|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Тел: +7(391)254-8445
|
Статьи
технической тематики из периодических изданий
|
Виды отказов и повреждений | Тип двигателя | |
НБ-418К6 | НБ-514 | |
Пробои изоляции и межвитковые замыкания якорных обмоток | 16,9 | 21,8 |
Пробои изоляции главных полюсов (ГП) | 12,4 | 29,8 |
Пробои изоляции дополнительных полюсов (ДП) | 3,6 | 11,4 |
Пробои изоляции компенсационных обмоток (КО) | 3,2 | 3,59 |
Повреждения соединений ГП | 1,37 | 1,65 |
Повреждения соединений ДП | 5,04 | 2,48 |
Повреждения соединений КО | 1,37 | 1,38 |
Повреждения перемычек щеткодержателей | 0,0 | 1,1 |
Повреждения выводных кабелей | 1,37 | 1,1 |
Выплавления петушков коллекторов | 7,3 | 0,8 |
Повреждения кронштейнов траверсы | 2,29 | 1,1 |
Разрушения бандажей якорей | 5,9 | 0,8 |
Повреждения моторно-якорных подшипников | 12,1 | 12,7 |
Повреждения остовов | 13,3 | 6,9 |
Повреждения поверхности коллектора | 1,37 | 0,0 |
Прочие повреждения | 12,49 | 3,4 |
- наблюдается увеличение характера потока отказов главных, добавочных полюсов и компенсационной обмотки, так как нередко тяговые двигатели продолжительное время работают с токами, превышающими номинальное значение, что ведет к более интенсивному старению изоляции.
Увеличенное число отказов изоляционных конструкций, особенно электрических машин НБ-514 электровозов ВЛ85, которые выполняют большую часть работы в грузовом движении и ВСЖД, потребовало проведения системного анализа, причин отказов ТЭМ и в первую очередь их изоляционных конструкций.
Рисунок 1.2 – Отказы ТЭМ ВСЖД в 2012 году
Рисунок 1.3 - Надёжность изоляции ТЭМ НБ-514
электровозов
ВЛ85 депо Нижнеудинск ВСЖД в 2012 г.
Рисунок 1.4 - Надёжность изоляции ТЭМ НБ-418КР
электровозов ВЛ80тк депо Вихоревка ВСЖД
Рисунок 1.5 – Распределение отказов ТЭМ
ВСЖД электровозов 2012 году
Рисунок 1.6 - Количество отказов ТЭМ ВСЖД
на 1 млн. км пробега в 2012 году
Рисунок 1.7 – Распределение отказов ТЭМ электровозов ВСЖД
в зависимости от пробега в 2012 году
Таблица 1.2 - Отказы ТЭМ электровозов ВСЖД в 2012 году
Элементы ТЭД | Отказы ТЭД локомотивных депо, ед. |
Всего отказов ТЭД, ед. |
|||||
ТЧ-1 | ТЧ-2 | ТЧ-5 | ТЧ-7 | ТЧ-9 | ТЧ-12 | ||
Остов | 14 | 57 | 6 | 26 | 10 | 9 | 122 |
Якорь | 25 | 83 | 35 | 50 | 31 | 28 | 252 |
Вал якоря | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 7 | 8 |
Главный полюс | 1 | 34 | 8 | 3 | 5 | 19 | 70 |
Дополнительный полюс | 3 | 29 | 2 | 17 | 7 | 35 | 93 |
Компенсационная обмотка | 2 | 3 | 4 | 2 | 1 | 24 | 36 |
Коллектор | 18 | 14 | 8 | 35 | 11 | 4 | 90 |
Щеточный аппарат | 0 | 7 | 2 | 0 | 0 | 0 | 9 |
Моторно-якорный подшипник | 4 | 21 | 9 | 6 | 5 | 66 | 111 |
Подшипниковый щит | 0 | 15 | 2 | 6 | 2 | 8 | 33 |
Выводная коробка | 0 | 8 | 0 | 7 | 16 | 31 | |
Прочие: | 11 | 2 | 26 | 22 | 0 | 11 | 72 |
Всего отказов | 67 | 274 | 102 | 152 | 72 | 227 | 894 |
Рисунок 1.8 - Распределение отказов тяговых электрических машинн машин
электровозов ВСЖД по элементам в 2012 году
Таблица 1.3 - Отказы ТЭМ электровозов ВСЖД в 2012 году
Тип ТЭД |
Отказы, ед. |
Пробег, 106 км |
ω,
отказ 106 км |
Число ТЭД в эксплуатации, ед. |
Процент
неисправных ТЭД |
НБ-514 | 464 | 63,798859 | 7,3 | 3744 | 0,12 |
НБ-418К6 | 721 | 48,773774 | 14,8 | 3556 | 0,20 |
НБ-418КР | 93 | 5,752227 | 16,2 | 348 | 0,27 |
НБ-412к | 23 | 3,784489 | 6,1 | 244 | 0,09 |
Всего | 894 | 110,465818 | 8,1 | 7892 | 0,11 |
Таблица 1.4 – Распределение отказов якорных обмоток электрических машин
НБ-514
электровозов ВСЖД по видам повреждения (mi, %)
Наименование неисправности |
Годы | |||||||||||
2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Пробой изоляции и МВЗ якоря | 64,9 | 68,6 | 74,2 | 71,2 | 75,5 | 81,6 | 67,1 | 51,2 | 56,0 | 70,8 | 62,8 | 53,1 |
Низкая изоляция якоря | 28,4 | 25,7 | 19,7 | 13,7 | 15,1 | 7,9 | 21,9 | 28,6 | 34,7 | 10,1 | 12,8 | 34,4 |
Разрушение бандажа якоря | 5,4 | 5,7 | 3,0 | 8,2 | 7,5 | 2,6 | 6,8 | 4,8 | 2,7 | 8,8 | 11,6 | 9,37 |
В таблице (таблица 1.4) частность отказов mi= Ni / ΣN
В таблице (таблица 1.4) частность отказов mi= Ni / ΣN
Рисунок 1.9 - Распределение отказов электровозов 2ЭС5К и 3ЭС5К
3ЭС5К
Рисунок 1.10 - Распределение отказов по элементам ТЭМ НБ-514Б (Ермак)
Системный анализ надёжности предельно нагруженного оборудования
электровозов, эксплуатируемых на железных дорогах Восточной Сибири
показал, что отказы очень существенно различаются по макроклиматическим
зонам, которые можно условно разделить на следующие направления:
«северное» Тайшет - Таксимо,
«центральное» Мариинск – Карымская и
«южное» Междуреченск - Тайшет.
