|
|
||||||||||||||||||
Тел: +7(391)254-8445
|
ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО УТВЕРЖДЕНО
1. Область применения 1. Область применения Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов предназначен для работников вагонного и пассажирского хозяйств, ремонтных и эксплуатационных предприятий – филиалов ОАО «РЖД» и распространяется на колесные пары типа РУ1-957 и РУ1Ш-957 пассажирских и грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524) мм.
2. Назначение классификатора Классификатор предназначен для:
3. Нормативные ссылки Классификатор содержит требования следующих технических и нормативных документов:
4. Основные термины Неисправность – состояние объекта, при котором он не соответствует хотя бы одному из требований нормативной, технической или конструкторской документации.
5. Принципы классификации
Все неисправности колесных пар и их элементов классифицируются по трехзначной десятеричной цифровой системе, образующей код неисправности.
Группы объединяют неисправности по месту их возникновения.
Пример:
6. Обозначения неисправностей
111
- Равномерный прокат
111 - Равномерный прокатРавномерный прокат – равномерный круговой предельный износ колеса в плоскости круга катания.
Основные причины возникновения
Способ выявления и характерные признаки Способ устранения неисправности 112 - Неравномерный прокатНеравномерный прокат – неравномерный по круговому периметру износ, когда изношенное колесо имеет в плоскости круга катания форму, отличную от круглой. Характеризуется неодинаковым прокатом в различных сечениях профиля по кругу катания.
Основные причины возникновения Способ выявления и характерные признаки Способ устранения неисправности ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3 113 - Износ гребняИзнос гребня (тонкий гребень) – равномерный круговой износ гребня до предельно допустимых размеров.
Основные причины возникновения
Способ выявления и характерные признаки
Способ устранения неисправности
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3 114 - Вертикальный подрез гребняВертикальный подрез гребня – равномерный круговой износ, при котором угол наклона профиля боковой поверхности гребня приближается к 90°, а радиус перехода от гребня к уклону 1:20 уменьшается до 8-12 мм.
Основные причины возникновения Способ выявления и характерные признаки Способ устранения неисправности ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3 115 - Тонкий ободТонкий обод – толщина обода колеса менее допускаемых размеров.
Основные причины возникновения
Способ выявления и характерные признаки
Способ устранения неисправности
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3 116 - Кольцевые выработкиКольцевые выработки - неравномерный по поверхности катания колеса круговой износ и деформация, при которых образуются местные углубления различной глубины и ширины.
Основные причины возникновения Способ выявления и характерные признаки
Способ устранения неисправности
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3 117 - Поражение поверхности катания колеса электрическим током (рифление)Поражение поверхности катания колеса электрическим током (рифление) - механическое повреждение, характеризующееся ожогами поверхности металла в виде чередующихся участков чистого и пораженного металла вследствие прохождения электрического тока.
Основные причины возникновения
Способ выявления и характерные признаки
Способ устранения неисправности
1. ИЗНОСЫ
|
![]() |
![]() |
Повреждение резьбы М12 оси РУ1 |
Повреждение резьбы М20 оси РУ1Ш |
Основные причины возникновения
Действие горизонтальных сил, вызывающих пластическую деформацию резьбы, нарушения технологии монтажа-демонтажа буксового узла и наличие внутренних металлургических дефектов в резьбе.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Допускается без устранения при повреждении не более трех ниток резьбы.
При повреждении более трех ниток (до шести) резьбовое отверстие исправляют метчиком.
При повреждении более шести ниток, резьбу восстанавливают по специальным технологиям.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Обрыв болтов – нарушение целостности болтов М12 и М20 в результате механического повреждения.
Обрыв головок болтов М12
крепления стопорной планки
в оси РУ1
Обрыв головок болтов М20 торцевого крепления
подшипников на шейке оси РУ1Ш
Основные причины возникновения
Действие горизонтальных сил, вызывающих пластическую деформацию резьбы и обрыв стержня болта М20, нарушение технологии монтажа-демонтажа буксового узла и наличие внутренних металлургических дефектов в болтах.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
При возможности стержни болтов М12 и М20 удаляются из оси, при невозможности удаления – ось бракуется.
331
- Сдвиг колеса на оси
332
- Изгиб оси колесной пары
Сдвиг колеса на оси – механическое повреждение, характеризующееся смещением колеса вдоль оси в результате нарушения прессового соединения колеса с осью.
