Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2022 г.


Хусаинов Ф.И. 
к.э.н, эксперт Института экономики и реулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ

 Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2022 г.

   Прошедший, 2022 год был особым годом не только для экономики России в целом, но и для железнодорожного транспорта.
   Радикальное изменение взаимоотношений России с миром оказало сильное влияние на направления экспортных перевозок и на изменение структуры и направлений грузопотоков внутри России. Степень экспортной ориентированности тех или иных отраслей также существенно повлияла на ситуацию с погрузкой отдельных родов грузов.*

   Общие показатели грузовых перевозок

   По данным Росстата, промышленное производство в России в 2022 г. снизилось на 0,6% по отношению к показателю предыдущего года. При этом добыча полезных ископаемых выросла на 0,8%, а производство в обрабатывающих отраслях снизилось на 1,3% [1; 2].

   Общая погрузка грузов в 2022 г. составила 1234,3 млн т, что на 3,8% (или на 48,5 млн т) ниже уровня прошлого года. (Погрузка на экспорт снизилась в большей степени – на 12,4%, или на 60,8 млн т.)

   За 12 месяцев 2022 г. по всем важнейшим грузам, кроме строительных, погрузка к прошлому году снизилась.    В частности, погрузка

  • каменного угля снизилась на 4,6% (или на 17,3 млн. т),
  • нефти и нефтепродуктов – на 0,7% (или на 1,5 млн т),
  • руды железной и марганцевой – на 4,0% (или на 4,8 млн т),
  • лесных грузов – на 24,8 % (или на 10,4 млн т),
  • химических и минеральных удобрений – на 6,9% (или на 4,5 млн т),
  • зерна – на 4,8% (или на 1,2 млн т).

   При этом выросла погрузка строительных грузов – на 5,7%, или на 7,2 млн т. Отметим, что сильно выросла позиция «импортные грузы» – на 18,3%, или на 2,8 млн т.

   Погрузка на экспорт, как выше уже было сказано, упала сильнее, чем погрузка в целом – на 12,4%. Экспорт угля снизился на 8,4% (или почти на 18,0 млн т), экспорт нефти и нефтепродуктов снизился на 4,9% (или на 4,5 млн т), экспорт руды железной и марганцевой снизился на 35,5%, или на 9,3 млн т, экспорт черных металлов упал на 19,5% (или на 5,8 млн т), экспорт лесных грузов снизился на 48,6%, или на 9,3 млн т, экспорт химических и минеральных удобрений снизился на 23,2% (или почти на 9,0 млн т).

   Из таблицы 1 видно, что доля экспорта в 2022 г. уменьшилась по сравнению с соответствующими показателями 2020 и 2021 гг. Связано это с сокращением экспорта в абсолютном измерении (на 60,8 млн т по итогам 2022 г. к 2021 г., или на 12,4%).

   Одновременно выросла погрузка назначением по России (на 1,5%, или на 12,2 млн т) и соответственно доля погрузки по России.

   Грузооборот по инфраструктуре РЖД в 2022 г. составил 2635,7 млрд т-км, что ниже показателя предыдущего года на 0,1%*.

   Грузооборот с учетом пробега вагонов в порожнем состоянии составил в 2022 г. 3300,4 млрд т-км, что ниже показателя прошлого года на 0,6% (рис. 1)**.

 Таблица 1
Погрузка грузов по сети РЖД в 2022 г. в сравнении с 2021 и 2020 гг.

Таблица 1 Погрузка грузов по сети РЖД в 2022 г. в сравнении с 2021 и 2020 гг.

