Видеоканал РЦИТ на YouTUBE


Яндекс.Метрика

Рейтинг@Mail.ru


Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Современная налоговая система Китая:
налоги на доходы и имущество физических лиц


 Поспелова Елена Борисовна

Современная налоговая система Китая:
налоги на доходы и имущество физических лиц

   Китайская экономика – самая быстроразвивающаяся в мире; ее темпы роста достигли около 10% за последние 30 лет. Сегодня Китай — это космическая и ядерная держава, которая к 2020 году экономически выйдет на первое место в мире, оттеснив США. Страна является лидером в производстве многих видов промышленных товаров, особенно легкой промышленности и автомобилестроении. В стране также находится более 50% мировых запасов валюты. Налогообложение является неотъемлемой частью экономики любой страны мира. От того как государство ведет налоговую политику зависит и развитие экономики в целом. Связь экономической и налоговой систем очевидна: налоговое бремя – важнейший компонент инвестиционного климата государства, составляющего базис экономического роста. Реформа экономической системы Китая привела к успехам, привлекающим внимание всего мира. Статья представляет собой доведение до читателя реформирование действующей налоговой системы Китая и ее совершенствование как в целом, так и в части налога на доходы и имущественно-земельных налогов физических лиц.

Введение

   Китай (кит. трад. 中國, упр. 中国, пиньинь Zhōngguó), официальное название - Китайская Народная Республика (КНР) (кит. трад. 中華人民共和國, упр. 中华人民共和国, пиньинь: Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó, палл.: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго) – одно из государств мира с самой древней историей. Китайская Народная Республика (КНР) - государство контролирует материковый Китай, а также острова Гонконг и Макао, где большинство - этнические китайцы - «хань». Народы всех национальностей Китая общими усилиями создали блестящую культуру, имеют славные революционные традиции.
   После 1940 года феодальный Китай превратился в полуколониальное, полуфеодальное государство. Китайский народ вел последовательную героическую борьбу за независимость страны, национальное освобождение, демократию и свободу.
   В XX веке в Китае произошли коренные перемены великого исторического значения и в настоящее время эта страна является сверхдержавным государством в Восточной Азии, которая официально была провозглашена только в 1949 году и с этого момента до настоящего времени в стране правит Коммунистическая партия КНР; является крупнейшим по численности населения государство мира (свыше 1,35 млрд. человек, большинство населения - этнические китайцы); занимает третье место в мире по территории (S= 9598,0 тыс. км2) после России (на 1 января 2014г. численность составила 143,7 млн. человек и S=17125 тыс. км2) и Канады (на 1 января 2013г. численность составила 34,3 млн. человек и S=9093 тыс.км2).2

   Денежная единица в стране - юань жэньминьби.
   Юань имеет международное обозначение CNY.
   По информации ЦБ России на 20.12.2014г.
   курс юаня к рублю составил: 10 CNY к 1 RUR =97,55 руб.; соответственно,
   курс юаня к доллару: 10 CNY к 1 USD = 0,16.


Конституция Китайской Народной Республики

   Конституция Китайской Народной Республики (далее Китая) принята 4 декабря 1982 года. Согласно статьи 1 которой, страна является социалистическим государством демократической диктатуры народа, руководимым рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян. Социалистический строй является основным строем Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или частным лицам подрывать социалистический строй.

   Основа социалистической экономической системы Китая– социалистическая общественная собственность на средства производства, то есть общенародная собственность и коллективная собственность трудящихся масс. Социалистическая общественная собственность ликвидирует систему эксплуатации человека человеком, осуществляет принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду». На начальной стадии социализма государство поддерживает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует и другие формы собственности развиваются параллельно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения.

   Сектор экономики, основанной на государственной собственности, то есть социалистическая экономика, основанная на системе общенародной собственности, является руководящей силой в народном хозяйстве. Государство гарантирует укрепление и развитие сектора экономики, основанной на государственной собственности.3

   2 данные из www.wikipedia.org/wiki 3 Конституция КНР (принята 04.12.1982г.) ст.7 (http://chinalawinfo.ru)

   Необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, являются составляющей социалистической рыночной экономики. Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств. Государство поощряет, поддерживает и направляет развитие, а также осуществляет наблюдение и контроль необщественного сектора экономики. 4

   Социалистическая общественная собственность священна и неприкосновенна. Государство охраняет социалистическую общественную собственность. Запрещается любым организациям или частным лицам какими бы то ни было способами присваивать или подрывать государственную и коллективную собственность.5

   Законная частная собственность граждан неприкосновенна. Государство согласно закону охраняет права граждан на частную собственность и право наследования. Государство может в соответствии с законом реквизировать или использовать частную собственность граждан, а также выплатить компенсацию, при наличии общественных нужд.6

   Статьей 56 Конституции КНР установлено, что граждане обязаны в соответствии с законом платить налоги. (第五十六条 中华人民共和国公民有依照法律纳税的义务).7

   Налоговые поступления - основной источник доходов бюджета в Китае, поэтому, как и в других странах мира за уклонение от неуплаты налогов применяются штрафные санкции и пени.

   Специалисты, составляя рейтинг удобства национальных систем налогообложения руководствовались тремя критериями: количеством налогов, их объемом и временем, которое нужно потратить на подготовку к их уплате.


