Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
РУКОВОДСТВО ПО ТО И ТР ТЕПЛОВОЗОВ ТЭМ2 .
ГЛАВА 9: Текущий ремонт ТР-3
  9.4. Электрическое оборудование


ОГЛАВЛЕНИЕ

 Глава 9. Текущий ремонт ТР-3
 9.1. Общие требования
 9.2. Дизель

 9.3. Вспомогательное оборудование
 9.4. Электрическое оборудование
   9.4.1. Общие требования по ремонту электрических аппаратов, проводов
   9.4.2. Контакторы электромагнитные
   9.4.3. Контактор электропневматический
   9.4.4. Реле
   9.4.5. Панели контакторов и реле
   9.4.6. Предохранители
   9.4.7. Электропневматические вентили
   9.4.8. Переключатель направления (реверсор)
   9.4.9. Переключатель пневматический кулачковый
   9.4.10 Контроллер
   9.4.11 Регулятор напряжения типа ТРН
   9.4.12 Регулятор напряжения типа БРН
   9.4.13 Реле времени пневматическое
   9.4.14 Реле времени электромагнитное
   9.4.15 Реле времени электронное
   9.4.16 Выключатели и разъединители
   9.4.17 Автоматические выключатели, универсальные выключатели
   9.4.18 Элементы сопротивления типа КФ, ЛС
   9.4.19 Аккумуляторная батарея..
   9.4.20 Арматура освещения
   9.4.21 Межтепловозные соединения
   9.4.22 Электрические провода
 9.5. Электрические машины
 9.6. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
 9.7. Общая сборка основного оборудования тепловоза


9. ТЕКУЩИЙ  РЕМОНТ  ТР-3  

9.4. Электрическое оборудование 

9.4.1. Общие требования по ремонту электрических аппаратов, проводов

   Производится ремонт со снятием с тепловоза следующих аппаратов: электропневматических контакторов, реле времени, боксования, переходов, обратного тока, регулятора напряжения, электропневматических вентилей, автоматических выключателей, предохранителей, электропневматического привода реверсора, барабана реверсора типа ПР и кулачкового переключателя.
   Аппараты очищаются от пыли и нагара, осматриваются. Изоляционные стойки и изоляторы протираются салфетками, смоченными в спирте или авиационном бензине. Незначительные повреждения изоляции стоек разрешается закрашивать эмалью НЦ-929 с предварительной зачисткой. Изоляция, поврежденная до половины ее толщины, восстанавливается. Применение бензина для протирки катушек и других деталей, покрытых асфальтовым лаком, запрещается. Мелкие оплавления деталей очищаются при помощи стеклянной бумаги, крупные – при помощи личного напильника. Снятые чугунные и стальные детали очищаются пескоструйным аппаратом, неоцинкованные детали – вывариваются  в щелочной ванне.
   Проверяются крепления аппаратов и их деталей. Все крепежные детали и их установка должна соответствовать чертежам. Поврежденные или недостающие пружинные шайбы, шплинты, гайки восстанавливаются. Винты с поврежденными шлицами и болты с поврежденными гранями заменяются. Аппараты на панелях не должны иметь перекосов, влияющих на положение подвижных частей.
   Изоляторы, имеющие трещины, поврежденную поверхность или сколы выше 10% длины пути возможного перекрытия током, ослабшие в армировке заменяются.

   Толщина контактов должна соответствовать нормам. Очистка серебряных и металлокерамических контактов производится с соблюдением требований по их очистке.
   Блокировочные пальцы и сегменты блокировок аппаратов зачищаются. Пластины пальцедержателей закрепляются. Проверяется нажатие пальцев, при необходимости регулируется. Изношенные блокировочные пальцы заменяются. Прилегание   блокировочных   пальцев должно быть не менее 50 %  ширины их контактной части.
   Блокировки, имеющие износ контактных сегментов на половину толщины, заменяются. При ремонте блокировок сегмент запиливается и шлифуется мелкой стеклянной бумагой. Допускается прокладка под сегмент фольги для компенсации спиленной части. В случае замены сегмента по износу новым, более толстым, чем глубина паза в изоляционной колодке, разрешается на краю сегмента запилить фаску для улучшения перехода блокировочного пальца.
   Запрещается срезать изоляционную часть блокировочной колодки при устранении выработки в сегменте, а также углублять паз блокировочной колодки под сегментом.
   Проверяется, нет ли заеданий в подвижных частях аппаратов, а также правильную последовательность и четкость их срабатывания  (по таблице включения). Все электропневматические аппараты должны включаться при давлении воздуха 0,35 МПа (3,5
кгс/см2).
   Проверяется маркировка проводов и аппаратов, недостающая восстанавливается полностью в соответствии со схемой; наносится маркировка допускаемых токов на патронах предохранителей.
   Устраняются повреждения проводов, шунтов, наконечников производить в соответствии с требованиями п. 2.9.3 настоящего Руководства.
   Поврежденная бандажировка пучков проводов восстанавливается и новая бандажировка окрашивается под цвет старой краски.
   У электропневматических вентилей проверяется и регулируется по техническим условиям чертежа ход клапанов. У вентилей, имеющих утечку воздуха, заменяется тарелка с резиновым уплотнением или торцуется клапан. Ослабшие катушки вентилей закрепляются.
 

9.4.2. Контакторы электромагнитные

   Обмотка катушек контакторов  заменяется при наличии:
   - ослабления каркасов;
   - обрыва или межвиткового замыкания провода;
   - обгорания изоляции.

   Проверяется омическое сопротивление катушек, которое не должно отличаться от расчетного более, чем на 8%, при большем отклонении доводится до нормы. Выводы катушек, имеющие ослабление или обрыв, перепаиваются припоем марки ПОС-40.
   Катушки с исправной обмоткой просушиваются и пропитываются в изоляционном лаке. Покровная изоляция и бандажи восстанавливаются по чертежу с последующим покрытием изоляционным лаком или эмалью и сушкой.

   Отремонтированные или новые катушки испытываются на электрическую прочность изоляции в течение 1 мин напряжением переменного тока величиной, В:
   - для контакторов КПМ-220, КПМ-111, КПМ-121 ………….  800
   - для контакторов КПД-45 ……………………………………. 3500
   - для контакторов КП-504 …………………………………….. 2500

   Катушки дугогасительные не должны иметь подгаров и оплавлений. Допускается наращивание концов катушки газосваркой с последующей обработкой до чертежного размера. Ослабшие места соединений выводов катушки перепаиваются. Соприкосновение витков катушки не допускается. 
   Изоляция и отделка катушки должны соответствовать чертежу.
   Контакты электромагнитных контакторов заменяются при наличии трещин, раковин, подплавлений, износа. Разрешается восстанавливать рабочую поверхность изношенного контакта путем приварки контактным способом или газосваркой пластины из твердой меди с последующей механической обработкой по чертежу. Толщина контактов, профиль, раствор и провал их должны соответствовать нормам допуска.

   Толщина блокировочных контактов допускается не менее, мм:
               для контакторов КПМ-220, КПМ-111, КПМ-121 ……………0,5
               для контактора КПД-45 ………………………………………. 1,8
               для контактора КП-504 ……………………………………….. 1,0

   Смещение контактов относительно друг друга допускается не более, мм:
               для контакторов КПМ-220 и КПД-45 …………………………0,5
               для контактора КП-504 ….. ..…………………………………. 1
               для контактора КПМ-111, КПМ-121…………………………..1,5

   Наконечники шунтов обжимаются, облуживаются и, при необходимости, перепаиваются припоем марки ПОС-40.
   Якоря электромагнитных контакторов при наличии трещин и оплавлений заменяются. На опорной кромке якоря контакторов КПМ-220, КПМ-111, КПМ-121 и скобы контакторов КП-504 забоины не допускаются; при износе этих поверхностей они обрабатываются согласно чертежу.
   Прилегание якорной пластины (якоря) к сердечнику катушки должно быть плотным. Допускается местное неприлегание не более 0,6 мм.
   Отклонения размеров осей и валиков, а также отверстий под оси и валики электромагнитных контакторов допускаются в пределах, указанных в табл. 8.

