Статьи
технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Зарубежные неправительственные некоммерческие
и религиозные организации в России
Часть 2. Глава 2.3
Российский
институт стратегических исследований

О.В. Петровская, В.Н. Филянова
Зарубежные неправительственные некоммерческие
и религиозные организации в России
ЧАСТЬ 2.
ЗАРУБЕЖНЫЕ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ
2.3.
Восточные культы
2.3.1. Необуддистские организации
2.3.2. Неоиндуистские организации
Важной особенностью традиционного индуизма является отсутствие организационного и теологического единства. На протяжении всей своей истории
эта религия существовала как совокупность множества относительно самостоятельных религиозных течений, богословских школ, доктрин и культур, но при
этом была преимущественно национальной, индийской.
Однако во второй половине XIX в. начался процесс реформирования индуизма и распространения его трансформированного варианта за пределы Индии.
Представители самых разных течений становились миссионерами, что прежде
было абсолютно нехарактерно для этой религии. Этот процесс усилился после
обретения Индией государственной независимости в 1947 г. Выход страны на
мировую арену во второй половине ХХ в. создал предпосылки для появления
многочисленных неоиндуистских международных организаций.
Специфика вероучения различных форм неоиндуизма состоит в том, что
их последователи разделяют учение о карме30 и придерживаются принципа
ахисма – неприченения вреда живому. Неоиндуисты не приемлют кастового
деления общества, отрицают важность национальных различий. Последователи
новых учений в индуизме утверждают принцип социального служения, который
нехарактерен для традиционалистов, считающих страдания следствием "испорченной" в предыдущие воплощения кармы. Неоиндуисты не акцентируют внимания на чудесах (как в йоге), они отрицают многобожие и политеистичность
традиционного индуизма и толкуют священные тексты с позиций монотеизма
(Гаудия-вайшнавизм, Миссия Рамакришны и др.). Они персонифицируют Бога
(кришнаиты), который в традиционном индуизме неличностен и непознаваем.
Отрицая многобожие, неоиндуисты утверждают, что все боги традиционного
индуизма − лишь формы проявления одного Абсолютного бога (у кришнаитов – Кришны). Утверждают приоритет личностных отношений любви и преданности между Богом и верующим (бхакти).
Всё это объясняет активное проникновение неоиндуизма в традиционно
христианские страны и большую его популярность по сравнению с теми направлениями индуизма, в которых
акцент делается на мистической практике
или йогических упражнениях.
30 В широком смысле карма – это сумма совершаемых всяким живым существом поступков
и их последствий, которые определяют характер его нового рождения, т.е. судьбу.
Общество Рамакришны – Центр веданты31
(Ramakrishna Society Vedanta
Centre),
Индия.
Эта религиозная организация является одним из отделений организации
"Монастырь Рамакришны", принадлежащей к Ордену Рамакришны.
Орден Рамакришны – неоиндуистская религиозная, просветительская и
благотворительная организация, основанная в 1897 г. Свами Вивеканандой
(1863−1902) – учеником религиозного деятеля и мыслителя Гададхара Чаттопадхьяи Рамакришны (1836−1886). Орден имеет два основных подразделения:
"Монастырь Рамакришны" и "Миссия Рамакришны". Их штаб-квартиры расположены в Западной Бенгалии (Индия) близ Калькутты, в местечке под названием Белур.
Орден Рамакришны имеет 163 центра по всему миру:
123 в Индии,
13
в США,
11 в Бангладеш,
по 1 в Аргентине, Австралии, Бразилии, Канаде,
Фиджи, Франции, Германии, Японии, Малайзии, Маврикии, Нидерландах,
России, Сингапуре, Шри-Ланке, Швейцарии и Великобритании.
Некоторые из
этих центров имеют собственные филиалы (всего 33). Ещё около тысячи самостоятельных центров основаны последователями Шри Рамакришны и Свами
Вивекананды. В США отделение Ордена Рамакришны действует с конца 90-х гг.
XIX в., в Англии и Франции – с середины ХХ в.
"Миссия Рамакришны" занимается в Индии гуманитарной и просветительской работой – финансирует учебные заведения разного уровня, госпитали и
клиники, издаёт литературу на всех языках народов этой страны, а также на
английском.