А результаты анализа по надёжности ТЭМ
электровозов железных дорог Восточной Сибири, проведенный нами за
последние пятнадцать лет, свидетельствуют, о увеличении отказов в несколько
раз.
Исследования показали, что надёжность двигателей НБ-418К6 выше, чем
НБ-514 почти в полтора раза.
Отказы двигателей НБ-514 «северного
направления» Восточно-Сибирской железной дороги (ВСЖД) (депо Вихоревка,
депо Северобайкальск) более чем в 2,5 раза превышает отказы двигателей этого же типа электровозов «центрального направления» депо Нижнеудинск, депо Иркутск-Сортировочный и депо Улан-Удэ.
Данные подтверждают существенные различия отказов ТЭМ на разных направлениях. Это связанно не только с макро- и микроклиматическими зонами эксплуатации, но и с сезонностью [32, 33, 34].
Установлено, что параметр потока отказов распределяется по времени эксплуатации неравномерно. Наименьшая надёжность ТЭМ наблюдается в зимний период эксплуатации, а также во время перехода температуры окружающего воздуха через нулевое значение [35, 36, 37].
Данные о распределении отказов электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск по видам оборудования приведены в таблице (таблица 1.5).
Таблица 1.5 - Распределение отказов электровозов по видам оборудования (mi , %)
Виды оборудования | Годы | ||||||
2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |
Электрическая аппаратура | 30,3 | 28,7 | 34,92 | 37,45 | 36,68 | 34,48 | 32,87 |
Тяговые Электрические машины | 19,8 | 20,5 | 17,46 | 23,41 | 25,96 | 22,39 | 24,87 |
Асинхронные вспомогательные машины | 12,8 | 14,4 | 14,35 | 11,73 | 13,86 | 12,13 | 13,55 |
Механическое оборудование | 7,3 | 7,1 | 6,35 | 10,10 | 10,82 | 17,36 | 14,17 |
Автотормозное оборудование | 3,9 | 3,4 | 7,94 | 8,70 | 7,23 | 9,40 | 10,29 |
Приборы безопасности | 4,7 | 4,3 | 6,29 | 8,59 | 5,41 | 4,22 | 4,23 |
Кроме эксплуатационных факторов, существенное влияние на надёжность оказывает качество ремонта ТЭД. При разборах в депо в 12,7 % случаях признана вина ремонта.
Установлено, что в (таблице 1.5) дано распределение отказов электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск по видам оборудования в период с 2006 по 2012 годы.
Анализируя полученные таблицы, диаграммы можно сделать следующие выводы относительно отказов якорей ТЭД НБ-514 электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск.
Из диаграммы Исикавы представленной на (рисунке 1.11) видно, что наибольшее количество отказов по видам оборудования электровоза в процентном отношении имеют:
- электрическая аппаратура – 32,87 %;
- тяговые электрические машины – 24,87 %;
- механическое оборудование –14,29 %.
Отказы тяговых электрических машин составили 24,87 % , из них 18,51 %, что обусловлено низким качеством ремонта в депо Нижнеудинске. На протяжении последних лет эксплуатации ежегодно наблюдается около 40 отказов ТЭМ НБ-514 по пробою изоляции и межвитковым замыканиям якоря.
Это, в свою очередь, подтверждает гипотезу о необходимости дополнительной пропитки изоляции открытой лобовой части якоря со стороны противоположной коллектору.
ТЭМ НБ-514Б электровозов 2ЭС5к, 3ЭС5к, Э5к также имеют открытые лобовые части, как и НБ-514 электровозов ВЛ85. И соответственно, наибольшее число пробоев изоляции якоря по лобовым частям.