Реформы экономической системы Китая

   Реформа экономической системы Китая привела к успехам, привлекающим внимание всего мира:
   во-первых, сформирована плюралистическая структура собственности, в которой разнообразные экономические элементы развиваются одновременно;
   во- вторых, создана система рыночной конкуренции, рыночные механизмы начали играть основную роль в важнейших отраслях;
   в-третьих, от прямого регулирования и контроля в области макроэкономического управления государство, благодаря реформе финансовой, налоговой и денежно-инвестиционной системы, перешло к косвенному регулированию;
   в-четвертых, произошли важные изменения в системе трудоустройства и распределения доходов. В-пятых, сформирована структура всесторонней и многоуровневой внешней открытости. После вступления Китая в ВТО в 2001 году внешняя открытость китайской экономики значительно продвинулась вперед. [1]

   Одна из важных задач Правительства Китая - способствовать уменьшению налогового бремени крестьян, поднять их доходы, а также увеличить вложения государственных средств в сельские районы. Необходимо осуществлять ряд мер, включая введение налоговых льгот, в целях содействия развитию центральных и западных областей.

   4 Конституция КНР ст.11
   5 Конституция КНР ст.12
   6 Конституция КНР ст.13
   7 Сайт консалтинговой группы «Окно в Китай» http://chinalawinfo.ru

   Экономика Китая вступила в XXI веке в период быстрого роста. Рыночные силы начинают играть более важную роль в стимулировании экономического подъема страны. В предстоящие годы уменьшилась необходимость подогревать экономику посредством активизации финансово-бюджетной политики. Ближайшая задача - сократить дефицит бюджета и объем выпусков долгосрочных казначейских обязательств.

   Основная цель реформы финансовой системы заключалась в преобразовании существующей системы государственного финансового обеспечения (так называемой системы государственного финансового обеспечения центральной и местных властей) в «систему разграничения налогов».

   Основные требования реформы системы налогообложения заключались в следующем: стандартизировать систему налогообложения в соответствии с принципами единого налогового законодательства, справедливого положения о налогах и сборах; упростить систему налогообложения; создать систему налогообложения, соответствующую требованиям рыночной экономики с тем, чтобы стимулировать конкуренцию. [2]

   Для объяснения китайского «чуда» многие ученые отмечают следующие элементы успеха экономических реформ в Китае:
   - рыночный социализм с китайской спецификой,
   - экспортная модель развития,
   - рост внутреннего совокупного спроса,
   - рост прямых иностранных инвестиций,
   - высокая норма накопления.

   Можно выделить основные положения реформ китайской модели:
   1. Проработка стратегии реформ, которая во взаимосвязанной форме обеспечивалась экономическими, политическими и идеологическими мерами;
   2. Правильный выбор на начальном этапе реформ отраслей хозяйства (отрасли, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат базой для развития своего хозяйства);
   3. Руководство страны не упускает возможность управления экономикой на макроуровне;
   4. Постепенность, практическая отработка моделей на выборочных направлениях: в отраслях хозяйства и территориальных единицах;
   5. Подкрепление экономических реформ политическим средствами, что выражалось в создании благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ;
   6. Руководство страны не позволило разрушить идеологические установки, ценности, господствующие в обществе, хорошо понимая, что это ведет к потере ориентации людей. Один из главный фактор китайского успеха состоит в низком государственном бремени (налоги) на экономику. [3]


Налоговая система Китая

   Налоговая система Китая – это система налогов и сборов, установленных в стране, а также совокупность принципов, форм и методов их взимания.

   Налог - важнейший источник доходной части китайской казны. Он также является важным экономическим рычагом, используемым государством для усиления воздействия на социально-экономическое развитие страны. Положительные итоги работы налоговой системы после реформы 1994 года позволяют говорить о том, что впервые в мире в Китае построена действенная налоговая система, адаптированная к «рыночной экономике социализма». Существующая налоговая система Китая направлена на открытие этой страны внешнему миру, что способствует энергичному развитию национальной экономики. [4]

   В XXI веке в финансово-бюджетной системе и системе налогообложения Китая произошли серьезные изменения, которые обеспечили финансовую поддержку правительству для эффективного осуществления мер управления на макроэкономическом уровне. Однако нынешняя фискально-бюджетная система носит временный характер и не отвечает потребностям развития рыночной экономики. Реформы в области регулирования бюджетных поступлений, в системе регулирования расходов, а также центрального и местных бюджетов еще не завершены. Фискально-бюджетная система играет еще слабую роль в регулировании экономической структуры страны и распределении доходов.

   В Китае бюджетные средства расходуются главным образом на социальные цели, а не непосредственно на развитие экономики. Правительство принимает меры к развитию экономики, опираясь на рынок, т. е. за счет рыночных сил, а средства государственного бюджета расходуется на национальную оборону, содержание государственной администрации, среднее образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Особое значение в Китае хотят придать расходам на высшее образование, науку и инфраструктуру. Существенные реформы предполагается провести в области контроля за государственными расходами в таких секторах, как здравоохранение и высшее образование.

   Важную роль в деле макроэкономического контроля играет налоговая система, и правительство принимает меры, чтобы повысить роль налога на доходы физических лиц и увеличить его долю в общих доходах государства. Это способствует росту налоговых поступлений в бюджет страны и лучшему распределению доходов, а фискально-бюджетная система будет исполнять роль автоматического стабилизатора экономики.

