Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
Общие технические требования
к противопожарной защите тягового подвижного состава
ЦТ-6 от 29.11.1995 года


 СОГЛАСОВАНО:
Заместитель начальника
Главного Управления локомотивного хозяйства
И.В. Дорофеев

Заместитель начальника
Управления военизированной охраны
В.П. Аксютин

Заместитель директора ВНИИЖТ
В.М. Богданов

УТВЕРЖДЕНО
Заместитель министра путей сообщения
Ю.М. Герасимов
от 29.11.1995 г. № ЦТ-6

Министерство путей сообщения Российской Федерацииии
Общие технические требования
к противопожарной защите тягового подвижного состава

ЦТ-6 от 29.11.1995 года

   Главное управление локомотивного хозяйства МПС РФ,
   Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта, М. 1995 г.

   Настоящие технические требования дополняют
   ГОСТ 12.2.05. 81 "Электровозы и тепловозы колеи 1520 мм. Требования безопасности" с учетом требований
   ГОСТ 12.1.044-91 "Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения",
   ГОСТ 12.1.010-76 "Взрывобезопасность. Общие требования",
   Гост 12.1.011-78 "Смеси взрывоопасные. Классификация и методы испытаний",
   ГОСТ 12.1019-79 "Электробезопасность, Общие требования",
   Гост 27463-87 "Испытания на пожароопасность. Методы испытаний",
   ПУЭ-85 "Правила устройства электроустановок",
   ГОСТ 29076-91 "Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности",
   "норм оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения" (№ ЦУО-4807 от 22.06.1988 г. ),
   технические требованиям МПС "Пожарная безопасность пассажирских вагонов",
   ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования".

   В разработке технических требований принимали участие сотрудники ВНИИЖТ – В.И. Колобов, Н.А. Шелудько, П.П. Щеглов.  


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

   1.1. Настоящие технические требования распространяются с 01.01.96 г. в полном объеме на локомотивы, электро – и дизельпоезда ( далее ТПС ) новой постройки, а также при выполнении капитального ремонта в объёме КР-2. Объём противопожарных мероприятий определяется Правилами капитального ремонта ТПС, с внесением в них изменениями и дополнениями, предусмотренными настоящими правилами.
   1.2 Термины и определения к противопожарной защите ТПС преведены в приложении №1.


2. ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКТИВНОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЕ.

   2.1 Требования к материалам конструкций и оборудованию
   2.1.1. Материалы, применяемые во внутреннем оборудовании кабины машинистов, независимо от видов ТПС, должны быть:
   - негорючими – для изготовления потолков, подшивки крыши, воздуховода вентиляционной установки
   - негорючими или трудногорючими - для изготовления перегородок, обшивки продольных и тамбурных стен, дверей , деревянных закладных деталей и обрешетки (для выполнения огнезащитных функций). Их необходимо защищать огнезащитными составами (антипиринами) обеспечивающими требуемую степень защиты в соответствии с ГОСТ 3191-93.
   - Трудновоспламеняемыми - для гидр- и звукоизоляции. Допускаются использование огнезащитных винилискож, не тканного материала на ПАХ, волокон и пленки ПАХ типа марки Г.
   - Медленно распространяющими пламя – шторы, чехлы кресел машиниста. Материалы отделки стен и перегородок кабины машиниста должны соответствовать показателям приведенным в ГОСТ 12.1.044-89.

   2.1.2. Материалы отделки машинного (дизельного) помещения должны быть негорючими или трудногорючими.
   2.1.3. Материалы отделки и конструкций пассажирских салонов вагонов электрод- и дизель поездов должны соответствовать техническим требованиям “Пожарной безопасность пассажирских вагонов“.