Рисунок 1.11 - Диаграмма Исикавы причинно-следственных связей отказов
оборудования электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск в 2012 году
Таблица 1.6 - Анализ повреждений ТЭМ НБ-514 локомотивного депо Нижнеудинск ВСЖД в 2011-2012 годах
Пробег электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск в 2011 году – 19,903627 млн.км, в 2012 году – 20,538682 млн.км. 5
Рисунок 1.12 - Диаграмма отказов ТЭМ
электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск в 2011 году
Рисунок 1.13 - Диаграмма отказов ТЭМ
электровозов ВЛ85 депо Нижнеудинск в 2012 году
Рисунок 1.14 - Надёжность изоляции якорных обмоток электрических машин НБ-514
Осенне-зимне-весенний период является наиболее неблагоприятным для ТЭМ [38,39]. Через некачественные уплотнения коллекторных люков, воздухопроводов, а также через незакрытые вентиляционные отверстия двигателей, конструкция которых предусматривает защиту от попадания снега внутрь двигателей, возможно попадание воды и снега. Также в двигателях конденсируется влага и при постановке холодного локомотива в теплое помещение. Динамика изменения параметра потока отказов изоляции ТЭД электровозов железных дорог Восточного региона показана на (рисунок 1.15).
Если двигатели не находятся под нагрузкой, то попадающая в них влага поглощается изоляцией. Проникая в мельчайшие трещины и поры изоляционного материала, она значительно снижает его электрическую и механическую прочность. Подобное увлажнение изоляции происходит особенно интенсивно при повышении влажности с резким увеличением температуры окружающей среды [40].
Рисунок 1.15 - Параметры потоков отказов изоляции ТЭД
железных дорог Восточного региона в 2010 году
При повышении температуры воздуха во время суточных колебаний температуры, или оттепелей, ТЭМ нагревается медленно. При соприкосновении воздуха с более холодными частями тягового электродвигателя, воздух охлаждается, его влагоёмкость уменьшается, и избыток водяного пара оседает на обмотках и коллекторе в виде инея, от этого изоляция намокает и начинается ее разрушение. Расположение входного и выходного патрубков в системе вентиляции тяговых электрических машин в одной плоскости обуславливает не только значительную неравномерность нагрева обмотки якоря, но и более интенсивное переувлажнение изоляции лобовой части обмотки якоря со стороны выхода воздуха из патрубка. Ситуация усложняется, если на пути движения увлажнённого воздуха устанавливается подшипниковый щит без вентиляционных окон. При эксплуатации ТЭМ в регионах с повышенной абсолютной влажностью воздуха в остове может накапливаться до тридцати литров воды [41].
Неравномерный перегрев и переувлажнение изоляции открытой лобовой части обмотки якоря приводит к локальному снижению надёжности этой части ТЭМ. В процессе ослабления связующего слоя изоляции задней лобовой части, влага через пористые капилляры проникает внутрь паза якоря. Большая часть неисправностей с самым распространенным диагнозом на железных дорогах Восточного региона «якорь-ноль» обусловлена этой причиной.
1. Смирнов, В.П. Непрерывный контроль температуры предельно нагруженного оборудования электровоза: монография. / В.П. Смирнов. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2003. – 328 с.
2. Галкин, В.Г. Надёжность тягового подвижного состава / В.Г. Галкин, В.П. Парамзин, В.А. Четвергов. – М.: Транспорт, 1981. – 184 с.
3. Котеленец, Н.Ф., Испытания и надёжность электрических машин / Н.Ф. Котеленец, Н.Л. Кузнецов. – М.: Высшая школа, 1988. – 232 с.
4. Исмаилов, Ш.К. Тепловое состояние тяговых и вспомогательных электрических машин электровозов постоянного и переменного тока / Ш.К. Исмаилов. – Омск: ОмГУПС, 2001. – 76 с.
5. Сонин, В.С. Результаты опытной эксплуатации тяговых двигателей электровозов без пропитки их изоляции между заводскими ремонтами / Повышение надёжности и совершенствование ремонта электровозов. – М.: Транспорт, 1974. – С. 45-52.
6. Худоногов, А.М. Надёжность асинхронных вспомогательных машин электровозов / А.М. Худоногов, Д.А. Оленцевич, Е.М. Лыткина, В.Н. Иванов // Вестник ИрГТУ 2 (34), 2008. –273 с. – С. 117 – 119.
7. Худоногов, А.М. Анализ надёжности изоляции обмоток электрических машин тягового подвижного состава с учетом особенностей климатических условий внешней среды / А.М. Худоногов, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока №2, 2009.– С. 232 – 236.
8. Юренков, М.Г. Анализ влияния условий эксплуатации на надёжность тяговых электродвигателей / Исследование работы электрооборудования и
вопросы прочности электроподвижного состава: // Научные труды. – Омск: ОмИИТ, 1974. – С. 57 – 60.
9. Осяев, А.Т. Повышение ресурса тяговых электродвигателей: сборник докладов и сообщений научно-технической конференции / под ред. А.Т. Осяева. – М., 2004. – 127 с.