В своей деятельности Орден Рамакришны (в том числе и его отделение
в Москве) опирается на Веды и положения веданты (в переводе − "конец Вед", т.е. заключительный этап ведического периода, представленный
в Упанишадах32). В широком смысле слова веданта – это совокупность религиозно-философских школ, разрабатывавших учение о брахмане33 и атмане34,
о тождестве Абсолюта (брахмана) с познающим его субъектом – индивидуальной душой (атманом), достижение которого в процессе познания Абсолюта ведёт к освобождению души из мира иллюзии. Веданта основана на признании
высшего авторитета Вед, всё содержание которых рассматривается как откровение и источник истинного знания.
Само учение Рамакришны претендует на то, чтобы, с одной стороны, преодолеть массу противоречий индуизма, а с другой − поднять его до уровня универсальной мировой религии.
В религиозной организации почитаются три учителя: Гададхар Чаттопадхьяя Рамакришна, его духовная жена − Святая Матерь Сарада Деви и Свами
Вивекананда − один из учеников, получивший мировую известность.
Гададхар Чаттопадхьяя Рамакришна был провозглашён своими последователями инкарнацией (воплощением) Бога. В основе его учения лежит системный подход к явлениям духовного мира, который предполагает поэтапное
постижение истины, причём каждый этап духовного опыта, согласно его учению, одинаково верно отражает Высшее начало. Например, почитание местного сельского божества и вера в безличный Абсолют ведут к познанию единой
Высшей реальности, но выражают её в разных системах координат. По мнению
Рамакришны, Бог – это Абсолют, который не имеет качеств (в том числе и личностных) или формы, однако проявляется в мире в бесконечных формах, включая и личностные, которые следует принимать и почитать как проявления Бога.
31 Веданта – наиболее влиятельное направление индийской религиозно-философской мысли, одна из шести ортодоксальных систем. Три канонических источника − основания веданты:
Упанишады, "Бхагавадгита" и "Брахма-сутры".
32 Собрание индийских прозаических и стихотворных религиозно-философских трактатов.
33 Брахман – категория индийской религиозной философии, главным образом веданты, обозначающая безличный абсолют, лежащий в основе всех вещей.
34 Атман (душа, дух) − термин религиозной индийской философии, обозначающий мировой
Рамакришна признавал, что все религии истинны и при всех внешних отличиях ведут человека к познанию одной и той же Высшей реальности. Он освоил
дух, вечную, неизменную духовную сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование (синоним брахмана).
различные виды религиозной практики и мистические учения Индии. В зрелые годы знакомился с некоторыми аспектами ислама и христианства. Учение
Рамакришны способствовало систематизации индуизма, примирению противоречий некоторых положений его вероучения и культовой системы.
Орден Рамакришны заявляет, что ставит своей целью воспитание религиозной терпимости и толерантности, сохранение и укрепление межрелигиозного
мира. Так, например, в Индии в каждом из центров "Миссии Рамакришны" ежегодно проходит собрание, на котором выступают духовные лидеры всех основных религий страны: ислама, сикхизма, буддизма и христианства.
По утверждению российских адептов учения, проникновение представлений веданты на территорию России началось ещё в древнейшие времена, поскольку древнерусские обряды и орнаменты, поверья, языческие традиции и
праздники хранят следы родственных верований. Однако первое в России религиозное объединение − "Общество Рамакришны" − было зарегистрировано
в Ленинграде 26 июля 1991 г. В Россию был направлен монах Ордена Свами
Джъетирупананда, который собрал в Москве и Санкт-Петербурге круг людей, стремившихся следовать духовным заветам Шри Рамакришны и Свами
Вивекананды.
В Москве в качестве российского отделения Ордена Рамакришны в 1993 г.
было создано и в 1995 г. зарегистрировано братское "Общество Рамакришны –
Центр веданты" (прошло перерегистрацию 28 июня 2000 г.). Президентом его
стал Свами Джъетирупананда.