   2.2 Требования к огнестойкости огнепреграждающих конструкций.
   2.2.1. Кабина машиниста на тепловозах и электровозах должна быть отделена от дизельного помещения (машинного отделения) огне задерживающей перегородкой. На дизельных поездах огне задерживающей перегородкой кроме кабины машиниста отделяется пассажирский салон от дизельного помещения. При установки дизеля под полом моторного вагона конструкция пола или горизонтальная огнезадерживающая перегородка, защищающая днище вагона, должна иметь предел огнестойкости не менее 0,5 часа.
   2.2.2. Огнезадерживающая перегородка по наружному контуру должна быть доведена до металлической обшивки кузова. Допускается перегородку доводить до деревянных брусков обрешетки боковых стен и пола, обработанных методом глубокой пропитки или огнезащитными покрытиями, и примыкающими к металлической обшивке кузова. По контуру крыши зазор между металлом крыши и перегородкой необходимо перекрывать по обе стороны от перегородки негорючей изоляцией.
   2.2.3. Предел огнестойкости огнезадерживающей перегородки должен быть не менее 0,5 часа.
   2.2.4. Закрытия отверстий в местах прохода через огнезадерживающие перегородки труб и кабельных коробов, вентиляционных каналов должны удовлетворять требованиям п.п. 2.2.3.
   2.2.5. Конструкция дверей и дверных рам в перегородке должна обладать такой же огнестойкостью и обеспечить непроницаемость для пламени, как и сама перегородка (см п.2.2.3 ).
   2.2.6 Петли дверей должны быть изготовлены из металлов, имеющих температуру плавления не ниже 950°С.
   2.2.7 Огнезадерживающие перегородки могут быть выполнены как из несгораемого металла, так и комбинированными, но отвечающими требованиям п.2.2.3.

   2.3 Требования к устройствам аварийных выходов.
   2.3.1. Кабина машиниста вновь проектируемого ТПС должна быть оборудована аварийным выходом с использованием боковых оконных проемов.
   2.3.2 Для выхода из кабины машиниста через аварийный люк последний должен быть обеспечен веревочной лестницей, длина которой должна достигать верхней головки рельса.


3. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ К ДИЗЕЛЯМ

   3.1 Дизели, используемые на тепловозах, должны иметь дополнительные виды противопожарной защиты, предусмотренные требованиями ГОСТ29076-91 ” Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Требования к пожарной безопасности”.
   3.2 В дизельном помещении должен организован централизованный сбор протечек масла и топлива в резервуар, расположенный вне дизельного помещения.
   3.3 Выпускная система, глушители и все части дизеля должны быть сконструированы, экранированы или изолированы так , чтобы температура наружной поверхности не достигала температуры воспламенения топлива при утечке.
   3.4 Дизели должны быть снабжены средствами предотвращающими попадания капель или струй масел на горючие поверхности, электрические устройства.
   3.5 Глушитель дизеля должен быть сконструирован таким образом, чтобы частицы сажи (искры) охлаждались в нем до температуры не выше 400°С при диаметре вылетающих из глушителя искр до 2 мм.


4. ТРЕБОВАНИЯ К ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЮ.

   4.1. Все контактные поверхности клемм, наконечников, шин должны быть гладкими, чистыми, без трещин, выбоин, раковин. Контактные соединения должны быть плотно затянутыми и иметь защиту от самоотвинчивания и ослабления. К одному контакту клеммной рейки допускается подключать не более трех проводов цепи управления и не более двух проводов силовой цепи (до 1 кВт).
   4.2. Высоковольтные провода цепей с напряжением свыше 1000В и силовых цепей тепловозов должны прокладываться отдельно от низковольтных . Прокладка высоковольтных и низковольтных проводов в одних и тех же трубах, коробах, жгутах не допускается.
   4.3. Значения изоляции электрических цепей в эксплуатации не должно снижаться ниже предельно допустимых значений. Нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000В для вагонов электропоездов приведены в приложении №2.
   4.4. Двух- и трех проводные электрические цепи ТПС, должны иметь постоянно действующий контроль изоляции от корпуса ТПС. Электрические цепи в которых один из полюсов являются корпус ТПС, должен иметь встроенные диагностические устройства, позволяющие при опущенных токоприемниках проверить изоляцию цепей, не присоединенных к корпусу ТПС.
   4.5. Электрооборудование ТПС должно надежно работать во всем диапазоне напряжений контактной сети по ГОСТ 6962-75. При снижении напряжения ниже допустимого устройства должны предотвращать возможность возникновения пожароопасных режимов.
   4.6. Защита высоковольтных и низковольтных цепей от коротких замыканий и перегрузок, также при отказах оборудования должна предотвращать появления пожароопасных режимов и повреждений оборудования.
   4.7. Принудительное охлаждение оборудования, размещенного в кузове ТПС, должно контролироваться защитными устройствами с воздухо-струйными или температурными датчиками.
   4.8. Предохранители не должны являться источниками выделениями тепла , которое может привести к появлению очага загорания. При перегорании плавкой вставки корпус предохранителя не должен разрушаться.
   4.9. Желоба, камеры, короба с электрооборудованием должны быть выполнены из несгораемых материалов по ГОСТ 12.1.044-89.
   4.10. Конструкция вентиляционного защитного устройства аккумулятора должна обеспечивать удобную заливку электролита и свободный выход газов, а также предотвратит разбрызгивания электролита при эксплуатации, исключать попадание вовнутрь аккумулятора посторонних предметов и допускать заряд с закрытой крышкой клапана.
   При наклоне на угол 30 градусов электролит не должен выливаться.
   4.11. Внутренние поверхности шкафов, ниш электрощитов, аппаратных отсеков не должен распространять пламя.
   4.12. Изготовление жгутов, монтаж электропроводов и электрооборудования должны осуществляются в соответствии с утвержденной технической документацией и требованиями ОСТ 32.50-95.
   4.13. Монтаж электрических цепей ТПС должен выполняться проводами и кабелями по
   ТУ 16-705.289-83 “Провода силовые с кремнийорганической изоляцией во фтор силиконовой оболочке”,
   ТУ 16-705.347-84 ”Провода и кабели из поливинилхлоридного пластика в лакированной отметке для тепловозов”,
   ТУ 16-705.348-84 “Провода и кабели для тепловозов” и
   ТУ 16-705.465-87 “Провода и кабели для подвижного состава рельсового транспорта и троллейбусов”.