10. Магистральные электровозы. Тяговые электрические машины / В.П. Бочаров, Г.В. Василенко, А.П. Курочка и др. / Под ред. В.И. Бочарова, В.П. Янова. – М.: Энергоатомиздат, 1992. – 464 с.
11. Галкин, В.Г., Надёжность тягового подвижного состава / Галкин, В.Г., Парамзин В.П., Четвергов В.А. – М.: Транспорт, 1981. – 184 с.
12. Протокол № ЭМ-18-85. Тепловые испытания тягового двигателя НБ-514. Новочеркасск, 1985. 21 с.
13. Протокол № ЭМ-11-67. Тепловые испытания тягового двигателя НБ-418К на постоянном токе. Новочеркасск, 1967. 23 с.
14. Волков, А.К. Повышение эксплуатационной надёжности тяговых двигателей / А.К. Волков, А.Г. Суворов – М.: Транспорт, 1988. – 128 с.
15. Захаров, В.И. Повышение эксплуатационной надёжности тяговых электрических машин магистральных электровозов / В.И. Захаров // Повышение ресурса тяговых электродвигателей: сборник докладов и сообщений научно-технической конференции / под ред. А.Т. Осяева, – М., 2004. – С. 32-36.
16. Козаченко, Е.В. Основные направления повышения ресурса тяговых электрических машин / Е.В. Козаченко // Повышение ресурса тяговых электродвигателей: сборник докладов и сообщений научно-технической конференции / под ред. А.Т. Осяева. – М., 2004. – С. 26-29.
17. Иванов, В.Н. Надёжность электрических машин тягового подвижного состава / В.Н. Иванов, Д.В. Коноваленко, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока №1, 2008. – С. 196-198.
18. Серебряков, А.С. Электротехническое материаловедение. Электроизоляционные материалы: учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта / А.С. Серебряков. – М.: Маршрут, 2005. – 280 с.
19. Исмаилов Ш.К. Электрическая прочность изоляции электрических машин локомотивов: монография./ Ш.К. Исмаилов. – Омск: Омский гос. ун-т путей сообщения, 2003. - 272 с.
20. Глущенко М.Д. Проблемы эксплуатационной диагностики тяговых электродвигателей подвижного состава и пути их решения: автореф. дис. докт. техн. наук: 5.09.01/Глущенко Михаил Дмитриевич. – М., 1999. – 39 с.
21. Тутов, В.А. Техническое состояние электрических машин локомотивов и повышение качества их ремонта на заводах Дирекции «Желдорреммаш». / под ред. А.Т. Осяева. – М., 2004. – 127 с. – С 11-18.
22. Оленцевич, Д.А. Совершенствование системы технического содержания изоляции тяговых двигателей электровозов: дис…канд. техн наук: 05.22.07 / Оленцевич Дмитрий Андреевич – Иркутск, 2010. – 146 с.
23. Худоногов, А.М. Анализ причин отказов ТД локомотивов ВСЖД и рекомендации по их снижению / А.М. Худоногов, В.В. Макаров, В.П. Смирнов // Проблемы и перспективы развития Транссибирской магистрали в 21 веке: труды всероссийской научно-практической конференции ученых транспорта, вузов, НИИ, инженерных работников и представителей академической науки. – Чита: ЗабИЖТ, 2006. – Ч. 1. – С. 139.
24. Анализ технического состояния электровозного парка по сети железных дорог России за 2009 год , М, 2009. – 74 с.
25. Худоногов, А.М. Восстановление изоляционных свойств обмоток якоря тягового электродвигателя / А.М. Худоногов // Вестник ИрГТУ 4 (28), 2006. – С. 60 – 62.
26. Смирнов, В.П. Анализ причин отказов тяговых двигателей НБ-514 ВСЖД / В.П. Смирнов, Е.В. Ефремов, И.С. Пехметов // Научно–техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке: Труды третьей
международной научной конференции творческой молодежи. – Хабаровск: ДВГУПС, 2003. – Т. 1. – С. 61-65.
27. Смирнов, В.П. Влияние эксплуатационных факторов на надёжность ТД электровозов подталкивающего движения / В.П. Смирнов, И.С. Гамаюнов, Д.А. Оленцевич, Д.Ю. Алексеев, В.Н. Иванов, Ш.К. Исмаилов, А.М. Худоногов // Труды 3-ей международной научно-технической конференции «Энергетика, экология, энергосбережение, транспорт» ч.1, 5 – 8 июня 2007 г.: / Под ред. В.П. Горелова, С.В. Журавлева, В.А. Глушец. – Омск: Иртышский филиал ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», 2007. – С. 71 – 73.
28. Гамаюнов, И.С. Эксплуатационная надёжность тяговых двигателей электровозов Восточного региона / И.С. Гамаюнов, Д.А. Оленцевич, Д.Ю. Алексеев и др. // Труды 3-ей международной научно-технической конференции «Энергетика, экология, энергосбережение, транспорт» ч.1, 5 – 8 июня 2007 г. / отв. ред. В.П. Горелов. – Омск: Иртышский филиал ФГОУ ВПО «Новосиб. гос. академия водного транспорта», 2007. – С. 68 – 70.
