Видеоканал РЦИТ на YouTUBE

Тел: +7(391)254-8445
E-mail: rcit@inbox.ru


Яндекс.Метрика

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
«Регионального Центра Инновационных Технологий»
 BECZ: ЗОНЫ ПОГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КНР
(边境经济合作区, National Border & Economic Cooperation Zones)

 

     На протяжении всей истории современного Китая (КНР) имели место территориальные диспропорции в развитии. Процветающие сегодня регионы были более развиты и в дореформенный период, окраинные провинции традиционно отставали.

     Понимая опасность нарастания социально-экономического неравенства, власти применяли разные подходы для выравнивания диспропорций. На современном этапе одним из таких подходов является политика открытости внешнему миру (политика открытых дверей).

     Приграничный пояс открытости — комплексная система, включающая:

  • Столицы приграничных провинций и функционирующие в них разнообразные зоны экономического развития;
  • Приграничные открытые города и созданные в них зоны приграничного экономического сотрудничества;
  • Открытые порты и торговые зоны.

     Успехи приморских провинций Китая подталкивали реформаторов к использованию в окраинных территориях тех же, или почти тех же, институциональных механизмов. Решили обратиться к хорошо зарекомендовавшему себя поясу открытости, а также к созданию в провинциях разнообразных зон с особыми режимами управления, которые различались:

  • ПО ПОДЧИНЕНИЮ:

    • национального и

    • регионального класса;

  • ПО ТИПАМ:

    • приграничные (размещены в приграничных городах) и

    • внутренние (расположены в столицах провинций, а также в некоторых ключевых городах);

  • ПО ФУНКЦИЯМ:

    • промышленные,

    • экономической кооперации,

    • экономического развития,

    • торговые,

    • развития высоких технологий и техники,

    • туристские,

    • универсальные.

     В целом же работу по созданию приграничного пояса открытости начали с формирования в конце 1980-х гг. благоприятного внешнеполитического климата, разрешения пограничных вопросов, подписания договоров и соглашений о системе контроля границ, установления взаимного доверия.

     Политическая нормализация шла одновременно с экономическими переговорами, важным аспектом которых становилась инфраструктура.

     Практически на каждой границе и в каждом ставшем затем ОТКРЫТЫМ городе обсуждался вопрос постройки или реконструкции моста.

     Политика открытых дверей сопровождалась ведением активной пропаганды, направленной как «вовне», так и «вовнутрь». 

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:

  • Возобновлено функционирование открытых портов (таможен), не действовавших в период изоляции Китая, а также было создано большое количество новых;

  • При многих открытых портах начали создавать приграничные торговые зоны;

  • Выборочным населенным пунктам, расположенным вдоль границ, присвоен статус приграничных открытых городов;

  • Статус открытых для привлечения иностранных инвестиций получили столицы приграничных провинций;

  • Во всех открытых городах были учреждены зоны экономического сотрудничества (различные по функциям и подчинению).

     Китайские открытые порты могут быть классифицированы по разным критериям: по системе управления, наличию транспортных магистралей, специализации, выполняемым функциям:

  • По системе управления: национальные порты первого класса и порты второго класса.

    • Порты первого класса подчиняются центральным, 

    • Порты второго класса подчинены провинциальным властям, властям автономных районов или городов.

  • По наличию и типу транспортных магистралей:

    • железнодорожные,

    • автомобильные,

    • авиационные,

    • речные или

    • морские;

  • По специализации, зависящей от месторасположения:

    • приграничные,

    • приморские,

    • внутренние.

  • По выполняемым функциям:

    • ЛОКАЛЬНЫЕ - обслуживающие преимущественно приграничную торговлю,

    • РЕГИОНАЛЬНЫЕ - с нагрузкой, обеспечивающей торговлю внутри одного макрорегиона,

    • МЕЖДУНАРОДНЫЕ - через которые проходят глобальные товарные потоки. 

     Выделяют три типа приграничных зон, открываемых в приграничных провинциях:

  • первый тип — торговые зоны с пересечением границы (впервые введены в 1996 г.);
  • второй тип — пограничная торговая зона с особым режимом управления (первая создана в 2000 г.);
  • третий тип — зоны пограничного экономического сотрудничества (были созданы в 1992 г.).

