Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
«Стратегия развития
внутреннего водного транспорта Российской Федерации
на период до 2030 года»
сядет на мель?


«Стратегия развития
внутреннего водного транспорта Российской Федерации
на период до 2030 года»
сядет на мель?

   Накануне на реке Лене состоялось годовое юбилейное собрание Российской Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ). Ассоциация объединяет более 80 организаций, осуществляющих свою деятельность во всех речных бассейнах России.

   На заседании Совета Ассоциации обсуждалась «Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» и вопросы судостроения.

   В этом году будет построено только 16 судов. По словам Александра Зайцева, президента АПСРТ, он встречался с Владимиром Путиным и вновь поднял вопрос обновления флота.

   По итогам встречи министр промышленности и торговли Денис Мантуров сообщил, что закончена разработка стратегии развития судостроения до 2030 года. В планах – создать специальную лизинговую компанию по строительству судов и увеличить сроки кредитования до 20 лет. Если то, что сейчас заявлено, будет выполнено, то начнется массовое строительство. На реках России зарегистрировано 23,5 тыс. судов. Значит, чтобы обновить весь флот, нужно строить каждый год в течение 10 лет почти по 300 судов во всех бассейнах.

   По мнению Алексея Белякова, генерального конструктора «Речной доктрины РФ», кандидата технических наук, доктора географических наук, академика Академии водохозяйственных наук РФ, практически все ныне плавающие суда построены государством и ранее были государственными. Современная картина такова, что все принадлежит частным судовладельческим компаниям:

   - И теперь они требуют от государства, чтобы оно построило им новые суда?

   Дело государства - улучшение и развитие водных путей, а флот для плавания по ним – дело свободной предприимчивости граждан, - прокомментировал ситуацию А.А. Беляков. – Государство, учитывая природные и социально-эко­номические реалии, пожелания и перспективы, планирует улучшение и развитие водных путей и ставит граждан в известность о планируемых габаритах водных путей и судопропускных сооружений, и о сроках их осуществления. Граждане на основе этих габаритов и сроков строят свои суда, планируют и осуществляют перевозки. Таково нормальное двустороннее взаимодействие государства и общества в области внутреннего водного транспорта.

   Что касается «Стратегии развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года», то по его словам, в случае осуществления инициативы, она нанесет вред государству и населению страны, а заявленные в ней цели («создание условий для перераспределения грузопотоков с наземных видов транспорта на внутренний водный транспорт» и т.п.) заведомо достигнуты не будут.

   - «Стратегия» основана на принципиальных установках, грубо противоречащих мировому опыту, природным реалиям, инновационным разработкам отечественных ученых.

   Во-первых, смешивая «в одну кучу» водные пути, флот и перевозки, «Стратегия» парадоксально игнорирует тот факт, что пути сообщения и транспорт — разные вещи, путь есть необходимое условие транспорта (перевозок). Документ предполагает «повышение пропускной способности внутренних водных путей», но отнюдь не развитие их сети с увеличением суммарной протяженности. В России, по-прежнему, отсутствует внятная государственная концепция развития внутренних водных путей.

   Во-вторых, «Стратегия» игнорирует природные и технические реалии внутренних водных путей. За исключением России и стран Африки, в мире нет судоходства по свободным рекам, так как практически все реки подперты плотинами, шлюзованы. Такие пути в России есть только в составе Единой глубоководной системы ЕТР.

   Коммуникативный потенциал наших рек при условии их шлюзования таков: 60 км путей на 1000 кв. км. Стратегической задачей государства должна быть реализация этого потенциала.

   В-третьих, данная инициатива игнорирует международные реалии. Как известно, после Второй мировой войны в Европе создана и развивается Единая сеть европейских внутренних водных путей, и в настоящее время Европейской экономической комиссия (ЕЭК) ООН провозглашена необходимость проведения «…всеобъемлющей стратегической политики в области внутреннего водного транспорта, которая учитывала бы интересы не только ЕС, но и третьих стран (Беларусь, Казахстан, Молдова, РФ, Сербия, Украина, Хорватия)» (Резолюция № 258, 14.09.2006). В этом контексте инициировано рассмотрение проблемы сооружения (реконструкции) непрерывного водного пути Днепр — Висла — Одер — Везер — Рейн.

   Это требует и от России определенных шагов. Но в России развитие шлюзованных водных путей (в частности, по верхнему Днепру) «Стратегия» не предполагает.

   Во-четвертых, документ игнорирует свойственную природе России временнýю и территориальную неравномерность распределения вод и необходимость комплексного подхода к их использованию: подпор рек плотинами не только образует глубоководный путь, но и открывает возможность использования водной энергии, защиты от наводнений и т.д. А вместе с тем «Стратегия» игнорирует и наши разработки по совместному развитию в России системы глубоководных коммуникаций и гидроэнергетики при попутном решении различных водных и экологических проблем.

   В-пятых, «Стратегия» игнорирует положения и требования действующих государственных стратегических документов.

   Наконец, «Стратегия» планирует при «инновационном сценарии» удвоение к 2030 г. грузопотоков по внутренним водным путям. Но при реальном инновационном развитии перевозки всеми видами транспорта должны не вырасти, а сократиться — из-за инновационной оптимизации размещения производительных сил, производства и потребления. О необходимости инновационной оптимизации транспортно-энергетического комплекса ряд ученых заявил уже давно, она возможна только совместным развитием системы глубоководных путей и гидроэнергетики (это, в частности, повело бы к сокращению перевозок топливных грузов).

 Новостная служба Проектного государства


Статья Портала общественных действий по развитию страны «Проектное государство»:
«Стратегия развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года» сядет на мель?