Рис. 1. Грузооборот и погрузка железнодорожного транспорта России в 1988–2022 гг. (данные за 1988–1991 гг. – по РСФСР)
Рис. 1. Грузооборот и погрузка железнодорожного транспорта России в 1988–2022 гг.
(данные за 1988–1991 гг. – по РСФСР)
 Примечание: Между данными о грузообороте из годовых отчетов ОАО «РЖД» (или публикаций с сайта РЖД) и данными из отчетов Росстата существуют небольшие расхождения, но они несущественны. Данные о грузообороте за 1988–1989 гг. приведены по статье В.Н. Морозова [3]. О проблеме сопоставимости данных за 1988–1990 гг. в границах РСФСР с данными за последующие годы по РФ см. в [4], а также (более под- робно) по ссылке: https://f-husainov.livejournal.com/665803.html

   Показатель объема перевозок (перевезено) по итогам 2022 г. составил 1354,5 млн т, что на 3,5% ниже аналогичного показателя 2021 г. (рис. 2)*.

Рис. 2. Структура перевозок грузов железнодорожным транспортом по видам сообщения в 2022 г., %
Рис. 2. Структура перевозок грузов железнодорожным транспортом по видам сообщения в 2022 г., %

   Отметим, что доходы ОАО «РЖД» от грузовых перевозок по итогам 2022 г. по отношению к 2021 г. выросли на 15,1%. В целом по всем грузам доходная ставка в рублях за тонну выросла на 20,5%, а в рублях за тонно-километр выросла на 16,4%. Различия между темпами роста показателей доходной ставки в расчете на тонну и на тонно-километр существуют, так как во втором случае показатель корректируется на среднюю дальность перевозки. Подробнее о различиях между этими показателями см., например, в работе [5].

   В процентном отношении темпы роста показателей доходности в наибольшей степени (из важнейших грузов, приведенных на рис. 3) выросли по каменному углю (+21,1% доходы от перевозок, +28,7% доходность на тонно-километр и +25,9% доходность на тонну), по нефти и нефтепродуктам (доходы +19,3%, доходность на тонно-километр +13,3%, доходность на тонну +18,3%) и черным металлам (доходы +15,5%, доходность на тонно-километр +15,2%, доходность на тонну +21,1%).

   Напомним, что рост доходной ставки и рост тарифов – это не одно и то же.

   Темп роста доходной ставки может быть как выше, так и ниже темпа роста и/или индексации тарифов (почему эти темпы могут различаться и в каких случаях правильнее использовать для анализа первый показатель, а в каких – второй, см., например, в работе [6]).

   Распределение общего объема перевозок по видам сообщения приведено на рисунке 2.

   Структура перевозок несколько изменилась по сравнению с предыдущим годом. Доля перевозок во внутрироссийском (внутригосударственном) сообщении выросла с 57,4 до 60,3%, или на 2,9 п.п., а доля экспорта снизилась с 34,8 до 31,7%, или на 3,1 п.п.*.

   Доля перевозок в импортном сообщении снизилась с 5,4% в 2021 г. до 5,2% в 2022 г. (падение абсолютного показателя – на 7%). Доля транзита увеличилась с 2,4 до 2,7 % (на 0,3 п.п.)**.

   Экспорт по направлениям изменился по-разному. Изменение общей погрузки по основным экспортным направлениям в 2021–2022 гг. было следующим:

  • Северо-Запад с 198,2 млн т в 2021 г. до 162,1 млн т в 2022 г. (-18%);
  • Восток с 145,5 млн т до 147 млн т (+1%);
  • Юг с 92,6 млн т до 93,4 млн т (+0,9%);
  • Украина с 26,4 млн т до 3,2 млн т (-88%).

   Средняя дальность перевозок всех грузов в 2022 г. составила 1946 км, что на 3,5% (или на 66 км) выше, чем в 2021 г. Любопытно отметить, что средняя дальность перевозки каменного угля (во всех видах сообщения) снизилась (с 2826 км до 2765 км, т.е. на 2,2%, или на 61 км), но средняя дальность его перевозок по России выросла (с 1067 км до 1111 км, т.е. на 4,1%, или на 44 км).

   Дальность перевозок большинства грузов промышленного сектора увеличилась, в том числе нефти и нефтепродуктов (+4,4%, или +68 км), черных металлов (+5,1%, или +89 км), лома черных металлов (+ 10,4%, или +102 км), химикатов (+12,5%, или +290 км). Целлюлозно-бумажная промышленность по этому показателю выделяется особо: рост средней дальности перевозок бумаги составил +31,8%, т.е. на треть (с 2,7 тыс. км до 3,6 тыс. км, т.е. на 858 км).

