ОАО "Российские железные дороги"
Филиал Проектно-конструкторского бюро
Локомотивного хозяйства (ПКБ ЦТ ОАО "РЖД")
ИНСТРУКЦИЯ ПО СОДЕРЖАНИЮ
ЛОКОМОТИВНЫХ ПРИЕМНЫХ КАТУШЕК
Технологическая инструкция
ПКБ ЦТ.25.0115
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общее положение
2. Требования к установке приемных катушек
3. Виды и периодичность технического обслуживания приемных катушек
4. Неисправности приемных катушек, способы их обнаружения и
устранения
5. Приложение
1. Общие положения.
Катушки приемные локомотивные типа ПЭ, ПТ, КПУ-1 (далее приемные катушки) обеспечивают индуктивную связь приемника с электрическими рельсовыми цепями и предназначены для приема кодовых сигналов автоматической локомотивной сигнализации.
Настоящая инструкция разработана на основе действующих нормативных документов по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту АЛСН, КЛУБ, КЛУБ-У и содержит требования к установке и содержанию приемных катушек в технически исправном состоянии, а также рекомендации по выявлению и устранению их неисправностей.
2. Требования к установке приемных катушек.
Приемные катушки устанавливаются на локомотивы, МВПС, ССПС (далее ТПС) в пределах габарита подвижного состава в соответствии с утвержденной проектно-конструкторской документацией с учетом следующих требований:
- сердечник приемной катушки должен располагаться горизонтально и перпендикулярно оси ходового рельса;
- середина сердечника приемной катушки должна находиться над осью ходового рельса;
- высота низшей точки корпуса приемных катушек над уровнем верхней грани головки рельса должна быть в пределах:
- ПЭ, ПТ от 100 до 180 мм, КПУ-1 от 180 до 240 мм, при использовании с АЛСН;
- ПЭ, ПТ, КПУ-1 от 100 до 180 мм, при использовании с КЛУБ;
- ПЭ, ПТ, КПУ-1 от 110 до 210 мм, при использовании с КЛУБ-У.
- катушка не должна опускаться ниже путеочистителей.
На электропоездах серии ЭР, имеющих опору кузова на боковые скользуны и увеличенный прогиб рессорного подвешивания, допускается расположение приемных катушек АЛСН под кузовом вагона ниже уровня путеочистителя.
3. Виды и периодичность технического обслуживания приемных катушек.
3.1. При проведении текущего обслуживания производится проверка технического состояния и надежности крепления приемных катушек, их гарнитуры и предохранительных устройств. При этом:
- в деталях подвески и регулирующего устройства приемных катушек не допускается наличие трещин;
- гайки и контргайки должны быть хорошо закреплены, а шплинты разведены;
- предусмотренные чертежами предохранительные устройства должны быть в полной исправности;
- верхние и нижние части кожуха катушек ПЭ и ПТ должны быть изолированы друг от друга резиновой прокладкой;
- клеммные коробки приемных катушек должны плотно закрываться и иметь исправное уплотнение.
3.2. При проведении текущих ремонтов выполняются работы, предусмотренные п.3.1, а также производится измерение:
- высоты подвески и расположения приемных катушек относительно рельсов;
- сопротивления изоляции между верхней и нижней частями кожуха катушек ПЭ и ПТ, которое должно быть не менее 100 Ом;
- сопротивления изоляции между стяжными болтами и магнитопроводом, которое должно быть не менее 10 кОм;
- сопротивления изоляции между токоведущими частями приемных катушек и корпусом, которое должно быть не менее 2 МОм вместе с подводящими проводами и 5 Мом без них.
Измеренные параметры регистрируются в специальном журнале (приложение 1).
3.3. По истечении 6-ти месяцев на ближайшем ТО-3, ТР на ТПС, оборудованном АЛСН, КЛУБ, КЛУБ-У, КЛУБ-П, КЛУБ-УП, производится измерение сопротивления, добротности, индуктивности и ЭДС приемных катушек при номинальных токах в рельсовой цепи или шлейфе.
Замеры производятся прибором ИП-ЛК (ИПЛК-М) порядком, определенным «Руководством пользователя» КМСИ.411252.026РЭ. Результаты проверок регистрируются в журнале учета технических параметров приемных катушек (приложение 1).
Типовые значения сопротивления, индуктивности и добротности приемных катушек, приведены в таблице 1.