   4.14. Металлические короба, трубы, металлорукава в которых прокладываются электропровода должны изолироваться от деревянных конструкций негорючими материалами толщиной 2.8-3.0 мм.
   4.15. Провода внутри аппаратов, пультов, ящиков и соединительных коробок должны быть уложены без натяжения, надежно закреплены и не должны мешать работе оборудования, проведению осмотров и ремонтов.
   4.16. Провода должны быть удалены от мест образования, выхлопа и выброса электрической дуги в коммутирующих аппаратах ( выключателях, автоматах, разъединителях ) с целью предотвращения возгорания изоляции проводов и элементов оборудования
   4.17. Расположению наконечников проводов не должно уменьшать нормативного изоляционного расстояния по воздуху от токоведущих до заземленных частей.
   4.18. Монтаж и крепление кабелей, проводов и жгутов должны исключать возможность их перетирания и повреждения изоляции.
   4.19. Трубы, металлорукава, короба, ответвительные ( соединительные ) коробки, в которых проложены провода, должны быть надежно закреплены на конструкциях ТПС.
   4.20. Кабельные каналы на кузове ТПС должны быть защищены от попадания и скопления жидкостей во внутренние полости.
   4.21. Радиус изгиба труб, в которых проложены провода, должен быть не менее трех наружных диаметров этих труб. В местах изгиба допускается овальность до 15 % от наружного диаметра трубы.
   4.22. На концах труб с электропроводкой должны быть установлены защитные элементы, исключающие возможность повреждения изоляции проводов о кромки труб.
   4.23. Внутренние полости коробов и места их соединений должны иметь исполнение, исключающее возможность повреждения изоляции проводов как при нормальном состоянии, так и при отказе отдельных элементов крепления.
   4.24. Контактные соединения по согласованному с заказчиком перечню должны быть покрыты термоиндикаторной краской.
   4.25. Величена тока в кабелях и проводах проложенных в жгутах, не должна превышать 85 % допустимого значения тока провода, проложенного отдельно. Сечение провода и защита должна бать выбрана таким образом , чтобы исключить отказы оборудования, а аварийные режимы - не приводили к пожароопасным перегревам проводов и оборудования.
   4.26. В местах касания проводов и кабелей поверхностей металлоконструкций, в местах прохода проводов и кабелей через металлоконструкции должно быть установлено защитное устройство (из диэлектрического материала).
   4.27. Вводы проводов и кабелей в ящики с высоковольтными предохранителями и с пуско - тормозными резисторами на расстоянии 10-20мм должна быть защищены негорючей или трудногорючей изоляцией и исключить возможность загорания.
   4.28. Монтаж проводов должен выполнятся с исключением возможности внешнего перегрева от ряда расположенных резисторов, полупроводниковых элементов, шин, аппаратов. При монтаже проводов в опасных от перегрева местах провода следует защищать термоизоляционными трубами.
   4.29. Клицы крепления проводов, клеммные рейки и другие устройства для монтажа выполняться из негорючих или трудногорючих материалов.
   4.30. Защитные чехлы и оболочки для электропроводов должны изготовляться из трудногорючих материалов.
   4.31. Соединения проводов силовых цепей с наконечниками должно осуществляться методами сварки или холодной опрессовки. Наращивание проводов пайкой не допускается.
   4.32. Конструкция аккумуляторных ящиков (отсеков) должна обеспечивать взрывобезопастность.


