Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН
ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ
ГАРАНТИРУЕТ ПРИРОСТ ДОХОДОВ РОССИИ!


 В.Э. Каутц, П.С. Горбунов
Иркутского государственного университета путей сообщения, Россия, Иркутск

ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН
ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ
ГАРАНТИРУЕТ ПРИРОСТ ДОХОДОВ РОССИИ

   В статье предлагается рассмотреть возможность использовать «выгодное» положение России для доставки железнодорожным транспортом товаров в Европу из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через свою территорию, путем увеличения пропускной способности Транссибирской железной дороги. В результате развития инфраструктуры железной дороги будут получены дополнительные доходы от перевозки транзитных грузов.

   С древних времен транспортный «коридор» соединяющий страны Восточной Азии и Европы назвали «Великий Шелковый путь» или «Чайный путь». В первую очередь данное направление использовалось для обмена товарами между Востоком и Западом. Развитие торговли между участниками способствовало не только мощному экономическому подъему стран через которые он проходил, а также стало причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и местом обмена технологий. Россия во все века способствовала транзитному товарообмену между Востоком и Западом, Азией и Европой [1]!
   В современном мире, где существует глобальная конкуренция между государствами, особое место для получения лидирующих позиций на мировой арене играет развитие транспортной инфраструктуры. Соседство России с «Азиатскими тиграми», так называют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, способствует открытию новых возможностей для развития экономики страны. Ежегодный объем импорта из стран АТР в Европу составляет более 350 млрд. долларов, а это миллионы тонн различных товаров производимых в странах АТР, которые ежегодно доставляются воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом экономика стран АТР стабильно развивается на 6-7% в год, соответственно растет и импорт товаров и экспорт сырья. Учитывая такой объем импорта товаров, очень важное значение имеет быстрая и беспрепятственная доставка товаров через территорию соседних государств [2].
   Создание новых транспортных коридоров для доставки товаров из стран АТР в Европу, должно производиться как можно быстрее, т.е. сроки перевозки грузов из стран АТР в Европу необходимо сократить с нынешних 45-60 суток морским путём до 10-13 дней сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие товары, укрепить положение стран АТР на европейских и азиатских рынках [3].
   Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в последние годы экономики стран АТР. Продолжение роста и развития требует находить всё более и более масштабное применение товарам стран АТР, технологиям и инвестициям за рубежом. Страны АТР весьма заинтересованы в выходе железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. Тем более что страны АТР заинтересованы в строительстве железных дорог в соседних с ними странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с ними железнодорожной сети. Для России крайне важно встроиться в транспортные коридоры стран АТР, упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным связующим звеном между странами Востока и Запада. Развитие транспортной инфраструктуры России, рост транзита через территорию нашей страны позволит резко увеличить окупаемость вложений в транспортную инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать Сибирский и Дальневосточные регионы, сделав их более привлекательными для размещения производства и проживания.
   На фоне непростых отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества со странами АТР. Совместные крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.
   Сдерживающим фактором для полноценного развития транспортного сообщения между странами Востока и Запада через территорию России является недостаточная пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожной магистралей. Нынешняя пропускная способность Транссибирской магистрали составляет около 100 млн. тонн в год, Байкало-Амурской − около 10 млн. тонн.
   На отдельных участках Транссиба и БАМа скорость движения поездов ограничивается из-за деформаций земляного полотна и опасных природных процессов, оказывающих своё негативное влияние на земляное полотно [4, 5].
   Реалии сегодняшних дней не позволяют в полной мере использовать эффективно преимущества соседства России со странами АТР, так как потребность в перевозке товаров составляют более 400 млн.тонн в год [6].
   Получается, что узким местом препятствующим развитию транспортной системы России является двухпутные железнодорожные линии Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Таким образом главной задачей для России должно стать увеличение пропускной способности транспортного коридора проходящего через территории Дальнего Востока и Сибири.
   Реализация данной задачи сочетается с майскими указами президента Российской Федерации В.В.Путина, а именно рост к 2024 году пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до 180 млн. тонн и дорог к южным портам — до 131 млн. тонн, сокращение срока контейнерного транзита с востока на запад России до семи дней и четырехкратный рост его объемов. Только масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры, а именно строительство двух дополнительных железнодорожных линий в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока позволит в полной мере обеспечить загрузкой железнодорожный транспорт, задействовать выпадающие доходы от конкуренции с автомобильным транспортом, а также будет способствовать стабильному росту экономики страны, созданию новых рабочих мест, привлечению высококвалифицированных специалистов в Сибирский и Дальневосточный регионы [7].
   По расчетам экспертов для расширения пропускной способности в восточном и южном направлениях потребуется 1,1 трлн. рублей, которые возможно профинансировать за счет средств РЖД, федерального бюджета, а также Фонда национального благосостояния.
   Реализация данного проекта должна быть выполнена в ближайшие 5-7 лет. Особенно важным является увеличение пропускных способностей Восточного полигона Транссибирской железной дороги, которая позволит резко увеличить прирост доходов от перевозки транзитных грузов из стран АТР в Европу.

Библиографический список

   1. Новый Шелковый путь. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_шелковый_путь (дата обращения 12.11.2018 г.)
   2. Цыденов А.С. Развитие международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации // Журнал транспорт РФ. – 2013. - №1 (44). – С.3-7.
   3. Маршрут построен: почему Шёлковый путь из Китая в Европу трудно проложить без России. URL: https://russian.rt.com/world/article/357606-shyolkovyi-putkitai- evropa-rossiya (дата обращения 12.11.2018 г.).
   4. Подвербный, В.А. Выбор варианта проектного решения по укреплению от размыва песчаного откоса в полосе отвода железнодорожной линии на основе критерия многомерной нечеткой полезности / В.А. Подвербный, Е.О. Гераськина // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС. – 2017. – № 2 (54). – С. 155−162.
   5. Подвербный, В.А. Проектирование защитных сооружений на Восточно- Сибирской железной дороге / В.А. Подвербный, Е.В. Филатов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС. – 2012. – № 1 (33). – С. 236–243.
   6. Лямичева Д. И. Проведение первоочередных мероприятий по развитию железнодорожной инфраструктуры восточного полигона, залог увеличения возрастающих объемов перевозок / Д. И. Лямичева // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы Седьмой междунар. науч.-практ. конф., 29 марта – 01 апр. 2016 г., Иркутск / Иркут. гос. ун-т путей сообщ., ВСЖД, Монгол. гос. ун-т науки и технол., Вост.- Кит. трансп. ун-т, Кор. нац. ун-т трансп. ; гл. ред. А. П. Хоменко. – Иркутск, 2016. – Т. 2. – С. 75-78. – Библиогр.: с. 78 (2 назв.).
   7. Каутц В.Э. Развитие Транссиба и БАМа – основа геополитической и социально-экономической безопасности Сибири и Дальневосточных регионов нашей страны // Безопасность регионов – основа устойчивого развития : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 22–26 сент. 2014 г. / Правительство Иркут. обл., М-во трансп. Рос. Федерации, Иркут. гос. ун-т путей сообщ. ; редкол.: А. П. Хоменко, С. К. Каргапольцев, В. Ю. Дорофеев [и др.]. – Иркутск, 2014. – С. 571– 576. – Библиогр.: с. 575– 576. – Соавт. А. С. Трофимова


 В.Э. Каутц, П.С. Горбунов
Иркутского государственного университета путей сообщения, Россия, Иркутск
Восточный полигон Транссибирской магистрали гарантирует прирост доходов России