Основными целями этих организаций, основанных на принципах практической веданты, являются:
− распространение идей потенциальной божественности каждого живого
существа и методы её проявления через каждое действие и мысль;
− распространение идеи о гармонии религий, основанной на духовном опыте Шри Рамакришны, который полагал, что все религии приводят к осознанию
одной и той же Реальности, известной под разными именами (Миссия почитает и глубоко уважает основателей мировых религий – Будду, Иисуса Христа и
Мухаммеда);
− отношение к любой деятельности как к форме поклонения, служение
человеку как Богу;
− стремление облегчить человеческие страдания, делая доступным образование и медицинское обслуживание, особенно для сельского населения;
− работа на благо всего человечества, особенно для повышения общего благосостояния бедных и угнетённых;
− развитие гармоничной личности путём соединения джняна (знание),
бхакти (равенство людей перед Богом) с практиками раджа- и карма-йоги.
Организация ведёт религиозную, культурно-просветительскую и издательскую работу. Российское объединение поддерживает связи со штаб-квартирой
в Индии, сестринскими организациями в Великобритании, США, Швейцарии,
Исландии и Германии.
Общество Рамакришны активно участвовало в проведении 20-дневного
фестиваля "Дни Индии в Санкт-Петербурге" (1994 г.), его члены неоднократно помогали Генеральному консульству Индии в Санкт-Петербурге готовить
культурные программы и конкурсы ко Дню независимости. Общество осуществляет обширную издательскую деятельность, уделяя внимание новым переводам в основном никогда не издававшихся в России книг (Шри Рамакришны,
Вивекананды, Шри Шанкарачарьи, пуран35 и сутр36) в серии "Духовное наследие Индии".
"Общество Рамакришны – Центр веданты в Москве" проводит еженедельные чтения отрывков из канонических книг ("Провозвестие Рамакришны",
"Биография Рамакришны" и "Провозвестие Святой Матери") и их обсуждение.
Отмечаются религиозные праздники, прежде всего посвящённые святым, почитаемым Орденом Рамакришны. Общее число прихожан – около 100 человек.
Президент Общества – Свами Джъетирупананда (1932 г. рожд.) вступил
в Орден Рамакришны в 1955 г., а в 1968 г. стал монахом. Его духовный учитель,
Свами Шанкарананда, был учеником Свами Брахмананды, первого президента
Ордена Рамакришны и ученика самого Рамакришны.
35 Пураны – тексты древнеиндийской литературы, в основном писания послеведического периода, которые содержат историю вселенной от её сотворения до разрушения, происхождение
царей, героев и девов, а также основы индуистской философии.
36 Сутра – в древнеиндийской литературе лаконичное и отрывочное высказывание, позднее − своды таких высказываний. В сутрах излагались различные отрасли знания и почти все
религиозно-философские учения Древней Индии.
Адрес штаб-квартиры в Индии
Ramakrishna Math & Ramakrishna Mission
P.O. Belur Math-711202, Dist Howrah, West
Bengal
Tel.: +91-33- 2654-1144; 33- 2654-1180;
33-2654-5391; 33-2654-8494
Fax:+91-33-2654-4346
Websites: www.belurmath.org, www.rkmhq.org
Адрес в России
125362, г. Москва, ул. Большая
Набережная, д. 11, кор. 3, офис 16
Тел.:+7 (499) 740-82-69
Эл. адрес: rkmmoscow@gmail.com
Интернет-сайт: www.rkm-vedanta.ru
2.3.2.1.
- Кришнаизм
Оформление кришнаизма в современном виде стало следствием реформ
в области индуистского богословия в XIX–XX вв., которые продолжили реформы основоположника кришнаизма Чайтаньи Махабпрабху (1486–1534), начатые ещё в ХV в.
Традиционная доктрина кришнаитов зародилась на основе вайшнавиз-
ма − веры в Вишну как верховного Бога, однажды проявившего себя в образе
Кришны. Чайтанья Махабпрабху, напротив, стал учить, что именно Кришна
был главным богом, проявившимся однажды в образе Вишну. Чайтанья также
не нашёл в Ведах упоминания о кастах и том, что индуизм − религия национальная.