   Государственными органами, обладающими полномочиями разрабатывать налоговое законодательство и определять налоговую политику в Китае, являются:
   - Всекитайское собрание народных представителей и его Постоянный комитет, которые разрабатывают, принимают и вводят в действие налоговые законы;
   - Государственный Совет, который разрабатывает административные положения, правила и инструкции в области налогообложения;
   - Министерство финансов, Государственное налоговое управление, Комитет тарификации и классификации при Государственном Совете и Главное таможенное управление. Эти органы разрабатывают и принимают нормативные документы в области налогообложения. Департамент налоговой политики Министерства финансов отвечает за формирование налоговой политики, а Государственное налоговое управление осуществляет налоговое администрирование. [5]

   Налоговая политика в стране во многом аналогична российской. Таким образом, администрированием всех налогов занимается Главное Государственное Налоговое

   Управление (ГГНУ) и налоговые управления провинций и местные налоговые управления. Для сравнения в России администрированием налогов занимается Федеральная налоговая служба РФ, управления по субъектам РФ и территориальные налоговые инспекции.

   Налоговая система Китая состоит из 25 основных налогов.

   Таблица 1 Группы налогов по объектам налогообложения

Группа налогов  Основные виды налогов
Налоги с оборота НДС
Налог на потребление (налог с продаж)
Налог на предпринимательскую деятельность
Налоги на прибыль (доходы) /td> Налог на прибыль предприятий
Налог на прибыль предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий
Подоходный налог с физических лиц nt>
Ресурсные налоги Ресурсный налог
Земельный налог (плата за пользование землями городов и районов)
Целевые налоги и сборы Налог на содержание и строительство городов
Налог на пользование сельхозугодиями
Налог на инвестиции в основной капитал
Налог на реализацию землиnt>
Имущественные налоги Налог на имущество
Налог на недвижимость
Налоги с операций (действий) Налог на пользование автотранспортными средствами и водными судами
Гербовый сбор
Налог на передачу имущества nt>
Сельскохозяйственные налоги Налог на земледелие
Налог на содержание и разведение скота

   Налоги с оборота: сумма налогов зависит от объема товарооборота или сбыта в сфере производства, обращения и услуг.

   Налоги на прибыль (доходы): поступления от этой группы налогов зависят от суммы прибыли, полученной юридическими лицами или от размера дохода физическими лицами.

   Ресурсные налоги: облагается использование природных ресурсов. Их цель - выровнять доходы налогоплательщиков, осуществляющих природопользование в разных местностях и условиях.

   Целевые налоги и сборы: сбор налогов необходим для направления поступивших сумм на определенные цели.

   Имущественные налоги: взимание налогов с конкретного имущества.

   Налоги с операций (действий): налогами облагаются определенные операции или действия.

   Сельскохозяйственные налоги: налог на земледелие и содержание (разведение) скота.

   Классификация налогов может быть проведена по разным основаниям:
   - по способу взимания (прямые и косвенные);
   - по кругу налогоплательщиков (организации и физические лица);
   - по степени компетенции органов власти в сфере установления и введения налогов и сборов (центральные и местные органы власти);
   - по принципу распределения налоговых поступлений между бюджетами разных уровней (центральные и местные бюджеты);
   - по целевой направленности использования налоговых поступлений (общие и целевые налоги);
   - по источнику уплаты налогов (себестоимость, выручка, доход, чистая прибыль);
   - по объекту налогообложения (имущественные налоги, рентные налоги, подоходные налоги, налоги на потребление, налоги на определенные операции);
   - по методу взимания (начисление и удержание).

   По распределению компетенций по налоговому администрированию в КНР можно выделить два вида налогов:
   - центральные (общегосударственные);
   - местные (региональные).

   Администрирование центральных (общегосударственных) налогов осуществляют налоговые органы, входящие в систему управлений по центральным налогам. Эти управления находятся в подчинении Главного государственного налогового управления (ГГНУ), которые осуществляют сбор по следующим налогам:
   - Налог на добавленную стоимость;
   - Потребительский налог;
   - Налог на доходы предприятий;
   - Налог на предпринимательскую деятельность, уплачиваемый железной дорогой, головными офисами банков и страховых компаний;
   - Гербовый сбор, уплачиваемый при осуществлении операций на фондовом рынке;
   - Налог на доходы физических лиц, уплачиваемый с дохода в виде процентов по сберегательным вкладам;
   - Ресурсный налог, уплачиваемый предприятиями, ведущими добычу нефти и газа на морской территории КНР;
   - Налог на приобретение автотранспорта;
   - Дополнительный сбор на образование, уплачиваемый с сумм центральных и смешанных налогов.

   Администрирование местных (региональных) налогов осуществляют налоговые органы, входящие в систему управлений по местным (региональным) налогам отдельных провинций. Данные управления возглавляются налоговыми управлениями по местным налогам провинциального уровня, а они находятся в подчинении народных правительств провинциального уровня и Главного государственного налогового управления (ГГНУ).

   Управления по местным налогам осуществляют сбор следующих налогов (кроме сбора налогов, отнесенных к ведению управлений по центральным налогам):
   - Налог на предпринимательскую деятельность;
   - Налог на доходы предприятий, уплачиваемый, предприятиями государственной, коллективной и частной форм собственности, созданных до 1 января 2002 года;
   - Налог на доходы физических лиц;
   - Налог на прирост стоимости земли;
   - Налог на городской ремонт и строительство;
   - Транспортный налог;
   - Налог на недвижимость;
   - Ресурсный налог;
   - Налог на использование городских земель;
   - Сбор на занятие с/х пахотных земель;
   - Налог на переход прав;
   - Налог на табачный лист;
   - Гербовый сбор;
   - Дополнительный сбор на образование, уплачиваемый с сумм центральных и смешанных налогов.