5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМАМ ОТОПЛЕНИЯ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ.

   5.1. Установка и расположение нагревательных приборов должно соответствовать требованиям ГОСТ 12.2.056-81 и техническим условиям на ТПС. Электронагревательная установка в кабине машиниста должна быть защищена кожухом.
   5.2. Ограждающие конструкции помещений (отсеков) вагона, в которых размещается оборудование систем отопления, кондиционирования и вентиляции, должна иметь предел огнеопасности не менее 0,25 ч.
   5.3. Воздуховоды, вентиляционные (воздушные) камеры должны быть изготовлены из негорючих материалов.
   5.4. В местах пересечения вентиляционными воздухопроводами огнепреграждающих перегородок должны быть установлены огнезадерживающие устройств. Огнезадерживающие устройства следует предусматривать по обе стороны противопожарной перегородки с автоматическим или ручным управлением.
   5.5. На стенах воздуховодов не допускается монтаж электропроводов. Подводка проводов к приборам и аппаратам, установленных внутри воздуховода, должны быть выполнена с соблюдением требования ПУЭ.
   5.6. Части воздуховода, воздушные камеры, где установлено оборудование вентиляционной системы, должны иметь люки для обеспечения осмотра и устранения неисправностей.
   5.7. В системе принудительной вентиляции пассажирских салонов и кабины машиниста следует предусмотреть дополнительные каналы и клапаны (заслонки) для переключения с режима нагнетательной вентиляции на вытяжную. Переключение должно обеспечиваться как в ручную так и в автоматическом режиме со щита управления.
   5.8. Электрокалориферы (электропечи) должны быть оборудованы автоматическими устройствами, исключающими их перегрев (терморегуляторы, датчики измерения скорости воздуха).
   5.9. Температура на поверхности наружных кожухов электронагревателей (электропечей) не должна превышать 60°С. Температура на поверхности всех элементов электрооборудования и защитных поверхностей должна иметь значения, исключающие возможность возгорания близлежащих элементов и конструкций.
   5.10. Сгораемые конструкции, на которых располагаются электронагревательные приборы (например, печи), должны быть изолированы металлическим лисом толщиной 0,5 мм по негорючему изоляционному материалу с толщиной слоя 15-20 мм. При этом расстояние от края электронагревателя до края изоляции должно быть не менее 50 мм.
   5.11. Все отопительные электронагревательные приборы должны обеспечивать нормальную работу при колебаниях напряжений, допускаемых для данного типа ТПС.


6. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОБНАРУЖЕНИЯ И ТУШЕНИЯ ПОЖАРА.