Таблица 8

Нормируемый размер (диаметр), мм Допускаемые отклонения, мм
чертежные при выпуске из ремонта
 Допускаемые уменьшения (увеличения) от номинальных разме-ров при диаметре:
6 - 10

10 - 18

 

0,015-0,055*
0-0,03

0,02-0,07
0-0,035

 

0,015-0,015*
0-0,01

0,02-0,18
0-0,012

18 - 30 0,025-0,085
0-0,045
0,025-0,021
0-0,14
30 - 50 0,032-0,1
0-0,05
0,032-0,025
0-0,17

    * В числителе –допускаемые уменьшения,  в знаменателе – допускаемые увеличения.
   Перегородки дугогасительной камеры заменяются при наличии трещин и отколов, при уменьшении толщины стенок более, чем на 3 мм от чертежного размера. Расстояние между перегородками камеры должно соответствовать чертежу. Смещение контактов относительно друг друга не должно превышать 1 мм.
   Электрическая прочность изоляции электромагнитных контакторов должна испытываться в течение 1 мин переменным током частотой 50 Гц, В:
   - между силовыми контактами …………………………………… 3700
   - между силовыми контактами и блок-контактами ……………..  3700
   - между блок-контактами ………………………………………….   800
   - Контакты КПМ-220, КПМ-111, КПМ-121 испытываются напряжением 800 В.

   Проверяются параметры срабатывания контакторов на стенде. Контакторы  должны включаться  при напряжении 45 В  и минимальном токе,  равном для контактора  КПМ-220 – 0,19 А,  для  КПД-45 – 0,49 А и для КП-504 – 2,5 А. 

9.4.3.  Контактор электропневматический

   В крышках воздушного цилиндра и рычаге электропневматического контактора разрешается заварка по одной трещине, если она не более 25% сечения. Контактор заменяется при наличии отколов и сквозных трещин в воздушном цилиндре. Мелкие раковины, несквозные трещины в цилиндре разрешается исправлять запайкой твердыми припоями с последующей обработкой внутренней поверхности.
   Разрешается в процессе ремонта внутренней поверхности цилиндра при наличии выработки или задира производить расшлифовку цилиндра до диаметра 59,5 мм.
   Привалочные поверхности цилиндра и крышек проверяются по плите.
   При короблении более 0,1 мм поверхности детали протачиваются на станке.
   Проверяются размеры под втулку в рычаге и держателе контакта и при овальности их более 0,05 мм отверстия проверяются на станке с приточкой новой втулки по месту. Разрешается увеличить диаметр отверстия на 2 мм   сверх допустимого по чертежу.
   Размеры между осями отверстий должны быть выдержаны строго по чертежу, перекос осей отверстий под общий валик не допускается. Шток поршня и поршень при наличии трещин заменяются.
   Профиль контактов и чистота обработки должны соответствовать чертежу, наличие раковин не допускается.
   Катушка дугогасительная не должна иметь обгоревших концов, подгаров и поврежденной изоляции.
   Подгоревшие места разрешается восстанавливать наплавкой меди. Поврежденная изоляция вывода заменяется. При ослаблении соединения дугогасительной катушки с кронштейном соединение переклепывается и восстанавливается полуда припоем согласно чертежу. Изоляция выводов катушек и шин окрашивается эмалью ГФ92ХС или ГФ92ХК ГОСТ 9151-75.
   Отколотые и лопнувшие стенки и перегородки дугогасительной камеры заменяются новыми. Заменяется независимо от состояния изоляция полюса дугогасительной камеры из лакоткани, изоляция блокировочных пальцев из фибры, прокладки крышек цилиндра и кожаные манжеты.
   Толщина перегородок внутри дугогасительной камеры допускается не менее 6 мм.
   В собранном электропневматическом контакторе проверяется суммарный осевой зазор в соединении штока поршня с рычагом, который должен быть в пределах 0,5-1 мм. Зазоры суммарные в остальных соединениях – в пределах 0,2-0,3 мм. Смещение  контактов относительно друг друга не должно превышать 1,0 мм. Касание контактов по линии должно занимать не менее 80% их ширины.
   Проверяется четкость срабатывания электропневматического контактора при минимальном давлении воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) и плотность пневматической части привода при максимальном давлении воздуха 0,7 МПа (7 кгс/см2). Нечеткое срабатывание контактора при минимальном давлении воздуха и утечка воздуха при максимальном давлении не допускаются. Для приработки подвижных частей контактора производится 30-40 включений при давлении воздуха 0,5 МПа (5 кгс/см2).

  Контактное нажатие после ремонта при измерении на шайбе контактного болта должно быть:
   - начальное - от действий притирающей пружины 69-97 Н (6,9-9,7 кгс);
   - конечное – при сжатой притирающей пружине 112-158 Н (11,2-15,8 кгс);
   - полного включения - при давлении воздуха 0,5 МПа (5 кгс/см2);
   - в момент разрыва контактов – 550-630 Н (55-63 кгс);
   - блокировочных контактов -  в пределах 10-25 Н (1-2,5 кгс).

   Изоляция электропневматического контактора испытывается на электрическую прочность  напряжением 3700 В в течение 1 мин между:
   - силовыми контактами;
   - силовыми контактами и блок-контактами;
   - силовыми контактами и корпусом.

   Испытательное напряжение  между пальцами блокировочных контактов должно быть 800 В, сопротивление изоляции -  не менее 2 МОм.
   Пневматические   приводы    контакторов   после сборки проверяются на утечку давлением воздуха 0,5 МПа (5 кгс/см2). По манжетам включенных пневматических контакторов допускается утечка, при которой пленка жидкого мыльного раствора, нанесенная на одно из отверстий цилиндра привода (при другом закрытом отверстии), держится без разрыва не менее 10 с.         

9.4.4. Реле

   Катушки реле заменяются при наличии ослабления каркаса, обрыва или межвиткового замыкания обмотки, обгорания и старения изоляции, пробоя на корпусе. Омическое сопротивление катушки не должно отличаться от расчетного более, чем на 8%. Выводы катушек, имеющие ослабления или обрыв припаиваются припоем марки ПОССу-40-05.
   Подгоревшие серебряные контакты зачищаются бархатным напильником до устранения подгара и раковин. Серебряные контакты, имеющие толщину менее 1 мм, заменяются.
   Наконечники проводов, имеющие выплавление припоя, обрыв жил, перепаиваются, а при наличии изломов или оплавлений,  заменяются.
   Скобы, панели, упоры, угольники, пластины якорей, плунжеры, сердечники и другие детали при наличии изломов, оплавлений, трещин или несоответствий размеров чертежу заменяются. Замена медной гильзы каркаса электромагнитного реле  времени на гильзу, изготовленную из другого материала, запрещается.
   Втулки противовеса реле перехода при увеличении внутреннего диаметра более 4,1 мм, а также латунные пластины якорей заменяются.
   Втулки в алюминиевом рычаге реле боксования и ось рычага при износе более чем на 0,1 мм заменяются. Диаметры отверстий новых втулок разворачиваются под чертежный размер с одной установки.
   Якорь реле боксования заменяется при поврежденной резьбе хвостовика или износа шлица под отвертку. Разрешается уменьшать длину стержня на 1,5 мм против чертежного размера. Поверхность якоря реле боксования не должна иметь забоины и других механических повреждений. На торце якоря напаивается новая пластина из листовой твердой латуни Л-63 и обрабатывается согласно условиям чертежа.
   Регулируется разрыв, провал (притирание) и нажатие контактов реле, в соответствии с параметрами табл.9.