   Также значительный рост средней дальности перевозок зафиксирован по продовольственным товарам – на 15,1%, или на 443 км.

   В общей погрузке грузов железными дорогами важнейшими номенклатурами по-прежнему являются каменный уголь и нефть и нефтепродукты (см. рис. 3).

   Доля каменного угля сократилась, но незначительно: если в 2021 г. она составляла 29,0%, то по итогам 2022 г. составила 28,7%. Доля нефти и нефтепродуктов выросла с 17,0 до 17,5%.

Рис. 3. Структура погрузки грузов по сети РЖД в 2022 г, %
Рис. 3. Структура погрузки грузов по сети РЖД в 2022 г, %

   Обзор погрузки важнейших грузов

   Рассмотрим погрузку важнейших грузов в 2022 г. по сети российских железных дорог.

   По данным Росстата, по итогам 2022 г. индекс производства по виду деятельности добыча угля составил 99,2% (по данным таблицы «Индексы производства по ос- новным видам добывающих и обрабатывающих производств» в отчетах Росстата [1; 2]). При этом показатель выпуск угля составил 437 млн т, что составляет 100,4% к уровню предыдущего года (по данным табл. «Выпуск важнейших видов продукции» в отчетах Росстата [1; 2]).

 Таблица 2
Погрузка каменного угля по сети РЖД,
в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

Таблица 2 Погрузка каменного угля по сети РЖД, в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

   Погрузка каменного угля в 2022 г. составила 354,4 млн т, что ниже показателя предыдущего года на 4,6%, или на 17,3 млн т. По отношению к 2020 г. погрузка составила 100,3% (рост на 1,1 млн т).

   Как известно, больше половины всего погруженного в России угля отправляется на экспорт. Из таблицы 2 видно, что эта доля несколько уменьшилась по итогам 2022 г. (к 2020 и 2021 гг.), но на экспорт по-прежнему отгружается больше половины всей погрузки угля.

   Отметим, что при снижении экспорта угля более чем на 8% (к предыдущему году) по направлениям это снижение неравномерно. Так, экспорт через порты Северо-Запада снизился по итогам 2022 г. на 15,6%, экспорт назначением в адрес станций Украины снизился практически десятикратно (на 89%), при этом экспорт российского угля на Восток (суммарно – в адрес портов Дальневосточного бассейна и погранпереходов с Китаем, Монголией и Северной Кореей) вырос на 0,6%, а на Юг (т.е. через порты Азово-Черноморского бассейна) увеличился на рекордные 19%. По итогам 2022 г. индекс производства по показателю «добыча нефти и природного газа» составил 100,7% [1; 2].

   Погрузка железнодорожным транспортом нефти и нефтепродуктов в 2022 г. составила почти 2160,0 млн т (что на 0,7% ниже уровня показателя прошлого года).

   Как видно из таблицы 3, экспортная ориентация нефтяной отрасли несколько уменьшилась: доля экспорта по итогам 2022 г. находится на уровне 40,3%, что ниже, чем в 2021 и 2020 гг. (на 1,7 и 3,3 п.п. соответственно).

   Погрузка черных металлов в 2022 г. составила 66,3 млн т, что ниже уровня предыдущего года на 4,3%, или почти на 3,0 млн т. Отметим, что снижение погрузки по отношению к 2021 г. происходило несмотря на прирост погрузки по России. При росте погрузки назначением по России на 7% (или +2,8 млн т) погрузка на экспорт снизилась на 19,5% (или на 5,8 млн т). Доля экспорта в 2022 г. ниже соответствующих показателей предыдущих лет (см. табл. 4).