6.1. Установка пожарной сигнализации (УПС).
   6.1.1. Пожарные извещатели (датчики) УПС должны реагировать на тепловое и (или) дымовые признаки пожара, иметь температуру и время срабатывания, чувствительность, инерционность, вибростойкость, помехозащищенность, соответствующие значения этих показателей в действующей нормативно-технической документации.
   В дизельных помещениях должны устанавливаться тепловые, а в машинном помещении, высоковольтной камере – дымовые пожарные извещатели.
   6.1.2. Извещатели должны быть нормального исполнения, а для взрывоопасных отсеков - взрывозащищенного исполнения.
   6.1.3. Пожарные извещатели должны защищать пожароопасные отсеки (по площади пола, а оборудование, требующее принудительного охлаждения - по допустимой температуре его нагрева.
   Конкретный перечень оборудования подлежащего защите пожарными извещателями , согласовывается с заказчиком.
   6.1.4. Установка пожарной сигнализации должна выдавать на пульт установленный в кабине машиниста, сигнал о месте возникновения пожара. Сигнал о пожаре на дизель – и электропоезде должен содержать о номере вагона, котором возник пожар. Должно быть предусмотрено звуковое дублирование сигнала о пожаре и его передача по радиоканалу в автоматическом режиме в том числе и при нахождении ТПС в холодном отстое.
   6.1.5. УПС должны быть быстродействующими. Время срабатывания пожарных извещателей (ПИ), устанавливаемых в локомотивах и пассажирских вагонах не должно превышать для тепловых ПИ 10 с – при загорании горючих жидкостей (ГЖ), для дымовых ПИ 30 с – при загорании ГЖ и 120 с – при загорании твердых горючих материалов (изоляции, материалов отделки).
   6.1.6. Тепловые ПИ должны срабатывать при достижении в отсеке или на защищенном оборудовании, контролируемым извещателем , температуры 70- 80 °С или при скорости нарастания температуры внутри контролируемого объема , равной 5-10 с\мин.
   Если в местах установки ПИ эксплуатационные температуры превышают 70 °С, то должны быть выбраны типы пожарных извещателей, температура срабатывания которых превышает на 20 % максимального эксплуатационную температуру.
   6.1.7. Дымовые ПИ должны срабатывать при достижении в контролируемых помещениях значений задымленности(изменения оптической плотности среды в помещении), устанавливаемых для каждого типа ТПС.
   6.1.8. В доступных во время движения поезда отсеках могут устанавливаться как одноразовые так и многоразовые ПИ. В недоступных и малодоступных отсеках должны устанавливаться только ПИ многоразового действия.
   6.1.9. Конструкция ПИ и исполнение их монтажа должен обеспечивать легкосъемность извещателей с применением специального инструмента. При этом должна быть исключена возможность свободного доступа к извещателям пассажиров на дизельпоездах и электропоездах.
   6.1.10. УПС должны автоматически определить неисправность (обрыв, КЗ) на линиях подключения пожарных извещателей, если при единичном отказе системы не может выполнять нормально свои функции.
   6.1.11. Пожарные извещатели и электропроводка к ним должны быть изготовлены и установлены таким образом, чтобы исключить воздействие на них опасных факторов пожара в течение времени достаточного для передачи информации о пожаре в недоступных объектах и была обеспечена возможность визуального подтверждения пожара в отсеках.
   6.1.12. УПС должны обеспечивать контроль и проверку их неисправности в эксплуатации без специального обслуживающего персонала.
   6.1.13. Число ПИ и места их размещения должны обеспечивать надежное обнаружение признаков возникновения пожара в соответствии с настоящими техническими требованиями. В отсеках, в которых невозможно обеспечить визуальный контроль за состоянием среды, должно быть предусмотрено дублирование пожарных извещателей.
   6.1.14. Схема пожарной сигнализации должна обеспечивать возможность контроля питания цепей систем пожаротушения.
   6.1.15. Пожарная сигнализация должна быть подключена к источнику питания цепей управления электровоза.
   6.1.16. Размещение ПИ должно предусматриваться во всех потенциально опасных в пожарном отношении помещений, например:
   - в кабине машиниста.
   - в отсеках высоковольтного оборудования.
   - в отсеках выпрямительно-инверторного оборудования.
   - в местах установки дугогасительных камер и других местах по согласованию с заказчиком.