     При этом зоны первого типа относятся, как правило, к зонам регионального класса, а второго и третьего — к зонам национального класса.

 

Зоны пограничного сотрудничества ПЕРВОГО типа.
 

     Наиболее распространенным вариантом зон первого типа — открытым более чем в 90 населенных пунктах — является торговая зона с пересечением границы. Инструкции по управлению такими зонами приняты совместно Генеральной таможенной администрацией Китая и Министерством внешней торговли и экономического сотрудничества. В частности, оговорено, что:

  • Торговые зоны с пересечением границы должны устанавливаться в приграничных районах — не более 20 км от границы;

  • Их образование должно быть одобрено со стороны народной администрации провинции;

  • Деятельность зоны контролируется таможней;

  • Каждый приграничный житель может пользоваться освобождением от налогов согласно квоте, чтобы иметь возможность покупать предметы первой необходимости.

Зоны пограничного сотрудничества ВТОРОГО типа.
 

     Зоны второго типа, с более льготным режимом, существуют в пограничных торговых зонах с особым режимом управления. Основным их отличием является то, что таможня не только не требует виз, но и не контролирует виды и объемы товара, который реализуется внутри зоны. Таможенная очистка происходит при пересечении границы зоны, а не границы государства.

     Торговать на территории зоны имеют возможность любые предприятия обоих государств, основная функция этого типа зон состоит в продвижении «беспошлинной торговли» для предприятий.

    

Зоны пограничного сотрудничества ТРЕТЬЕГО типа.
 

     Зоны третьего типа — зоны пограничного экономического сотрудничества. Правительство каждой провинции утверждает пакет льгот, которые включают: возможность ввоза машин, оборудования и других материалов для формирования инфраструктуры в пределах пограничных зон экономического сотрудничества; льготы по уплате НДС, подоходного и других налогов; определенные льготы по импорту/экспорту товаров необходимых для функционирования предприятий зоны или произведенных в зону. Таким образом, основная функция пограничных зон экономического сотрудничества заключается в развитии экономики приграничных регионов на базе расширения торговых связей с соседними государствами, учреждения предприятий в сферах переработки и производства сельскохозяйственной продукции на экспорт.

 

     Начиная с 1992 года, Государственный Совет КНР одобрил создание 14 зон пограничного и экономического сотрудничества.

     На границе с Россией находится четыре таких зоны:

       01. Маньчжурия (АРВМ),

       02. Хэйхэ (Хэйлунцзян),

       03. Суйфэньхэ (Хэйлунцзян),

       04. Хунчунь (Цзилин).

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:

     В Синьцзяне (СУАР), на границе со среднеазиатскими странами:

       05. Хоргос, Инин,

       06. Болэ,

       07. Тачэн.

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:

     Пять зон находятся на Юге КНР на границе со странами Юго-Восточной Азии:

       08. Жуйли (Юньнань),

       09. Пинсян,

       10. Ваньдин (Юньнань),

       11. Хэкоу (Юньнань),

       12. Дунсин (Гуанси).

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:

     Одна зона – на границе с Монголией (АРВМ):

       13. Эрлянь-Хотэ.

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:

     И последняя зона находится в провинции Ляонин, на границе с КНДР:

       14. Даньдун.

     Основные институциональные механизмы создания приграничного пояса открытости заключались в следующем:


Наименование BECZ: 1

Зона пограничного сотрудничества Маньчжурия,
Manzhouli, 满洲里

Местонахождение (провинция): Автономный Район Внутренняя Монголия, АРВМ,
Inner Mongolia, 内蒙古自治区
Адинистративный центр: Хухэ-Хаотэ
Удаленность от границы: 8 км до пограничного перехода
Сопредельный пункт: Забайкальск, Забайкальский край, Россия
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный
Функции: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Основные приоритеты: Ключевой порт для развития международного сотрудничества в северо-восточной Азии.
Является мостом евразийского значения. Наиболее важный логистический центр.