   Доходы от центральных и местных налогов (сборов) являются доходами общегосударственного и местных бюджетов. Доходы от совместных налогов (сборов) распределяются между общегосударственным и местным бюджетами в соответствии с установленной пропорцией распределения налоговых поступлений или в зависимости вида налогоплательщика. Отнесением налогов (сборов) к компетенции центральных или местных занимаются Управления по налогам. Сбором совместных налогов занимается Управление по центральным налогам. За неуплату налогов законодательством КНР предусмотрены пени и штрафы.8

   Так как налоговое законодательство Китая начало формироваться недавно, то до настоящего времени оно постоянно совершенствуется и адаптируется к быстро развивающейся экономике.

   Закон «Об управлении сбором налогов» был принят в 1992 году (всего было внесено 3 редакции изменений, последняя в 2013 году) и является основным законодательным актом, которым устанавливаются общие принципы налогообложения, правила налогового администрирования, проведения налоговых проверок и юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Данный закон состоит из 6 глав и 94 статей и является аналогом Налогового кодекса Российской Федерации. Введение и отмена налогов осуществляется в соответствии с этим законом. В настоящее время действует только три закона, которые вводят налог на доходы предприятий, налог на доходы физических лиц и транспортный налог. Остальные налоги введены административными правовыми актами, т.е. Временными нормами и правилами.

   8 http:// pavel.bazanov.pro/chinatax

   Целью принятия Закона «Об управлении сбором налогов»9 является защита прав и законных интересов налогоплательщиков, в соответствии с которым представляются налоговые льготы в следующих формах:
   - Освобождение от уплаты каких-либо налогов и (или) сборов;
   - Исключение из налоговой базы определенной части объекта и (или) отдельных видов объектов обложения;
   - Уменьшение размера налоговых ставок;
   - Налоговые вычеты из налоговой базы;
   - Необлагаемый минимум по доходам и (или) стоимости имущества (капитала);
   - Скидка (изъятие) с налогового оклада;
   - Изменение сроков уплаты налогов и (или) сборов;
   - Налоговые каникулы (освобождение от уплаты налога на определенный период времени);
   - Зачет и (или) возврат уплаченных налогов;
   - Упрощение порядка представления налоговой отчетности (изменение состава и (или) сроков). [6]

   С учетом приоритетов, стоящих перед обществом на каком-либо этапе развития, государство выбирает определенный состав налоговых льгот, формирующий тем самым систему налоговых льгот.

   В китайской системе налогообложения применяются налоговые вычеты, освобождение от налога объектов налогообложения, уменьшение налога, понижение ставок, специальные экономические зоны с льготным налогообложением.


Налог на доходы физических лиц

   Основным налогом, уплачиваемым физическими лицами является налог на доходы физических лиц. Взимание этого налога осуществляется в соответствии с принятым на 3 сессии ВСНП 5-ого созыва КНР 10 сентября 1980 года законом «О налоге на доходы физических лиц», в который было внесено шесть изменений и дополнений (31.10.1993г., 30.08.1999г., 27.10.2005г., 29.06.2007г., 29.12.2007г. и последними изменениями 30.06.2011г., которые вступили в силу с 1 июня 2012 года).10

   Плательщиками налога являются граждане КНР или иностранные граждане, постоянно проживающие на территории КНР более 1 года вне зависимости от наличия постоянного местожительства должны уплачивать налог на доходы физических лиц с суммы дохода, полученного на территории страны или за рубежом. [7]

   Лицами, имеющими место жительства в КНР, считаются лица, обычно проживающие на территории КНР в связи с наличием постоянной регистрации, семьи или экономических интересов на территории КНР.11

   9 Закона «Об управлении сбором налогов» статья 1
   10 Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» принят 10.09.1980г. (в редакции изменений от 30.06.2011г.)
   11 Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы физических лиц» статья 1

   Лица, не имеющие места жительства в КНР и проживающие в КНР более 1 года, но менее 5 лет, могут быть освобождены от уплаты НДФЛ на зарубежный доход решением налогового органа.12   Налог на доходы физических лиц выплачивается с видов доходов, указанных в таблице 213:

Таблица 2 Налог на доходы физических лиц

Виды доходов

Доход в виде оплаты труда
Доходы индивидуальных торгово-промышленных хозяйств от ведения производственной или иной предпринимательской деятельности
Доход от подряда и лизинга, полученный от предприятий и учреждений
Доход от ведения предпринимательской деятельности по договорам подряда с предприятиями и учреждениями
Доходы в виде вознаграждения за выполнение работ (оказание услуг)
Доходы в виде гонораров (Гонорар – это доход от публикации своего произведения в книге или другом печатном издании)
Доходы в виде лицензионных отчислений (роялти)
Доходы в виде процентов и дивидендов (любые виды дохода физического лица от долевого участия)
Доход от сдачи имущества в аренду
Доходы от реализации имущества
Случайные доходы (выигрыши призов, выигрыши в лотерею и др. виды дохода, которые носят случайный и непредвиденный характер)
Иные доходы, отнесенные к объектам налогообложения финансовым ведомством Государственного Совета КНР

   На доходы в виде оплаты труда применяется прогрессивная ставка [3]