Сдвиг колеса на оси (вид с внутренней стороны колеса)
Сдвиг колеса на оси (вид с наружной
стороны колеса)
Основные причины возникновения Нарушение технологии формирования колесной пары, механические воздействия при сходах подвижного состава.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр. Характерный признак сдвига колеса на оси:
- изменение расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободов колес;
- разрыв краски у ступицы колеса по всему периметру соединения колеса с осью, появление коррозионной полосы (ржавчины) или масла из-под ступицы с внутренней стороны колеса.
Способы устранения неисправности
Колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Изгиб оси колесной пары – нарушение геометрии оси в результате ее деформации от механических повреждений при сходах подвижного состава.
Схема изгиба оси колесной пары
Изгиб оси колесной пары после схода вагона
Основные причины возникновения
Деформация от механических повреждений при сходах подвижного состава.
Способ выявления и характерные признаки
Изменение расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободов колес, измеренное в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях или биение средней части оси, измеренное при вращении колесной пары на станке.
Способы устранения неисправности
Ось бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
411
- Трещина в диске около обода колеса
412
- Термические трещины на поверхности катания обода колеса
Трещина в диске около обода – нарушение сплошности металла из-за предельного накопления усталостных повреждений в диске колеса или наличия поверхностных и внутренних дефектов.
Трещина в диске около обода колеса
Основные причины возникновения
Предельное накопление усталостных повреждений в диске. Возникновению трещины способствуют:
- тонкий обод;
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- некачественная поверхность диска;
- наличие внутренних дефектов металла в приободной зоне диска.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Термические трещины на поверхности катания – нарушение сплошности металла в виде параллельных наклонных трещин термоусталостного происхождения по периметру поверхности катания колеса.
Термические трещины на поверхности катания
Основные причины возникновения
Циклическое повторение интенсивного нагрева поверхности катания колеса от воздействия тормозной колодки при торможении и последующего ее охлаждения.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Устраняют восстановлением профиля поверхности катания обточкой на колесотокарном станке.
421
- Трещины в подступичной части оси
422
- Трещины на шейках и предподступичных частях оси
423
- Трещины в галтелях шеек и предподступичных частей оси
Трещины в подступичной части оси – нарушение сплошности металла в виде поперечных усталостных трещин.
Трещины в подступичной части оси
Основные причины возникновения
Циклическая усталость металла оси из-за:
- нарушений при формировании колесной пары;
- схода подвижного состава;
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- дефекта металла;
- неудовлетворительного качества накатки.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Ось бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Трещины на шейках и предподступичных частях оси – нарушение сплошности металла в виде усталостных трещин.
Поперечная усталостная трещина на шейке оси
Наклонная трещина на шейке оси
Основные причины возникновения
Циклическая усталость металла шейки оси из-за:
- схода подвижного состава;
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- дефекта металла;
- неудовлетворительного качества накатки.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Ось бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Трещины в галтелях шеек и предподступичных частей оси - нарушение сплошности металла в виде усталостных трещин.
Усталостная трещина в галтели шейки оси
Основные причины возникновения
Циклическая усталость металла в галтелях шеек и предподступичных частей оси из-за:
- схода подвижного состава;
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- дефекта металла;
- неудовлетворительного качества накатки;
- наличия концентраторов напряжений в виде грубых рисок, задиров и коррозии.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Ось бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
511
- Продольные трещины, плены, расслоения и неметаллические включения в ободе колеса
512
- Закат или складка металла в диске колеса
513
- Поперечная трещина на поверхности катания обода колеса
514
- Трещина в ступице колеса
515
- Трещины в диске около ступицы колеса
516
- Радиальная трещина колеса
517
- Трещина гребня колеса
Продольные трещины, закаты, плены, расслоения и неметаллические включения в ободе колеса – нарушения сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Продольная трещина в ободе колеса из-за наличия
неметаллического включения (до обточки колеса)
Продольная трещина в ободе колеса из-за наличия
неметаллического включения (после обточки колеса)
Продольная трещина обода колеса
Расслоения и плены на наружной боковой поверхности обода колеса
Закат на наружной поверхности обода колеса
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления колес.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Закат или складка металла в диске колеса - нарушения сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Закат металла в зоне диска около обода
Складка металла в зоне диска около ступицы
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления колес.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
По внешнему виду дефект представляет собой тонкую извилистую трещину, распространяющуюся в окружном или радиальном направлениях по диску колеса.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Поперечная трещина на поверхности катания обода колеса – нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Поперечная трещина на поверхности катания обода колеса
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления колес.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Нормы браковки
Колесные пары с поперечными трещинами на поверхности катания ободов колес к эксплуатации не допускаются.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Трещина в ступице колеса – нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления колес.
