Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Монтаж, демонтаж и обслуживание подшипников качения


Монтаж, демонтаж и обслуживание
подшипников качения

  Для монтажа подшипников средних размеров, как правило, необходимы значительные усилия. Поэтому вместо механических инструментов преимущественно используют гидравлические. При демонтаже средних и крупных подшипников целесообразно применять метод подачи масла под давлением между шейкой вала и отверстием подшипника. Если распрессовывается подшипник с конической шейкой вала, то осевая составляющая силы давления (вследствие конусности) сама сдвигает подшипник. В связи с этим для предотвращения вылета с вала демонтируемого подшипника перед подачей масла необходимо обеспечить для него упор, например навернуть гайку.

   Демонтаж внутренних безбортовых колец роликоподшипников удобно производить, применяя нагрев. Для этого могут быть использованы нагревательные кольца, которые называют также термостяжными. Процесс демонтажа предельно прост. Сначала снимают наружное кольцо с роликами и сепаратором. Затем внутреннее кольцо покрывают термостойким (не окисляющим) маслом. После этого нагревательное кольцо с температурой 280°С надвигают на внутреннее кольцо подшипника и зажимают с помощью рукояток. Как только внутреннее кольцо подшипника освобождается, его снимают вместе с нагрева тельным кольцом. Если необходимо часто демон тировать кольца подшипников разных размеров, удобно использовать для этой цели индукционные нагреватели, настраиваемые на различные размеры.

   Подшипники малых и средних размеров на закрепительных втулках можно демонтировать с помощью молотка и монтажной втулки, упирающейся в гайку закрепительной втулки или в кольцо подшипника. Нельзя для этой цели пользоваться выколоткой, так как в этом случае легко повредить подшипник или закрепительную втулку. Следует замаркировать положение закрепительной втулки, чтобы восстановить его при повторном монтаже.

   Наиболее эффективный инструмент для демонтажа подшипников на закрепительных втулках– гидравлические гайки. Однако в этом случае необходимо, чтобы подшипник упирался в заплечик вала и было бы достаточно места для выдвижения закрепительной втулки. Кроме того, должен быть предусмотрен упор для кольцевого поршня гидравлической гайки. Этот упор может быть образован установкой в кольцевой паз вала составного кольца, охватываемого цельным кольцом, либо шайбой, привинченной к торцу вала.

   Гидравлическая гайка навинчивается на за крепительную втулку, при этом зазор между ней и подшипником должен быть несколько больше, чем осевое перемещение подшипника при монтаже. Затем масло нагнетается в гайку до тех пор, пока подшипник не освободится.

   Подшипники малых и средних размеров на стяжных втулках можно демонтировать с помощью накидного или ударного ключей. Резьбу стяжной втулки и торец подшипника следует смазать дисульфид молибденовой пастой или другой подобной смазкой. Затем навинтить гайку на втулку и затянуть с помощью ударного или накидного ключа до момента, пока стяжная втулка не выскользнет из подшипника.

   Демонтаж больших подшипников также целесообразно производить с применением гидравлических гаек. Их навинчивают так, чтобы кольцевой поршень касался внутреннего кольца подшипника. Затем насосом нагнетают масло до тех пор, пока стяжная втулка не выскользнет из подшипника. Стяжные втулки больших подшипников обычно имеют отверстия и канавки для подачи масла под давлением между втулкой и подшипником и между валом и втулкой. Это позволяет радикально уменьшить усилие, необходимое для демонтажа подшипника.

Обслуживание подшипников

   Долговечность подшипников в подавляющем большинстве механизмов существенно зависит от качества обслуживания. Примеры обслуживания механизмов, внеплановые остановки которых не приводят к тяжелым последствиям, обычно не сложны.

   В процессе работы регулярно контролируется температура подшипника. Для этой цели пригодны контактные термометры. Повышенная температура подшипникового узла указывает на ненормальную работу подшипника. Кроме того, нагрев может отрицательно повлиять на смазочный материал. Длительная работа при температуре свыше 125°С может привести к снижению долговечности подшипника. Причиной повышения температуры может служить как недостаточное, так и избыточное смазывание, повышенные нагрузки, загрязнение смазочного материала, слишком малый зазор в подшипнике, чрезмерный натяг, а также сильное трение в уплотнениях.

   Периодичное смазывание проводят согласно руководству по обслуживанию или в соответствии с рекомендациями, изложенными в [2]. Если используется пластичная смазка, то плановое повторное смазывание производится небольшим количеством. Периодически следует удалять отработанную пластичную смазку или выдавливать ее из корпуса через специально предусмотренные отверстия. Перед запрессовкой свежей смазки нужно очистить смазочные ниппели. Если в корпусе не предусмотрены ниппели для повторного смазывания, то необходимо снять верхнюю половину корпуса или боковую крышку и уда лить отработанную смазку, а корпус заполнить свежей смазкой того же сорта.

   При использовании масла периодически проверяют его состояние. Для этого берется не много масла в качестве пробы и сравнивается со свежим маслом. Если проба замутнена, то в масле имеется вода и его следует заменить. Изменение цвета или потемнение может быть признаком загрязнения смазочного материала или результатом интенсивного старения.

   При смазывании масляной ванной достаточно заменить масло один раз в год, если темпера тура подшипника не превышает 50…60°С и масло не загрязняется. При более высокой темпера туре требуется более частая замена масла: при температуре свыше 100°С – один раз в три месяца, свыше 120°С – каждый месяц и свыше 130°С– каждую неделю.

   Для контроля качества масла поставляется портативный прибор OilCheck. Сравнение результатов измерений этим прибором нового и находящегося в эксплуатации масел позволяет определить пригодность последнего для дальнейшего использования для смазывания подшипника. Принцип работы прибора основан на измерении диэлектрической постоянной масла, которая за висит от степени его деградации и загрязнения.

   Другим показателем состояния работы подшипника является уровень вибрации и частотные характеристики производимого подшипником шума. С помощью портативных виброметров типа CMVP и MARLIN можно надежно диагностировать состояние вращающихся подшипников качения. Технология основана на способе измерения вибраций в ультразвуковом диапазоне. Приборы, реализующие такую технологию, указывают на та кие дефекты, как недостаточное либо неправильное смазывание, перегрузка или возникновение повреждений дорожек и тел качения.

   В тех случаях, когда выход подшипников при водит к тяжелым последствиям, следует устанавливать непрерывно работающие диагностические приборы с соответствующим программным обеспечением для быстрой и точной диагностики и оценки результатов, а также автоматической остановкой механизма.


   1. Технология восстановления цилиндрических соединений с минимальными повреждениями и малыми зазорам от 0,01 мм до 0,20 мм.
   2. Технология восстановления цилиндрических соединений с повреждениями на зазорах от 0,10 мм до 4,00 мм.
   3. Продление срока эксплуатации цилиндрических соединений с сильными повреждениями и большими зазорам 3,00 мм и выше.


Статья "Монтаж, демонтаж и обслуживание подшипников качения"