Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Международные транспортные коридоры формируют новые центры роста в Евразии


Гудок.Ру

Международные транспортные коридоры
формируют новые центры роста в Евразии
Из Центральной Сибири в сторону Китая, Монголии,
портов Индийского и Тихого океанов.

Как география работает на экономику

Международные транспортные коридоры (МТК) выступают связующим звеном экономик разных стран. Их развитие формирует новые центры роста. Поворот на восток резко увеличил спрос на контейнерные перевозки, которые остаются одним из наших приоритетов, сказал глава ОАО «РЖД» Олег Белозёров на заседании Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам.

Разветвлённая сеть

   Создание международных и региональных логистических, торговых маршрутов объективно отражает те глубинные изменения, которые идут в мировой экономике, ту новую роль, которую играют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, глобального Юга, другие центры роста и развития. Об этом говорил президент РФ Владимир Путин в Пекине, куда он был приглашён как почётный гость для участия в III Международном форуме «Один пояс – один путь».

   По мнению главы государства, эта инициатива КНР созвучна предложению сформировать большое евразийское партнёрство как пространство сотрудничества и взаимодействия единомышленников, где будут сопряжены самые разные интеграционные процессы.

   Глава государства отметил важность развития международного транспортного коридора (МТК) Север – Юг, проходящего от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса. Он добавил, что новый коридор с севера на юг пройдёт через Уральский регион России и Сибирь. Строительство Северного широтного хода – это ещё одна железнодорожная ветка с выходом к портам Северного Ледовитого океана и полуострову Ямал и новой Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Ханты-Мансийского автономного округа России до её стыковки с Транссибом и БАМом.

   Кроме того, идёт работа с зарубежными партнёрами над прокладкой железнодорожных маршрутов из Центральной Сибири в южном направлении – в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.

   «И наконец, ещё один коридор от Арктики на юг мы планируем на Дальнем Востоке, его элементы также формируются. Это железнодорожная ветка от БАМа в Якутию, мосты через Лену и Амур – огромные сибирские реки, Тихоокеанская железная дорога, модернизация автомобильных трасс, создание глубоководных терминалов на восточном участке Северного морского пути», – пояснил Владимир Путин.

   Президент акцентировал внимание на проекте Северного морского пути (СМП). В июне 2023 года премьер-министр РФ Михаил Мишустин сообщил, что в развитие СМП в ближайшие 13 лет будет вложено около 2 трлн руб., включая 600 млрд руб. из федерального бюджета.

   Развитие транспортных коридоров, подчеркнул Владимир Путин, открывает возможность напрямую соединить, интегрировать СМП с крупными логистическими узлами на юге Евразии, на побережье Индийского и Тихого океанов.

Восточный вектор

В контексте геополитической обстановки и санкционной войны, объявленной России коллективным Западом, отечественные компании ищут новые рынки сбыта и выстраивают новые логистические цепочки. Главным направлением движения стал Китай.

   По данным Главного таможенного управления Китая, товарооборот РФ и КНР в прошлом году составил $190,3 млрд (увеличение на 29,3% к предыдущему году). Китайский экспорт в Россию вырос на 12,8% (до $76,1 млрд), а импорт из РФ – на 43,4% (до $114,1 млрд).
   За шесть месяцев 2023 года товарооборот с КНР вырос на 40,6% и составил $114,54 млрд. Экспорт в Россию увеличился на 78,1% и составил $52,284 млрд, а российский импорт в КНР – на 19,4%, до $62,263 млрд.

   «Этому способствует новая геополитическая реальность. В условиях ухода компаний из недружественных стран с российского рынка отечественные импортёры ищут партнёров в дружественных юрисдикциях. А с учётом развития китайского производства и углубляющейся кооперации между РФ и КНР в разных отраслях экономики основным поставщиком останется Китай», – комментирует «Гудку» заместитель начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Ирина Ажикина.

   Одновременно с показателями торговли растёт и спрос на перевозки между двумя странами. Так, 17 октября, выступая на XXXII пленарном заседании Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозёров рассказал о результатах сотрудничества компании с китайскими партнёрами: за 2022 год в сообщении с Китаем холдинг перевёз более 120 млн тонн грузов, а за девять месяцев этого года – более 128 млн тонн, что почти на 52% превышает показатель аналогичного периода прошлого года. Он уделил внимание развитию МТК, пунктов пропуска, цифровизации перевозок, взаимодействию КСТП с БРИКС и АСЕАН, развитию кадрового потенциала отрасли и вопросам экологии.

   «Действующие транспортные коридоры, предусматривающие перевозку морским, железнодорожным и автотранспортом, останутся в максимальном приоритете, в том числе благодаря их надёжности, удобству и приемлемому уровню тарифов», – рассказывает «Гудку» заместитель генерального директора по работе с ключевыми клиентами Stalogistic Александр Басов.

