В.Э. Каутц, П.С. Горбунов
Иркутского государственного университета путей сообщения, Россия, Иркутск
ВОСТОЧНЫЙ ПОЛИГОН
ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ
ГАРАНТИРУЕТ ПРИРОСТ ДОХОДОВ РОССИИ
В статье предлагается рассмотреть возможность использовать «выгодное» положение России для доставки железнодорожным транспортом товаров в Европу из стран Азиатско-Тихоокеанского региона через свою территорию, путем увеличения пропускной способности Транссибирской железной
дороги. В результате развития инфраструктуры железной дороги будут получены дополнительные доходы от перевозки транзитных грузов.
С древних времен транспортный «коридор» соединяющий страны Восточной
Азии и Европы назвали «Великий Шелковый путь» или «Чайный путь». В первую
очередь данное направление использовалось для обмена товарами между Востоком
и Западом. Развитие торговли между участниками способствовало не только мощному экономическому подъему стран через которые он проходил, а также стало
причиной возникновения множества уникальных городов, исторических памятников, обычаев и местом обмена технологий. Россия во все века способствовала транзитному товарообмену между Востоком и Западом, Азией и Европой [1]!
В современном мире, где существует глобальная конкуренция между государствами, особое место для получения лидирующих позиций на мировой арене
играет развитие транспортной инфраструктуры. Соседство России с «Азиатскими
тиграми», так называют страны Азиатско-Тихоокеанского региона, способствует
открытию новых возможностей для развития экономики страны. Ежегодный объем
импорта из стран АТР в Европу составляет более 350 млрд. долларов, а это миллионы тонн различных товаров производимых в странах АТР, которые ежегодно доставляются воздушным, морским, автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом экономика стран АТР стабильно развивается на 6-7% в год, соответственно растет и импорт товаров и экспорт сырья. Учитывая такой объем импорта
товаров, очень важное значение имеет быстрая и беспрепятственная доставка товаров через территорию соседних государств [2].
Создание новых транспортных коридоров для доставки товаров из стран АТР в Европу, должно производиться как можно быстрее, т.е. сроки перевозки грузов из стран АТР в Европу необходимо сократить с нынешних 45-60 суток морским
путём до 10-13 дней сухопутным путём. Это позволит существенно оптимизировать поставки и удешевить многие товары, укрепить положение стран АТР на европейских и азиатских рынках [3].
Завоевание новых рынков чрезвычайно важно для роста замедляющейся в
последние годы экономики стран АТР. Продолжение роста и развития требует
находить всё более и более масштабное применение товарам стран АТР, технологиям и инвестициям за рубежом. Страны АТР весьма заинтересованы в выходе железнодорожных и строительных компаний далеко за пределы своих границ, чтобы
обеспечить эти отрасли работой на десятилетия вперёд. Тем более что страны АТР
заинтересованы в строительстве железных дорог в соседних с ними странах, в выстраивании, насколько возможно, интегрированной с ними железнодорожной сети. Для России крайне важно встроиться в транспортные коридоры стран АТР,
упрочив тем самым своё положение как крупной транзитной страны. Россия должна стать полноценным связующим звеном между странами Востока и Запада. Развитие транспортной инфраструктуры России, рост транзита через территорию
нашей страны позволит резко увеличить окупаемость вложений в транспортную
инфраструктуру и, как следствие, активнее развивать Сибирский и Дальневосточные регионы, сделав их более привлекательными для размещения производства и
проживания.
На фоне непростых отношений с Западом в настоящее время, Россия заинтересована в усилении и расширении сотрудничества со странами АТР. Совместные
крупные проекты являются наиболее надёжным способом выстраивания долгосрочного партнёрства.
Сдерживающим фактором для полноценного развития транспортного сообщения между странами Востока и Запада через территорию России является недостаточная пропускная способность Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожной магистралей. Нынешняя пропускная способность Транссибирской магистрали составляет около 100 млн. тонн в год, Байкало-Амурской − около 10 млн.
тонн.
На отдельных участках Транссиба и БАМа скорость движения поездов ограничивается из-за деформаций земляного полотна и опасных природных процессов,
оказывающих своё негативное влияние на земляное полотно [4, 5].
Реалии сегодняшних дней не позволяют в полной мере использовать эффективно преимущества соседства России со странами АТР, так как потребность в перевозке товаров составляют более 400 млн.тонн в год [6].