Движение, основанное на учении Чайтаньи Махабпрабху, получило название гаудия-вайшнавизм37 (среди европейцев более известно как кришнаизм). Его
возрождение началось в XIX в. в связи с деятельностью Бхактивинода Тхакура
(1873–1937). Его сын Бхактисиддханта Сарасвати Госвами в 1918 г. создал
в Индии движение "Гаудия Матх" с целью распространения гаудия-вайшнавизма по всему миру. Оно и стало материнским для многих современных кришнаитских организаций.
37 Вайшнав – "поклоняющийся Вишну (Кришне)", Гаудия – старое название Бенгалии, где
проповедовал Чайтанья, таким образом гаудия-вайшнавизм буквально переводится как "бенгальский вайшнавизм".
В 1920-е гг. монахи "Гаудия Матх" были посланы в Великобританию,
Германию и другие страны. Один из учеников Бхактисиддханты Сарасвати,
Абхай Чарананда, в 1965 г. создал в Нью-Йорке всемирное миссионерское
движение гаудия-вайшнавов − Международное общество сознания Кришны.
Он перевёл на английский язык священные книги гаудия-вайшнавизма "Бхагават-гита", "Шримад Бхагаватам", "Чайтанья Чаритамриту", "Нектар преданности", "Шри Ишопанишад" и др. Сегодня они распространяются более чем на
100 языках мира, включая языки народов России.
Другие ученики Бхактисиддханты Сарасвати создали свои международные кришнаитские организации: "Шри Чайтанья Сарасвати", "Шри Гопинатх
Гаудия Матх", "Шри Чайтанья Гаудия Матх", "Шри Бхактиведанта Гаудия
Матх". Позднее появилась самостоятельная организация Шрилы Прабхупады – "Миссия Чайтаньи".
Все адепты этих учений являются поклонниками Кришны и последователями Чайтаньи, используют одни и те же священные книги и схожую культовую
практику, однако расходятся в некоторых вопросах богословия.
Международное общество сознания Кришны − МОСК
(International
Society for Krishna Consciousness − ISKCON),
США.
Минюстом РФ зарегистрировано не менее 70 региональных организаций МОСК. Общество возводит свою традицию к Ведам. Его члены известны как
"кришнаиты", но сами называют себя вайшнавами (последователями бога
Вишну).
МОСК было основано в 1965 г. в США индусом Абхаем Чаранандой (1896–
1977), принявшим духовное имя – Бхактиведанта Свами Прабхупада, для проповеди по всему миру санатаны дхармы − Вечной священной истины. Общество
сознания Кришны быстро завоевало популярность среди молодёжи, преимущественно бывших хиппи, и получило широкое распространение в США и странах
Европы.
Для МОСК характерен культ гуру (учителя) – т.е. самого Прабхупады.
Главной священной книгой кришнаитов является "Бхагавад-гита как она
есть", к ней примыкает многотомное издание священных преданий "Шримад
Бхагаватам". Основным видом духовной практики является коллективное пение мантры "Хааре Кришна".
Членам МОСК предписывается быть строгими вегетарианцами, не употреблять алкоголь и наркотики, запрещаются азартные игры и внебрачные связи.
Особое внимание уделяется жертвенной пище – прасаду, практикуется её ритуальная раздача приглашённым в храм или просто окружающим.
Члены организации обязаны всеми возможными путями приносить ей доход. В настоящее время эта всемирная конфедерация кришнаитов располагает сотнями храмов и сельскохозяйственными коммунами. Широкое развитие
получила издательская деятельность: канонические произведения кришнаитов опубликованы более чем на 40 языках, выпускается международный журнал "Обратно к Богу". По данным МОСК на 2004 г., всего в Обществе состояло
106 официально зарегистрированных центров и около 100 тыс. последователей.
В Индии секта располагает крупными и популярными храмовыми комплексами в Дели, Калькутте, Мумбаи, Бангалоре, Ахмедабаде, Тирупати, Вриндаване
и Маяпуре.
Первые кришнаиты появились в СССР в 1971 г. после визита Прабхупады.
В 1988 г. общины были официально зарегистрированы. В настоящее времяв России действуют сотни организаций МОСК, наиболее крупные −
в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Перми, Владивостоке, Ростове-на-Дону, Ново-сибирске, Нижнем Новгороде, Краснодаре и Самаре.