Сумма налогооблагаемого дохода в месяц Ставки налога
до 1 500 юаней 3%
от 1 501 до 4 500 юаней 10%
от 4 501 до 9 000 юаней 20%
от 9 001 до 35 000 юаней 25%
от 35 001 до 55 000 юаней 30%
от 55 001 до 80 000 юаней 35%
80 001 юаней и выше 45%

   Доходы физических лиц от индивидуальной торгово-промышленных хозяйств от ведения производственной или иной предпринимательской деятельности, доходы от ведения предпринимательской деятельности по договорам подряда с предприятиями и учреждениями применяется прогрессивная шкала налога:

   12 Положение «О применении Закона КНР о налоге на доходы физических лиц» статья 6
   13 Статья 2 Закона

   Сумма налогооблагаемого
дохода в месяц
Ставки налога
до 15 000 юаней  5%
от 15 001 до 30 000 юаней  10%
от 30 001 до 60 000 юаней  20%
от 60 001 до 100 000 юаней  30%

100 001 юаней и выше

35%

   На доходы в виде гонораров применяется пропорциональна ставка 20% за вычетом в размере 30% из суммы налога;

   На доходы от выполнения работ (услуг) и на доходы в виде лицензионных отчислений (роялти), процентов, дивидендов, сдачи имущества в аренду, реализации имущества, случайные и иные доходы ставка составляет тоже 20%.

   От налога на доходы физических лиц освобождены следующие виды доходов14:
   - Премии за достижения в сфере науки, образования, техники, культуры, здравоохранения, спорта, охраны окружающей среды, присужденные народными правительствами;
   - Проценты по облигациям государственного долга и облигациям, выпущенным государством;
   - Субсидии и дотации, выплачиваемые в соответствии с едиными государственными правилами;
   - Расходы по социальному обеспечению, пособия по потере кормильца, материальная помощь;
   - (материальная помощь-выплаты, производимые органами гражданской администрации народных правительств различных ступеней лицам, находящимся в тяжелых жизненных обстоятельствах);
   - Страховые возмещения;
   - Подъемные пособия, пособия при уходе в отставку или демобилизации кадровых служащих и рядовых военнослужащих вооруженных сил;
   - Пособия на переезд, пенсии, материальная помощь, выплачиваемые кадровым работникам, рабочим и служащим в соответствии с едиными государственными правилами;
   - Доходы дипломатических представителей, консульских работников и других сотрудников иностранных посольств и консульских учреждений, на которые в соответствии с законодательством КНР распространяется освобождение от налога;
   - Доходы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с международными соглашениями, одним из участников которых является правительство КНР, и в соответствии с подписанными им соглашениями и иные виды дохода, освобожденные от налога;

   14 Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» от 10.09.1980г. (в ред. от 29.12.2007г.) статья 4

   Уменьшение суммы налога на доходы физических лиц применяется в следующих случаях15:
   - доходы инвалидов, одиноких престарелых людей и семей павших героев;
   - убытков, возникших в результате стихийных бедствий природного характера.

   Расчет суммы налогооблагаемого дохода производится16:
   - в отношении дохода от оплаты труда - суммой налогооблагаемого дохода является сумма ежемесячного дохода за вычетом необлагаемого минимума в размере 3 500 юаней жэньминьби;

   Сумма налога к уплате = (Доход за календарный месяц - 3 500 юаней) х ставка НДФЛ

   - в отношении дохода от производственной и хозяйственной деятельности, полученного ИЧП, суммой налогооблагаемого дохода является сумма дохода, полученного в течение налогового года, за вычетом себестоимости, издержек и ущерба;
   - в отношении дохода в виде вознаграждения за выполненные работы (оказанные услуги), гонорары, роялти, доходы от сдачи имущества в аренду - сумма полученного дохода за вычетом 800 юаней жэньминьби, в случае если сумма разово полученного дохода не превышает 4 000 юаней жэньминьби или вычетом издержек в размере 20% от суммы дохода, в случае если сумма разово полученного дохода превышает 4 000 юаней жэньминьби;
   - в отношении дохода от продажи (передачи) имущества суммой налогооблагаемого дохода является разность полученного дохода и первоначальной стоимости приобретения имущества, включая обоснованные расходы и др.

   При получении дохода из-за рубежа налогоплательщик может вычесть из суммы налога на доходы физических лиц сумму аналогичного налога, ранее уплаченного за рубежом, однако сумма вычета не должна превышать сумму налога на полученный из-за рубежа доход налогоплательщика.17

   Закон КНР «О налоге на доходы физических лиц» аналогичен Главе 23 Налогового кодекса РФ «Налог на доходы физических лиц».


Имущественно-земельные налоги

   Налог на недвижимость

   С 1 января 2009 года налог на недвижимость регламентируется Временными нормами и правилами КНР “О налоге на недвижимость.”18

   Налог на недвижимость уплачивается собственниками зданий, строений, сооружений, помещения, расположенных в городской местности и используемых для ведения предпринимательской деятельности.

   15 Статья 5
   16 Статья 6
   17 Статья 7
   18 Временные нормы и правила КНР “О налоге на недвижимость” от 15.09.1986г.
 

   Налог взимается в городах, уездных городах, административно созданных поселках и районах добычи полезных ископаемых.

