Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Импортозависимость как угроза
экономической безопасности Российской Федерации


Моисеев Владимир Викторович
Импортозамещение: проблемы и перспективы в России

Импортозависимость как угроза
экономической безопасности Российской Федерации

  Экономическая безопасность государства представляет собой сложную и многоплановую конструкцию. Будучи частью системы национальной безопасности, она одновременно составляет основу для формирования всех входящих в ее структуру элементов:
   - военной,
   - технологической,
   - продовольственной,
   - экологической безопасности и др.

   Опыт показывает, что только надежная, эффективная система обеспечения экономической безопасности может служить гарантом суверенитета и независимости страны, ее стабильного и устойчивого социально-экономического развития.

   Основным оружием сейчас становятся экономические методы. Многие страны не имеют своего конкурентоспособного научно-технического потенциала и полностью зависят от техники и технологии из развитых стран. Развивающиеся страны, а сейчас к ним идет и Россия, зависят от политики МВФ и МБРР — финансовых структур развитых стран.

   Открытость экономики позволила зарубежным производителям захватить российский рынок, вследствие чего в экономике России начался резкий спад производства, который все еще продолжается. Под угрозой находится национальная безопасность России. Резкое падение уровня доходов и жизни населения представляет угрозу государственности России. Всему этому виной — состояние экономики. Как его оценить, как принимать решения по выводу ее из затянувшегося кризиса? Проблема экономической безопасности в зарубежной литературе рассматривается, по-видимому, достаточно давно, так как начало этому положил еще Ф. Рузвельт в 1934 году началом использования термина экономическая безопасность. У нас в СССР эти проблемы никогда не рассматривались, (КГБ обращало свое внимание только на экономические преступления и внешнеторговые отношения). С началом перестройки в нашу страну стали проникать идеи экономической безопасности.

   В 90-х годах в статьях экономистов и в средствах массовой информации стал звучать термин “экономи-ческая безопасность». Первые статьи по проблемам экономической безопасности России появились в конце 1994года. Наиболее полно теоретическую сторону вопроса рассмотрели в журнале Вопросы экономики № 12 за 1994 год Л. Абалкин, А. Архипов и др. Позже в полемику по этому вопросу вступили и другие крупнейшие российские экономисты.

   Длительное время проблема экономической безопасности Правительством России игнорировалась. У нас были попытки создания федеральных органов по мониторингу и изучению этих проблем (Комитет по защите экономических интересов России при Президенте, Рабочая группа по экономической безопасности при Правительстве РФ), но они не имели успеха. Но сейчас, хоть и с опозданием, но идет формирование концепции экономической безопасности. В начале 1995 года на заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии (позже они были утверждены Президентом). В апреле и июле 1996 года дважды проходили парламентские слушания в Совете Безопасности, посвященные проблемам экономической безопасности. Плохо то, что ни в Концепции среднесрочной программы на 1997–2000 гг., но в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2005 года ни слова не сказано о проблемах экономической безопасности России, нет даже анализа причин такого положения в экономике.

   Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Такое внимание отнюдь неслучайно. Масштабы угроз и даже реальный урон, нанесенный экономической безопасности страны, выдвигают названные проблемы на авансцену общественной жизни.

   Россия сейчас находится в очень сложных условиях: кроме глубочайшего экономического кризиса, у нас имеется сложная демографическая и национальная ситуация. Это, с одной стороны, последствия социализма, выработавшего у людей определенные стереотипы мышления и поведения, пережитки командно-административной системы хозяйствования и управления; а, с другой, многочисленные ошибки в проведении реформ конца 80-х – 90-х гг.

   С точки зрения экономической безопасности Россия далеко вышла за пределы безопасного состояния. Как и во всех странах, проблемы экономической безопасности начали рассматриваться только тогда, когда экономика приблизилась, а потом и превысила пороговые значения показателей экономической безопасности. Сейчас экономическая политика не отличается ясностью. Во-первых, нет четкой продуманной политики, нет детально разработанных программ по обеспечению экономической безопасности страны. Отсутствует констатация угрозы утраты национального контроля над важнейшими секторами экономики России, нет анализа причин падения на треть эффективности производства и т. д. Для реального решения проблем, связанных с кризисным состоянием экономики, необходимо осознание их важности верхами власти — Президентом, Правительством, Государственной Думой, чтобы и сами проблемы и действия по их разрешению являлись основой государственной программы по выводу экономики из затянувшегося кризиса.