Храм кришнаитов, находившийся в 90-е гг. в районе станции метро "Беговая", в настоящее время снесён; новое здание – на Ленинградском проспекте
в районе станции метро "Динамо". Действуют издательский центр (московский
филиал "Бхактиведанта Бук Траст"), филиал Института бхактиведанты, осуществляющий в основном переводы канонической литературы, а также радиостанция "Кришна-лока". Общество сознания Кришны издаёт в России газеты
"Золотой век" и "Вайшнавские ведомости", журналы "Гауранга", "Веды" и
"Вайшнавизм: открытый форум". За последние несколько лет было зарегистрировано несколько гурукул – школ для детей.
Главная благотворительная программа Движения – "Харе Кришна – Пища
жизни" − действует практически во всех странах мира и в большинстве городов
России и СНГ. Её цель – раздача ритуальной пищи. Особенно активно такие
акции осуществляются в зонах военных конфликтов и стихийных бедствий.
Среди других направлений благотворительной деятельности МОСК в Рос-
сии – программа работы с заключёнными в местах лишения свободы ("Дайте
этим людям шанс"), а также программа реабилитации наркоманов ("Возвращение к жизни").
МОСК, признанная во многих странах сектой, ставит и политические
цели. Именно её члены являются активным ядром экстремистского индийского
религиозно-националистического (коммуналистского) движения "Вишва Хинду Паришад". В одном из документов МОСК − "Манифесте Варнашрамы",
говорится о грядущем обществе "победившего кришнаизма" как об обществе
кастовом, разделённом на сверхчеловеков-кришнаитов и рабов-шудр, удел
которых − тяжёлый и беспросветный труд.
Зачастую индийское общество, руководство Индии и представители индийских деловых кругов воспринимают нападки на МОСК как недружественные шаги в отношении культуры и религии их страны. Так, в 1997 г. в СМИ
появилось открытое письмо 12 крупнейших индийских предпринимателей
премьер-министру Индии, в котором они заявляли, что перспективы торговоэкономического сотрудничества с Россией зависят от обеспечения прав на свободу религии для последователей МОСК.
Адрес в Индии
Sri Sri Radha Madhava temple complex
Mayapur, West Bengal, India
Tel.: +91-3472-245484; 3472 245264
Websites: www.mayapur.com ,
www.news.iskcon.com
Адрес в РФ
125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, вл. 39
Тел.: +7 (495) 739-43-77
Интернет-сайт: www.krishna.ru
Международная духовно-просветительская миссия Шри Чайтанья
Сарасвати − ШЧС
(Sri Chaitanya Saraswat Math),
Индия.
Учение и практика Миссии не слишком отличаются от принятых в МОСК.
Организация была основана в 1941 г. в Западной Бенгалии (Индия) Шрилой
Шридхаром Госвами, который, как и Бхактиведанта Свами Прабхупада, был
учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати.
Центры и общины членов Миссии действуют в Великобритании, Ирландии,
Италии, Германии, Южно-Африканской Республике, Венесуэле, Мексике и
Малайзии, а также в США (где основаны два монастыря − в Нью-Йорке и Сан-Франциско) и в некоторых других странах.
В Россию культ был импортирован из США его приверженцами − русскими
эмигрантами. С 1996 г. Шрила Шридхар Госвами ежегодно приезжает в Россию
для проведения миссионерских программ.
Основные общины действуют в Москве и Санкт-Петербурге (в Лахте имеется храм). Есть группы вайшнавов Миссии и в ряде других городов России и
Украины: Красноярске, Новосибирске, Томске, Норильске, Хабаровске, Пензе,
Ижевске, Ярославле, Великом Новгороде, Тольятти, Смоленске, Киеве, Одессе,
Запорожье.
ШЧС старается не регистрировать свои общины в России, но в Москве и
Санкт-Петербурге им удаётся проводить летние праздничные шествия (харинамы) с пением и танцами.
Общая численность членов общин ШЧС в России и СНГ – около 600 человек.
В Москве они поддерживают работу вегетарианского ресторана "Джаганнат"
(ул. Кузнецкий мост, 11). Миссия также осуществляет перевод и распространение трудов своих наставников.