   Таблица 4 Собственники имущества, уплачивающие налог

   Собственность ь Налог исчисляет и уплачивает
Общенародная Организация, осуществляющая управление и ведущая хозяйственную деятельность при использовании данной недвижимости
В залоге Залогополучатель
Собственник (залогодержатель) отсутствует по месту нахождения имущества  Лицо, распоряжающееся или использующее данную недвижимость

   Налоговой базой по налогу на недвижимость является первоначальная стоимость приобретения недвижимости за вычетом от 10 до 30% стоимости. Размер вычета устанавливается народным правительством провинциального уровня. В первоначальную стоимость включается стоимость постоянных принадлежностей недвижимости и оборудования, которое установлено внутри объекта недвижимости и не может быть свободно перемещено (системы отопления, канализации, противопожарной безопасности, центральные системы кондицирования воздуха, оборудование для компьютеризированного управления объектом недвижимости). При уплате налога на недвижимость с первоначальной стоимости недвижимости – 1,2%; при уплате налога не недвижимость с суммы арендных платежей – 12%.19

   Временными нормами и правилами определена недвижимость, которая освобождается от налога (ст. 5):
   - недвижимость, используемая государственными органами, общественными объединениями и вооруженными силами;
   - недвижимость, используемая организациями, финансируемыми Министерством финансов КНР;
   - недвижимость, используемая под создание мест отправления религиозного культа, парков и достопримечательностей;
   - недвижимость физических лиц, не используемая в хозяйственных целях.

   При наличии подтвержденных трудностей налогоплательщик по утверждению народным Правительством провинции, автономного района или города центрального подчинения может быть освобожден от налога на недвижимость или сумма налога может быть уменьшена на установленный срок.

   Налог на недвижимость взимается ежегодно и выплачивается в рассрочку. Сроки уплаты налога определяются народными Правительствами провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Сбор налога осуществляется по месту нахождения недвижимости.

   19 Источник: http://pavel.bazhanov.pro/chinatax/real_estate_tax/


Земельный налог (налог на пользование землями городов и городских районов)

   Налог регламентируется Временными нормами и правилами КНР «О налоге на пользование землями городов и городских районов». 20

   Нормы и правила разработаны в целях рационального использования городской земли, регулирования дифференциальной земельной ренты, повышения эффективности использования земли, усиления регулирования земли.

   Плательщиками налога на пользование землями городов и городских районов являются организации и частные лица, использующие землю в пределах городов, уездных городов, административно созданных поселках и районах добычи полезных ископаемых.

   К организациям относятся: государственные предприятия, коллективные предприятия, частные предприятия, акционерные предприятия, предприятия иностранного капитала, иностранные предприятия, иные предприятия, организации и учреждения, общественные объединения, государственные органы и структуры.

   К частным лицам относятся: индивидуальные частные хозяйства и иные частные лица.

   Объектом налогообложения для налога на пользование землей является площадь земли, фактически занятая налогоплате   Ставки налога на пользование землей представлены в таблице.

   Таблица 4 Ставки налога на пользование землей (ст.4)

Населенный пункт Ставки налога за 1 м2
(в юанях жэньминьби)
Большие города от 1,5 до 30
Средние города от 1,2 до 24
Малые города от 0,9 до 18
Уездные города, административно созданные поселки, районы добычи полезных ископаемых от 0,6 до 12

   Освобождены от налога на пользование землей следующие земельные ресурсы: ые ресурсы:
   1) земли, находящиеся в пользовании государственными структурами, общественными объединениями и военными структурами;
   2) земли, находящиеся в пользовании организаций, состоящие на финансировании Министерства финансов КНР;
   3) земли, занимаемые религиозными сооружениями, парками и достопримечательностям;
   4) земли, используемые в качестве дорог, площадей и для озеленения городов;
   5) земли, непосредственно используемые в сельском хозяйстве, животноводстве, рыболовстве, лесопосадках;
   6) земли, используемые для осушения земли или освоенные заброшенные земли освобождаются от налога на срок от 5 до 10 лет.

   20 Временные нормы и правила КНР «О налоге на пользование землями городов и городских районов», утвержденные Постановлением Государственного совета КНР №17 от 27.09.1988г. «О налоге на пользование землями городов и городских районов» с изменениями 31.05. 2006г. (http://chinalawinfo.ru)

   Налог на пользование землей рассчитывается на год и выплачивается в рассрочку. Сроки выплаты налога определяются народными Правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.

   Налог на пользование землей на новую землю, поступившую в оборот, выплачивается:
   1) в отношении земли, ранее являвшейся землей сельскохозяйственного назначения по истечению 1 года с момента поступления земли в оборот;
   2) в отношении земли, ранее не являвшейся землей сельскохозяйственного назначения с момента поступления земли в оборот.

   Сбор налога на пользование землей осуществляется налоговыми органами по месту нахождения земли. Органы регулирования земельных ресурсов должны предоставлять налоговым органам по месту нахождения земли материалы о праве пользования земельными ресурсами.


Налог на прирост стоимости земли (недвижимости)

   Налог регламентируется Временными нормами и правилами КНР «О налоге на прирост стоимости земли». 21

   Плательщиками налога являются организации и частные лица, получившие доход в результате передачи прав пользования государственной землей, продажи расположенных на земле построек и их постоянных принадлежностей.

   Налог рассчитывается и взимается в соответствии со стоимостью прироста, полученного налогоплательщиком, в результате передачи недвижимости и ставкой налога.

   Суммой прироста является разность остатка от дохода, полученного налогоплательщиком в результате передачи недвижимости, после осуществления вычетов.