29. Бахвалов, Ю.А. Динамические процессы в асинхронном тяговом приводе магистральных электровозов / Ю.А. Бахвалов, Г.А. Бузало, А.А. Зарифьян, П.Ю. Петров и др.; под ред. А.А. Зарифьяна. – М.: Маршрут, 2006. – 374 с.
30. Коноваленко, Д.В., Рациональные режимы сушки увлажнённой изоляции обмоток тяговых электрических машин: дис… канд. техн. наук: 05.22.07 / Коноваленко Даниил Викторович. – Иркутск, 2007. – 193 с.
31. Лыткина, Е.М. Разработка многоканальной системы мониторинга электрических машин / Е.М. Лыткина // Сборник научных докладов научно-практической конференции «Научно-техническое творчество молодежи – путь к обществу, основанному на знаниях». – Москва: Московский государственный строительный университет , 2008.– С. 208 – 209.
32. Худоногов, А.М. Надёжность предельно нагруженного оборудования электровозов Восточного региона / А.М. Худоногов, Ш.К. Исмаилов, В.П.
Смирнов // Актуальные аспекты организации работы железнодорожного транспорта: Сборник научных статей. – Иркутск, 2006. – С. 36.
33. Магистральные электровозы. Тяговые электрические машины / В.П. Бочаров, Г.В. Василенко, А.П. Курочка и др. / Под ред. В.И. Бочарова, В.П. Янова. – М.: Энергоатомиздат, 1992. – 464 с.
34. Немухин, В.П. Повышение нагревостойкости и влагостойкости изоляции тяговых электрических машин / В.П. Немухин // Повышение надежности электрооборудования тепловозов. М.: Транспорт, 1974. – С. 20-42.
35. Инструкция по подготовке к работе и техническому обслуживанию электровозов в зимних и летних условиях; ЦТ/814 от 10.04.01. – М.: Транспорт, 2001. – 72 с.
36. Распоряжение о системе технического обслуживания и ремонта локомотивов ОАО «РЖД» №3р, от 17.01.2005 г.
37. ЦТ-ЦТВР/4782. Правила ремонта электрических машин электроподвижного состава; М.: Транспорт, 1975. – 356 с.
38. Худоногов, А.М. Эксплуатация электровозов в условиях низких температур / А.М. Худоногов, Д.В. Коноваленко, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина, Н.А. Иванова // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока №2, 2008.– С. 201 – 204.
39. Худоногов, А.М. Проблема эксплуатации электровозов в зимних условиях / А.М. Худоногов, Д.В. Коноваленко, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина, Н.А. Иванова // Развитие транспортной инфраструктуры – основа роста экономики Забайкальского края. Материалы международной научно-практической конференции ЗабИЖТ, 2008. – С. 236 – 243.
40. Козубенко, В.Г. Безопасное управление поездом: вопросы и ответы: учебное пособие для образовательных учреждений ж.-д. Транспорта, осуществляющих профессиональную подготовку / В.Г. Козубенко – М.: Маршрут, 2005. – 320 с.
41. Коротаев, Е.Н. Вентиляция и тепловой режим оборудования электровозов переменного тока на ВСЖД / Е.Н. Коротаев, В.П. Смирнов, А.С.
Шитиков // Материалы межвузовской научно-технической конференции, посвященной 160-летию отечественных железных дорог и 100-летию железнодорожного образования в Сибири. – Омск: ОмГУПС, 1998. – С. 66-67.
42. Умов Н.А. Избранные сочинения / Н.А. Умов. – М-Л.: Гос. издат. техн-теор. литература, 1950.55 с.
43. Мешков В.В. Основы светотехники. Ч.1. / В.В. Мешков.- М.: Энергия, 1979.-С.368.
44. Кунге, Я.А. Экономия электрической энергии в осветительных установках / Я.А. Кунге, М.А. Фаермарк. – М.: Энергоатомиздат, 1984. – 160 с.
45. Ракутько, С.А. Анализ резервов энергосбережения в УФ облучательных установках при стабилизации условий электрического питания //Электронный журнал «Исследовано в России» 60, 668-672, 2008. http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2008/060.pdf
46. Козинский, В.А. Электрическое освещение и облучение / В.А. Козинский.- М.: Агропромиздат, 1991.- 239 с.
47. Ракутько, С.А. Пространственное распределение потока излучения. Благовещенск, ДальГАУ, 1994 г. – 36 с.
48. Ракутько, С.А. Определение защитного угла светильника с произвольным светораспределением и его влияние на качество создаваемого освещения //Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы агропромышленного комплекса». Ульяновская ГСХА. – г.Ульяновск, 2008. – С.168-173.
49. Карпов, В.Н. Признаки и свойства объёмных облучателей / В.Н. Карпов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – 1980. – № 7. – С. 54-55.
50. Карпов, В.Н. Энергосбережение в оптических электротехнологиях АКП: Практическая теория и частные методики / В.Н. Карпов, А.С. Ракутько // Санкт-Петербург-Пушкин, 2009.- 100с.
51. Лебедев, П.Д. Расчёт и проектирование сушильных установок / П.Д. Лебедев. – М.: Государственное энергетическое издательство, 1963. – 320 с.
