Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Основы экономической безопасности государства


гордиенко д.в.

Основы экономической безопасности государства
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

  ВВЕДЕНИЕ

   Происходящие изменения в международной обстановке положили начало новым подходам в сфере политических, экономических и военных отношений стран мирового сообщества. В этих условиях обеспечение национальной безопасности тесно связано с решением экономических вопросов. Вместе с тем, поскольку угроза войны в современном мире окончательно не снята, с особой остротой встает проблема обеспечения экономической безопасности государства и практических шагов в этом направлении.

   Одной из главных угроз национальной стабильности и безопасности стал международный терроризм. Международный терроризм – активная разрушительная сила, широко использующая финансовую и организационную поддержку извне. Действия его скоординированы. Борьба с международным терроризмом требует укрепления межгосударственного сотрудничества, развития как военно-политической, так и военно- экономической интеграции.

   Актуальность рассматриваемой проблемы обусловлена также рядом обстоятельств внутреннего и внешнего характера.

   Во-первых, осложнение внутриэкономических и социально- политических проблем в ряде стран: дефицит госбюджета, безработица, разгул "теневой экономики" и другие негативные явления спада производства, политической нестабильности и обострения социальной напряженности в обществе. В результате этого происходит разрушение экономических основ обеспечения национальной безопасности.

   Во-вторых, в условиях ослабления одних стран усиливается стремление других держав к военно-технологическому превосходству над ними, использованию "экономических рычагов" давления для достижения своих политических интересов.

   В-третьих, жизненно важными становятся вопросы соблюдения определенного баланса между позитивными и негативными сторонами воздействия внешнеэкономических связей на ход и темпы социально- экономических преобразований, а также обеспечение обороноспособности государства.

   Таким образом, одной из важнейших первоочередных задач любого государства мира в настоящее время является достижение такого уровня экономической безопасности, который обеспечивал бы внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал ее национальную безопасность. 


I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА,
ЕЕ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

   Экономическая безопасность государства является неотъемлемой частью национальной безопасности.

   Справочно. Национальная безопасность - это состояние защищенности общества, государства и личности от внутренних и внешних угроз1. Наряду с экономической безопасностью, национальная безопасность включает в себя
   - внешнеполитическую и
   - внутриполитическую безопасность государства,
   - его военную безопасность,
   - информационную безопасность,
   - личную,
   - социальную,
   - духовную,
   - экологическую
   - и другие виды безопасности.

   Под экономической безопасностью государства (ЭБ) понимается состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов2.

   Экономическая безопасность государства – сложное социально- экономическое явление, отражающее большую гамму постоянно меняющихся условий материального производства, внешних и внутренних угроз (опасностей) экономике страны.

   1 В законе Российской Федерации "О безопасности" (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ) понятие "<национальная> безопасность" определяется как "состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз". При этом "жизненно важные интересы" представляются как "совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства". См.: Закон Российской Федерации "О безопасности". Федеральный закон "О федеральной службе безопасности". - М.: "Ось-89", 2004. - 48 с.
   2 В "Основных положениях государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации" понятие "экономическая безопасность" определено как "возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно- политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз".
   См.: Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. - М.: 1994.
  

   Экономическая безопасность государства определяется
   - уровнем развития производительных сил и
   - состоянием социально-экономических отношений,
   - развитием научно-технического прогресса (НТП) и
   - использованием его достижений в национальном хозяйстве,
   - внешнеэкономическим обменом и
   - международной обстановкой.

   Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства.

   Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями "развитие" и "устойчивость".

   Развитие национального хозяйства – один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям на национальное хозяйство.

   Устойчивость национального хозяйства – важнейшая характеристика экономики как единой системы. Она отражает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

   В прил. № 1 представлена динамика развития экономики СССР/России в период с 1950 по 2000 годы. Ее рассмотрение дает представление, с одной стороны, о развитии экономики страны (прежде всего, росте валового внутреннего продукта (ВВП)), а с другой - об устойчивости национального хозяйства.

   Очевидно, что в периоды истории, которые характеризовались наивысшим уровнем экономической безопасности нашей страны, имело место прогрессивное развитие экономики совпадающее со стабильным ростом ее макроэкономических показателей.

