Ленчук Елена Борисовна,
доктор экономических наук,
руководитель научного направления «Экономическая политика» Института экономики РАН,
Lenalenchuk@yandex.ru
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ
В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Анализируются ограничения научно-технологического развития в России, возникающие под санкционным давлением западных стран. Внимание акцентируется на вызовах, обусловленных технологическими
ограничениями в сфере научных исследований и опытно-конструкторских разработок, научно-технического сотрудничества,
доступа к источникам научной информации,
которые создают препятствия как для решения проблем импортозамещения, так
и развития науки на конкурентоспособном
уровне. В этой связи обоснована необходимость технологической мобилизации
в России, выработки соответствующей научно-технологической политики. Предложена система мер по противодействию
санкционному давлению, выстраиванию
вектора развития в научно-технологической
сфере и его увязке с развитием реального
сектора экономики.
Проблемы научно-технологического развития, превращения
научно-технологического фактора в драйвер экономического роста
по-прежнему остро стоят перед Россией. На протяжении последних
двух десятилетий делалось немало попыток сформировать инновационную модель развития, принимались многочисленные программные документы и стратегии, направленные на достижение этой цели,
которая так и не была достигнута. Наполнение бюджета страны
осуществляется в основном за счет постоянного наращивания экспорта энрегоресурсов. И несмотря на прорывные результаты в отдельных видах технологий (композиты, нанотрубки, вакцины, суперкомпьютеры, лазеры, ядерные технологии, работы по искусственному интеллекту (2, с. 56), технологии в области вооружений)
в целом Россия постепенно уступает свои позиции в уровне научно-технологического развития развитым и некоторым развивающимся
странам мира.
Вместе с тем именно в научно-технологической сфере сегодня
разворачивается жесткая конкурентная борьба, которая обостряется
в связи со структурными изменениями и сменой технологического
базиса, происходящими в мировой экономике под воздействием
четвертой промышленной революции и формирующейся новой
низкоуглеродной повестки. Переход к новым прорывным технологиям влечет за собой трансформацию традиционных производств,
капиталов и рабочей силы, возникновение новых секторов экономики и новых рынков, выступая в качестве главного фактора гло
бального роста. При этом масштабы новых рынков увеличиваются
быстрыми темпами. Прогнозируется, что с 350 млрд долларов в 2018 г.
они увеличатся до 3,2 трлн долларов в 2025 г., т. е. за семь лет возрастут почти в 10 раз1.
Среди причин отставания России в уровне научно-технологического развития от ведущих стран Запада выделим серьезные просчеты в научно-технологической политике и реформах в сфере науки,
результатом которых стали сворачивание научно-технологического
потенциала, почти полная ликвидация прикладной науки и отрыв
науки от реального сектора экономики. Кризис прикладной науки
привел к разрыву между фундаментальной наукой и проектно-технологической сферой и обусловил слабое влияние научных разработок на развитие национальной экономики. В отличие от крупных
западных компаний и лабораторий, формирующих научно-технологический задел для высокотехнологичных отраслей, частный бизнес в России не смог в полной мере взять на себя выполнение этих функций. Все эти негативные явления привели страну к высокой технологической зависимости от западных стран. Так, Россия имеет отрицательный баланс в торговле технологиями (в 2019 г. он составил 1,3
трлн долларов1). В 2021 г. Россия импортировала машин и оборудования на сумму 144,3 млрд долларов (49,2% от всего импорта), в то
время как экспорт этой группы товаров составил всего 32,6 млрд
долларов (6,6% от всего экспорта2). По сути, Россия превратилась
в импортера машин и оборудования различного назначения.
Отметим, что сокращение отставания России от развитых стран
мира в освоении новых технологий и преодоление технологической
зависимости — задача, переходящая в плоскость обеспечения национальной безопасности. И хотя научно-технологическое развитие
страны закреплено в обновленной Стратегии национальной безопасности России в качестве важнейшего национального приоритета3,
качественного перелома в формировании научно-технологической
политики и системы управления научно-технологическим развитием пока не произошло, при том что соответствующие меры неоднократно предлагались. Научно-технологическая сфера остается малопродуктивной и не способна выступить драйвером экономического
роста. Это вызывает особую обеспокоенность в условиях широкомасштабного освоения развитыми и развивающимися странами
новейших прорывных технологий, за счет которых они получают
немалые прибыли и огромные конкурентные преимущества. Именно поэтому Президент РФ в Посланиях Федеральному Собранию
указывал на необходимость технологического рывка4.
