Новым судам — быть
На закупку и лизинг судов государство в 2016 году предусмотрело субсидии в объеме 1,7 млрд рублей. Кроме
того, на программы строительства пассажирских судов планируется выделить еще 4 млрд руб. Таким образом,
действие постановления правительства № 383 продлевается еще на один год.
Председатель правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев
подписал постановление № 25
от 21 января 2015 года о предоставлении в 2016 году субсидий российским транспортным
компаниям и пароходствам на
закупку и лизинг гражданских
судов. Данная мера принята в целях поддержки и развития судостроительной промышленности,
а также для стимулирования российских заказчиков привлекать
собственные (внебюджетные)
средства на строительство судов.
Транспортным компаниям
и пароходствам предоставляются субсидии на возмещение
части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным
в российских кредитных организациях и в государственной
корпорации «Банк развития
и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)
на закупку гражданских судов.
Кроме того, субсидии предусмотрены для оплаты лизинговых
платежей по договорам лизинга,
заключённым с российскими
лизинговыми компаниями на
приобретение гражданских судов. Правила предоставления
субсидий были утверждены постановлением правительства
№ 383 еще в 2008 году. Подписанным постановлением срок
действия этих правил продлен до
2016 года включительно.
Такая господдержка уже позволила привлечь около $1050 млн
внебюджетных средств на строительство судов, создать около 1
тыс. рабочих мест в российских
транспортных компаниях и пароходствах, а также сохранить более
10 тыс. рабочих мест в конструкторских бюро, на судостроительных заводах и верфях в России.
Субсидии предоставляются
в рамках подпрограммы «Государственная поддержка»
государственной программы
«Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых
месторождений на 2015–2030
годы». В федеральном бюджете
на 2016 год Минпромторгу России на эти цели предусмотрены
бюджетные ассигнования: на
кредит — 704,3 млн рублей, на
лизинг — 1056 млн рублей.
В государственную программу «Развитие судостроения
и техники для освоения
шельфовых месторождений
на 2015–2030 годы» включено
также мероприятие целевого
финансирования (через взнос
в уставной капитал АО «ОСК»)
на лизинговые программы
строительства пассажирских судов в размере 4 млрд руб.
«Учитывая возможности
и мощности наших судостроительных предприятий, а также
нужды крупнейших российских
судовладельцев — в частности, ОАО «Московское речное пароходство», ОАО «Мостурфлот»,
ОАО «Водоход» — мы пришли
к выводу о необходимости комплексного подхода при выработке
вариантов мер поддержки» — отметил глава Минпромторга Денис
Мантуров. По его словам, базовым
вариантом является выделение
средств господдержки лизинговым компаниям. «Дополнительно судовладельцу мы предлагаем
воспользоваться утилизационным грантом в размере не менее 10% от стоимости нового судна, который начнёт действовать
с 2017 года», — сказал министр.
В рамках данного мероприятия предполагается поддержка
всех видов пассажирских судов.
Если говорить о круизных судах,
то на сегодняшний день круизные
суда являются самой возрастной
категорией гражданского флота
(около 40 лет). При этом высокая
стоимость приобретения (около 2,5 млрд руб.) и сезонность
эксплуатации приводят к сверхдлинным срокам окупаемости —
свыше 20 лет.
На сегодняшний день одним
из прорабатываемых проектов
является судно проекта PV300VD,
обладающее следующими характеристиками: габариты 140х17
м; пассажиры — 306 чел.; экипаж
и обслуживающий персонал — 76
чел.
Эксплуатация проекта данного
судна возможна на линиях, соединяющих порт Санкт-Петербург
и порт Москва, порт Ростов-на-Дону и порт Москва с проходом
Волго-Донским судоходным каналом и выходом до портов республики Крым. Ориентировочная
стоимость судна — 2,5 млрд руб.
По мнению Мантурова, строительство судов данного типа возможно на АО «СЗ «Лотос», АО «СЗ
«Красное Сормово», а также АО
«СЗ «Залив».
Газета «Водный транспорт»
Новым судам — быть