|
|
Тел: +7(391)254-8445
|
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
ОАО "Российские железные дороги" В целях продления назначенного срока службы локомотивов, своевременного восстановления их ресурса и принятия решения о дальнейшей эксплуатации: 1. Утвердить и ввести в действие с 1 апреля 2008 г. стандарт СТО РЖД 1.09.003-2007 «Локомотивы. Порядок продления назначенного срока службы». 2. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Ю.А.Машталеру организовать в первом квартале 2008 г. разработку и утверждение рабочих методик технического диагностирования локомотивов и исследований их базовых частей. 3. Начальнику Департамента локомотивного хозяйства Ю.А.Машталеру, начальникам железных дорог-филиалов ОАО «РЖД», начальнику дирекции «Желдорреммаш» С.Н.Гапееву организовать работу по продлению назначенного срока службы локомотивов с соблюдением требований стандарта. Вице-президент ОАО «РЖД» В.А.Гапанович
СТО РЖД 1.09.003-2007
1. Область применения
Приложение А (рекомендуемое)
СТО РЖД 1.09.003-2007
Настоящий стандарт устанавливает порядок продления назначенного
срока службы локомотивов (тепловозов, электровозов) парка ОАО «РЖД»,
который истек или истекает в течение календарного года.
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 назначенный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от технического состояния.
2.2 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от
начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
2.3 предельное состояние: Состояние объекта, при котором его даль- нейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, либо восстановление его работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно
2.4 ремонт: Комплекс операций по восстановлению исправности или
работоспособности изделий и восстановлению ресурсов изделий или их составных частей
2.5 наработка: Продолжительность или объем работы объекта.
2.6 остаточный ресурс: Суммарная наработка объекта от момента контроля его технического состояния до перехода в предельное состояние
2.7 ресурс: Суммарная наработка объекта от начала его эксплуатации
или ее возобновления после ремонта до перехода в предельное состояние
2.8 работоспособное состояние: Состояние объекта, при котором значения
всех параметров, характеризующих способность выполнять заданные функции,
соответствуют требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации
2.9 базовая часть локомотива: Несущая составная часть конструкции
локомотива, которая определяет срок службы локомотива и замена которой
до списания локомотива невозможна или нецелесообразна. 2.10 объект продления назначенного срока службы (объект ПНСС): Локомотив эксплуатируемого парка ОАО «РЖД», назначенный срок службы которого истек или истекает в течение календарного года. 2.11 дополнительный срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации сверх назначенного срока службы. 2.12 заявитель на продление назначенного срока службы (заявитель или предприятие-заявитель): Структурное подразделение ОАО «РЖД»- балансодержатель объекта ПНСС. 2.13 функциональный заказчик: Структурное подразделение аппарата управления ОАО «РЖД», в круг ведения которого входит контроль за эксплуатацией и техническим состоянием парка локомотивов. 2.14 обследование технического состояния: Обследование несущих конструкций объекта ПНСС в эксплуатации с документированием имеющихся повреждений, в том числе коррозионных. 2.15 контроль технического состояния: Проверка соответствия пара- метров объекта ПНСС технической документации (конструкторской, в том числе ремонтной, эксплуатационной), выполняемая в процессе реализации технического решения специализированным персоналом при плановых видах ремонта локомотива. 2.16 техническое решение: Документ, содержащий техническое обоснование и условия продления назначенного срока службы локомотива, разработанный технически компетентной организацией и согласованный с функциональным заказчиком. 2.17 ТО-6: Работы по реализации Технического решения, совмещаемые с плановыми видами ремонта ТР-3, СР, КР. 2.18 технически компетентная организация: Организация, привлекаемая для проведения работ по определению наличия остаточного ресурса и разработке методики обследования для объекта ПНСС, имеющая опыт не менее 10 лет в научно-исследовательской деятельности (в области исследования динамико-прочностных качеств подвижного состава железнодорожного транспорта), разработке нормативной, технической и методической документации и испытаниях тягового подвижного состава железных дорог, обладающая комплектом нормативно-технической документации [1-14], имеющая аттестованное испытательное оборудование и поверенные средства измерений. 2.19 технически компетентная проектная организация: Проектная организация или структурное подразделение ОАО «РЖД», привлекаемая для разработки проектов ремонта объекта ПНСС с целью продления назначенного срока службы, имеющая опыт не менее 5 лет в разработке проектно- конструкторской документации. 3.1 Продление срока службы локомотивов осуществляют исходя из ус- ловия, что срок службы локомотива в целом определяют ресурсы его базовых частей (рама тележки, рама кузова, несущие элементы кузова). 3.2 Срок службы локомотивов (с учетом дополнительного) не должен превышать 45 лет и ресурса их базовых частей. 3.3 Возможность продления назначенного срока службы объекта ПНСС определяют наличием у него остаточного ресурса. Наличие остаточного ресурса у базовых частей локомотивов, отработавших назначенный срок службы, устанавливают по результатам проведенных научно-исследовательских работ (далее - НИР). 3.4 Необходимость проведения и объем НИР определяет технически компетентная организация.
3.5 Объем НИР и процедура их выполнения приведены на структурной
схеме (приложение А) и в общем случае включает:
3.5.1 По результатам анализа технической документации и информации об условиях использования локомотивов устанавливают конструктивные особенности, внесенные изменения, проведенные плановые и неплановые ремонты и их причины, пробеги с начала эксплуатации.
