ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Общие положения
2. Полный осмотр
2.1. Автосцепка
2.2. Поглощающие аппараты
2.3. Тяговые хомуты
2.4. Клин, валик тягового хомута, упорная плита, передние и задние упоры, поддерживающая планка
2.5. Детали центрирующего прибора
2.6. Расцепной привод
2.7. Клеймение и окраска отремонтированных и проверенных узлов и деталей автосцепного устройства
2.8. Установка автосцепного устройства
3. Наружный осмотр
4. Проверка автосцепного устройства при техническом обслуживании вагонов и локомотивов
5. Срок гарантии автосцепного устройства
Приложение 1:
Примерный перечень оборудования и рекомендуемой технологической оснастки КПА и отделений автосцепки
Приложение 2:
Шаблоны (калибры) или другие средства измерения, применяемые при ремонте и осмотре автосцепного устройства
Приложение 3:
Перечень дефектов, при наличии которых детали автосцепного устройства не допускаются к ремонту и подлежат сдаче в металлолом
Приложение 4:
Образец бланка донесения о саморасцепе поезда
Приложение 5:
Образец бланка донесения об обрыве тягового хомута в поезде
Приложение 6:
Образец бланка донесения об обрыве корпуса автосцепки в поезде
Приложение 7:
Сроки гарантии заводов-изготовителей на детали автосцепного устройства
3. НАРУЖНЫЙ ОСМОТР
3.1 Требования, указанные в настоящей главе, относятся к осмотру, проверке и ремонту автосцепного устройства при текущем отцепочном ремонте вагонов, единой технической ревизии
пассажирских вагонов (ТО-3), текущем ремонте ТР-1 тепловозов, электровозов и вагонов дизель- и
электропоездов, промывочном ремонте паровозов.
3.2 При наружном осмотре необходимо проверить:
а) действие механизма автосцепки;
б) износ тяговых и ударных поверхностей большого и малого зубьев, ширину зева корпуса,
состояние рабочих поверхностей замка;
в) состояние корпуса автосцепки, тягового хомута, клина тягового хомута и других деталей автосцепного устройства (наличие в них трещин и изгибов);
г) состояние расцепного привода и крепление валика подъемника автосцепки;
д) крепление клина тягового хомута;
е) прилегание поглощающего аппарата к упорной плите и задним упорным угольникам (упору);
ж) зазор между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки;
з) зазор между хвостовиком автосцепки и верхней кромкой окна в концевой балке;
и) высоту продольной оси автосцепки пассажирских вагонов от головок рельсов;
к) положение продольной оси автосцепки относительно горизонтали;
л) состояние валика, болтов, пружин и крепления паровозной розетки.
В случае выявления неисправности действия механизма автосцепки, а также при единой
технической ревизии пассажирских вагонов механизм автосцепки разбирают, карманы корпуса
осматривают, при необходимости очищают, неисправные детали заменяют исправными и после
сборки проверяют действие механизма в установленном порядке.
3.3 Не разрешается выпускать подвижной состав в эксплуатацию при наличии хотя бы одной из
следующих неисправностей:
а) автосцепка не отвечает требованиям проверки комбинированным шаблоном 940р;
б) детали автосцепного устройства с трещинами;
в) разница между высотами автосцепок по обоим концам вагона более 25 мм, провисание
автосцепки подвижного состава более 10 мм; высота оси автосцепки пассажирских вагонов от
головок рельсов более 1080 мм и менее 1010 мм у вагонов на тележках КВЗ-5, КВЗ-ЦНИИ и менее
1000 мм на тележках остальных типов;
г) цепь или цепи расцепного привода длиной более или менее допустимой; цепь с
незаваренными звеньями или надрывами в них;
д) зазор между хвостовиком автосцепки и потолком ударной розетки менее 25 мм; зазор между
хвостовиком и верхней кромкой окна в концевой балке менее 20 мм (при жесткой опоре хвостовика);
е) замок автосцепки, отстоящий от наружной вертикальной кромки малого зуба более чем на 8
мм или менее чем на 1 мм; лапа замкодержателя, отстоящая от кромки замка менее чем на 16 мм;
ж) валик подъемника заедает при вращении или закреплен нетиповым способом;
з) толщина перемычки хвостовика автосцепки, устанавливаемой вместо неисправной на вагон,
выпускаемый из текущего отцепочного ремонта, менее 48 мм;
и) поглощающий аппарат не прилегает плотно через упорную плиту к передним упорам, а
также к задним упорам (для аппаратов 73ZW, 73ZWy, 73ZWy2, АПЭ-120-И, АПЭ-90-А, АПЭ-95-
УВЗ, РТ-120, ПМКП-110 допускается наличие суммарного зазора между передним упором и упорной
плитой или корпусом аппарата и задним упором до 5 мм);
к) упорные угольники, передние и задние упоры с ослабленными заклепками;
л) планка, поддерживающая тяговый хомут, толщиной менее 14 мм, либо укрепленная болтами
диаметром менее 22 мм, либо без контргаек и шплинтов на болтах (допускается крепление
поддерживающей планки болтами диаметром 20 мм, но в количестве 10 шт.);
м) нетиповое крепление клина (валика) тягового хомута;
н) неправильно поставленные маятниковые подвески центрирующего прибора (широкими
головками вниз);
о) кронштейн (ограничитель вертикальных перемещений) автосцепки с трещиной в любом
месте, износом горизонтальной полки или изгибом более 5 мм;
п) отсутствие предохранительного крюка у паровозной автосцепки; валик розетки,
закрепленный нетиповым способом; ослабшие болты розетки; болты без шплинтов или со
шплинтами, не проходящими через прорези корончатых гаек.
