Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Найти решение системных проблем


Отраслевая газета «Водный транспорт»

Найти решение системных проблем

   Президент России Владимир Путин намерен провести отдельный Госсовет по вопросам развития внутренних водных путей (ВВП) Российской Федерации. Об этом он заявил, выступая с посланием Федеральному Собранию. «На одном из предстоящих заседаний Государственного совета детально рассмотрим состояние внутренних водных, речных путей», — сказал президент.

   Судоходное сообщество с большим воодушевлением встретило эту новость. Речная отрасль из-за низких глубин на ВВП испытывает колоссальные проблемы, которые вот-вот могут привести к остановке судоходства. К сожалению, большая часть предложений регуляторов отрасли и крупнейших компаний — как судовладельцев, так и потребителей транспортных услуг — разбивается о глухую стену, возведенную Минфином.

   Инфраструктурные ограничения и недостаточные качественные параметры ВВП являются основным препятствием для эффективной работы флота и его обновления, роста производительности труда, не позволяют в полной мере использовать очевидные преимущества внутреннего водного транспорта, а также учитывать потребности в развитии круизного и водного туризма. А между тем, российские реки обладают существенным потенциалом. Например, в 1989 году объем перевозок грузов по ВВП составлял более 600 млн.тонн, а в 2014 году — лишь 124 млн.тонн.

   На реках северных регионов, реках Сибири и Дальнего Востока складывается особо сложная ситуация. В ряде регионов перевозки по северным рекам не имеют альтернативы. При этом, в последние годы на значительном количестве участков этих рек отмечается тенденция к маловодности. Там, где дноуглубительные работы в силу объективных причин не приводят к улучшению параметров водного пути, необходимо строить флот с характеристиками, позволяющими осуществлять эффективные перевозки в данных условиях.

   С целью решения указанных проблем в рамках Федеральной целевой программы «Развитие гражданской морской техники на 2009–2016 годы» по заказу Росморречфлота разработаны проекты мелкосидящих пассажирских и грузопассажирских судов для плавания в северных районах европейской и восточной части России. Также разработан механизм предоставления прав на использование указанных проектов судов на основе лицензионных соглашений. Первый такой договор Росморречфлот заключил в текущем году с агентством по транспорту Архангельской области на право использования технического проекта грузопассажирского судна.

   Начало работы по устранению лимитирующих участков на Единой глубоководной системе европейской части России было положено в 2008 году строительством нового шлюза Кочетовского гидроузла на реке Дон, в результате чего объем перевозок грузов на данном участке увеличился на 30%.

   В 2014 году начато проектирование низконапорной плотины на рек е Волга в районе Нижнего Новгорода. Реализация этого проекта позволит навсегда решить проблему критически низких уровней воды в районе Городца, что в последние годы привело к практически полной остановке движения транзитного флота.

   В этом году проблемы речников еще больше усугубились крайне низкой водностью на нижнем Дону. Без ликвидации этого лимитирующего участка в среднесрочной перспективе будет невозможно обеспечить потребность в перевозке грузов.

   Пути решения всех названных проблем уже определены, остается лишь добиться их полной реализации. «Реализация поручения Правительства Российской Федерации о поэтапном переходе на полное нормативное финансирование содержания инфраструктуры ВВП, а также устранение основных лимитирующих участков позволит не только увеличить грузооборот, но и будет необходимым стимулом для судоходных компаний в части обновления транспортного флота», — отметил заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк в ходе одной из дискуссий Транспортной недели.

   Министерство транспорта и Федеральное агентство морского и речного транспорта уже приступили к подготовке предстоящего Госсовета.


Отраслевая газета "Водный транспорт"
 Статья "Найти решение системных проблем"