Актуальность решения этой проблемы в разы возросла в связи
с началом военной операции на Украине, в результате которой странами Запада были введены беспрецедентные системные санкции
в отношении России. Наиболее болезненными для России являются
санкции в технологической сфере, поскольку они носят долгосрочный
эффект и ведут к замедлению темпов экономического роста. Их цель —
подорвать технологическую мощь страны, нанести удар по стратегическим отраслям (включая развитие ОПК, аэрокосмическую промышленность, судостроительный комплекс, развитие искусственного интеллекта и квантовых вычислений), снизить их влияние
на мировой арене, создать технологическую изоляцию российской
науки путем прекращения сотрудничества по совместным проектам,
ограничить доступ страны к передовым научным исследованиям,
минимизировать темпы импортозамещения, спровоцировать отток
научных кадров.
В результате применения санкций со стороны США, ЕС и их
союзников может быть ограничено до 50% высокотехнологичного
импорта, прежде всего в IT-отрасли, микроэлектронике, авиакосмической промышленности, машиностроении и т.п. Эти санкции затрагивают в первую очередь работу крупных компаний по широкому
кругу отраслей: сектор ИКТ, автомобильную промышленность,
железнодорожный и городской транспорт, авиаперевозки, жилищно-коммунальное хозяйство.
Кроме того, США расширяют механизм лицензирования зарубежных поставок (Foreign Direct Product Rule), который обязывает
зарубежных производителей, использующих оборудование и технологии из США, получать лицензии на поставки в страну, находящуюся под санкциями. Это ограничивает возможность импорта из дружественных России стран, поскольку в выпуске высокотехнологичной продукции всегда можно найти детали и технологии
американского производства. В рамках глобализированного мира
производственные цепочки сложной продукции всегда включают
множество поставщиков. Кроме того, более 50 российских государственных организаций, научных институтов, высших учебных заведений и коммерческих компаний, прежде всего из списка «конечных
пользователей, связанных с созданием высокотехнологичной продукции», также включены в список запрещенных для поставок организаций. Можно предположить, что этот «черный список» будет
расширяться.
Ограничение импорта продукции ведет к разрыву производственных и технологических цепочек, поскольку российская экономика, особенно в производстве высокотехнологичной продукции, связана с импортными комплектующими. В ряде отраслей промышленности такая зависимость становится критической: в электронике,
станко- и приборостроении импортозависимость достигает 60...90%,
в то время как, по оценке экспертов, угроза национальной безопасности возникает при доле импорта стратегически важного товара
во внутреннем потреблении выше 25% (4, с. 90).
В сложившейся ситуации импортозамещение становится важнейшей задачей, решение которой может обеспечиваться за счет поиска новых поставщиков необходимых видов продукции или ее
скорейшего создания собственными силами. В этой связи возрастает значение технологической мобилизации страны, активизации
деятельности научно-технологического комплекса, который также
находится под серьезным санкционным давлением. Западные страны стремятся опустить перед Россией «технологический занавес»,
создавая преграды для научно-технологического развития. Среди
наиболее болезненных можно выделить следующие:
1. Происходит сворачивание научных связей, научно-технологического сотрудничества, совместных проектов как из-за прямых
указаний сверху, так и в силу возможных репутационных рисков для
зарубежных университетов и крупных компаний. Так, Массачусетский
технологический институт прекратил сотрудничество со Сколтехом;
правительства ряда стран приняли решение разорвать все контакты
с российскими учеными; закрыт доступ на международные экспериментальные установки, даже те, в которые Россия внесла существенный научный и финансовый вклад (например Европейский центр
ядерных исследований). Разорвано партнерство в крупных космических проектах (в европейском «ЭкзоМарс-2022), отключен телескоп
eROSITA на орбитальной обсерватории «Спектр-РГ». Сотрудничество в создании термоядерного реактора ИТЭР во Франции пока
продолжается, но это, возможно, последний крупный научный проект, где российские ученые и инженеры работают вместе с западными (3, c. 51). В реализации этого проекта задействовано порядка 35
российских крупнейших организаций (промышленные предприятия
и научно-исследовательские центры) (5, с. 54). Под вопросом — реализация программы мегагрантов, направленной на создание в России лабораторий мирового уровня под руководством ведущих ученых,
большинство которых — зарубежные.
