Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ПРОЕКТЫ ГРУППЫ КОМПАНИЙ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
РУКОВОДСТВО ПО ТО И ТР ТЕПЛОВОЗОВ ТЭМ2 .
ГЛАВА 9: Текущий ремонт ТР-3
  9.5. Электрические машины


ОГЛАВЛЕНИЕ

 Глава 9. Текущий ремонт ТР-3
 9.1. Общие требования
 9.2. Дизель

 9.3. Вспомогательное оборудование
 9.4. Электрическое оборудование
 9.5. Электрические машины
   9.5.1. Общие требования по организации ремонта и определению неисправностей
   9.5.2. Объем ремонтных работ
   9.5.3. Магнитная система и ее детали, корпус остова и полюса
   9.5.4. Основные технические требования по сушке и пропитке обмоток якорей, статоров и полюсных катушек
   9.5.5. Подшипниковые щиты, крышки, кольца и корпуса моторно-осевых подшипников
   9.5.6. Якорные подшипники
   9.5.7. Якорь
   9.5.8. Щеткодержатели и их кронштейны
   9.5.9. Сборка электрических машин
   9.5.10 Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта
 9.6. Экипажная часть, кузов, тормозное оборудование, автосцепные устройства и устройства безопасности
 9.7. Общая сборка основного оборудования тепловоза


9. ТЕКУЩИЙ  РЕМОНТ  ТР-3  

9.5. Электрические машины 

9.5.1. Общие требования по организации ремонта и определению неисправностей

   Технологический процесс ремонта электрических машин и их деталей должен соответствовать требованиям действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов и обеспечивать высокое качество ремонта.
   Узлы и детали, поступившие в ремонт, после разборки и очистки осматриваются и проверяются.
   Ответственные детали машин проверяются  средствами контроля состояния (дефектоскопами) согласно перечню действующей инструкции.
   Запасные части для ремонта электрических машин по качеству изготовления, отделке, точности, взаимной пригонке, установке и сборке должны соответствовать техническим условиям и чертежам на постройку новых машин с учетом последних изменений.
   Вновь устанавливаемые детали и узлы машин маркируются согласно чертежам с внесением соответствующей записи в техничес­кий паспорт.
   Материалы, полуфабрикаты и запасные части, применяемые при ремонте, должны соответствовать государственным стандартам и техническим условиям. Каждая партия материалов, полуфабрикатов, запасных частей, поступающих  в депо, должна иметь сертификат. Качество материалов, применяемых при ремонте машин, периодически (в установленные сроки) проверяется в лаборатории.
   Измерительные приборы, инструменты и устройства, приме­няемые для проверки и испытания собранных машин, деталей и материалов, должны содержаться в постоянной исправности и подвергаться перио­дической проверке в установленные сроки. Кроме того, приборы и мерительные инструменты по установленному Государственным комитетом по стандартам перечню должны проходить обязатель­ную государственную поверку.
   В процессе ремонта мастера электромашинного цеха (отделения) должны лично принимать от бригадиров и исполнителей работы по ремонту и сборке узлов машины и принимать  участие при проверке и испытании ее после ремонта, предъявлять отремонтированную машину приемщику локомотивов.
   Приемщики локомотивов депо обязаны в процессе ремонта и сборки машин контролировать каче­ство выполнения работ и осуществлять  приемку машин после ремонта.
   При ремонте и испытании электрических машин строго соблюдаются правила и инструкции по технике безопасности.

   Ремонт электрических машин производится в строгом соот­ветствии с действующими Правилами ремонта электрических машин тепловозов,  действующими чертежами и нормами допусков и износов. Если отдельные нормативы и требова­ния по ремонту деталей и узлов машин не отражены в указанных  Правилах, начальнику депо или его заместителю совместно с приемщиком локомотивов предоставляется право самостоятельно решать эти воп­росы исходя при этом из технической целесообразности и безуслов­ного обеспечения безопасности движения поездов.

   Объем работ, выполняемый при текущем ремонте ТР-3, определяется характеристиками ремонта, установленными настоящим Руководством.
    Необходи­мость замены деталей машин новыми, восстановление изношенных определяются на основании норм допусков и износов тяговых электродвигателей, тяговых генераторов и вспомогательных электрических машин, согласно действующим Правилам ремонта электрических машин тепловозов, а также требованиям настоящего Руководства.
   Запись необходимого ремонта электрических машин с указанием фактического состояния их элементов заносится в ремонтный журнал электромашинного цеха (отделения) установленной формы.
   Остовы и якоря электрических машин, которые не могут быть отремонтированы в соответствии с настоящими Правилами, подлежат отправке в КР или списанию в установленном порядке.
   Остов и якорь после разборки и очистки от загрязнений продуваются. Детали, не содержащие изоляционных покрытий, промываются. Дефектация узлов и деталей производится только после их очистки.

   Якорь и катушки полюсов тягового генератора очищаются от эксплуатационных загрязнений моющими растворами, обеспечивающими сохранность изоляции.
 

9.5.2. Объем ремонтных работ

   При текущем ремонте ТР-3 тепловоза цикл ремонта электрических машин должен соответствовать циклу ремонта тепловоза и предусматривать поддер­жание электрической прочности изоляции. Осмотр, ревизия узлов и деталей с доведением их до установленных норм действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов.

   При текущем ремонте ТР-3 выполняются следующие обязатель­ные работы:
   - освидетельствование электрической части остова с проверкой межкатушечных соединений и выводных проводов; крепления полюс­ных сердечников; правильность установки главных и добавочных полюсов и посадки катушек; сушку и пропитку обмоток якорей тяговых электродвигателей и вспомогательных машин, с последующим покрытием их изоляционной эмалью горячей сушки. Пропитка якорей производится без снятия бандажей и клиньев, если это не требуется по состоянию.

   Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых в холодном состоянии ниже 20 МОм или имеющие повреждения, ремонтируются со снятием с остова. Полюсные катушки, сопротивление изоляции которых выше указанной величины, покрываются после очистки эмалью в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке № 105.25 000.00275/89 филиала ПКТБ ПТВР по локомотивам;
   - освидетельствование и ремонт механической части остова (ста­тора) и его деталей;
   - освидетельствование и ремонт механической части якоря (ротора);
   - магнитная или ультразвуковая дефектоскопия внутренних колец подшипников и шеек валов;
   - обработка, продорожка со снятием фасок и шлифовка коллекто­ров (обработка и шлифовка коллекторов должна производиться только в случае необходимости с минимальным снятием металла);
   - ревизия и ремонт подшипниковых узлов, подшипников моторно-осевых, щеткодержателей и их кронштейнов, траверс, крышек люков и крепежных деталей;
   - проверка и испытание;
   - отделка и окраска электромашин.

   Электрические машины с тепловоза снимаются и разбираются.
   Снятые с тепловоза  в ремонт электрические машины в собранном виде  продуваются сухим сжатым воздухом давлением 200-300 кПа и очищаются от загрязнений. Устанавливается контроль технологов и приемщиков локомотивов за выполнением правил очистки, мойки машин в целях предупреждения порчи изоляции.
   Изучаются  записи в технических паспортах электрической машины о предыдущих ремонтах, выполненном пробеге от начала эксплуатации, от капитального и текущего ремонтов, заносятся эти сведения в ремонтный  журнал цеха (отделения). Разборка и ремонт не очищенных машин не допускается.
   При разборке машин выпрессовка подшипниковых щитов, роликовых и шарико­вых подшипников должна производиться  при помощи специальных приспособ­лений с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений.
   Запрещается поднимать и перемещать катушки полюсов машин за выводные провода.
   Принимаются меры, обеспечивающие предотвращение поврежде­ний изоляции при транспортировке и складированию катушек полюсов.

   При разборке электрических машин удаляется смазка и подбивка из моторно-осевых подшипников, производится наружный осмотр и дефектировка, а также замеряются:
   - сопротивление изоляции цепей с выявлением участков с пони­женной изоляцией;
   - радиальные зазоры и осевые разбеги якоря в подшипниках;
   - воздушные зазоры между сердечниками полюсов и пакетом листов стали сердечника якоря;
   - диаметры моторно-осевых горловин.
   Запрещается разукомплектовывать якоря и остовы без необходимости (т.е. если якорь или остов данной машины не требует капитального ремонта).
 