   Содержание категории "экономическая безопасность государства" может быть рассмотрено с различных сторон.

   Экономическая безопасность может быть представлена как состояние экономики, то есть как состояние национального хозяйства, при котором комплекс экономических, производственных и технологических факторов позволяет осуществлять воспроизводственный цикл.

   Экономическая безопасность может быть также рассмотрена как процесс создания и упрочения условий, обеспечивающих надежное функционирование национальной экономики в ходе ее развития.

   И, наконец, система экономической безопасности государства может быть определена как совокупность взаимосвязанных структурных элементов:
   - материального обеспечения производства;
   - состояния рабочей силы;
   - размеров и прогрессивности основного производственного капитала (фондов);
   - развития сферы исследований, разработок и технологических нововведений;
   - возможности сбыта продукции на внешнем и внутреннем рынках.

   Компонентами (слагаемыми) экономической безопасности государства являются:
   - промышленный потенциал (см. прил. № 4);
   - уровень сельскохозяйственного производства;
   - запасы природных ресурсов (см. прил. № 2);
   - географическое положение страны;
   - уровень социально-демографического развития, а также
   - уровень государственного руководства экономикой.

   США, Россия, Япония, Китай, Евросоюз и ряд других государств мира занимают лидирующее положение в мире по промышленному потенциалу, уровню сельскохозяйственного производства, запасам природных ресурсов, имеют выгодное географическое положение, что способствует обеспечению экономической безопасности этих стран.

   Вместе с тем, они порой резко отличаются по промышленному потенциалу, запасам полезных ископаемых, уровню социально- демографического развития, а также степенью государственного регулирования экономики.

   В этой связи, остановимся несколько подробнее на проблеме защиты национальных экономических интересов и регулирования экономики страны со стороны государства.

   Экономическая безопасность государства обусловливает не только успешное экономическое развитие, но и необходимость создания механизмов защиты национальных экономических интересов.

   Стратегия экономической безопасности государства должна быть ориентирована не только
   - на обеспечение социально-экономической и социально-политической стабильности общества,
   - но и на обеспечение национального хозяйства необходимыми ресурсами;
   - защищенность экспорта производимой продукции;
   - поддержание достаточного уровня жизни населения и пр.

   При этом одним из главных приоритетов реализации стратегии экономической безопасности выступает построение системы государственного регулирования в этой области, что имеет принципиальное значение для предотвращения распада общества.

   Существуют несколько моделей рыночной экономики, которые отличаются, прежде всего, уровнем государственного регулирования национального хозяйства.

   В общем случае, деятельность государства по укреплению экономических основ национальной безопасности должна предусматривать:
   - координацию мероприятий по всем направлениям экономических реформ, включая проведение институциональных преобразований;
   - создание нормативно-правового пространства;
   - а также построение системы управления экономикой.

   Остановимся далее на рассмотрении структурных элементов экономической безопасности.

   Составными структурными элементами экономической безопасности являются:
   - технологическая,
   - технико-производственная,
   - валютно-кредитная,
   - сырьевая,
   - энергетическая,
   - экологическая,
   - информационная и
   - экологическая составляющие.

   Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.

   Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства.

   Особую опасность для национальной безопасности государства представляет зависимость от внешних поставок. В случае обострения экономического или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно- технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

   Валютно-кредитную составляющую можно определить как возможность государства получать, размещать и использовать зарубежные кредиты и инвестиции, а также рассчитываться по ним в пределах, обеспечивающих устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях.

   Продовольственная и сырьевая составляющие предполагают обеспеченность экономики страны соответственно продовольствием и сырьем в размерах необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства.

   Характеристики сырьевой составляющей представлены в прил. № 2. Проблемным вопросом обеспечения продовольственной и сырьевой безопасности является зависимость национального хозяйства от импорта продовольственных и сырьевых ресурсов (см. прил. № 3).

