Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Зарубежные неправительственные некоммерческие
и религиозные организации в России
Часть 2. Глава 2.1


Российский институт стратегических исследований

О.В. Петровская, В.Н. Филянова

Зарубежные неправительственные некоммерческие
и религиозные организации в России


ЧАСТЬ 2.
ЗАРУБЕЖНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

 Крушение атеистического СССР и проникновение в Россию нетрадиционных для неё религиозных организаций (на волне глобализации за последние 20 лет) создали в стране сложную ситуацию. Сегодня на её территории сосуществует огромное количество религиозных течений, имеющих свои миссионерские и политические задачи, открыто множество разнообразных высших и средних религиозных школ, действуют СМИ, огромными тиражами печатается или ввозится из-за границы религиозная литература. Такое положение было невозможно ни в СССР при атеистической идеологии, ни в Российской империи, где православие являлось государственной религией.

   Сегодняшнюю Россию заполонили новые нетрадиционные для неё религии, по отношению к которым не выработана стратегия статус-кво, отсутствует иммунитет против фундаментализма и религиозной нетерпимости.

   В результате под иностранным влиянием трансформируются даже традиционные для России конфессии.

   Несомненно, что иностранные религиозные организации имеют собственные политические задачи как на глобальном, так и региональном уровнях. Очевиднее всего они у неопротестантов с их традиционной борьбой со всеми видами "тоталитаризма и чиновничьего произвола", отстаиванием идеалов демократии и интересов США (что они уже отчётливо показали в ходе "оранжевой революции" на Украине).

   Неприятие пятидесятниками режимов и организаций, препятствующих их миссионерской деятельности, можно объяснить убеждённостью адептов этого направления в том, что пятидесятническая евангелизация всех народов мира должна быть завершена при жизни настоящего поколения. Отсюда их поддержка вторжения США в Ирак, где ранее пятидесятникам не дозволялось вести свою деятельность, и др.

   Исламские организации Турции, Саудовской Аравии, Кувейта ставят своей целью изменение политической карты России. Нередко задачи иностранных образовательных и благотворительных организаций в нашей стране сводятся к разжиганию противоречий среди российских мусульман.

   Второй Ватиканский собор (1962−1965 гг.) поставил перед католиками глобальную и официальную задачу – привести всех людей к католичеству. Методом реализации этой стратегии был выбран экуменизм.

   Саентологи, мормоны, свидетели Иеговы, мунниты, неоиндуистские культы ("Сознание Кришны", "Трансцендентальная медитация" и др.), возникшие в США и Европе, тоже ставят своей целью изменение мирового порядка через создание правительства, состоящего из их представителей.

   Многие новые религиозные движения откровенно стремятся к материальному могуществу и власти, не скрывают своего презрения к людям иной веры, а к своим адептам относятся лишь как к питательному материалу и финансовому ресурсу. Они далеки от гуманизма, часто агрессивно используют методы психического воздействия для достижения своих целей, нарушают гражданские законы.

   Несмотря на активное участие российских адептов в иностранных и международных религиозных движениях, их трудно назвать российскими, так как центры религий, руководители и создатели культов или учителя (гуру) находятся за рубежом. Многие организации не скрывают намерений влиять через своих последователей на политику и общественную жизнь в нашей стране.

   И эта работа приносит свои плоды: в России в последние годы уже возникли сообщества граждан, которые отстаивают интересы США, Турции, Саудовской Аравии и др. При этом многочисленные религиозные организации способны дестабилизировать внутреннюю ситуацию в стране. Далеко за примером ходить не надо: подобным образцом неконтролируемой свободы и разгула сект на пространстве СНГ является Украина, где религиозная ситуация наиболее проблемна и конфликтогенна.