9.5.3. Магнитная система и ее детали, корпус остова и полюсы

   После очистки и продувки производится осмотр и освидетельст­вование электрической и механической частей остова (статора).
   Проверяется расстояние между опорными поверхностями поддерживающих носиков в остовах тяговых электродвигателей.  Забоины,   заусенцы на опорных  поверхностях  носиков  зачищаются,  изношенные  более  чем  на 1 мм пластины (опорные) заме­няются. При подготовке к приварке накладка прижимается к носику, прове­ряется прилегание (допускается прохождение щупа не более 0,3 мм на глубину не более 2 мм). Ослабшие пластины привариваются по контуру сплошным швом. Допускается наплавка носика при износе литой его части (износ не более 10 мм).
   Выпуск в эксплуатацию, тяговых электродвигателей с поврежден­ными поддерживающими носиками запрещается.
   Привалочные поверхности вентиляционных окон и коллек­торных люков зачищаются от забоин и заусенцев.
   Вентиляционные сетки, заглушки вентиляционных отверс­тий, козырьки и крыши коллекторных люков при наличии неисправ­ностей и повреждений ремонтируются или заменяются. Крышки кол­лекторных люков должны плотно прилегать к остову, легко сниматься и устанавливаться. Прокладки, уплотнения надежно закрепляются на крышках. Внутренняя поверхность крышек коллекторных люков покрывается эмалью или лаком. Запоры проверяются на плотное закрытие крышек и при необходимости исправляются.
   Деформации козырьков вентиляционных отверстий, препятствую­щие выходу охлаждающего воздуха, устраняются.
   Главные и добавочные полюсы осматриваются и проверяются на  исп­равность крепления, целостность изоляции и соответствие омического сопротивления обмоток нормам. Катушки полюсов проверяются на межвитковые замыкания. Проверяется состояние выводов катушек (состояние изоляции, нет ли трещин и других дефектов).
   Проверяется прочность посадки катушек полюсных на сердеч­никах при затянутых полюсных болтах по видимым следам смещения (потертость, зашлифованность на пружинных фланцах и поверхности катушек, ослабление диамагнитных угольников на сердечниках добавочных полюсов, появление ржавчины и др.) при постукивании по фланцам, а также по перемещению катушек. Разрешается уплотнять посадку полюсных катушек на сердечники при помощи прокладок из пропитанного электрокартона, кроме катушек с кремнийорганической изоляцией и „Монолит-2".
   Проверяются межполюсные расстояния и расстановка полюсов по окружности (только при замене полюсов),  размеры должны соответствовать нормам.
   Катушки с поврежденной изоляцией, а также имеющие признаки ослабления посадки на сердечниках ремонтируются со снятием с остова. Ремонт катушек при этом производится с выпрессовкой сердечников.
   Проверяется затяжка полюсных болтов ключом. Полюсные болты с дефектами (оборванные, с изношенными или забитыми гранями головок, с трещинами и т.д.) заменяются; ослабшие отворачиваются и проверяются.
   Болты, крепящие полюсы тяговых электродвигателей, проверяются ультразвуковым дефектоскопом. При обнаружении хотя бы одного болта с трещиной все болты данного полюса заменяются. Разрешается проверка болтов без их снятия. Под головки болтов устанавливаются пружинные шайбы. Затяжка полюсных болтов производится при подогретых до температуры 70-100°С катушках. Головки полюс­ных болтов, где это предусмотрено чертежом, залить компаундной массой. Головки болтов главных полюсов со стороны моторно-осевой горловины контрятся пластиной по чертежу.
   Плотность контактных соединений в цепи полюсов прове­ряется нагревом двойным номинальным током в течение 8-10 мин. О надежности контактов судят по разнице нагрева мест соединений путем ощупывания после отключения тока, изменению показаний амперметра при качке мест соединений или по омическому сопротив­лению. Болты контактных соединений затягиваются динамометричес­кими ключами. Моменты затяжки должны соответствовать требованиям технической документации.
   Кабельные наконечники, имеющие признаки перегрева, разъединяются, зачищаются и обслуживаются, а контактные поверхности прове­ряются на плотность прилегания. Дефектные наконечники, болты и гайки заменяются. Наконечники между собой должны иметь прочное соедине­ние и надежный контакт.
   Провода, имеющие обрыв жил более 10 %, заменяются или ремонти­руются с перепайкой наконечников. Разрешается производить сращи­вание выводных проводов наконечниками на расстоянии не менее 200 мм от выводной коробки или клицы.
   Поврежденная изоляция шин, проводов и межкатушечных соединений восстанавливается. Восстановление изоляции выводных прово­дов разрешается, если участок повреждения находится не ближе 200 мм от выводной коробки или клицы. Поврежденная изоляция проводов восстанавливается лентой из резины и лакотканью. Для этого изоляция провода в месте повреждения вырезается, края основной изоляции срезаются на конус длиной 20-25 мм. Новая изоляция накладывается плотно, без морщин, вполуперекрышу последовательно от одного края вырезанной части к другому. Каждый слой промазывается клеящим лаком. Общая толщина наложенных слоев должна быть не менее толщины основной изоляции. Сверху последнего (лакотканного) слоя накладываются в полуперекрышу два слоя прорезиненной изоляционной ленты, перекрывающих нижние слои на 5-10 мм.
   Выводные провода и межкатушечные соединения должны быть заизолированы согласно чертежу.
   Ослабшие бандажи соединений заменяются новыми. Изолированная часть должна быть плотной и не иметь признаков сползаний с провода.
   Крепление проводов в остове должно быть прочным и исключать возможность вибрации, протирания и других повреждений изоляции, а также напряженного состояния мест соединений. Разреша­ется укреплять провода крученым шпагатом или устанавливаемыми на остове металлическими скобами с обязательной дополнительной изолировкой проводов в местах крепления.
   Запрещается изгибать провода ближе 50 мм от наконечника и применять для бандажей и крепления проводов в остове киперную и другие виды лент, способных вытягиваться.
   Провода плотно укрепляются в выводных коробках остова и в клицах кронштейна на остове. Поврежденные и слабо сидящие на проводе или в отверстии остова резиновые втулки заменяются. Защит­ные рукава на выводных проводах должны быть целыми, надежно закреплены и уплотнены на конце провода и у выводной коробки или клицы остова.
   Сушка и покрытие эмалью катушек полюсов производится в остове без их снятия. Катушки очищаются и окрашиваются электроизоляцион­ной эмалью. Катушки, снятые с остова для ремонта, пропитываются в компаунде или лаке и покрываются эмалями соответствующего класса нагревостойкости в соответствии с действующей Инструкцией по пропитке.
   Проверяются статорные стальные пластины вспомогательных машин переменного тока (сдвиг) и при необходимости закрепляются штифтами, в соответствии с чертежами; проверяется крепление обмоток. 

9.5.4. Основные технические требования по сушке и пропитке
обмоток якорей, статоров и полюсных катушек

   Якорь и статор, полюсные катушки и ротор очищается от загрязнений, просушивается,  затем пропитывается в лаках или компаундах, после пропитки сушится и покрывается лаком или эмалью. Применяемые для пропитки и покрытия лаки, эмали, компаунды должны соответст­вовать требованиям чертежей и действующих Правил ремонта электрических машин тепловозов. Технологический процесс сушки, пропитки и покрытия лаком или эмалью устанавлива­ется действующими инструкциями.
   Перед пропиткой якоря шейки вала предохраняются от прили­пания лака.
   По окончании установленного времени сушки обмоток проверяется сопротивление изоляции мегаомметром. Минимальное сопротивление изоляции обмотки якоря и магнитной системы после пропитки и сушки при температуре 100° С должно быть не менее 1 МОм для всех электрических машин. При низком сопротивлении изоляции сушка продолжается до получения установленной нормы сопротивления изоляции.
   Пропитка лаком или компаундом обмоток электромашин, не прошедших установленного режима  предварительной сушки, не допускается.
   Пропитка якорей производится в вертикальном положении в нагретом состоянии. Попавший на торец петушков коллектора лак удаляется промывкой. Снятие лака на торце петушков коллектора резцом запрещается. Якоря двухколлекторных машин разрешается пропитывать в горизонтальном положении, обливая их лаком.
   Полюсные катушки пропитываются в компаундах или лаке согласно действующей, технологической инструкции по пропитке. Допускается при текущем ремонте ТР-3 изоляцию не снятых катушек в остовах машин после очистки восстановить в соответствии с действующей Инструк­цией ПКБ ЦТ.
   После пропитки и сушки якорь и катушки полюсов покрываются эмалью в соответствии с требованиями чертежа. Забандажированная поверхность миканитового конуса коллек­тора и его торец покрываются ровным слоем без подтеков дугостойкой эмалью согласно чертежу и иметь твердую, гладкую и блестящую поверхность.
   Находящийся в баках пропиточный лак или компаундная масса регулярно перед применением, а также после добавления составляющих компонентов контролируется по внешнему виду с проверкой вязкости лака и температуры размягчения компаунда. Не реже одного раза в неделю постоянной работы проверяется пропитываю­щая способность компаундов и количество основы в пропиточном лаке. Испытания лаков, компаундов и разбавителей, приме­няемых при ремонте электрических машин, производятся не реже одного раза в месяц на соответствие требованиям технологических инструкций.
   Режим сушки и пропитки обмоток контролируется соответствующими контрольно-измерительными приборами, и ведется учет времени сушки, температуры, вакуума, давления воздуха и сопротивления изоляции обмоток с записью в журнале цеха (отделения).

