
Российский институт стратегических исследований
Научные и аналитические центры Китая
Справочник
СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие
Современное состояние МЦ-индустрии в Китае
- Классификация китайских мозговых центров
- Основные направления исследований
- Стратегия развития МЦ
- Новые моменты в работе китайских МЦ
- Роль МЦ в концепции "мягкой силы" Китая
Наиболее известные и влиятельные китайские
think tanks
Указатель китайских think tanks
- Часть 1:
- Часть 2:
- Часть 3:
- Часть 4:
ПРЕДИСЛОВИЕ
Важную роль в развитии современного общества играют экспертно-аналитические центры (think tanks 1), которые называют
также "мозговыми центрами" (МЦ), "мозговыми трестами", "фабриками мысли". В мире сложилась целая индустрия подобных центров, занимающихся исследованиями и предоставляющих консультационные услуги правительственным, общественным и частным
структурам по широкому кругу проблем внутренней и внешней
политики, экономики, безопасности, социальной сферы, экологии,
медицины и пр. С годами они становятся всё более важным инструментом поддержки управленческой деятельности.
"Мозговые" (аналитические) центры как институты современной политической системы впервые появились в США в начале
прошлого столетия. Первоначально американские МЦ в основном содействовали работе органов государственной власти. После
Второй мировой войны успехи деятельности "РЭНД корпорейшн"
и других подобных ей аналитических центров, активно воздействовавших на политику и принятие решений правительством США,
стали даже поводом для того, чтобы говорить о них как о "четвёртой
ветви" власти 2. В дальнейшем их сфера деятельности расширялась,
и в настоящее время американские МЦ всё чаще проводят анализ
и составляют планы для промышленности, муниципалитетов, органов власти штатов и даже иностранных государств.
В последнее десятилетие не только в Америке, но и в большинстве стран мира отмечается интенсивный рост числа МЦ, расширение масштабов и сфер их влияния. Эксперты называют следующие
причины растущей потребности в продукции МЦ: информационная революция, прекращение правительственной монополии на
информацию, многократно возросшая сложность политических
проблем, масштабность современных процессов руководства страной и кризис уверенности среди правительственных чиновников,
глобализация и рост государственных и негосударственных участников, потребность в своевременной, полной и оптимально концентрированной информации (т.е. предоставленной "в нужное время и в нужной форме") 3. В результате растёт число стран, где МЦ
оказывают воздействие на процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений. МЦ начинают влиять и на работу международных организаций. Например, перед 2-м саммитом стран БРИК,
состоявшимся в Бразилии в апреле 2010 г., прошла конференция
представителей "мозговых центров" четырёх стран, ставшая впоследствии регулярной. На ней учёные обменялись мнениями об
экономической ситуации, перспективах развития и проблемах, стоящих перед странами БРИК в посткризисный период, а также заявили о необходимости наладить совместную деятельность, чтобы
содействовать лидерам стран-участниц в разработке долгосрочной
программы развития сотрудничества 4.
Рост влияния и значимости МЦ в разных странах мира стал
важным объектом исследований, направленных на изучение трансформации процессов в сфере принятия политических решений.
В частности, получение обобщённой информации по данной проблеме, включая сбор и анализ сведений о деятельности МЦ, является целью проводимой в Университете штата Пенсильвания
(США) долгосрочной программы "Мозговые тресты и гражданские
общества" 5. В ходе исследований к 2007 г. были обобщены данные
на более чем 4,5 тыс. организаций из 126 стран, а в 2008 г. впервые издан развёрнутый справочник, содержащий сведения уже
о 5465 учреждениях из 169 стран мира, классифицированных
по типу, региону и проблематике исследований, а также составлен рейтинг ведущих МЦ по степени их авторитетности на международной арене 6. В следующее издание справочника по итогам
2009 г. вошли данные о 6305 организациях 7, а по итогам 2010 г. –
6480 8.
По данным последнего издания в настоящее время в КНР функционирует 425 МЦ, причём в последние несколько лет политическая, экономическая и культурная элиты страны уделяют им такое
большое внимание, какого не наблюдалось за все 60 лет существования республики. В китайских СМИ стали часто публиковаться
статьи об успехах и недостатках, задачах и перспективах развития
системы МЦ. Весной 2011 г. был опубликован первый "Доклад
о развитии китайских think tanks", в котором показаны предпосылки создания МЦ, дана классификация, приведены примеры успешной деятельности известных центров и методы их работы, а также
факторы, сдерживающие позитивный процесс развития think tanks
в стране. В докладе заявляется, что 12-я пятилетка (2010–2015 гг.)
станет периодом интенсивного развития данных структур.
В российской научной и политической печати тема китайских
"мозговых центров" освещалась крайне скупо. В данной работе
предпринимается попытка восполнить этот пробел в части деятельности МЦ Китайской Народной Республики, за исключением
организаций Гонконга и Макао.