   6.2. Установка пожаротушения.
   6.2.1. Машинные помещения электровозов, дизельные помещения тепловозов, имеющих мощность по дизелю 1175 кВт, а также шкафы управления и салоны электро- и дизельпоездов в соответствии с ГОСТ 22939-88 должны быть оборудованы установками пожаротушения (УПТ). Выбор установок осуществляется заказчиком и согласовывается с военизированной охраной МПС РФ.
   6.2.2. Выбираемые огнетушащие вещества (УПТ) водопенные растворы, порошковые, газовые или аэрозольные огнетушащие составы) должны надежно ликвидировать очаг пожара класса А и В по ГОСТ 27331-89.
   6.2.3. Установка пожаротушения должна обеспечивать дистанционное ее включение (вручную) при нахождении локомотивной бригады и автоматическое при её отсутствии (в период отстоя ТПС).
   Включение установки пожаротушения двухсекционных локомотивов должно осуществляться из любой кабины машиниста, а в односекционном локомотиве – из кабины машиниста и помещения дизельного (или машинного) отделения.
   При включении установки пожаротушения силовые цепи и цепи управления должны автоматически обесточиваться, а дизель – генераторная установка останавливаться.
   6.2.4. Расположение и число пультов дистанционного включения установок пожаротушения определяется по согласованию между изготовителем и заказчиком. При этом, установки пенного и порошкового пожаротушения, кроме того должны быть оборудованы пожарными стволами и напорными рукавами для тушения пожара силами локомотивной бригады.
   6.2.5. Расположение и число постов установки пожаротушения должно обеспечивать возможность подачи огнетушащих средств в любую точку кузова ТПС.
   При проектировании порошковых и водо-пенных установок пожаротушения должно быть предусмотрено возможность введения средств тушения в соседних секциях ТПС.
   6.2.6. ТПС, кроме УПТ, должен быть оборудован первичными средствами пожаротушения – ручными огнетушителями. Их тип, количество и размещение определяются в соответствии с существующими нормами, утвержденными МПС.


7. ТРЕБОВАНИЯ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ЗАЩИТЫ ЛОКОМОТИВНЫХ БРИГАД.

   7.1. При тушении пожара в кузове ТПС поездные бригады должны быть обеспечены индивидуальными средствами защиты органов дыхания и глаз.
   7.2. В кабине машиниста ТПС должно быть предусмотрено место для размещения индивидуальных средств защиты.
   7.3. Конструкция индивидуальных средств защиты не должно препятствовать работе по управлению поездом и осуществлению переговоров с дежурным диспетчером по станции и бригад поездов.
   7.4. Выбор индивидуальных средств защиты локомотивных бригад уточняется при разработке технических требований к противопожарной защите для конкретного вида ТПС.


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Основные термины и определения.
   1. Пожарная опасность объектов – состояние объекта, заключающееся в возможности возникновения пожара и его последствий (ГОСТ 12.1.004-91).
   2. Пожарная безопасность объекта – состояние , при котором с регламентированной вероятностью исключается возможность возникновения и развития пожара и воздействия на людей опасных факторов пожара, а также обеспечивается защита материальных ценностей (ГОСТ 12.1.033-81).
   3. Пожарная нагрузка - общий тепловой потенциал, учитывающий количество сгораемых материалов, отнесенных на 1м2 площади пола (СТ СЭВ 383 –76).
   4. Показатель пожарной опасности - величина, количество характеризующая какое-либо свойства пожарной опасности (ГОСТ 12.1.033-81).
   5. Горючесть – способность веществ к горению под воздействием источника зажигания (СТ СЭВ 383-76).
   По горючести материалы подразделяются на три группы:
   1. негорючие – материалы не способные к горению в воздухе.
   2. трудногорючие – материалы, способные самостоятельно гореть после его удаления.
   3. горючие – материалы, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самопроизвольно гореть после его удаления.
   Из группы горючих материалов выделяют подгруппы трудновоспламеняемых материалов, средней воспламеняемости и легковоспламеняемых.
   6. Дым видимая в воздухе взвесь твердых и жидких частиц или газа, образующихся при горении (СТ СЭВ 383 – 76).
   7. Коэффициент дымообразования - показатель (м2\кг), характеризующий оптическую плотность дыма, образующегося при пламенном горении или термоокислительной деструкции определенного количества твердого материала в условиях специальных испытаний.
   По дымообразующей способности материалы подразделяются на три группы:
   - с малым дымообразующей способностью – коэффициент дымообразования до 50.
   - с умеренной дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования от 50 до 500.
   - с высокой дымообразующей способностью - коэффициент дымообразования до 500.

   8. Показатель токсичности продукта горения – отношение количества материала к единице объема замкнутого пространства, в котором образующиеся при горении материала газообразные продукты вызывают гибель 50 % подопытных животных.
   По величине с показателя токсичности, в зависимости от времени экспозиции, материалы подразделяются на четыре группы:
   - чрезвычайно опасны.
   - высокоопасны.
   - умеренноопасны.
   - малоопасны.