3.5.2 Обследование технического состояния базовых частей локомотивов данной серии (далее - обследование) выполняют по методике 1 (приложение Б), которая должна содержать:
3.5.3 Динамико-прочностные испытания локомотива проводят по типовым методикам 5-7, 10 (таблица Б.1, приложение Б) на локомотиве- представителе, выбранном из числа локомотивов со сроком службы не менее назначенного. 3.5.4 Стендовые испытания базовых частей локомотива по оценке их сопротивления усталости проводят по методикам 5-9 (таблица Б.1, приложение Б) на базовых частях со сроком службы не менее назначенного. 3.5.5 Расчетные исследования напряженно-деформированного состояния (НДС), усталостной долговечности и живучести базовых частей локомотива выполняют по методикам 2-4 (таблица Б.1, приложение Б). 3.5.6 Конструкторские и технологические мероприятия для обеспечения необходимого ресурса реализуют по проекту, разработанному в установленном порядке технически компетентной проектной организацией.
3.5.7 Расчетные исследования НДС должны выполняться методом конечных элементов в
объеме: 3.6 НИР выполняет технически компетентная организация. 3.7 Результаты НИР распространяют на серию локомотивов. 4. Процедура продления назначенного срока службы 4.1 Процедура продления назначенного срока службы включает следующие действия: 4.1.1 Заявитель представляет функциональному заказчику заявку на продление назначенного срока службы по форме, установленной в приложении В. Одновременно заявитель представляет проект графика обследования объектов ПНСС. 4.1.2 Функциональный заказчик формирует задание технически компетентной организации с указанием серий локомотивов, срок службы которым должен быть продлен. 4.1.3 ОАО «РЖД» заключает договор с технически компетентной организацией на проведение НИР. 4.1.4 Технически компетентная организация после заключения договора выполняет НИР по методикам, разработанным и утвержденным в установленном порядке, перечень которых приведен в таблице Б.1, приложение Б. 4.1.5 По результатам выполненных НИР технически компетентная организация подготавливает Техническое решение о продлении назначенного срока службы локомотивов определенной серии по форме приложения Г и согласовывает его с функциональным заказчиком. 4.1.6 Техническое решение разрабатывают на серию локомотивов (или на серии, в случае если техническое решение распространяется на модификации локомотивов данной серии) и реализуют на каждом локомотиве дан- ной серии с проведением контроля его технического состояния и оформлением Акта (приложение Д). 4.1.7 При формировании годового плана ремонта локомотивов видов ТР-3, СР, КР функциональный заказчик направляет копии Технического решения на ремонтные предприятия. 4.1.8 Ремонтное предприятие, получив Техническое решение и выполнив указанные в нем мероприятия (контроль технического состояния, ремонтные работы), составляет Акт о проведении ремонтных работ по форме приложения Д.
4.1.9 Технические решения реализуют на плановых видах ремонта
ТР-3,СР,КР. 4.1.10 Техническое решение вступает в силу с момента его реализации с соответствующей регистрацией в паспорте локомотива. 4.1.11 Оригинал Технического решения хранится у функционального заказчика. 4.1.12 Копия Технического решения и оригинал Акта о проведении ремонтных работ должны храниться на ремонтном предприятии до истечения дополнительного срока службы локомотива. 4.1.13 Отсчет дополнительного срока службы локомотива проводят с момента реализации Технического решения с соответствующей записью в паспорте локомотива.
Приложение А
Приложение Б Таблица Б1
Приложение В
Приложение Г
Приложение Д
[1] Нормы для расчета и оценки прочности несущих элементов, динамических качеств и воздействия на путь экипажной части локомотивов железных дорог МПС РФ колеи 1520 мм. Утв. МПС РФ 12.01.98 (изд. М. «Транспорт» 1998) [2] Правила капитального ремонта тепловозов ТЭМ1, ТЭМ2 (ЦТВР-205)
[3] Руководство на разборку, ремонт и сборку унифицирован-
ной тележки при капитальных ремонтах тепловозов ТЭЗ,
2ТЭ10Л, М62, 2М62, ТЭМ1, ТЭМ2.
105.80700.11288. - ПКТБЛ, г. Полтава, 1988 г. [4] Правила капитального ремонта тепловозов ЧМЭ2, ЧМЭЗ (ЦТ-ЦТВР-3963) [5] Правила капитального ремонта тепловоза ТЭ10. Утверждены МПС РФ 24.12.88. (ЦТВР-ЦТ/4662) [6] Инструкция по сварочным и наплавочным работам при ремонте тепловозов, электровозов, электропоездов и дизель- поездов. Утверждена МПС РФ11.08.95. (ЦТ/336) [7] Система испытаний подвижного состава. Организация и порядок проведения приемочных и сертификационных испытаний тягового подвижного состава. Утвержден (ОСТ 32.53-96) [8] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов 2ТЭ116 (РК 103.11-305-2003) [9] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов типа ТЭМ2 (РК 103.11-304-2003) [10] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭ10 (РК 103.11-302-2003) [11] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ЧМЭЗ (РК 103.11-307-2003) [12] Руководство по среднему и капитальному ремонту тепловозов серии ТЭП70 (РК 103.11-306-2003) [13] Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов серии ЧС (РК 103.11-303-2003) [14] Руководство по среднему и капитальному ремонту электровозов переменного тока (РК 103.11-308-2003) 1 РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом «Научно-
исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного
состава» ((((ава» (ОАО «ВНИКТИ»)
|