Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

Статьи технической тематики из периодических изданий
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Интервью с начальником ЦТЕХ ОАО «РЖД» Андреевым В.Е. по итогам 2022 года


ОПЖТ

 Интервью
с начальником ЦТЕХ ОАО «РЖД» Андреевым В.Е.
по итогам 2022 года

   Расскажите о самых значимых событиях и достижениях уходящего года.

   Определённо, новые экономические условия в 2022 году поставили перед нами масштабную задачу – импортозамещение. Для ее реализации в компании определены критически важные технические средства и элементы инфраструктуры, потребности в запасах комплектующего оборудования зарубежного производства, и сформирован перечень его отечественных аналогов, создан программный продукт «АИС Импортозамещение», позволяющий управлять реализацией всех проектов по импортозамещению в компании.

   За непродолжительное время удалось достигнуть результатов по производству российскими компаниями ранее импортируемых конических подшипников кассетного типа. Со стороны ОАО «РЖД» в максимально сжатые сроки были проведены мероприятия по организации испытаний, постановке на производство, согласованию изменений в документацию.

   В области развития подвижного состава также произошло множество положительных изменений. Проведена большая работа над опытным беспилотным электропоездом «Ласточка». Он стал умнее, получил усовершенствованную систему технического зрения и научился дополнительно распознавать ручные сигналы и временные знаки. Данных успехов удалось добиться благодаря разработанному комплексу программного обеспечения и утвержденным сценариям работы беспилотных поездов в различных режимах. По уровню реализации этого проекта ОАО «РЖД» на 1-1,5 года опережает разработки по аналогичным проектам известных зарубежных компаний Alstom и Siemens.

   Несмотря на возникшие сложности из-за санкций, и, как следствие, полного прекращения деятельности компании Siemens на территории Российской Федерации, нами совместно с испытательными центрами был успешно завершен комплекс пуско-наладочных работ и испытаний электропоездов «Сапсан» третьей партии поставки, получен сертификат соответствия, электропоезда введены в эксплуатацию.

   Стоит отметить и реализацию проекта по созданию высокоскоростного пассажирского поезда для магистрали Москва – Санкт-Петербург. В этом году разработан и одобрен внешний дизайн будущего высокоскоростного электропоезда. Следующим этапом предстоит разработать и согласовать внутренний интерьер, а также приступить к разработке технического проекта.

   Большое внимание в этом году уделялось и разработкам в области содержания объектов инфраструктуры. Завершена апробация инновационной продукции на основе высокопрочной коррозионностойкой проволоки, применение которой позволяет продлить жизненный цикл объектов инфраструктуры, повысить эксплуатационные характеристики и безопасность на скально-обвальных участках железных дорог и водопропускных сооружений.

   В 2022 году реализовали очередной этап создания Российской системы управления и обеспечения движения поездов (РСУДП) с применением новых технологических подходов и технических решений. В этом году создан программно-аппаратный комплекс полунатурного стенда для проведения верификации проектных и программных решений в едином комплексе от функций диспетчерского управления и электрической централизации до бортовых систем безопасности и автоведения. Комплекс включил в себя все наилучшие технические решения на отечественной элементной базе, созданные в ОАО «РЖД» в различных проектах, которые превосходят по своей технологичности и функциональности европейские и китайские образцы систем аналогов (ETCS и CTCS). Создаваемая система управления позволит решать вопросы повышения пропускной способности как на участках со скоростным и интенсивным пригородным движением, так и на грузонапряженных участках, обеспечить высокий уровень управления перевозочным процессом и минимизировать потери.

   В сфере нормативного регулирования также была проведена масштабная работа. Наверное, основным событием в этой сфере в 2022 году стало утверждение новой редакции Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (приказ Минтранса России № 250 от 23.06.2022), которая направлена на внедрение инновационных технологий, устойчивое развитие, экологическую безопасность железнодорожного транспорта. В будущем году запланирована системная работа по пересмотру нормативной базы компании.

   Кроме того, совместно с Минтрансом России пересмотрены акты МПС СССР и МПС России, в результате чего приказом Минтранса России отменены 53 акта, которые не применяются на практике, дублируют, либо противоречат положениям нормативных правовых актов.

   Проводя работы по стандартизации в ОАО «РЖД», мы всегда ставим на первое место безопасность, инновационность, качество, надежность, эффективность продукции – все то, что определяет ее конкурентоспособность на российском рынке и рынках государств ЕАЭС.

   Для достижения технологического лидерства в компании организована разработка 74 документов по стандартизации различных категорий (ИСО, ГОСТ, ГОСТ Р, СП, ПНСТ, СТО РЖД). Принято участие в обсуждении более 220 документов по стандартизации, разрабатываемых сторонними организациями и ФОИВ в сфере железнодорожного транспорта.

   В компании ежегодно формируется и реализуется Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности в рамках реализации Энергетической стратегии ОАО «РЖД», которая определяет вектор развития компании в этом направлении на перспективу до 2030 года.

   С 2015 года уровень «чистой» рекуперированной энергии вырос на 40 % и достиг в текущем году 2,8 млрд кВт∙ч. Ярким примером её использования считается Московское центральное кольцо, где потребление рекуперируемой электроэнергии достигает 50 % от объема электрической энергии.

   По энергоёмкости грузовых перевозок ОАО «РЖД» является безусловным лидером в сравнении с ведущими железнодорожными компаниями Германии, США, Канады и Японии, опережая их более чем в 2 раза.

   В целях признания способности лабораторий ОАО «РЖД» удовлетворить требования заказчиков в области испытаний, измерений или исследований, а также ее технической компетентности при выполнении определенных видов испытаний (приемочные, сертификационные) и измерений в 2022 году выполнено 42 работы в области оценки соответствия. По результатам проведенных работ на сегодняшний день в ОАО «РЖД» аккредитовано 108 лабораторий.

   Также проведены работы в области подтверждения соответствия, по результатам которых получено 190 сертификатов и деклараций. В рамках реализации «Концепции развития системы метрологического обеспечения ОАО «РЖД» до 2030 года» утверждена Комплексная программа развития автоматизации управления метрологическим обеспечением в ОАО «РЖД» в условиях цифровой трансформации компании. Департаментом технической политики совместно с причастными подразделениями проведен реинжиниринг Автоматизированной системы управления метрологическим обеспечением ОАО «РЖД» (АСУ МО), основная цель которого – создание единого информационного пространства Метрологической службы ОАО «РЖД», обеспечение автоматизированного учета и контроля за состоянием более 2,7 млн единиц средств измерительной техники ОАО «РЖД» в условиях полигонных технологий управления, а также переход на импортонезависимое программное обеспечение. Выполнены работы по разработке новой платформы, объединению данных 16 серверов АРМ метролога железных дорог, интеграции новой системы с 11-ю смежными внутренними и внешними автоматизированными системами, разработке подсистемы формирования отчетности, а также функциональности применения маркировки средств измерений (RFid метки, QR-коды, штрих-кодирование). В ближайшее время планируется перевод в новую систему основных производственных процессов из действующих модулей АСУ МО, а также разработка новых функциональностей для процессов, требующих автоматизации.

   Подводя итоги этого года, можно с уверенностью сказать, что несмотря на сложную экономическую обстановку, мы не отступили от своей миссии и продолжаем вместе с коллегами четко и слаженно работать для развития железнодорожной отрасли и транспортного бизнеса. Заданный в 2022 году темп, несомненно, призывает не снижать планку в наступающем году и достигать новых высоких производственных и финансовых показателей.


Интервью с начальником ЦТЕХ ОАО «РЖД» Андреевым В.Е. по итогам 2022 года