   Погрузка руды железной и марганцевой в 2022 г. составила 115,2 млн т, что ниже уровня предыдущего года на 4,0%, или на 4,8 млн т. Внутрироссийские перевозки руды по итогам 2022 г. выросли к уровню прошлого года на 4,9% (или на 4,55 млн т), погрузка на экспорт, напротив, снизилась на 35,5% (или на 9,3 млн т).

 Таблица 3
Погрузка нефти и нефтепродуктов по сети РЖД,
в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

Таблица 3 Погрузка нефти и нефтепродуктов по сети РЖД, в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

 Таблица 4
Погрузка черных металлов по сети РЖД,
в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

Таблица 4 Погрузка черных металлов по сети РЖД, в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

   Важнейшими грузами строительного комплекса являются группы грузов «строительные грузы», «промсырье и формовочные материалы» и «цемент»*.

   Погрузка строительных грузов в 2022 г. составила 133,9 млн т, что выше показателя 2021 г. на 5,7%, или на 7,2 млн т. По сравнению с 2020 г. погрузка выросла на 1,7%, или на 2,2 млн т (табл. 5).

   Строительные грузы – единственная из крупных групп грузов, по которой по итогам 2022 г. зафиксирован прирост погрузки к предыдущему году. Связано это, помимо прочего, с активным дорожным строительством в рамках выполнения госпрограмм (в том числе строительство трассы М-12 «Москва – Нижний Новгород – Казань»), а также с ростом ввода жилья (рост на 11%, если считать по введенным квадратным метрам жилплощади) [1; 7].

   Погрузка промсырья в 2022 г. составила 31,0 млн т, что ниже аналогичного показателя предыдущего года на 13,1%, или на 4,7 млн т, и ниже уровня 2021 г. на 8,2%, или на 2,8 млн т.

   Погрузка цемента в 2022 г. составила 24,9 млн т, что ниже уровня 2021 г. на 6,0% (на 1,6 млн т). При этом, по данным Росстата, наблюдается рост выпуска и цемента, и ряда изделий из цемента (например, цементных плит) [1]. Сами производители цемента объясняют подобный дисбаланс между производством и погрузкой на железнодорожный транспорт тем, что часть продукции переключилась на автотранспорт [8].

   Погрузка зерна в 2022 г. составила 23,9 млн т, что на 4,8% (на 1,2 млн т) меньше, чем в 2021 г. При этом погрузка на экспорт снизилась на 2,1%, а погрузка по России – на 8,2% (см. табл. 6).

   Снижение перевозок зерна связано как с меньшим урожаем 2021 г. (что повлияло на уровень погрузки в январе – мае 2022 г.)**, который вывозился в первом полугодии 2022 г., так и с санкционными ограничениями (проблемы со страхованием судов и т.п.). При этом после снижения погрузки зерна в сентябре (-7,9% к аналогичному месяцу предыдущего года) в октябре – декабре зафиксирован рост погрузки зерна по отношению к уровню соответствующих месяцев прошлого года, что ряд экспертов (см.: [8]) объясняют влиянием субсидирования железнодорожных тарифов на перевозку продукции АПК, позволившим снизить совокупные расходы грузоотправителей на перевозку на 30–40%.

 Таблица 5
Погрузка руды железной и марганцевой по сети РЖД,
в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

Таблица 5 Погрузка руды железной и марганцевой по сети РЖД, в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

 Таблица 6
Погрузка зерна по сети РЖД,
в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

Таблица 6 Погрузка зерна по сети РЖД, в том числе во внутригосударственном сообщении (по РФ) и на экспорт

   Рынок перевозок контейнеров по сети ОАО «РЖД»

   В 2022 году по инфраструктуре ОАО «РЖД» во всех видах сообщений было перевезено 6,5 млн TEU (груженых и порожних)*, что на 0,3% больше, чем за 2021 г. Из них во внутрироссийском сообщении (внутренние перевозки) было отправлено 2,5 млн TEU (+3,1% к предыдущему году), в экспортном – 1,5 млн TEU (-3,9%), в импортном – 1,6 млн TEU (+16,7%), в транзитном сообщении – 0,9 млн TEU (-21,4%).