Получается, что узким местом препятствующим развитию транспортной системы России является двухпутные железнодорожные линии Транссибирской и
Байкало-Амурской магистралей. Таким образом главной задачей для России должно стать увеличение пропускной способности транспортного коридора проходящего через территории Дальнего Востока и Сибири.
Реализация данной задачи сочетается с майскими указами президента Российской Федерации В.В.Путина, а именно рост к 2024 году пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей до
180 млн. тонн и дорог к южным портам — до 131 млн. тонн, сокращение срока
контейнерного транзита с востока на запад России до семи дней и четырехкратный рост его объемов. Только масштабное развитие железнодорожной инфраструктуры,
а именно строительство двух дополнительных железнодорожных линий в направлении морских портов и пограничных переходов Дальнего Востока позволит в
полной мере обеспечить загрузкой железнодорожный транспорт, задействовать
выпадающие доходы от конкуренции с автомобильным транспортом, а также будет
способствовать стабильному росту экономики страны, созданию новых рабочих
мест, привлечению высококвалифицированных специалистов в Сибирский и Дальневосточный регионы [7].
По расчетам экспертов для расширения пропускной способности в восточном и южном направлениях потребуется 1,1 трлн. рублей, которые возможно профинансировать за счет средств РЖД, федерального бюджета, а также Фонда национального благосостояния.
Реализация данного проекта должна быть выполнена в ближайшие
5-7 лет. Особенно важным является увеличение пропускных способностей Восточного полигона Транссибирской железной дороги, которая позволит резко увеличить прирост доходов от перевозки транзитных грузов из стран АТР в Европу.
Библиографический список
1. Новый Шелковый путь. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Новый_шелковый_путь (дата обращения 12.11.2018 г.)
2. Цыденов А.С. Развитие международных транспортных коридоров на территории Российской Федерации // Журнал транспорт РФ. – 2013. - №1 (44). – С.3-7.
3. Маршрут построен: почему Шёлковый путь из Китая в Европу трудно
проложить без России. URL: https://russian.rt.com/world/article/357606-shyolkovyi-putkitai-
evropa-rossiya (дата обращения 12.11.2018 г.).
4. Подвербный, В.А. Выбор варианта проектного решения по укреплению от размыва песчаного откоса в полосе отвода железнодорожной линии на основе критерия многомерной нечеткой полезности / В.А. Подвербный, Е.О. Гераськина // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС. – 2017. – № 2
(54). – С. 155−162.
5. Подвербный, В.А. Проектирование защитных сооружений на Восточно-
Сибирской железной дороге / В.А. Подвербный, Е.В. Филатов // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. – Иркутск: Изд-во ИрГУПС. – 2012.
– № 1 (33). – С. 236–243.
6. Лямичева Д. И. Проведение первоочередных мероприятий по развитию
железнодорожной инфраструктуры восточного полигона, залог увеличения возрастающих объемов перевозок / Д. И. Лямичева // Транспортная инфраструктура Сибирского региона : материалы Седьмой междунар. науч.-практ. конф., 29 марта – 01
апр. 2016 г., Иркутск / Иркут. гос. ун-т путей сообщ., ВСЖД, Монгол. гос. ун-т
науки и технол., Вост.- Кит. трансп. ун-т, Кор. нац. ун-т трансп. ; гл. ред. А. П. Хоменко. – Иркутск, 2016. – Т. 2. – С. 75-78. – Библиогр.: с. 78 (2 назв.).
7. Каутц В.Э. Развитие Транссиба и БАМа – основа геополитической и социально-экономической безопасности Сибири и Дальневосточных регионов нашей
страны // Безопасность регионов – основа устойчивого развития : материалы четвертой Междунар. науч.-практ. конф., 22–26 сент. 2014 г. / Правительство Иркут.
обл., М-во трансп. Рос. Федерации, Иркут. гос. ун-т путей сообщ. ; редкол.: А. П. Хоменко, С. К. Каргапольцев, В. Ю. Дорофеев [и др.]. – Иркутск, 2014. – С. 571–
576. – Библиогр.: с. 575– 576. – Соавт. А. С. Трофимова
В.Э. Каутц, П.С. Горбунов
Иркутского государственного университета путей сообщения, Россия, Иркутск
Восточный полигон Транссибирской магистрали гарантирует прирост доходов России