Лидером движения в России является Георгий Аистов (Шрипад Бхакти
Бимал Авадхут). Переводческую деятельность координирует русский монахкришнаит Александр Дрогилев (Шрипад Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж).
Контакты в Индии
Sri Chaitanya Saraswat Math Road,
Kolerganj, Post Office: Nabadwip, District:
Nadia, West Bengal, Pin 741302, India
Tel.: +91-03472-240086; 03472-240752
Website: www.scsmath.com
Адреса в РФ
107031, г. Москва, Большой Кисельный пер.,
д. 7 стр. 2
Тел.: +7 (495) 628-88-55
Факс: (495) 628-74-04
Интернет-сайты: www.scsmath.com,
www.harekrishna.ru,
www.bhaktiyoga.ru
194021, г. Санкт-Петербург, пр-т Мориса Тореза,
д. 24, кв. 132
197229, Ленинградская обл., пос. Лахта,
ул. Морская, д. 15 (храм)
Тел.:+7 (812) 715-17-88; 498-25-55
Шри Бхактиведанта Гаудия Матх − ШБГМ,
Индия.
Эта вайшнавская организация действует в России с 1999 г. Она является частью религиозной организации "Гаудия Веданта Самити", основанной
в Калькутте (Индия) в апреле 1940 г. учеником Шрилы Бхактисиддханты
Сарасвати Госвами – Шри Шримадом Бхактипрагьяном Кешавой Госвами.
Последователи ШБГМ в России являются учениками Бхактиведанты
Нараяны Махараджа. Основные центры в России и СНГ: Москва, Санкт-Петербург, Пермь, Екатеринбург, Астрахань, Уфа, Брянск, Красноярск, Сочи,
Минск, Одесса, Ташкент. Общее число последователей в России и СНГ – около
700 человек. ШБГМ издаёт интернет-бюллетень "Слуга слуги", а также ежегодный сборник лекций и статей "Шри Враджа-према".
По мере развития общин планируется создавать проповеднические центры.
ШБГМ ведёт активную издательскую деятельность, в основном это переводы
лекций и книг Бхактиведанты Нараяны Махараджа.
Основными формами миссионерской работы являются богослужения, совместное изучение священных писаний гаудия-вайшнавов, распространение
книг, проведение шествий на улицах с пением мантры и публичных лекций.
Последователи ШБГМ регулярно совершают паломничества по святым местам
в Индии, а также принимают в России своего духовного учителя и проповедников "Гаудия Веданта Самити" из Индии и других стран.
Адрес в РФ
105318, г. Москва, ул. Мироновская, д. 9, кв. 110
Интернет-сайт: www.gaudiya-ru.org
Шри Гопинатх Гаудия Матх − ШГГМ,
Индия.
Организация вайшнавов, основанная в 1988 г. в Индии Шри Шримад Бхакти
Прамод Пури Махараджем, учеником Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати
Махараджа. Время начала деятельности ШГГМ в России – 1994 г. В 1998 г.
в Москве был создан ашрам (духовная коммуна, монастырь) "Шри Винода
Ванисевабхаван".
Организация действует в тесном контакте с организацией "Шри Чайтанья
Гаудия Матх". Члены ШЧГМ и ШГГМ вместе проводят духовные праздники, лекции по изучению священных писаний гаудия-вайшнавов, совместные
богослужения. Последователи этого учения есть в Москве, Одессе, Барнауле,
Минске и Тюмени. Их численность в России и СНГ не превышает 200 человек.
Основные формы духовной практики − регулярные богослужения, уличные шествия с пением мантры, глубокое изучение священных писаний гаудиявайшнавов.
Члены ШЧГМ и ШГГМ осуществляют проект по сохранению и переводу
на русский язык гаудия-вашнавского наследия. В частности, собирается архив
книг, публикаций и лекций Бхактисиддханты Сарасвати и его учеников.
