Отраслевая газета «Водный транспорт»
Найти решение системных проблем
Президент России Владимир Путин намерен провести отдельный Госсовет по вопросам развития внутренних водных путей (ВВП) Российской Федерации. Об этом он
заявил, выступая с посланием Федеральному Собранию. «На одном из предстоящих
заседаний Государственного совета детально рассмотрим состояние внутренних
водных, речных путей», — сказал президент.
Судоходное сообщество
с большим воодушевлением встретило эту
новость. Речная отрасль из-за
низких глубин на ВВП испытывает колоссальные проблемы,
которые вот-вот могут привести
к остановке судоходства. К сожалению, большая часть предложений регуляторов отрасли
и крупнейших компаний — как
судовладельцев, так и потребителей транспортных услуг — разбивается о глухую стену, возведенную Минфином.
Инфраструктурные ограничения и недостаточные качественные параметры ВВП являются
основным препятствием для
эффективной работы флота и его
обновления, роста производительности труда, не позволяют
в полной мере использовать
очевидные преимущества внутреннего водного транспорта,
а также учитывать потребности
в развитии круизного и водного
туризма. А между тем, российские реки обладают существенным потенциалом. Например,
в 1989 году объем перевозок
грузов по ВВП составлял более
600 млн.тонн, а в 2014 году —
лишь 124 млн.тонн.
На реках северных регионов,
реках Сибири и Дальнего Востока складывается особо сложная ситуация. В ряде регионов
перевозки по северным рекам
не имеют альтернативы. При
этом, в последние годы на значительном количестве участков
этих рек отмечается тенденция
к маловодности. Там, где дноуглубительные работы в силу
объективных причин не приводят к улучшению параметров
водного пути, необходимо строить флот с характеристиками,
позволяющими осуществлять
эффективные перевозки в данных условиях.
С целью решения указанных
проблем в рамках Федеральной
целевой программы «Развитие
гражданской морской техники
на 2009–2016 годы» по заказу Росморречфлота разработаны проекты мелкосидящих пассажирских
и грузопассажирских судов для
плавания в северных районах
европейской и восточной части
России. Также разработан механизм предоставления прав на использование указанных проектов
судов на основе лицензионных
соглашений. Первый такой договор Росморречфлот заключил
в текущем году с агентством по
транспорту Архангельской области на право использования
технического проекта грузопассажирского судна.
Начало работы по устранению
лимитирующих участков на
Единой глубоководной системе
европейской части России было
положено в 2008 году строительством нового шлюза Кочетовского гидроузла на реке
Дон, в результате чего объем перевозок грузов на данном участке увеличился на 30%.
В 2014 году начато проектирование низконапорной плотины на рек е Волга в районе
Нижнего Новгорода. Реализация
этого проекта позволит навсегда
решить проблему критически
низких уровней воды в районе
Городца, что в последние годы
привело к практически полной
остановке движения транзитного
флота.
В этом году проблемы речников еще больше усугубились
крайне низкой водностью на
нижнем Дону. Без ликвидации
этого лимитирующего участка
в среднесрочной перспективе
будет невозможно обеспечить
потребность в перевозке грузов.
Пути решения всех названных
проблем уже определены, остается лишь добиться их полной
реализации. «Реализация поручения Правительства Российской Федерации о поэтапном
переходе на полное нормативное
финансирование содержания
инфраструктуры ВВП, а также
устранение основных лимитирующих участков позволит не
только увеличить грузооборот, но
и будет необходимым стимулом
для судоходных компаний в части обновления транспортного
флота», — отметил заместитель
руководителя Росморречфлота
Виктор Вовк в ходе одной из
дискуссий Транспортной недели.
Министерство транспорта
и Федеральное агентство морского и речного транспорта уже
приступили к подготовке предстоящего Госсовета.
Отраслевая газета "Водный транспорт"
Статья "Найти решение системных проблем"