9.5.5. Подшипниковые щиты, крышки, кольца и корпуса моторно-осевых подшипников

   Подшипниковые щиты и корпуса моторно-осевых подшипников после очистки осматриваются и проверяется их исправность. Забоины и задиры на привалочных и посадочных поверхностях зачищаются. Подшипниковые щиты, имеющие сквозные радиальные трещины или трещины, ведущие к отколу лабиринтных буртов, и корпуса моторно-осевых подшипников с трещинами, ведущими к отколу привалочной части, а также щиты и корпуса моторно-осевых подшипников с трещинами, занимающи­ми более 20 % сечения, заменяются. Контролируются размеры и форма деталей лабиринтных уплотнителей (крышек, щитов, уплотнительных колец).
   Отверстия трубок для смазки подшипников в щитах и крышках подшипниковых щитов прочищаются, продуваются воздухом и пропрессовываются свежей смазкой, пробки плотно пригоняются к отверстиям, проверяется   исправность   масленок.   Имеющиеся   в   подшипниковых щитах машин воздушные каналы и каналы регулятора количества смазки или сброса отработавшей смазки прочищаются и продуваются  сжатым воздухом; проверяется целостность каналов в крышках, качество приварки трубок.
   Внутренняя поверхность подшипниковых щитов окрашивается электроизоляционной эмалью или изоляционным лаком.
   Польстеры промываются и осматриваются. Негодные пружины, изно­шенный войлок или фитили и другие неисправные детали ремонти­руются или заменяются. 

9.5.6. Якорные подшипники

    Разборка, осмотр, дефектация и сборка роликовых под­шипников производится в соответствии с действующей Инструкцией. Осмотру и проверке подвергаются все подшипники как бывшие в эксплуатации, так и новые. Съем и постановка подшипников произво­дится только специальными приспособлениями. При монтаже на вал роликовые кольца должны быть размагничены. Осмотр и ремонт подшипников производится в отделении для, ремонта роликовых подшипников. Все детали подшипников очищаются и предохраняются от загрязнения и коррозии.
   Роликовые и шариковые подшипники тщательно осматриваются. При этом каждый ролик (шарик) проверяется и осматривается по всей по­верхности, проверяется состояние сепараторов и их заклепок, осматриваются кольца и их беговые дорожки по всей длине, измеряются зазоры в роли­ковых подшипниках. Проверяется зазор плавания сепараторов. Зазор плавания измеряется у подшипников с центрированием сепараторов по буртам наружных колец в верхней его части (внизу сепаратор должен лежать на буртах), у подшипников с центрированием сепара­тора по роликам - в нижней части. Величина зазоров плавания должна соответствовать требованиям действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
   При разборке подшипников ролики, кольца и другие стальные детали подвергаются магнитному контролю. После магнитного конт­роля все детали подшипника размагничиваются.
   Роликовые и шариковые подшипники, имеющие предельные износы рабочих поверхностей, трещины и деформации сепаратора и его шайб, раковины, шелушение, трещины или отколы роликов, шариков и колец, а также заклинивание, толчки и ненормальный шум при вращении, заменяются или ремонтируются в соответствии с требованиями действующей Инструкции по содержанию и ремонту узлов с подшипниками качения локомотивов и моторвагонного подвижного состава.
   Ослабление заклепок и шайб сепаратора, а также наличие зазоров между шайбой и сепаратором не допускаются. Подшипники, имеющие ослабшие или оборванные заклепки, ремонтируются с выпол­нением требований указанной Инструкции.
   При отсутствии требуемого натяга внутренних колец на валу допускается на посадочные поверхности наносить слой электролити­ческого железа, электролитического цинка или полимерной пленки эластомера Ф4О. Толщина слоя железа допускается до 0,5 мм, цинка и полимерной пленки - до 0,2мм.
   При применении эластомера Ф4О принять меры по предот­вращению склеивания кольца с валом. Хромирование колец запрещается.
   У вспомогательных машин суммарный натяг посадки внут­ренних и наружных колец подшипников должен быть меньше их радиального зазора в свободном состоянии. Внутренние кольца роликовых подшипников при их исправ­ности с вала якоря не снимаются. Шариковые подшипники подлежат съему с вала якоря.
   Отремонтированные подшипники и осмотренные новые промываются и смазываются минеральным маслом.
 