   Если же измерять объем перевозок не в TEU, а в перевезенных тоннах грузов, то всего за 2022 г., по данным РЖД, в контейнерах перевезено 66,9 млн т грузов** (+3,4% к аналогичному показателю прошлого года) (рис. 4).

Рис. 4. Перевозка контейнеров (груженые + порожние) по сети в 2022 г. в сравнении с 2021 г., тыс. EU
 Рис. 4. Перевозка контейнеров (груженые + порожние) по сети в 2022 г.
в сравнении с 2021 г., тыс. EU

   Перевозки груженых контейнеров в 2022 г. выросли на 0,4% к аналогичному периоду прошлого года и составили 4,66 млн TEU; перевозки порожних контейнеров остались на уровне предыдущего года (табл. 7).

Таблица 7
Перевозки контейнеров по сети РЖД в 2021 и 2022 гг.

Таблица 7 Перевозки контейнеров по сети РЖД в 2021 и 2022 гг.

   По отдельным родам груза погрузка в контейнерах (в TEU) составила:

  • химикаты и сода – 773,4 тыс. TEU (+2,9% к предыдущему году),
  • лесные грузы – 585,6 тыс. TEU (-2,3% к предыдущему году),
  • промтовары народного потребления – 429,0 тыс. TEU (-15,0%);
  • метизы – 384,5 тыс. TEU (-10,8%),
  • машины, станки, двигатели – 357,6 тыс. TEU (-5,3%),
  • автомобили и комплектующие – 222,7 тыс. TEU (-18,5%),
  • черные металлы – 237,2 тыс. TEU (-4,5%),
  • цветные металлы – 131,2 тыс. TEU (-14,2%);
  • строительные грузы – 180,7 тыс. TEU (+20,5%);
  • химические и минеральные удобрения – 139,5 тыс. TEU (+61,5%);
  • остальные и сборные грузы – 186,1 тыс. TEU (+5,1%).

   По оценке компании «ТрансКонтейнер», росту перевозок контейнеров способствовали развитие технологии их погрузки в полувагоны и организация движения сдвоенных поездов [9].

   В 2022 году в организации контейнерных перевозок большую роль стали играть перевозки контейнеров в полувагонах (роль не столько с точки зрения объема перевозок, сколько с точки зрения изменения технологии работы). Вообще, проблема асимметрии между объемами экспорта и импорта через порты Дальнего Востока не нова, но в 2022 г., в условиях снижения экспорта и увеличения импорта, она стала критической. Превышение импорта над экспортом стало таким, что возник дефицит фитинговых платформ для вывоза на территорию РФ из портов контейнеров, прибывших морем. В этих условиях возникли и проблемы в работе портов, которые оказались «забитыми» импортными контейнерами, и проблемы с подсылом порожних фитинговых платформ, и множество других как технологических, так и экономических проблем. В итоге была использована технология вывоза из портов Дальнего Востока в центральную Россию с погрузкой контейнеров в полувагоны.

   Некоторые показатели эксплуатационной работы железнодорожного транспорта*

   Среди качественных показателей эксплуатационной работы железнодорожного транспорта важнейшей является группа показателей использования подвижного состава, которые характеризуют использование подвижного состава во времени (оборот вагона рабочего парка и его элементы, различные виды скоростей и др.)

   Как известно, оборот вагона представляет собой время, затрачиваемое вагоном на выполнение одного цикла работы, включающего все операции, связанные с перевозочным процессом (например, от начала одной погрузки до начала следующей погрузки) [10].

   Оборот грузового вагона рабочего парка по итогам 2022 г. составил 18,0 суток (433,1 час.), что на 9,7% (или на 38,3 час.) больше, чем показатель предыдущего года (16,5 сут., или 394,8 час.).