Адрес в Индии
Sri Radha Gopinath Gaudiya Matha aka
Gopinah Bhavan
India: U.P. Vrindavan, Ranapata Ghat, 281121
Tel.: + 91-0-565-244-33-59
Контакты в РФ
Тел.:+7 (495) 567-06-62
Эл. адрес: saragrahi@mail.ru
Миссия Чайтаньи, или Институт знаний о тождественности / об истинном "Я"
(The Identity Institute),
США.
Культ неоиндуистской ориентации, учение которого представляет собой
синкретическую доктрину, возникшую на основе учения Чайтаньи Марапрахбу – бенгальского мистика и реформатора вайшнавизма XV в. Организация
признана сектой, родственной Обществу сознания Кришны, члены которого
также порой называют себя "движением Господа Чайтаньи".
Она основана американцем Сиддхасварупанандой Парамахамсом (Крис
Батлер, род. в 1948 г.), который в молодости увлёкся индийской философией
и стал учеником Бхактиведанты Свами Прабхупады − основателя Общества
сознания Кришны. Однако после смерти своего учителя Батлер разошёлся
с кришнаитами и в 1980-х гг. на Гавайях основал собственное движение под
названием "Миссия Чайтаньи", провозгласив себя джагад-гуру (учителем всего мира).
В настоящее время центры и общины "Миссии Чайтаньи" действуют на
Гавайских островах, в Калифорнии, Аризоне, Нью-Джерси, Орегоне, Вашингтоне и других штатах США, а также в Канаде, Австралии, Новой Зеландии и
на Филиппинах. Сравнительно немногочисленные миссии есть в Великобритании, Швейцарии, Чехии, Норвегии и Германии. Активный и многочисленный центр Миссии действует в Польше, откуда первые миссионеры прибыли
в Россию и Украину.
"Миссия Чайтаньи" является ответвлением Общества сознания Кришны,
поэтому её доктрина во многом дублирует учение МОСК и представляет собой
упрощённое изложение учения Свами Прабхупады. Авторитетными источниками признаются переводы и комментарии древних и средневековых индуистских
священных текстов, выполненные Шрилой Прабхупадой: "Бхагавад-гита как
она есть", "Шримад-Бхагаватам", "Шри Ишопанишад", "Чайтанья Чаритамрита"
(рассказ о Чайтанье Махапрабху, родоначальнике учения), а также произведения самого Криса Батлера и некоторых других авторов вайшнавской традиции.
Основные приёмы проповеди также схожи с кришнаитскими. Задача сектантов – преподнести европейцам своё учение в максимально адаптированном
к их мировоззрению виде. Ведическая литература цитируется лишь фрагментами, самые тёмные и экзотические моменты восточного культа намеренно
сглаживаются. Кришна в изображении сектантов – лишь прекрасный ребёнок,
удивительный настолько, насколько может быть только воплощённый бог.
О чёрном цвете его кожи, а также о том, что он называл себя "богом смерти,
даже не упоминается"38.
К. Батлер продолжил традиции синкретизма, провозгласив, что последователи разных религий поклоняются одному и тому же богу. Он называет свою
"Науку о тождественности" религией с большой буквы, самой сутью всех прочих религий. С её помощью можно якобы преодолеть религиозные конфликты и
разделения. К. Батлер утверждает: "Иисус – сын, а Кришна – отец. Иисус – сын
Кришны! Потому Иисуса и называют Христом, что Он был помазан Кришной…
Мы увидим, что Иисус не желает ничего другого и не учит ничему другому,
нежели Кришна!" Иными словами, чтобы стать настоящим христианином
нужно сделаться кришнаитом.
Кришнаизм Батлера по сравнению с "ортодоксальным кришнаизмом"
МОСК более вестернизирован: его ученики не бреют головы, не носят дхоти
(набедренная повязка) и сари, мантры распевают под гитару, а сам Батлер напоминает скорее американского телепроповедника, чем индуистского гуру.
Приспособление неоиндуизма к христианской цивилизации проявляется
в специфической ритуальной благотворительности: сопровождаемая проповедью бесплатная раздача жертвенной пищи, посвящённой Кришне, в детских домах, домах престарелых и центрах социального обслуживания Москвы, СанктПетербурга и Владивостока, а также бездомным детям на вокзалах. Члены секты помогают лицам, желающим избавиться от наркотической и алкогольной
зависимости.