9.5.7. Якорь

   Проверяется обмотка якоря на межвитковое замыкание, целостность ее и качество пайки методом падения напряжения. Разни­ца между максимальными и минимальными показаниями прибора не должна превышать 20% среднего значения.
   Проверяется состояние бандажей и клиньев. При наличии нарушений целостности припоя между витками проволочных банда­жей, слабо пропаянных скоб и окисления бандажи очищаются и пропаиваются с применением установленных припоев и флюсов. Проволочные бандажи, имеющие механические повреждения или оплавление витков, ослабление, сдвиг и обрыв замковых скоб или конца витка в замке, заменяются. Бандажи из стеклобандажной ленты заменяются, при наличии кольцевых трещин шириной и глубиной более 1 мм, протяжен­ностью более 300 мм, располагающихся произвольно по окружности и по ширине стеклобандажа, зазора между лобовыми частями обмотки и поверхностью задней нажимной шайбы величиной более 2 мм и глуби­ной более 30 мм, зазора между бандажами и лобовыми частями (глу­хой звук при постукивании металлическим молотком массой не более 200 г), а также при наличии глубоких трещин, ослабления или разру­шения кромок, отдельных полосок, обгорании поверхностного слоя.
   При укладке нового бандажа из стеклобандажной ленты обяза­тельно подкладывается под него прокладка из стеклотекстолита или пропитанного электрокартона. Поврежденный бандаж разрезается только в том месте, где уложена прокладка для защиты обмотки от поврежде­ний. Клинья, имеющие повреждения или ослабшие, заменяются. Для плотной посадки разрешается ставить под клинья прокладки из стеклотекстолита, толщина прокладок определяется по месту.

   При ремонте бандажей запрещается:
   - остукивать проволочные бандажи над пазом;
   - производить зачистку бандажей инструментом, наносящим попе­речные риски на проволоке;
   - оставлять на бандажах и других местах поверхности якоря капли ли выплески припоя и флюса, а также выступающие над поверхнос­тью бандажа концы витков в замке;
   - устанавливать общие скобы на два бандажа и более;
   - наматывать бандажи без контроля количества витков и величины натяжения.

   Якори, имеющие выползание или разрывы изоляции под задними лобовыми частями, повреждение задних лобовых частей, ремонтируются капитальным ремонтом в условиях завода.
   Вентиляторы якорей очищаются, осматриваются и проверяется креп­ление и прочность посадки. Изогнутые стальные вентиля­торы разрешается выправлять и ремонтировать. Поврежденные свар­ные швы приваренных  лопастей восстанавливаются. До установки вентилятор должен быть статически отбалансирован.
   Проверяется дефектоскопом конус вала, а при снятии внутрен­них колец подшипников или упорных втулок и шейки вала с осмот­ром при помощи лупы не менее пятикратного увеличения. Неснятые кольца роликовых подшипников проверяются дефектоскопом на валу.
    Якори, валы которых имеют после проточки под наплавку поперечные трещины независимо от их размеров и количества, подлежат капитальному ремонту в условиях завода.
   Замеряются диаметры посадочных поверхностей шеек валов, рас­стояние между торцами упорных втулок на соответствие нормам. Посадочные поверхности валов вспомогательных электрических машин разрешается восстанавливать постановкой специальных втулок по утвержденному  чертежу, а также вибродуговой наплавкой под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией  по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов с последующей обработкой и упроч­няющей накаткой под чертежный размер. Натяг ремонтной втулки должен быть в пределах 0,06-0,08 мм. Толщина стенки должна быть не менее 3 мм. Посадочные поверхности валов тяговых электродвигателей восстанавливаются вибродуговой наплавкой.
    При обработке шеек вала и других частей якоря на станке правильность центров вала предварительно проверяется относительно посадочной поверхности под подшипники или относительно беговых дорожек внутренних колец подшипников, биение которых не должно быть более нормы. Шероховатость поверхности шеек вала при обра­ботке должна соответствовать чертежу. Если вал не обрабатывается, то разрешается на шейках оставлять риски глубиной не более 0,1 мм. Галтели радиусом менее установленного чертежом, не допускаются. Поперечные риски и подрезы на галтелях не допускаются.
    Конусы для посадки шестерен зачищаются от заусенцев и забоин. Прилегание конусного кольцевого калибра по краске должно быть не менее 75 % посадочной поверхности, с равномерным распреде­лением краски по всей поверхности конуса. Разрешается оставлять на конусной части вала отдельные вмятины или риски общей площадью не более 20 % посадочной поверхности конуса и. глубиной не более 1,5 мм без выступания краев. Притирка конуса с шестерней произво­дится абразивным порошком.
   Разрешается вибродуговая наплавка посадочной поверхности конуса вала под слоем флюса в соответствии с действующей Инструкцией по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель-поездов.
   При выпуске якоря из ремонта должно быть обеспечено расстояние от калибра конуса до галтели по нормам допусков.
   Шпоночные канавки на валах вспомогательных электричес­ких машин и тягового генератора зачищаются от заусенцев и забоин. Разрешается электронаплавка поврежденных шпоночных канавок с последующей обработкой или уширение их до 1 мм, а также выпилов­ка трещин в углах канавки при длине их до 10 мм и глубине до 5 мм.
   Поврежденная или разработанная резьба вала восстанавливается наплавкой с последующей нарезкой резьбы по чертежу.
   Уплотнительные и другие кольца при наличии трещин и ослабления заменяются.
   Разрешается восстановление электронаплавкой посадоч­ные поверхности лабиринтных и упорных втулок.
   Коллекторные болты должны быть хорошо затянуты и не иметь вибрации при их остукивании. Усилие подтяжки коллекторных болтов: 12-15 кг·м для электродвигателей ЭД-118А, ЭД-118Б; 35-40 кг·м для генераторов ГП-311Б, ГП-311В. Коллектор, имеющий ослабление болтов или нажимных гаек, нагревается до температуры 70-80°С и подтягиваются болты.
   Подтяжка болтов производится плавно не более чем на пол-оборота за один прием  с диаметрально противо­положной очередностью. После подтяжки производится механическая обра­ботка коллектора.
   Рабочая поверхность коллектора должна быть измерена для определения износа по диаметру и проточена с минимальным снятием металла. Торцы коллекторных пластин тяговых электродвигателей и вспомогательных электрических машин закругляются радиусом 3 мм.