Перейти границу

   При доставке грузов железной дорогой задействованы погранпереходы между Россией и Китаем (Забайкальск, Пограничный, Махалино, Нижнеленинское) и пункты пропуска на границе с Монголией и Казахстаном.

   За девять месяцев 2023 года через пограничные переходы ДВЖД во всех направлениях перевезено более 10,5 млн тонн грузов, что на 20,8% больше, чем за аналогичный период 2022 года.

   Существенный рост обеспечен за счёт увеличения экспорта в Китай через пограничный переход Гродеково (РФ) – Суйфэньхэ (КНР), в том числе 1,8 млн тонн угля (рост в 1,5 раза), 1,5 млн тонн металлической руды (+16,4%), 380 тыс. тонн хлебных грузов (рост почти в 2,6 раза). Из Китая ввезено 92 тыс. тонн строительных (рост в 1,3 раза) и почти 22 тыс. тонн контейнерных грузов (рост в 1,5 раза). Всего экспортно-импортные грузоперевозки через пограничный переход Гродеково – Суйфэньхэ составили 6,3 млн тонн (+2,5%).

   Экспортные грузовые перевозки через погранпереход Нижнеленинское (РФ) – Тунцзян (КНР) за девять месяцев 2023 года составили более 2,2 млн тонн. Из них 1,7 млн тонн угля и 539 тыс. тонн руды. В импортном направлении перевезено почти 6 тыс. тонн контейнерных грузов. В конце октября через Нижнеленинское – Тунцзян отправлен первый контейнерный поезд с сельхозпродукцией в Китай. Ранее контейнеры следовали через этот пункт пропуска исключительно в Россию.

   Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ) ОАО «РЖД» продолжает развивать терминальную инфраструктуру и оказывать услуги на действующих переходах с КНР.

   По словам заместителя начальника ЦМ Андрея Зыбкина, на терминалах Забайкальск и Гродеково осуществляется перегруз груза из крытого и открытого подвижного состава, из вагонов-автомобилевозов, а также перегруз крупнотоннажных контейнеров. Склады временного хранения, открытые на данных терминалах, позволяют осуществлять хранение груза, находящегося под таможенным контролем, а также все необходимые операции, связанные с досмотром грузов таможенными органами.

   На железнодорожных пограничных переходах Махалино – Хуньчунь и Нижнеленинское – Тунцзян дирекция осуществляет работы, связанные с погрузкой и выгрузкой грузов выездными бригадами при решении таможенного органа о проведении таможенного досмотра.

   Кроме того, по данным холдинга, инвестиции в развитие железнодорожных погранпереходов в текущем году составят 4,5 млрд руб., а в 2024 году планируется вложить 7 млрд руб.

   «Необходимо увеличивать пропускную способность железной дороги и погранпереходов, а также открывать новые пункты пропуска между Россией и Китаем», – считает генеральный директор ModernWay (контейнерный оператор) Николай Ольшанский. – Это позволило бы увеличить объём доставок между странами. Сейчас перевозчики сталкиваются с существенными ограничениями пропускной способности БАМа и Транссиба из-за увеличившегося объёма грузов, связанного с переориентацией российской торговли на восточное направление как в части контейнерных, так и грузов, перевозимых в цистернах и полувагонах».

   По мнению руководителя направления мультимодальных перевозок FM Logistic в России Дмитрия Суховерши, существенных задержек на погранпереходах не наблюдается, но в случае роста объёмов перевозок они, очевидно, появятся, поскольку пропускная способность действующих терминалов ограничена.

   Правительство РФ утвердило План реализации Стратегии социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года. В документ включены перспективные железнодорожные инфраструктурные проекты с участием ОАО «РЖД».

   Так, план предусматривает оценку целесообразности создания Северо-Сибирской железнодорожной магистрали – от Нижневартовска (Ханты-­Мансийский автономный округ) до Белого Яра (Томская область), от Таштагола (Кемеровская область) до Урумчи (Синьцзянь-Уйгурский ­автономный район в Китае).

   В Сибирском ФО рассматриваются ещё два проекта – Северный и Западный железнодорожные коридоры. В документе предусмотрена подготовка предложений по созданию железнодорожной инфраструктуры для обоих коридоров.

   Северный коридор может быть построен через станции Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой (Республика Тыва) Арц-Сурь (Монголия) – Овот – Эрденет (второй по величине город в Монголии) – Салхит (Монголия) – Дзамын-Удэ Эрлянь (город в Северном Китае, в автономном районе Внутренняя Монголия) – Уланчаб – Чжанцзякоу – Пекин – Тяньцзинь.

   Для Западного коридора рассматривается маршрут через Курагино – Кызыл – Цаган-Толгой Арц-Сурь – Кобдо (Монголия) Такешкен (Китай) – район Хами – Чанцзи-Хуэйский автономный округ (Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР) – Урумчи.

14 ноября 2023 года
Сергей Волков


Международные транспортные коридоры формируют новые центры роста в Евразии
Из Центральной Сибири в сторону Китая, Монголии, портов Индийского и Тихого океанов.