Трещина в ступице колеса
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления колес.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Трещина в диске около ступицы колеса – нарушение сплошности металла из-за накопления циклической усталости и несоблюдения технологии изготовления колес.
Трещина в диске около ступицы колеса
Основные причины возникновения
Циклическая усталость металла в диске колеса около обода из-за:
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- дефекта металла.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Колеса бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Радиальная трещина колеса - нарушение сплошности металла в результате действия циклических нагрузок при наличии в ободе колеса дефектов металлургического происхождения.
Радиальная трещина колеса
Основные причины возникновения
Высокие внутренние напряжения в колесе и наличие грубых металлургических дефектов.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Трещина сквозная с внутренней и наружной сторон колеса, однако, может не иметь выхода на поверхность катания.
Способ устранения неисправности
Колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Трещина гребня колеса – нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления или ремонта колес.
Трещина гребня
Основные причины возникновения
Наличие металлургических дефектов, а также высоких внутренних напряжений от термического воздействия при наплавке и упрочнении гребня.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
521
- Поперечные и наклонные трещины на средней части оси
522 - Продольные и наклонные трещины на средней
части оси
Поперечные и наклонные трещины на средней части оси – нарушение сплошности металла из-за накопления циклической усталости и несоблюдения технологии изготовления осей.
Основные причины возникновения
Циклическая усталость металла в средней части оси из-за:
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- дефекта металла.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Оси бракуются, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Продольные и наклонные трещины на средней части оси – нарушение сплошности металла из-за несоблюдения технологии изготовления осей.
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления осей.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр и дефектоскопирование. Производится измерение длины продольных и относящихся к ним наклонных трещин.
Способ устранения неисправности
При длине одной или нескольких продольных трещин более 25 мм ось бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
611 - Выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам
612 - Выщербины по усталостным трещинам
613 - Выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса
614
- Откол наружной боковой поверхности обода колеса
615
- Откол кругового наплыва наружной боковой поверхности обода колеса
616
- Откол гребня колеса
Выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам – местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса. Выщербины по светлым пятнам, ползунам, наварам.
Выщербины на ползуне
Основные причины возникновения
Выкрашивание участков поверхности катания, образующихся в результате закалки металла при скольжении заклиненных колесных пар по рельсам.
Способ выявления и характерные признаки
Обнаруживают выщербины при встрече поезда сходу на слух по характерному, повторяющемуся с определенной периодичностью стуку, а после остановки поезда при осмотре колес. Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном. Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях – рядом с выщербиной и на выщербине. В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Характерные признаки:
- образуются на светлых пятнах, ползунах и наварах;
- глубина не превышает 2 мм и редко достигает 3 мм;
- располагаются на обоих колесах колесной пары, реже на одном колесе.
Способ устранения неисправности
Выщербины устраняют восстановлением профиля поверхности катания обточкой колес на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Выщербины по усталостным трещинам - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Выщербины по усталостным трещинам
Основные причины возникновения
Выщербины по усталостным трещинам являются одним из видов естественного износа металла, и возникают вследствие исчерпания металлом запаса пластичности и накоплением усталостных повреждений.
Способ выявления и характерные признаки
Обнаруживают выщербины при встрече поезда сходу на слух по характерному, повторяющемуся с определенной периодичностью стуку, а после остановки поезда при осмотре колес. Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном.
Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях – рядом с выщербиной и на выщербине. В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Характерные признаки:
- образуются по усталостным трещинам:
- глубина может достигать значительных размеров;
- поверхность неровная, имеет характерный вид усталостного разрушения и покрыта пленкой окислов;
- внутри выщербины развиваются трещины, идущие вглубь обода под острым углом к поверхности катания, что обнаруживается при обточке и дефектоскопировании колес.
Способ устранения неисправности
Выщербины устраняют восстановлением профиля поверхности катания обточкой колес на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Выщербины по термическим трещинам на поверхности катания обода колеса - местное разрушение в виде выкрашивания металла поверхности катания колеса.