52. Кучин, В.Д. Температурная зависимость процессов, протекающих при пробое твердых диэлектриков //Изд. Вузов. Физика. 1958. №4. С. 25-36
53. Лебедев, П.Д., Теплообменные сушильные и холодильные установки / П.Д. Лебедев - М:. Энергия, 1966.
54. Филоненко, Г.К. Сушильные установки / Г.К. Филоненко и П.Д. Лебедев– М.: Госэнергоиздат, 1952. – 256 с.
55. Гинзбург, А.С. Расчёт и проектирование сушильных установок пищевой промышленности /А.С. Гинзбург - М.: «Агропромиздат», 1985, - 336 с.
56. Комолов, В.Г. Ремонт электрических машин / Комолов В.Г. Файб С.И. Алексеев А.Л. – М.: Транспорт, 1975. – 360 с.
57. Лебедев, П.Д. Теплофизические исследования процессов сушки материалов инфракрасными лучами: 05.20.02 / дис…д-ра техн. наук. Лебедев Пантелеймон Дмитриевич – М, 1953. – 487 с.
58. Худоногов, А.М. Технология обработки дикорастущего и сельскохозяйственного сырья высококонцентрированным инфракрасным нагревом: дис…д-ра тех. наук: 05.20.02 / Худоногов Анатолий Михайлович – Иркутск, 1988. – 428 с.
59. Лыткина, Е.М. Повышение эффективности капсулирования изоляции лобовых частей обмоток тяговых двигателей электровозов инфракрасным излучением: дис… канд. техн. наук: 05.22.07 / Лыткина Екатерина Михайловна – Хабаровск, 2011. – 204 с.
60. Карпов, В.Н. Признаки и свойства объёмных облучателей / В.Н. Карпов // Механизация и электрификация сельского хозяйства. – 1980. – № 7. – С. 54-55.
61. Ракутько С.А. Повышение эффективности оптических электротехнологий в АПК путем снижения энергоёмкости этапов технологического процесса облучения: дис…д-ра техн. наук: 05.20.02 / Ракутько Сергей Александрович – Санкт-Петербург – Пушкин, 2010. – 386 с.
62. Ракутько, С.А. Инновационные технологии оптического облучения в АПК: резервы энергосбережения / С.А. Ракутько. // материалы II Всероссийской
научно-практической конференции «Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы» – Саратов, Научная книга, 2008. – С. 116-121.
63. Худоногов, А.М. Новый метод сушки увлажнённой изоляции обмоток ТД / А.М. Худоногов, Д.В. Коноваленко, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина // Развитие транспортной инфраструктуры – основа роста экономики Забайкальского края. Материалы международной научно-практической конференции ЗабИЖТ, 2008.– С. 222 – 230.
64.Майер, А. Ультрофиолетовое излучение: получение, измерение и применение в медицине, биологии и технике: Пер с нем / А. Майер, Э Зейтц. – М: Изд-во иностр. лит., 1952. – 576 с.
65. Григорьев, В.А. Тепло- и массообмен. Теплотехнический эксперимент: справочник / под ред. В.А. Григорьева, В.М. Зорина. – М.: Энергоиздат, 1962. – 510 с.
66. Левитин, И.Б. Техника инфракрасных излучений / И.Б. Левитин. – М.-Л.: Государственное энергетическое издательство, 1958. – 229 с.
67. Бураковский, Т. Инфракрасные излучатели: пер. с польск. / Т. Бураковский, Е. Гизиньский, А. Саля. – Л.: Энергия, 1978. – 408 с.
68. Марголин, И.А. Основы инфракрасной техники / И.А. Марголин, Н.П. Румянцев. – М.: Воениздат, 1957. – 308 с.
69. Ильясов, С.Г. Физические основы инфракрасного облучения пищевых продуктов / С.Г. Ильясов, В.В. Красников. – М.: Пищ. промышленность, 1978. – 359 с.
70. Лебедев, П.Д. Сушка инфракрасными лучами / П.Д. Лебедев. – М.: 1955.
71. Барэмбо, К.Н. Сушка, пропитка и компаундирование обмоток электрических машин / К.Н. Барэмбо, Л.М. Бернштейн. – М.: Государственное энергетическое издательство, 1961. – 368 с.
72. Борхерт, Р. Техника инфракрасного нагрева: пер. с нем. под ред. И.Б. Левитина / Р. Борхерт, В. Юбиц. – М.: Государственное энергетическое издательство, 1963. – 278 с.
73. Зигель, Р. Теплообмен излучением: пер. с анг. / Р. Зигель, Дж. Хауэлл; – М.: Мир, 1975. – 934 с.
74. Лыков, А.В. Теория сушки / А.В. Лыков. – М: Энергия, 1968. – 472 с.
75. Никитина, Л.М. Таблицы равновесного удельного влагосодержания и энергии связи влаги с материалами / Л.М. Никитина. – М.; Л.: Госэнергоиздат, 1963. – 175 с.
76. Лыков, А.В. Тепло и массообмен в процессах сушки / А.В. Лыков. – М.-Л.: Госэнергоиздат, 1956. – 464 с.