Таблица 9

Наименование показателей Реле
перехода
Реле обратного тока Реле боксования Реле
управления
Реле времени электро-магнитное
 Нормально замкнутый контакт Нормально разамкнутый контакт
Разрыв, мм 1,5-2,0 1,5-2,0 1,0-1,4 1,6-2,0 7-8 11-13
Провал (притирание), мм 1,5-2,0 1,5-2,0 . жесткий 2,5-3,5 .
Нажатие, Н
        (кгс)
0,2
(0,02)
0,4-0,5
(0,04-0,05)
0,5-0,8 . 2,7-3,3
(0,27-0,33)
2,4-2,7
(0,24-0,27)

   Опорная поверхность якоря реле управления и времени должна соответствовать по чертежу, риски и износ на этой поверхности не допускаются.
   Подвижная  система всех типов реле должна поворачиваться на оси плавно без заеданий.
   Проверяется полярность катушек в соответствии с чертежом, нанести при необходимости обозначения на панелях согласно схеме. Реле испытывается согласно приложению 5 настоящего Руководства.
 

9.4.5.  Панели контакторов и реле

   Панели, имеющие изломы и трещины, заменяются, имеющие повреждения слоя покрытия, очищаются от старой краски и окрашиваются смесью эмали ФСХ-25 – 20% и глифталевого лака ГФ-95 – 80%.
   Разрешается на панелях, не имеющих повреждений слоя покрытия, новый слой покрытия наносить без снятия старого. Поверхность панели после окраски должна быть глянцевой, без пузырей и пятен.
   Сопротивление изоляции панели, замеренное на расстоянии 12-15 мм между отдельными точками на лицевой стороне или торцах ее, должно быть не менее 200 МОм.
   Испытывается панель на перекрытие напряжением 3000 В переменного тока на лицевой стороне поверхности заостренными электродами на расстоянии 12 мм друг от друга. При испытании высоким напряжением допускается небольшое искрение при условии отсутствия снижения напряжения и сопротивления стабильно равного  200 МОм. Болты крепления аппаратов на панели должны быть залитыми битумной массой МБ-90/75.

9.4.6. Предохранители

   Изоляционные трубки предохранителей должны отвечать требованиям чертежа. Оплавление на колпачках и обоймах предохранителей (разборных) устраняются наплавкой с последующей механической обработкой по чертежу. Детали, имеющие прожоги и трещины, заменяются. Плавкие вставки предохранителей заменяются. Установка плавких вставок с надрывами не допускается. 

9.4.7.  Электропневматические вентили

   Ярмо, корпус вентиля, крышка якоря, якорь или сердечник катушки электропневматических вентилей заменяются при наличии трещин, дефектов резьбы.
   Разрешается перерезать дефектные резьбы в ярме на следующий размер по ГОСТу, восстанавливать дефектную резьбу ярма и сердечника заваркой с последующей обработкой и нарезкой резьбы по чертежу.
   Седло клапана вентиля заменяется при ослаблении посадки в корпусе, наличии трещин, забоин или выкрашивании мест по посадочным поверхностям под клапан. Новое седло запрессовывается в корпус с натягом согласно чертежу. Допускается применение клея ГЭН-150(В) или Ф6, Ф40, при этом толщина полимерной пленки не должна превышать 0,05 мм.
   Клапан вентиля заменяется при уменьшении высоты тарелки клапана на 0,5 мм против чертежной высоты. Поверхность резинового уплотнения должна быть ровной, без дефектов (без следов выдавливания, трещин, расслоений резины и воздушных пузырей). При наличии дефектов резина удаляется и производится вулканизация заново. После вулканизации посадочные поверхности клапана обрабатываются по чертежу.
   Проверяется характеристика клапана электропневматического вентиля на соответствие требованиям табл.10.

Таблица 10

№ п/п  Наименование параметра  Вентиль типа
ВВ-1А-1 ВВ-2А-1 ВВ-3
1 Ход клапана, мм  0,9±0,05  0,9±0,05  0,9±0,05
2 Воздушный зазор при возбужденной катушке, мм  1,39±0,1  1,39±0,1  1,39±0,1
3 Сечение воздушных отверстий, мм:      
     а) впускного 5 5 8
     б) выпускного 6 6 19
4 Ток срабатывания, А 0,041 0,07 0,014
5 Длительный ток, А 0,0676 0,152 0,295

   Ход клапана проверяется специальным шаблоном. Клапаны должны быть плотно притерты к седлу и не иметь заеданий. Размеры седла клапанов и корпуса должны соответствовать чертежу.
   Собранный   вентиль   испытывается   воздухом   давлением   0,7 Мпа   (7 кгс/см2). Пропуск воздуха по местам притирки клапанов и в местах соединения воздухопроводов не допускается.
 

9.4.8.   Переключатель направления (реверсор)

   Реверсор с электропневматическим приводом разбирается. Разрешается ремонтировать главный силовой барабан и стойки с контактодержателями без разборки при отсутствии:
   - повреждения изоляции вала и стоек;
   - ослабления посадки сегментов или контактодержателей;
   - износа и трещин в сегментах или контактодержателях, требующих сварочных работ.

   Сегменты, имеющие предельный износ, подгары контактной поверхности, оплавления углов или мелкие раковины, разрешается наплавлять латунью с последующей механической обработкой.
   Допускается восстановление сегментов путем приварки по периметру бронзовых пластин с последующей обработкой по чертежу, при этом толщина пластины после обработки должна быть не менее 5 мм. Окончательная обточка рабочей поверхности сегментов производится после сборки контактного барабана, размеры и чистоты обработки должны соответствовать чертежу.
   При наличии износа контактных поверхностей сегменты протачиваются, при этом диаметр контактного барабана после проточки должен быть не менее 122 мм, изоляционные прокладки не должны выступать над его рабочей поверхностью.
    Изоляция вала реверсора и стоек контактодержателей должна быть плотной, без морщин, вздутий и трещин. Поврежденная изоляция заменяется с обязательной прессовой формовкой по их поверхностям, ее термообработкой согласно чертежу и последующим покрытием  эмалью ГФ92ХК или ГФ92ХС.
   Разрешается уменьшение шейки вала под подшипник до 26 мм. При большем износе шейка вала наплавляется и обрабатывается до  размера чертежа. Зазор между шейкой вала и втулкой должен соответствовать чертежу.
   Дефектная резьба в отверстиях деталей реверсоров (кронштейне, контактодержателях, сегментодержателях),  восстанавливается их заваркой с последующей рассверловкой и нарезкой новой резьбы согласно чертежу.
   Проходные   и   непроходные  отверстия, имеющие овальность более 0,5 мм, восстанавливаются также заваркой с последующей рассверловкой по чертежу.
   Защитные покрытия деталей восстанавливаются в соответствии с требованиями чертежа (цинкование, полуда).
   Силовые  контактные  пальцы,   имеющие  оплавленные  концы   более  3 мм, трещины, выжиги или имеющие толщину рабочей поверхности менее    5 мм, заменяются. Постановка на реверсор контактных пальцев и шунтов со следами перегрева запрещается.
   Колодки и держатели, имеющие отколы и трещины, заменяются. Новые колодки и держатели изготавливаются и пропитываются согласно требованиям чертежа.
   В отверстие под шурупы разрешается постановка на клей деревянных пробок.
   Разрешается ремонт приводов без разборки дисков и штока в случае, если: корпус привода не требует сварочных работ; радиальный зазор между штоком  и  корпусом  не более 0,5 мм;  диски  прочно  приклепаны  к штоку. В других случаях диски со штока снимаются, шток заменяется. Диски, имеющие отколы и трещины, заменяются. 