38 Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера : cправ. /
Миссионерский отдел Московского Патриархата РПЦ. 3-е изд. Белгород, 2002. С. 312.
В России Миссия появилась в 1991 г. вместе с миссионерами из Польши,
зарегистрирована в 1993 г. в Москве. Общины существуют и в Санкт-Петербурге. С 1997 г. "Миссия Чайтаньи" действует также на Дальнем Востоке,
а с 2001 г. – в некоторых городах Поволжья и Юга России.
Последователей этого учения в России немного: в настоящее время есть
лишь 9 инициированных учеников, которые, как правило, руководят местными
общинами (насчитывается восемь религиозных групп). Каждый центр "Миссии
Чайтаньи" одновременно служит учебным заведением, куда на ежедневные бесплатные занятия и чтения священных писаний приглашаются все желающие.
Существует издательский центр, на русском языке опубликован ряд книг и брошюр, представляющих учение "Миссии Чайтаньи", издаётся журнал "Харибол
Новости".
Отделения Миссии в России связаны с Фондом науки об истинном "Я"
(Science of Identity Foundation), расположенным в США, и отделениями "Миссии
Чайтаньи" в Польше и других странах мира.
Адреса в США
P.O. Box 11039, Honolulu, Hawaii,
96828, USA
P.O. Box 37789, Honolulu, Hawaii,
96837-0789, USA
Websites: www.scienceofidentity.org,
www.jagadguruchrisbutler.org
Адреса в РФ
111396, г. Москва, ул. Алексея Дикого, д. 5, кор. 2, кв. 125
Эл. адрес: haribol@gol.ru
199397, г. Санкт-Петербург, ул. Кораблестроителей,
д. 39, кор. 1, кв. 542,
Небратенко А. Б.
Тел.: +7 (812) 311-12-09; 352-34-50
2.3.2.2.
- Другие неоиндуистские организации
2.3.3.
Синтоистская организация
Международное научное общество синто – МНОС
(International Shinto
Foundation – ISF, или Shinto Kokusai Gakkai − SKG),
Япония.
Зарегистрировано в РФ 21 июня 2007 г. (№ 224) как НПО. Московское представительство
открыто 14 июня 2001 г.
Международное научное общество синто – японская некоммерческая и
неправительственная организация (фонд), цель которой − привлечь интерес
международного научного сообщества к синтоизму48, главным духовным принципом которого является жизнь в согласии с природой и людьми.
Создатели общества стремятся преодолеть стереотип западных учёных,
полагающих, что синтоизм не представляет ценности для мировой культуры,
а также существующее в азиатском мире мнение, что именно синтоизм породил
японский военный милитаризм ХХ в. и обеспечил ему духовную поддержку.
Общество стремится, привлекая внимание к проблемам "синто и гуманизм",
"синто и природа" и др., приблизить мировое сообщество к пониманию японской культуры и Японии.
Деятельность по реализации целей Фонда широко представлена в Японии и за рубежом на разных уровнях: организация симпозиумов по синтоизму,
создание кафедр синтоизма в университетах и институтах, приглашение зарубежных учёных, а также формирование международной базы данных, публикация книг (в том числе словаря терминов синтоизма на английском языке) и др.
В правление Общества входят представители из США, Великобритании и
Азии (в том числе адепты новых религий). Фонд существует на пожертвования
частных лиц и организаций.
Имеются филиалы в Нью-Йорке (США), Лондоне
(Великобритания), Ханчжоу (Китай).
Адрес в Японии
Hirai 5-22-9, Edogawa-ku, Tokyo,
132-0035, Japan
Tel./Fax: +81-3-3610-3975
Website: www.shinto.org
Адрес в РФ
125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 11, офис 336
(Институт стран Азии и Африки)
Молодякова Э. В., представитель
48 Синто (в переводе с япон. – "путь богов") –
традиционная религия Японии, основанная на вере древних японцев в
божества и духи умерших.
<<< | ОГЛАВЛЕНИЕ |
>>>
Источники и литература
Алфавитный указатель организаций
Index of Organizations
Зарубежные неправительственные некоммерческие и религиозные организации в Россииии
|