   Энергетическая составляющая предполагает обеспечение стабильности физических поставок энергоносителей для внутреннего потребления или адаптацию национальной экономики к новым мировым ценам на них. Энергетическая безопасность предполагает определение, выявление и систематизацию событий, наступление которых прямо или косвенно может нанести ущерб развитию топливно-энергетического комплекса (ТЭК).

   К числу проблем, снижающих энергетическую безопасность государства, можно отнести:
   - изношенность основных фондов,
   - разрыв внутренних и мировых цен на энергоносители,
   - темпы и масштабы приватизации в отрасли,
   - бесхозяйственность и падение трудовой дисциплины, ведущие к росту аварийности в ТЭК страны.

   Экологическая составляющая предусматривает такое состояние национальной экономики, при котором предотвращаются или своевременно разрешаются противоречия между обществом и средой обитания, не допускается нанесение ущерба экономическому потенциалу государства.

   Информационная составляющая предполагает такой порядок взаимного обмена производственными, научно-техническими сведениями внутри хозяйственного комплекса страны и с зарубежными партнерами, при котором будет гарантироваться тайна технологии производства.

   Аксиомой является положение о том, что страна, имеющая превосходство в информационном обеспечении национального хозяйства, силах и средствах информационного противоборства, может рассчитывать на лидерство в экономической и военно-политической областях, иметь стратегическое и экономическое преимущество.

   Очевидно, что
   обеспечение экономической безопасности - важнейшая функция государства
.

   Как специфическое направление государственной экономической политики, оно охватывает систему отношений между хозяйствующими субъектами по удовлетворению экономических потребностей общества и имеет целью поиск оптимальных путей решения всего комплекса экономических проблем.

   Решение задач укрепления экономических основ обеспечения национальной безопасности государства невозможно без проведения всестороннего теоретического анализа факторов, критериев и показателей, объективно отражающих состояние национальной экономики и указывающих на возможные опасности для ее нормального развития.

   В этой связи, рассмотрим далее внутренние и внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность

   Внутренние факторы, влияющие на материальные основы экономической безопасности, можно классифицировать следующим образом.

   Экономические факторы - это, прежде всего:
   - структура национального хозяйства;
   - уровень монополизации экономики;
   - эффективность общественного производства;
   - конкурентоспособность экономики;
   - технологическая база промышленного производства;
   - состояние финансовой системы;
   - инвестиционная политика государства.

   Организационные факторы включают в себя, как правило:
   - состояние и эффективность системы управления национальным хозяйством (включая и военный сектор экономики);
   - состояние объектов инфраструктуры (в том числе и в военном хозяйственном комплексе);
   - уровень организации разведки минерально-сырьевой базы (особенно военно-стратегического назначения);
   - эффективность вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;
   - организация развития научно-технического прогресса (НТП) на перспективных направлениях;
   - принятие оптимальных управленческих решений и пр.

   К правовым факторам могут быть отнесены:
   - совершенство нормативно-правового законодательства;
   - преодоление монополизма в экономике;
   - правовая дисциплина и исполнительность;
   - состояние борьбы с коррупцией и преступностью в экономике;
   - контроль за движением финансовых средств и др.

   Социальные факторы включают в себя:
   - обеспечение приемлемых для большинства населения условий жизни и развития личности;
   - предотвращение значительной дифференциации в доходах граждан;
   - недопущение сокрытия доходов и уклонения от уплаты налогов;
   - исключение потенциальных угроз возникновения социальных конфликтов;
   - борьбу с терроризмом.

   Внешние факторы, оказывающие влияние на состояние экономической безопасности государства, включают в себя следующие факторы.

   Торгово-экономический фактор, элементами которого являются:
   - структура импорта (доля продовольствия и высокотехнологичных товаров);
   - степень зависимости страны от импорта продукции стратегического назначения;
   - структура экспорта (доля высоко конкурентных товаров);
   - контроль над рынками сбыта отечественной продукции (включая и военную), таможенный контроль над экспортно- импортными операциями.

   Валютно-финансовый фактор, включающий:
   - состояние финансового рынка и рынка ценных бумаг;
   - основные направления финансовых потоков и характер расчетных отношений;
   - уровень дефицита государственного бюджета;
   - конвертируемость национальной валюты;
   - состояние банковской системы;
   - уровень внешнего и внутреннего долга;
   - золотовалютные запасы страны;
   - валютный контроль таможенной границы государства.