Вместе с тем наука так устроена, что даже самые ярые конкуренты вынуждены объединять свои усилия. Например, в мире есть 2-3
сильные группы по созданию элементной базы, и они кооперируются. «Входной билет в это дело стоит колоссальных денег. Догонять
эти команды в одиночку России будет крайне трудно» (6, c. 77).
2. Россию отключают от международных источников научно-технической информации. В мае 2022 г. международная база данных
Web of Science стала недоступной для российских ученых, а она позволяла знакомиться с результатами исследований коллег, без чего
невозможно работать на современном уровне (3). В 2021 г. Российский
фонд фундаментальных исследований (РФФИ), являющийся единым
оператором национальной централизованной подписки на научные
информационные ресурсы, предоставил доступ к МБД «Web of Science» 500 научно-образовательным организациям; к МБД «Wiley Journal
Database» — 200 организациям; к полнотекстовым коллекциям журналов «Science & Technology Library» и «Social Science & Humanities
Library» — 85 организациям (1). Работа исследователей существенно
усложняется, хотя есть и доступные международные базы данных,
с которыми можно работать.
3. Закрывается доступ России к иностранному научному оборудованию, прекращаются его поставки, а также поставки комплектующих, реактивов, программного обеспечения и литературы. Кроме
того, в результате нарушения логистики и волатильности курса рубля
существенно возрастает их стоимость. Эти меры крайне чувствительны для российской науки, поскольку удельный вес импортного научного оборудования — свыше 37%. По данным COMTRADE, в 2020 г.
объем импорта научно-исследовательского оборудования составил
2,8 млрд долларов, из них 13,8% пришлось на Германию и 6,1% —
на США. Следовательно, закупки примерно на 0,5 млрд долларов
выпадут из актива российской науки (1). Большинство реактивов
в Россию также поступает из Европы и США. Отметим, что еще
до введения санкций научно-исследовательские институты испытывали сложности: получение реактивов и реагентов из-за бюрократических препон растягивалось на 8…10 месяцев, но в условиях санкций
их вообще невозможно получить.
4. Происходит свертывание процесса обучения российских студентов за рубежом. По оценке ЮНЕСКО, в 2019 г. порядка 50 тысяч
российских студентов обучалось в зарубежных университетах. Наиболее востребованы университеты Германии (9,6 тысяч обучающихся), Чехии (4,6 тысяч) и Великобритании (3,6 тысяч). Следовательно,
поток обучающихся на Западе уменьшится минимум на 20…25 тысяч
человек в год.
5. Официально не объявлено, но в действительности введены
негласные ограничения на публикации российских авторов в журналах, включенных в международные системы Web of Science и Scopus.
Правительство РФ приняло постановление, по которому публикации,
включенные в эту систему, не учитываются при оценке научных
результатов как ученого, так и научных организаций, тем не менее
на практике многие ученые заинтересованы в публикации своих
статей в этих системах.
Согласно сведениям (МБД) Web of Science, в 2020 г. почти 30%
всех российских публикаций были написаны в соавторстве с иностранными исследователями; основные партнеры — США (6,6%),
Германия (6,1%), Китай, Великобритания и Франция (примерно
по 3,8%). По мнению экспертов, разрыв отношений с коллегами потока российских публикаций на 6…8%. Можно ожидать исключения российских журналов из названных международных баз данных
(система Scopus пока не исключает российские журналы из своей
базы, но приостановила экспертизу и включение в нее новых российских журналов). Падение публикационной активности российских
ученых может дойти до 10…12% от нынешнего уровня (1).
Ограничения в научно-технологической сфере создают риски
массового оттока ученых и исследователей из страны. С начала военной операции на Украине наблюдался отток специалистов за рубеж,
связанный с прекращением деятельности крупных иностранных
компаний на территории России и неопределенностью ситуации.
Уезжают молодые перспективные специалисты из разных отраслей,
прежде всего из сферы ИТ. По словам Н. Касперской: «Специалисты
в сфере ИТ бегут табунами». За февраль и март 2022 г. Россию покинули 70 тысяч ИТ-специалистов, в апреле их примеру могут последовать еще 100 тысяч человек, несмотря на все меры поддержки
ИТ-отрасли государством.1
Вместе с тем, по данным Минцифры, в России на февраль 2021 г.
не хватало от 500 тысяч до 1 миллиона специалистов в различных
сферах информационных технологий. Аналитики министерства
подчеркнули, что в российских вузах недостаточно бюджетных мест
на ИТ-специальности — их всего 80 тысяч.
