А. Г. Гетман, к.э.н.,
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления– филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства
и
государственной службы при Президенте Российской Федерации» (СЗИУ РАНХИГС)
СПЕЦИФИЧЕСКИЕ РИСКИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК
ТОВАРОВ, СОДЕРЖАЩИХ ОБЪЕКТЫ
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
СОБСТВЕННОСТИ
В данной статье рассмотрена проблема учета специфического товара при рассмотрении логистических рисков.
Товар, содержащий объект интеллектуальной собственности характеризуется сложностью учета интеллектуальных прав при организации внешнеторговой деятельности.
Выделены основные риски, с которыми сталкиваются как участник внешнеторговой деятельности, так и представитель таможенных органов при осуществлении таможенного контроля и предложены пути их минимизации.
Согласно официальным статистическим данным в нашей стране доля импортной продукции составляет, в зависимости от категории товаров, от 15 % до 90 % [1]. Так, по рынку одежды эта цифра достигает 81 %, а на рынке бытовых пылесосов доходит до 95 %.
Это свидетельствует о большом объеме перемещаемых через таможенную границу товаров и необходимости для продавцов исследования вопросов логистической цепи поставки своего товара. Ключевой целью данных исследований должны выступать логистические риски и вероятность их наступления.
В настоящее время целевые исследования рисков в цепях поставок товаров, в том числе, логистических рисков, в России проводится слабо [2].
В общем понимании логистические риски состоят из таможенных рисков, рисков срывов поставок, ущербов при выполнении логистических операций для каждого звена цепи поставок и т.д. По одному из мнений [3] «логистические риски» — это риски выполнения логистических операций транспортировки, складирования, грузопереработки и управления запасами и риски логистического менеджмента всех уровней, в том числе риски управленческого характера, возникающие при выполнении логистических функций и операций».
При этом, все чаще говорится [4] о необходимости ухода от термина «логистический риск» и использование термина «риск в системах поставок» как «фактор деятельности, характеризующийся определенными условиями возникновения, силой действия и ресурсного потенциала, выступающий одновременно индикатором, интегратором и регулятором состояния системы поставок [5]. Вместе с тем, область применения остается прежней–анализ цепей поставок.
При исследовании рисков особое внимание следует уделить учету затрат на выполнение логистических операций в цепях поставок внешнеторговых грузов. При этом, отдельными авторами уже отмечается необходимость учитывать затраты на таможенную обработку и оформление грузов [с. 123, 6].
Так, в контексте концепции совокупных логистических издержках выделяют в таможенной сфере следующие затраты:
– таможенное оформление (совершение таможенных операций), включающее в себя декларирование и временное хранение товаров;
– доставку товаров и транспортных средств под таможенным контролем;
– таможенные платежи.
Множество существующих классификаций логистических рисков касаются движения цепи поставок товара, практически и не учитывают специфические товары. Отдельными учеными выделяются риски, свя-занные с особенностями продукта. Такие риски отличаются специфическими свойствами продуктов, которые делают цепь поставок уязвимой с точки зрения неопределенности [7].
Однако же, в доступных источниках не удалось найти материалов, рассматривающих специфику цепей поставок товаров, содержащих ОИС и, как следствие, специфику рисков, которые могут возникнуть.
Вместе с тем, нарушение прав интеллектуальной собственности (при перемещении через таможенную границу контрафактных товаров) относится к таможенному риску. Тем самым, перемещение любого товара, содержащего объект интеллектуальной собственности, сопровождается специальными процедурами со стороны таможенных органов и возможными издержками со стороны получателя товара [8].
Рассмотрим возможные риски в отношении перемещаемого через таможенную границу товара, содержащего объект интеллектуальной собственности.
1. Риск задержки сроков выпуска. Перемещаемый товар может содержать объект интеллектуальной собственности (далее — ОИС) с признаками контрафактного (например, сходство до степени смешения). Это приведет (при условии, что ОИС внесен в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности) в соответствии с ТК ЕАЭС к приостановлению выпуска товара до 20 рабочих дней.
2. Риск уплаты лицензионных платежей.
В соответствии Решением коллегии ЕврАзЭС от 16 октября 2018 г. N 160 «О случаях заполнения декларации таможенной стоимости, утверждении форм декларации таможенной стоимости и порядка заполнения декларации таможенной стоимости» в отдельной графе (графа № 15) указывается величина лицензионных и иных подобных платежей за использование объектов интеллектуальной собственности, включая роялти, платежи за патенты, товарные знаки, авторские права, относящихся к ввозимому товару, либо суммарная величина лицензионных и иных подобных платежей в установленных случаях. Эта информация не указывается в отношении ввозимого товара в случае, если суммарная величина лицензионных и иных подобных платежей добавлена к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за иной товар, в отношении которого применяется наибольшая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины или наибольший уровень налогообложения.
Несмотря на то, что порядок учета интеллектуальных прав ни в одном правовом документе в принципе не раскрыт, при неверном заявлении стоимости за передачу прав на интеллектуальную собственность (лицензионные платежи), возможно проведение дополнительной проверки по контролю таможенной стоимости (и учета в ней суммы платежей за использование интеллектуальных прав), что приведет также к задержке сроков выпуска товара.
3. Риск привлечения к административной ответственности.