   Все западные религиозные организации проявляют повышенный интерес к Сибири и Дальнему Востоку, где их миссионерская деятельность разворачивается успешнее, чем в других частях России, поскольку там, вдали от кафедральных и епархиальных центров Русской православной церкви (РПЦ), меньше храмов и приходов. Меннониты, например, не стесняясь, говорят о "наступлении на Сибирь", а пятидесятники очень активно работают на Алтае, в Хакассии и других национальных республиках.

   Мы являемся свидетелями того, как чисто национальные религиозные движения, некогда существовавшие в Российской империи (католики, методисты, меннониты, буддисты), распространяются на новые этнические группы − среди русских и представителей других народов.

   Многие религиозные движения спекулируют на историческом наследии России, а порой и фальсифицируют его. Например, протестанты утверждают, что начало их течению в России положили новгородские стригольники в XV в., а кришнаиты считают территорию России местом обитания древних ариев, францисканцы же пытаются доказать, что их орден существует в России уже 700 лет.

   Интересно, что и новые восточные культы, изначально чуждые европейскому сознанию, трансформировались в соответствии с христианскими понятиями и привычками. Так, индуизм уже провозглашается монотеистической религией, буддийские практики признаются приемлемыми для христиан, необуддизм и неоиндуизм встают на путь миссионерства и распространяются по всему миру.

   Эти движения, поставленные на коммерческую основу1, предлагают адаптированный для масс вариант древних восточных учений. Они обещают неофиту удивительные результаты − чаще всего исцеление или "просветление за одну жизнь", которых он достигнет без особых усилий.

   Важнейшей целью работы новых миссий является проникновение в сферу образования. Для этого религиозные организации маскируются под общественные, научные, культурные и образовательные учреждения. Так, культ Шри Чинмоя ориентирован на работу в школах живописи и в спортивных детских организациях. Некоторые приведённые ниже саудовские мусульманские организации ориентированы на вузы и вузовскую молодёжь. Классический пример внедрения деструктивного религиозного культа в систему образования – деятельность секты "Трансцендентальная медитация" в США, которой удалось достичь невероятных успехов в 70-е гг. (её последователи проникли в учебные заведения, бизнес-корпорации и пр.), поскольку она объявляла свои практики исключительно оздоровительными. Плохо изучены последствия занятий йогой, активно навязываемых россиянам в качестве лечебной гимнастики.

   Неокульты представляют собой суррогатный религиозный продукт, который с помощью западных технологий умело приспособлен к рынку религий, на котором есть спрос, поскольку многие не прочь без особых усилий получить/ купить возможность "открыть завесу потустороннего" или "испытать кайф без наркотиков". Потому нередко религиозные организации, зарегистрированные как НПО, параллельно с духовными задачами преследуют и вполне меркантильную цель – эксплуатацию материальных и людских ресурсов России.

   Успех западных культов и сект отчасти кроется в сложности социальной обстановки в России, значительном числе неблагополучных и несчастливых семей, недостаточном уровне образования потенциальных адептов. Секты пользуются сложными жизненными ситуациями, в которые в современной российской действительности человек попадает довольно часто.

   Достаточно активное противодействие общества и государства деятельности американских тоталитарных сект и неопротестантам привело к тому, что в 2009 г. Россия впервые с 1999 г. попала в так называемый "контрольный список" Комиссии США по свободе вероисповедания в странах мира (US Commission on International Religious Freedom − USCIRF). Это значит, что США будут "пристально следить" за развитием ситуации, а в ряде случаев осуществлять "целенаправленные дипломатические действия". В 2010 г. за нашей страной сохранили место в этом списке на том основании, что "свобода вероисповедания в России продолжала ухудшаться"2.

   1 Считается, что избранный для спасения человек должен быть богат − новые практики не для бедных. В чём нетрудно обнаружить следы влияния протестантизма.
   2 Бондарев В. В. Религия в жизни и политике президента Обамы / Бондарев Виктор Василье- вич // Проблемы национальной стратегии. 2011. № 2 (7). С. 153–172.


 2.1. Христианские организации

2.1.1. Организации Римско-католической церкви

 Римская католическая церковь – РКЦ
(Ecclesia Catholica Romana – ECR),
Ватикан.