Выщербины по термическим трещинам
на поверхности катания обода колеса
Основные причины возникновения
Образование термических микротрещин на поверхности катания обода колеса в результате многократно повторяющихся нагревов и охлаждений при торможении, с дальнейшим ростом и объединением микротрещин под действием контактных нагрузок с последующим выкрашиванием металла.
Способ выявления и характерные признаки
Обнаруживают выщербины при встрече поезда сходу на слух на слух по характерному, повторяющемуся с определенной периодичностью стуку, а после остановки поезда при осмотре колес. Измерение глубины выщербины производят абсолютным шаблоном. Глубина выщербины определяется как разность измерений проката в двух плоскостях – радом с выщербиной и на выщербине. В случае, когда выщербина смещена от круга катания, движок абсолютного шаблона смещается по специальной прорези до совпадения его с выщербиной.
Характерные признаки:
- образуются по сетке термических трещин;
- расположены группами;
- имеют параллельные грани, поперечно ориентированные относительно поверхности катания.
Способ устранения неисправности
Выщербины устраняют восстановлением профиля поверхности катания обточкой колес на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Откол наружной боковой поверхности обода колеса – местное разрушение в виде откола металла у наружной грани в районе фаски обода колеса, характеризующееся значительной глубиной и протяженностью.
Откол наружной боковой поверхности обода колеса
Основные причины возникновения
Развитие усталостных подповерхностных трещин от внутренних дефектов металлургического происхождения под действием эксплуатационных нагрузок.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр. Определение геометрических параметров откола.
Способ устранения неисправности
Поверхностный откол наружной боковой поверхности обода колеса устраняют восстановлением профиля катания колеса обточкой на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Откол кругового наплыва наружной боковой поверхности обода колеса – разрушение металла в виде откола наплыва на отдельных участках, либо по всему периметру обода.
Откол кругового наплыва наружной боковой поверхности обода колеса
Основные причины возникновения
Усталостные процессы в месте наплыва и действие горочных замедлителей при роспуске вагонов на механизированных горках.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр. Определение геометрических параметров откола.
Способ устранения неисправности
Откол кругового наплыва наружной боковой поверхности обода устраняют восстановлением профиля катания колеса обточкой на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Откол гребня колеса – механическое повреждение, характеризующееся нарушением сплошности металла из-за дефектов металлургического происхождения.
Откол гребня колеса
Основные причины возникновения
Наличие внутренних дефектов металлургического происхождения. Механическое воздействие на гребень при прохождении обустройств пути (контррельсы, усовики, отводы и др. элементы стрелочных переводов).
Способ выявления и характерные признаки
Визуальный осмотр.
Способ устранения неисправности
При полном ободе колеса и отсутствии трещин, идущих вглубь обода, откол гребня устраняют восстановлением профиля катания колеса обточкой на колесотокарном станке.
При невозможности обточки колеса бракуют, колесная пара подлежит расформированию.
621 - Разрушение напыленного слоя восстановленной шейки оси
Разрушение напыленного слоя восстановленной шейки оси – механическое разрушение, связанное с нарушением целостности металла шейки оси.
Разрушение напыленного слоя восстановленной шейки оси
Основные причины возникновения
Нарушение технологии восстановления шеек осей
Способ выявления и характерные признаки
Визуальный осмотр и остукивание оправкой или медным молотком. Дефектоскопирование.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
711
- Излом колеса по трещине у ступицы
712
- Излом колеса по трещине у обода
713
- Излом обода колеса в окружном направлении
Излом колеса по трещине у ступицы – разрушение колеса в результате развития трещины в диске около ступицы.
Излом колеса по трещине у ступицы
Основные причины возникновения
Усталость колеса под действием циклических нагрузок, наличие концентраторов напряжений в виде поверхностных или внутренних дефектов в диске.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом колеса по трещине у обода - разрушение колеса в результате развития трещины в диске около обода.
Излом колеса по трещине у обода
Основные причины возникновения
Развитие усталостной трещины из-за предельного накопления усталостных повреждений в диске. Возникновению трещины способствуют:
- тонкий обод;
- перегрузки колесной пары из-за наличия недопустимых дефектов на поверхности катания колес;
- некачественная поверхность диска;
- наличие внутренних дефектов металла в приободной зоне диска.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом обода колеса в окружном направлении - полный или частичный откол части обода в результате развития внутренней кольцевой трещины в окружном направлении обода колеса.