   К доходу, полученному налогоплательщиком в результате передачи недвижимости, относится доход в денежной форме, доход в виде материальных ценностей и иной доход.

   Вычеты, осуществляемые при расчете стоимости прироста установлены в размере:
   - в сумме средств, выплаченных за получение прав пользования землей;
   - себестоимостью и расходами по освоению земли;
   - себестоимостью и расходами по строительству новых построек и инфраструктуры или оценочной стоимости старых построек;
   - суммой налогов, выплачиваемых при передаче недвижимости.

   Налог на прирост стоимости земли взимается по прогрессивной ставке в отношении части стоимости прироста земли, с учетом суммы вычетов:
   - до 50% - налог в размере 30%;
   - от 50% до 100% - налог в размере 40%;
   - от 100% до 200% - налог в размере 50%;
   - более 200% - налог в размере 60%.

   21 Временные нормы и правила КНР «О налоге на прирост стоимости земли» приняты на заседании Государствен-ного совета КНР от 26.11.1993г. Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ»

   Освобождение от налога на прирост стоимости земли применяется при наличии следующих обстоятельств:
   - продажа построенного налогоплательщиком обычного жилья, в случае если размер прироста стоимости жилья не превышает 20% от общей суммы вычетов;
   - реквизирования или возврата недвижимости в установленном законом порядке для нужд строительства, осуществляемого государством.

   Налог рассчитывается и взимается в соответствии с оценочной стоимостью недвижимости:
   - сокрытие или фальсификация стоимости передачи недвижимости;
   - предоставление недостоверных сведений для осуществления вычетов;
   - стоимость передачи недвижимости ниже оценочной стоимости недвижимости.

   Налогоплательщик должен обратиться в налоговый орган по месту нахождения недвижимости для декларирования налога в течение 7 дней с момента заключения договора о передачи недвижимости и выплатить сумму налога на прирост стоимости земли в установленные сроки.

   В случае неуплаты налогоплательщиком налога на прирост стоимости земли в управления по регулированию земельных ресурсов и регулированию недвижимости не должны производить оформление перехода соответствующих прав на имущество.


Налог на приобретение автотранспорта

   Налог на приобретение автотранспорта действует с 2001 года и регламентируется Временными нормами и правилами КНР «О налоге на приобретение автотранспорта».

   Плательщиками налога являются организации и частные лица, приобретающие на территории КНР автотранспортные средства.

   К приобретению относится покупка, импорт, самостоятельное производство, получение в дар, выигрыш или приобретение в иной форме, а также самостоятельное использование налогооблагаемого автотранспорта.

   Сбор налога на приобретение автотранспорта включает: автомобили, мотоциклы, электромобили, прицепы, транспортные средства, используемые в сельском хозяйстве.

   Ставка налога на приобретение автотранспорта составляет 10%.

   Формула расчета суммы налога:

   Сумма налога = Налогооблагаемая стоимость Х Ставка налога

   В зависимости от обстоятельств налогооблагаемая стоимость при расчете налога на приобретение автотранспорта определяется в соответствии со следующими положениями:
   - в случае приобретения налогоплательщиком налогооблагаемого транспорта для самостоятельного использования налогооблагаемой суммой является полная сумма, выплаченная продавцу при покупке данного транспорта, а также дополнительные расходы, не включая сумму НДС.
   - в случае импорта налогоплательщиком налогооблагаемого транспорта для самостоятельного использования применяется следующая формула расчета налогооблагаемой стоимости:

Налогооблагаемая стоимость
=
таможенная стоимость, подлежащая обложению таможенной пошлиной,
+
таможенная пошлина
+
 потребительский налог

   3) в случае самостоятельного производства, получения в дар, выигрыша или приобретения налогоплательщиком налогооблагаемого транспорта для самостоятельного использования иными способами налогооблагаемая сумма определяется налоговым органом с учетом минимальной налогооблагаемой стоимости с учетом средней рыночной стоимости данного транспорта.

   В случае если налогооблагаемая стоимость, декларируемая налогоплательщиком при приобретении или импорте автотранспорта для самостоятельного использования, ниже минимальной налогооблагаемой стоимости транспорта того же типа в отсутствие обоснованной причины, налог на приобретение автотранспорта взимается в соответствии с минимальной налогооблагаемой стоимостью.

   Налог на приобретение автотранспорта взимается однократно.

   Освобождение от налога и уменьшение налога на приобретение следующего автотранспорта:
   1) освобожден от налога автотранспорт для самостоятельного использования сотрудниками дипломатических и консульских учреждений иностранных государств на территории КНР, а также сотрудников представительств международных организаций в КНР;
   2) освобожден от налога автотранспорт, полученный в соответствии планом закупок военизированной техники для Народно-освободительной армии КНР и Народной вооруженной полиции КНР;
   3) освобожден от налога автотранспорт, не используемый в целях транспорта и размещенный на фиксированном месте нахождения;
   4) освобожден от налога или уменьшен налог при наличии иных обстоятельств.

   При покупке налогооблагаемого транспорта налогоплательщик должен обратиться в компетентный налоговый орган по месту регистрации автотранспорта для декларирования и уплаты налога; при покупке налогооблагаемого транспорта, постановка на регистрационный учет которого не требуется, необходимо обратиться в компетентный налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика для декларирования и уплаты налога.