Таблица 1
Тип ПК |
R, Ом |
L, Гн |
Q |
ПЭ |
135 ± 30 |
6,9 ± 0,4 |
≥ 3,0 |
ПТ |
135 ± 30 |
6,2 ± 0,4 |
≥ 4,0 |
КПУ-1 |
110± 10 |
7,1 ± 0,4 |
≥ 5,0 |
Минимальные значения ЭДС, наводимые в одной приемной катушке при указанных номинальных токах в рельсовой цепи или шлейфе указаны в таблице 2.
При этом значения величин ЭДС, наведенных в смежных катушках, не должны отличаться более чем на 5 %.
Таблица 2
Тип ПК |
ЭДС, мВ, не менее |
Канал АЛС-ЕН |
Канал АЛСН |
F = 175 Гц |
F = 25 Гц
|
F = 50 Гц, автономная тяга |
F = 50 Гц, электрическая тяга |
F = 75 Гц |
ПЭ |
61 |
49 |
84 |
140 |
154 |
ПТ |
53 |
42 |
73 |
121 |
133 |
КПУ-1 |
68 |
54 |
93 |
155 |
161 |
Номин. ток
в шлейфе, А |
0,25±0,006 |
1,4±0,035 |
1,2±0,030 |
2,0±0,050 |
1,4±0,035 |
3.4. Измерение параметров приемных катушек, указанных в пунктах 3.2 и 3.3 производится также:
- при всех видах деповского ремонта;
- после замены или установки приемных катушек вновь;
- при расследовании причин наличии сбоев автоматической локомотивной сигнализации.
4. Неисправности приемных катушек, способы их обнаружения и устранения.
При правильном содержании приемных катушек их параметры укладываются в пределах норм, указанных в таблицах 1, 2. Однако, при длительной эксплуатации могут возникать неисправности, связанные, в основном, с механическими повреждениями: обрыв провода катушки, короткозамкнутые витки, повреждение пластин сердечника, повреждение втулок, изолирующих крепежные болты от сердечника.
Наиболее частый отказ приемных катушек – это проникновение влаги в клеммные коробки, что приводит к значительному отклонению характеристик катушек от нормы.
Все неисправности приемных катушек легко обнаруживаются измерением ЭДС, добротности и индуктивности, при этом, как правило, ЭДС и добротность ниже нормы.
Основные причины снижения ЭДС:
- попадание влаги в клеммные коробки;
- неправильная установка катушек над головкой рельса по высоте и боковому смещению;
- наличие короткозамкнутых витков в катушке.
Основные причины снижения добротности:
- наличие короткозамкнутых витков катушки;
- механическое повреждение пластин сердечника;
- нарушение изоляции крепежных болтов от сердечника и кожуха катушки.
Ремонт приемных катушек производится в соответствии с руководствами и инструкциями по эксплуатации заводов изготовителей.
При проверке параметров катушек следует обращать внимание на асимметрию пары катушек по ЭДС, ΔЕ. Этот показатель имеет важное значение с точки зрения защиты от помех тягового тока и влияния высоковольтных линий электропередач, пересекающих железнодорожные пути. Симметрирование по ЭДС пары катушек осуществляется регулировкой подвески за счет изменения высоты и бокового смещения.
При установке новых приемных катушек их следует подбирать по ЭДС, указанной в паспорте на катушку. Причем следует иметь в виду, что параметры катушек, указанные в паспорте, отличаются от норм, указанных в таблице 1 на катушки, установленные на локомотиве. Эта разница обусловлена влиянием гарнитуры крепления и массы ТПС.
Приложение 1
Журнал учета технических параметров приемных катушек
Серия и номер локомотива (МВПС, ССПС) ___________________
ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНОЙ-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ
1. Инструкция по техническому обслуживанию автоматической локомотивной сигнализации непрерывного типа (АЛСН) и устройств контроля бдительности машиниста ЦТ-ЦШ-857 от 24.09.2001г.
2. Инструкция по техническому обслуживанию комплексного локомотивного устройства безопасности (КЛУБ) от 26.04.1999г.
3. Руководство по эксплуатации комплексного локомотивного устройства безопасности унифицированного (КЛУБ-У) РЭ 36991-00-00
ПКБ ЦТ.25.0115
Инструкция по содержанию локомотивных приемных катушек