   Затрудненность обеспечения роста экономики, на наш взгляд, обусловлена следующими основными причинами:
   1) диспаритетом цен (завышением цен на сырьевые товары и энергоносители относительно цен на готовую продукцию), вследствие чего большая часть обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства убыточна или низкорентабельна;
   2) недоступность кредитных ресурсов для производителей из-за их крайней дороговизны;
   3) инфляционным обесценением собственных средств предприятий и массовыми неплатежами;
   4) падением эффективности производства вследствие резкого снижения загрузки производственных мощностей;
   5) неэффективной налоговой системой, давящей на производственный сектор;
   6) перенапряжением бюджетной системы государства, сопровождающимся резким ростом государственного долга и систематическим невыполнением правительственных бюджетных обязательств.5

   В этих условиях основой государственной стратегии экономической и в целом национальной безопасности должна быть политика развития, которая бы учитывала стратегические приоритеты, национальные интересы. Если рыночные силы (так называемая «невидимая рука рынка») не могут сами по себе вывести страну из кризиса, то нужно, на базе глубокого анализа рыночной ситуации, заложить основы подъема производства. Ведь без культивирования промышленного и научно-технического подъема нельзя решить такие задачи экономической безопасности как подавление инфляции, снижение бюджетного дефицита, обеспечение приемлемого уровня занятости населения, повышение качества жизни и социальной защищенности населения. Поэтому главная цель экономической стратегии должна состоять в восстановлении экономического роста. Для реализации этой цели представляется необходимым восстановление платежеспособного спроса, ведь именно спрос побуждает производителя повышать качество своей продукции, расширять объемы производства, просто производить ее, наконец! То есть стержнем макроэкономической политики должно стать создание благоприятных условий для производственной деятельности. А для этого необходимо провести целый «пакет» мероприятий.

   5 Вечнаев Г. С. Экономическая безопасность / Г. С. Вечнаев. 2007. С. 92

   Нужно установить контроль за ценами в высокомонополизированных отраслях (в особенности, в естественных монополиях) для снижения издержек производства и достижения паритета цен. Завышение цены на электроэнергию, воду, ресурсы существенно снижают рентабельность производства, приводят к удорожанию продукции, что, в свою очередь, ведет к снижению спроса на нее.

   Необходимо также провести глубокую налоговую реформу, которая, в частности, должна снизить нагрузку на производство.
   Во-первых, следует снизить уровень налоговых ставок на добавленную стоимость, прибыль и оплату труда, освободить от налогов ту часть прибыли, которая идет на развитие производства и освоение новой техники, на научные исследования и разработки, на пополнение оборотных средств предприятия. Это необходимо, в частности, для повышения спроса на научно-технические разработки и обновления производства. Во всех развитых странах, например, в Японии, технология выдвинулась на первый план, она является для государства основным объектом приложения усилий. Именно в развитии новейших технологий сочетаются интересы частного бизнеса и государства, что благоприятно сказывается на развитии экономики и состоянии экономической безопасности.
   Во-вторых, необходимо изменение таможенной политики: ликвидировать все льготы и исключения по уплате таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары, которые российская промышленность в состоянии производить сама. Исключение, по-моему, нужно сделать только для ввоза не производящегося в России наукоемкого оборудования и неприменяемых в стране новых технологий. Необходимо значительно повысить акцизы на предметы роскоши. Таможенные пошлины на экспорт сырьевых ресурсов должны быть повышены, при одновременном стимулировании вывоза продукции обрабатывающей промышленности. Япония и новые индустриальные страны для подъема своего производства проводили политику экспортного ориентирования промышленности с использованием мер протекционизма, имевшими цель защитить местных производителей и одновременно побудить их к совершенствованию производства и повышению производительности труда. Разумеется это невозможно без наличия новых технологий. Поэтому, например, Япония тратила огромные средства на закупку за рубежом запатентованной технологии и ноу-хау для своей промышленности.