   Заменяются также при ремонте привода:
   - диафрагмы, имеющие трещины, разрывы, деформированные и вытертые места;
   - трубки, имеющие вмятины более 20% сечения или трещины;
   - корпуса и крышки, имеющие трещины с выходом на отверстия или трещины длиной более 20 мм.

   Разрешается растачивать отверстие в корпусе под шток с изготовлением нового штока увеличенного диаметра, при этом диаметр отверстия под шток не должен быть более 30 мм.          
   Забоины и наплавленные места на торце фланцев крышки и корпуса разрешается устранять проточкой на глубину не более 1 мм. При этом обязательно должны быть проточены конусные поверхности этих деталей и опорная поверхность под диски штока до чертежного размера. Проточка этих поверхностей должна производиться с одной установки.
   После сборки привод с воздухопроводом опрессовывается воздухом давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2), пропуск воздуха в местах соединений не допускается.
   У реверсоров с поршневым приводом кожаные манжеты заменяются новыми.
   Цилиндр заменяется при наличии отколов и сквозных трещин. Мелкие раковины, несквозные трещины разрешается исправлять заваркой твердым припоем с последующей обработкой внутренней поверхности.
   Внутренняя поверхность цилиндров при наличии выработки или рисок шлифуется. После обработки конусность и овальность цилиндров должна быть в пределах допуска, размер цилиндра по диаметру не более 91,5 мм.

   Собранный реверсор должен соответствовать следующим требованиям:
   - силовые контактные пальцы притерты по сегментам и прилегать к ним не менее, чем на 80% своей ширины;
   - нажатие пальцев в пределах: силовых – 50-60 Н (5-6 кгс), блокировочных – 10-25 Н (1-2,5 кгс);
   - срабатывание реверсора происходить при минимальном давлении воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/см2);
   - барабан реверсора четко проворачиваться без заеданий;
   - контакты силового барабана замыкаться, прежде чем замкнутся контакты блокировочного барабана, величина опережения не должна быть менее 3 мм;
   - угол  поворота  реверсора  в  обе  стороны  от нейтральной оси одинаковым и  соответствовать требованиям чертежа;
   - силовые пальцы по всей длине реверсора должны замыкаться одновременно.
   - сопротивление изоляции вала и стоек не менее 2 МОм.
   Запрещается выпуск из ремонта реверсоров, у которых замыкание блокировочных пальцев опережает замыкание силовых пальцев или происходит одновременно с ним.

   Электрическая прочность изоляции реверсоров испытывается переменным током частотой 50 Гц в течение 1 мин напряжением ( В) между:
   - силовыми контактами и корпусом ………………………. 3700;
   - силовыми контактами и цепью управления …………….. 3700;
   - группами силовых контактов …………………………….. 1900;
   - цепью управления и корпусом …………………………….  800.
   При необходимости восстанавливаются обозначения клемм реверсора в соответствии со схемой.
 

9.4.9. Переключатель пневматический кулачковый

   Переключатель пневматический кулачковый типа ППК 8023 разбирается. Разрешается ремонтировать кулачковый барабан без снятия кулачковых шайб с вала при отсутствии:
   - ослабления посадки кулачковых шайб;
   - износа и трещин в кулачковых шайбах, требующих их замены;
   - износа и трещин вала, требующих его замены или ремонта.

   Разрешается ремонт привода без разборки дисков и штока, если корпус привода не требует сварочных работ, радиальный зазор между штоком и корпусом не более 0,6 мм, диски прочно приклепаны к штоку.
   Вал переключателя заменяется при наличии трещин, дефектах резьбы М27х1 и износе шеек сверх допустимых размеров. Износ, овальность и конусообразность шеек вала устраняется проточкой на меньший диаметр с изготовлением втулок по размеру шейки. Предельный диаметр шеек допускается 23 мм.
   Шайбы кулачковые заменяются при наличии трещин, отколов, износа  рабочей поверхности. Ослабление шайб на валу устраняется постановкой стальных прокладок по квадратному отверстию или дополнительных шайб по торцу на клее при сборке барабана.
   Износ штока привода по диаметру устраняется шлифовкой в пределах допускаемого размера или осталиванием, хромированием с последующей обработкой до чертежных размеров. При износе штока по диаметру более          0,3 мм шток заменяется.
   Диафрагмы, имеющие трещины, разрывы, деформированные и изношенные места, заменяются.
   Корпус привода, крышки привода, имеющие трещины с выходом на плоскости прилегания, заменяются. В других случаях разрешается трещины заварить.
   Забоины и вмятины на торцах корпуса и крышки разрешается устранять проточкой, при этом уменьшение толщины фланцев допускается:  корпуса – не более 2 мм, крышки – не более 1 мм. Отремонтированный корпус и крышки, кроме обработанных поверхностей, покрываются лаком БТ-99.
   После  сборки  привод  опрессовывается  воздухом  давлением 0,7 МПа (7 кгс/см2), утечка воздуха по соединениям не допускается.
   Изоляция стоек переключателя заменяется при пробое на корпус, сопротивлении изоляции менее 5 МОм, вспучивании, расслоении, новая должна соответствовать размерам чертежа и покрыта красной эмалью ГФ-92-ХК. После сушки изоляция испытывается на электрическую прочность переменным током частотой 50 Гц, напряжением 3000 В в течение 1 мин.
   Контакты силовые подвижные заменяются при толщине менее 8 мм, при наличии следов перегрева и обрыва более 10% гибкого соединения. Контакты неподвижные заменяются при наличии трещин, износе и оплавлении более 2 мм по высоте. Оплавления и подгары на контактах устраняются опиловкой в пределах допуска. Допускается восстановление контактов пайкой латунью Л63 или припайкой медной пластины.
   Контактодержатели заменяются при отколах, оплавлениях, прогарах, трещинах, выходящих на проходные и резьбовые отверстия. Прочие трещины и оплавления устраняются наплавкой латунью Л-63. Допускается заплавлять дефектные резьбовые отверстия латунью Л-63 с последующей нарезкой резьбы согласно чертежу.
   Контакты блокировочные заменяются при износе более 1 мм и сквозных прогарах.
   Кронштейн заменяется при наличии трещин, выходящих на проходные и резьбовые отверстия. Прочие  трещины разрешается заваривать согласно требованиям действующей Инструкции по сварочным и наплавочным работам, при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов. Кронштейн, кроме обработанных поверхностей, покрывается лаком БТ-99.

   Собранные переключатели проверяются на соответствие следующим требованиям:
   - кулачковые шайбы должны находиться на середине роликов рычага;
   - силовые контакты должны одновременно замыкаться и одновременно размыкаться;
   - раствор силовых контактов, мм         - не менее 10;
   - провал силовых контактов, мм          - в пределах 3-5;
   - нажатие, кгс          - в пределах 25-30;
   сопротивление изоляции, МОм          - не менее 5.

   Проверяется четкость срабатывания переключателя при минимальном давлении воздуха 0,35 МПа (3,5 кгс/см2) и испытывается электрическая прочность изоляции током частоты 50 Гц в течение 1 мин напряжением 3000 В между силовыми контактами и корпусом, 80 В – между цепью управления и корпусом. 

