Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Восточному полигону
особое внимание!


О.C. ВАЛИНСКИЙ,
заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги

Восточному полигону
особое внимание!

   В настоящее время Восточный полигон полностью обеспечен тяговыми ресурсами. Сегодня в его инвентарном парке находится более 2800 грузовых локомотивов в тяговых единицах (электровозов — 2016 ед., тепловозов — 818 ед.). Это на 151 ед., или 5,6 % больше, чем в прошлом году. Полностью переведены на серию «Ермак» парки грузовых электровозов Дальневосточной и Забайкальской дирекций тяги. Продолжается унификация парка электровозов приписки Восточно-Сибирской и Красноярской дирекций тяги.


Рисунок 1. Отказы технических средств, допущенных в 2019 года
в локомотивном комплексе на Восточном полигоне

   В текущем году на Восточный полигон запланирована поставка 339 новых локомотивов, или 52 % от общего объема закупки по сети ОАО «РЖД» (646 локомотивов). Будут поставлены следующие локомотивы:
   - 126 грузовых электровозов переменного тока (121 ед. серии ЗЭС5Кс поосным регулированием силы тяги, 5 ед. серии 4ЭС5К);
   - 40 грузовых тепловозов серии ЗТЭ25К2М;
   - 173 маневровых тепловоза.
   К концу 2020 г. предполагается, что на полигоне инвентарное наличие парка грузовых электровозов с увеличенным пробегом между ТО-2 (240 ч) составит 507 ед., в том числе 224 электровоза серии ЗЭС5К, оборудованных системой поосного регулирования силы тяги.
   Обновление локомотивного парка направлено на повышение надежности и эффективности перевозочного процесса. В 2020 г. Компанией установлено задание по снижению потерь поездо-часов от отказов технических средств всех категорий на 1 млн. поездо-км — не менее чем на 5 %.
   На рис. 1 представлены отказы локомотивов, допущенные в 2019 г. по сравнению с 2018 г. Так, в локомотивном комплексе на Восточном полигоне в 2019 г. достигнуто снижение отказов 1-й, 2-й категорий на 3,3% (4750/4914) и рост отказов 3-й категории на 24% (8135/6563).
   Допущенные отказы технических средств (ТС) являются одной из причин потерь поездо-часов. Их доля составляет на отдельных дорогах Восточного полигона от 7 % на Забайкальской до 21 % на Красноярской от всех потерь (рис. 2).


Рисунок 2. Доля потерь поездо-часов из-за отказов технических средств (ОТС)
в локомотивном комплексе от всех потерь поездо-часов на Восточном полигоне

   Каждый отказ ТС должен предметно разбираться на местах для выработки оперативных мер реагирования и организации основных обеспечивающих технологических процессов с учётом полученной в ходе разбора информации о причинах отказа. При этом важно сформировать систему объективного, корректного учета, когда будет исключена возможность неправильного отнесения задержек поездов к допущенному отказу и, как следствие, приводить к повышению эффективности технологического процесса.
   Говоря о техническом состоянии парка грузовых локомотивов, необходимо отметить, что за 12 мес. 2019 г. на Восточном полигоне количество неплановых ремонтов выросло на 1871 случай, или 6,7 % (при росте парка на 5,4 %). Общий простой снижен на 39 тыс. ч, или 2,4%.
   Количество неплановых ремонтов электровозов в 2019 г. составило более 16 тыс. случаев. По сравнению с 2018 г. произошел рост на 1509 случаев, или 10,3 %.

   Общий простой электровозов в 2019 г. на неплановом ремонте по отношению к аналогичному периоду 2018 г. возрос на 116,2 тыс. ч, или 24,1 % (с 482,1 до 598,3 тыс. ч).
   В тепловозной тяге количество неплановых ремонтов в прошлом году составило порядка 12 тыс. случаев. По сравнению с 2018 г. их количество возросло на 362, или 3,1 %.
   Общий простой тепловозов на неплановом ремонте в 2019 г. по отношению к аналогичному периоду 2018 г. снижен на 154,4 тыс. ч, или 13,5 % (с 1143,9 до 989,5 тыс. ч).
   При этом низкая техническая надежность локомотивов приводит к тому, что Дирекция тяги вынуждена дополнительно содержать в эксплуатируемом парке локомотивы с обеспечением дополнительных расходов. Вместе с тем, к решению данной задачи нужно подходить комплексно и принимать меры по повышению эффективности и снижению потерь.


Рисунок 3. Организация режима туда и отдыха локомотивных бригад на Восточном полигоне

   В настоящее время:
   - разработаны и реализуются мероприятия по повышению надежности локомотивов основных эксплуатируемых серий, учитывающие наиболее повторяющиеся неисправности, допускавшиеся в 2019 г.;
   - руководителям сервисных компаний поручено:
   - обеспечить в течение 2020 г. снижение количества неплановых ремонтов локомотивов и времени простоя в них не менее чем на 10 % к уровню 2019 г.;
   - разработать и представить на согласование в ОАО «РЖД» комплексную программу приведения общего процента неисправных локомотивов к заданному ОАО «РЖД» уровню (не более 19,05 %), предусмотрев в ней снижение времени реагирования локомотиворемонтных заводов на отказы локомотивов, прошедших заводские виды ремонта;
   Вместе с тем, несмотря на обновление парка локомотивов, результаты работы Восточного полигона указывают на значительные проблемы в организации управления. Так, в 2019 г. практически на всех дорогах Восточного полигона качественные показатели использования локомотивов снижены к установленному заданию.