Наименование BECZ: 2

Зона пограничного сотрудничества Суйфэньхэ,
Suifenhe, 绥芬河

Местонахождение (провинция): Хэйлунцзян, Heilongjiang, 黑龙江省
Адинистративный центр: Харбин
Удаленность от границы: До российского КПП 21 км
Сопредельный пункт: Пограничный, Приморский край, Россия
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный
Функции: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Основные приоритеты: Международная торговля с выходом к морской границе богатого природными ресурсами Дальнего Востока (230 км до Владивостока).

Наименование BECZ: 3

Зона пограничного сотрудничества Болэ,
Bole, 博乐

Местонахождение (провинция): Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, СУАР
Xinjiang Uygur Autonomous Region, 新疆维吾尔自治区
Адинистративный центр: Урумчи
Удаленность от границы: 12 км от границы до Достыка
Сопредельный пункт: Достык (Дружба), Алма-Атинская область, Казахстан
 * Болэ обслуживает ОП Алашанькоу-Достык
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный
Функции: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Основные приоритеты: Соединяет торговую и промышленную зону, расположена в центре пересечения автомобильных и железнодорожных дорог 1 класса. От Болэ до Урумчи 460 км

Наименование BECZ: 4

Зона пограничного сотрудничества Пинсян,
Pingxiang, 凭祥

Местонахождение (провинция): Гуанси-Чжуанский Автономный Район, ГЧАР,
Guangxi Zhuang Autonomous Region, 广西壮族自治区
Адинистративный центр: Наньин
Удаленность от границы: Около 20 км до границы
Сопредельный пункт: Дундан (Вьетнам)
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный
Функции: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Основные приоритеты: Ориентирована на торговлю, а также переработку сельскохозяйственного сырья, развитие туризма. Международная железная дорога, национальные автомобильные дороги

Наименование BECZ: 5

Зона пограничного сотрудничества Даньдун,
Dandong, 丹东
 * Даньдун не является открытым приграничным городом, но в нем расположена одна из 14 зон.

Местонахождение (провинция): Ляонин, Liaoning, 辽宁省
Адинистративный центр: Шэньян
Удаленность от границы: Менее 1 км, отделены рекой Ялу (Yalu)
Сопредельный пункт: Синьюицзи (КНДР)
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный, прямой выход к морю
Функции: МЕЖДУНАРОДНЫЙ
Основные приоритеты: Зона речного и морского сообщения, предоставляющая эффективный сервис и хорошие условия для инвестиций.

Наименование BECZ: 6

Зона пограничного сотрудничества Эрлянь-хотэ,
Erenhot
, 二连浩特

Местонахождение (провинция): Автономный Район Внутренняя Монголия, АРВМ,
Inner Mongolia, 内蒙古自治区
Адинистративный центр: Хухэ-Хаотэ
Удаленность от границы: 2,5 км до границы с Монголией
Сопредельный пункт: Замын-Ууд (Монголия)
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Потенциально хорошие географические условия с удобными транспортными путями для обслуживания перевозок Азия – Европа.

Наименование BECZ: 7

Зона пограничного сотрудничества Тачэн,
Tacheng, 塔城

Местонахождение (провинция): Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, СУАР
Xinjiang Uygur Autonomous Region, 新疆维吾尔自治区
Адинистративный центр: Урумчи
Удаленность от границы: 12 км до КПП Бакту-Бахты
Сопредельный пункт: Бахты (Восточно-Казахстанская область, Казахстан)
 * ОП обслуживающий Тачэн, расположен в населенном пункте Бакту
Открытый порт: Автомобильный
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Зона соединяет центры торговли, зоны импортной и экспортной переработки, а также логистики.
Близкое расположение к России (Горному Алтаю), Монголии.

Наименование BECZ: 8

Зона пограничного сотрудничества Хэйхэ,
Heihe, 黑河

Местонахождение (провинция): Хэйлунцзян, Heilongjiang, 黑龙江省
Адинистративный центр: Харбин
Удаленность от границы: 750 м от Хэйхэ до Благовещенска (через реку Амур / Хэйлунцзян). 
Сопредельный пункт: Благовещенск (Россия)
* Через пограничный переход Хэйхэ-Благовещенск железная дорога не проходит, так как нет жд-моста через реку Амур.
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный, авиа
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Международная торговля и экономическая кооперация с РФ, привлечение и обработка природных ресурсов (минералов, земли, воды, флоры и фауны), а также туризм.