9.4.10. Контроллер

   Основание (нижнее) корпуса контроллера типа КВП, имеющее отколы, трещины с выходом на отверстие и трещины длиной более 20 мм, заменяется.
   Кронштейн, имеющий лучевые трещины по резьбовым отверстиям, заменяется. Кронштейн прочно крепится к корпусу, винты крепления его, раскерниваются. Ослабление, шпильки и штифты крепления в крышках, заменяются.
   Втулки оси, имеющие ослабление в посадке или выработку более           0,1 мм, и оси с выработкой более 2 мм, заменяются.
   При необходимости разрешается увеличивать размер отверстия для постановки в них втулок, шпилек, штифтов и осей большого диаметра. Увеличение диаметра  отверстий под втулки (в том числе и основания корпуса) допускается до 2 мм, а под шпильки, штифты и оси – до 1 мм против чертежного.
   Корпус контроллера окрашивается внутри серой ГФ-92ГС эмалью, снаружи – черным  лаком БТ-99.
   Шестерни и секторы, имеющие толщину зуба менее 3 мм (при измерении на расстоянии 2 мм от вершины зуба), заменяются.
   При ослаблении сектора или шестерни на валу и наличии выработок по отверстиям разрешается разворачивать отверстия с увеличением диаметра на 1 мм против чертежного.
   Вал реверсивного барабана при наличии трещин заменяется. Выработки на квадрате разрешается наплавлять электродами Э42А с последующей механической обработкой. Овальность, конусность и выработка более 0,1 мм в местах под подшипник, восстанавливается хромированием или наплавкой с последующей обработкой до чертежного размера.
   Храповики заменяются при наличии трещин, откола и износа более 30% высоты зуба.
   Фиксатор и рычаги, имеющие трещины более 25% сечения, заменяются. При меньших размерах трещин разрешается заварка с последующей механической обработкой и проверкой размеров по чертежу.
   При  наличии  выработок  на  поверхности  храповиков  более  чем  на 0,5 мм и фиксатора более 0,3 мм разрешается наплавлять выработанные места с последующей обработкой по чертежам.
   При наличии выработок в отверстиях рычагов и фиксаторов (под оси) более 0,1 мм разрешается растачивать их на больший размер с постановкой осей большего диаметра. Увеличение диаметра отверстий допускается не более чем на 1 мм против чертежного размера.
   Суммарный зазор между квадратом кулачка и зевом реверсивной рукоятки должен быть не более 0,7 мм. Разрешается наплавка поверхности зева рукоятки квадрата с последующей  обработкой по чертежу.
   Штифты храповика и поводка должны быть плотно забиты в отверстие и расклепаны. Отверстие в поводке, имеющее выработку более 0,1 мм, разрешается растачивать на больший размер с постановкой оси и штифта большего диаметра. Наибольший допустимый размер отверстий 10 мм.
   Оси и штифты, имеющие выработку, заменяются.
   Кулачковые шайбы, имеющие отколы, трещины и вытертые места на поверхности катания роликов, заменяются.
   Неподвижные контакты, имеющие подплавленные места и обгоревшие концы, заменяются. Контакты (серебряные), имеющие толщину менее 1 мм, заменяются.
   Изоляционные панели (доски), имеющие трещины, заменяются. Рычаги кулачковых элементов, имеющие обгоревшие концы, трещины и разработанные отверстия под оси, заменяются.
   Проверяются параметры регулировки контактов, которые должны быть:  разрыв в пределах 6-8 мм,  притирание – 2,5-3,5 мм,  нажатие – 0,34-0,46 кгс.
   Главная и реверсивная рукоятки должны быть сблокированы так, чтобы в нулевом положении реверсивной рукоятки нельзя было повернуть главную, а в положении на ходовых позициях главной рукоятки нельзя было повернуть реверсивную. При перемещении главной рукоятки по позициям каждая позиция должна четко фиксироваться и главная рукоятка на позиции не должна иметь люфт более ±1о.
   Перемещение подвижных частей контроллера должно быть плавным, без заеданий.
   Испытывается изоляция между контактами и корпусом переменным током частотой 50 Гц, напряжением 800 В в течение 1 мин.
   Сопротивление изоляции контроллера по отношению к корпусу должно быть не менее 2 Мом.
   Порядок замыкания контактных пальцев контроллера должен соответствовать исполнительной схеме тепловоза.
 

9.4.11. Регулятор напряжения типа ТРН

   Проверяется на плите вертикальная металлическая панель регулятора, коробление поверхности допускается не более 0,5 мм. Рама, имеющая трещины, заменяется. Изоляционная панель испытывается на электрическую прочность изоляции переменным током частотой 50 Гц, напряжением 3000 В в течение 1 мин., заменяется комплектно с зажимами при наличии трещин и отколов, сорванной резьбы зажимных болтов.
   Детали противовеса, имеющие трещины, заменяются. Оси, имеющие выработку до 0,15 мм, разрешается восстанавливать до чертежного размера хромированием или осталиванием, при большом износе  заменяются. Подшипники в противовеса, имеющие выработку, заменяются. Радиальный зазор в соединении груза с рамой должен быть в пределах от 0,025 до 0,1 мм. Подвижные детали противовеса (груз-рама) должны поворачиваться на своих осях свободно, без заеданий.
   Неисправные конденсаторы заменяются, запрещается эксплуатация регулятора без конденсаторов.
   Цилиндрические пружины заменяются при наличии трещин, потере упругости или отклонений длины в свободном состоянии на +2 мм от номинального размера, не должны иметь остаточных деформаций при пятикратном растяжении и сжатии  в пределах рабочей нагрузки. Неравномерность шага пружин допускается не более 0,3 мм. Неперпендикулярность  плоскостей основания относительно образующей пружины на ее длине не должна быть более 0,5 мм.
   Эластичные пружины заменяются при наличии трещин, потере упругости, короблении плоскости более 1 мм или наличии коррозии.
   Корпус подвижной катушки заменяется при наличии трещин и отколов. Торцовые обработанные поверхности проверяются по плите. Непараллельность поверхностей под установку  пластинчатых пружин допускается не более 0,1 мм.
   Разрешается  исправление этих поверхностей шабровкой. Уменьшение высоты корпуса (размер 35+0,1) допускается не более чем на 1 мм.
   Трещины в цилиндре по сварочному шву разрешается заваривать электродами марки Э42А с предварительной Х-образной разделкой, отжигом при температуре 890-900о С с последующей механической обработкой.
   Уменьшение толщины стенки цилиндра разрешается не более чем на 0,5 мм против чертежного размера.           
   Непараллельность плоскостей верхнего и нижнего оснований допускается  не более 0,1 мм, допускается уменьшение высоты цилиндра (размер 97) до 96 мм.
   Поверхность цилиндра после механической обработки оцинковывается согласно чертежу.
   Размеры наконечника и сердечника  должны соответствовать чертежу, заусенцы и забоины на их поверхности не допускаются. Резьбовые отверстия в корпусе, наконечник и сердечник с вытянутой или сорванной резьбой разрешается перерезать на следующий больший размер, при этом заменяется одна из сопрягаемых деталей (наконечник или сердечник).
   Омическое сопротивление отремонтированных катушек не должно отличаться от номинального более чем на 8% в сторону увеличения и на 5% в сторону уменьшения. Проверяется крепление деталей каркаса неподвижной катушки и при необходимости восстанавливается.
    Контакт  неподвижной  системы  заменяется  при подгаре  и  выжиге контактной  поверхности  на глубину  всего контакта  или при толщине менее 0,9 мм. Разность толщины контактов в комплекте неподвижной системы не должна превышать 0,1 мм.
   Контакт подвижный заменяется комплектно при подгаре контактных пластин и распространении подгара на колодку.
   Контактная пластина заменить при ее толщине менее 0,9 мм. Допускается устранение выработок, выжигов и других дефектов, при этом толщина пластины не должна быть менее допустимой.
   При сборке регулятора монтаж подвижной части выполняется с соблюдением соосности ее с неподвижной частью. Воздушный зазор между подвижной катушкой и ее корпусом регулируется равномерно в пределах 1,45-1,7 мм. Непараллельность плоских пружин, на которых держится подвижная катушка, допускается не более 0,5 мм. Ход планки подвижного контакта при переходе от одной пары контактов к другой должен быть в пределах 0,33±0,05 мм.
   Размеры между пальцами неподвижной контактной системы устанавливаются специальным приспособлением, замыкание противоположных пальцев должно быть одновременным. Разрыв, притирание и нажатие пальцев соответствовать требованиям табл. 11 (отсчет со стороны балансира). 