   Налогоплательщик обязан декларировать и уплатить налог в течение 60 дней:
   - со дня покупки транспорта для самостоятельного использования;
   - со дня импорта транспорта для самостоятельного использования;
   - со дня приобретения при самостоятельном производстве, получении в дар, выигрыше.

   Налог на приобретение автотранспорта выплачивается единовременно и полностью.

   Налогоплательщик должен выплатить налог на приобретение автотранспорта до оформления регистрации автотранспорта в структуре по регулированию автотранспорта органа общественной безопасности.


Налог на автотранспорт и водные суда

   Налог регламентируется законом КНР «О налоге на автотранспорт и водные суда». 22

   Плательщиками налога являются собственники или владельцы автотранспортных средств и водных судов на территориКНР.

   Конкретная сумма налога на транспортные средства устанавливается народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения и положениями Государственного совета КНР.

   Следующие транспортные средства освобождены от налога на автотранспорт и водные суда:
   - промысловые и рыболовецкие суда;
   - специальные транспортные средства, находящиеся в пользовании вооруженных сил и Народной вооруженной полиции;
   - транспортные средства, находящиеся в пользовании полиции;
   - транспортные средства, находящиеся в пользовании посольств, консульских учреждений, представительств международных организаций, аккредитованных на территории КНР, и их сотрудников, и освобождаемые от налога в соответствии с положениями законодательства.

   Допускается уменьшение суммы налога или освобождение от налога на автотранспорт и водные суда с автотранспорта с экономичным использованием энергоресурсов или использованием новых источников энергии; допускается уменьшение суммы налога или освобождение от налога на автотранспорт и водные суда в случае необходимости при возникновении сложностей с уплатой налога в результате значительных природных бедствий или иных особых причин.

   На основании фактического положения дел на местах народные правительства провинций, автономных районов, городов центрального подчинения может на определенный срок уменьшать сумму налога или освобождать от налога на автотранспорт и водные суда общественный транспорт, а также мотоциклы, трехколесный транспорт и низкоскоростной грузовой транспорт, находящийся во владении крестьянского населения и преимущественно используемый в сельской местности.

   Местом уплаты налога является место регистрации автотранспортного средства или место нахождения налогового агента по налогу на автотранспорт и водные суда.

   Датой возникновения обязанности по уплате налога является месяц получения права собственности или права владения (управления) транспортным средством.

   Налог декларируется и выплачивается ежегодно.

   Сроки подачи декларации и уплаты налога устанавливаются народными правительствами провинций, автономных районов, городов центрального подчинения.


ЛИТЕРАТУРА

   1. Баженов П. Основной опыт реформы китайской экономики

   2. Баженов П. Основные направления китайской экономической реформы

   3. Березин М.Ю. Развитие системы налогообложения имущества Москва - Берлин, Инфотропик 2011

   4. Попова Л.В., Дрожжина И.А., Маслов Б.Г.: Налоговые системы зарубежных стран - Дело и Сервис, Москва, 2011, С.259

   5. Кизимов А.С. Восток-дело тонкое, или о налогообложении в Китае - Российский налоговый курьер N15/2009г.

   6. Практика предоставления налоговых льгот в зарубежных странах Налоги и налогообложение №9/2010г.

   7. Пирумова В.Э. Сравнительный анализ понятия “налоговый резидент” в КНР и РФ, применительно к Соглашению, заключенному между Правительствлм РФ и Правтельством КНР, об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы журнал “Мировая современной науки” №5/2011

   8. Соколов Б.И., Юйчжа Лю: Налоговые реформы: опыт Китая-выводы для России - Международный бухгалтерский учет №30/2014

   9. Поспелова Е.: Основные характеристики зарубежной и российской практики налогообложения недвижимости имущества физических лиц (домохозяйств) - Уровень жизни регионов России №12/2013

   10. Поспелова Е.: Понятие собственности: оценка и налог на недвижимость -Социальная политика и социальное партнерство» 9/2014.


REFERENCES

   1. Bazhenov P. core experience of reform of the Chinese economy.

   2. Bazhenov P. main directions of Chinese economic reform.

   3. Berezin M.y. property tax system Moscow-Berlin: IZD-vo Infotropik 2011.

   4. Popova L. A., Maslov Drozhzhina, B.g.: tax systems of foreign countries ", publishing house «business and service", Moscow, 2011, p. 259.

   5. Kizimov A.S. East is a delicate matter, or the taxation in China-Russian tax courier N15/2009.

   6. The practice of granting tax privileges to foreign countries no. 9/2010. Journal of taxation [7] Pirumova V.E. comparative analysis of the concept of "tax resident" in the PEOPLE'S REPUBLIC of CHINA and the RUSSIAN FEDERATION, in relation to the agreement between the RUSSIAN FEDERATION and Pravitel′stvlm Pravtel′stvom of China for the avoidance of double taxation and the prevention of fiscal evasion with respect to taxes on income the magazine "the world of modern science" No. 5/2011.

   7. Sokolov B. I., Ûjčža Liu: tax reform: the experience of China-lessons for Russia-international accounting No. 30/2014.

   8. Pospelova E.: Basic characteristics of foreign and Russian real estate property taxation of natural persons (households)-the level of life of the regions of Russia № 12/2013.

   9. Pospelova E.: The concept of property assessment and property tax-social policy and social partnership 9/2014.


Поспелова Елена Борисовна
Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ»
Современная налоговая система Китая: налоги на доходы и имущество физических лиц