Наименование BECZ: 9

Зона пограничного сотрудничества Хуньчунь,
Hunchun, 珲春

Местонахождение (провинция): Цзилин, Jilin, 吉林省
Адинистративный центр: Чанчунь
Удаленность от границы: 15 км до российского КПП
Сопредельный пункт: Краскино (Приморский край, Россия)
Открытый порт: Автомобильный
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Побережье, на границе с РФ и КНДР (42 км до Посьета, 63 км до Зарубино, 80 км до Раджина).
Приоритет в развитии экспорта продукции, в т. ч. высоких технологий, а также туризма, недвижимости, финансовых услуг и сферы развлечений.

Наименование BECZ: 10

Зона пограничного сотрудничества Дунсин,
Dongxing, 东兴
 * Поселок Дунсин получил статус BECZ в 1996 году.

Местонахождение (провинция): Гуанси-Чжуанский Автономный Район, ГЧАР,
Guangxi Zhuang Autonomous Region, 广西壮族自治区
Адинистративный центр: Наньин
Удаленность от границы: Менее 1 км (отдалены рекой Бэйлунь)
Сопредельный пункт: Мунь Цхай (Вьетнам)
Открытый порт: Автомобильный, речной транспорт (следующий внутрь страны)
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Наиболее короткий и удобный автомобильный путь во Вьетнам.
Приоритет: развитие туризма и взаимной торговли.

Наименование BECZ: 11

Зона пограничного сотрудничества Жуйли,
Ruili, 瑞丽

Местонахождение (провинция): Юньнань, Yunnan, 云南省
Адинистративный центр: Куньмин
Удаленность от границы: До границы около 20 км
Сопредельный пункт: Мусхе (Мьянма / Бирма)
Открытый порт: Автомобильный
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Ключевой порт торговли с Бирмой, ориентированный как на импорт, так и на экспорт, переработку сырья, в т. ч. сельскохозяйственного, а также биологических ресурсов субтропиков и тропиков.

Наименование BECZ: 12

Зона пограничного сотрудничества Вандинг
 * В феврале 1999 года пос.Вандинг как административная единица перестал существовать, став частью города Жуйли.

Местонахождение (провинция): Юньнань, Yunnan, 云南省
Адинистративный центр: Куньмин
Удаленность от границы: 28 км до границы
Сопредельный пункт: Дзегао (Мьянма / Бирма)
Открытый порт: Автомобильный
Функции: Локальный
Основные приоритеты: Развитие торговли, переработки китайских и бирманских источников сырья, в т. ч. сельскохозяйственной продукции, международной кооперации на рынке труда, а также туризма.

Наименование BECZ: 13

Зона пограничного сотрудничества Инин,
Yining, 伊宁
 * В самом Инине ОП отсутствует, ОП Хорогос расположен в отдалении.

Местонахождение (провинция): Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, СУАР
Xinjiang Uygur Autonomous Region, 新疆维吾尔自治区
Адинистративный центр: Урумчи
Удаленность от границы: 21 км от границы по прямой,
по дороге 68 км от ОП Инин до КПП Хорогос
Сопредельный пункт: Район Джаркент, Восточно-Казахстанская область, Казахстан)
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный, авиа
 * ЖД Инин-Хорогос построена, на дальше в Казахстан идет участок без жд.
Функции: Региональный
Основные приоритеты: Многоуровневая экономическая зона, преимущественно ориентирована на развитие экспорта и бизнеса высоких технологий, промышленности и торговли.
Удобное расположение по отношению к центрально-азиатским странам, до Урумчи – 696 км

Наименование BECZ: 14

Зона пограничного сотрудничества Хэкоу,
Hekou, 河口

Местонахождение (провинция): Юньнань, Yunnan, 云南省
Адинистративный центр: Куньмин
Удаленность от границы: 200 метровый мост через реку Юаньцзян (Хонгха)
Сопредельный пункт: Лао Цхай (Вьетнам)
Открытый порт: Железнодорожный, автомобильный, речной транспорт (следующий внутрь страны)
Функции: Региональный
Основные приоритеты: Удобный транспортно-пассажирский выход между Вьетнамом и Китаем, а также через морские пути к Юго-Восточной Азии в целом (397 км до выхода к морю).

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