Таблица 11

Наименование показателей Пальцы Допуск
1 2 3 4 5 6 7
Разрыв, мм 1,0 1,3 1,6 1,9 2,2 2,5 2,8

 ±0,07

Притирание, мм 2,6 2,3 2,0 1,7 1,4 1,1 0,8  ±0,07 
Нажатие  Н
              (кгс)
1,0
(10)
0,9
(9)
0,8
(8)
0,7
(7)
0,6
(6)
0,5
(5)
0,4
(4)
 ±0,07
(0,5)

   Противовес регулятора устанавливается горизонтально в своем среднем положении, ход противовеса должен быть свободным, легким, а перемещение подвижной системы регулятора без заеданий.
   Проверяется  правильность   сборки   регулятора   согласно монтажной схеме. Испытывается изоляция переменным током частотой 50 Гц, напряжением 800 В в течение 1 мин.
   Устанавливается наконечник магнитной системы в исходное положение для регулировки зазоров контактной системы так, чтобы  его плоскость (выточка под "ласточкин хвост") совпадала с торцовой поверхностью сердечника или выступала над ней на 1-2 мм. Зазор между неподвижными пальцами контакта и контактной планкой со стороны балансира  устанавливается в пределах 0,8-1,15 мм. Испытывается регулятор без нагрузки и с нагрузкой 66 А на клеммах вспомогательного генератора.

   Регулировка регулятора производится с предварительным прогревом катушки в течение 30- 40 мин работы двумя ступенями:
   - грубой – изменением положения компенсирующего винта и наконечника на сердечнике;
   - тонкой – изменением регулирующих сопротивлений, а также пружинами.
   Работу регулятора считается нормальной, когда подвижная контактная планка колеблется между двумя парами контактных пальцев неподвижной системы.
 

9.4.12.  Регулятор напряжения типа БРН

   Регулятор напряжения типа БРН очищается. Панель, планка, скоба, угольник, розетка, втулка, кожух, цилиндр, выводы заменяются при наличии трещин, изломов, износов и поврежденной резьбы, разработки отверстий и пазов. Радиаторы, элементы сопротивления, наконечники проводов при наличии оплавлений, изломов, трещин и несоответствия   чертежным размерам заменяются.
   Резиновые детали, шплинты, стопорные шайбы, изоляционные материалы заменяются по состоянию.
   Элементы, имеющие пробои, поверхностные перекрытия, потерю герметичности, механические повреждения, несоответствия номинальным электрическим данным, заменяются.
  Электрические параметры элементов должны быть стабильными в пределах  норм стандартов.
   Допускаемое расстояние от корпуса элемента до места изгиба: для резисторов, стабилизаторов и диодов – не менее 3 мм, для транзисторов – не менее 5 мм. Радиус изгиба вывода резистора должен быть не менее 2-х диаметров выводов.
   Пайка выводов элементов производится припоем ПОС-40 с использованием бескислотного флюса. Минимальное расстояние от корпуса прибора до места пайки должно быть не менее 5 мм для транзисторов и 10 мм для диодов.
   Конденсаторы, имеющие механические повреждения, царапины, забоины, вмятины глубиной более 0,1 мм, излом выводов, потерю герметичности, несоответствие номинальным электрическим данным, заменяются. Допускается отклонение от номинальной емкости – не более ±30%.
   Полупроводниковые блоки разбираются в случае необходимости замены элементов. Диоды, стабилитроны, резисторы печатных плат проверяются без их выпайки.
   Электрический монтаж выполняется в соответствии с монтажной схемой регулятора.
   Настройка регулятора  напряжения производится согласно инструкциям   завода-изготовителя. Напряжение  должно поддерживаться 75 ±1 В. 

9.4.13. Реле времени пневматическое

   Детали панели реле заменяются при наличии отколов и сквозных трещин. Втулки резиновые заменить при наличии перетертых мест и выработки по буртам.
   Детали ярма и якоря (накладки, листы жести) заменяются при трещинах и отколах. Ослабшие пакеты жести ярма и якоря переклепываются со сменой штифтов. Штифты расклепываются заподлицо с двух сторон. Обрабатываемые поверхности ярма и якоря проверяются на станке. Размеры пакета ярма и якоря должны соответствовать чертежам. Наружная поверхность ярма, кроме шлифованных поверхностей, окрашивается черной эмалью.
   Ослабшее заклепочное соединение выводной латунной скобы катушки и фибровой прокладки переклепывается с заменой заклепок.
   Рихтовка формы катушки производится только в подогретом состоянии до температуры 70-80о С.
   Скоба (охватывающая якорь и ярмо) с деталями заменяется при наличии трещин и изломов.
   Валики и втулки заменяются при наличии выработок, ослабления в посадке, трещин. Ослабшие в посадке заклепки заменяются. Разрешается рихтовка деталей скобы.
   Основание (нижняя часть пневматической системы) и дно (верхняя часть пневматической системы) при отколах и сквозных трещинах заменить. Разрешается запайка несквозных трещин и мелких раковин. Поверхности взаимного прилегания дна и основания проверяются по плите. Неприлегание по периметру поверхности не допускается. Поверхность бурта клапана в основании корпуса при проверке под лупой с увеличением 1х30 не должна иметь  раковин и царапин. Раковины и царапины разрешается выводить райберовкой с последующей полировкой поверхности. Минимальная высота бурта должна быть не менее 1 мм.
   Игла заменяется при дефектах резьбы, трещинах, рисках и задирах на поверхности конуса. Конус иглы притирается по отверстию в основании корпуса до 65% поверхности сопряжения на длине не менее 5 мм. При этом нижняя кромка цилиндрической части иглы не должна доходить  до торца отверстия (к которому притирается) в основании корпуса на 1,5-2 мм.
   Детали мембраны заменяются при изломах или трещинах в них, при ослаблении заклепки, соединяющей все детали мембраны. При сборке мембраны сопрягаемые поверхности диска, заклепки, шайба верхняя обрезиненная и диафрагма смазывается резиновым клеем.
   Места сочленения деталей мембраны и диафрагмы испытываются на герметичность избыточным давлением 0,05 МПа (0,5 кгс/см2) с выдержкой под этим давлением в течение 1 мин.
   Детали клапана заменяются при дефектах резьбы, наличии трещин и прогнутостей.
   При необходимости микропереключатель заменяется на новый.
   Поверхность основания корпуса, сопрягающуюся с диафрагмой мембраны, перед сборкой покрывается резиновым клеем и просушивается, камера испытывается на герметичность воздухом  давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) в течение 15 мин.
   Регулировка момента срабатывания микропереключателя производится путем изгиба пластинки так, чтобы срабатывание микропереключателя происходило примерно на  3/4 хода пластмассовой колодки. Микропереключатель устанавливается на крепежных винтах в крайнее нижнее положение.
   Отремонтированное реле времени выдерживается при температуре 70-75о С в течение 2 ч. Сопротивление изоляции токоведущих частей реле относительно корпуса должно быть не менее 20 МОм. Проверка производится мегомметром на 500 В. Электрическая прочность изоляции проверяется переменным током напряжением 800 В в течение 1 мин. Реле регулируется на выдержку времени 45-60 с.  

