А. Мишарин
О состоянии и перспективах развития судоходства
на внутренних водных путях РФ
Речной транспорт обслуживает 26 автономных республик, краев, национальных округов и
41 область России, осуществляет внешнеторговые перевозки по внутренним водным путям
длиной 101,6 тыс. км.
Не имеющая аналогов в мире Единая глубоководная система в европейской части страны
длиной 6,5 тыс. км обеспечивает транспортную
связь с пятью морями и перевозки транзитных
грузов. Объем перевозок грузов речными и «река-море» судами в 2006 г. составил 133,4 млн.т, что
несколько выше (на 0,4 %) уровня 2005 г., перевезено более 18 млн.пассажиров, в том числе
2,6 млн.«льготников».
В регионах Крайнего Севера, где нет железнодорожного сообщения и автомагистралей,
ВВТ является жизнеобеспечивающим и часто
безальтернативным при перевозках грузов и
пассажиров. Себестоимость таких перевозок в
десятки раз ниже, чем авиационных.
ВВТ — один из самых «чистых» и безопасных
видов транспорта. По данным специальной комиссии Евросоюза аварии на речном транспорте
происходят в 178 раз реже, чем на автомобильном, и в 13 раз реже, чем на железнодорожном
транспорте.
По соглашению о партнерстве и сотрудничестве с ЕС Россия взяла на себя обязательства
открыть внутренние водные пути для международного судоходства, что нашло отражение
в Концепции развития ВВТ России. В этом случае на внутреннем фрахтовом рынке появится
сильный конкурент на часть отечественной грузовой базы. Но есть и положительные моменты.
По оценке бизнес-сообщества, может произойти выравнивание железнодорожных тарифов на
перевозку грузов в адрес морских портов и погранпереходов. Разница между стоимостью
транспортировки отдельных видов грузов по
реке и железной дороге станет еще существеннее. Предусмотрена перевозка грузов на двусторонней основе по Большому Европейскому
воднотранспортному кольцу, включающему
Единую глубоководную систему России.
Минтранс России считает, что большая социальная значимость морских и речных пассажирских перевозок в регионах Крайнего Севера
является основанием, чтобы признать их одним из приоритетных направлений бюджетных
расходов Российской Федерации.
В процессе реализации принятого курса на
интеграцию транспорта России в европейскую
и мировую транспортные системы и взаимного
открытия внутренних водных путей требуется
серьезное обновление старого флота в составе 30 тыс. судов и создание универсальных судов нового поколения.
В 2006 г. в Российской Федерации построено
140 судов речного и смешанного «река-море»
плавания при потребности ежегодного ввода около 500 судов общей грузоподъемностью 4,5 млн.т
(с учетом программы реновации). Современный потенциал промышленности позволяет
нам ежегодно строить до 300 судов. Однако
срок окупаемости, например, 5-тысячника
примерно равен расчетному сроку его службы,
и судоходные компании смогут закупать ежегодно не более 150 – 160 судов.
Интенсивное развитие судоходства зависит и
от пропускной способности внутренних водных
путей, от эффективности работы судоходных
гидротехнических сооружений и качественных
параметров ВВП.
На реках расположено около
30 тыс. гидросооружений, в том числе 723 судоходных (на балансе организаций Росморречфлота); в их числе 108 шлюзов и Красноярский
судоподъемник, 70 плотин и более 125 напорных дамб.
Из 335 гидросооружений, подлежащих декларированию, в опасном состоянии находятся 12 объектов или 3,5 %.
Основными причинами плохого технического
состояния ряда сооружений является их возраст (75 % действующих ГТС эксплуатируются
от 50 до 176 лет) и недофинансирование их содержания в 1990-х годах.
С 2004 г. финансирование на текущее содержание гидросооружений и внутренних водных
путей увеличилось в 2,7 раза, что позволило
значительно улучшить техническое состояние
18 объектов гидросооружений, которое ранее
оценивалось как неудовлетворительное.
В 2006 г. на текущее содержание судоходных
ГТС и ВВП из федерального бюджета было выделено более 5 млрд.руб. В 2007 г. финансирование доведено до 7 млрд.руб. (рост на 33 %),
что позволит увеличить протяженность ВВП
с гарантированными габаритами судовых ходов с 31,6 до 43,4 тыс. км (рост на 37 %) и повысить категории навигационной обстановки, тем
самым обеспечив безопасность судоходства
и прогнозируемый на среднесрочную перспективу грузооборот.
Выделение дополнительного финансирования на реконструкцию судоходных гидротехнических сооружений, предлагаемое Минтрансом
России, позволит привести в нормальное техническое состояние 81 объект. Разрабатываются крупные инфраструктурные проекты по
восстановлению объектов, расположенных на
Единой глубоководной системе.
Реформирование системы управления внутренними водными путями позволит решить
вопросы социальной направленности, в том
числе такие, как повышение уровня заработной платы, обеспечение жильем, закрепление
кадров в отрасли.
Особое значение приобретают вопросы охраны и антитеррористической защищенности судоходных ГТС, решаемые в рамках реализации
принятого Федерального закона «О транспортной безопасности» — в 2007 г. предусмотрено
увеличить финансирование на эти цели более
чем в 2 раза (до 712 млн.руб.).
Внутренний водный транспорт имеет существенный потенциал развития, эффективное использование которого позволит значительно
улучшить условия судоходства, осуществить
обновление транспортных судов и реконструкцию речных портов.
А. Мишарин также проинформировал Морскую
коллегию, как действует закон «О международном
реестре судов». В целях реализации положений
этого закона Минтрансом России подготовлен
ряд документов, касающихся утверждения Морской флот №3, 2007. Управление и экономика
перечня морских торговых портов, в которых будет осуществляться регистрация судов в этом
реестре, и «Правил регистрации судов и прав
на них в морских торговых портах», а также
предоставления права Минтрансу России от
имени Правительства РФ делегировать иностранным классификационным обществам —
членам МАКО полномочий по проведению освидетельствования судов, зарегистрированных в Реестре, и выдаче на них свидетельств
в соответствии с международными договорами РФ.
Ситуация с уходом российского флота под так
называемые «удобные» флаги несколько стабилизировалась. В Российском международном
реестре судов на данный момент зарегистрировано более 140 судов.
В то же время, судя по поступающим вопросам и предложениям от судоходных компаний,
все еще остаются проблемы в отношении
практической реализации таможенных и налоговых льгот, предусмотренных настоящим законом. Кроме того, появились дополнительные
требования ФТС России по разработке проекта
постановления Правительства РФ «О порядке
освобождения от уплаты таможенной пошлины
в отношении судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов».
Управление и экономика. Морской флот
О состоянии и перспективах развития судоходства на внутренних водных путях РФ