3.4 Порядок проверки автосцепки комбинированным шаблоном 940р:
а) проверка исправности
действия предохранителя замка. Прикладывают шаблон, как показано на рисунке 3.1, а, и
одновременно нажимают рукой на замок, пробуя втолкнуть его в карман корпуса автосцепки. Уход
замка полностью в карман корпуса указывает на неправильное действие предохранителя замка. Если
предохранитель действует правильно (верхнее его плечо упирается в противовес замкодержателя при
нажатии на лапу ребром комбинированного шаблона), то замок должен уходить от кромки малого
зуба автосцепки не менее чем на 7 мм и не более чем на 18 мм (измеряют в верхней части замка);
б) проверка действия механизма на удержание замка в расцепленном положении. Шаблон
прикладывают, как показано на рисунке 3.1, б. Затем поворотом до отказа валика подъемника уводят
замок внутрь полости кармана и освобождают валик, продолжая удерживать шаблон в зеве
автосцепки. Если замок опускается обратно вниз, значит механизм неисправен;
в) выявление возможности преждевременного включения предохранителя замка при сцеплении
автосцепок. Шаблон устанавливают так, чтобы его откидная скоба стороной с вырезом 35 мм
нажимала на лапу замкодержателя, а лист шаблона касался большого зуба (рисунок 3.1, в).
Автосцепка считается годной, если при нажатии на замок он беспрепятственно уходит в карман на
весь свой ход;
г) проверка толщины замыкающей части замка. Прикладывают шаблон, как показано на
рисунке 3.2, а. Если шаблон одновременно прилегает к боковым сторонам малого зуба и замка,
значит замок негоден (тонок);
д) проверка ширины зева автосцепки (без замка). Шаблон прикладывают одним концом к углу
малого зуба (рисунок 3.2, б), а другим подводят к носку большого зуба. Если шаблон проходит мимо
носка большого зуба в зев, то корпус автосцепки негоден. Проверка производится по всей высоте
носка большого зуба;

е) проверка износа малого зуба. Шаблон прикладывают, как показано на рисунке 3.2, в. Если
шаблон соприкасается с боковой стенкой малого зуба то автосцепка негодна (рисунок 3.2, г).
Проверку выполняют на расстоянии 80 мм вверх и вниз от продольной оси корпуса;
ж) проверка износа тяговой поверхности большого зуба и ударной поверхности зева. Шаблон
устанавливают, как показано на рисунке 3.2, в.
Если шаблон входит в зев, то автосцепка негодна (рисунок 3.2, г). Проверку выполняют в
средней части большого зуба по высоте на 80 мм вверх и вниз от середины (проверка большого зуба
против окна для лапы замкодержателя не производится).
3.5 При единой технической ревизии пассажирских вагонов (1 раз в 6 месяцев) производится
проверка возвышения противовеса замкодержателя над полочкой. Для этой цели на лапу
замкодержателя, навешенного на шип корпуса, нажимают шаблоном 940р, как показано на рисунке
3.3, после чего планку 1 с вырезом 11 мм устанавливают на противовес замкодержателя. Возвышение
противовеса над полочкой считается достаточным, если между планкой 1 и полочкой 2 имеется
зазор, при этом тяговые и ударные поверхности контура зацепления корпуса автосцепки должны
удовлетворять требованиям проверки шаблоном 893р.