   При обработке коллектора при необходимости (значитель­ная выработка, подгары и т.д.) разрешается:
   - углублять проточкой канавку у петушков до допускаемого размера;
   - выполнять ступенчатую обработку коллектора тягового генера­тора со стороны петушков для предотвращения образования щелей;
   - заплавлять тугоплавким припоем местные забоины на пластинах коллектора.

   Запрещается:
   - обтачивать петушки коллектора;
   - опиливать рабочую поверхность коллектора;
   - устранять местные забоины на пластинах глубиной более 0,5 мм обточкой коллектора;
   - шлифовать коллектор наждачной бумагой или полотном;
   - обтачивать и  шлифовать  коллектор,  если  износ  его  не превышает 0,2 мм,  превышать  биение  установленной нормы,  разъеди­нять якорь с остовом, если  состояние рабочей поверхности нормальное.

   Коллектор продороживается на глубину в соответствии с нор­мами допусков и износов. Вдоль продорожки не допускается наличие слюды у стенок пластин.
   При продороживании коллектора запрещается подрезать стенки пластин или наносить риски на рабочей поверхности коллек­тора, допускать подрезы или забоины на петушках и уступы по длине коллектора на дне канавки.
   После продорожки с кромок коллекторных пластин снимается фаска размером 0,5 мм х 45° по всей длине рабочей части, производится зачистка заусенцев, разделка ламелей и шлифовка коллектора брус­ками типа БКв 40x40x75 24АМ40 4,5Б или БКв 40x40x45 14АМ40 4,5Б (ГОСТ 2456-82) или бумагой Ш720х100 П215А 8-Н МА (ГОСТ 6456-82), закрепленной на твердом основании. Очищается коллектор жесткой волосяной щеткой.
   Бандаж на переднем миканитовом конусе коллектора зачищается мелкой стеклянной бумагой до удаления верхнего слоя лака, протирается чистыми сухими салфетками и покрывается  дугостойкой эмалью в соответствии с требованиями чертежей не менее двух раз до получения сплошной глянцевой поверхности. В случае ослабления, сдвига витков, вздутия, прожогов или поперечных трещин ленточный бандаж заменяется. Не допускается оставлять щели и углубления между торцом нажимного конуса коллектора и краем ленточного бандажа.
   Сушка, пропитка и покрытие эмалью обмоток якорей производится в соответствии с общими положениями п.9.5.4. настоящего Руководства и действующими инструкциями. Ремонт якорей, пропитанных в эпоксидном компаунде, производится с соблюдением требований руководства по ремонту завода „Электротяжмаш".
   После обточки коллектора, проверки межвиткового замы­кания и целостности обмотки производится динамическая балансиров­ка. Остаточный небаланс допускается  не более установленной чертежом величины.
 

9.5.8. Щеткодержатели и их кронштейны

   Щеткодержатели разбираются, детали очищаются от загрязнений и проверяются. Поврежденные детали, а также с трещинами или износом более допускаемого нормами заменяются.
   Сопротивление изоляции пальцев щеткодержателей, изме­ренное мегаомметром, должно быть не менее 100 МОм. Пальцы щетко­держателей,
   имеющие заниженное сопротивление изоляции, просу­шиваются до получения установленного уровня сопротивления изоляции. Пальцы с пробоем изоляции, а также с трещинами или повреждением резьбовых отверстий ремонтируются или заменяются.
   Изоляторы пальцев с трещинами, сколотыми краями, пов­режденной глазурью заменяются. Разрешается оставлять изоляторы, имеющие точечные повреждения глазури от воздействия брызг расп­лавленного металла. Изоляторы, ослабшие на пальцах, перепрессовываются с наложением дополнительной изоляции. Напрессованный изолятор и изоляция должны соответствовать чертежу. Изоляторы на пальцах должны сидеть плотно, торцовые части изолятора на пальцах заливаются компаундом и покрываются эмалью согласно требованиям чертежа. Пласт­массовые изоляторы при растрескивании и других повреждениях заменяются фарфоровыми согласно Информационному листу ТХ.201.284, а фторопластовые изоляторы заменяются согласно Информационному листу ТХ.201.923.
   Ослабленные стаканчики пальцев обжимаются на специальном приспособлении. Глубина канавки от обжатия должна быть 0,5 мм на расстоянии 5-6 мм от торца.
   Изоляционные пальцы щеткодержателей испытываются на элект­рическую  прочность  изоляции  током  промышленной  частоты  в  течение   1 мин. напряжением, указанным в таблице 12:

Таблица 12

 Номинальное напряжение машины, В  Испытательное напряжение, кВ
 После механической обработки
(запрессовки пальцев)
 После окончательной отделки
До 150 3,0 2,5
150 - 400 4,0 3,5
401 - 700 4,5 4,0
701 - 750 6,0 5,5