Запад стремится ускорить процесс оттока умов из России, лишив
ее наиболее талантливых ученых и исследователей. В частности,
глава Белого дома в обращении к американскому Конгрессу говорил
об ускорении выдачи виз российским ученым, которые хотят покинуть свою страну в разгар вооруженного конфликта на Украине.
Прежде всего, США хотят привлечь россиян с опытом работы с полупроводниками, космическими технологиями, кибербезопасностью,
современными вычислениями, ядерной инженерией, искусственными интеллектом и другими наукоемкими областями2. Отметим, что
до пандемии ежегодно около 1800 россиян получали законный статус
постоянного резидента в США на основании того, что являлись
выдающимися исследователями или специалистами с учеными степенями и имели спонсоров-работодателей.
Сегодня нужны чрезвычайные меры, чтобы удержать высококвалифицированные кадры, без которых невозможно решать задачи
импортозамещения и технологического развития. Кроме высоких
зарплат и всяческих преференций заинтересовать их можно только
перспективами развития страны, в том числе научно-технологического, в который они могут внести свой вклад.
Правительство РФ приняло ряд важных решений для преодоления негативных последствий санкций в научно-технологической
сфере. Вот наиболее значимые из них:
- поддержка системообразующих предприятий, куда входят крупные высокотехнологичные компании (займы по льготной ставке
11% годовых в размере до 10 млрд рублей на один год на одну
компанию или до 30 млрд рублей на группу компаний);
- докапитализация Фонда развития промышленности для предоставления льготных займов на реализацию инвестиционных
проектов промышленных предприятий по разработке перспективных технологий и производственной продукции, способной
заменить зарубежные аналоги;
- применение механизмов льготного налогообложения на большее
число проектов по созданию новых технологий для самых разных
отраслей;
- поддержка критического импорта, и активизации внутренних
ресурсов технологических компаний по решению задач импортозамещения;
- предоставление льготных кредитов (ставка 3% на три года) малым
технологическим и инновационным компаниям для решения
задач импортозамещения;
- создание инновационной инфраструктуры в виде промышленных
парков и технопарков, центров научно-технологической инициативы для формирования благоприятных условий функционирования малого и среднего инновационного бизнеса;
- поддержка отдельных высокотехнологичных секторов (ИКТ,
авиастроение, микроэлектроники, оборудование для ТЭК);
- разработка мер по сохранению и развитию кадрового состава
работников высокотехнологичного сектора.
Принимаемые меры, безусловно, важны и правильны как меры
текущего характера. Однако их явно недостаточно для обеспечения
научно-технологической мобилизации, укрепления научно-технологического потенциала, разворота научно-технологического комплекса страны на эффективное развитию реального сектора экономики, импортозамещение, цифровизацию и активное освоение
технологий четвертой промышленной революции. Решение этих задач предполагает усиление роли научно-технологической политики, ее привязку к задачам промышленной политики, поиск нестандартных и гибких решений. В то же время проблемы импортозамещения «текущего потребления» должны решаться в контексте сохранения технологических перспектив, формирования конкурентных
преимуществ в будущем, когда экономика снова откроется.
Для России крайне важно видеть перспективы развития страны.
Они должны отражаться в целях и задачах долгосрочной стратегии
социально-экономического развития, определяющих структурные
приоритеты новой модели развития. В этой связи можно предложить
систему мер, которая, на наш взгляд, могла бы содействовать технологической мобилизации с выходом на новый конкурентный уровень
научно-технологического развития.
Во-первых, необходимо усиление увязки научно-технологической
политики со структурными приоритетами новой модели развития
и ее увязки с промышленной политикой. Должна быть произведена
корректировка всех стратегических и программных документов в сфере научно-технологического развития — переориентация их задач
с включения в мировое научное пространство и наращивание показателей в рамках цитирования в международных базах данных (Web
of Science и Scopus) на решение задач импортозамещения, технологической модернизации и развитие новых приоритетных технологий
четвертой промышленной революции.