   Допускаются случаи постановки локомотивов с недопробегом от ТО-2, тем самым не обеспечивается их эксплуатация на длинное плечо без отцепки.
   В то же время, за 2019 г. допущено более 48 тыс. случаев постановки грузовых локомотивов на ТО-2 с перепробегом от технического обслуживания в данном объеме, что говорит о нарушении технологии работы полигона.
   Неудовлетворительно складывается организация режима труда и отдыха локомотивных бригад. Общее количество непроизводительных потерь в 2019 г. составило более 17 млн ч, из них 6.4 млн ч, или 37 % составили потери на данном полигоне, что выше уровня 2018 г. на 24,5 % (рис. 3).
   Причина данных потерь — это невыполнение технологии в части увеличения смен локомотивных бригад на линии, которые увеличились на 10,2 %. Ожидаемый эффект от организации смены локомотивных бригад на предузловых станциях не только не принес должного результата, но и увеличил непроизводительные потери.
   В соответствии с технологией работы локомотивных бригад были утверждены предузловые станции. Однако значительное количество смен проводятся не на них, а на не предусмотренных технологией других станциях полигона, что усугубляет общее положение с режимом труда и отдыха бригад.
   В расчете численности локомотивных бригад, сделанном на основании установленных качественных показателей, на полигоне свыше расчета содержится 1755 человек. Дирекция тяги вынуждена содержать дополнительный контингент локомотивных бригад, не подтвержденный бюджетом, и командировать с других дорог более 620 человек (машинистов и помощников). В этом случае необходимо при формировании наряд-заказа использовать качественные показатели, которые отражают истинную картину, происходящую на Восточном полигоне.
   Также сохраняется негативная тенденция по расхождению показателя «участковая скорость» между данными отчетности ЦО-1 ВЦ и ДО-ЮВЦ. По итогам работы за 2019 г. разница между ЦО-1 ВЦ и ДО-ЮВЦ составляет от 2,1 до 4,2 км/ч. Так как при определении права по фонду оплаты труда Дирекции тяги используются данные о выполнении участковой скорости из статистической отчетности ДО-ЮВЦ, то данная ситуация привела к дефициту средств на оплату труда более 320 млн руб.
   Для повышения достоверности данных при формировании отчета о выполнении участковой скорости в 2019 г. была запущена опытная эксплуатация технологии формирования сообщений по данным спутниковой навигации на всей сети ОАО «РЖД» для всех локомотивов, оборудованных устройствами навигации и передачи данных. Они формируются на тестовом сервере АСОУП, отчет об их формировании реализован в АРМ ОНД. Размер картинки был изменен под размер экрана. Щелкните здесь, чтобы увидеть ее в полный размер. Исходный размер картинки 2262x1119.


Рисунок 4. Целевая можель управления Восточным полигоном

   Также для повышения достоверности данных о выполнении поездной работы на тестовом полигоне Северной и Красноярской дирекций тяги для выбранной группы локомотивов серий ВЛ80С, ВЛ80Р (20 ед.) запущена технология формирования электронного маршрута машиниста по данным сообщений, сформированным также на основе спутниковой навигации.
   Дополнительно, руководством ЦТ проанализированы недостатки сформированной системы управления. Технологию работы полигона необходимо организовать так, чтобы объединить все подразделения на достижение сквозных показателей по опыту работы единых смен или комплексных бригад.
   Решение задачи возможно благодаря построению процессной модели управления полигоном (рис. 4). Владельцем процесса мог бы выступить руководитель в ранге «Директор по Восточному полигону». Его задачей является выполнение бюджета производства и показателей операционной эффективности, формируемые Департаментом управления бизнес-блоком «Железнодорожные перевозки и инфраструктура» и Департаментом экономики ОАО «РЖД» совместно с производственными филиалами.
   Далее показатели полигона должны быть каскадированы на технологические службы дорог, которые с участием дорожных служб экономики и финансов формируют целеполагание для региональных подразделений производственных филиалов.
   Кроме того, потребуется выстроить механизм взаимодействия всех участников перевозочного процесса и определить точки принятия управленческих решений.
   Предлагаемые решения позволят качественно повысить работу как Восточного полигона, так и в целом Компании.
   Руководителям региональных дирекций тяги и начальникам эксплуатационных локомотивных депо при организации работы на местах необходимо взять за основу предлагаемые направления работы и принять исчерпывающие меры для достижения целевых показателей, установленных Компанией.


Восточному полигону - особое внимание!
О.C. ВАЛИНСКИЙ, заместитель генерального директора ОАО «РЖД» — начальник Дирекции тяги