   Разложение оборота вагона по элементам (см. рис. 5) позволяет заметить, что из общего ухудшения** величины оборота вагона наибольшее (26,2 час. из 38,3 час., или 68% всей величины ухудшения) приходится на показатель нахождения на технических станциях. В процентах его рост также максимален (по сравнению с ростом других элементов) – на 21,1% (с 123,9 час. в 2021 г. до 150,1 час. в 2022 г.). Доля этого элемента в структуре оборота вагона выросла с 31,4 до 34,7% (см. рис. 6).

   Выросли (ухудшились) в 2022 г. (к предыдущему году) и остальные элементы оборота вагона. Так, время нахождения в движении выросло с 70,5 час. до 75,8 час., т.е. на 7,5%, или 5,3 ч. (хотя доля его в обороте вагона чуть снизилась – с 17,9 до 17,5%, или на 0,4 п.п.). Время нахождения на промежуточных станциях выросло с 10,8 час. до 11,9 час., т.е. на 10,2%, или 1,1 час. (его доля в обороте вагона не изменилась и составляет 2,7%). Время нахождения под грузовыми операциями выросло с 189,6 час. до 195,3 час., т.е. на 3,0%, или 5,7 час. (хотя доля его в обороте вагона снизилась – с 48,0 до 45,1%)*.

   Таким образом, основной вклад в увеличение (т.е. ухудшение) оборота вагона внесли работа железнодорожных станций** (+26,2 час., или 68% от всей величины ухудшения показателя) и снижение скоростей, приведшее к увеличению времени в движении (+5,3 час., или 20,0% от всей величины ухудшения показателя).

Рис. 5. Оборот вагона с разложением по элементам в 2021 и 2022 гг., час. Рис.6. Структура оборота вагона с разложением по элементам в 2021 и 2022 гг., % 
 Рис. 5. Оборот вагона с разложением по элементам в 2021 и 2022 гг., час. Рис.6. Структура оборота вагона с разложением по элементам в 2021 и 2022 гг., % 

   По итогам 2022 г. средняя участковая скорость грузового поезда на инфраструктуре РЖД (рис. 7) составила 38,3 км/ч, что на 3,5% ниже аналогичного показателя 2021 г. (39,7 км/час). Техническая скорость (рис. 8) грузового поезда по итогам 2022 г. составила 42,9 км/ч, что на 3,4% ниже аналогичного показателя 2021 г. (44,4 км/ч). (Различия между разными видами скоростей (участковая, техническая, ходовая, маршрутная, скорость доставки и т.д.) – см., например в [10].)

Рис. 7. Участковая скорость в 2021 и 2022 гг., км/ч  Рис. 8. Техническая скорость в 2021 и 2022 гг., км/ч
 Рис. 7.
Участковая скорость в 2021 и 2022 гг., км/ч
 Рис. 8.
Техническая скорость в 2021 и 2022 гг., км/ч

   Помесячная динамика участковой и технической скоростей приведена на рисунке 9.

   Наряду с участковой и технической скоростями, ранее для анализа ранее часто использовался (в том числе и автором этих строк) показатель средней скорости доставки отправки (км/сут.), но в связи с неоднократными корректировками методики учета этой скорости, а также перерасчетом в 2022 г. этого показателя за 2021 г. теперь этот показатель в том виде, как его учитывает ОАО «РЖД», не несет какой-либо содержательной информации, и его анализ не имеет смысла, поэтому здесь не приводится.

Рис. 9. Помесячная динамика участковой и технической скоростей по сети ЖД с января 2016 г. по декабрь 2022 г., км/ч
 Рис. 9. Помесячная динамика участковой и технической скоростей
 по сети ЖД с января 2016 г. по декабрь 2022 г., км/ч

   Парк грузовых вагонов на сети ОАО «РЖД»

   По состоянию на декабрь 2022 г. общий парк грузовых вагонов, принадлежности РФ на сети РЖД (всех родов подвижного состава) составил 1273,9 тыс. единиц* и увеличился к аналогичному показателю декабря предыдущего года (1240,8) на 2,8%, или на 33,1 тыс. вагонов (рис. 10).