   У нас, в России, необходимо защитить, прежде всего, сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность, повысив пошлины на ввозимые из-за рубежа товары этих отраслей, за исключением тех, которые мы не производим (например, тропические фрукты). Кроме того, необходимо ввести систему стандартов и качественных характеристик на импортируемые товары, что, во-первых, послужит средством ограничения импорта, а с другой улучшит его качество.

   В области финансовой сферы необходимо ограничить иностранные инвестиции в уязвимые для национальной безопасности отрасли и сферы деятельности (финансы, торговля, обрабатывающая промышленность, недропользование, телекоммуникации, электроэнергетика и т. д.).

   Эти действия по нормализации макроэкономической ситуации и стимулированию инвестиционной активности в сложившихся условиях значительной недогрузки производственных мощностей и падения спросовых возможностей населения должны дополняться специальными мерами по стимулированию спроса, восстановлению сбережений граждан и оборотных средств предприятий.
   Во-первых, как и предлагает Правительство, осуществить программу восстановления сбербанковских личных сбережений, обесценившихся в результате инфляции.
   Во-вторых, широко использовать государственные закупки оборудования, требующего длительного производственного цикла, с последующей передачей в лизинг эксплуатирующим коммерческим организациям (самолеты, суда, сельхозтехника, оборудование для добывающей промышленности, вычислительные центры и т. п.).
   В-третьих, ввести процедуры индексации находящихся в обороте средств коммерческих организаций (включая амортизационные отчисления), активно внедрять вексельное обращение и другие платежные средства для уменьшения денежной массы. Применение различных форм взаимозачета обязательств для уменьшения взаимных неплатежей предприятий, а также задействовать нормы индексации бюджетных расходов, предусматривающих возникновение государственных обязательств перед предприятием и населением.

   Поскольку в стране наблюдается неэффективное управление собственностью и плюс к этому неадекватная приватизация, то я считаю необходимым провести пересмотр актов приватизации с отменой проведенных противозаконно, а также актов явно вредных для экономики страны; и окончательно закрепить и защитить права собственности в отношении остальных предприятий. Возможные случаи деприватизации нужно ограничить исключительно сферами естественных монополий, оборонной промышленности, топливно-энергетического сектора, производства наркотических средств (все эти случаи должны четко обосновываться интересами подъема обрабатывающей промышленности, защиты потребительских прав, пополнения госбюджета). Необходимо установить контроль за оборотом земли через сеть земельных банков, задействовать жесткую (вплоть до уголовной) систему ответственности за неэффективное управление госимуществом, а также норму ответственности наемных управляющих перед акционерами, трудовым коллективом и государством.

   Но подъем производства нельзя обеспечить без реализации еще одного элемента — создание условий для конкуренции. Я думаю, в этой сфере необходимо существенно увеличить число малых и средних предприятий, число венчурных и опытных предприятий, а также сократить разрыв между рентабельностью (то есть, нормой прибыли) учреждений финансово-банковской системы, торговли и рентабельностью отраслей промышленности и сельского хозяйства. Необходимо создание надежной законодательной базы и надежных методов контроля за обоснованностью калькуляции затрат, формированием себестоимости и отпускных цен на продукцию. Необходима и гибкая антимонопольная политика, направленная на выявление увеличения прибыли за счет нарушения правил конкуренции.

   6 Смирнов В. В. Экспортно-импортные операции в международном бизнесе / В. В. Смирнов. 2005. С. 56.

   Подъем производства, рост его объемов — вот та архимедова точка опоры, которая даст толчок к решению проблем экономической безопасности. Хотя, конечно, и политическую деятельность нужно подчинить национальным интересам и приоритетам, чтобы принятием политических решений не нанести вред экономике России. Это, например, следование политике западных финансовых учреждений МВФ и МБРР, принятие условий для вхождения в блоки с развитыми государствами, которые потребуют от России значительных средств. С другой стороны, политическая сфера может принести значительную пользу состоянию экономики. Важно упомянуть о необходимости создания единого рынка СНГ, усиления интеграции стран содружества и Восточной Европы, что позволит уже на новой основе восстановить экономико-хозяйственные связи, разорванные в результате распада системы социализма. Таким образом, политическая сфера — еще один фактор обеспечения экономической безопасности страны.

   Нужно также создать специальные институциональные основы для мониторинга экономической безопасности России, изучения угроз безопасности и разработки мер для поддержания и усиления экономической безопасности.