   Маркетинговый фактор, учитывающий:
   - продвижение экспортных товаров на мировых рынках;
   - конкурентоспособность этих товаров;
   - возможности по завоеванию рынков сбыта отечественных товаров и услуг.

   Еще одним важным вопросом, на котором хотелось бы остановиться, является взаимосвязь экономической безопасности с другими составными частями национальной безопасности.

   Экономическая безопасность государства, как составная часть национальной безопасности, может быть в полной мере обеспечена лишь при обеспечении других видов безопасности личности, общества и государства. В этом плане экономическую безопасность государства целесообразно рассматривать в единстве и во взаимодействии с различными видами безопасности.

   Например, экономическую безопасность, непосредственно связанную с проблемой обеспечения обороноспособности государства, можно рассматривать как военно-экономическую безопасность.

   Военно-экономическая безопасность государства (ВЭБ) предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в мирное время и в период вооруженного противоборства3. Ее можно также охарактеризовать как способность военно-промышленного комплекса страны в любых условиях парировать внешние и внутренние угрозы военно-экономического характера.

   Военно-экономическая безопасность включает в себя следующие важнейшие компоненты:
   - военно-экономическую самодостаточность, то есть способность государства удовлетворять основные военные потребности как в мирное время, так и в условиях военного противоборства за счет собственных ресурсов;
   - надежность и устойчивость функционирования военного сектора экономики;
   - способность военной экономики развивать свои научно- технические возможности таким образом, чтобы удовлетворение текущих и перспективных военно- экономических потребностей осуществлялось при минимальных затратах всех видов ресурсов;
   - наличие мобилизационных возможностей для развертывания военного производства.

   3 Более подробно см. Гордиенко Д.В. Основы военно-экономической безопасности государства. Лекция. - М.: ВАГШ, 2004, инв. № 000471 дсп.

   Например, оптимальный вариант, предусматривающий возможность мобилизационного развертывания промышленности, предполагает осуществление ряда организационно-технических мероприятий. К их числу можно отнести:
   - консервацию части освобождающихся производственных мощностей промышленных предприятий;
   - хранение на складах конверсируемых предприятий оптимального количества освободившегося спецоборудования и комплектующих, пригодных для производства вооружения и военной техники (ВВТ);
   - приспособление производственных мощностей, перепрофилированных на выпуск гражданской продукции, для промышленного производства вооружения и военной техники в условиях военной угрозы и военного времени (внедрение "двойных" технологий);
   - активное внедрение в военное и гражданское производство инноваций (нововведений, обусловленных научно- техническим прогрессом) и др.

   В этой связи, структурно-логическая схема определения целевых программ обеспечения военно-экономической безопасности должна предусматривать обоснование стратегии военно-экономической безопасности с учетом как программы экономического развития государства, так и положений проводимой им военной политики.

   Таким образом, концепция военно-экономической безопасности базируется, с одной стороны, на положениях военной доктрины государства, а, с другой - на принятой стратегии обеспечения его экономической безопасности.

   Возвращаясь к экономической безопасности государства, следует отметить, что она может быть охарактеризована по определенным качественным критериям, которые могут отражать:
   - экономическую и политическую стабильность общества;
   - целостность государства;
   - возможность противостоять влиянию внутренних и внешних угроз;
   - устойчивость социально-экономической ситуации в стране
   - и т.п.

   В этой связи, критериальная оценка экономической безопасности предполагает учет и определение значений следующих параметров:

   1. Состояния ресурсного потенциала государства и возможностей его развития, в том числе:
   - уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия наиболее развитым странам мира;
   - сохранения государственного контроля над стратегическими ресурсами;
   - объемов их вывоза в размерах, могущих причинить ущерб национальным интересам и др.

   2. Способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства, прежде всего:
   - развития отраслей производства, имеющих жизненно важное значение для функционирования государства как в обычных условиях, так и в состоянии вооруженного противоборства;
   - характеристик процесса воспроизводства, в зависимости от внешнего воздействия.

