Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Анализ состояния парка машин и техники
в железнодорожной отрасли
Российской Федерации


Аксенова А.И., Шевченко Л.Р. Телятникова Н.А., к.т.н., доцент РУТ (МИИТ)
Анализ состояния парка машин и техники
в железнодорожной отрасли
Российской Федерации

   Железнодорожный транспорт Российской Федерации имеет особо важную роль в жизнеобеспечении многоотраслевой экономики и реализации социально значимых услуг по перевозке пассажиров. В современном мире строительства не обходятся без передовых технологий, машинизированного труда, организационно – технологических процессов.
   Одной из острых проблем на данный момент, которая влияет на железнодорожную инфраструктуру, является обновление машинного парка. Путевой парк машин линейных предприятий ОАО «РЖД» представлен в таблице 1.

Таблица 1 – Ассортимент машин

Назначение Название
Машины для ремонта земляного полотна  СЗП
Машины для балластировки и подъёмки пути    ЭЛБ, ПБ
Машины для очистки щебня и замены балласта МОБ, УМ, СЧ, RM, ЩОМ, СЧУ, AHM. 
Машины для укладки путевой решётки  УК, МПД
Машины для сварки и шлифовки пути ПРСМ, ПРШ
Машины для уплотнения балластной призмы, выправки и отделки пути ВПР, UNIMAT, DUOMATIC, ВПО, ДСП–С
Прочие машины и механизмы ГАЙКОВЕРТ ПМГ, кусторез СП.

   В июне 2019 года состоялось выездное расширенное заседание комитета Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» по координации производителей компонентов инфраструктуры и путевой техники. На заседании участники ознакомились с новыми образцами путевой техники и планами ОАО «РЖД» по закупкам нового оборудования. До 2025 года у Дирекции по ремонту пути стоит цель обновить до 45% текущего парка. В заседании приняли участие руководители Центральной дирекции инфраструктуры, Центральной дирекции по ремонту пути, Дирекции по эксплуатации путевых машин, АО «НИИАС», АО «ВНИИЖТ», компаний – производителей путевой техники.
   Начальник Центральной дирекции по ремонту пути Владимир Антонец сообщил, что перед дирекцией поставлена цель в течении четырех лет увеличить объём работ не менее чем на 25%. В связи с этим дирекции необходимо приобретать инновационную технику нового поколения. На её приобретение ежегодно выделяется 15 млрд руб. К 2025 году общий объём вложений в обновление парка путевой техники составит около 100 млрд руб.
   На момент 2019 года 74% парка путевой техники требует замены из-за износа. Хоппер-дозаторы, думпкары, платформы и вагоны сопровождения составляют наибольший процент износа – 91,6%. За 2019-2025 года процент выбытия путевой техники составит 52% от всего эксплуатируемого парка на сегодняшний день. Это объясняется тем, что в 1990-2000 годах были слишком низкие закупки путевой техники и объемы производства. Чтобы восполнить выбывающий парк 2019-2025 годов, необходимо пополнение путевой техники, отвечающей современным цифровым стандартам и высокой производительности. «Нам нужны данные о позиционировании путевой техники, а также сведения в цифровом виде о всех режимах работы наших машин, в том числе о выработке. Это позволяет увеличить межремонтный интервал, сократить потребление материалов при текущей эксплуатации и активизировать персонал на текущем содержании пути», – сказал главный инженер Центральной дирекции инфраструктуры Геннадий Насонов.
   Участникам заседания продемонстрировали новые образцы путевой техники российского производства, а именно машины завода «Тулажелдормаш» и «Ремпутьмаш».
   Были показаны работы щебнеочистительной машины нового поколения и машины по выправки пути, уплотнению и отделке балластной призмы ВПО-С, включающей в себя систему автоведения.
   Подводя итоги совещания, участники приняли решения по разработке комплекса национальных стандартов для проектирования и постройки путевой техники нового поколения, систем автоматизации управления исполнительными механизмами путевых машин в процессе ремонта, а также мер по поддержанию баланса парка путевых машин.

   В Российской Федерации растет спрос на качественные услуги железнодорожного транспорта, однако не является возможным достижение удовлетворения всех потребностей.
   Возникает ряд проблем, который необходимо решить за короткий срок времени и без больших затрат. Требуется преодолеть не только нарастающий износ основных фондов, но и предоставить условия для благоприятной среды развития инфраструктуры.
   Предлагается несколько вариантов достижения этой цели:
   1. Привлечение инвесторов;
   2. Закупка инновационного оборудования;
   3. Увеличение количества заводов по производству путевой техники.
   С финансовой стороны, железнодорожный транспорт является прибыльным, хотя пассажирские перевозки (в частности пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог – производители массовых грузов (угля, строительных материалов, черных и цветных металлов и др.). Их спрос на услуги железнодорожного транспорта имеет низкую эластичность, а среднее расстояние перевозки этих грузов так велико, что грузоотправители фактически не имеют другой альтернативы.

   Вместе с тем, в работе предприятий транспортного машиностроения выявлены некоторые проблемы, тормозящие производство рентабельной и качественной продукции.
   - Во-первых, необходимо проводить курсы по повышению квалификации кадров в соответствии с совершенствованиями путевого комплекса.
   - Во-вторых, парк путевой техники должен подвергаться постоянному обновлению наиболее востребованных машин и механизмов.
   - В-третьих, проблема качества комплектующих в условиях монополизма, является отсутствием заинтересованности производителей в улучшениях и инновациях. В связи с увеличением гарантийного срока на продукцию до 2-х лет потребуется применение более долговечных комплектующих, что еще более обострит эту проблему и приведет к удорожанию машин.

   Для развития и модернизации железнодорожной отрасли остро необходимо привлечение инвестиционных ресурсов, которых на данный период времени не хватает. По нашему мнению, чтобы их увеличить, необходимо предпринять следующие меры:
   - таможенное стимулирование при импорте оборудования, не имеющих отечественных аналогов для производства продукции по последним технологиям.
   - государственное долгосрочное кредитование инновационных проектов и налоговой мотивации научных и проектных организаций, частного капитала, направленных на создание новой железнодорожной техники;
   - новую железнодорожную технику;
   техники, на основе создания центров по производству комплектующих узлов и оборудования.

Список литературы:

1. Богданова Д. М. Перспективы развития железнодорожного транспорта в России // Молодой ученый. – 2018. – №36. – С. 65-69. – URL: https://moluch.ru/archive/222/52554/
   2. Евразия Вести. Состояние и перспективы развития инфраструктуры ОАО «РЖД». [Электронный ресурс] – URL: http://www.eav.ru/publ1p.php?publid=2008-12a01
   3. Кадик Л. Путевую технику ждёт смена поколений//Газета Гудок. [Электронный ресурс] – URL: https://www.gudok.ru/newspaper/?ID=1467146&archive=2019.06.17
   4. Яковлева Т.Г. Железнодорожный путь / Яковлева Т.Г., Карпущенко С.И., Клинов Н.Н., Путря Н.Н., Смирнов М.П.: Транспорт. 1999. 405 с.


Материалы Молодежного научного форума студентов и аспирантов транспортных вузов (с международным участием).
Санкт-Петербург, Государственный университет морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова и Российский университет транспорта
"Анализ состояния парка машин и техники в железнодорожной отрасли Российской Федерации"
Аксенова А.И., Шевченко Л.Р. Телятникова Н.А., к.т.н., доцент РУТ (МИИТ), г. Москва, РФ