   Угрозы экономической безопасности — явления и процессы, которые могут негативно повлиять на экономику страны, на удовлетворение экономических потребностей человека, групп населения, общества и государства.
   Угроза — это еще не сам ущерб или потеря чего-либо, а ожидание, предвидение, ощущение опасности возможных нежелательных событий и их последствий7.

   Различают внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.
   К внутренним угрозам (как выше было сказано самым опасным) относятся следующие.
   1.Усиление структурной деформации экономики, т. е. воспроизводство сложившихся в народном хозяйстве диспропорций и связанных с ними аномалий, например, чрезвычайное развитие военно-производственного комплекса, тяжелой промышленности и чрезвычайно отсталое развитие отраслей, непосредственно работающих на человека (пищевая, легкая сфера услуг и быта…).
      - Сегодня рост производства невозможен при сохранении прежней структуры, поэтому привязка структуры производства к структуре рыночного спроса — ключевая проблема российской экономики. Изменение структуры экономики включает два этапа: пассивный и активный.
   На первом этапе происходит сокращение объемов продукции, невостребованной рынком.
   На втором этапе происходит увеличение выпуска конкурентоспособной продукции и создание мощностей для производства новых видов продукции.
   2. Снижение инвестиционной и инновационной активности и разрушения научно-технического потенциала. Кризисное состояние — это снижение инвестиций, инновационной активности. Без крупных капиталовложений не возможен выход экономики из кризиса. К основным угрозам экономической безопасности в инвестиционном комплексе можно отнести:
      - снижение объемов ресурсов капитального строительства;
      - разрушение экономических связей между сырьевой базой, техническим и технологическим обеспечением, научной и кадровой базой;
      - преобладание тактической направленности в инвестиционном процессе (элитное жилищное строительство, поддержание отраслей специализирующихся на экспорт сырья);
      - искусственное сжатие денежной массы;
      - высокая скорость обращения денежной массы (до 8–8,5 раз в год), поскольку денежная масса сосредоточена не в реальном секторе экономики, а в посреднической и валютно-финансовой сфере;
      - снижение инвестиционного потенциала сбережений населения в банках;
   3. Угроза превращения России топливно-сырьевую периферию развитых стран.
В 90-х годах ХХ в. экспорт состоял на 80–90% из сырья и топливно-сырьевых ресурсов. Сохранение этой тенденции и сегодня чревато чрезмерной зависимостью страны от конъюнктуры мирового рынка, разбазариванию невосполнимых сырьевых ресурсов;
   4. Усиление импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам.
Чрезмерное обилие импортных товаров создает опасность завоевания внутреннего рынка иностранными фирмами. Преодолеть сложившуюся ситуацию можно только поддержкой со стороны государства отечественного производителя, применению гибкой системы пошлин, государственной монополии на ввоз импортных лекарств, алкоголя, табака, зерна, а также вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных и редких металлов и т. д.;
   5. Утечка российского капитала за границу, вывоз за пределы валютных ресурсов.
Частный капитал всегда чутко реагирует на угрозы политической и экономической нестабильности. Поэтому в случае утечки капиталов перед страной возникает три проблемы:
      - изучение мотивов утечки капиталов;
      - разработка мер по возвращению «беглого» капитала; выработка мер по предотвращению в дальнейшем утечки капитала.
   6. Углубление имущественного расслоения общества на богатых и бедных.
Имущественное расслоение характерно для всех стран, но если амплитуда колебаний доходов чрезмерна, то общество вступает в зону социальной нестабильности, то есть соотношение в доходах 10% наиболее обеспеченных и 10% наименее обеспеченных превышает отношение 1:10 (в России это 1:14);
   7. Размер внешнего долга.
Государство отвлекает на погашение внешнего долга значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии решений.
   В экономике долг одного государства другому — это нормальное экономическое явление. Вся проблема заключается в величине долга. В мировой практике критерием уровня внешнего долга считается сумма в иностранной валюте, направляемая на обслуживание внешнего долга (текущие выплаты долга, %, неустойки и т. Безопасным уровнем внешнего долга принято считать такую его величину, на обслуживание которой направляется не более 25% общих валютных поступлений.
   8. Чрезмерная открытость экономики.
Разумная открытость экономики повышает ее эффективность, конкурентоспособность и т. д. Но, открывая границы, необходимо учитывать состояние защищенности отечественного производства, финансов, банковской системы, денежного обращения, стратегических отраслей;
   9. Угроза криминализации экономики.
Это специфический способ хозяйствования, при котором относительно небольшая группа лиц получает сверхдоходы от преступной деятельности, используя в этих целях пробелы и недостатки в законодательстве.