   3. Состояния научно-технического потенциала страны, сохранения и развития ведущих отечественных научных школ, способных обеспечить независимость государства на стратегически важных направлениях НТП.

   4. Устойчивости финансовой системы, определяемой стабильностью цен, состоянием государственного бюджета, направленностью финансовых потоков, степенью защищенности вкладчиков, конвертируемостью национальной валюты, стратегическим золотым запасом.

   5. Сбалансированности внешнеэкономической политики, предполагающей как удовлетворение потребностей внутреннего рынка, так и защиту отечественных производителей, в том числе:
   - структуры внешней торговли, обеспечивающей доступ отечественных товаров на внешний рынок;
   - максимально возможного уровня удовлетворения внутренних потребностей за счет импорта (в пределах, исключающих попадание в экономическую зависимость) и пр.

   6. Уровня жизни населения, а также уровней бедности, безработицы и имущественной дифференциации.

   7. Наличия экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества и всех сфер хозяйственной и финансовой деятельности.

   8. Уровня государственного регулирования экономикой, обеспечивающего ее оптимальное функционирование как в мирных условиях, так и в период военного противоборства.

   В этой связи, система показателей экономической безопасности может включать:
   - объем валового внутреннего продукта (ВВП);
   - показатели экономического роста, конкурентоспособности экономики, доли машиностроения в общем объеме промышленного производства (см. прил. № 4);
   - объем инвестиций (см. прил. № 5);
   - показатели дефицита бюджета, государственного долга, наличия новейших технологий, темпов инфляции;
   - социально-экономические показатели, характеризующие образование, здравоохранение, преступность, безработицу и др.


II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

   Развитие национальной экономики всякого государства в современных условиях происходит в условиях существования различных угроз его экономической безопасности. Основными из них являются:
   - спад производства и утрата рынков сбыта;
   - сокращение инвестиций в экономику;
   - торможение научно-технического прогресса и разрушение индустриальных основ национальной экономики;
   - региональная и/или мировая экономическая дезинтеграция;
   - дифференциация в доходах населения и нарастание безработицы;
   - преступность в экономической сфере;
   - последствия стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций;
   - возрастание внешнего долга;
   - "утечка мозгов" и финансовых средств за рубеж.

   Таким образом, одной из главных задач в решении проблем обеспечения национальной безопасности является преодоление спада производства и обеспечение экономической стабилизации.

   Хроника экономической жизни России 90-х гг. прошлого столетия подводит к выводу об исключительной важности для страны решения проблемы перехода к стабильному развитию. Экономический подъем в современных условиях - это не просто наращивание ВВП. Необходимо обеспечить перевод всей экономики станы на новую современную технико- технологическую базу. Для этого необходимо:
   - обеспечить высокие темпы экономического роста, прежде всего в наукоемких отраслях и обрабатывающей промышленности;
   - осуществить структурный сдвиг в пользу ресурсосберегающих производств, обновив систему основных фондов страны;
   - добиться стабилизации финансовой и денежно-кредитной системы через движение экономики к минимуму темпов инфляции и бюджетного дефицита.

   Еще одним важным направлением укрепления экономической безопасности государства является укрепление его экономического потенциала.

   Мощный экономический потенциал составляет материальную основу поступательного развития общества. Он обеспечивает удовлетворение всей гаммы экономических потребностей общества и личности. От степени его развития зависит не только экономическое благосостояние общества и его членов, но и его обороноспособность.

   К числу важнейших направлений укрепления экономической безопасности государства можно отнести также научно-технические преобразования в экономике.

   В этом плане одно из главных мест для обеспечения экономической безопасности государства занимают стандартизация и унификация производственных и технологических процессов.

   Разработка единых стандартов, технологических условий и элементной базы, унификация узлов и деталей становятся ощутимой предпосылкой специализации и кооперации, а также эффективным средством сокращения расходов при производстве гражданской и военной продукции.

   Укрепление экономических основ безопасности страны напрямую зависит от государственной промышленной политики. Ее императив – создание многоотраслевого высокотехнологичного и конкурентоспособного промышленного комплекса.