   Католицизм сегодня – крупнейшая и наиболее распространённая в мире христианская конфессия. Католиками являются 1,15 млрд человек в основном в Западной и Центральной Европе и в Латинской Америке. Для России же он не является традиционной религией.

   Католицизм имеет единую, строго иерархичную и централизованную церковную организацию с центром в Ватикане, который имеет статус независимого государства и где находится папская резиденция. Как государство Ватикан имеет свой флаг, герб, банк, ветку железной дороги, собственные денежные знаки, силы правопорядка и т.п. Здесь аккумулируются и отсюда распределяются по всему миру средства на нужды католической церкви, что даёт Ватикану дополнительные возможности для политического и материального влияния1.

   Католицизм имеет единого главу, абсолютного, пожизненного правителя, первосвященника – Римского папу. По католическому учению в нём сосредоточена вся полнота церковной власти, без его санкции ни в одной стране мира не может быть поставлен или отставлен епископ, созван собор, издан церковный закон. Папа своими актами имеет право не только определять всю жизнь церкви, но и менять, устанавливать церковные обряды и каноны, правила церковной организации, вероучения и культа. В 1870 г. Ватиканский собор принял догмат о безошибочности папы ("о непогрешимости"). Исторически спецификой католичества являлась также претензия пап на главенство и влияние не только в церкви, но и в миру и подчинение себе светских правителей.

   Новые католические догматы оказывают влияние на отношения православных и католиков. Их улучшению не способствует тяжёлый исторический опыт отношений в связи со стремлением Рима распространить своё духовное и политическое влияние на землях славянских народов.

   Ватикан имеет дипломатические представительства в большинстве государств мира. В 1990 г. Россия и Ватикан восстановили свои дипломатические отношения, прерванные в 1917 г., хотя при Государственном секретариате Ватикана с 1930 г. существовала комиссия по делам России и действует учебно-научный центр "Руссикум" (Папский институт восточных исследований) "для расширения контактов и деятельности на территории России". Кроме того, в Римской курии есть отдельные секретариаты по содействию христианскому единству (католиков, православных, протестантов и представителей древневосточных церквей под властью папы), по делам нехристианских религий и по делам неверующих.

   Конец ХХ в. стал для Ватикана успешным. Римский престол принял участие в борьбе с коммунизмом и в итоге распространил свою власть на треть Европы, после того как в бывших социалистических странах были восстановлены поместные католические и униатские церкви. На сегодня в Российской Федерации официально зарегистрировано не менее 240 организаций и общин Римско-католической церкви и 3 организации Греко-католической (униатской) церкви. Число католиков в современной России оценивается в 1,3 млн человек. Однако, по планам Ватикана, их численность в нашей стране должна достичь не менее 3 млн2.

   Если до революции Римская церковь в России окормляла лишь этнические меньшинства, а римско-католический епископат назначался Российским правительством (и только после этого утверждался в Риме), то в период с 1991 по 2002 г. Ватикан не только воссоздал в нашей стране свои дореволюционные структуры, но и значительно расширил их. В 2002 г. он оформил свои церковные учреждения в соответствии с латинским каноническим правом, и сегодня на территории России де-факто существует Русская католическая церковь в статусе митрополии с параллельными Московскому патриархату структурами.

   В связи с этим в 2002–2003 гг. разразился кризис в отношениях РКЦ с РПЦ и МИД РФ, который стал сходить на нет лишь в 2009 г. Тогда из России были выдворены многие священники РКЦ и епископ Е. Мазур, прокатилась волна общественных возмущений прозелитической деятельностью Рима.

   Из 140 католических монашеских орденов, существующих в мире, в России присутствует 40. Объекты внимания миссии – не только русский, но и другие народы России. Так, на сайте женской общины августинок "Oblates de l'Assomption", сёстры которой работают в Москве при храме св. Людовика Французского, указано, что языки миссии в России – русский, башкирский, татарский, чеченский3.