77. Лыков, А.В. Теория тепло и массопереноса / А.В. Лыков, Ю.А. Михайлов. – М. Госэнергоиздат, 1963. – 563 с.
78. Лыков, А.В., Теория переноса энергии и вещества / А.В. Лыков, Ю.А. Михайлов – Минск: Изд. АН БССР, 1959. – 330 с.
79. Худоногов, А.М. Принципы управления энергоподводом в процессах удаления влаги из изоляции обмоток тяговых электрических машин / А.М. Худоногов, В.П. Смирнов, Д.В. Коноваленко, И.С. Гамаюнов, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина, Н.Г. Ильичев // Энергосбережение: технологии, приборы, оборудование: Сб. научн. трудов - под ред. А.В. Крюкова. Иркутск: ИрГУПС, 2009. – С.125 – 129.
80. Худоногов, А.М. Способ сушки изоляции электрических машин: патент РФ № 2324278 / А.М. Худоногов, Д.В. Коноваленко, Р.Ю.Упырь.
81. Макаров, В.В. Ресурсосберегающие принципы технологии сушки увлажнённой изоляции электрооборудования ЭПС / В.В. Макаров, В.П. Смирнов, А.М. Худоногов, Е.В. Ефремов // Сб. научных трудов.- Хабаровск: ДВГУПС, 2001. Т.1. – С. 32-37.
82. Смирнов, В.П. Широтно-прерывный метод сушки увлажнённой изоляции тяговых электродвигателей / В.П. Смирнов, А.М. Худоногов // Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока. – 2003. – №3. – С. 185-192.
83. Худоногов, А.М. Тепловой баланс и пути повышения тепловой экономичности радиационной сушилки / А.М. Худоногов // Улучшение
эксплуатации и ремонта сельскохозяйственной техники. Иркутск, 1973. – С. 84-88.
84. Худоногов, А.М. Анализ причин отказов ТЭД локомотивов ВСЖД и рекомендации по их снижению / А.М. Худоногов, В.В. Макаров, В.П. Смирнов // Проблемы и перспективы развития Транссибирской магистрали в 21 веке: труды всероссийской научно-практической конференции ученых транспорта, вузов, НИИ, инженерных работников и представителей академической науки. – Чита: ЗабИЖТ, 2006. – Ч. 1. – С. 139.
85. Худоногов, А.М. Эксплуатационная надёжность тяговых двигателей электровозов Восточного региона // А.М. Худоногов, Ш.К. Исмаилов, В.П. Смирнов, И.С. Гамаюнов, Д.А. Оленцевич, В.Н. Иванов, Д.Ю. Алексеев, // Труды 3-ей международной научно-технической конференции «Энергетика, экология, энергосбережение, транспорт» ч.1, 5 – 8 июня 2007 г.: / Под ред. В.П. Горелова, С.В. Журавлева, В.А. Глушец. – Омск: Иртышский филиал ФГОУ ВПО «Новосибирская государственная академия водного транспорта», 2007. – С. 68 – 70.
86. Смирнов, В.П. Восстановление изоляционных свойств обмоток якоря тягового электродвигателя / В.П. Смирнов, И.А. Худоногов, В.Н. Иванов, Ш.К. Исмаилов, // Вестник ИрГТУ 4 (28), 2006. – С. 60 – 62.
87. Пат. 2396669 Российской Федерации. МПК Н02К 15/12. Локальный способ герметизации компаундом изоляции лобовых частей обмоток тяговых электрических машин / A.M. Худоногов, И.А. Худоногов, В.Н. Иванов, Н.Г. Ильичев, Д.А. Оленцевич, В.В. Сидоров, Е.М. Лыткина: заявитель и патентообладатель ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет путей сообщения». № 2009117049/28; заявл. 04.05.2009; опубл. 10.08.2010, Бюл. № 22.
88. Прищеп, Л.Г. Исследование ультрафиолетовых и инфракрасных лучей: учеб пособие / Л.Г. Прищеп, П.Л. Филаткин // Электрический привод и применение электроэнергии в сельском хозяйстве. – М., 1980. – С. 90-97.
89. Ковчин, С.А. Применение лучистой энергии в сельском хозяйстве / С.А. Ковчин, Д.А. Меркучев, В.В. Рудаков. – М.: Государственное издательство сельскохозяйственной литературы, 1958. – 229 с.
90. Герасимович, Л.С. Оптимизация поточных электропастеризационных установок / Л.С. Герасимович, Н.Г. Демидович // Механизация и электрификация сел. хозяйства. 1982. - № 12 – С. 24-27.
91. Kemeny, G. Anwendung eines nahen diffusen Infrarot-Reflexiosanalisators aus ungarn bei Futtermittelherstellung / G. Kemeny, T. Pokorhy, K. Forizs. – Die Muhle + Mischfuttertechnik, 1984. – 121. – 29. – P. 389 – 390.
92. Pat. 4377618 USA, MKI B32B5/16, HKI 428/323. Infra-red radiator / Ikeda Masaki, Nishino Atsushi, Suzuki Tadashi. ; Matsushita Electric Industrial Co. Ltd. - № 286185 ; 22.07.81 ; publ. 22.03.83 ; prior. 23.07.80, № 55-101627 (Japan).