Во-вторых, следует создать условия для наращивания собственного научно-технологического потенциала, который в последние 20
лет постепенно сворачивался. Количество занятых и исследователей
в науке неуклонно сокращалось, снижался их профессиональный
уровень. По численности исследователей на 10000 занятых Россия
отстает от Южной Кореи, Швеции и Дании почти в три раза, от США
и Германии — в два раза1. Еще больше разрыв в обеспечении уровня
расходов на НИОКР в расчете на одного исследователя: по этому
показателю Россия уступает США почти в четыре раза; Франции,
Южной Корее, Италии — в два раза2. Расходы на НИОКР в ВВП
в России на протяжении двух десятилетий не превышают 1,2%; в США
этот показатель составляет почти 3%; в Южной Корее и Израиле —
почти 5%. Но просто увеличить финансирование науки недостаточно. Необходимо выстроить эффективную систему управления наукой,
обеспечить внедрение результатов в производство. Важно не забывать про финансирование фундаментальной науки, создающей задел
на будущее. Учитывая, что бюджетные средства сегодня являются
доминирующим источником финансирования НИОКР и их дальнейшее наращивание в сложной экономической обстановке проблематично, следует искать пути увеличения финансирования научных
разработок частным бизнесом.
В-третьих, важно сформировать институциональную среду для
быстрого продвижения результатов научных исследований в производство. Для этого нужно восстановить институты прикладной науки, создать инжиниринговые центры, содействовать формированию
научных подразделений на предприятиях и фирмах.
В-четвертых, поскольку наука интернациональна по своему характеру, требуется поиск новых научных связей и каналов взаимодействия с дружественными странами, прежде всего со странами
ЕАЭС, Юго-Восточной Азии и БРИКС. Перспективным может
оказаться сотрудничество с КНР, Индией — странами, обладающими высокими компетенциями в научно-технологической сфере.
В-пятых, необходимо не просто сохранить и нарастить количество исследователей, но и повысить их качественный уровень. Федеральный центр уже планирует создание 30 передовых инженерных
школ на базе ведущих вузов. На эти цели в 2022–2024 гг. в рамках государственной программы «Научно-технологическое развитие» уже
предусмотрено выделение 36,6 млрд рублей1. Обозначен перечень
вузовских специальностей и направлений подготовки, имеющих важнейшее значение для решения задач научно-технологического развития. Всего выделено более 60 направлений: математика, прикладная
информатика, картография и геоинформатика, радиотехника, электроника и наноэлектроника, робототехника, авиастроение, кораблестроение и т.п. Для них обозначены и некоторые преференции в виде
отсрочки от призыва на военную службу. Эти меры далеко не исчерпывают весь спектр мер, которые требуется принять для повышения
качества кадрового потенциала научно-технологической сферы.
Безусловно, обозначенные направления — это лишь часть мер,
необходимых для противостояния западным санкциям, нивелирования их последствий и создания условий для дальнейшего научно-технологического развития страны. Однако разрабатываемые и принимаемые меры по укреплению научно-технологического комплекса страны не должны ориентироваться только на противодействие
санкциям. Необходимо думать о будущем научно-технологического уровень по ряду высокотехнологичных производств, о развитии самой
науки, способной стать драйвером устойчивого экономического
роста страны.
Список литературы
-
1. Балацкий, Е. В. Давление санкций: накануне новой реформы
науки / Е. В. Балацкий, Н. А. Екимова, М. А. Юревич.
URL:https://kapital-rus.ru/articles/article/davlenie_sankcii_nakanune_novoi_reformy_nauki/ (дата обращения: 30.03.2022).
-
2. Клепач, А. Н. Социальный инновационный поворот Российской
экономики: планы и реальность / А. Н. Клепач // Научные
труды Вольного экономического общества России. — 2021. —
№ 1 (227). — С. 30–91. DOI: 10.38197/2072-2060-2021-227-1-30-91
-
3. Лейбин, В. Отключение от научной сети / В. Лейбин // Эксперт. — 2022. — №19. — С. 50–51.
4. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / под ред. Е. Б. Ленчук. —
СПб.: Алетейя, 2016. — 336 с.
-
5. Резниченко, А. Российскую науку нельзя изолировать / А. Резниченко, В. Лейбин // Эксперт. — 2022. — №13. — С. 54–57.
-
6. Резниченко, А. Наука под санкциями: пора просыпаться /
А. Резниченко // Эксперт. — 2022. — №11. — С. 76–79.
Новое индустриальное общество второго поколения (НИО.2):
проблемы, факторы и перспективы развития в современной геоэкономической реальности (СПЭК-2022)
Сборник материалов Санкт-Петербургского экономического конгресса (СПЭК-2022)
Научно-технологическое развитие России в условиях санкционного давления