   Корпус щеткодержателя зачищается от оплавления. Трещины корпусов щеткодержателей разрешается заваривать газовой сваркой с разделкой их и предварительным подогревом с последующей протяж­кой окон под щетки. Заваривать трещины у основания прилива для крепления щеткодержателей запрещается.
   Гнезда для щеток, имеющие заусенцы, местные износы, восстанавливаются опиловкой с последующим восстановлением размеров до установленных нормами допусков и износов путем наращива­ния металла гальваническим способом с последующей протяжкой либо обжатием в горячем состоянии на специальном приспособлении.
   При наличии выработки отверстий в корпусе под оси пружин или храповиков более 0,5 мм разрешается заваривать их с одновре­менной заваркой отверстий под шплинты и последующей рассверловкой согласно чертежу.
   Оси пружин или храповиков в местах посадки в корпус щеткодержателей не должны иметь выработки более 0,3 мм, диаметры отверстий в осях под шплинты должны соответствовать диаметрам отверстий в корпусе, в противном случае оси заменяются.
   Пружины щеткодержателей проверяются, ослабшие, с трещи­нами, со следами поджогов и оплавлений заменяются. Спиральные пружины с перекосом витков заменяются.
   Проверяется состояние шунтов и крепление наконечников шунтов согласно чертежу.   Разрешается  оставлять  гибкие шунты  с обрывом не более 10% жил при отсутствии следов их перегрева.
   Нажимные пальцы в собранном щеткодержателе при норма­льно натянутых пружинах не должны касаться боковых стенок выреза как при вертикальном, так и при горизонтальном их перемещении. Поворот пальца вокруг оси должен происходить без заеданий. Нажатие пальцев щеткодержателя регулируется в пределах норм. Разница в нажатии на щетки для одного щеткодержателя тягового электродви­гателя между максимальным и минимальным значением не должна быть более 10 % номинального.
   Проверяется состояние крепления кронштейнов щеткодержа­телей в остове. При наличии трещин и других неисправностей крепле­ния узел ремонтируется с обеспечением расположения кронштейнов согласно требованиям чертежа.

9.5.9. Сборка электрических машин

   Сборка электрических машин производится из деталей и узлов, прошедших необходимый ремонт, контроль и проверку, согласно  действующим Правилам ремонта электрических машин тепловозов и соответствующих инструкции.
   При сборке электрических машин все окрашенные части должны быть сухими. Якорь (ротор), остов (статор) и траверса со щеткодержателями перед сборкой продуваются сухим сжатым воздухом, протираются чистой сухой салфеткой.
   Внутренние поверхности подшипниковых щитов и крышек окрашиваются эмалью воздушной сушки в соответствии с чертежом.

   При сборке электрических машин соблюдать следующие требования:
   - установка уплотнительных колец производится в нагретом до температуры 130-150°С состоянии. Натяг посадки уплотнительных колец на вал должен соответствовать чертежу. Торцовое биение уплотнительных колец относительно оси вала не должно превышать допустимой по чертежу величины;
   - шариковые подшипники и внутренние кольца роликовых подшип­ников устанавливаются в нагретом до температуры 100-120°С состоянии. Внутреннее кольцо подшипников должно плотно прилегать к уплотнительному кольцу. Допускается односторонний зазор не более 0,05 мм. Торцовое биение (перекос) наружных колец подшипников тяговых электродвигателей и их радиальные зазоры после сборки должны соответствовать допустимым нормам (при затянутых подшип­никах моторно-осевых). При монтаже подшипникового узла тяговых электродвигателей смещение роликов с дорожки качения внутрен­него кольца подшипника не допускается. Зазоры и натяги деталей в подшипниковых узлах, а также осевой разбег якорей электрических машин выдерживаются  строго по чертежу, а для тяговых электродвигате­лей  согласно требованиям действующей Инструкции ЦТ ОАО "РЖД".

   При сборке подшипникового узла ТЭД обеспечивается по всей окружности равномерность зазора между крышкой подшипника.
   Запрессовка подшипниковых щитов и подшипников производится с равномерным давлением, без перекосов, ударов и повреждений. Разрешается производить индукционный нагрев горловины.
   Подшипниковые щиты должны плотно прилегать к торцовым поверхностям остова, общая длина местных неплотностей  допускается не более 1/8 длины окружности.
   Смазочные камеры в подшипниковых щитах и крышках заполняются смазкой в соответствии с действующей Инструкцией ЦТ ОАО "РЖД" по применению смазочных материалов. Канавки лабиринта заполняются смазкой полностью, ролики и сепараторы смазываются по их поверхности, атмосферные каналы смазкой не заполняются, тип смазки должен соот­ветствовать чертежу или специальным указаниям.
   Якорь (ротор) заводится в остов (статор) осторожно, не допуская повреждений обмотки, коллектора и подшипников.
   Щеткодержатели устанавливаются и закрепляются так, чтобы расстояние от них до рабочей поверхности коллектора и до петушков было выдержано в соответствии с нормами, а щетки в обоих крайних положениях якоря оставались на рабочей части коллектора. Вертикальный перекос щеткодержателя на тяговых электродвигателях относительно рабочей поверхности коллектора не должен превышать 1 мм. Щетки устанавливаются новые. Перекос щеток по длине коллекторной пластины не должен превышать допус­тимых норм. Запрещается устанавливать на одной электрической машине щетки разных марок,  устанавливать  щетки марок, не согласованных с Департаментом  локомотивного хозяйства.
    Подшипники моторно-осевые подгоняются по посадочным плоскос­тям и горловине остова. Запрещается производить установку осевых подшипников без их подгонки по посадочным поверхностям и гор­ловине остова.
   Все болты крепления деталей и узлов должны устанавливаться с исправными пружинными шайбами.
    При креплении подшипниковых щитов и крышек болтовые соединения  устанавливаются без перекосов опорных поверхностей и с равномерной затяжкой. 