93. Pat. 1603077 Great Britan, MKI H 05 B 6/64. Improvements in or relating to the generation on infra-red radiation / Peter Duglas Francis. - № 51973/76; 13.12.76; publ. 18.11.81.
94. Put. CPP, kl H 05 B 3/00. Element Termoradiant de radiantii infrarosii / Klimek Carol M.; rinderea “Electro-Mures”. – № 69393; 08.06.76; № 86384; publ. 05.06.80.
95. Керамические обогреватели и инфракрасные лампы, излучатели [Электронный ресурс] / «Мир нагрева» – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.mirnagreva.ru/infra.html.
96. Brügel W., Систематические исследования по отверждению синтетических смоляных лаков с помощью инфракрасного излучения / W Brügel., A. Vlachos, // Farbe und Lack, 1952, т.58, №11, с.475-483, №12, c. 523-523.
97. Ильясов, С.Г. Методы определения оптических и терморадиационных характеристик пищевых продуктов / С.Г. Ильясов, В.В. Красников. – М.: Пищевая промышленность, 1972. – 175 с.
98. Инфракрасные излучатели тепла [Электронный ресурс] / ЗАО «ПромТехноГрупп» – Электрон. дан. – Режим доступа: www.p-t-grupp.ru/obogrev.
99. Финкель, В.В. 10-летний опыт использования компаунда марки ВЗТ-1 для ремонта и изготовления электрических машин и аппаратов / В.В. Френкель // Повышение ресурса тяговых электродвигателей: сборник докладов и сообщений научно-технической конференции / под ред. А.Т. Осяева, – М., 2004. – С. 110-113.
100. Худоногов, А.М. Локальный метод повышения ресурса изоляции тяговых электрических машин / А.М. Худоногов, В.П. Смирнов, В.Н. Иванов, Д.В. Стецив, // Труды межвузовской Научно–практической конференции "Транспортная инфраструктура Сибирского региона ", том 2. 2009. – С.369-372.
101. Иванов, В.Н. Метод повышения ресурса изоляции обмоток электрических машин тягового подвижного состава / А.М. Худоногов, В.Н. Иванов, Д.В. Стецив, Д.А. Оленцевич // труды II-ой Научно–практической конференции "Безопасность регионов - основа устойчивого развития",- Иркутск: ИрГУПС, 2009, с 156-160.
102. Иванов, В.Н. Надёжность асинхронных вспомогательных машин электровозов переменного тока. / В.Н. Иванов //«Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего востока» Научный журнал №2. 2008, с. 198-201.
103. Иванов, В.Н. Повышение ресурса изоляции обмоток тяговых электрических машин / Д.Ю. Алексеев, В.П.Смирнов, А.М.Худоногов, В.Н.Иванов // «Наука и Техника Транспорта» Научный журнал №2 2010 / под ред. В.И.Апатцева – Москва: Научно-технический и производственный журнал, 2010. – С. 18 – 21.
104. Худоногов, А.М. Инновационные технологии повышения надёжности электрических машин / А.М. Худоногов, Е.М. Лыткина, Е.Ю. Дульский, В.Н. Иванов, Д.Ю. Алексеев, В.И. Исаченко, А.А. Васильев // ЛОКОМОТИВ 10-2012 – С. 27-28.
105. Михайлов, М.М. Электpоматеpиаловедение: М.М. Михайлов - М.-Л.: Госэнергоиздат, 1959. – 320 с.
106. Веденяпин, Г.В. Общая методика экспериментального исследования и обработки данных / Г.В. Веденяпин. – М.: Колос, 1973. – 199 с.
107. 3ажигаев, Л.С. Методы планирования и обработки результатов физического эксперимента / Л.С. 3ажигаев, А.А. Кимьян, Ю.И. Рошапиков – М.: Атомиздат, 1978. – 231 с.
108. Корн, Г. Справочник по математике для научных работников и инженеров / Г. Корн, Т. Корн. – М. : Наука, 1984. – 831 с.
109. Виленкин, С.Я. Статистическая обработка результатов исследований случайных функций / С.Я. Виленкин. – М.: Энергия. 1979. – 320 с.
110. Волков, В.А. Методические рекомендации по оценкам эффективности инвестиций на железнодорожном транспорте / Б.А. Волков, А.П. Абрамов, Ю.М. Кудрявцев, М.Т. Миджири, А.Д. Сапожников и др.: под ред. Т.М. Миджири. – М.: Слово, 1997. – 50 с.
111. Методические рекомендации по обоснованию эффективности инноваций на железнодорожном транспорте: – М.: Транспорт, 1999. – 230 с.
112. ГОСТ Р7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. – М. : Стандартинформ, 2011. - 12 с.
Иванов Владимир Николаевич
«Московский государственный университет путей сообщения» МГУПС (МИИТ)
Анализ надёжности тяговых электрических машин электровозов, эксплуатируемых на железных дорогах Восточного регионаона
ЭЛЕКТРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДЛЕНИЕ РЕСУРСА
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН ТЕПЛОВЫМ ИЗЛУЧЕНИЕМ