Рис. 10. Динамика общего и рабочего парка вагонов (все рода подвижного состава) в 2021–2022 гг., тыс. единиц
 Рис. 10. Динамика общего и рабочего парка вагонов
(все рода подвижного состава) в 2021–2022 гг., тыс. единиц

   Рабочий парк грузовых вагонов в декабре 2022 г. (среднесуточный показатель за месяц) составил 1083,1 тыс. ед., что на 4,7%, или на 49,4 тыс. ед. выше аналогичного показателя декабря 2021 г. (1033,7 ед.).

   По состоянию на декабрь 2022 г. общий парк полувагонов на сети РЖД составил 605,8 тыс. ед., что выше показателя декабря 2021 г. на 2,8%, или на 16,6 тыс. ед.

   Рабочий парк полувагонов составил в декабре 2022 г. 543,5 тыс. ед., он вырос на 6,6% (на 34,1 тыс. ед.) по сравнению с декабрем 2021 г. (Однако снизился по отношению к концу предыдущего квартала 2022 г. на 2,1 тыс. единиц.)

   По состоянию на декабрь 2022 г. общий парк крытых вагонов на сети РЖД составил 57,5 тыс. ед., что ниже показателя декабря 2021 г. на 2,2%, или на 1,3 тыс. ед.

   Рабочий парк крытых вагонов составил в декабре 2022 г. 42,8 тыс. ед., он снизился на 5,4% (на 2,5 тыс. ед.) по сравнению с декабрем 2021 г.

   По состоянию на декабрь 2022 г. общий парк платформ (универсальных) на сети РЖД составил 67,8 тыс. ед., что на 3,9% (на 2,5 тыс. ед.) выше показателя декабря 2021 г.

   Рабочий парк платформ составил в декабре 2022 г. 34,5 тыс. ед., он вырос на 5,4% (на 1,8 тыс. ед.) по сравнению с декабрем 2021 г.

   По состоянию на декабрь 2022 г. общий парк цистерн на сети РЖД составил 254,9 тыс. ед., что выше показателя декабря 2021 г. на 1,2%, или на 2,9 тыс. ед.

   Рабочий парк цистерн составил в декабре 2022 г. 229,3 тыс. ед., он вырос на 0,3% (на 0,6 тыс. ед.) по сравнению с декабрем 2021 г.

   На рисунке 11 приведена динамика среднего возраста грузового вагона. Из графика видно, что приобретение новых вагонов компаниями-операторами и лизинговыми компаниями привело к «омоложению» парка грузовых вагонов в России. На рисунке 12 показаны данные о возрасте по основным родам подвижного состава*.

Рис. 11. Средний возраст грузового вагона в 1994–2022 гг., лет Примечание: Данные за 1994–2002 гг. – по инвентарному парку МПС (ИП), с 2004 по 2022 г.- по всему парку вагонов по принадлежности РФ. Для 2003 года приведены данные и по ИП, и по всему парку.
 Рис. 11. Средний возраст грузового вагона в 1994–2022 гг., лет
Примечание: Данные за 1994–2002 гг. – по инвентарному парку МПС (ИП),
с 2004 по 2022 г.- по всему парку вагонов по принадлежности РФ.
Для 2003 года приведены данные и по ИП, и по всему парку.

Рис. 12. Средний возраст основных родов подвижного состава, лет
 Рис. 12. Средний возраст основных родов подвижного состава, лет

   Ставки аренды грузовых вагонов

   В IV квартале 2022 г. мы стали свидетелями стабилизации ставок, а по некоторым родам вагонов – и некоторого роста ставок аренды подвижного состава. Если в первом квартале 2022 г. ставки продолжали свой рост, в апреле – сентябре они стабилизировались, то в октябре – ноябре картина немного изменилась.

   По некоторым родам вагонов (в частности, по полувагонам и цистернам) в октябре – декабре произошел рост (см. рис. 13). Такой кумулятивный измеритель, как средняя арендная ставка по шести родам подвижного состава, достигший пикового (для 2022 г.) значения в апреле – мае, затем некоторое время снижался, но в сентябре и IV квартале начал увеличиваться*.