9.5.10. Проверка, регулировка и испытание электрических машин после ремонта

   При сборке электрической машины проверяется:
   - радиальные зазоры в подшипниках, нет ли смещений роликов относительно дорожки  качения внутреннего  кольца  подшипника, торцовое биение (перекос) наружных колец подшипников тяговых электродвигателей;
   - осевой разбег якоря;
   - нажатие на щетку, качество притирки щеток, расстановку корпусов щеткодержателей на брикетах тягового генератора (отклонение от номинального значения не должно превышать установленных норм);
   - зазоры между щеткой и гнездом корпуса щеткодержателя, между петушками коллектора и щеткодержателями (при крайних положе­ниях якоря), между коллектором и щеткодержателями;
   - наличие свободного перемещения щетки в гнезде корпуса щеткодержателя;
   - расстояние между петушками коллектора и корпусом щеткодержателя;
   - перекос щеткодержателей на длине коллекторной пластины, непараллельность продольных осей окна щеткодержателя и коллек­торных пластин по длине пластин не должна превышать допускаемых норм;
   - воздушный зазор между сердечником якоря и полюсами, на тяговом генераторе (разница между, максимальным и минималь­ным зазорами под главными полюсами не должна превышать 1 мм);
   - соответствие чертежу положения отверстия под палец щеткодержателя относительно осей полюсов тяговых электродвигателей (при необходимости);
   - плотность прилегания подшипниковых щитов к остову;
   - наличие зазоров между подшипниками и крышками подшипниковых щитов;
   - зазоры в лабиринтах между крышкой подшипникового щита и уплотнительным кольцом (проверяется вращением якоря);
   - биение коллектора;
   - наличие гарантированного зазора между головками секций задней лобовой части и подшипниковым щитом при крайнем положении якоря;
   - расстояние между валом и отверстиями для крепления кожуха зубчатой передачи (проверяется кондуктором или шаблоном);
   - прочность крепления болтовых соединений, натяг и прочность крепления вентилятора.

   Мастер электромашинного цеха (отделения) должен каждую электрическую машину предъявлять для сдачи  приемщику локомотивов с проверкой ее работы на холостом ходу.
   После притирки щеток на холостом ходу и устранения всех замеченных дефектов производятся приемо-сдаточные испытания маши­ны на испытательном стенде согласно  действующим Правилам ремонта электрических машин тепловозов.
   После проведенных приемо-сдаточных испытаний электрические машины продуваются сухим сжатым воздухом давлением 2-3 кгс/см2,  коллектор и щеткодержатели очищаются от щеточной пыли и копоти. При необходимости покрывается по поверхности бандаж коллектора, кронштейн щеткодержателя и щеткодержатель эмалью, предусмотренной чертежом,  а внутренняя поверхность остова со стороны смотровых люков серой или другой светлой электроизоляционной эмалью в соответст­вии с требованиями чертежа. Головки болтов крепления полюсов верхних и расположенных со стороны моторно-осевых подшипников тяговых электродвигателей заливаются компаундной массой. Проверяются и восста­навливаются недостающие маркировки и клейма узлов и деталей.
   Предъявляется собранная электрическая машина из ремонта приемщику локомотивов до окраски после испытания и устранения всех обнаруженных дефектов.
   Окрашиваются снаружи тяговые электродвигатели черным лаком БТ-99, тяговые генераторы, вспомогательные электрические машины – серой эмалью.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 Глава 1. Организация ремонта
 Глава 2.
Общие указания по ремонту тепловозов  
 Глава 3. Техническое обслуживание ТО-2
 Глава 4. Техническое обслуживание ТО-3
 Глава 5. Техническое обслуживание ТО-4
 Глава 6. Техническое обслуживание ТО-5
 Глава 7. Текущий ремонт ТР-1
 Глава 8. Текущий ремонт ТР-2
 Глава 9. Текущий ремонт ТР-3

   Приложение 1.
Нормы допускаемых размеров и износов деталей при выпуске тепловозов типа ТЭМ2 из технического обслуживания и текущих ремонтов.
   Приложение 2.
Технические требования на реостатные испытания тепловозов ТЭМ2 при выпуске из текущих ремонтов.
   Приложение 3.
Смазка сборочных единиц тепловоза ТЭМ2 при технических обслуживаниях и ремонтах.
   Приложение 4.
Перечень деталей, подлежащих дефектоскопии при текущем ремонте ТР-3, ТР-2 тепловоза типаТЭМ2.
   Приложение 5.
Перечень ответственных деталей, узлов, подлежащих контролю их установки и сборки мастерами, приемщиками локомотивов при производстве обслуживания и ремонтов тепловоза типа ТЭМ2.
   Приложение 6.
Перечень основных правил, приказов, инструкций, инструктивных указаний, определяющих требования к техническому обслуживанию и ремонту тепловозов.
   Приложение 7.
Перечень основной технологической документации по техническому обслуживанию и ремонту тепловозов типа ТЭМ2.
   Приложение 8.
Перечень оборудования (узлов, агрегатов, систем), обеспечивающего эксплуатационную надежность тепловоза и безопасность движения, подлежащего диагностированию.


Руководство по техническому обслуживанию и текущему ремонту тепловозов типа ТЭМ2
разработано отделом ремонта тягового подвижного состава
Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта.
При разработке Руководства учтены накопленный опыт ремонта тепловозов типа ТЭМ2
локомотивных депо сети железных дорог России, локомотиворемонтных заводов "Желдорреммаш" ОАО "РЖД",
разработки ПКБ ЦТ, ис-следования ФГУП ВНИИЖТ.
Руководство предназначено для работников локомотивного хозяйства связанных с ремонтом
и техническим обслуживанием тепловозов типа ТЭМ2,
может быть полезным для учащихся высших учебных заведений, техникумов,
профессионально-технических училищ при изучении вопроса ремонта тепловозов.
Коллектив авторов выражает благодарность за активное участие в подготовке
Руководства технологам локомотивных депо железных дорог:
Ульяновск Куйбышевской, Петрозаводск Октябрьской, Тында Дальневосточной.
Ответственные за выпуск заведующий отделом ремонта ТПС А.Т.Осяев,
заместитель заведующего отделом ремонта ТПС А.В.Чистяков.
.