   7 Широков А. Н., Юркова С. Н. Муниципальное управление / А. Н. Широков., С. Н. Юрков. — 2010. — С. 132. 

   К внешним угрозам относятся:
   1) технологическая блокада из-за отставания страны в научно- технической сфере;
   2) продовольственная уязвимость из-за зависимости страны от импорта продуктов питания;
   3) негативное влияние мировых, финансовых, валютных рынков на еще не окрепший внутренний рынок;
   4) потеря рынков сбыта.

   Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наибольшую опасность для России имеют внутренние угрозы:
      - сырьевая ориентация на экспорт (80–90% экспорт продукции топливно-энергетического комплекса);
      - снижение на 50% внешнего торгового оборота со странами ближнего зарубежья;
      - низкая конкурентно способность продукции;
      - внешняя задолженность;
      - распад единого экономического пространства;
      - развал социальной сферы и научно-технического потенциала страны, который определяет состояние экономики и возможность ее развития в будущем, а также поддержания обороноспособности страны на должном уровне.

   В качестве источника наполнения внутреннего рынка дефицитными или не производимыми в стране ввоза товарами традиционно рассматривается импорт. Однако чем больше доля импорта в общем объеме поставок, тем существеннее угрозы экономической безопасности региона и государства в целом. Анализ показал, что в промышленности Нижегородской области имеет место ситуация абсолютной импортозависимости.

   Импортозависимость предприятий промышленности региона как угроза его экономической безопасности означает, что предприятия по отдельным элементам продукции производственно технического назначения функционируют только за счет импортных поставок. Устойчивая динамика экономических связей между странами ведет к формированию мирового рынка как развитой сферы товарного обмена, основанного на международном разделении труда, важное место в котором занимает импорт товаров. В качестве источника наполнения внутреннего рынка дефицитными или не производимыми в стране ввоза товарами традиционно рассматривается импорт. С середины 1990-х гг. импортные ресурсы в РФ продолжают занимать существенную долю в структуре розничного товарооборота. Используя импортные сырье и материалы, технологическое оборудование, предприятия России попадают в опасную зависимость от поставок импорта. И чем больше доля импорта в общем объеме поставок, тем существеннее угрозы экономической безопасности региона и государства в целом. Таким образом, формируется импортозависимость предприятий промышленности региона. Совершенно очевидно, что импортозависимость определяется различными видами импорта. Например, по материалам федерального законодательства о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров можно выделить импорт аналогичных и непосредственно конкурирующих товаров для реализации. А для предприятий промышленности довольно существенное значение имеет импорт продукции производственно-технического назначения (ППТН), в состав которой входят такие элементы, как сырье, материалы, комплектующие изделия, полуфабрикаты, технологическое оборудование.

   Таким образом, в качестве выводов по данному разделу, следует отметить следующее.

   1. Экономическая безопасность — это состояние экономики, в котором экономические интересы личности, общества, государства, региона или предприятия надежно защищены от внутренних и внешних угроз; она является основой устойчивости и страны, и индивида, и предприятия. 34

   2. К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасностиРоссии большинство исследователей относят: 
      1) геополитическое и экономико-географическое положение России;
      2) экономическую и военно-политическую мощь России;
      3) ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики;
      4) приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны;
      5) параметры отраслевой и региональной структур ВВП;
      6) условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций;
      7) наличие резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.

   3. Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий:
      1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках;
      2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».

   4. Чтобы снизить угрозу экономической безопасности Российской Федерации нужно существенно сократить импортозависимость, в идеале самим производить необходимые (и современные) товары и технологии.


Импортозависимость как угроза экономической безопасности Российской Федерации
Моисеев Владимир Викторович. Импортозамещение: проблемы и перспективы в России