В случае выявления таможенными органами товара, обладающего признаками контрафактного, после подтверждения наличия этих при-знаков правообладателем, в отношении получателя товара возбуждается дело об АП (ч.1. ст.14.10, ч.1 ст.7.12 КоАП РФ),
4. Риск конфискации товара.
По результатам рассмотрения возбужденного дела об АП в суде вы-носится решение. В случае подтверждения контрафактности товара–продукция конфискуется и уничтожается.
5. Риск лишения участника ВЭД статуса: «добросовестного».
Таможенный кодекс ЕАЭС построен по принципу содействия внешнеторговой деятельности добросовестным участникам ВЭД–с одной стороны и применения необходимых инструментов для недопущения правонарушений–с другой. Получение статуса уполномоченного экономического оператора как добропорядочного участника ВЭД дает ряд льгот (упрощений) при осуществлении таможенного контроля (например, совершение таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, таможенным декларированием и выпуском в первоочередном порядке). Возбуждение в отношении уполномоченного экономического оператора дела об АП является основанием для приостановления действия статуса уполномоченного экономического оператора.
6. Риск невыполнения условий контракта по доставке товара.
В случае признания товара контрафактным по результатам вынесения решения суда–товар не возвращается, а подлежит уничтожению и условия сделки по передаче товара выполнены не будут.. Кроме того, при приостановлении выпуска товара (от 10 до 20 рабочих дней), являющимся скоропортящимся, он может прийти в негодность и не соответствовать требованиям контракта, что фактически так же приведет к его неисполнению.
В таблице 1 раскрыта причинно-следственная связь возникновения специфических рисков. С помощью применения определенных мер по минимизации рассмотренных рисков возможно сократить логистические издержки на этапе планирования внешнеторговой деятельности в отношении товара, содержащего ОИС.
Наименование риска
|
Возможные последствия |
Минимизация рисков |
со
стороны
таможенных органов
|
со
стороны
правообладателей |
Риск задержки сроков выпуска товаров
|
Приостановление выпуска товаров до 20 рабочих дней |
Проверка документов и сведений, в части подтверждения законного использования ОИС
|
Наличие разрешение правообладателя |
Риск уплаты лицензионных платежей
|
Корректировка таможенной стоимости
|
Проверка наличия лицензионного договора или иного документа, подтверждающего законность использования ОИС |
Включение е лицензионных платежей в таможенную стоимость товара |
Риск привлечения к административной ответственности
|
Срок задержки выпуска товаров может увеличиться до 1 года (суммарное время проведения административного расследования и рассмотрения дела в суде)
|
Запрос правообладателю и участнику ВЭД на предмет наличия разрешительного документа
|
Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до подачи декларации на товары
|
Риск конфискации товара
|
Потеря
товара |
-
|
Получение разрешения правообладателя |
Риск лишения участника ВЭД статуса: «добросовестного» |
Исключение из «зеленого сектора», лишение статуса «уполномоченного экономического оператора», лишение льготного порядка уплаты таможенных платежей и неприменение выборочности контроля при применении системы управления рисками
|
Анализ фактов перемещения через таможенную границу и наличие/отсутствия возбужденных дел об АП. |
Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до заключения внешнеторговой сделки и учет лицензионных платежей в таможенной стоимости товара
|
Риск невыполнения условий контракта по доставке
товара |
Невыполнение условий контракта |
-
|
Проверка соблюдения законодательства об интеллектуальной собственности до заключения внешнеторговой сделки |
Таким образом, изучение специфических рисков, связанных с перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, позволит их идентифицировать и принять своевременные меры к их минимизации в целях сокращения логистических издержек.
Список литературы
1. https://www.fedstat.ru/indicator/37191.do
2. Сергеев В. И. Управление цепями поставок. — М.: Юрайт, 2014, с.379.
3. Плетнева Н. Г. Анализ рисков логистики и цепей поставок: подход к классификации и алгоритм принятия решений // Вестник ИНЖЭКОНа. Сер. Экономика. Вып. 4(13). — СПб.: СПбГИЭУ, 2006. — с. 213–220.
4. Левина Т. В. Актуальные вопросы управления логистическими рисками. //Логистика и управление цепями поставок № 4 (63) август 2014 г.
5. Cavinato, Joseph L. (2004). Supply chain logistics risks; From the back room to the board room. International Journal of Physical Distribution & Logistics Manage-ment; 34, 5; ABI/INFORM Global, pp. 383–387.
6. В. В. Лукинский, Ю. В. Малевич, И. А. Пластуняк. Модели и методы управления транспортно-терминальными и таможенными операциями в цепях поставок. — СПб.: СПбГИЭУ, 2012. — 140 С.
7. Singhal, P., Agarwal, G., & Mittal, M.L. (2011). Supply chain risk manage-ment: review, classification and future research directions/ International Journal of Business Science and Applied Management, Volume 6, Issue 3, pp. 15-42.
8. А. Г. Гетман. Актуальные вопросы управления рисками в международ-ных цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собствен-ности. Управленческое консультирование. №10 (118), 2018.
А. Г. Гетман, к.э.н.,
доцент кафедры таможенного администрирования
Северо-Западного института управления–
филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства
и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
(СЗИУ РАНХИГС)
Специфические риски в цепях поставок товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности