1953 года и изначально рассматривался в качестве источника качественной аналитики по международной проблематике для правительства Тайваня. В 1967 году Институт вступает в кооперацию с «Национальным университетом Ченжи» (National Chengchi University), на базе которого в 1968 году совместными усилиями открывается «Институт исследований Восточной Азии» [13]. С 1970 года IIR запускает работу ежегодной международной китайско-американской конференции по «проблеме материкового Китая». Конференция стала традиционной и проводится по настоящий день. С 1975 года IIR окончательно инкорпорируется в структуру Университета [13].
В структуре IIR представлены четыре департамента. Первый департамент занимается исследованиями международных политических и экономических отношений регионов Америки, Европы и Африки. Второй департамент покрывает своими исследованиями Азиатско-Тихоокеанский регион. Третий и четвертый департаменты сосредоточены на материковом Китае: вопросы идеологии, политики, международных отношений, военной проблематике и др. В рамках Института действуют несколько форумов, таких как исследовательский «Форум Европейского союза», «Японский форум», «Форум Южной Азии», «Форум африканский исследований». Все эти форумы основаны в рамках IIR и работают как крупные исследовательские группы под руководством различных научных сотрудников Института. Кроме того, на базе Института функционирует отделение «Совета по сотрудничеству в области безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе» [13].
В отличие от исследовательских институтов в области международных отношений, внешней политики США или Европы, которые влияют на политический и внешнеполитический процесс в рамках, как правило, неофициальных механизмов лоббирования и консультирования, их тайваньские коллеги, как, впрочем, и китайские на материке, используют преимущественно два основных канала влияния.
Во-первых, они доводят свои мнения с помощью формальных бюрократических каналов доступа, т.е. каждый из «мозговых центров» имеет свой собственный канал предоставления внутренних исследовательских отчетов для политических лидеров Тайваня через круг их личных помощников или советников.
Во-вторых, существуют неофициальные каналы, о которых говорилось выше, т.е. guanxi (личные связи). Личные связи – это очень гибкий режим влияния, позволяющий «мозговым центрам» обходить бюрократические каналы. Директора и видные исследователи имеют личные, непосредственные отношения с высшими руководителями государства или правящей партией (Гоминьдан или ДПП). Непринужденность таких взаимоотношений положительным образом влияет на эффективность, результативность деятельности «мозговых центров», однако данные личные связи весьма трудны для обнаружения сторонними наблюдателями.
Кроме прямого личного влияния посредством системы «личных связей» в высших эшелонах власти, повышение влияния экспертов «мозговых центров» на внешнеполитический процесс отмечается в период напряженности и кризисных ситуаций. Эта тенденция особенно находит отражение в системе «экспертных оценок» (pishi), где старшие должностные лица и лидеры придают социальную значимость аналитическим отчетам поступающих из низших эшелонов власти. Так как отчеты и сопровождающие их «экспертные оценки» (pishi) распространяются среди заинтересованных министерств и ведомств, что делает их похожими на дипломатические депеши на Западе, то «хорошие», качественные экспертные оценки являются важным элементом в карьере политика и соответствующего эксперта, поскольку подобные экспертные оценки влияют на их репутацию среди коллег и должностных лиц в области политики, в том числе внешней политики.
В отличие от КНР, на Тайване формируется механизм «вращающейся двери» между «мозговыми центрами» и институтами власти. Классическим примером действия данного механизма является американский пример, а их коллеги на острове адаптировали его под местную специфику. В США, помимо наработки новых идей для высших должностных лиц в государственных учреждениях, «мозговые центры» обеспечивают стабильный приток экспертов для работы в приходящих к власти администрациях и в аппарате Конгресса. В США каждый момент передачи власти порождает смену сотен сотрудников исполнительной власти среднего и высшего звена. «Мозговые центры» помогают президентам и министрам заполнить этот вакуум. Наряду с поставкой экспертов во вновь приходящие администрации, «мозговые центры» создают уходящим должностным лицам условиях для продолжения работы. Они могут делиться идеями, по крупицам собранным на государственной службе, участвовать в актуальных внешнеполитических дебатах и составлять неформальный теневой истеблишмент по международным делам. Подобная «вращающаяся дверь» – уникальное явление, присущее США. В большинстве стран мира наблюдается строгое разделение между кадровыми государственными чиновниками и находящимися вне официальных структур аналитиками. С элементами механизма «вращающейся двери» Тайвань знаком с момента возникновения «Института международных отношений», который являлся поставщиком кадров для министерства иностранных дел Тайваня и ряда иных ведомств. Нельзя сказать, что данный механизм весьма активно использовался в период однопартийной «диктатуры» партии Гоминьдан, но с момента демократизации в 1990-х гг. ситуация начинает кардинально меняться. Аффилированные с тайваньскими политическими партиями «мозговые центры» поставляют в правительство профессионалов, экспертов в вопросах политики, экономики, военной безопасности. Все большее количество экспертов «мозговых центров» привлекается к подготовке и проведению международных мероприятий (саммитов, конференция, семинаров).