   Средняя суточная ставка аренды полувагона в декабре 2022 г. составила, по данным «Промгрузов»** (ставки для долгосрочных контрактов) 1600 руб., что на 14% выше показателя сентября 2022 г., хотя и ниже на 5% пиковых показателей марта – мая 2022 г. (1650 руб.).

   Суточная ставка аренды цистерны для нефтепродуктов в IV квартале подросла (рост на 5,4%, декабрь к сентябрю). Ставка аренды фитинговой платформы с сентября по декабрь 2022 г. находится на одном уровне и составляет 1600 руб., что на 5% ниже пиковых показателей марта – мая. Таким образом, в целом в IV квартале ставки аренды почти восстановились до уровня марта – мая.

   На рисунке 14 приведена долгосрочная динамика ставки аренды полувагона на фоне динамики индексации тарифов РЖД за 2008–2022 гг.***.

Рис. 13. Динамика ставок аренды вагонов с января 2019 г. по декабрь 2022 г.* (без НДС), рублей за вагон в сутки
Рис. 13. Динамика ставок аренды вагонов
с января 2019 г. по декабрь 2022 г.* (без НДС), рублей за вагон в сутки
Примечания: сайт издания «Промышленные грузы»: tps://promgruz.com;

Рис. 14. Динамика индексации тарифов Д и динамика суточной ставки аренды полувагона* с января 2008 г. по декабрь 2022 г., в %
Рис. 14. Динамика индексации тарифов Д и
динамика суточной ставки аренды полувагона*
с января 2008 г. по декабрь 2022 г., в %

   Библиографический список

   1. Социально-экономическое положение России. 2022/Росстат. – 340 с. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/osn-12–2022.pdf

   2. О промышленном производстве в 2022 году/Росстат. – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/11_01–02–2023.html  

   3. Морозов В.Н. Эволюция с учетом всех рисков / В.Н. Морозов // РЖД-Партнер. – 2017. – № 15–16. – С. 26–31.

   4. Хусаинов Ф.И. Перевозки грузов железнодорожным транспортом в 2018 году: экономико-статистический обзор/Ф.И. Хусаинов, М.В. Ожерельева//Вестник транспорта. –2019. –№9. –С.7–17. –URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/305199465.pdf  

   5. Хусаинов Ф.И. Влияние структуры погрузки и грузооборота на доходность грузовых перевозок ОАО «РЖД» / Ф.И. Хусаинов // Транспорт Российской Федерации. – 2018. – № 3 (76). – С. 29–32. – URL: https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/direct/248143045 

   6. Хусаинов Ф.И. Структурная реформа железных дорог: история успеха или провала? / Ф.И. Хусаинов // РЖД-Партнер. – 2021. – № 24. – С. 38–43. – URL: https://publications.hse.ru/pubs/share/direct/545703832.pdf 

   7. Волков С. Итоги 2022 года. Как отрасль справлялась с санкционными ограничениями / С. Волков // Гудок. – 2023. – 9 января. – URL: https://gudok.ru/content/freighttrans/1623819/ 

   8. Солнцев А. На стройке – неустойчивый ветер перемен / А. Солнцев // РЖД- Партнер. – 2023. – № 1–2. – С. 25.

   9. Гусаченко Н. Контейнеры раскатывают сеть / Н. Гусаченко // РЖД-Партнер. – 2023. – № 1–2. – С. 18.

   10. Методика технического нормирования, учета рабочего парка и времени оборота грузового вагона на инфраструктуре общего пользования: утв. распоряжением ОАО «РЖД» от 18.08.2015 № 2075-р.

   11. Хусаинов Ф.И. Показатели скорости как аналитические инструменты для оценки работы железных дорог / Ф.И. Хусаинов // Транспорт Российской Федерации. – 2017. – № 4 (71). – С. 19–22.


Рынок железнодорожных грузовых перевозок в 2022 г.