9.4.14. Реле времени электромагнитное

   Якорь, планка, рычаг управления, сердечник, пружины, контактные пластины заменяются при трещинах, отколах, износах, потере упругости, подгарах.
   Катушка заменяется при наличии ослабления каркаса, обрыва или  межвиткового замыкания обмотки, обгорания и старения изоляции, пробоя на корпус и несоответствия омического сопротивления расчетному более чем на 8%. Выводы катушки, имеющие ослабления или обрыв, перепаиваются припоем марки ПОССу-40-0,5. Катушки, не имеющие повреждений покровной изоляции и обмотки, просушиваются и покрываются лаком БТ-99. Производится проверка электрической прочности изоляции переменным током 50 Гц в течение 1 мин, напряжением 800 В.
   При дефектах резьбового отверстия в короткозамкнутом витке, резьба перерезается на больший размер.
   Подгар и раковины серебряных контактов устраняются зачисткой надфилем, имеющие толщину менее 1 мм, заменяются.
   Выдержка времени на отключение регулируется изменением натяжения возвратной пружины и подбором толщины немагнитной прокладки. Прокладка толщиной 0,25 мм соответствует выдержке времени 1 с.
   Реле должно четко срабатывать в нормальных условиях при 70% номинального напряжения. Подача  напряжения выше 110% номинального на катушку реле более 2 мин не допускается.
 

9.4.15. Реле времени электронное

   Реле очищается, корпус снимается. Корпус и основание реле заменяются при наличии сквозных трещин, вмятин, изломов. Отколы угольников крепления основания разрешается наплавлять в среде аргона с последующей обработкой по чертежу. Смотровое стекло и таблички заменяются по состоянию.
   Штепсельный разъем заменяется при наличии трещин, отколов, смятия, оплавления, износа и повреждения резьбы, а винты крепления корпуса – при повреждении и износе резьбы, разработке шлица.
   Резисторы, стабилитроны, диоды, транзисторы, конденсаторы заменяются при пробое, поверхностном перекрытии, потере герметичности, механических повреждениях, несоответствии паспортным параметрам.
 

9.4.16. Выключатели и разъединители

   Изоляционные ползунки и изношенные на половину толщины контактной части пальцы кнопочного выключателя типа КУ-26А-2 заменяются. Ослабшие заклепки в местах соединения контактной пластины с изоляционным  ползунком переклепываются. Сопротивление изоляции контактов относительно корпуса не должно быть ниже 5 МОм.
   Погнутые щеки ножей разъединителей (рубильников) выправляются, при этом допускается износ контактной части ножа  разъединителя типа ГВ-22 до толщины 4,5 мм, ГВ-23, ГВ-24, ГВ-27 – до 2 мм. При большем износе нож заменяется или наплавляется медью с последующей обработкой по чертежу. Пластмассовые детали с трещинами, отколом и износом заменяются. Пружины  пластинчатые и пружинные шайбы, имеющие изломы, трещины или потерявшие упругость, заменяются.
   Подгары и оплавления пластин, щек стоек и ножек устраняются наплавки медью с последующей обработкой по чертежу. Разрешается разъединители тяговых двигателей типа ГВ-23 и ГВ-24 заменять на разъединители типа УП-5113/70. Обратная замена разъединителей (УП на ГВ) не допускается.
   Пакетные выключатели заменяются выключателями типа «Тумблер».
 

9.4.17.   Автоматические выключатели, универсальные выключатели

   Корпуса, крышки, кулачковые шайбы, перегородки и другие пластмассовые детали, имеющие отколы, трещины, износ и прочие механические  повреждения, заменяются.
   Шунты, оплавленные, потемневшие, имеющие обрывы жил свыше 10%, заменяются. Детали электромагнитного, биметаллического расцепителей, рычажного механизма, имеющие излом, трещины, заменяются. Стягивающие шпильки, центральные валики, детали контактных пальцев при дефектах резьбы, трещинах, изломах, оплавлениях, заменяются.

   Пружины заменяются при наличии:
   - трещин, отколов;
   - потертостей или коррозийных повреждений.

   Медные контакты и держатели контактов, имеющие оплавления и выжиги, зачищаются. Разрешается восстанавливать рабочую поверхность изношенного контакта путем приварки контактным способом или газосваркой пластины из твердой меди марки М1Т с последующей обработкой по чертежу.
   Контакты, содержащие серебро, должны быть зачищаются замшей от загрязнений. Зачистка наждачной бумагой не допускается. Наплавы (бугры) от выгорания металла удаляются надфилем. Напайка пластин на изношенный контакт производится припоем ПСр-45.
   При трещинах, изломах, оплавлениях, прогарах дугогасительных камер автоматический выключатель заменяется. Кулачковые шайбы переключателей плотно устанавливаются на центральном валике без качки. Порядок замыкания контактных пальцев должен соответствовать исполнительной схеме тепловоза.
   Раствор  контактов  переключателей  типа  УП  должен  быть  не менее  6 мм. Провал подвижного контакта не менее 0,7 мм, нажатие контактов не менее 9,8 Н (0,1 кгс).
   Переключатели, тумблеры, выключатели испытать на всех рабочих положениях на правильность срабатывания. Включение должно быть четким, фиксированным, надежным.

   Изоляция между токоведущими частями и корпусом, а также вновь изготовленные изоляционные детали испытываются переменным  током частотой 50 Гц в течение 1 мин напряжением:
   - для выключателей               - 1000 В;
   - для переключателей             - 2000 В.
   Сопротивление изоляции по отношению к корпусу должно быть не менее 50 МОм.
 

9.4.18. Элементы сопротивления типа КФ, ЛС

   Замеряется омическое сопротивление элемента, допускается отклонение в пределах ±5% от номинального значения. При больших отклонениях увеличивается или уменьшается длина провода. Увеличение длины провода производится путем приварки фехралевой ленты соответствующего сечения. Отпаявшиеся, оплавленные или оборванные выводы сопротивлений припаиваются латунью Л-63, поврежденная изоляция шпилек восстанавливается согласно чертежу, изоляторы заменяются при наличии отколов, трещин и оплавлений.
   Сборка сопротивлений производится строго по чертежу. Качание изоляторов не допускается. Омическое сопротивление собранных сопротивлений не должно выходить из пределов технических требований.

   Элементы типа КФ в зависимости от отклонений подбираются по группам:
   - 1 группа с положительным отклонением до +5%;
   - 2 группа с отрицательным отклонением до – 5%.
   При сборке ящиков сопротивлений элементы подбираются так, чтобы в комплект  каждого ящика входило равное количество элементов сопротивлений из обеих групп с повышенными и заниженными сопротивлениями.

   Собранные ящики сопротивлений разбиваются на две группы отдельно по допускам омического сопротивления и их ящики маркируются по группам:
   - 1 группа -   «1-КФ-18А-2»;
   - 2 группа -   «2-КФ-18А-2».
   Совместная установка сопротивлений КФ-24А (ТЭМ1) и КФ-18А (ТЭМ2)  на тепловоз не допускается.
   Испытывается электрическая прочность элементов сопротивлений переменным током 50 Гц в течение 1 мин. Величина испытательного напряжения должна соответствовать требованиям чертежа.
 