   9. Индекс распространения пламени – условный безразмерный показатель, характеризующий способность воспламенения, распространять пламя по поверхности и выделять тепло.
   По способности распространять пламя по поверхности материалы подразделяются на три группы:
   - не распространяющие пламя (J=0)
   - медленно распространяющие пламя (J<20)
   - быстро распространяющие пламя (J>20).


ПРИЛОЖЕНИЕ №2

   Нормы сопротивления изоляции электрооборудования до 1000 В вагонов электропоездов.

   1. Настоящие нормы распространяются на электрооборудование напряжением до 1000 В вагонов.

   2. Сопротивление изоляции каждой отдельной цепи (за исключением аккумуляторной батареи) с подключенными токоприемниками, измеренное относительно корпуса вагона, должно быть не менее, указанного в таблице 1.
   Учитывая, что сопротивление изоляции (в основном за счет токопримеников) зависит от влажности окружающего воздуха, вводится дифференцированная норма сопротивления изоляции.

ТАБЛИЦА 1.

№ п.п. Наименование цепей Нормальные климатические условия Климатические условия с повышенной влажностью
1. Цепи электрооборудования
до 110 В
Не менее 0,5 мОм Не менее 0,3 мОм
2. Цепи электрооборудования
со 110 В до 1000 В
Не менее 1,0 мОмм Не менее 0,5 мОм

   3. Если комплектующие оборудование, входящее в измерения цепь, согласно нормам на него (ТУ, ГОСТы, МРТУ, нормали и т.д.), имеет сопротивлении изоляции ниже указанного в таблице 1, то контроль изоляции осуществляют поэлементно, в соответствии с нормой изоляции для данного элемента.
   Если узел (агрегат) включает в себя несколько подобных элементов, норма на сопротивление изоляции этого узла снижается в соответствии с количеством включенных элементов.

Rиз =Rиз1/n

   Где: Rиз – общее сопротивление изоляции узла.
           Rиз1 – нормируемое сопротивление одного элемента.
           n – количество элементов, включенных параллельно или последовательно
   * Под отдельной цепью следует понимать отдельный токоприемник или их комплекс, питаемый от одного коммутирующего аппарата или предожранителя.

   4. Сопротивление изоляции аккумуляторной батареи должно быть в нормальных климатических условиях не менее 50 кОм, а в условиях с повышенной влажностью – не менее 30 кОм.

   5. Сопротивление изоляции цепей сигнализации налива воды измеряется до заливки воды (в сухом состоянии).

   6. Нормальными климатическими условиями для замеров сопротивления изоляции следует считать зону, ограниченную параметрами, указанными в таблице 2.
   Характеристика зоны нормальных климатических условий.

Температура °С До 10°С От 10 до 19°С От 20 до 24°С От 25 до 29°С От 30 до 34°С От 35 до 40°С
Относительная Влажность % 85 ±5% 80 ±5% 70 ± 10% 50 ± 5% 40 ± 5% 30 ± 5%

   Для климатических условий, выходящих за приделы указанной зоны (в сторону повышения влажности), норма сопротивления изоляции снижается в соответствии с таблицей 1. При влажности выше 98 % сопротивление изоляции не нормируется.

   7. Сопротивление изоляции измеряется относительно корпуса вагона мегометром на напряжение 500 В.

   8. Измерение сопротивления изоляции производится для каждой отельной цепи ее токоприемниками, отключенной от остальной электрической схемы.
   Отключение производится с помощью коммутирующих аппаратов (предохранителей) данной цепи или путем отсоединения одного из полюсов.
   При замене должны охватываться все участки данной цепи: для цепей, имеющих разрывы (например, розетки, цепи двигателя, включаемого контактором и т.д.) замер должен производиться для каждого из полюсов.

   9. В случае невыполнения норм изоляции выявляется и заменяется элемент с пониженным уровнем изоляции.

   10. Допускается не производить измерение изоляции отдельных цепей, если сопротивление изоляции для системы в целом соответствует нормам указанных в таблице 1.    


 ЦТ-6 Общие технические требования к противопожарной защите тягового подвижного состава
УТВЕРЖДЕНО Заместитель министра путей сообщения Ю.М. Герасимов от 29.11.1995 г. № ЦТ-6