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что рост влияния «мозговых центров» прямо пропорционален их численному росту. Если на первом этапе своего функционирования «мозговые центры» в значительной степени были кузницей кадров для правительственных структур, то на втором этапе «мозговые центры» не только численно растут, но занимают важное положение в политическом процессе Тайваня.
Рост влияния «мозговых центров» Тайваня обусловлен демократическими реформами 80-90-х гг. XX в. Отмена военного положения в 1987 году и выборы в 1996 году стали кульминацией этих реформ. Демократизация политического процесса способствовала привлечению «мозговых центров» к выработке внешней политики государства и готовности политиков, партийных функционеров обращаться к ним за советом на более или менее постоянной основе. Данное обстоятельство приводит нас к выводу, что «мозговые центры» сегодня оказывают существенное воздействие на формирование государственной политики, чем это было три или четыре десятилетия назад.
Развитию «мозговых центров» на Тайване также способствовала целенаправленная политика партий по созданию собственных или аффилированных интеллектуальных структур. Гоминьдан «владеет» сегодня «Национальным фондом политики», а ДПП в ответ создала аналитический центр «Тайвань». Партийные «мозговые центры» активно реализуют заимствованный у США механизм «вращающейся двери». «Мозговые центры» Тайваня восполняют кадровый голод и приводят в кресла министерств и ведомств «своих» профессионалов.
Политика имеет тенденцию все больше усложняться. Политики Тайваня, принимая те или иные решения, все больше учитывают факторы международной вовлеченности страны в системы международной и региональной безопасности, что требует от них все более новых и новых знаний, которые выходят за рамки возможностей политиков и их советников. По этой причине политики полагаются на аналитические центры чаще, чем в прошлом. Мозговые центры имеют значительные академические ресурсы и большую гибкость, чем партийные структуры.
Практика тайваньских аналитических центров в сфере внешней политики и национальной безопасности определяется фактором островного географического положения в дополнение к весьма «бурным» и непростым, а зачастую и конфликтным отношениям с континентальным Китаем. Возможно, «мозговым центрам» Тайваня еще не достает опыта своих американских коллег, где политический климат для аналитических центров еще остается более благоприятным, чем на острове. Но в целом эксперты отмечают, что будущее тайваньских «фабрик мыслей» весьма перспективно и безопасно, поскольку политическая система острова явно демократизируется и инкорпорирует в себя «мозговые центры».
1. Журбей Е.В. «Мозговые центры» и внешняя политика Китайской Народной Республики: история вопроса // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2011. № 2. С. 164-173; № 3. С. 131-139.
2. Терехов В.Ф. О Тайваньской проблеме [Электронный ресурс]. URL: http://www.riss.ru/aktualnye_kommentarii/?commentsId=83 [Дата обращения 4.03.2012 г.].
3. Эйбелсон Д. «Мозговые центры» и американская внешняя политика: история вопроса [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/ itps/1102/ijpr/pj73abelson.htm [Дата обращения 4.03.2007 г.].
4. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35. October. Paris: Notre Europe, 2004. 154 p.
5. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [Электронный ресурс]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/ pj73mcgann.htm [Дата обращения 1.03.2007 г.].
6. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2011, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2012. 76 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.fpri.org/research/thinktanks/ GlobalGoToThinkTanks2011.pdf
7. Mc Gann, James G., The Think Tanks and Civil Societies in China, Hong Kong, and Taiwan Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2009. 125 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hks.harvard.edu/hauser/downloads/ McGann%20Paper.pdf
8. Taiwan Think tank [Электронный ресурс]. URL: http://www. taiwanthinktank.org/english/welcome [Дата обращения: 15.03.2012]
9. The Cross Strait Interflow Prospect Foundation [Электронный ресурс]. URL: http://www.pf.org.tw/ [Дата обращения: 15.03.2012]
10. The Mainland Affairs Council [Электронный ресурс]. URL: http://www. mac.gov.tw/mp.asp?mp=3 [Дата обращения: 15.03.2012]
11. The Taiwan Security Research [Электронный ресурс]. URL: http://www. taiwansecurity.org/ [Дата обращения: 15.03.2012]
12. The Taiwan Advocates [Электронный ресурс]. URL: http://advo.tw/en/ about-taiwan-advocates [Дата обращения: 15.01.2011]
13. The Institute of International Relations [Электронный ресурс]. URL: http:// iir.nccu.edu.tw/english_web/ [Дата обращения: 15.03.2012] 40 Журбей Е.В.
1. ZHurbej E.V. «Mozgovye tsentry» i vneshnyaya politika Kitajskoj Narodnoj Respubliki: istoriya voprosa // Ojkumena. Regionovedcheskie issledovaniya. 2011. №2. S. 164 – 173; №3. S. 131 – 139.
2. Terekhov V.F. O Tajvan'skoj probleme [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// www.riss.ru/aktualnye_kommentarii/?commentsId=83 [Data obrashheniya 4.03.2012 g.].
3. EHjbelson D. «Mozgovye tsentry» i amerikanskaya vneshnyaya politika: istoriya voprosa [EHlektronnyj resurs]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/ itps/1102/ijpr/pj73abelson.htm [Data obrashheniya 4.03.2007 g.].
4. Boucher, Stephen, et al., Europe and its think tanks; a promise to be fulfilled. An analysis of think tanks specialized in European policy issues in the enlarged European Union, Studies and Research No 35. October. Paris: Notre Europe, 2004. 154 p.
5. Mc Gann. Think Tanks and the transnationlization of foreign policy // [EHlektronnyj resurs]. URL: http://usinfo.state.gov/journals/itps/1102/ijpe/ pj73mcgann.htm [Data obrashheniya 1.03.2007 g.].
6. Mc Gann, James G., The Global 'Go-To' Think Tanks, The Think Tanks and Civil Societies Program 2011, Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2012. 76 p. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.fpri.org/research/thinktanks/ GlobalGoToThinkTanks2011.pdf
7. Mc Gann, James G., The Think Tanks and Civil Societies in China, Hong Kong, and Taiwan Think Tanks and Civil Societies Program, International Relations Program University of Pennsylvania, Philadelphia, 2009. 125 p. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.hks.harvard.edu/hauser/downloads/ McGann%20Paper.pdf
8. Taiwan Think tank [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. taiwanthinktank.org/english/welcome [Data obrashheniya: 15.03.2012]
9. The Cross Strait Interflow Prospect Foundation [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.pf.org.tw/ [Data obrashheniya: 15.03.2012]
10. The Mainland Affairs Council [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. mac.gov.tw/mp.asp?mp=3 [Data obrashheniya: 15.03.2012]
11. The Taiwan Security Research [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www. taiwansecurity.org/ [Data obrashheniya: 15.03.2012]
12. The Taiwan Advocates [EHlektronnyj resurs]. URL: http://advo.tw/en/ about-taiwan-advocates [Data obrashheniya: 15.01.2011]
13. The Institute of International Relations [EHlektronnyj resurs]. URL: http:// iir.nccu.edu.tw/english_web/ [Data obrashheniya: 15.03.2012] 41
Журнал «Ойкумена. Регионоведческие исследования»
ЖУРБЕЙ Евгений Викторович, к.и.н., доцент кафедры социальных технологий филиала Дальневосточного федерального университета в г. Находка
«Мозговые центры» Тайваня: история вопроса