Излом обода колеса в окружном направлении
Основные причины возникновения
Развитие трещины в окружном (продольном) направлении, причиной образования которой могут быть эксплуатационные повреждения или металлургические дефекты в ободе колеса.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Дефект характерен для колес с тонким ободом и с круговым наплывом металла на фаску.
Способ устранения неисправности
Колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
721
- Излом оси из-за развития трещины в шейке
722
- Излом оси из-за развития трещины в предподступичной части
723
- Излом оси из-за развития трещины в подступичной части
724
- Излом оси из-за развития трещины в средней части
725
- Излом шейки оси из-за перегрева буксового узла
Излом оси из-за развития трещины в шейке – разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Излом оси из-за развития трещины в шейке
Основные причины возникновения
Усталость оси под действием циклических нагрузок, наличие концентраторов напряжений металлургического и эксплуатационного характера.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом оси из-за развития трещины в предподступичной части - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Основные причины возникновения
Усталость оси под действием циклических нагрузок, наличие концентрато-ров напряжений металлургического и эксплуатационного характера.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом оси из-за развития трещины в подступичной части - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Основные причины возникновения
Усталость оси под действием циклических нагрузок, наличие концентраторов напряжений металлургического и эксплуатационного характера.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом оси из-за развития трещины в средней части - разрушение оси под действием циклических нагрузок.
Излом оси из-за развития трещины в средней части
Основные причины возникновения
Усталость оси под действием циклических нагрузок, наличие концентраторов напряжений металлургического и эксплуатационного характера.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Излом шейки оси из-за перегрева буксового узла - разрушение оси вследствие заклинивания подшипников буксового узла.
Излом шейки оси из-за разрушения буксового узла
Основные причины возникновения
Разрушение буксовых подшипников и сдвиг буксы, приводящие к заклиниванию подшипников и их нагреву.
Способ выявления и характерные признаки
Внешний осмотр.
Способ устранения неисправности
Ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
811 - Ширина обода колеса менее допустимой величины
Ширина обода колеса менее допустимой величины – изменение ширины обода в процессе ремонта и эксплуатации.
Ширина обода колеса менее допустимой величины
Основные причины возникновения
Результат многократной обточки внутренней поверхности обода колеса и воздействия горочных замедлителей.
Способ выявления и характерные признаки
Визуальный осмотр и измерение.
Способ устранения неисправности
При ширине обода менее 126 мм колесо бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
821 - Маломерность оси по диаметрам шейки, предподступичной, подступичной и средней частей
822
- Нарушение геометрических параметров резьбовых отверстий М20 в осях РУ1Ш
Маломерность оси по диаметрам шейки, предподступичной, подступичной и средней частей – уменьшение геометрических размеров частей оси вследствие механической обработки.
Маломерность оси по диаметрам шейки (Dш),
предподступичной (Dппч),
подступичной (Dпч) и средней (Dсч) частей
Основные причины возникновения
Механическая обработки оси колесной пары.
Способ выявления и характерные признаки
Измерение геометрических параметров оси.
Способ устранения неисправности
При диаметрах менее допустимых размеров:
- шейка оси подлежит восстановлению или бракуется;
- предподступичная, подступичная и средняя части оси - ось бракуется.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Нарушение геометрических параметров резьбовых отверстий М20 в осях РУ1Ш – нарушение технологии изготовления оси.
Глубина резьбового отверстия М20 более допустимых значений
Смещение резьбового отверстия М20
(угол между осями отверстий менее
или более 90°)
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления оси, выражающееся в:
- выполнении глубины отверстия М20 более допускаемых размеров;
- смещение отверстия М20 (угол между осями отверстий менее или более 90°)
Способ выявления и характерные признаки
Измерение глубины отверстий и их смещения.
Способ устранения неисправности
Допускаются к эксплуатации оси с глубиной засверловки отверстий под резьбу М20 до 90 мм
При глубине засверловки отверстия более 90 мм – ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
Смещение отверстий М20 не допускается - ось бракуется, колесная пара подлежит расформированию.
Расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободов колес не соответствует допустимым размерам – нарушение размера вследствие механической обработки внутренних боковых поверхностей ободов колес.
Расстояние между внутренними боковыми поверхностями ободов колес
не соответствует допустимым размерам (измерение штангеном РВП)
Основные причины возникновения
Механическая обработка внутренних боковых поверхностей ободов колес.