   В настоящее время новейшие технологии являются определяющими в качестве и динамике экономического роста. Вот почему технологическая безопасность выступает доминирующей составляющей экономических основ безопасности государства в целом.

   Укрепление технологической безопасности предусматривает защиту научно-технического комплекса страны. Недопустимо строить систему национальной технологической безопасности на принципах технологической автаркии*, тотальной закрытости своего научно-технического потенциала.

   Стержневым принципом сохранения и укрепления технологической безопасности выступает равная технологическая зависимость с партнерами по международному сотрудничеству.

   Важным направлением укрепления материальных основ безопасности страны является рациональное проведение конверсии военного производства 4. Мировой опыт проведения конверсионных мероприятий позволяет выделить следующие основные формы наиболее рационального проведения этого процесса.

   Во-первых, использование для гражданского производства действующих военных заводов.
   Во-вторых, замена на военных предприятиях непригодного для гражданского производства оборудования новым, которое соответствовало бы избранному направлению конверсии.
   В-третьих, диверсификация военного производства, широкое внедрение технологий двойного назначения, на основе которых возможен выпуск как военной, так и гражданской продукции.

   Актуальным направлением укрепления экономических основ обеспечения безопасности государства является ее экономическое сотрудничество с зарубежными странами.

   С учетом современных реалий интересы безопасности стран мирового сообщества требуют не просто поддержания хозяйственных связей, а формирования новых, способствующих технологическому, институциональному и социальному прогрессу.

   * Автаркия - политика, направленная на создание замкнутого национального хозяйства, обособленного от мировой экономики и экономики других государств.
   4 Здесь и далее под конверсией военно-промышленного комплекса понимается перевод части производственных мощностей предприятий военного сектора национального хозяйства в сферу производства продукции и оказания услуг "гражданского назначения".

   Формой экономического сотрудничества с зарубежными странами является инвестирование в экономику других государств. Динамика прямых иностранных инвестиций представлена в прил.№ 5.

   Важное место в системе обеспечения национальной безопасности государства занимает военно-экономическое сотрудничество с зарубежными странами. Расширение и углубление этого сотрудничества позволяют более эффективно использовать выделяемые на военные цели финансовые средства, расширяют технологическую базу военного производства, способствуют разработке и принятию на вооружение сложнейших систем оружия, увеличивают мобилизационные возможности экономики, обеспечивают повышение уровня стандартизации вооружения.

   Таким образом, могут быть выделены как внутриэкономический механизм обеспечения экономической безопасности государства, так и внешнеэкономический механизм.

   Главными направлениями реализации внутриэкономического механизма являются:
   - рыночные преобразования в экономике страны;
   - сочетание централизованных начал и рыночных инструментов в управлении экономикой;
   - накопление стратегических резервов и запасов.

   Основными направлениями реализации внешнеэкономического механизма обеспечения экономической безопасности государства являются:
   - развитие экономической интеграции с иностранными государствами;
   - повышение конкурентоспособности отечественных товаров;
   - расширение военно-экономического сотрудничества.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Анализ тенденций развития мирохозяйственных связей, научно- технических преобразований в экономике, опыта проведения конверсии, мировых интеграционных процессов и воздействия этих факторов на экономические основы национальной безопасности государств мирового сообщества позволяет сделать ряд принципиальных выводов.

   1. Укрепление экономических основ безопасности государства обусловливает глубокие структурные преобразования в хозяйственном комплексе страны и его военном секторе, ускорение научно-технического прогресса, массового внедрения в производство новейших технологий.

   2. Экономическая безопасность государства предполагает всестороннее совершенствование внутриэкономического и внешнеэкономического механизмов ее обеспечения.

   3. Укрепление экономической безопасности страны возможно лишь при условии рационально организованной конверсии. Чрезвычайно важным в ходе ее проведения является сохранение достаточно высокой мобилизационной готовности промышленности.

   4. Важнейшим рычагом укрепления национальной безопасности стран мирового сообщества являются экономическая и военно-экономическая интеграция, совершенствование системы коллективной безопасности.


Основы экономической безопасности государства