   1 Так, Ватикан имеет возможность предоставлять Русской православной церкви финансовую помощь. За 1995–2005 гг. он перевёл на благотворительные нужды РПЦ почти 20 млн евро. Католический фонд "Помощь церкви в беде" (Германия) пожертвовал 17 млн дол. (См.: Мухин А. А. Религиозные конфессии и секты / А. А. Мухин, Я. И. Здоровец. М. : Алгоритм, 2005. С. 106).
   2 Филатов С., Воронцова Л. Католики и католицизм в России // Религия и общество. Очерки религиозной жизни современной России / отв. ред. и сост. С. Б. Филатов. М. ; СПб. : Летний сад, 2002. С. 268–292.
   3 Oblates Assomption: Religieuses Missionaries : website. URL: http://www.oblates-assomption.org.

   Несмотря на то, что официально в РФ не зарегистрирован ни один католический монастырь, анализ сайтов орденов показывает, что они имеются в Москве, Санкт-Петербурге, Астрахани, Калуге, Черняховске (Калиниградская обл.), Элисте, Воронеже, Красноярске, Иркутске, Кемерове, Екатеринбурге и других городах.

   Помимо орденов в России также действуют католические движения, нацеленные на мирян. При Иоанне Павле II они достигли небывалого могущества в церковных делах, поскольку в силу молодости, энергичности, мобильности эффективнее помогают проводить политику Ватикана. Через членов этих движений, связанных определёнными обязательствами перед своим руководством, как в случае с "Опус Деи", Рим может проникать во многие сферы жизнедеятельности страны и общества и получать нужную ему информацию. Члены этих движений не зависят даже от местного католического епископа и должны подчиняться своему руководству в Риме.

   При этом католики отметают все обвинения в прозелитизме, так как миссионерская концепция, разработанная на Втором Ватиканском соборе, даёт им право проповедовать во всём мире, даже в христианских странах. Стремление к переходу в католичество трактуется в двух плоскостях: духовной – как действие Святого Духа, и светской – как выражение свободы совести и религии.

   К тому же католики считают себя обязанными реализовать так называемое "фатимское пророчество" 1917 г. (не признаваемое православными)4. Сегодня в России как минимум 3 новых католических храма освящены в честь него, а в католической среде Россия неофициально даже называется "Землёй Марии" (Terra Mariana).

   К настоящему времени РКЦ учредила в Москве Колледж философии, теологии и истории св. Фомы Аквинского (с филиалами в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Саратове, Калининграде); Высшую духовную семинарию "Мария – Царица Апостолов" в Санкт-Петербурге; предсеминарию в Новосибирске; Школу христианской диаконии в Москве и католическую гимназию в Томске.

   Успешно действуют и католические издательства. С 1990 г. выходил информационный бюллетень, позднее преобразованный в журнал "Истина и жизнь".

   Действует католическое информационное агентство "Благовест-инфо", вещает радио "Дар" в Москве и "Мария" в Санкт-Петербурге, а также Сибирское католическое телевидение "TV Кана" с редакцией в Новосибирске.

   Ватикан
   Vatican City (S.C.V.)
   Website: www.vatican.va 

   Римско-католическая архиепархия Божьей Матери в РФ
   123557, г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 27, стр. 2
   Тел./факс: +7 (495) 785-54-30
   Эл. адрес: info@cathmos.ru
   Интернет-сайт: www.cathmos.ru


2.1.1.1. Католические движения

 


2.1.1.2. Монашеские ордены и общества апостольской жизни

 


2.1.2. Протестантские церкви и организации

 


2.1.2.1. Организации классического протестантизма

 


2.1.2.2. Организации позднего протестантизма

 


2.1.2.3. Вспомогательные протестантские организации

 


<<< | ОГЛАВЛЕНИЕЕ | >>>
 Источники и литература
Алфавитный указатель организаций
Index of Organizations


Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в Россииии