Способ выявления и характерные признаки
Измерение расстояний между боковыми поверхностями ободов колес у свободных от нагрузки колесных пар в четырех точках, расположенных в двух взаимноперпендикулярных плоскостях.
Способы устранения неисправности
При расстоянии между внутренними боковыми поверхностями ободов колес менее допустимого – производится обточка внутренних боковых поверхностей ободов колес.
При расстоянии между внутренними боковыми поверхностями ободов колес более допустимого колесная пара подлежит расформированию.
911 - Овальность и отклонение от концентричности по кругу катания колес более допустимых размеров
Овальность и отклонение от концентричности по кругу катания колес более допустимых размеров – изменение геометрических параметров колес.
Основные причины возникновения
Неравномерный износ по кругу катания колес и нарушение технологии ремонта.
Способ выявления и характерные признаки
Овальность определяется полуразностью между наибольшим и наименьшим диаметрами колес, измеренными в двух взаимно-перпендикулярных направлениях.
Отклонение от концентричности определяется разностью наибольшего и наименьшего из радиальных зазоров в одной плоскости при измерении от поверхности шейки или подступичной части оси до наружной поверхности обода колеса в плоскости круга катания.
Способы устранения неисправности
При превышении допустимых размеров колесная пара подлежит обточке на колесотокарном станке.
Овальность шейки и предподступичной части оси более допустимых размеров – нарушение геометрии частей оси.
d1 ≠ d2
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления и ремонта.
Способ выявления и характерные признаки
Овальность шейки и предподступичной части оси определяется разностью ее диаметров, измеренных в одном поперечном сечении в двух взаимноперпендикулярных плоскостях.
Способы устранения неисправности
При превышении допустимых размеров допускается шлифовка шлифовальной бумагой зернистостью 6 и менее с минеральным
маслом.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
Конусообразность шейки оси более допустимых размеров - нарушение геометрии шейки оси.
d1 ≠ d2
Основные причины возникновения
Нарушение технологии изготовления и ремонта.
Способ выявления и характерные признаки
Конусообразность шейки оси определяется разностью ее диаметров по концам цилиндрических поверхностей, измеренных в одном поперечном сечении в двух взаимноперпендикулярных плоскостях.
Способы устранения неисправности
При превышении допустимых размеров допускается шлифовка шлифовальной бумагой зернистостью 6 и менее с минеральным маслом.
Разность расстояний между внутренними боковыми поверхностями ободов колес более допустимых размеров - нарушение геометрии колесной пары.
Измерение разности расстояний между внутренними боковыми
поверхностями ободов колес штангеном РВП
Основные причины возникновения
Некачественная расточка отверстий ступиц колес, несоблюдение допусков посадки колес на ось при формировании колесной пары, изгиб оси, деформация колес.
Способ выявления и характерные признаки
Измерение расстояний между внутренними боковыми поверхностями ободов колес у свободных от нагрузки колесных пар в четырех точках, расположенных в двух взаимно перпендикулярных плоскостях.
Вычисление разности замеров и сравнение ее с допускаемой.
Способы устранения неисправности
При превышении допускаемых размеров производят обточку внутренних боковых поверхностей ободов колес.
При наличии хотя бы в одной из плоскостей измерения расстояния между внутренними боковыми поверхностями ободов колес более допустимого колесная пара подлежит расформированию.
В случае деформации оси или колес – колесная пара бракуется.
Разность диаметров колес в колесной паре более допустимых размеров - нарушение геометрии колес.
Измерение диаметров колес прибором МАИК
Измерение диаметров колес скобой ДК
Основные причины возникновенияния
Нарушение технологии ремонта и формирования колесных пар.
Способ выявления и характерные признаки
Измерение диаметров колес. Вычисление разности замеров и сравнение ее с допустимым размером.
Способы устранения неисправности
При превышении допустимых размеров колесная пара подлежит обточке на колесотокарном станке.
ОГЛАВЛЕНИЕ | КОДЫ НЕИСПРАВНОСТЕЙ | 1.1 | 1.2 | 2.1 | 2.2 | 3.1 | 3.2 | 3.3 | 4.1 | 4.2 | 5.1 | 5.2 | 6.1 | 6.2 | 7.1 | 7.2 | 8.1 | 8.2 | 8.3 | 9.1 | 9.2 | 9.3
|
|
|
Классификатор неисправностей вагонных колесных пар и их элементов 1.20.001-2007
Утверждено 07.12.2007г. Вице-президентом АО «РЖД» В.А. Гапановичем