9.4.19. Аккуммуяторная батарея

   Аккумуляторная батарея заменяется новой или отремонтированной с выемкой для ревизии и ремонта блоков пластин элементов. Ввод в действие новой батареи выполняется в соответствии с инструкцией завода-изготовителя.
   Допускается, по согласованию с Департаментом локомотивного хозяйства МПС, вместо аккумуляторной батареи 32ТН-450У2, предусмотренной конструкторской документацией, установка батарей других типов и марок, в том числе импортных, с гарантированной емкостью не менее предусмотренной заводом-изготовителем тепловоза.
   Ремонтируется отсек аккумуляторной батареи, негодные бруски опор и изоляторы заменяются, сетчатые вентиляционные фильтры  ремонтируются Аккумуляторный отсек и бруски окрашиваются кислотно-упорной эмалью.
 

9.4.20. Арматура  освещения

   Буферные фонари и прожекторы разбираются, замки крышек и шарниры ремонтируются, рефлекторы при необходимости никелируются, стекла уплотняются, поврежденная резина меняется. Присоединение проводов проверяется,  контакты закрепляются.
   Патроны освещения разбираются и осматривается их состояние, подгоревшие контакты заменяются. Патроны с изношенным креплением ламп заменяются.
   Штепсельные розетки разбираются, изоляция промывается бензином, корпуса розеток окрашиваются внутри электроэмалью. Негодная арматура крышек заменяется, крышки проверяются  на прилегание к корпусу.
   Контакты со следами перегрева заменяются. Новые контакты плотно закрепляются, проверяются контрольным штепселем.
   Штепсели переносных ламп и других приборов разбираются. Изоляционные детали, имеющие трещины или отколы, неисправные контакты, заменяются. При сборке штепселей контакты проверяются на контрольной розетке, провод к штепселю заменяется при необходимости.
   Осветительные приборы пульта управления тепловоза снимаются. Неисправные патроны заменяются, места крепления приборов, имеющие повреждения, восстанавливаются.
 

9.4.21. Межтепловозные соединения

   Розетки межтепловозных соединений разбираются, проверяется крепление штырей, изломанные и изношенные заменяются, окислившиеся зачищаются. Треснувшие изоляционные диски заменяются, ослабленные – закрепляются в корпусе. Корпус проверяется, имеющий трещины, отколы, заменяется. Проверяется плотность прилегания крышки к корпусу, ослабленные пружины крышки заменяются.
   Проверяется правильность подключения проводов с контактами межтепловозного соединения по схеме после сборки на тепловозе.
 

9.4.22. Электрические  провода

   Провода высоковольтной и низковольтной электропроводки,  проложенные в кондуитах рамы тепловоза и дизельного помещения, должны быть осмотрены, отремонтированы или заменены по состоянию. Визуальный осмотр и испытания проводов на состояние их изоляционного покрова производится во всех доступных местах: на входе и выходе из кондуитов, в тройниковых, распределительных и ответвительных коробках.
   Измеряется сопротивление изоляции высоковольтной цепи по отношению к корпусу тепловоза («земле») и по отношению к низковольтной цепи. Измерить сопротивление изоляции низковольтной цепи по отношению к корпусу тепловоза.  Сопротивление  изоляции относительно корпуса допускается:  высоковольтной  цепи – не ниже 1 МОм, низковольтной – не ниже 0,5 МОм. Сопротивление изоляции высоковольтной цепи относительно низковольтной – не ниже 1,5 МОм.
   Наконечники проводов низковольтной и высоковольтной цепей заменяются в случае трещин, изломов, оплавлений. Пайка новых наконечников к проводам и кабелям производится согласно техническим требованиям чертежей завода-изготовителя.
   Проверяется крепление проводов к патронам ламп и плафонов.
   Места сращивания отводов проводов к плафонам от магистрали должны быть хорошо пропаяны и изолированы, сращивание скруткой без пайки запрещается.
   Разрешается сращивание проводов цепей управления, расположенных вне кондуитов, горячей пайкой или опрессовкой с применением медных или латунных гильз с последующей  изолировкой стыков. 
   Сращивание проводов силовых цепей и проводов, расположенных в кондуитах и трубках, запрещается.
   При прокладке проводов вне кондуитов укладка производится в соответствии с требованиями рабочих чертежей.
   Концы проводов, подводимые к аппаратам в высоковольтной (аппаратной) камере, должны быть плотно забандажированы тафтяной лентой, надежно закреплены концы ленты от распускания, бандажировка покрыта изоляционным лаком не менее двух раз.
   Проверяется состояние дополнительной изоляции кабелей в местах входа и выхода их в трубы (кондуиты).
   Выводные кабели тяговых электродвигателей должны быть укреплены и подвешены при подкатке колесно-моторного блока так, чтобы прилегание их к острым кромкам деталей тяговых электродвигателей и рамы тепловоза было исключено.
   После окончательного монтажа кабелей силовой цепи проверяется сопротивление изоляции относительно корпуса, которое должно быть не менее 1,5 МОм, правильность подключения тяговых электродвигателей.
   


ОГЛАВЛЕНИЕ

 Глава 1. Организация ремонта
 Глава 2.
Общие указания по ремонту тепловозов  
 Глава 3. Техническое обслуживание ТО-2
 Глава 4. Техническое обслуживание ТО-3
 Глава 5. Техническое обслуживание ТО-4
 Глава 6. Техническое обслуживание ТО-5
 Глава 7. Текущий ремонт ТР-1
 Глава 8. Текущий ремонт ТР-2
 Глава 9. Текущий ремонт ТР-3

   Приложение 1.
Нормы допускаемых размеров и износов деталей при выпуске тепловозов типа ТЭМ2 из технического обслуживания и текущих ремонтов.
   Приложение 2.
Технические требования на реостатные испытания тепловозов ТЭМ2 при выпуске из текущих ремонтов.
   Приложение 3.
Смазка сборочных единиц тепловоза ТЭМ2 при технических обслуживаниях и ремонтах.
   Приложение 4.
Перечень деталей, подлежащих дефектоскопии при текущем ремонте ТР-3, ТР-2 тепловоза типаТЭМ2.
   Приложение 5.
Перечень ответственных деталей, узлов, подлежащих контролю их установки и сборки мастерами, приемщиками локомотивов при производстве обслуживания и ремонтов тепловоза типа ТЭМ2.
   Приложение 6.
Перечень основных правил, приказов, инструкций, инструктивных указаний, определяющих требования к техническому обслуживанию и ремонту тепловозов.
   Приложение 7.
Перечень основной технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов типа ТЭМ2.
   Приложение 8.
Перечень оборудования (узлов, агрегатов, систем), обеспечивающего эксплуатационную надежность тепловоза и безопасность движения, подлежащего диагностированию.


Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа ТЭМ2
разработано отделом ремонта тягового подвижного состава
Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
При разработке Руководства учтены накопленный опыт ремонта тепловозов типа ТЭМ2
локомотивных депо сети железных дорог России, локомотиворемонтных заводов "Желдорреммаш" ОАО "РЖД",
разработки ПКБ ЦТ, ис-следования ФГУП ВНИИЖТ.
Руководство предназначено для работников локомотивного хозяйства связанных с ремонтом
и техническим обслуживанием тепловозов типа ТЭМ2,
может быть полезным для учащихся высших учебных заведений, техникумов,
профессионально-технических училищ при изучении вопроса ремонта тепловозов.
Коллектив авторов выражает благодарность за активное участие в подготовке
Руководства технологам локомотивных депо железных дорог:
Ульяновск Куйбышевской, Петрозаводск Октябрьской, Тында Дальневосточной.
Ответственные за выпуск заведующий отделом ремонта ТПС А.Т.Осяев,
заместитель заведующего отделом ремонта ТПС А.В.Чистяков.
.